Самарянка у колодца

Самарянка под взглядом Божиим

Христос и самарянка Беседа Господа с самарянкой у колодца побуждает нас вспомнить исторический контекст. Самаряне были инородцы и еретики; когда языческие завоеватели выселили народ из Земли Обетованной, они заселили на их место своих языческих подданных. Эти язычники смешались с остатками израильтян – «народом земли»: слишком бедными, неграмотными и незначительными людьми, чтобы возиться с их выселением.

Самаряне поклонялись как Богу Израилеву, так и языческим идолам. Постепенно у них сложился собственный монотеистический культ, опиравшийся на те же книги Моисеевы, – который казался благочестивым иудеям возмутительной пародией.

Отношения между двумя общинами были стабильно плохими. Мы привыкли слышать о «милосердном самарянине», и часто от нас ускользает смысл притчи, который был ясен слушателям Господа: самарянин был последним, от кого иудею стоило бы ждать милости. Поэтому и самарянка у колодца удивляется, что Господь заговаривает с ней; удивляются и ученики.

У всякого порядочного иудея того времени было по крайней мере три причины не разговаривать с этой женщиной:

Она была полукровка и еретичка.

Она была женщина.

Она была женщина со, скажем мягко, сложной личной жизнью

Собственно, у всякого порядочного иудея того времени было по крайней мере три причины не разговаривать с этой женщиной. Она была самарянка – то есть полукровка и еретичка. Она была женщина. И она была женщина со, скажем мягко, сложной личной жизнью. Пять мужей, и нынешний – не муж, а непонятно кто. Она не приходит к колодцу утром – как все, а тащится днем, по жаре, чтобы не попасться на глаза – и на острые языки – односельчанкам.

Это всё так знакомо: этническая и религиозная неприязнь, пренебрежение к людям, которые выпали из числа благополучных и «порядочных», но в то время самарянке приходилось еще хуже. Традиционное общество более чистое, с одной стороны, но с другой стороны, было более жестоким: женщина, испортившая себе репутацию, навсегда исключалась из числа «приличных». Просто заговорить с ней – уже скандал.

Но Господь смотрит не на это. Он видит в этой женщине человека, бессмертную душу, которую Он пришел спасти для вечности.

Уже в том, что Он говорит с ней, открывается то, как Бог видит людей. На монетах прошлого было изображение правителя, по повелению которого чеканились деньги. Так и каждый человек несет на себе образ Божий. В золотой монете, упавшей в грязь, мы видим золото, а не грязь; мы знаем, что грязь можно смыть. Так и Христос (Который знает про эту женщину всё плохое, что про нее знают люди, и многое сверх этого – Он вообще знает про нее всё) видит в ней, прежде всего, не грязь. Он видит в ней образ Божий, который Он пришел спасти и восстановить.

И самарянка отзывается на это взгляд Божий верой. Мы видим это по тому, как она встречает Его обличение, когда Господь говорит: «У тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе» (Ин. 4: 18).

Грешница! Дура! Проститутка! Ей указывали на ее грехи, чтобы унизить, пнуть, уязвить.

Так легко обидеться, развернуться, уйти – но самарянка не уходит

Она могла бы взорваться горечью, гневом, обидой – ведь ей наверняка много раз ставили на вид ее неустроенную личную жизнь – с высокомерным презрением, с глумливыми насмешками. Грешница! Дура! Проститутка! Ей указывали на ее грехи, чтобы унизить, пнуть, уязвить. Так легко обидеться, развернуться, уйти – но самарянка не уходит. Она верит, что этот таинственный человек указывает ей на ее грехи не за тем, чтобы унизить или посмеяться, а чтобы спасти.

Вера принимает обличение – потому что доверяет Тому, от Кого они исходят. И женщина не оправдывается, не спорит, не указывает на какие-то смягчающие обстоятельства – она признает: «Господи! вижу, что Ты пророк» (Ин. 4: 19) – и спрашивает о том, чье богопочитание истинное: иудеев или самарян.

И ответ Господа звучит неожиданно – неожиданно и для нее, и для современного читателя. Самарянка может ожидать тысячу первого раунда полемики между двумя религиозными общинами. Современный читатель ожидает чего-то вроде «да ладно, мы все поклоняемся одному Богу, на самом деле какая разница, на какой горе».

Но Господь не говорит ни того, ни другого. С одной стороны, между богопочитанием двух общин есть разница: иудеи правы, а самаряне неправы. Но с другой – то «спасение от иудеев», которое ожидалось, уже пришло. Оно здесь. Христос есть спасение. Теперь люди из всех народов будут поклоняться Господу в «Духе и истине», а не на той или другой горе.

Да, в этом богословском споре правы иудеи – но есть нечто бесконечно более важное. Вода Жизни, которую даст Христос тем, кто верует в Него. Речь здесь идет о Святом Духе, излияние Которого уже обещано Пророками: «Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих» (Ис. 44: 3).

И мы видим, как происходит чудо: женщина униженная и презираемая, которая не смеет прийти к колодцу с утра, чтобы лишний раз не попасться никому на глаза, обретает величайшее достоинство и дерзновение. Она «оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне всё, что я сделала: не Он ли Христос?» (Ин. 4: 28–29). И в ее свидетельстве есть что-то настолько могущественное, что люди не могут от нее отмахнуться. «Они вышли из города и пошли к Нему» (Ин. 4: 30).

Самарянка – бедная грешница, но грешница, на которую взглянул Бог, и ее жизнь полностью переменилась. Она не отвернулась от этого взгляда, не оскорбилась на обличение, и спасение достигло ее – и через нее многих других.

Клин православный

епископ Балашихинский Николай

Евангельские чтения периода Цветной Триоди с раннехристианских времен нашли отражение в иконографии – они встречаются и в росписи храмов, и в книжной миниатюре. В нашей заметке приводятся достаточно редко воспроизводимые памятники (фрески, мозаика, миниатюра) на тему Евангельского чтения Недели 5-й по Пасхе – о самаряныне (Ин. 4:5-42).

Рассказ апостола Иоанна Богослова о кажущейся поначалу случайной встрече Спасителя с женщиной – жительницей самарийского городка – начинается с точного указания места – близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев (Ин. 4:5-6). Город Сихем (в евангельском тексте он называется Сихарь) некоторое время – после смерти Соломона и разделения царства Давидова на две части – считался столицей северного царства Израильского; через сорок лет столицу перенесли в Самарию; ко времени земной жизни Спасителя город пришел в упадок. Ныне на этом месте находится Наблус (территория Палестинской автономии), а на горе Гаризим (это о ней говорила самарянка в Ин. 4:21) до сих пор компактно проживают остатки некогда многочисленного народа.

Сихем был также важным религиозным центром. Поблизости Авраам построил первый жертвенник, когда пришел в Ханаан: Прошел Аврам до места Сихема, до дубравы Море. В этой земле тогда Хананеи. И явился Господь Авраму и сказал: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал там жертвенник Господу (Быт. 12:6-7).

После Вавилонского пленения Самария была заселена народом, ведущим свою историю от библейских праотцев и сохранявшим Закон Моисеев, но в значительной степени находившимся под влиянием языческих обычаев. Иудеи самарян презирали и старались с ними не общаться; неприязнь эта была взаимной.

Именно поэтому с таким удивлением отвечала самарянка на просьбу утомленного долгим путем Христа: Как ты, Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются (Ин. 4:9). Именно этот момент запечатлен в самом древнем дошедшем до нас памятнике – фрагменте росписи христианской церкви, т. н. «домовой», в древнем городе Дура-Европос, расположенном на востоке современной Сирии. Роспись датируется 232 г. и хранится в Художественном музее Йельского университета. Женщина наклонилась, чтобы зачерпнуть воды из колодца и, услышав вопрос Христа, изумленно оглядывается. Детали изображения сохранились плохо.

Роспись христианской «домовой церкви» в Дура-Европос. Вторая треть III в.

Отметим, что в прошлом году профессор Фордемского университета (США) Майкл Пеппард высказал мнение, что эта фреска может быть древнейшим изображением Богородицы: в композиции, где фигура Спасителя якобы утрачена, Ему просто негде было бы поместиться и что на самом деле перед нами сцена Благовещения. С последним вряд ли можно согласиться, т.к. для Архангела Гавриила места там также недостаточно.

Другое интересное изображение беседы Христа с самарянкой находится в северном нефе базилики Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне – это прекрасно сохранившаяся византийская мозаика VI в. Утомленный Христос сидит на камне напротив колодца; самарянка набирает воду – достает с помощью ворота из колодца большое ведро; услышав слова Спасителя, она удивленно взглянула на Него; руки ее вздрогнули, и из ведра через край пролилась вода.

Мозаика VI в. Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна, Италия

Примерно так же композиционно решена и миниатюра Псалтири IX в. из монастыря Пантократор на Афоне. Интересная деталь: самарянка на афонской миниатюре пришла к колодцу с большой амфорой.

А на миниатюре из византийского Лекционария XI в. самарянка набирает воду прямо в амфору, к ручкам которой привязана веревка. Здесь изображение Христа (это инициал «Т») отделено от фигуры самарянки текстом. Рукопись находится в собрании музея Думбартон-Окс (Вашингтон).

Инициал из Лекционария. Византия, XI в. Вашингтон. Коллекция Думбартон-Окс

Миниатюра Феодоровской Псалтири (Константинополь, XI в.) из собрания Британской библиотеки в Лондоне столь же лаконична: самарянка достает воду из колодца небольшим ведром с помощью веревки, пропущенной через блок.

Миниатюра из Феодоровской Псалтири. Константинополь, XI в. Лондон. Британская библиотека

На афонской миниатюре (монастырь Дионисиат) из Евангелиария XI в. кувшин у самарянки небольшой; раструб колодца неширокий, и воду она достает с помощью длинной веревки; ворота у колодца нет. В данной композиции иллюстрируется тот момент, когда пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однакож ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею? (Ин. 4:27). Из числа апостолов отметим Петра – он имеет вполне узнаваемую внешность и стоит за спиной Спасителя.

Миниатюра из Евангелиария XI в. Афон, Дионисиат

Фреска Псковского Спасо-Преображенского Мирожского монастыря (XII в.) по составу изображенных лиц напоминает миниатюру из Дионисиата; здесь и Петр с его типичной внешностью, и недоуменно переглядывающиеся апостолы, и характерные жесты Спасителя и самарянки. Даже форма колодца в точности повторяет колодец из Дионисиата. Но одна деталь свидетельствует о том, что роспись делалась на русской земле: самарянка ходит по воду с широким ведром, а на Востоке в таких сосудах воду не носили.

Миниатюра из Четвероевангелия XIII в. из афонского Иверона с композицией, аналогичной предыдущим, дает пример типичного сосуда для переноски воды – это амфора. Новая деталь: за спиной у самарянки видны стены Сихема.

Миниатюра из Четвероевангелия XIII в. Афон, Иверон

Миниатюра из византийского Евангелиария XIII в., находящегося в музее Греческого института византийских и поствизантийских исследований в Венеции, построена по образцу инициала из Лекционария собрания Думбартон-Окс; она столь же лаконична и в деталях буквально копирует более древний прототип.

Армянская миниатюра из Евангелия, созданная в 1262 г. мастером Торосом Рослином и находящаяся в Художественном музее Уолтере в Балтиморе, показывает кроме Спасителя и самарянки группу апостолов, вернувшихся из города с покупками: Петр на плече несет целый мешок снеди. Самарянка беседует со Спасителем и продолжает при этом наполнять из небольшого кувшина объемистую амфору. На втором плане изображен город с высокой крепостной стеной.

Приведем пример творчества еще одного прославленного художника – Мануила Панселина. Это фреска XIV в. в церкви Успения Божией Матери в Протате на Афоне . Мастерски проработанные детали, выразительная внешность Христа и Его собеседницы, мощная крепостная стена Сихема на заднем плане и, наконец, изящно написанный колодец в форме креста – видимое напоминание о том, что сказал самарянке Христос: Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4:14).

Фреска церкви Успения Божией Матери. Афон, Карея, Протат. XIV в.; мастер Мануил Панселин

Колодец в форме креста можно видеть и еще на одной фреске XIV в. – в Печской Патриархии в Косово. По сравнению с предыдущей композицией здесь добавлены апостолы.

Завершим наш обзор композициями из знаменитого Четвероевангелия болгарского царя Иоанна Александра, созданного в 1356 г. в Тырново; рукопись находится в Британской библиотеке в Лондоне.

Миниатюра изображает Встречу у колодца: Христос беседует с самарянкой, и в это время сзади подходят два апостола, которые в недоумении молча глядят друг на друга. С другой стороны композиции – символическое изображение Сихема. На следующей миниатюре изображен сюжет «Проповедь Христа самарянам». Самарянка привела к колодцу жителей Сихема, которые, как это видно из их воздетых в молении рук, просят Спасителя прийти к ним в город: Когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них, и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову (Ин. 4:40). В правой части миниатюры Христос направляется в город Сихем, И еще большее число уверовали по Его слову (Ин. 4:41).

Неделя о самаряныне приходится на дни попразднества Преполовения Пятидесятницы, и к воскресным песнопениям присоединяются песнопения этого праздника: жаждущую душу мою благочестия напой водами, просим мы Воскресшего Христа, Источника жизни нашей, как напоил Он этой водой бессмертия воспоминаемую в этот день самарянку.

Церковь призывает не забывать смиренную женщину, некогда пребывавшую в грехах, но по вере своей сподобившуюся улучить от Господа спасение: Верою пришедшая на кладезь самаряныня обильно была напоена премудрости водою – учением Христовым.

В иконографии праздника Недели о самаряныне усматривается глубокое осмысление встречи самарянки со Христом – души грешной, через смирение и покаяние познавшей Бога. Жизнь ее, по преданию Церкви, завершилась мученической кончиной. Вода Учения Христова стала для нее источником вечной жизни – своим мученическим подвигом она это засвидетельствовала.

В Неделю 5-ю по Пасхе, о самарянке
Митрополит Иоанн (Венланд)
Что означают слова тропаря праздника Преполовения Пятидесятницы: «Жаждущую душу мою благочестия напой водами»? О какой воде здесь говорится? И какую воду обещал дать самарянке Христос?

Источник воды, текущей в жизнь вечную
Протоиерей Борис Балашов
Для обычной воды совершенно невозможно, чтобы сама она могла сделаться источником воды. Обычная вода, вытекшая из родника, попадает в ручей, ручей — в реку, а река впадает в озеро, море или океан. Но какая же вода может впадать в такой океан, который есть Жизнь Вечная?
Вдумываясь в слова Спасителя, сказанные самарянке, мы начинаем понимать, что речь идет об утолении духовной жажды, причем навсегда. Под живой водой толкователи Святого Евангелия понимают благодать Святого Духа или Евангельское учение Господа нашего Иисуса Христа

Алена Мадюжина пять лет назад переехала из Самары в Москву. Пару недель назад она сдала анализы и узнала, что заразилась коронавирусом. Сейчас девушка, которую оставили сидеть дома в строжайшей изоляции, рассказывает о болезни в своем инстаграме: во-первых, чтобы предупредить COVID-скептиков, во-вторых, чтобы помочь тем, кто боится звонить врачу и может пропустить первые симптомы и получить осложнения. Подробности о первых симптомах и течении болезни Алена рассказала и журналисту «КП-Самара».

«Температура была только сутки»

— Я до сих пор не знаю, где именно заразилась коронавирусом: я никуда не ездила, таких людей у меня в окружении не было. Скорее всего, это уже внутренние контакты: где-то в магазине, в транспорте. В моей жизни коронавирус появился неожиданно. В начале апреля мы гуляли с подругой, конечно, обсуждали эту тему. Подруга нашла у себя практически все симптомы, кроме температуры, но тогда мы только посмеялись. 9 апреля у меня поднялась температура до 38 градусов и выше. Я вообще не привыкла обращаться к врачам и в этот раз не собиралась, но настояла мама. 10 апреля ко мне пришел врач, назначил лекарства. На следующий день ко мне пришли, чтобы взять мазок, но в этот день у меня уже была температура 36,6.

Я подумала: «Вот здорово! Мой организм справился с простудой». Я даже не стала пропивать таблетки, которые назначил врач. А анализ сдала, потому что уже назначили, ну и потому, что любопытство распирало.

Врач сказал, что результаты будут через четыре дня. Ограничений особенных не озвучили: сказали, что все в рамках самоизоляции, то есть можно выйти в магазин, вынести мусор. Через четыре дня я звонок не получила и была уверена, что все хорошо. Но позвонили на седьмой день, и я узнала, что у меня положительный результат.

Мне за день до того, как я узнала, написал знакомый: «Ты знаешь хоть одного человека с коронавирусом в своей Москве?» Я говорю: «Нет, не знаю». Он отвечает: «Понятно все, ничего нет, заговор». И на следующий день мне приходит положительный результат. Я написала ему: «Вот теперь я у тебя первый знакомый с коронавирусом».

«Мне писали и поддерживали даже почти незнакомые люди»

Алена честно рассказывает о симптомах коронавируса

Тут мне уже сразу сказали, что никуда нельзя выходить, все — полный карантин. У меня уже были закуплены продукты, а потом мне близкие люди подвезли еще, а сейчас заказываю через сервис доставку.

Болезнь у меня, по сравнению с теми, кого госпитализируют, протекает бессимптомно. Меня попросили следить за своим состоянием: если появятся тяжелые симптомы, надо вызвать врача. Но у меня состояние стабильное, у меня нет температуры, единственное — сильный кашель, слабость, головные боли. Для меня это не показания, чтобы я вызвала врача и мне назначили лечение.

Самый интересный симптом — это то, что я полностью перестала чувствовать вкус. Когда ты теряешь вкус, у тебя нет желания ничего есть, все это ужасно пресно и странно.

Первая реакция родных: «Алена, никуда не выходи, будь ответственной». Никакого негатива не было, все с пониманием отнеслись и очень поддерживали меня. Мне писали в инстаграме люди, которых я видела один-два раза, они предлагали помочь, принести продукты. И, увидев такой интерес, я решила сделать страницу, где буду рассказывать всем о своем состоянии и отвечать на вопросы. Ну и сейчас я осталась без работы, я удаленно подбирала персонал, сейчас на рынке труда коллапс. Поэтому, конечно, я вижу в этом и возможность продвигать свой инстаграм.

Маму я уже успокоила. Сначала она переживала, звонила каждые пять минут, но потом я смогла убедить ее, что у меня все хорошо.

«Уговорила девочку сдать анализы»

Кризис не самым лучшим образом ударил по профессиональным планам девушки

В первые дни мне много кто звонил: Роспотребнадзор, другие ведомства. Спрашивали, с кем я контактировала. Я называла всех людей, их телефоны. Насколько я знаю, анализы не взяли ни у кого. Даже подруга не сдавала — у нее нет никаких показаний.

Люди много пишут, писали и те, у кого положительные результаты, делимся своими наблюдениями. Одна девочка вызвала скорую себе, я настояла на этом, потому что было понятно, что по тем симптомам, которые у нее есть, у нее может быть коронавирус. И лучше о себе такой статус знать.

Алена пять лет назад переехала в Москву

Анализы делают трижды как минимум, два последних анализа должны быть отрицательными, 21 апреля мне сделали, ждать его шесть дней. Если я здорова, мне находиться дома еще шесть дней. Если какой-то анализ будет положительным, то будут повторять снова и снова. Пока не придет отрицательный результат.

Я человек позитивно настроенный, уверена, что организм со всем справится. Но я хочу всем сказать: болезнь есть, ее нужно опасаться. Будьте внимательнее к себе и близким.

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ

Минздрав Самарской области: кто в Самаре болеет коронавирусом и что нас ждет

00:00 00:00

Минздрав Самарской области: кто в Самаре болеет коронавирусом и что нас ждет

00:00 00:00

«Поднялась температура и сдавило легкие»: создатель «самарского тетриса» рассказал, как лечился от коронавируса

Художник Андрей Сяйлев рассказал, как победил коронавирус, и посоветовал россиянам быть внимательнее к здоровью и не заниматься отрицанием проблемы (подробности)

«За границей не были, руки мыли»: бабушка девочки с коронавирусом из Самары рассказала, как заболела ее внучка

Эксклюзив КП. Женщина рассказала «Комсомолке», что ее семья не общалась ни с кем, кто приехал из-за рубежа. Правда, медики в этом сомневаются (подробности)

Беседа Иисуса Христа с самарянкой

Иисус Христос с учениками Своими проходил однажды через город Сихарь. В этом городе жили самаряне. Помните ли вы, кто такие самаряне? Самарянами назывались потомки тех евреев, которые во время вавилонского плена оставались дома. Они смешались с язычниками. Евреи считали самарян раскольниками, ненавидели их, считали нечистыми, так что есть из одной тарелки или пить из одной чашки с самарянином иудей ни за что не стал бы. Самаряне тоже не любили евреев. Они не ходили в Иерусалим для принесения жертв.

Когда подошли к городу, Иисус Христос послал туда своих учеников купить еды на обед, а Сам сел возле городских ворот у колодца. Он устал с дороги.

В это время из города пришла к колодцу за водой одна самарянка. Иисус Христос и говорит ей: «Дай Мне напиться». Самарянка отвечает: «Как это Ты, иудей, просишь пить у меня, самарянки?»

«Если бы ты знала, Кто просит у тебя напиться, – говорит Иисус Христос самарянке, – ты бы сама попросила у Него, и Он дал бы тебе воду живую».

Самарянка, думая, что Он говорит о холодной ключевой воде, которая была на дне глубокого колодца, говорит Иисусу Христу: «Господин! Тебе и зачерпнуть-то нечем, а колодец глубок. Откуда же Ты достанешь живой ключевой воды?»

В ответ Иисус сказал ей: «Всякий, пьющий воду из этого колодца, опять захочет пить. А кто будет пить воду, которую Я ему дам, тот вовек не будет хотеть пить».

Самарянка Ему говорит: «Господин! Дай мне этой воды, чтобы не хотеть пить и не ходить сюда за водой».

Тут Спаситель растолковал самарянке, что Он говорит о Своем учении, что каждый, кто слушает Спасителя и делает то, чему Он учит, получит вечную жизнь в царстве небесном. Спаситель тут же рассказал этой женщине, которую видел в первый раз, всю ее жизнь, все ее грехи, которые она скрывала от других.

Женщина удивилась и воскликнула: «Господин, вижу, что Ты Пророк! Скажи, где следует молиться? Отцы наши молились на этой горе (возле города была гора Гаризин), а вы, иудеи, говорите, что надо молиться в Иерусалиме».

Иисус Христос сказал ей, что молиться можно везде, только молиться надо усердно, от чистого сердца.

«Знаю, что когда придет Мессия, то есть Христос, Он все растолкует», – говорит самарянка.

«Это Я, Который говорю с тобой», – сказал Иисус Христос.

Женщина, услыхав это, бросила свой кувшин и побежала в город сказать жителям, что она видела такого человека, который рассказал ей все, что она делала. Уж не Христос ли Он?

Ученики Иисуса Христа, возвращаясь из города, видели, как Он разговаривал с самарянкой. Про себя они подумали: «Как это наш Учитель разговаривает с самарянкой, ведь иудеи считают это грехом». Однако ни один из них не сказал Ему: «Зачем Ты разговариваешь с ней?»

«Учитель! Ешь», – сказали ученики. Иисус Христос отказался. Ученики спрашивали друг у друга: «Кто же принес Ему есть?»

В это время самаряне, которым женщина уже успела рассказать об Иисусе Христе, огромной толпой пришли к колодцу. Христос стал разговаривать с ними, и так понравилось самарянам учение Иисуса Христа, что они упросили Его остаться у них на два дня. И целых два дня они не отходили от Иисуса Христа, слушали Его учение о добрых делах и о спасении. Самаряне полюбили Иисуса Христа и поверили в Него. Той женщине они говорили: «Не с твоих слов верим – сами услышали и узнали, что Он поистине Спаситель мира, Христос».

Вот как любит грешников Спаситель. Сам приходит к ним, не стыдится разговаривать с ними, учит их, как нужно молиться Богу и жить. Он радуется, когда они Его слушают, веруют и исправляются.

В пятую неделю по Пасхе Церковь вспоминает беседу Исуса Христа с Фотинией Самаряныней, когда Он объявляет Себя Мессией и открывает глубокий смысл высокого и Божественного Своего учения, называя его «источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4, 14).

Беседа Христа и самарянки. История
Неделя о самаряныне. Тропарь, кондак и канон
Беседа Христа и самарянки. Иконы
Беседа Христа и самарянки. Картины
Беседа Христа и самарянки. Музыка
Неделя о самаряныне. Душеполезное поучение

Беседа Христа и самарянки. История

Пятая неделя по Пасхе в церковном богослужении посвящена воспоминанию беседы Спасителя с женщиной-самаряныней. Возвращаясь из Иудеи в Галилею, Исус Христос со Своими учениками проходил через страну самарянскую. Ассирийский царь Салманассар покорил израильтян и отвел их в плен, а на их месте поселил язычников из Вавилона и других мест. От смешения этих переселенцев с оставшимися евреями и произошли самаряне. Самаряне приняли Пятикнижие Моисея, но не забывали и своих богов. Когда евреи вернулись из вавилонского плена и начали восстанавливать Иерусалимский храм, самаряне тоже захотели принять в этом участие, но евреи не допустили их, а потому они выстроили себе отдельный храм на горе Гаризим. Приняв книги Моисея, самаряне, однако, отвергли писания пророков и все предания, и за это иудеи относились к ним хуже, чем к язычникам, всячески избегали какого-либо общения с ними, гнушаясь и презирая их.

Проходя через самарянскую страну, Господь со Своими учениками остановился отдохнуть около колодца, который, по преданию, был выкопан Иаковом. В полдень, во время большого зноя, к колодцу подошла женщина почерпнуть воды. Ученики Исуса отлучились в город за пищей, и Он обратился к самарянке с просьбой: «Дай Мне пить». Узнав, возможно, по одежде или по манере речи, что обращающийся к ней — иудей, самарянка выразила свое удивление в том, что Он, будучи иудеем, просит пить у нее, самарянки, имея в виду то презрение, которое иудеи проявляли к самарянам. Но Исус говорит женщине, что она бы не стала задавать подобного вопроса, зная, Кто говорит с ней и какое счастье Бог послал ей в этой встрече. Если бы она знала, Кто просит у нее пить, то сама бы попросила Его утолить ее духовную жажду, открыть ей ту истину, познать которую стремятся все люди; и Он дал бы ей «воду живую» (Ин. 7:38-39). Самарянка не поняла Господа: подумала, что он имел в виду ключевую воду, которая находится на дне колодца, а потому и спросила Исуса, откуда Он может иметь живую воду, если Ему и почерпнуть нечем, а колодец глубокий. «Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?» (Ин. 4:12). Тогда Господь сказал:

Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4:13-14).

Самарянка не поняла этих слов Спасителя и сказала: «Господин! Дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать». Христос, желая, чтобы самарянка поняла, о чем говорит Он с ней, сначала велел ей позвать к Нему ее мужа. Женщина же сказала: «У меня нет мужа». Тогда Исус Христос сказал ей: «Правду ты сказала, что у тебя нет мужа. Потому что у тебя было пять мужей; и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала». Самарянка, пораженная всеведением Спасителя, обнаружившего всю ее жизнь, поняла теперь, что говорит не с обыкновенным человеком. Она сразу же обратилась к Нему за разрешением давнего спора между самарянами и иудеями: чья вера правильнее и чья служба угоднее Богу. «Господи! Вижу, что Ты пророк», — сказала она, — «отцы наши покланялись на этой горе; а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме». Господь отвечает на вопрос самарянки, что неверно было бы думать, будто поклоняться Богу можно только в одном каком-то определенном месте, и спорный вопрос между самарянами и иудеями скоро сам собой потеряет свое значение, потому что оба типа богослужения — как иудейское, так и самарянское — прекратятся в недалеком будущем. Это предсказание исполнилось, когда самаряне, истребляемые войнами, разубедились в значении своей горы, а Иерусалим был разрушен римлянами и храм сожжен в 70-м году по Рождестве Христовом. Самарянка поняла смысл слов Исуса и сказала: «Знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все». Самаряне также ожидали Мессию. Они в Его лице ждали пророка, а не вождя. Поэтому Исус, долго не называвший себя Мессией при иудеях, этой простой самарянской женщине прямо говорит, что Он и есть обещанный Моисеем Мессия-Христос. В восторге от счастья, что она видит Мессию, самарянка бросает у колодца свой водонос и спешит в город возвестить всем о пришествии Мессии, Который, как Сердцеведец, сказал ей все, что она сделала. Пришедшие в это время ученики Его удивились тому, что их Учитель беседует с женщиной. Однако, благоговея перед своим Учителем, ученики никак не выразили своего удивления и только попросили Его отведать принесенную ими пищу. Но Он отвечал им:

У Меня есть пища, которой вы не знаете (Ин. 4:32).

Ученики не поняли Его слов, не решаясь расспрашивать Его дальше, они говорили между собою: «Разве кто принес Ему есть?» (Ин. 4:33). Исус, прозрев их удивление, объясняет им Свои первые слова:

Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его (Ин. 4:34).

Не о голоде и жажде, не о зное и усталости, не о полуденном отдыхе и обеде думает Он в эти священные минуты. Теперь душа Его у Бога, Который послал Его, теперь весь дух Его погружен в великое дело, которое Отец поручил Ему. Самаряне спешили к Нему через поле. Потому Он продолжает: «Не говорите ли вы во время сеяния: еще четыре месяца, и наступит жатва» (Ин. 4:35). Между тем подошли самаряне. Они поверили свидетельству женщины и просили Исуса остаться у них. Он пробыл у них два дня, и это время исполнено было плодов и благословения. Если они прежде уверовали в Него по слову женщины, то теперь уверовали по Его слову, потому что сами узнали и испытали, что Он есть Мессия, Спаситель мира.

Самарянка, которую Христос встретил у колодца, носила имя Фотиния. Она стала христианкой и приняла мученическую смерть в Риме в 66 году. Вместе с ней за Христа пострадали ее сыновья Иосия и Виктор, а также сестры Анафролия, Парасковия, Кириакия, Фота и Афотина. Память Фотинии совершается 2 апреля (20 марта по ст. ст.). Воспоминание беседы Спасителя с Фотинией Самаряныней о живой воде, Его божественном и спасительном учении, совершается в пятую Неделю по Пасхе.

Неделя о самаряныне. Тропарь, кондак и канон

Тропарь:

Свётлую воскrніz пр0повэдь, t ѓнGла ўвёдэвше гDни ўчн7цы, и3 прaдэднее њсуждeніе tвeрг8шіи, ґпcтлwмъ хвaлzщесz гlаху, и3спровeржесz смeрть, востA хrт0съ бGъ, дaруzи ми1рови вeлію млcть.

Кондак:

Вёрою пришeдши на и3ст0чникъ самарzнhни ви1дэ премu1дрости в0ду тебE хrтE, напи1вшисz њби1лнw. и3 цRьствіz вhшнzгw наслёдовавши вёчнw, приснослaвнаz.

Библиотека Русской веры
Канон в неделю о самаряныне →

Читать онлайн

Беседа Христа и самарянки. Иконы

Сюжет беседы Исуса Христа с самарянкой является одним из самых распространенных изображений в раннехристианском искусстве. У колодца изображена фигура женщины, достающей из него сосуд с водой, а с другой стороны колодца — Спасителя, беседующего с женщиной. К наиболее ранним изображениям этого сюжета относятся: фреска церковного дома в Дура-Европос (ок. 250 года, сохранилась только фигура самарянки), фрески катакомб Претекстата на Виа Латина (IV век), рельеф на пластине из слоновой кости на кафедре Максимиана (VI век).

Исус и самарянка. Рим, фреска катакомб Via Latina. III-IV века

С VI века происходит изменение в изображении композиции — Исуса Христа изображают сидящим возле колодца (например, мозаика равеннской церкви Сант-Аполлинаре Нуово, VI век). К XII-XIV векам в иконописи в сцене беседы Христа с самарянкой приобретает акцент на ее учительном значении (например, роспись новгородской церкви Феодора Стратилата на Ручью, 1380-е годы).

Беседа Христа с самарянкой. Италия, Ravenna, VI векМученица Фотиния Самаряныня. Современная иконаХристос и самарянка. Двусторонняя икона-таблетка, оборот — «Исцеление расслабленного». Вторая четверть XV в. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедникХристос и самарянка. Первая половина XVII в. Санкт-Петербург, ГРМХристос и Самарянка. Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Конец ХVII в.Беседа Господа с самарянкой. Современная фреска

Беседа Христа и самарянки. Картины

Христос и самарянка. Пьетро Перуджино, 1506-1507 гг. Институт искусств (Чикаго)Христос и самарянка. Артсен, Питер. Ок. 1543–1545 гг. ГМИИХристос и самарянка. Рембрандт Харменс ван Рейн. 1659 г. ЭрмитажХристос и самарянка. Генрих Семирадский. 1890 год. Львовская государственная картинная галерея

Беседа Христа и самарянки. Музыка

Сюжету беседы Спасителя и самарянки посвящен известный гимн в стиле соул Jesus Gave Me Water, который входит в репертуар таких негритянских артистов, как Сэм Кук, B.B. King, The Soul Stirrers, Marleys Ghost.

Неделя о самаряныне. Душеполезное поучение

Дни от Пасхи до Святой Троицы называются «святыми» и имеют некоторые свои уставные особенности в церковной и домашней молитве. Это дни особой духовной радости ради празднования светлого Христова Воскресения, которые мы должны посвящать размышлениям о Священном Писании, последовательно переходя от одного великого события к другому. Первые две недели после Пасхи напоминают о предыдущем торжестве, последующие говорят о чудесах, которые совершил Господь во времена иудейской пятидесятницы, являющейся прообразом наших великих христианских праздников. В пятидесятый день после Пасхи, после сошествия Святого Духа на апостолов, было окончательно исполнено Божественное домостроительство нашего спасения.

«Ведомо же да есть, яко от еврей убо трие суть праздницы: пасха, и пятьдесятница, и сениц потчения. Пасху убо, воспоминание творяху, приведению Чермнаго моря, пасха бо приведение толкуется. Являше же таковый праздник, наша еже от темнаго греха к раю паки приведение и возвращение. Пятьдесятницу же праздноваху, в воспоминание еже в пустыни злострастия их, и како многими скорьбми, в землю обетования введени быша, тогда плода пшеницы и вина насладишася. Являет же праздник сей, наше обращение от неверия, и в церковь внитие. Тогда бо и мы Владычня причащаемся Тела и Крове. Ови убо тоя ради вины глаголют, еже от еврей пятьдесятницу праздновати. Овии же в честь глаголют, пятьдесятным днем, яже постився Моисей, богописанный закон прият. Третий же праздник, сениц потчения празднуем, по пятих месяцех праздника пасхи» (Триодь цветная).

Народ, который в иудеях презрительно назывался «самарянами», жил около горы Соморы и потому получил для себя соответствующее наименование. Первоначально же эти люди назывались израильтянами. После смерти царя Соломона общее иудейское царство распалось на две части. Верность законному царю сохранили только два колена — иудино и вениаминово, остальные десять выбрали другого правителя и впоследствии уклонились в идолопоклонство, за что много раз были наказуемы от Бога разорением своего государства и пленением от ассирян. Из Священного Писания они принимали только Пятикнижие пророка Моисея и имели собственный храм для ритуальных действий, отличный от Иеросалимского. Радикальные иудеи гнушались ими и считали подобными язычникам: «нечистыми» и недостойными близкого общения.

По этой причине женщина-самаряныня, узнавши в Спасителе иудея, с удивлением спросила у Него, как Он может к ней обращаться, вопреки общепринятому еврейскому обычаю. По толкованию святителя Иоанна Златоустого, женщина эта была весьма бедна и зарабатывала себе на жизнь рукоделием. Ведь и пришла она на колодец в полдень (соответственно шестому часу иудейского времени исчисления), когда все прочие люди обычно искали покоя и отдыха. Только у самых бедных тружеников, постоянно заботившихся о своем пропитании, не было такой возможности. Так же и Господь промыслительно подошел к колодцу именно к шестому часу дня, ибо в который час Евва, прельстившись, впала в грех, в тот же надлежало и исправить женское естество от падения.

«Ко источнику прииде источник чудес в шестый час, Еввин уловити плод. Ибо Евва в той изыде из рая, прелестию змиевою» (Триодь Цветная).

Начавши разговор с обыденной житейской просьбы — подать воды из кладязя, Господь, Единый видящий глубину сердца человеческого, премудро и постепенно возводит женщину к тайнам высшего богословия, которые не вполне открывал в то время даже и близким ученикам Своим и апостолам.

Сила Божия в немощи совершается (2-е Кор. 12, 9).

Так и немощная по природе своей женщина поднимается и возрастает в силе духовной.

«Посему и Христос, видя ея понятливость, открывает другую, более важную истину, которой он не открыл ни Никодиму, ни Нафанаилу» (Блаженный Феофилакт Болгарский).

Святитель Иоанн Златоуст также говорит свое похвальное слово об истинном любомудрии простой поселянки, необученной книжной грамоте:

«О преславное чудо, блудная жена сильнее апостол бе. Апостоли бо по воскресении Его, и по вознесении проповедати начаша: а сия прежде страсти проповеда Христа».

На искренность и глубину веры женщины указывает и то, что она узнала в Христе долгожданного всеми Мессию не ради каких-либо особенных чудес Его, а ради красоты Самого Спасительного Его учения. Если Он и явил в Себе во время беседы нечто сверхъестественное, то при этом обнаружил и потаенное согрешение женщины, которого она стыдилась и желала бы скрыть от людей. Без горячего, сердечного расположения к истине она могла бы возмутиться и покинуть это место, но, напротив, она смиренно подтверждает справедливость обличения и проникается все большим благоговением к своему собеседнику, называя Его Господином и Пророком.

«Ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ты ныне имеешь, не муж тебе» (Ин. 4, 18).

Святые отцы по-разному толкуют эти евангельские строки. Некоторые объясняют, что здесь иносказательно говорится о Пятикнижии Моисеовом, почитаемом у самарян, под шестым же разумеют Господа Исуса Христа, учение Которого они принять еще не успели. Другие указывают на пять законов, данные Богом для человечества: в раю, по изгнании из рая, при Ное, при Аврааме и при Моисее. Шестой же — Евангелие, который еще не был установлен. Число «пять» соответствует также еще и пяти основным человеческим чувствам, которые вследствие грехопадения стали подвержены всевозможным порокам.

«Самарянка есть и всякая душа, которая неразумно подчинилась пяти чувствам, потом приняла и ложные учения, как бы шестого прелюбодея, но которой (т.е. душе-грешнице) Исус благодетельствует или крещением, или источником слез. И слезы могут быть названы колодезем Иакова, то есть ума нашего, попирающего злобу. Воду сию пьет и сам разум, и дети его — помыслы, и скот его — неразумные части души, гнев и пожелание. Ибо слезы служат освежением и для ума и для помыслов, и для прочих сил души» (Блаженный Феофилакт Болгарский).

Женщина, как только услышала и вкусила духовную сладость от возвышенных святых поучений, тотчас сильно возгорелась сердцем и даже забыла о самых необходимых телесных потребностях и естественной усталости. Она бросила пустой водонос у колодца и побежала в город — возвестить о великой и неожиданной встрече. Ради того, чтобы слова ее звучали доказательнее, она презрела и душевный стыд, прилюдно говоря о том, что раньше тщательно скрывала.

«Поистине, душа, воспламененная Божественным огнем, не смотрит ни на что земное, ни на стыд, ни на бесчестие. Вот и она не стыдится обнаруживать свои дела, но говорит: Который сказал мне все, что я сделала. Она могла бы сказать и иначе: пойдите. Посмотрите Пророка, Который пророчествует; но она не говорит так, а презирает мнение о самой себе и имеет ввиду одно только — проповедовать истину» (Блаженный Феофилакт Болгарский).

«Враги человеку домашние его». В то время как самаряне, по слову женщины, тепло и радостно принимают Спасителя в свое селение и с верою и благоговением внимают Его Божественным глаголам, иудеи относятся к Нему с подозрительным пренебрежением, не верят в Него, даже ради самых очевидных чудесных Его деяний, гневаются и клевещут. Самаряне умоляют Христа не покидать их города, иудеи же не только гонят, но и делают многократные попытки побить Его камнями.

«Смотри, пожалуй, в короткое время народ превзошел свою учительницу. Ибо они называют Его не пороком, не Спасителем Израиля, но Спасителем мира, и еще с членом: Он есть Тот Спаситель, Который собственно и истинно спас всех. Многие приходили спасать, и закон, и пророки, и ангелы, но истинный Спаситель есть Он» (Блаженный Феофилакт Болгарский).

Через некоторое время, когда множество народа соберется в Иеросалим ради почтения к своему великому празднику, Христос опять придет в Иудею проповедовать о неиссякаемом источнике воды для жизни вечной.

В последний же великий день праздника стоял Исус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей; Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой (Ин. 7, 37-38).

Но иудеи, в отличие от самарян, хотя и слышали те же слова, не были расположены к ним душою и сердцем, напротив, некоторые главные старейшины вознамерились даже взять под стражу Спасителя, как законопреступника, и непременно сделали бы это, если бы невидимая Божественная сила удерживала их до времени.
Женщина же самаряныня твердо и без сомнений приняла Божественное евангельское учение и привела к истинной вере всех своих родственников. Церковное предание сохранило повесть об их страдании и мученическом подвиге.

«Сия же самаряныня, яже последи от Христа именовавшися Фотиния, яже и мучения венцем увязеся при Нероне кесари, с двемя своими сынми, по мнозе озлоблении и строгании, и сосцу отрезании, и сокрушении руку, тростии тонких под ногти влагании, и олова напоении, и иных бесчисленных мук истязании, на конец ввержена бысть в студенец, и тако скончася. Ведомо же буди, яко студенца оного горлище, сиречь устие, царь Иустиниан честнее оттуду принес, в Божия Слова Премудрости церкве великия храме положи, на студенец во святей Софии, и камень, на нем же Христос седя, самаряныни беседоваше. И доселе обоя пребывают пред папертом от востока, во храм входяще на левой стране, всяк недуг исцеляющ. Паче же им же от огняниц страдати приключающимся, и трясавицею болящим. Очищает же и отгонит и чарования бываемая. Твоея мученицы Фотинии молитвами, Христе Боже помилуй нас, ныне и присно и во веки веком, аминь» (Цветная Триодь, Синоксарь в Неделю о Самаряныне).