Савва святой

Святой Савва Сербский: биография и жизнеописание, фото и интересные факты

До двенадцатого века сербы проживали на Балканах разрозненно, отдельными областями. Христианство на полуострове было, но в зачаточном состоянии. Народ жил под гнетом Византии, императору не было нужды образовывать и развивать нацию, платящую ему дань.

Мощным стимулом для развития письменности и религии стала независимость. Борьбу с византийским императором начала династия князей Рашки. С именем Неманичей связана независимость, развитие культуры, образования, закона и устроение автокефалии. Самым выдающимся представителем династии, по мнению историков, был святой Савва Сербский.

Принц Растко

Отцом подвижника был Стефан Неманя, внесший огромный вклад в развитие Рашки, части княжества с одиннадцатого по тринадцатый век. Сербское государство скоро распалось, а область перешла под власть византийского императора. Стефан стал князем Рашки, и ему очень не нравился размер налогов, наложенных захватчиком. После уплаты подати население оказывалось за чертой бедности. Нечем было кормить детей и себя, о запасах даже не мечтали. Стефан решил бороться с византийским игом и преуспел. Князю удалось не только отстоять независимость, но и присоединить к Рашке другие области на Балканах, в которых проживали сербы.

Стефан вступил в брак с Анной Неманич, дочерью одного из балканских правителей. В этом союзе появилось шестеро детей, одним из которых был Растко, известный нам как святой Савва Сербский. Точная дата рождения подвижника неизвестна, историки упоминают годы от 1169 до 1175. Детство будущего старца прошло в горах, на территории нынешней Подгорицы. Перед глазами мальчика был христианский пример его родителей, братьев и сестер, поэтому единственным желанием Растко являлось монашество.

Смерть отца

Закончив строительство монастыря, в возрасте 85 лет скончался Симеон. Савва похоронил отца и захотел уединиться для молитв об усопшем родителе. Для этого святой построил в 1199 году келью в Карее. В полном уединении Савва ежедневно исполнял строгий иноческий устав, прочитывал Псалтирь целиком, принимал пищу один раз в сутки, придерживаясь особо строгого поста в понедельник, среду и пятницу. Однажды во время молитвы за отца ему было видение: Симеон в облаке нетварного света в окружении святых и праведников. Отец сказал Савве, что удостоился от Господа награды, и участь его блаженна.

Также пообещал сыну милость Божью. Савва обрадовался и благодарил Господа. В своей безмолвнице, так называл святой келью, он составил подробное жизнеописание отца и попросил игуменов Святой горы совершить литию на его могиле. Савва верил, что Господь откроет праведника. Так и случилось. Во время богослужения могила Симеона наполнилась миром, вокруг разнеслось благоухание. Единогласно признали афонские жители нового святого и прославили его. О случившемся Святой Савва написал в родную Сербию, чем немало порадовал своих братьев и сестер.

Перенесение мощей Симеона в Сербию

Новое столетие принесло на землю много бед. В 1202 году католическими крестоносцами был захвачен Константинополь и образована Латинская империя. Император и византийский Патриарх укрылись в Никее, а над Афоном нависла католическая угроза. На Балканах также не было спокойствия: старший брат Саввы Вукан восстал против Стефана, которому отец передал бразды правления государством.

Мятежник отнял от Сербии две области и объявил себя королем, заручившись поддержкой Папы Римского. Братская вражда начала угрожать православной вере в Сербии, так как Папа через самопровозглашенного короля насаждал на Балканах католичество. Стефан, с трудом сдерживающий брата, написал на Афон святому Савве. В письме он просил привезти на родную землю мощи отца, дабы помирить братьев и прекратить междоусобицу.

Утешение братии

Из биографии святого Саввы Сербского известно, что на Афоне он пробыл двадцать лет. Святая гора стала его домом, нелегко было покидать ее. Но ради братьев и мира на родной земле пришлось поднять из могилы отца и вместе с несколькими отцами-святогорцами отправиться в путь. Хиландарские насельники были безутешны, но игумену Мефодию во сне явился Симеон и сказал, что из пустой гробницы вырастет виноградная лоза, и пока она продолжает плодоносить, благословение святого почивает на монастыре и его жителях.

Вскоре на могиле действительно вырос куст винограда и по сей день плодоносит, хотя возраст его уже перевалил за восемь столетий. Иногда ее по ошибке считают лозой святого Саввы Сербского, хотя на самом деле она растет на месте погребения его отца, Симеона.

В Сербии делегацию приняли с большим почтением, мощи Симеона положили в некогда построенном им монастыре Студеница. Савва ежедневно совершал Божественную Литургию с местными священниками. После службы святой произносил проникновенные проповеди, призывая людей примириться и прекратить гражданскую войну. Народ, помнящий о добром своем правителе, получил поддержку и надежду на мирную жизнь.

Миротворец и проповедник

Ежедневно Савва беседовал с братьями, Вуканом и Стефаном, в надежде примирить их. И Бог, по молитвам святого, вразумил враждующих. В памяти сербского народа они навсегда остались примиренными братьями. Совпадение или нет, но после этого мощи святого Симеона вновь замироточили. Савва собирался вернуться на Афон вместе с отцами – святогорцами, но великий жупан умолял его остаться.

Усмотрев в этих уговорах волю Божию, угодник решил продолжить дело своего отца по распространению христианства на родной земле, став строителем храмов и монастырей. Вместе с ним остались некоторые афонские монахи, остальные же, богато одаренные великим жупаном, вернулись на Святую гору.

Свою деятельность Савва, возведенный в сан архимандрита, начал со Студеницы, став его настоятелем. Монастырь жил по уставу Хиландара, святогорцы обучали новобранцев, желающих посвятить жизнь свою служению Господу. В Студеницу стекались паломники со всего Балканского полуострова: каждый желал послушать принца, доказавшего своим примером, что и богатому доступно Царство Божие.

Ехали паломники помолиться у мощей святого Симеона, исповедовать грехи и получить наставление. Монастырь богател и расширялся. Под руководством святого Саввы строились жилые корпуса для иноков, монастырские гостиницы и архондарики, хозяйственные постройки, загоны для скота и обширные житницы. Регулярно отправлялись грузы в Хиландар, для поддержания монашествующих.

Нападение союзника

Как только жизнь монастыря наладилась, Савва поделился с братом Стефаном идеей постройки обители в местечке Жича. Но обсуждение подробностей прервалось вестью о нападении на Сербию мятежного болгарского князя Стреза. С Болгарией великий жупан наладил дипломатические отношения. Длительное время два государства не конфликтовали. Болгарский царь Калоян вел войну против латинян и был убит при осаде Фессалоник. Наследником царства стал его племянник Борило. Но Стрез, вассал Калояна поднял восстание против нового правителя.

Желая расширить границы Болгарии, мятежник напал на Сербию. Святой Савва отправился в стан врага в одиночку и всячески увещевал Стреза прекратить разгульный образ жизни и издевательство над пленными. Не добившись раскаяния болгарина, архимандрит отправился на место ночлега. После полуночи из дворца прибежал человек и рассказал о смерти Стреза. Умирая, он кричал, что некий юноша, посланный Саввой, копьем пронзил его сердце.

Святой понял, что это был ангел Господень. Воины, узнавшие утром о смерти Стреза, покинули лагерь и вернулись домой. После чудесного избавления от супостата в Сербии на долгое время установился мир. Савва со Стефаном начали строительство монастыря. Выполняя свой замысел, святой не оставил миссионерского служения: продолжал готовить иноков к просветительской работе и служению на приходах. По воскресеньям Савва учил грамоте крестьянских ребят.

Бывая в поездках по стране, разговаривал с простыми людьми, наставляя и благословляя их. В новый монастырь в Жиче стекался народ со всех окраин. Всех привлекала слава Саввы как молитвенника и чудотворца. Особенно поток усилился после того, как архимандрит исцелил парализованного человека. Простые крестьяне быстро разнесли весть об исцелении и слабые, немощные и расслабленные наводнили обитель, прося здоровья и отпущения грехов.

Смерть подвижника

Полная трудностей жизнь святого Саввы завершилась неожиданно. С целью примирить две враждующих стороны, Никею и Болгарию, он отправился в путешествие. С помощью Божией ему удалось убедить двух царей отказаться от войны. Асень, правитель Болгарии, предложил Савве погостить у него, дождаться весны, чтобы возвращаться домой. Святой согласился и каждый вечер беседовал с царем, наставляя его в вере и благочестии. В праздник Богоявления у Саввы началась лихорадка. Святой воспринял это как признак близкой смерти, поспешил завершить земные дела и причастился Христовых Тайн.

14 января 1235 года ученики, находившиеся возле Саввы, услышали голос: «Радуйся, слуга Мой, возлюбивший истину!» – и еще, немного позже: «Приди, Мой добрый и возлюбленный слуга, прими награду, которую Я обещал всем любящим Меня». В этот миг святой с улыбкой предал свою душу Господу.

Возвращение мощей

Савву Сербского с почестями упокоили в храме в Болгарии. Король Владислав, племянник святого, писал болгарскому правителю письма, с просьбой отдать честные мощи святого, на что каждый раз получал отказ. Асень и патриарх Иоаким полагали, что святой по воле Божией упокоился в Болгарии, а не в Сербии, значит, и мощи его должны пребывать на этой земле. Подданные короля Владислава негодовали, требовали вернуть святыню, на Балканы вновь надвигался призрак гражданской войны. Тогда правитель Сербии отправился в Болгарию, в храм Сорока мучеников Севастийских, где были положены честные мощи святого Саввы и взмолился ему:

Знаю, что мой грех заставил тебя покинуть Сербию и привел к смерти на чужбине. Но прости меня ради любви к твоему брату, а моему отцу. Не забудь народа своего, ради коего ты столько страдал, и не покрывай меня позором и горем. Моли Бога и твоими молитвами обрати сердце царя Асеня, да дозволит он мне взять твое тело; ибо будет презирать меня народ мой, если я возвращусь без тебя.

Той же ночью королю Болгарии во сне явился святой Савва и попросил его отдать свое тело сербам. Асень, справедливо опасаясь гнева Господня, согласился на торжественное перенесение мощей Саввы на родину. При открытии саркофага по храму разнеслось благоухание и совершались многочисленные чудеса, а сам святитель казался уснувшим.

На протяжении всей своей истории Сербия не знала более значимого и торжественного события, чем перенесение мощей святителя Саввы из Болгарии в Сербию. Положили мощи там же, где родился и вырос Растко Неманич – в Герцеговину, в местечко Милешево.

Турецкое иго

Мирная жизнь на Балканах закончилась с приходом турков. Османская империя напала на полуостров и установила свои порядки, многих сербов насильно обратили в ислам. Монастырь в Жиче турки трогать побоялись, потому что от гробницы святого совершалось такое количество чудес, что подсвечник у раки с мощами никогда не бывал пуст, даже в самые скорбные для сербов времена.

О самых крупных событиях такого рода рассказывает жизнеописание святого Саввы Сербского, составленное его учеником игуменом Дометианом, который был настоятелем и духовником Хиландарского Афонского монастыря. До конца шестнадцатого века в Жиче искали заступничества и помощи святителя. Все, от мала до велика, знали, в чем помогает святой Савва Сербский и кто он такой. Проведя под гнетом оттоманской империи более ста пятидесяти лет, сербы начали организовывать восстания, постепенно выходя из-под контроля оккупантов.

Сожжение мощей

Турки справедливо полагали, что партизанский дух подогревается в обителях и монастырях. Кровожадный хан Мухаммед Третий отдал приказ подавить сопротивление, уничтожив святыни. Монастырь в Жиче был окружен, монахов заставили отдать деревянную раку с мощами святого Саввы. Гроб с телом отвезли в Белград и прилюдно сожгли. После этого кощунственного акта последовали репрессии высших церковных иерархов. Вршацкий епископ Феодор принял мученическую кончину, а из его кожи мучители сделали барабан. Патриарха Иоанна заковали в цепи, привели в Константинополь и повесили на Адрианопольских воротах.

Храм в Белграде

В конце девятнадцатого столетия на месте сожжения мощей началось строительство храма святого Саввы Сербского в Белграде. Это сооружение не закончено полностью и по сей день. В 1894 году начались обсуждения многочисленных проектов, споры и дискуссии по поводу выбора архитектурного стиля, строителей и материалов.

Окончательный проект утвердили лишь в 1935 году, тогда же была осуществлена закладка фундамента будущего храма святого Саввы Сербского в Белграде. В 1939 году удалось возвести стены высотой 12 метров. А первого сентября 1939 года началась Вторая мировая война, поэтому строительство храма святого Саввы Сербского пришлось заморозить.

Строительные работы возобновились лишь в 1986 году. Это был день святого Саввы Сербского. Спустя три года был завершен купол. Официальное открытие храма состоялось в 2004 году, весной 2008-го освятили придел в честь святых мучеников Ермила и Стратоника.

В России святого Савву Сербского почитают не меньше, чем в Сербии. В 2015 году президент нашей страны назначил Россотрудничество генеральным координатором работ по оформлению внутреннего убранства собора. Русские и сербские специалисты совместно сложили мозаику главного купола общей площадью 1230 квадратных метров, а в декабре 2018 года был начат монтаж мозаики в алтарной части.

В России святой Савва Сербский очень почитаем. Многие бездетные пары просят у него помощи в зачатии. Несправедливо обиженные и притесняемые просят помощи в избавлении от тирании. В чем помогает святой Савва Сербский? Это был великий подвижник, успокаивающий гражданские войны, в одиночку входящий в стан врага, исцеляющий больных и строящий храмы. Поэтому святитель помогает обратившимся к нему с любой проблемой. Просить помощи нужно с верой и надеждой. В день памяти святого Саввы Сербского в храмах читают акафист и молятся:

О священная главо, преславный чудотворче, святителю Христов Савво, Сербския земли первопрестольниче, хранителю и просветителю, всех же христиан благонадежный пред Господем предстателю, тебе припадаем и молимся: даждь нам быти причастником любве твоея к Богу и ближнему, еюже при жизни святая душа твоя преисполнена бысть.

Озари нас истиною, просвети ум и сердце наше светом Божественнаго учения, научи нас тебе подражати верно, Бога и ближняго нашего любити и заповеди Господни совершати непогрешительно, да будем и мы чада твоя не по имени токмо, но всем житием нашим. Молися, святый архиерею, о святей Православней Церкви и отечестве твоем земном, присно тя любовию чтущем. Призри благоутробно на всяку душу верных твоих чтителей, милости и помощи твоея ищущих, буди всем нам в болезнех целитель, в скорбех утешитель, в печалех посетитель, в бедах и нуждах помощник, в час же смертный милостивый покровитель и защититель, да, при помощи молитв твоих святых, сподобимся и мы грешнии спасение верное получити и царствие Христово унаследовати. Ей, святче Божий, не посрами упования нашего, еже на тя крепко возлагаем, но яви нам твое многомощное заступление, да славим и поем дивнаго во святых Своих Бога Отца и Сына и Святаго Духа, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

В церковных лавках нетрудно найти лик святителя, а также его сочинения, чтобы пополнить домашнюю библиотеку. В интернет-магазине художественно-производственного предприятия “Софрино” икону святого Саввы Сербского можно заказать онлайн с доставкой. Мастера изготовят лик любого размера, в киоте, окладе или без него.

Икону святого Саввы Сербского обязательно нужно иметь семьям с детьми, а также знакомить подрастающее поколение с жизнью великого подвижника. Савва Сербский – отличный образец для подражания: смелый, верный, кроткий, образованный и стойкий. Молятся святителю о здоровье, помощи в делах, разрешении трудностей в работе и строительстве.

Категория:Сербия

Респу́блика Се́рбия (серб. Репу̀блика Ср̀бија) — государство в юго-восточной Европе, в центральной части Балканского полуострова и частично Паннонской низменности, не имеющее выхода к морю. Население — 7 243 007 (2013).

Крупнейшие города

  • Белград
  • Нови-Сад
  • Приштина
  • Ниш

Православие в Сербии

Православие — одна из традиционных и самая распространённая религия в Сербии. В Сербии проживает 6,4 млн православных (перепись 2002), или 85 % населения Центральной Сербии и Воеводины. Большинство из них относится к Сербской православной церкви. Число православных в Косово из-за нестабильной ситуации в крае не поддаётся точному подсчёту.

Сербская православная церковь

Се́рбская правосла́вная це́рковь (серб. Српска православна црква) — автокефальная поместная православная Церковь, имеющая 6-е место в диптихе автокефальных поместных Церквей Константинопольского Патриархата и 7-е место в диптихе Московского Патриархата.

История

На территории соседней Македонии христианство известно ещё со времён апостола Павла. С IV по VI века Церковь в Македонии попеременно зависела то от Рима, то от Константинополя.

По сообщению византийского императора Константина VII Багрянородного, первое массовое крещение сербов произошло при византийском императоре Ираклии (610—641). Дальнейшее распространение христианство восточного обряда получило среди сербов в IX веке, когда в 869 году по просьбе князя Мунтимира византийский император Василий Македонянин послал к ним греческих священников. Окончательному утверждению христианства у сербов во многом способствовала деятельность святых Кирилла и Мефодия. Влияние миссии просветителей славян особенно усилилось, когда их ученики, среди которых были святые Климент и Наум, переселились из Моравии в Охридский край.

В 1219 году поставленным «никейским» (в Константинополе тогда была Латинская империя) Патриархом Мануилом I Сербской Церкви было предоставлено право для Сербской Церкви иметь своего автокефального архиепископа. Константинопольский патриарх Мануил I рукоположил святителя Савву (Неманича) в сан архиепископа. По возвращении на родину святитель занялся устроением своей Церкви. Он основал восемь новых епархий, епископами в которых поставил своих учеников — подвижников Хиландара и Студеницы. В разные концы сербских земель посылались священники с поручением проповедовать и совершать церковные таинства. В жизнь сербских монастырей вводились традиции и уставы Афонской горы, монастырей Малой Азии и Палестины.

После завершения строительства Жичского монастыря в него была перенесена архиепископская резиденция. В Жиче собирались поместные соборы Сербской Церкви, в которых принимали участие все епископы, игумены и многие священники. Из-за слабой защищённости Жичи пребывать в ней было небезопасно, особенно после нашествия татар (1242), а позднее — болгар и куманов (1253). Поэтому архиепископ Арсений I (1233—1263) перенес кафедру архиепископии из Жичи в Печский монастырь, основанный святителем Саввой. Архиепископы, в зависимости от обстоятельств, пребывали то в Печи, то снова в Жичи. Такое перемещение продолжалось до конца XIII века, когда резиденция архиепископа была окончательно перенесена в Печ.

На Соборе, созванном королём Сербии Стефаном Душаном в Скопье в 1346 году, Печская архиепископия получила статус Патриархата с резиденцией Патриарха в городе Печ, откуда получила наименование Печской, что было признано Константинополем в 1375 году.

В 1459 году, после падения Сербского государства и аннексии его земель Османской империей, Патриархат был упразднён. При этом Черногорская митрополия сохранила свою самостоятельность от Константинпополя и рассматривала себя как преемницу Печской патриархии.

Печский патриархат был восстановлен в 1557-м и вновь упразднён в 1766 году. Церковь (то есть православное население) в Сербии управлялась фанариотскими епископами.

Турецкие зверства побудили значительное количество сербов бежать в Австрию. На территории Габсбургской монархии была сформирована особая церковная организация, руководимая сербским клиром, которая в идеологическом и духовном отношении с 1690 года была связана с Патриархией в Печи, но политические условия, и прежде всего конфликты между Габсбургами и Османской империей, привели к автономно-автокефальному положению Сербской православной митрополии с центром в городе Сремски-Карловци.

Карловацкая митрополия функционировала в стабильном государстве, где доминировал римо-католицизм, непрестанно терпя более или менее сильное давление в направлении прозелитизма, выражавшееся в попытках склонения к униатству. Главы Карловацкой митрополии имели духовную власть над сербами Венгерского королевства, гражданской Хорватии, Военной Краины и над частью православных румынских подданных империи Габсбургов. В 1848 году Карловацкая митрополия была возведена в ранг Патриархата. Особая судьба была у Буковинской митрополии.

С вхождением в состав империи Габсбургов Далмации, Боснии и Герцеговины последовал запрет на пастырское подчинение местного сербского населения этих областей сербскому митрополиту (патриарху), восседавшему на престоле в г. Сремски-Карловци. Габсбургская политика в отношении православной церкви сводилась к оставлению Боснии и Герцеговины под шаткой властью Константинопольского патриархата, при этом Далмация и Бока-Которска входили в состав Буковинско-Далматинской митрополии, гибридной сербско-румынско-русинской церковной организации, охватывающей области, географически разделенные друг от друга сотнями километров, а Синод и центральные церковные институты размещались в Вене.

В Белграде по обретении Сербией независимости, в январе 1832 году, под юрисдикцией Константинопольского Патриархата была учреждена автономная митрополия. С установлением международно признанного государственного суверенитета и независимости Сербии (после Берлинского конгресса) получила в 1879 году автокефалию, признанную Константинопольской Патриархией.

В 1859 год Белградскую митрополию возглавил митрополит Михаил (Йованович), смещённый в 1881 году. 20 марта 1883 года, несмотря на протесты ряда сербских епископов, были проведены выборы (без участия архиереев) митрополита, которым стал архимандрит Феодосий (Мраович) (1883—1889); хиротония которого, с разрешения императора Франца-Иосифа была совершена Патриархом Карловицким Германом (Анджеличем) (1882—1888). С изменением политической ситуации в стране митрополит Феодосий в 1889 году ушёл на покой, а митрополит Михаил — возвращён.

По итогам балканских войн (1912—1913) в Белградскую митрополию вошли: Скоплянская, Велешско-Дебарская и Призренская епархии.

По образовании в 1918 году Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 — Югославия), которое объединило Сербию с македонским и албанским населением, Черногорию, земли бывшей Австро-Венгрии, Боснию и Герцеговину, Хорватию, Словению, произошло объединение православных церквей государства в единую Сербскую Церковь — в мае 1919 года.

12 сентября 1920 гола на день Собора сербских святых в Сремских Карловцах состоялось торжественное провозглашение объединения и восстановления Сербской Патриархии. В состав восстановленной Патриархии вошли следующие епархии: Белградская, Банялукско-Бихачская, Бачская, Битольская, Бококоторско-Дубровницкая, Будимская, Велешско-Дебарская, Вршачская, Горнокарловацкая, Дабро-Боснийская, Далматинско-Истрийская, Дорянская, Жичская, Захолмско-Рашская, Захолмско-Грецеговинская, Зворницко-Тузланская, Злетовско-Струмичская, Нишская, Охридская, Пакрачская, Печская, Рашко-Призренская, Скоплянская, Сремско-Карловацкая, Шабачская, Темишоарская, Тимокская и Черногорско-Приморская.

Межвоенный период стал эпохой расцвета сербского православия. Церковь пользовалось поддержкой государства. В это время в Югославии находилось большое количество иммигрантов из России, среди которых было немалое число высококвалифицированных учёных, военных и представителей духовенства. В 1920 году был открыт Богословский факультет Белградского университета.

Немецкая оккупация Югославии и в особенности провозглашение марионеточного Независимого государства Хорватия принесло огромный урон Сербской православной церкви. Многие священнослужители были убиты, а храмы и монастыри разрушены.

Последующий коммунистический период Сербская Церковь также подвергалась давлению и притеснениям со стороны государства. Обострились националистические тенденции. Стремление властей контролировать сербскую диаспору привело к её расколу: в 1963 году была Свободная сербская православная церковь. В 1967 году под давлением властей была провозглашена неканоническая Македонская православная церковь.

Русская Православная Церковь

После революции 1917 года и гражданской войны в Югославию устремились многие из русских беженцев, большинство из которых исповедовали православие. При этом русские беженцы в большинстве своём не влились в Сербскую Православную Церковь, а образовали Русскую Православную Церковь заграницей. В Сремских Карловцах с 1922 года до Второй мировой Войны находился Архиерейский Синод РПЦЗ. Большая часть русских эмигрантов не приняла новой коммунистической власти и эмигрировала из Югославии, а структуры РПЦЗ на её территории были ликвидированы. В Белграде имеется подворье Московской патриархии — Храм Святой Троицы, который расположен к востоку от Церкви Святого Марка. Храм построен в 1924 году по плану русского архитектора Валерия Сташевского для русских, которые эмигрировали из России после переворота 1917 года. В церкви захоронен русский генерал Пётр Николаевич Врангель.

Святые

  • св. свт. Савва Сербский
  • св. свт. Николай Сербский
  • св. прп. Симеон Мироточивый
  • св. свт. Максим, деспот Сербии и митрополит Угро-Валашский
  • св. свт. Даниил II, архиепископ Сербский
  • св. блгв. князь Сербский Лазарь
  • св. прп. Петр Коришский
  • св. мч. Иоанн Владимир, князь Сербский
  • св. прп. Иустин Челийский
  • св. прав. Иоанн Бранкович, деспот сербский
  • св. свт. Макарий Соколович
  • святые новомученики Момишичские
  • св. свщмч. Иоанникий, митрополит Черногорско-Приморский
  • св. свщисп. Варнава, епископ Хвостанский
  • Свмч. Петр, митрополит Дабро-Боснийский
  • св. мч. Лука

Святыни

Мощи святых и чудотворные иконы в Сербии и сербских анклавах на территории самопровозглашенного государства Косово находятся в храмах и монастырях Сербской Православной Церкви.

БЕЛГРАД.

Кафедральный собор Архангела Михаила. Мощи:

  • св. Стефан Штилянович (XVI в.).

Кладбище Введенского монастыря:

  • могила свисп. Досифея Загребского (+1945 г.).

МОНАСТЫРЬ НОВО-ХОПОВО (близ Нови-Сада). Мощи:

  • мч. Феодор Тирон (IV в.).

МОНАСТЫРЬ КРУШЕДОЛ (Воеводина, заповедник «Фрушка-Гора»). Мощи:

  • свт. Максим Бранкович (ХV в.) (рука),
  • благ. кн. Стефан Бранкович (XV в.) (стопа).

МОНАСТЫРЬ ЯЗАК (Воеводина, заповедник «Фрушка-Гора»). Мощи:

  • благ. кн. Стефан V Урош (XIV в.).

МОНАСТЫРЬ ГРГЕТЕГ (Воеводина, заповедник «Фрушка-Гора»):

  • икона Божией Матери «Троеручица».

МОНАСТЫРЬ БЕОЧИН (Воеводина, заповедник «Фрушка-Гора», близ Беочина). Мощи и икона:

  • свисп. Варнава Хвостанский (ХХ в.),
  • «Беочинская» икона Божией Матери.

Монастырь Горняк (ок. 20 км. к юго-востоку от Пожаревца). Мощи:

  • прп. Григорий Молчальник (XIV в.).

Д. МЕЛНИЦА (ок. 20 км. к юго-востоку от Пожаревца). Монастырь Витовница:

  • чтимая могила архим. Фаддея Витовницкого (ХХ в.).

МОНАСТЫРЬ МАНАСИЯ (ок. 15 км. к северо-востоку от Ягодины, близ Деспотовца). Мощи:

  • св. деспот Стефан Лазаревич (XV в.).

С. СЕНЕ, к юго-востоку от Ягодины, близ Чуприи. Монастырь Раваница. Мощи и икона:

  • благ. кн. Лазарь Сербский,

прп. Ромил Раваницкий (XIV в.),

  • «Почаевская» икона Божией Матери.

МОНАСТЫРЬ ДРАЧА (9 км. от Крагуевца). Мощи:

  • прп. Иов Синаит.

МОНАСТЫРЬ СВ. РОМАНА (20 км. от Крушевца). Мощи:

  • св. Роман Охридский (Х в.).

МОНАСТЫРЬ ЛЮБОСТЫНЯ (ок. 15 км. к юго-востоку от Кралево, близ Трстеника). Мощи:

  • св. княгиня Милица (Евгения) и св. деспотисса Елена (Евфимия) Сербские (XIV в.).

МОНАСТЫРЬ СТУДЕНИЦА (39 км. к юго-западу от Кралево). Мощи:

  • прп. Симеон Мироточивый (XII в.),
  • св. король Стефан Первовенчанный,
  • благ. кн. Анна (XIII в.).

МОНАСТЫРЬ ЙОВАНЕ:

  • икона Божией Матери «Скоропослушница».

МОНАСТЫРЬ ГРАДАЦ (к северо-западу от Рашки). Мощи:

  • св. королева Елена Сербская (XIII в.),
  • схиархим. Иулиан (Кнежевич) (чтимая могила на монастырском кладбище).

МОНАСТЫРЬ ЦРНА-РЕКА (к северо-востоку от Нови-Пазара, близ с. Рибаричи). Мощи:

  • прп. Петр Коришский (XIII в.) (часть мощей),
  • чтимая могила убиенного в 1999 г. мон. Харитона.

МОНАСТЫРЬ КУМАНИЦА (на границе с Черногорией, у железной дороги Белград – Бар). Мощи:

  • прп. Григорий Куманичский.

Монастырь Милешева (ок. 20 км. к северо-западу от Нови-Пазара, близ Приеполе). Мощи:

  • благ. кн. Владислав Сербский (XIII в.),
  • свт. Савва Сербский (рука).

АРИЛЕ (ок. 30 км. к юго-востоку от Ужице). Храм Св. Ахилы. Мощи:

  • благ. кн. Стефан Урош (XIII в.).

С. ЛЕЛИЧ (6 км. к юго-западу от Валево). Монастырь Свт. Николая. Мощи:

  • свт. Николай Сербский (ХХ в.).

МОНАСТЫРЬ ЧЕЛИЕ (близ с. Лелич). Мощи:

  • прп. Иустин Попович (Челийский) (ХХ в.).

ЧОКЕШИНА (30 км. к северо-востоку от Лозницы). Монастырь Чокешина:

  • икона «Покров Пресвятой Богородицы – Чокешинская».

Православные храмы

  • Собор святого Саввы Сербского (Белград)
  • Церковь Святого Василия Острожского (Белград)
  • Храм Архангела Гавриила (Туман)
  • Собор Святого Георгия (Нови-Сад)
  • Церковь Святого Марка (Белград)
  • Собор Святого Михаила (Белград)
  • Церковь Святых Апостолов Петра и Павла (Стари-Рас)
  • Ружица (церковь)
  • Церковь Святого Василия Острожского (Белград)
  • Церковь Святого Александра Невского (Белград)
  • Церковь Святой Троицы (Белград)

Православные монастыри

Средняя Сербия

Русская транслитерация Оригинальное название
Монастырь Челие/Кельи Ћелије
Монастырь Црна Река/Черная Река Црна Река
Столпы святого Георгия Ђурђеви Ступови
Монастырь Горняк Горњак
Монастырь Градац Градац
Монастырь Каленич Каленић
Монастырь Касталян Кастаљан
Монастырь Копорин Копорин
Монастырь Любостыня Љубостиња
Монастырь Манассия Манасија
Монастырь Милешева Милешева
Монастырь Нимник Нимник
Монастырь Покайница Покајница
Монастырь Прохора Пчиньского Прохор Пчињски
Монастырь Пустыня Пустиња
Монастырь Рача Рача
Монастырь Раваница Раваница
Монастырь Рукумия Рукумија
Монастырь во имя свт. Николая в г. Соко Манастир Светог Николе — Соко
Монастырь Сопочаны Сопоћани
Монастырь Студеница Студеница
Монастырь Троноша Троноша
Монастырь Туман Туман
Монастырь Витовница Витовница
Монастырь Буково Буково
Монастырь Земун Земун
Монастырь Жича Жича

Воеводина

Фрушка Гора (Фруктовая Гора)

Русская транслитерация Оригинальное название
Монастырь Беочин Беочин
Монастырь Бешеново Бешеново
Монастырь Дивша Дивша
Монастырь Гргетег Гргетег
Монастырь Язак Јазак
Монастырь Крушедол Крушедол
Монастырь Кувеждин Кувеждин
Монастырь Малая Ремета Мала Ремета
Монастырь Новое Хопово Ново Хопово
Монастырь Петковица Петковица
Монастырь Привина Глава Привина Глава
Монастырь Раковац Раковац
Монастырь Старое Хопово Старо Хопово
Монастырь Шишатовац Шишатовац
Монастырь Великая Ремета Велика Ремета
Монастырь Врдник-Раваница Врдник-Раваница

Другие

Русская транслитерация Оригинальное название
Монастырь Баваниште Баваниште
Монастырь Бо дяны Бођани
Монастырь Фенек Фенек
Монастырь Гайдучица Хајдучица
Свято-Троицкий Монастырь в г. Кикинда Манастир Свете Тројице
Монастырь Ковиль Ковиљ
Монастырь Месич Месић
Монастырь во имя св. Мелании Манастир Свете Меланије
Монастырь Сомбор Сомбор
Монастырь Средиште Средиште
Монастырь Войловица Војловица

Косово-Метохия

Русская транслитерация Оригинальное название
Монастырь Баньска Бањска
Монастырь Девич Девич
Монастырь Грачаница Грачаница
Монастырь Печского патриархата Пећка патријаршија
Монастырь Высокие Дечаны Високи Дечани

Видео

Планета Православия. Фильм 1-й. Сербия и Болгария. Молитва Надежды

ПРАВОСЛАВИЕ В СЕРБСКИХ ЗЕМЛЯХ. Православље у српским земљама

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Архиепископ Савва является одним из самих почитаемых святых Сербской православной церкви, а также известным религиозным, культурным и политическим деятелем страны, которого уважают христиане всей земли. В этой статье Вы узнаете о том, кем был святой Савва Сербский и в чём помогает тем, кто обращает к нему свои молитвы.

Житие Саввы Сербского

Мальчик вырос в семье самодержца Немани. С самого детства Савва с большим желанием посещал все службы в местной церкви и испытывал несоизмеримую ни с чем любовь к религии, что выделяло его среди других юных особ того времени и принадлежащего его семье социального статуса.

В юношестве в тайне от всех покинул родительскую обитель и ушёл в Пантелеймонов монастырь. Когда об этом отец юноши узнал, он отправил за ним десяток людей с посланием вернуть сына и пригрозив грекам войной. Помощники отца пристально следили за юношей, но во время вечернего Богослужения в монастыре он все же принял постриг. Позже юнец всё же сумел уверить родителей в том, что принятое им монашество – это не просто прихоть, а призвание всей жизни.

Затем, приняв служение сына Господу, отец отправился с ним в Хилендарский монастырь, что на Афоне. Впоследствии, монастырь обрел царский статус, а святителя Савву назначили пресвитером.

Позднее, за благие деяния Савва заслужил сан архимандрита. Для него это событие стало очень важным и знаковым, так как именно таким образом он хотел помогать людям и решать вопросы государственной важности во времена частых военных действий между западом и востоком.

Покинув с тяжёлым сердцем Афонский монастырь, святой начал в Сербии заниматься вопросами устройства Церкви и дел для отечества. Они же всегда сопровождалась настоящими чудесами.

Поистине огромной была роль Саввы для заключения мира с Венгрией. Именно его переговоры с королем Венгрии дали долгожданный мир родному краю и привели венгерского правителя в Православие. Так было положено начало истории Сербской Церкви.

В дальнейшем, преподобный обошёл все земли сербские, исправил уставы по образцу Афона, построил и собственноручно освятил огромное количество церквей, утверждая тем самым верующих людей в православии. После завершения всех подвигов назначил преемника. Так, пройдя великий, честный и праведный жизненный путь святитель завершил свой путь в Болгарии, где спокойно почил навеки.

Наследие преподобного

Мощи святого архимандрита были перенесены в Сербию и оставлены в разных церквях. Но после многочисленных исцелений и чудес вновь собраны вместе и по приказу царя отнесены в им же построенную гробницу. По не утверждённым и до конца непроверенным историческим фактам, мощи преподобного были сожжены до тла.

Великое наследие Саввы преподобного и по сей день живёт в православном предании. Ему принадлежит:

  • первое введение Устава;
  • редакция известной Кормчей книги.

Это огромный вклад в сербскую каноническую историю и всего мирового православия.

Храм Святого Саввы Сербского находится в Белграде. Он является самым почитаемым христианским строением Сербской православной Церкви. Он был сооружён на месте сожжения останков святителя, что наделило его ещё большей значимостью. Главный престол обители освящён в честь величайшего первого народного героя всей Сербии.

Святой лик

Икона святого Саввы Сербского символизирует его деятельность и великие чудеса во время жизни. На ней он изображён с книгами и в почитании Господа. У лика святого люди молятся о:

  • исцелении от болезней;
  • избавлении от скорбей;
  • помощи и утешении;
  • заступничестве.

Образ Саввы Сербского почитаем как знак и символ неукоснительного служения Богу во все времена на благо народа Сербии и всех христиан мира.

Дни почитания – 12 января, 14 января, 6 мая, 30 августа. В эти дни у святого лика принято читать молитвы Саввы Сербского и акафист.

Первая молитва

О священная главо, преславныйчудотворче, святителю Христов Савво, Сербския земли первопрестольниче, хранителю и просветителю, всех же христиан благонадежный пред Господем предстателю, тебе припадаем и молимся: даждь нам быти причастником любветвоея к Богу и ближнему, еюже при жизни святая душа твоя преисполнена бысть.

Озари нас истиною, просвети ум и сердце наше светом Божественнаго учения, научи нас тебе подражати верно, Бога и ближняго нашего любити и заповеди Господни совершатинепогрешительно, да будем и мы чада твоя не по имени токмо, но всем житием нашим. Молися, святый архиерею, о святей Православней Церкви и отечестве твоем земном, присно тялюбовию чтущем. Призри благоутробно на всяку душу верных твоих чтителей, милости и помощи твоея ищущих, буди всем нам в болезнех целитель, в скорбех утешитель, в печалех посетитель, в бедах и нуждах помощник, в час же смертный милостивый покровитель и защититель, да, при помощи молитв твоих святых, сподобимся и мы грешнии спасение верное получити и царствие Христово унаследовати. Ей, святче Божий, не посрами упования нашего, еже на тя крепко возлагаем, но яви нам твоемногомощноезаступление, да славим и поем дивнаго во святых Своих Бога Отца и Сына и Святаго Духа, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Вторая

В святителех великое украшение, богомудре отче Савво, молимся раби твои припадающе, вопием ти: не остави своих чад, отче, но буди всегда с нами, якоже обещался еси: да и мы по долгу воспоемтя, ублажим тя и прославим величие и силу твою и достойную песнь принесемти, вопиюще и глаголюще: тебе ублажаем, святителю! Тебе воспеваем, светильниче! Тебе покланяемся, отче Савво! Моли, молим тися, спастися поющим святую твою память. Аминь.

Акафист Савве Сербскому

Кондак 1

Избранный от Царя сил Господа Иисуса Христа и призванный благодатию от кралевскаго рода во иночество и архиерейство, первосвятителю СербскияЦеркве, богоносне отче Савво, удовли нас восхвалятитя с любовию, яко богодарованнаго пастыря и учителя нашего; ты же, имея дерзновение ко Господу, вкупе с отцем и братом твоима по плоти, мироточивым Симеоном и преподобным Симоном, первовенчаннымкралем, молися выну о спасении всего достояния своего, православнаго народа сербскаго, и о нас грешных, избавляя от всяких зол, бед и скорбей, вопиющияти:

Радуйся, святителю Савво, первопастырю и учителю Сербский, дивный чудотворче.

Икос 1

Ангельскую чистоту от юности возлюбив, Саввоблаженне, во младости великий подвижник благочестия показался еси, во еже всем дивитися благонравию и благочестию души твоея, зане яко юноша сый и кралевич рождением, постом, бдением и молитвами, плоть твою обуздал еси. Сего ради и слышиши от нас похвальныя песни таковыя:

Радуйся, отца благочестиваго и матереблагонравныя, сыне Богом возлюбленне;

Радуйся, единаго Бога всем сердцем твоим возлюбивый;

Радуйся, рождением твоим родителя утешивый и неплодие ею разрешивый;

Радуйся, плод благословенный, многими молитвами испрошенный;

Радуйся, кралевскаго родаНемани отрасль святопрозябшая;

Радуйся, Сербския земли духовная красото;

Радуйся, родителю твоею в старости утешение и радование;

Радуйся, има паче других чад, зело любимый;

Радуйся, плотоугодиееще во младости отвергнувый;

Радуйся, о благих небесных паченеже о земных выну помышлявый;

Радуйся, чистоты душевныя и телесныя добрый рачителю.

Радуйся, святителю Савво, первопастырю и учителю Сербский, дивный чудотворче.

Кондак 2

Видев суету и непостоянство славы земныя, Саввобогомудре, устремился еси духом твоим в горняя ко Господу, Иже зря твое желание божественное, посла к тебе инока преподобнаго из святыя горы Афонския, егоже поучением наставляемый, оставил еси родителя твоя и отечество твое, в жребий же земныйПресвятыя Богородицы на святую гору Афонскую пришелеси, и тамо во обители Российстей водворился еси, зовый немолчно с работающими Господеви, ангельскую песнь: Аллилуия.

Икос 2

Разумевшеотшествиетвое, родителя твоя плакастеся горце, скорбяще о твоем лишении, Саввопреподобне, тажепомыслиша и абиепослашаискатитя даже до Афона верныя слуги своя, яко да убедят тя к нимавозвратитися. Ты же, святе, пришествие посланных слугъуведев, мудре с ними беседовал еси, тажеот них удалився, на пиргъ высокий возшелеси, и тамо пострижение иноческое восприявый, кралевскую ризу твою, вкупе с власы главы твоея, в пострижении отятыми, посланным тем с пиргаповерглеси, заповедав им рещиродителематвоима, яко сын ею Растко, уже инок Савва есть. Таковую ревность твою о спасении поминающе, зовемтисице:

Радуйся, владения земнаго славу презревый;

Радуйся, родителя твоя и отечество твое Христа ради оставивый;

Радуйся, на святую Афонскую гору работатиГосподевипришедый;

Радуйся, во обители Российстейтамоводворивыйся;

Радуйся, сея обители постриженец бывый;

Радуйся, подвиги твоими оную прославивый;

Радуйся, яко в ней доселе имя твое молитвенно ублажается;

Радуйся, яко обитель сия тобою светло красуется;

Радуйся, подвиги поста и молитвы отцев Афонских удививый;

Радуйся, во единой власянице босыманогама обители Афонскияобошедый;

Радуйся, талант, врученныйти, умноживый;

Радуйся, в послушание старцу богомудрому во обители Ватопедстей себе предавый;

Радуйся, во смирении и терпении зело преуспевый.

Радуйся, святителю Савво, первопастырю и учителю Сербский, дивный чудотворче.

Кондак 3

Силою Всевышняго укрепляемый, святче Божий, подвиги великия во иночестве совершал еси, во обители Ватопедстей на Афоне, постом, бдением и всяким изнурением умерщвляя плоть твою, мраз и зной терпел еси, аки безплотный, и бос ходяй по острому камени неуязвим пребывал еси, покоряя плоть духу, любовию ко Господу выну пламеневый, во еже пети тебе немолчную Ему песнь: Аллилуия.

Икос 3

Имея попечение о спасении душевнемродителию твоею, отче Савво, выну молился есио сем Богу. Благий же Человеколюбец, творяй волю боящихся Его, внуши родителематвоима писанием твоим к нима зело умиленным, владение земное оставити и пострижение иноческое восприяти. Сего ради отец твой, преподобный Симеон, из Сербии на Афон прииде и вкупе с тобою в Ватопедеводворися, с ним же тя ныне ублажаем и зовем:

Радуйся, спасения душевнагородительматвоима усердный желателю;

Радуйся, ко оставлению славы земныя, има богомудрый советодателю и увещателю;

Радуйся, пришествием к тебе на Афон отца твоего зело утешенный;

Радуйся, спостник и сомолитвенник ему бывый;

Радуйся, подвигииноческия нести ему помогавый;

Радуйся, немощи его старческия терпеливо носивый;

Радуйся, в недузех ему любвеобильно послуживый;

Радуйся, тяготу скорбей и лишений пустынных ему облегчивый;

Радуйся, подвиги твоими подвиги отчиявосполнявый;

Радуйся, угодника Божия истиннаго его совершивый;

Радуйся, его благословением святым осененный;

Радуйся, вкупе с ним от верных людей молитвенно почитаемый.

Радуйся, святителю Савво, первопастырю и учителю Сербский, дивный чудотворче.

Кондак 4

Бурею моря житейскаго обуреваемым, тихое пристанище на Афоне построитипотщалсяеси, отче Савво, иноческую сербскому роду обитель, Хилендарьименуему, южеПресвятей Богородице посвятил еси, храмы Божиими и зданьми многими сию украсив, имением же довольным ю снабдив, и грамматами царей утвердив, в нейже и сам с родителем твоим, преподобным Симеоном, вселился есижити. Сего ради обитель сия вы оба ктиторомасвоима почитает, и памяти ваши торжествующи, молебновозсылаетхвалебную песнь Богу: Аллилуия.

Икос 4

Слышав звание Божие преподобный Симеон, к вечным обителем его призывающее, стяжатя, Саввобогоносне, молитвеннаго помощника при исходе своем, и на руку твоею сыновню дух свой Господевипредаде, тело же его святое ты с подобающею честию во гробе мраморне в соборнем храме Хилендарския обители положил еси, и молитвами твоими мощем отца твоего мироточения благодать от Бога испросил еси, сим подвизаяверныя люди звати к тебе:

Радуйся, всесильный и богоприятный к Богу молитвенниче;

Радуйся, равноангельный человече;

Радуйся, яко святыя мощи и самый гроб отца твоего, по молитве твоей к Богу, миро благоуханное и целебное источиша;

Радуйся, яко сим зело обрадованный Бога немолчно славословил еси;

Радуйся, яко отец твой преподобный, по смерти послушание дивное тебе показа;

Радуйся, яко по твоему прошению, изсякшее от гроба миро, паки источися;

Радуйся, во славе святых отца твоего таинственно созерцавый;

Радуйся, во светлом видении обетования благия от него услышавый;

Радуйся, яко по заповеди отца твоего мощи его от Афона в Сербию тобою принесенибыша;

Радуйся, яко тако в обители Студеницкой со славою многою тобою положенибыша;

Радуйся, прославления отца твоего в лице святых виновниче;

Радуйся, святыяпамяти его усердный почитателю.

Радуйся, святителю Савво, первопастырю и учителю Сербский, дивный чудотворче.

Кондак 5

Богосиянное светило быв, Саввобогомудре, волею Пастыреначальника Иисуса, на свещницеСербскияЦеркве поставлен был еси, и от патриарха Вселенскаго во архиепископа сербскому народу от земли его явился еси, егожетщательне везде и всегда поучал еси в вере святей православнейтвердо и неуклонно пребывати, богоугодно же возносити хвалебную песнь Пресвятей Троице: Аллилуия.

Икос 5

Видев себе разлучаема с любимою тобою афонскою пустынею, отче Савво, скорбел еси духом твоим, обаче Пресвятая Богородица явисяти в светлом видении, и обетованьми помощи от Нея и заступления, скорбящую душу утеши и укрепи. Тебе сицеобрадовану видением и беседою Царицы Небесныя, и мы, земнии, радостно вопием:

Радуйся, избранный сосуде Духа Святаго;

Радуйся, при хиротонии твоей светом небесным свыше осиянный;

Радуйся, таинничеПресвятыя Троицы;

Радуйся, собеседничеПресвятыя Богородицы;

Радуйся, слышавый от уст Ея милостивыя глаголы;

Радуйся, приемый от Нея обетование помощи и заступления;

Радуйся, равноапостолныйСербския страныпервопрестольниче;

Радуйся, учредителю богоблагословенныя иерархии, поставлением епископов в Сербстей державе;

Радуйся, краснеинозе твои направивый к распространению проповеди Евангельския;

Радуйся, Сербию светом Христовым совершенно просветивый;

Радуйся, многи храмы Божии и обители иноческия в ней воздвигнувый;

Радуйся, щедродательный милостыни подателю;

Радуйся, благосердный нищих питателю.

Радуйся, святителю Савво, первопастырю и учителю Сербский, дивный чудотворче.

Кондак 6

Проповедник Православныя веры явился еси в Сербии, Саввосвященне, егда в соборнем храме твоемЖичстем символ Православныя веры громогласно исповедал еси, и сей исповедати паству твою научил еси, да всиединомысленни пребудут с тобою, и возмогут единемиусты и единем сердцем пети вкупе с тобою песнь хвалы и благодаренияТриипостасному Богу: Аллилуия.

Икос 6

Возсиялеси, святителю Христов, яко звезда пресветлая в отечестве твоемземнем, и люди твоя в Православней вере и благочестии утверждал есизлатословесными поучении твоими, ереси же и расколы искоренял еси мечем слова Божия. Сего ради тя, яко ангела Божия люди сербстиипочитаху,зовуще и велегласноглаголюще:

Радуйся, архиерею, власть вязати и решити достойно восприявый;

Радуйся, иерарше, во всеоружиеХристово облеченный;

Радуйся, пастырю добрый, готовый душу свою положити за богоданныяти люди и паству твою;

Радуйся, усердный делателю винограда Господня;

Радуйся, светильниче, сияющий и просвещающий сердца человеческая;

Радуйся, лучу пресветлый Солнца правды Христа;

Радуйся, чудотворения даром от Господа прославленный;

Радуйся, исцеления многая рукаматвоимасовершивый;

Радуйся, разслабленнаго молитвою твоею здрава сотворивый;

Радуйся, вражду единокровных благодатно умиротворивый;

Радуйся, в стан неприязненных един ходивый;

Радуйся, словесы твоими враждовавших смиривый;

Радуйся, умершаго брата краля Стефана воскресивый и желание его исполнь, в иночество облекий его, нарекши Симоном.

Радуйся, святителю Савво, первопастырю и учителю Сербский, дивный чудотворче.

Кондак 7

Хотение едино имел еси, святче Божий, еже Богу благоугождати и спасению душевному ближних твоих служити. Сего ради не дал еси сна очиматвоима, ни веждомадремания, неленостноподвизаяся во благо святыяЦерквеСербския и во спасение и пользу вверенных ти от Бога благоверных людей, и воистиннусоделалсяесистолпъ Православия и сохранение народа сербскаго непоколебимое, иже тя нелестно хвалит и зовет укрепившему тяЦеркве Зиждителю Христу: Аллилуия.

Икос 7

Новаготя Николая Мирликийскаго и Златоуста Цареградскагостяжа земля Сербская: чудесыбо твоими первому подобен был еси, златословесными же учении второму подражал еси, святителю отче нашъСавво, воистинну достойный благохвалений таковых:

Радуйся, немолчный проповедниче Евангелия Христова;

Радуйся, верный последователю преданий апостольских;

Радуйся, святых богоносных отец нравы себе усвоивый;

Радуйся, теплыймолитвенниче о душах наших;

Радуйся, неусыпное моление в типикарницекарейстей на Афоне совершатиповелевый;

Радуйся, благовременно и безвременно паству твою благочестию поучавый;

Радуйся, мечу, ереси и расколы посекаяй;

Радуйся, громе, соблазнителей устрашаяй;

Радуйся, обидимыхзаступниче;

Радуйся, вдов и сирот благодетелю;

Радуйся, скорбящих утешителю;

Радуйся, кающихся с Богом примирителю;

Радуйся, отроков богомудрый наказателю;

Радуйся, младенцев любвеобильный покровителю и богомудрый наставниче.

Радуйся, святителю Савво, первопастырю и учителю Сербский, дивный чудотворче.

Кондак 8

Странник и пришлец восхотел еси, Христа ради быти, святителю Савво, подражаяй Спасу душ наших, не имевшему где главу приклонити, Егоже ради ты отечество твое оставил еси, и на поклонение святым местом в различныя страны потеклеси, с верою и любовию святыням в них покланяяся, милостыню же многу церквам, обителем и нищим раздавая и воспевая присно Богу: Аллилуия.

Икос 8

Весь в Бозебывый, святителю преподобне, о Бозе стопе твои странничестеи направил еси и во святем граде Иерусалиме, места святая, житием и страданием Христа Спасителя ознаменованная, молитвенно обходил еси, сим покланяяся и слезы теплыя от очию твоею изливая, яко жертву любветвоея к пострадавшему нас ради Господу, Иже внушает нам вопити тебе:

Радуйся, мудрый странниче, искийотечествиянебеснаго;

Радуйся, Христов избранниче, презревый вся блага земная;

Радуйся, святаго града Иерусалима дольняго благоговейный поклонниче;

Радуйся, светлаго града Иерусалима горняго усердный и мудрый искателю;

Радуйся, Царьград, Палестину, Египет, Синай и Афон посетивый;

Радуйся, Ливию, Фиваиду, Антиохию, Сирию и Армению обходивый;

Радуйся, по морю и суши многотрудно путешествовавый;

Радуйся, многиявеликия святыни в пути твоемсобравый;

Радуйся, от пастырей ПравославныяЦеркве везде с любовию и честию приемлемый;

Радуйся, от нищих и убогих за благотворения твоя благословляемый;

Радуйся, пленников свободителю;

Радуйся, пустынножителей утешителю.

Радуйся, святителю Савво, первопастырю и учителю Сербский, дивный чудотворче.

Кондак 9

Всииноцывеликия Лавры преподобнаго Саввы Освященнаго с радостиюсретошатя, богомудреСавво, егда к ним на поклонение пришелеси, и познашатядивнаго пришельца, от лет древних им обетованнаго. Темже тебе, яко достойному, жезл преподобнаго Саввы Освященнаго и две иконе Богородичничудотворнеи, Троеручицы и Млекопитательницыименуемеи, на благословение даровашати, поюще гласы преподобными Творцу всяческих Богу: Аллилуия.

Икос 9

Ветийство человеческое не довлеет к прославлению многих чудес твоих, святителю иераршеприснопамятне: море бо волнующееся молитвою твоею укротил еси, и рыбу дивно из глубины морския в корабли приял еси, недужныя возложением руку твоею исцелял еси и мертвыяпреславно воскрешал еси, яко верный ученик Христа Бога. Темже тебе вопием хвалебно, ублажая тясице:

Радуйся, обетований Евангельских исполнение приемый;

Радуйся, смирением высокая стяжавый;

Радуйся, врачу безмездный, исцеляяй недуги душевныя и телесныя;

Радуйся, целебниче благодатный в болезнех с верою к тебе притекающим;

Радуйся, яко руце твоичестнеи орудия целебявистася;

Радуйся, яко сею возложением молитвенным, болящим здравие подавал еси;

Радуйся, яко в чуждых странах пребывая, имя Христово чудесы твоими прославлял еси;

Радуйся, яко от града в град преходя, верныя во благочестии утверждал еси;

Радуйся, яко от востока и до запада хвальнобысть имя твое;

Радуйся, яко ближних и дальних усердно ко Христу приводил еси;

Радуйся, вселенную яко солнце пресветлое, обтекий;

Радуйся, яко луна полная богоугодное течение совершивый.

Радуйся, святителю Савво, первопастырю и учителю Сербский, дивный чудотворче.

Кондак 10

Спасения надежду несумненную имея, святителю угодниче Божий, во град Терновпришелеси и зде конец странствия земнаго совершил еси, почив о Господе кончиною праведною и святою, ею же мног плачь земли Сербстей сотворил еси. Обаче веруем, отче и архиерею наш, яко аще и вне отечества, по смотрению Господню почил еси, неразлучен же с ним духом твоим пребываеши и выну молишися Богу о воспевающих Ему песнь: Аллилуия.

Икос 10

Царя Небеснаго Христа верный раб и служитель был еси, богоносне отче наш Савво, и аще почил еси о Господе сном смерти, обачечудотворити не престаеши и по смерти: священная и всечестная рака твоя врачебницаявися недугом человеческим, и самая персть от гроба твоего целебна бысть, яко всем звати тебе:

Радуйся, первопрестольничесвятеСербския страны, со святыми почиваяй;

Радуйся, угодниче Христов, и по смерти преславночудодействуяй;

Радуйся, град Тернов преподобною твоею кончиною освятивый;

Радуйся, Болгарскую страну чудесы твоими благодатно озаривый;

Радуйся, по желанию твоему в подвизе странствия жизнь скончавый;

Радуйся, вне отечества твоего сном смертным опочивый;

Радуйся, яко смерть твоя честна пред Господем;

Радуйся, яко успение твое торжествует святая Православная Церковь;

Радуйся, яко архистратиг Сербския страны, воем ея во бранехпобораяй;

Радуйся, покровом молитв твоих паству твою присно соблюдаяй;

Радуйся, просвещения духовнаго распространителю и насадителю;

Радуйся, младенцев и отроков любвеобильный наставниче, училищъ же христианских покровителю и озарителю.

Радуйся, святителю Савво, первопастырю и учителю Сербский, дивный чудотворче.

Кондак 11

Пением молебным чествуем тя и величаем, святителю, Божий угодниче, и верно совершаем святую память твою: аще бо и в Сербии просиял еси, вся же Церковь вселенныястяжатядобля поборника, предстателя и молитвенника ко Господу. Темже, поминая житие твое богоугодное и многия подвиги твоя и чудеса, прославляем прославльшаготя Господа Иисуса, и смиренномудренно вопием Ему: Аллилуия.

Икос 11

Светлостию чудес сияя, любовь твою к Сербии показал еси, равноапостольне святителю Савво, егда благоволил есипринесеннымбыти святым мощем твоим в отечество твое земное; ты боотечестволюбец быв при жизни, и по успении таковым явился еси, и к любящей тя пастве твоей возвратитися мощами твоими восхотел еси, да возвеселиши чад твоих, тебе вопиющих:

Радуйся, началопастырю Сербский, паству твою молитвенно назираяй;

Радуйся, благий предстателю с верою тя призывающих;

Радуйся, яко мощем твоим святым в Сербию принесеннымбыти восхотел еси;

Радуйся, яко волю твою о сем царю БолгарскомуАсену в видении возвестил еси;

Радуйся, со славою и честию из Тернова в Сербию принесенный;

Радуйся, в соборнем храме Милешевы, яко твоея кафедры, с любовию приятый и честно положенный;

Радуйся, братаничем твоим, Сербским кралем Владиславом, благоговейно почитаемый;

Радуйся, преемником твоим, святителем Арсением, молитвенно ублажаемый;

Радуйся, всеми людьми сербскими радостно приятый;

Радуйся, пришествием твоим печаль паствы твоеяутоливый;

Радуйся, чудесы многими от гроба твоего святость твою ознаменовавый;

Радуйся, поля, горы и дебри шествием освятивый;

Радуйся, богоугодным житием, мудростию и великим тщанием Православие в народе своемутвердивый;

Радуйся, благодатным заступлением и поотшествиитвоем его сохраняяй;

Радуйся, ангеле житием, пророчеблагодатиюСвятаго Духа, апостоле благовествованием, мучениче исповеданием.

Радуйся, святителю Савво, первопастырю и учителю Сербский, дивный чудотворче.

Кондак 12

Благодати Божия сокровище, святыя и нетленныя мощи твоя, Савво, отче наш, грех ради наших от нечестивых агарян, врагов христианских, огню преданибыша. Обаче веруем, яко ты и ныне с нами еси, якоже и прежде, егда благоволил еси мощами твоими видимо род свой утешати, и молитвами твоими нас сохраняеши от всякаго зла. Темжепокланяющеся месту святому, на немже мощи твоя злочестивыми огню предашася, лобызаем персть, ими освященную, и поем Богу: Аллилуия.

Икос 12

Поюще святое и богоугодное житие твое и многая преславная чудотворения твоя, святителю отче наш Савво, смиренно просим тя: не возгнушайся наших не довлеющих похвал, имижетя, от усердия нашего чествовати дерзаем, но приклонисямилостивно к зовущим тивсеусердно хваления таковая:

Радуйся, сострадательный и любвеобильный Сербския страны неусыпный хранителю;

Радуйся, яко с нею вкупе от злых агарян в мощех твоих огненное искушение приявый;

Радуйся, столпом сияющим до небес над сожигаемыми мощами твоими, святость их чудеснепроявивый;

Радуйся, сожегшаго мощи твоя воеводу агарянскаго грозно наказавый;

Радуйся, и по сожжении мощей твоих чудотворитинепреставый;

Радуйся, и самое место сожжения их благодати причастно сотворивый;

Радуйся, в видениих и сониихверныяпосещаяй;

Радуйся, ближним и дальним помощь твою подаваяй;

Радуйся, ПравославныяЦеркве боголепное украшение;

Радуйся, архиереев славо и похвало;

Радуйся, в лице преподобных сияющая звездо;

Радуйся, по Бозе и Богородице, крепкое наше упование.

Радуйся, святителю Савво, первопастырю и учителю Сербский, дивный чудотворче.

Кондак 13

О, пресвятый и предивный чудотворче, святителю отче наш Савво, Сербския страны покровителю и всех православных христиан предстателю! Приимимилостивно сие малое моление наше, в похвалу тебе приносимое, и молитвами твоими ко Господу, избави нас от бед временных и вечных, и сподоби нас вкупе с тобою в Царствии небеснемпети Богу, Спасителю нашему: Аллилуия.

Сей Кондак глаголи трижды. И паки чтется 1-й Икос: Ангельскую чистоту от юности возлюбив… и за сим Кондак 1-й: Избранный от Царя сил…

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео о святом Савве:

  1. 1. Детские годы Святого Саввы и уход из мира (439-456)

Святой Саввы Освященный родился в 439 году в уважаемой и богатой семье в городе Муталаски в Каппадокии. Его отец был военным и по роду своей деятельности перевез свою супругу Софию и маленького сына Савву, оному было всего пять лет, в Александрию к родственнику Ермии. Через некоторое время, разочаровавшись в поведении своих родственников, Ермия и Григория, споривших о том, у кого будет жить мальчик, но более всего заботившихся о том, кто будет распоряжаться имуществом, мальчик убегает и попадает монастырь под названием Флавиев. Там он начинает изучение псалтырей, а также монашеских обязанностей. Стал он всякое плотское вожделение побеждать воздержанием и послушанием. Он стал первым среди 65-ти монахов. Он достиг абсолютной чистоты и святости благодаря своей животворящей вере. Придя на зажженный очаг, он был принят им, потому что был он осенен крестным знамением и остался при одеждах своих цел и невредим.

2.Переезд в Палестину, послушание в киновии Святого Феоктиста близ Великого Евфимия

После десяти лет нахождения в монастыре Флавиев Савва, испросив благословения настоятеля, отправляется в Святой Град Иерусалим во славу славы. Настоятель монастыря дал свое разрешение и благословение, и восимнадцатилетний Савва прибыл в Иерусалим, где был принят в монастыре Святого Пассариона и нес послушание в зиму с 456 на 457 год. Несмотря на то, что он был радушно принят Архимандритом Елпидием и другими братьями священниками, Савва мечтал увидеть Святого чудотворца Евфимия Великого, озаренный его светом и деяниями в пустыне. Вновь получив благословение, отправился, чтобы повстречать Евфимия Великого.

Евфимий отказался оставить молодого послушника в Лавре, вместо этого он направил его в Монастырь к Блаженному Феоктисту с наказом Феоктисту особенно оберегать Савву. Сделал он это с целью показать пример молодому Савве, чтобы он в сою очередь, когда создаст свою собственную Лавру не допускал сразу неопытных, и чтобы позднее сам стал начальствующим над всеми монахами Палестины. Молодой Савва подчинился указанию Блаженного Евфимия, приняв это за волю Божию, и отправился на послушание к Блаженному Феоктисту нести первые посты, всенощные, отречения от мира, Великие Посты и Богослужебные литургии. Во время Великого Поста Савва находился рядом с Евфимием и блаженным Дометианом, учеником Евфимия. Для Саввы это время явилось великим временем учения. 20 января 473 года Великий Евфимий преставился ко Господу.

3. Отшельничество Святого Саввы в пустыне, основание Святой Лавры и становление первым и избранным монахом (473-493)

В то время Святой Савва на 35 году своей жизни не пожелал возвращаться в киновию, а принял решение отбыть в пустыню Рува и Кутула. Одновременно Святой Герасим Иорданит благословлял пустыню Иорданскую. В пустыне произошли духовные свидания со Святым Феодосием Киновиархом через монаха Анфа, у которого жил Святой Савва в течение четырех лет. В этот период времени Святой Савва приобретает совершенное бесстрашие, а также абсолютное уважение народов, еще не обращенных в христианство. После этого он особым образом был охранен ангелами над потоком Кедрон и возносил молитвы к Всевышенему в пещере, оная до сих пор носит имя Святого Саввы освященного и находится напротив Лавры. Пять лет спустя в эти места прибыли и другие монахи в количестве семидесяти человек возносить молитвы к Богу. Они старались быть чисты и безупречны в своем ревностном служении Господу. Вмести с ними в первый раз отслужили литургию в Лавре в 483 году. После первичной организации Лавры и ее освящения, первых служб в ней, Святой Савва переправился на западный берег реки и точно напротив пещеры установил колонну, стремящуюся к небу. Он хорошо изучил местоположение и на следующий день принял решение о форме, в которой надлежало существовать храму. Это место стало центром будущего храма Лавры Святого Саввы, оный позднее был сопровожден и другими постройками. К началу работ у Саввы было уже 150 монахов.

Но невозможно существование без происков дьявола против дела божьего. Поднялись некоторые против Саввы и просили Патриарха Саллюстия об отстранении, но Патриарх супротив признал в Савве святое начало, и был рукоположен тот в Пресвитеры в декабре 491 года.

На земле подолжало сущесвовать «царство» Святого Саввы: среди монахов, особенно среди армян. Соблюдались Великие Посты, особенно перед Воскресением Великим. В Лавре появился Блаженный Иоанн, епископ Колонийский как простой монах. В 492 году на холме Кастеллийском северо-восточней Лавры, изгнав всех демонов, Савва основал киновию и братство. Спустя совсем немного времени Патриарх Саллюстий высочайшим указом подвел под начало Саввы всех монашествующих, отшельников. Савва стал подчиняться Святому Граду, стал служить под началом Феодосия Киновиарха, оный был «игуменом всех игуменов», так называл его, приветствуя, сам Савва, а Святой Феодосий – «настоятелем детей», а именно начинающих.

4. Строительство Храма Благовещения Пресвятой Богородицы. Отбытие из Лавры (494-508)

494 год ознаменовался началом строительства Великой Церкви Пресвятой Богородицы, так как к 501 году имеющийся храм престал быть достаточным местом для Богослужений Лавры.

Святой Савва принял решение покинуть на некоторое время Лавру, и его отсутствие длилось в течение пяти лет (503-508). За это время он основал две Киновии в Гадаре и Никополисе, куда стали прибывать верующие и монахи. Результатом восстановления Святого Саввы на месте Игумена явилось начало работ над Новой Лаврой, покровительствовал которым Святейший Иоанн.

5. Основание новых монастырей, первое прибытие в Константинополь и борьба с монофизитством (509-516)

В следующие года Святой Савва занимался духовным воспитанием молодого поколения. Участвовал в развитии и помогал до самой смерти двум другим Лаврам: Лавре Эптастому (512) и Иеремия (531), а также двум киновиям Спилея (509) и Схолария (512). В последние 20 лет своей жизни Святой совершал и другие славные деяния. Оные имели огромное значение как в церковной жизни, так и в мировой истории. Император Анастасий (491-518) оказался под влиянием монофизитства и его духовных глав «Акефалон» («Безглавых») Севира, Филоксена и Сотириха, и постепенно Православные Церкви Востока стали подчиняться епископам-монофизитам. Святой Савва после принуждения к действию Православного Патриарха Иерусалима Илии (496-516) отбыл в Константинополь и в 512 году, опираясь на свою святость отстаивал у императора права на возвращение Патриарха к прежним обязанностям. В следующем году, когда изгнание Патриарха было подтверждено самим императором, Святой Савва собрал в Иерусалиме всех монахов из пустыни для защиты Патриарха. Примерно то же самое произошло еше три года спустя, в 516 году в поддержку нового Иерусалимского Патриарха Иоанна III (516-524), оная была организована Святым Феодосием Киновиархом. Эти действия удержали Иерусалимскую Церковь на пути праведной веры, в момент, когда Константинопольская, Александрийская и Антиохийская Церкви поддержали монофизитское течение. Но позднее Православие вернулось в свои прежние формы.

6. Продолжение блаженного жития Святого Саввы. Встреча с Юстинианом в Константинополе. Преставление Святого (516-532)

Второе прибытие Святого Саввы в Царьград произошло примерно через 20 лет после первого, когда возраст Святого приближался к пятидесяти годам. Там Святому удалось добиться освобождения Палестины от жесткой политики империи, которую хотел применить к этим землям император Юстиниан и которая по сути своей была направлена на изгнание самаритян и иудеев (529 год). Действиями Святого Саввы в империи было покончено с ересью Ария, Нестора и Оригена, распространяющейся на просторах Африки, а также в Италии. Победы полководцев Велиссария и Нарси привели к достижению империей своих западных границ, где вновь восстановилась влась Константинопольского императора. Во многом это произошло благодаря помощи Святого Саввы. Сколько рождается на свет благодаря действиям, сотворяющим чудеса!

По причине пятилетнего отсутствие дождя в Иерусалиме произошло несправедливое отрешение от трона Патриарха Иерусалимского Илии, что привело ко гневу Господню в 520 году. Возвращение святого Саввы из Константинополя означало начало конца созданной Святым Саввой организации. Преподобный Савва Освященный окончил свой путь 5-го декабря 532 года. Он 10 лет, до 18-летнего возраста жил в Киновии Флавианов, другие десять лет в Киновии Святого Феоктиста в Палестине и 59 лет в Великой Лавре, находящейся в пустыне. В 547 году его святые мощи были вынесены из родной Святыни и перевезены в Константинополь. В 1204 году святые мощи были перевезены из Константинополя в Венецию. В 1965 году святые мощи были возвращены в Великую Лавру. Первым биографом Преподобного Саввы Освященного стал Кирилл Скитополийский, и первое упоминание о нем зафиксировано в 557 году, также как мудрость Господа Вседержителя вмещает в себя знание за грешного человека от рождения его и во всех страстях его и мучениях. Вся история Великой Лавры связана с деяниями Преподобного Саввы Освященного, его святостью и чистотой, в стенах ее, действительно, находят спасение. Лавра принадлежит к одной из главных святынь Иудейской пустыни. Бесконечно притягивают к себе подвиги Святого Саввы, а также деятельность самой Лавры, связанная с монашеством и очищением души, оная никогда не прекращалась. Начал формироваться целый класс почитающих Великую Лавру, в их числе и знаменитый Теолог 8-го века Святой Иоанн Дамаскин. Слава и честь Святого Саввы разнеслась по свету от Рима до Грузии на Кавказе. Последующие настоятели Лавры свято охраняли веру Православную, противостоя ереси Оригена, монофилитству, иконоборчеству и папизму. После эпохи средневековья Лавра становится образовательной базой для Братства Пресвятого Гроба Господня. Все это имеет в своей основе пример самого Святого Саввы, оный служил Царству Божьему и защищал веру Православную: «Блестящие божественные дары просвещенного нашего Отца Саввы, так как его образ жизни славный, и житие добродетельное и вера православная. И это уже частично доказано вышеуказанными».

Мученик Савва

День памяти: 15 апреля

Святой мученик Савва, по происхождению готф, жил в IV веке. В то время среди готфов проповедовал христианство епископ Вульфил. Среди многих крестившихся был и святой Савва.

Став христианином, он вел добродетельную жизнь, был благоговеен, мирен, воздержан, прост, молчалив (но заставлял умолкнуть идолослужителей), избегал женщин, все дни проводил в молитве, часто пел в церкви и заботился о ее благоустройстве. Он смело проповедовал христианство.

Готфские князья и судьи под влиянием языческих жрецов начали гонение на христиан и стали принуждать их к вкушению идоложертвенного мяса. Многие из язычников, чтобы сохранить жизнь своим близким и родственникам, принявшим христианство, подавали им вместо идоложертвенного обычное мясо. Некоторые христиане согласились на такой обман, но святой Савва отказался и заявил, что христианин должен открыто исповедовать свою веру. За это жители селения, где жил святой Савва, выгнали его, но потом просили вернуться. Когда преследование христиан усилилось, односельчане святого Саввы решили идти к судье и принести клятву в том, что среди них нет ни одного христианина. Тогда святой Савва громогласно заявил: «Не клянитесь за меня, потому что я — христианин». Жители пошли и поклялись, что в их селении только один христианин. По приказанию судьи к нему привели святого Савву. Но судья, увидев его бедность, решил, что он не может ни помочь кому-либо, ни повредить, и отпустил его.

Между тем гонение продолжалось. Вскоре один из готфских военачальников по имени Афарид во время праздника Святой Пасхи напал на селение. Святой Савва собрался встречать Великий Праздник с епископом Гуфиком, но был возвращен с пути Ангелом в свое селение. К тому времени туда вернулся из Греции и пресвитер Сапсал. Воины схватили священника Сапсала и святого Савву, которому не дали даже одеться. Священника везли на телеге, а святого Савву, обнаженного, вели за телегой по терновнику, били палкой и бичами. Господь невидимо хранил мученика, так что когда на утро они достигли города, святой Савва сказал мучителям: «Посмотрите на мое тело, есть ли на нем следы от терновника и от ваших ударов?» Воины были удивлены, увидев мученика здоровым и невредимым, без малейшего следа перенесенных мучений. Тогда святого Савву растянули на осях телеги и били весь день. Ночью одна благочестивая жещина встала, чтобы приготовить еду домашним, увидела привязанного мученика и освободила его. Он стал помогать ей по хозяйству. Днем по приказанию Афарида святой Савва был подвешен к перекладине дома. Ему и священнику поднесли идоложертвенное мясо и пообещали отпустить на свободу, если они вкусят его. Священник Сапсал ответил: «Мы скорее согласимся, чтобы Афарид распял нас, чем вкусим оскверненное бесами мясо». Святой Савва спросил: «Кто прислал это мясо?» «Владыка Афарид», — ответил слуга. «Есть только один Владыка — Бог, Который на Небесах», — произнес мученик. В ярости один из слуг сильно ударил святого Савву копьем в грудь. Все думали, что мученик умрет, но святой не чувствовал никакой боли и сказал ударившему; «Твой удар был для меня не сильнее того, как если бы ты меня ударил мягкой шерстью».

Афарид велел предать святого Савву смерти. Священника Сапсала оставили связанным, а святого Савву повели к реке Муссова, чтобы утопить его. По дороге святой радостно благодарил Бога за то, что Он сподобил его пострадать за исповедание Его святого Имени.

Слуги тем временем рассуждали между собой: «Почему бы нам не отпустить этого неповинного ни в чем человека? Афарид не узнает о том, что мы отпустили его». Святой Савва услышал их и воскликнул: «Исполняйте приказанное вам! Я вижу Ангелов, пришедших со славою взять мою душу!» Мученика бросили в реку, привязав к шее его большой обрубок дерева.

Святой Савва пострадал 12 апреля 372 года, когда ему было 38 лет. Палачи извлекли тело мученика и бросили на берегу, но христиане скрыли его. Позднее один из скифских вождей, христианин Иуний Саран, перенес мощи святого Саввы в Каппадокию, где они были приняты с честью святителем Василием Великим (память 1 января).