Сатана дьявол

2. Откуда взялся сатана?

Вопрос:Откуда взялся сатана?

Отвечает священник Константин Пархоменко:

Открывая Библию, читаем: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою…» .

Слово «бездна», в оригинале – техом (древнеевр.), напоминает нам о вавилонской богине Теомат, богине хаоса, богине океанской пучины. Библейский автор, намекая на Теомат (людям библейского времени этот намек был понятен), хотел подчеркнуть, что с первых мгновений миротворения космосу противостоит неуправляемая разрушительная сила.

Так, уже на первой странице Библии мы знакомимся с сатаной. В дальнейшем он всегда незримо, но реально будет присутствовать в созданном Богом мире.

Однако то, что сатана существует уже при сотворении мира, доказывает, что он появился раньше мира. Это действительно так. Согласно древнему общецерковному Преданию, сатана – это один из сотворенных Богом Ангелов.

Ангелы – это духовные свободные существа, созданные Богом до творения видимого мира. Ангелов великое множество. Они не все одинаковы. Мы говорим, что ангельский мир иерархичен. Есть высшие Ангелы – среди них Херувимы, Серафимы, есть Ангелы меньшие. Сатана принадлежал к числу высших Ангелов. Священное Писание даже говорит, что это был самый больший, самый лучший Ангел!

И вот этот Ангел, прекрасно осознавая свое могущество, захотел стать еще более могущественным и славным – как Бог! Он взбунтовался против Создателя, был побежден, низвержен с Небес. Но не уничтожен. И вот этот теперь, этот крайне злобный побежденный дух, вместе с большим количеством выступивших на его стороне и ставших злыми ангелов – демонов, пытается навредить делу Божию. А главное дело Божие – спасение человека и мира. Значит, все силы сатаны брошены на то, чтобы помешать человеку жить правильно, богоугодно и достигать спасения.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

2 816


Рождение Дьявола случилось после того, как Бог создал человека по своему образу и подобию. Но надо честно признаться, что у Создателя не получилось многое из того, что он задумывал. Звучит кощунственно, но сами посудите: человек вовсе не является духовно-совершенной личностью. В нём присутствует множество отрицательных черт характера. То есть Господь хотел одно, а получил совсем другое. Поэтому в его душу закрались досада и разочарование. А результат был самым плачевным. Первые люди были без сожаления изгнаны из рая, и отправились влачить существование на земную твердь.

На ней люди обжились, обустроились, но их мысли были далеки от совершенства. Преобладали в них порок, алчность, зависть. Они тяжким бременем давили на психику и пробуждали к действию всё грязное и нехорошее. Отсюда начали происходить убийства, воровство, предательство и другие низменные поступки. Они превратили человека в примитивное животное с убогими целями и идеалами.

Однако не стоит сгущать краски. В любом человеке сосуществуют 2 взаимоисключающих начала. Это добро и зло. Вот только концентрация добра и зла у каждой личности разная. У одних людей внутренний мир состоит из более светлых тонов, у других из более тёмных. Человека же, сияющего нравственной чистотой или погрузившегося в полный и беспросветный душевный мрак, найти на грешной земле практически невозможно.

Конечно, попадаются люди необыкновенные, безмерно светлые и праведные. Но количество их ничтожно, а имена у всех на слуху, потому как таких церковь сразу выявляет, а после смерти причисляет к лику святых. Встречаются и конченные негодяи, полностью потерявшие человеческий образ. Их тоже немного, они тоже всем известны, благодаря судебной хронике и научным трактатам, посвящённым изучению столь необычного явления.

Нам же остаётся только искренне сочувствовать Создателю и сожалеть, что не получилось у него совершенное творение. Мечтал он об одном, а на божий свет явилось совсем другое. Однако так уж устроен мир, что не у каждой творческой личности получается то, о чём она мечтает. Примеров таких в истории тысячи. Так что Господь наш не одинок в своём разочаровании.

В раю же, где вначале и жил человек, остались одни безгрешные ангелы, которые не имели плоти, но зато обладали чистыми и непорочными душами. Пели они красивыми голосами, сидя под райскими яблонями, и, казалось, не желали ничего большего. Со временем выяснилось, что это не так.

Был среди тех, кто окружал Творца, преданный ему архангел (старший ангел) Люцифер. Имя его означало – «несущий свет» или «сын зари», и любил он Господа безмерно, стараясь во всём на него походить. Особый трепет в душе архангела вызывала мудрость Создателя. Искренне Люцифер восхищался ей, но видимо, со временем, что-то случилось, и впорхнуло в почитателя тёмное облачко.

Обуяла Люцифера гордыня

Обуяла Люцифера гордыня. Стал он смотреть на Господа не с восторгом и преданностью, а с затаённой завистью. И в один прекрасный момент, когда Творец отсутствовал, архангел объявил себя владыкой и велел ангелам преклоняться перед ним. Не все послушались Люцифера. Большинство непорочных душ отринулось от него, но нашлись такие, которые склонили головы перед самозванцем.

Правил восставший архангел недолго. Создатель вернулся и быстро навёл порядок. Тяжело ему было наказывать своего любимца, но тот совершил великий грех – впал в гордыню, а потому, без справедливого возмездия никак было нельзя. Создал Бог ад глубоко под землёй и отправил туда Люцифера и всех тех ангелов, которые присягнули ему на верность. Но до рождения Дьявола было ещё далека.

Оказался несостоявшийся владыка в преисподней не у дел. Не было у него там никакого занятия, а Господь сразу и определиться не смог, что же Люциферу такое поручить, чтобы он не лодырничал, а добросовестно выполнял свои обязанности.

Люцифер падает в ад

Падший ангел, свергнутый с небес
От вынужденного безделья всякое нехорошее может произойти. Бог это прекрасно понимал, а потому послал в ад архангела Михаила. Тот заковал Люцифера в кандалы до того времени, пока Создатель не решит, чем же провинившегося подданного занять.

Ждать пришлось очень долго – тысячу лет. Наконец работа для Люцифера нашлась. Повелел ему Всевышний заниматься учётом грехов, которые на земле совершали люди. Работа такая – чистая канцелярия: фиксируй только нарушения заповедей, да отправляй данные по инстанции. Ни здесь тебе полёта мысли, ни творчества, ни фантазии – одна скучная рутина, но зато кандалы сняли и позволили передвигаться свободно.

За такую деятельность взялся Люцифер добросовестно, ответственно – надо же было перед Господом грехи замаливать. Побежали годы, потянулись столетья. Всё вроде утряслось, вошло в колею, но каждый понимает – хоть каким старательным не будь, хоть как не усердствуй в порученном деле, если оно не по душе, если скучно и неинтересно, то со временем начнёт расти внутренний протест, появятся недовольство и метания, возникнет желание изменить ситуацию.

То же самое случилось и с падшим ангелом Люцифером. Понимал он, что достоин большего, но не смел противиться воле Всевышнего. Тому же с райских высот всё было видно, обо всём Создатель знал, ничто от него не было сокрыто. Увидел он метания своего проштрафившегося подданного, понял, что не смирил тот гордыню, не пошло ему во благо пребывание в аду в качестве смиренного статиста и послушного исполнителя.

К тому времени люди расселились по всей Земле. Стало их огромное количество на всех материках и континентах. Жили они, кто как умел, кто как мог. Грешили конечно, как же без этого. Были среди них и шибко праведные, которые стремились к свету, а всё постыдное и грязное отметали.

Все эти жизненные коллизии были неорганизованны, пущены на самотёк. Злостные нарушители заповедей после смерти должного наказания не несли, так как ада с раскалёнными сковородами и глумливыми чертями не было. Души же людей, честно и достойно отбывших свой земной срок, попадали в рай, но такая награда чрезвычайно их над грешниками не возвышала, так как те жили совсем неплохо и чувствовали себя очень даже комфортно в местах хоть и не райских, но для существования вполне пригодных.

Взвесив всё, оценив ситуацию, Господь решил послать смертным более серьёзные испытания, дабы провести пропасть между праведной жизнью и грешной, а после смерти вознести души непорочные к свету и блаженству, а падшие и растлённые подвергнуть вечному и страшному наказанию.

В то же время Всевышний не хотел быть предвзятым, а стремился к объективности и справедливости. Тут дело в том, что при рождении все люди получали разные черты характера. Одни уже рождались честными, а потому могли таковыми беспроблемно и прожить все годы земной жизни и автоматически оказаться в раю. Другие же появлялись на божий свет порочными, и им уже судьбой было определено оказаться в аду после смерти.

Чтобы уравнять всех в правах, Господь определился подвергать каждого человека при жизни искушениям. Тут уж неизвестно: какой будет финал человеческого пути. Честный да праведный может соблазниться и пасть, а грешный и порочный наоборот – подняться над грехом и заслужить прощение, испугавшись адских мук и бессрочного наказания.

Соблазнение души, введение её во всё греховное и было поручено Люциферу. Тот уж совсем зачах за нелюбимой работой, но после решения Господа ожил и гордо поднял голову. Получил он статус князя Тьмы, сам же назвал себя Дьяволом от индийского слова «деви», что означает Бог. Всевышний на такую дерзость никак не прореагировал, так как его мудрость не знает границ: понимал он, что название сути не отражает, а служит только для утехи гордыни и самолюбия.

Так произошло рождение Дьявола. И вот уже много тысяч лет он подвергает людей искушениям, пытается ввести в грех. Немало таких, которые поддаются соблазну, а после смерти оказываются в адовом пекле.

Чин отречения от сатаны и сочетания со Христом и особенности исторической практики его совершения

В чине отречения от сатаны крещаемые подтверждают отказ от пути Смерти: «Отрекаюсь от тебя, сатана, и всех дел твоих», а в чине сочетания со Христом сознательно выбирают путь Жизни: «Сочетаюсь с Тобою, Христе».

В своей работе я опиралась на писания учителей и катехетов Древней церкви, а также исследования литургистов XIX-XX вв. Были выявлены три генеральных линии, три смысловых аспекта в этом чине, а именно предкрещальное покаяние, последний экзорцизм и принесение крещальных обетов. Надо отметить, что у катехетов Древней церкви и современных исследователей эти аспекты пересекаются и являются взаимодополняющими.

Чин отречения от сатаны как итог (фиксация) предкрещального покаяния

Этап просвещения становится для катехумена временем покаяния, т.е. периодом активных перемен в жизни. На протяжении всего основного этапа оглашения катехумены проходили от одного до нескольких испытаний (в латинской традиции – scrutinium) , во время которых опрос восприемников и самих кандидатов катехизатор проверял, изменилась ли жизнь катехумена: следовал ли он заповедям, проявлял ли милость к больным, перестал ли проявлять гордость и тщеславие . Если катехумен не проходил испытания, то он не допускался к продолжению оглашения. Scrutinium были необходимыми ступенями на пути к итоговому испытанию – чину отречения от сатаны и сочетания со Христом. Чин отречения от сатаны должен был зафиксировать уже происшедшее изменение жизни и ума крещаемого: «Когда же приблизиться время крестить оглашенного, пусть научат его тому, что касается отречения от дьявола и сочетания со Христом. Ибо он должен воздерживаться от противного, а к таинствам приступать тогда, когда наперед очистит сердце свое от всякого злообычая, нечистоты и порока; тогда только он должен приступать к святыне» .

Слова формулы отречения выражали суть происходящего покаяния. Только при осознанном отречении от сатаны и всех дел его отречение обретает силу, а не превращается в магическую формулу. Именно поэтому катехеты и учители церкви много времени уделяли разъяснению оглашаемым возможных форм и существа идолослужения. Все языческие обряды воспринимались христианами как поклонение дьяволу, поэтому отречение от языческого культа было отречением от дьявола.

Во время чина отречения от сатаны крещаемые стояли босые, нагие или одетые в «хитон кающихся», женщины должны были расплести волосы и снять украшения. Стояние во вретище известно как «обряд Cilicium» (лат. – рубашки). Этот обряд имел двойной смысл: стояние в грубой одежде напоминало крещаемому о его собственных грехах и грехах его предков и способствовало печали о грехах и раскаянию; также вретище являлось образом «кожаных одежд», которые были даны Адаму после грехопадения и изгнания его из рая. В Антиохии отречение от сатаны произносили стоя на коленях с воздетыми руками.

Говоря о современной жизни, протопр. Александр Шмеман с горечью отмечал, что христиане «не замечают явного идолопоклонства, пронизывающего идеи и ценности сегодняшней жизни и формирующего, определяющего и порабощающего их жизнь, в гораздо большей степени, чем открытое идолопоклонство древнего язычества» . По мнению о. Александра, отречение от сатаны не означает отвержение некоего мифического существа, в существование которого никто не верит, отречься от сатаны значит «отвергнуть целое мировоззрение, сотканное из гордыни и самоутверждения, из той гордыни, которая похитила человека у Бога и погрузила его во тьму, смерть и ад» .

Чин отречения от сатаны и сочетания со Христом имеет два аспекта: негативный – отречение – и позитивный – сочетание. Сочетание со Христом –»божественное стремление двигаться, пойти за Христом» . «Выметенный и убранный» дом (Мф 12:44) необходимо наполнить новым содержанием жизни. Возвращение к Богу-Отцу, преодоление разрыва, отпадения от Бога всегда несет в себе аспект новой жизни с Богом во Христе.

Таким образом, чин отречения от сатаны и сочетания со Христом был финальным испытанием готовности катехумена к крещению. Покаянная одежда крещаемых или их нагота, поза с воздетыми руками, стояние на коленях, призваны были выражать происшедшее предкрещальное покаяние, а также помогали катехуменам сделать покаянное усилие. В формуле отречения от сатаны содержалась квинтэссенция наставлений учителей и катехетов о смысле приносимого Богу покаяния. В чине сочетания со Христом нашла свое выражение необходимая составляющая происшедшего покаяния – обещание Богу новой жизни со Христом.

Чин отречения от сатаны как завершающий этап экзорцизмов
На протяжении основного этапа оглашения в период интенсивной подготовки к крещению над просвещаемыми читались запрещения на дьявола – экзорцизмы.

А.И. Алмазов в «Истории чинопоследований крещения и миропомазания» пишет о тесной связи между экзорцизмами и чином отречения и сочетания. Как экзорцизмы имеют своей целью изгнание демонов, так и сущностью чина отречения от сатаны и сочетания со Христом является «освобождение от власти дьявола» .

Мотив избавления катехумена от влияния чуждых духов и очищения проходит сквозь все оглашение, имея своим логическим завершением вопросы и ответы в предкрещальном чине отречения от сатаны и сочетания со Христом .

Дуновение в чине отречения носит характер экзорцизма, поскольку человек избавляется от чуждого духа тем, что выдыхает его из себя. Греческое слово εμφυσημα (дуновение) у свт. Кирилла Иерусалимского используется при описании экзорцизмов: «…и одно дуновение (εμφυσημα) заклинающего бывает огнем для сих невидимых врагов» . Однокоренное слово εμφυσησατε (дуньте) используется и в чине отречения от сатаны, когда архиепископ призывает крещаемых дунуть на сатану .

В «Апостольском предании» экзорцизмы совершаются каждый день и их интенсивность нарастает к концу этапа просвещения. Завершающий экзорцизм совершался епископом, который должен был засвидетельствовать чистоту катехумена от чуждых духов. Если катехумен не проходил испытание, это означало, что он «не слушал Слово с верой, ибо невозможно, чтобы чужой укрывался всегда» .

В Иерусалиме крещаемые отрекались от сатаны, стоя в темном коридоре перед баптистерием экзорцистерии. Само название – «экзорцистериум» – напрямую связано с экзорцизмом, либо с ежедневными, либо с последним экзорцизмом – отречением от сатаны.

Крайне важным представляется личное обращение ко Христу и сатане. И у свт. Иоанна Златоуста, и в «Апостольском предании» слова отречения обращены напрямую к сатане: «Отрекаюсь от тебя, сатана», а слова сочетания напрямую ко Христу: «Сочетаюсь с Тобой, Христе». Обращение напрямую к сатане встречается лишь в запрещениях – экзорцизмах и в чине отречения от сатаны. Личное обращение крещаемого к сатане свидетельствовало о личном характере духовной брани. «Христос ставит вас против него, чтобы, отвергнув его и дунув на него, вы начали борьбу против него» . К сожалению, в современном чине крещения отречение от сатаны лишено личного обращения и произносится по отношению к третьему лицу, священнослужитель спрашивает: «Отрекаешься ли ты от сатаны?», а крещаемый отвечает: «Отрекаюсь» .

В «Апостольском предании» после отречения от сатаны пресвитер помазывал крещаемого елеем заклинания (экзорцизма), говоря ему: «Всякий дух да удалится от тебя». Помазание елеем катехеты и мистагоги Древней церкви сравнивали с умащением борца перед поединком , т.к. намасленного борца труднее ухватить, его тело выскальзывает из рук противника. Когда крещаемый отрекся от сатаны, он должен быть готовым к тяжелой борьбе с ним. Но катехумен ведет борьбу с сатаной, с духами зла внутри себя и в мире не своей силой, его Защитником выступает Христос.

Таким образом, чин отречения от сатаны связан с экзорцизмами и представляет из себя последний очистительный акт, завершающий весь процесс подготовки к крещению. И в экзорцизме и в чине отречения присутствовало личное обращение к сатане: оно свидетельствует о прямой духовной брани, которую в одном случае ведет экзорцист (катехизатор и на завершающем этапе епископ), в другом – сам крещаемый. В помощь и для укрепления крещаемого после отречения о сатаны совершалось помазание елеем экзорцизма. Акт очистительного дуновения, изгоняющего чуждого духа, встречается как в экзорцизмах, так и в чине отречения от сатаны. То, что в экзорцизмах было действием экзорциста при молитвенном участии катехумена, в чине отречения от сатаны совершает сам крещаемый, сердце которого уже очищено и подготовлено к принятию Христа. Т.е. чин отречения от сатаны является экзорцизмом, который совершает сам крещаемый.

Принесение крещальных обетов в чине отречения от сатаны и сочетания со Христом

Крещальные обеты являются частью чина отречения от сатаны и сочетания со Христом и содержат в себе «положительную составляющую» – обещание крещаемого Богу сочетаться, т.е. жить, со Христом, которое было впоследствии дополнено исповеданием веры во Христа как в Царя и Бога и поклонением Ему.

Хотя III в. не дает свидетельств о разработанном чине сочетания со Христом, тем не менее крещальные обеты зафиксированы у Тертуллиана, Амвросия Медиоланского, Киприана Карфагенского. Чин сочетания со Христом может быть выражен и в форме исповедания веры в Отца и Сына и Святого Духа и в единое крещение покаяния, после которого совершалось водное крещение. В Медиоланской крещальной практике не было слов сочетания Христу, чин сочетания заключался в повороте крещаемого на восток, «лицом ко Христу», после отречения от сатаны. Но слов отречения от сатаны и простого поворота было достаточно для заключения договора с Богом.

Истоки сочетания со Христом можно увидеть в воинской присяге, которую римские легионеры приносили не империи, а императору лично, и тем самым устанавливалась личная связь между императором и солдатами . В современной православной литургической практике в чине сочетания со Христом крещаемый должен признать во Христе своего Царя и Бога: «Верую в Него как Царя и Бога» .

Елеопомазание имело также и аллюзии воинской присяги. В древности воинам наносили на лоб знак господина, которому те служили . Так и крещаемые еще до водного крещения становились воинами Христа и носили на лбу печать Того, Кому обещают служить. В 15-й молитве Евхология Серапиона Тмуитского говорится о том, что после помазания елеем, очищении в крещение и обновления Святым Духом крещаемые «обретут силу, чтобы побеждать» .

В современном чинопоследовании таинства крещения елеопомазание несет в себе иной смысл: священнослужитель помазывает крещаемого «для исцеления души и тела», «для слышания веры», чтобы ходил «путями заповедей Твоих» . Таким образом, акцент с духовной борьбы, объявления войны и зачисления в воины Христовы переносится на исцеление душевное и телесное и соблюдение заповедей.

Свт. Иоанн Златоуст сравнивает крещальные обеты с договором при покупке рабов: «Как мы, покупая рабов, наперед спрашиваем самих продаваемых, желают ли они служить нам, – так делает и Христос: намереваясь принять тебя в служение, Он наперед спрашивает, желаешь ли оставить того свирепого и жестокого тирана, и принимает от тебя договорные условия, потому что власть Его не соединена с принуждением» . Но Христос еще до нашего согласия уже заплатил цену за каждого, оставляя человеку право выбора, кому служить. «И однако не принуждает тех, которые не хотят служить Ему; если не угодно тебе, говорит Он, <…> Я не принуждаю и не заставляю» . «Он не требует от нас ни свидетелей, ни рукописаний, но довольствуется одним изречением, и если ты скажешь от души: отрицаюся тебе, сатана, и гордыни твоея, то Он получил все» .

Важно отметить, что «договор» заключался до совершения водного крещения. Обеты, произносимые катехуменами перед крещальной купелью, как и само крещение, не даровали спасения только в силу их принесения, необходимо было соблюдать данные обещания. «Все, сказанное тобою, наипаче в сей страшный час, написано в Божиих книгах. Итак, если ты сему что либо противное сделаешь, как преступник, осужден будешь» . Свт. Златоуст предупреждает христиан не быть беспечными и сохранить обещания, данные Христу при крещении, поскольку их нарушение необратимо: «ибо не бывает второго креста, ни второго отпущения в купели возрождения» . Тертуллиан пишет, что «нарушить обещание наше – то же самое, что отменить крещение» .

Интересна точка зрения на крещальные обеты другого ученного – Х. Бухингера. Он исследует ранние сирийские источники («Деяния Фомы», сирийскую «Дидаскалию», «Историю Иоанна, сына Заведеева») и отмечает, что в них «нет и следов отречения от дьявола» . Собственно отречение от сатаны требовалось только от жрецов языческого культа и не было связано непосредственно с таинством крещения. Тогда как в сирийской «Дидаскалии» (III в.) есть намеки на некий род оглашения и засвидетельствовано подобие чина соединения со Христом (или Троицей), который совершался в начале оглашения в форме исповедания веры . Таким образом, Х. Бухингер предполагает, что изначально в сирийской традиции существовал начаток чина сочетания со Христом, а именно исповедание веры, которое совершалось перед началом оглашения. Затем чин сочетания со Христом переместился в конец оглашения и был дополнен чином отречения от сатаны. Это предположение подкрепляется тем, что, по мнению Х. Бухингера, в раннесирийской традиции положительным аспектом крещения считалось усыновление Богом, возрождение, дар Духа Святого, помазание в пророческое и царское священство. И эти «положительные» акценты превалируют над «отрицательными, разъединяющими аспектами» крещения , хотя обращение и оставление грехов в чине сохраняются. Отметим, что такое предположение ученого – одна из гипотез.

Таким образом, чины отречения от сатаны и сочетания со Христом являются главными обетами, приносимым Богу в таинстве Крещения. Еще раз подчеркнем, что катехумены приносят крещальные обеты до совершения водного крещения. Нарушение принесенных обетов означает разрыв отношений со Христом, вплоть до отмены крещения.

Чин отречения от сатаны и сочетания со Христом генетически связан с предкрещальным покаянием, освобождением от власти «князя мира сего». Чин отречения от сатаны, напрямую связанный с запрещениями на дьявола, становится последним экзорцизмом, совершаемым самим крещаемым. Отречение от сатаны должно было засвидетельствовать очищение крещаемого от чуждого духа и готовность принять Христа. Чин отречения от сатаны и сочетания со Христом можно рассматривать как главные крещальные обеты, приносимые до принятия водного крещения. Важным аспектом чина представляется личное обращение ко Христу: «Сочетаюсь с Тобой, Христе» и личный вызов сатане: «Отрекаюсь от тебя, сатана», которые утрачены в современном чинопоследовании. Отречение от прежней греховной жизни, отказ быть рабом «князю мира сего» суть непременные условия крещения. Чин сочетания со Христом отражает сущность христианского крещения, стремление следовать за Христом, признав его своим единственным Богом и Царем. Возрождение святоотеческой катехизации позволит вернуть чину отречения от сатаны и сочетания со Христом ключевое место в таинстве просвещения.

История о том, как Дьявол стал Дьяволом

Случилось это в незапамятные времена. Падший Ангел, сброшенный с Небес за соблазнение первых людей, не хотел мириться с участью изгоя. Поэтому он неустанно искал способ загладить вину и снова занять свое место у Всевышнего Престола.
И вот однажды он нашел решение:
— Доброе деяние вселенских размеров, вот что мне нужно. Если я облагодетельствую весь род человеческий, тогда по праву стану первым среди ангелов!
________________________________________
По выжженной солнцем степи, поднимая тучи пыли, двигалось огромное войско. Десятки тысяч закаленных солдат под предводительством непобедимого полководца приближались к владениям богатого, но слабого царя.
Сам царь и его подданные покорно ждали роковой участи – штурма столицы, разрушения городов и деревень, убийств, насилий и грабежей. Защитить страну было некому – собственное войско состояло большей частью из неопытных новобранцев, а союзники не спешили прийти на помощь. Царь был готов выплатить любую дань, отдать заложников, признать себя вассалом, но враги отказывались от переговоров. Он не собирались довольствоваться частью, они хотели взять все.
Жители обреченной столицы собрались на дворцовой площади и воззвали к Небесам с мольбой о спасении.
Ответа не последовало. И не удивительно. Ведь уже тысячи лет государства, народы и племена вели непрерывную войну между собой. Остановить насилие можно было, только искоренив зло в душах. А для этого людей надо было сотворить заново, чего Всевышний после грехопадения Адама и Евы делать не желал.
И вот умолкли охрипшие священники, стихли бесполезные молитвы. И когда оставалось только одно – бросить свои дома и спасаться бегством, полыхнула черная молния – и на площадь перед дворцом ступил Падший.
Он объявил:
— От вас отвернулись Небеса. Но вы не останетесь без защиты! С этого дня я принимаю ваш город под свое покровительство.
— Хвала Доброму Ангелу! – закричали горожане. – Спаси нас, и мы отдадим тебе наши сердца и души!
Падший с удовольствием выслушал благодарственные возгласы, а потом спросил:
— Скажите, в чем главная причина этой войны? Чего хотят ваши враги?
Толпа расступилась. Вперед вышел царь.
— Они хотят получить наше золото, наше серебро, наши драгоценности. Они хотят ограбить нас до нитки и убить каждого, кто решит сопротивляться.
— Очень хорошо! – воскликнул Падший Ангел. – Расходитесь по дома. Даю слово, что вам больше нечего бояться!
________________________________________
Неприятельское войско было уже в двух дневных переходах от столицы. Полководцу не надо было подгонять солдат. Не думая об усталости, они рвались вперед, чтобы поскорее увидеть стены самого богатого города на свете. И горе его жителям, если они не откроют ворота: тогда никому не будет пощады!
— Смотрите, смотрите! – закричали вдруг дозорные. – Впереди огонь!
Но это был не огонь. Под ярким солнцем ослепительно сверкала огромная гора золота. И не только золота – там были рубины, изумруды, бирюза, жемчуг, кораллы, сапфиры, опалы… – проще перечислить, чего там не было!
Воины, сломав строй и расталкивая друга, кинулись к чудесной горе. Каждый хватал, сколько мог унести, а потом возвращался снова и снова. Сокровищ было столько, что с лихвой хватило всем – от полководца до погонщика обозных ослов.
Прошли часы. Солдаты сидели на земле и с блаженными улыбками гладили мешки, набитые золотом. Никто не знал, что делать дальше. И тогда полководец принял единственно разумное решение:
— Нам незачем идти вперед и подвергать войско трудностям осады. Не знаю, откуда взялись эти драгоценности, но мы получили в десять раз больше, чем могли бы захватить у врага.
Поэтому впервые в жизни я приказываю трубить отступление. Мы возвращаемся!
Воины разразились радостными криками, взвалили на плечи бесценную ношу и медленно двинулись в обратный поход.
________________________________________
Падший Ангел объявил трепещущим от страха жителям столицы, что опасности больше нет. Ликование было безмерным. Счастливые люди плясали, распевали песни и бросали цветы под ноги своему спасителю.
— О, величайший! – почтительно обратился царь. – Могу ли я узнать, как ты остановил этих воинов, известных своей храбростью? Ты наслал на вражеское войско полчища диких зверей? Или на них набросились все змеи и скорпионы пустыни? Или ты устрашил их песчаной бурей?
Падший рассмеялся:
— Я не стал никого убивать. Я просто дал им то, чего они хотели. Я дал им золото. Очень много золота. Так много, что они забыли о войне. Теперь каждый воин тащит на себе два тюка с драгоценностями и мечтает только о том, чтобы невредимым добраться до родной земли.
— Как мудро! – воскликнул царь. – Воистину ты – Отец Хитрости! И, значит, они так обременены добычей, что с трудом передвигают ноги?
Он подозвал к себе начальника конницы:
— Собери лучших воинов! Седлайте коней и немедленно скачите в погоню за неприятелем!
________________________________________
— Тревога! Впереди враги! Хватайте оружие и стройтесь! – кричали сотники. – Скорее, если хотите жить!
Когда полководец вышел из своего шатра, он увидел, что могучего войска больше нет. Перед ним стояло сборище перепуганных людей. У многих солдат не было мечей и копий, доспехи были давно брошены, чтобы не мешали нести золото. Разгром был неминуем.
Тогда полководец преклонил колени и воскликнул:
— Взываю к тебе, о неизвестный благодетель! Ты даровал нам эти сказочные сокровища, так неужели ты позволишь, чтобы нас перебили в этой пустыне? Соверши еще одно чудо, останови врагов !
Падший Ангел довольно улыбнулся. И в тот же самый миг прямо под копыта атакующей конницы начали падать серебряные и золотые чаши, браслеты, перстни, тысячи, десятки тысяч золотых монет!
Всадники изо всех сил натянули поводья, кони встали на дыбы. Сражение закончилось, не успев начаться. Забыв о неприятельском войске, забыв обо всем на свете, воины ползали по земле и лихорадочно набивали золотом переметные сумы.
Так закончилась эта война. Гордый своими деяниями Падший Ангел обратился ко всем земным правителям. Он обещал покончить не только с войнами, но и с преступлениями.
— Из-за чего люди воюют и убивают друг друга? Из-за денег! Из-за чего грабят, воруют, мошенничают, обманывают? Из-за денег! А если человек сможет получить деньги, не преступая закон и не причиняя страдания ближнему, то преступления исчезнут сами собой!
Настали чудесные времена. Вместо того, чтобы с бессильной завистью смотреть на богатого соседа или темной ночью забираться в чужой дом, теперь надо было всего лишь воззвать к Ангелу:
— О, добрейший, пошли мне десять золотых, сегодня вечером я устраиваю пирушку для друзей!
— Я хочу порадовать свою жену – мне нужно кольцо с алмазом!
— Облагодетельствуй меня сотней, а лучше двумя – хочу испытать счастье в игре!
— Даруй мне слиток золота – я собираюсь купить новый дом!
Ликовали купцы, лавочники, содержатели кабаков и притонов – деньги лились рекой, от покупателей не было отбоя.
Честность торжествовала. Замки и засовы вышли из употребления, дома не закрывались, упавший кошелек и завтра лежал на прежнем месте.
С городских площадей исчезли плахи и виселицы. Стражники больше не гонялись за разбойниками, да и тюремщикам пришлось искать другую службу – новых заключенных давно не было, прежних выпустили на волю.
А новый Создатель нетерпеливо ждал приглашения к Небесному Престолу – в награду за исправление нравов человечества.
— Сотворить людей было не так уж трудно. А вот сделать их счастливыми – это удалось только мне!
Однако не все было ладно в прекрасном новом мире. Цены на еду, вино, одежду удваивались каждую неделю, а потом и каждый день. То, что еще вчера покупалось за медный грош, сегодня обходилось в пять золотых.
Все платили без ропота и жалоб, ведь денег было больше, чем товаров. А если кому-то не хватало денег, он тут же получал недостающее от Доброго Ангела.
Но цены окончательно обезумели. Купцы и кабатчики, булочники и гончары, железных дел мастера и виноторговцы, продажные женщины и продавцы гашиша больше не принимали золота, с негодованием отказывались от изумрудов и рубинов.
— Кому нужны эти драгоценности? Их уже больше, чем камней в каменоломне!
За горшки теперь приходилось расплачиваться солью, за вино – горшками, за хлеб отдавали мясо, за мясо – дрова, за дрова — гвозди.
Снова вернулись войны и преступления. Банды грабителей врывались в дома и забирали еду, которую хозяева тщетно прятали под грудами золота. Мирные жители боялись выйти на улицу – прохожих раздевали прямо среди белого дня.
Торговля почти прекратилась. Из-за нападений голодных толп купцы боялись открывать лавки, а дорожных разбойников стало больше, чем караванов.
За победоносными армиями тянулись длинные обозы с зерном, солью, железом и медью, башмаками и ношенной одеждой. В захваченных городах не оставалось ни одного целого здания. С крыш сдирали черепицу, дома разбирали на доски и кирпичи. Все, что прежде покупалось за серебро и золото, теперь само стало золотом.
— Спаси нас, Отец Небесный, и избавь от коварного искусителя!– в отчаянии воззвали люди всех земель.
Крик этот был таким громким, что на этот раз его услышали. Вседержитель глянул на землю и ужаснулся содеянному Падшим Ангелом. По мановению божественной длани самоцветные камни превратились в простую гальку, а золото и серебро – в обычное железо. Драгоценности не исчезли, но снова стали такими же редкими, как прежде.
Все остальное было уже делом самих людей.
А когда Господь навел порядок в разоренном мире, то навсегда отлучил Падшего Ангела от Небес.
________________________________________
— Пусть мне не удалось совершить добро, зато теперь я знаю, как творить зло, – сказал оскорбленный Дьявол. – И я клянусь отомстить за свое унижение Небесам и неблагодарному человеческому роду!
Произнеся эту страшную клятву, он удалился в Царство Тьмы, где и будет пребывать до скончания времен.

Что мы знаем про дьявола/ The Devil We Know (2011, фильм) — отзыв

Признаюсь честно в том, что я разочарован. Вместо обещанного документального фильма про такой феномен как Падший ангел я увидел набор … чего? Какие-то люди, которые якобы журналисты, богословы, теологи, и даже один музыкант. Они пытаются объяснить и рассказать про такое явление как Падший ангел.

Ребят, при всем уважении к вам, и сложности затронутой темы, которую действительно практически невозможно рассмотреть в одном фильме, вы серьезно?

То есть кроме католического Западного представления о Люцифере (кстати, это имя не разу не было упомянуто. Почему? Ведь это тоже одно из имен этого существа) мы ничего не знаем про протестанское, православное и остальные взгляды? Вы даже упомянули про исламского Иблиса и буддийского духа зла, который искушал Гаутаму. После этого воспринимать «фильм» как серьезный и документальный труд нет никакого желания. Но может быть здесь есть некое рациональное зерно? Давайте попробуем разобраться, ведь наверняка даже здесь есть нечто интересное, что поможет нам понять инфернальную сторону христианского учения и причины появления Дьявола.

Название: Что мы знаем про дьявола
Оригинальное название: The Devil We Know (Der Teufel — Die Personifizierung des Bösen)
Год выпуска: 2011
Жанр: Документальный, история, культура, религия, эзотерика, искусство, исследование
Выпущено: Канада, Великобритания, Arcadia Entertainment, Vision TV, Parthenon Entertainment
Режиссер: Джессика Браун, Джон Уэстли Чишолм О фильме: Дьявол, Князь Тьмы… Он страшен, он зол, он создает много шума, но причинить вред может только тогда, когда шагнешь в зону досягаемости его цепи… Но серьезного вреда причинить он не может, поскольку он создание. Это враг — но враг поверженный. Будьте внимательны, будьте осторожны! Но не относитесь к нему слишком серьезно… От Библии к рок-н-роллу и интернету — этот документальный фильм исследует образ Князя Тьмы в искусстве и поп-культуре. Теологи, искусствоведы и музыканты расскажут о роли дьявола в религии и других сферах жизни.

Ии, и их нет.

Таадааам! Вот так просто. Нет никаких причин появления падшего ангела. В саду Еву искушал Змий,в Ветхом Завете повелитель ада все-лишь один из слуг Господа, который поспорил с ним шутки ради на душу Иова. И только уже в Откровениях Иоанна мы узнаем про то, что дьявол, оказывается, враг Бога. Партийный злодей, идеологический враг, и вообще отличный парень, если послушать с каким восторгом представляет его один из «исследователей» этого документального фильма.

Из этого исследования я узнал то, что образ Дьявола постоянно менялся, и только в Средневековье он стал Мировым плохишом, который противостоит всем добрым поступкам. А в ветхом завете он был чуть ли не паинькой, и хорошим парнем, который прост делает плохую работу. Должен же этим кто-то заниматься. То,насколько сильно пахнуло в этом моменте каббалой я даже заикаться не буду. Что мне действительно понравилось, так это описание эволюции образа темного ангела. Он действительно менялся. и становился все более страшным с каждым поколением христианского мышления и развития теологической мысли. Именно в средние века у него появляются рога, крылья, и голова козла. И это совсем не насмешка над языческими богами, как решил один из очередных «профессоров» с высоты своей колокольни. Это лишь попытка изобразить всю глубину падения некогда возлюбленного ангела Господа. Ведь, как известно, козел не только дурно пахнет, и отличается скверным характером. Ему же приписывают и весьма бурную сексуальную жизнь. Языком христианина похоть, то есть разврат.

Не стоит искать нечто глубокое в том, что лежит на поверхности.

Здесь не было практически никаких исторических упоминаний кроме вырванных фраз из Библии. Зато создатели фильма не поленились пройтись по фильмам и упомянуть явление темного ангела в рок-музыке. Спасибо и на том, что не всем рокерам приписали поклонение Сатане. Хотя, если верить вот этому милому человеку, то крики, и тяжелая музыка с выкриками Сатаны позволяет выплеснуть всю негативную энергетику из человека. Как же он выразился:Я понимаю, что это звучит странно, но упоминание падшего ангела в музыке позволяет конструктивно избавиться от негатива, и не пойти сжигать храмы.

Да, чувак. Это действительно звучит странно. Примерно как » я бухаю вместо того, чтобы решать свои проблемы, но что в этом плохого? Ведь так я подавляю в себе негатив».

Мне нравится одна очень старая и мудрая фраза про то что Вы можете не верить в дьявола. Отрицать его существование или возможность влияние на мир. Но он верит в вас. И охотно помогает делать шаги в сторону ада. Всячески пытаясь доказать свое отсутствие в мире.

Ведь чем громче мы кричим «волки,волки», тем меньше в них хочется верить. Недаром именно его называют отцом лжи и обмана. Что, кстати, снова «забыли» упомянуть в этом фильме.

Хочется сказать спасибо за то, что в фильм позвали хотя бы одного представителя церкви. Ну или наняли актера, который играет эту роль, и говорит про плохие последствия увлечения инфернальными силами. Но его доводы звучат весьма неубедительно на фоне остальных.

А выводы просто замечательны. Нас на полном серьезе убеждают в том, что существование дьявола (не как настоящей личности, а символ, или образ протеста) позволяет людям держать некий моральный вектор, и не впасть в первозданный Хаос.

Вы сейчас с е р ъ е з н о, да? То есть не Творец как Благо, не любовь к ближнему, а именно Отец лжи и обмана, князь тьмы и падший ангел помогает человеку не впасть в моральный коллапс.

Ваша честь, у меня все.

Я кажется знаю на чьей стороне играет вот этот человек.

Который утверждает, что не было найдено никаких доказательств ужасных оргий или человеческих жертвоприношений в так называемых культах сатанистов, которых панически боялись глупые американцы на рубеже 70-80 годов.

А вот у наивных православных таких историй более чем достаточно. Интервью с очевидцами, просто записки и дневники, анонимные признания,наблюдения государственных служб. Ведь создатели фильма ничего не слышали про «кровавую пасху», когда погибли служители Господа от рук служителя падшего ангела, который не такой уж и «плохой парень».

Подумаешь, что у него всего-лишь патологическая ненависть ко всему светлому и доброму, и просто ярко выраженная мания сеять раздор и обман не только в стане своих врагов, но и разрушать свои собственные культы.

Что я хочу сказать в итоге своего сумбурного отзыва? Глупый, невнятный, проамериканский фильм в самом плохом смысле этого значения. Абсолютное незнание того, про что говорят так называемые исследователи, журналисты и ученые. Никаких аргументов,ссылок или документов кроме пары цитат из Библии. Абсолютное неумение преподнести свою точку зрения публике.

Ставлю двойку,и то исключительно за те несколько интересных нюансов, которые я услышал в фильме. Опускаю палец вниз,и настоятельно рекомендую куда более адекватные документальные фильмы и исследования.

Спасибо всем, кто заглянул в мой отзыв. И до новых встреч друзья.