Семейное образование

Блог

Получение качественного образования — один из важнейших этапов в жизни любого человека. Это — база для дальнейшего развития, получения хорошей и стабильной работы, а также других ценных возможностей. Знания, полученные в детстве и юности, являются фундаментом дальнейших жизненных успехов, вот почему образование на этом этапе является таким важным. Сейчас существуют разные подходы к обучению, но есть те, которым следует уделить отдельное внимания. Проект InternetUrok.ru, созданный в 2010 году, продемонстрировал все преимущества концепции дистанционного образования в школьном обучении. InternetUrok.ru — частная инициатива, созданная коллективом энтузиастов под руководством предпринимателя Михаила Ивановича Лазарева. В работе проекта принимают участие многие специалисты: учителя, режиссеры, программисты, специалисты по компьютерной графике и другие профессионалы. Сайт – это настоящий кладезь полезной информации — на нем представлены видеоуроки, конспекты, интерактивные тесты и тренажеры по предметам школьной программы.

В 2014 году на базе портала был создан подпроект «Домашняя Школа». Это — система, которая позволяет дистанционно пройти весь курс школьного обучения вместе с преподавателями либо полностью самостоятельно. На примере этих решений видно, что дистанционное семейное образование является эффективным вариантом для обучения в самых разных ситуациях.

Что такое семейная форма образования?

Эта форма учебы предполагает изучение общеобразовательных предметов вне школы, дома. Суть семейного образования — изучение дисциплин программы в домашних условиях, но, как правило, экзамены и аттестации ребенок проходит в том учреждении, куда он официально зачислен на семейную форму получения образования. Такой вид обучения выбирается в том случае, когда учеба вне стен школы по разным причинам является более целесообразной, нежели посещение очного учебного заведения.

Какие формы семейного обучения бывают?

Выделяют несколько видов обучения без посещения уроков в очной школе. Они различаются по двум особенностям: нюансами организации учебного процесса, и причинами, по которым произошел переход на эту форму обучения.

Можно условно выделить четыре типа домашнего обучения:

Надомное обучение.Этот вид обучения разработан специально для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Список заболеваний, при которых возможен перевод на такое обучение, установлен законодательно. Последняя его редакция за 2016 год содержит 60 пунктов с пояснением относительно каждого из них (Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.06.2016 № 436н). В этом случае ребенка обязаны обучать на дому преподаватели школы, к которой он прикреплен, хотя можно договориться с образовательным учреждением и о самостоятельном обучении. Школа предоставляет родителям всю учебную и методическую литературу а также специальный журнал для контроля обучения. Получить разрешение на подобную форму образования можно только при заключении медицинской комиссии.

Семейное обучение. Это вариант, при котором ученик может на общих основаниях посещать учебное заведение, однако родители и ребенок сами решили, что учиться вне обычной школы будет лучше. Причины могут быть разными, но обычно они сводятся к тому, что получать знания дома будут намного удобнее и эффективнее, нежели в учебном заведении.

Экстернат. Данный тип обучения предполагает самостоятельную работу ученика, который имеет выдающиеся способности и возможность учиться на хорошем уровне. Часто такие дети сдают экзамены досрочно: современное законодательство позволяет сдавать экзамены в форме экстерна на три года вперед. Оформить экстернат можно для ребенка любого возраста.

Дистанционное образование детей. Сегодня этот формат учебы может быть как частичным дополнением к посещению обычной школы, так и полноценной возможностью изучить всю программу вне рамок обычного учебного учреждения. Этот вариант обучения предполагает, что ребенок изучает информационные материалы, размещенные в специализированной онлайн-системе. Они могут быть представлены разными форматами: это и наглядные видеоуроки, текстовые конспекты с иллюстрациями, интерактивные тесты для проверки знаний. Важным моментом является то, что дистанционное семейное обучение не лишает ребенка общения с учителями. Благодаря современным средствам голосовой и видеосвязи преподаватели могут «присутствовать» в доме ребенка, при этом фактически находясь на удалении в тысячи километров от него. Таким образом, в рамках данного формата ребенок получает абсолютно все, что ему требуется для всестороннего развития и обучения.

Семейное образование в России: история и современность

Семейное образование в России имеет давнюю историю. Очень распространённым оно было в XVIII–XIX столетиях. Приглашаемыми на дом преподавателями обычно являлись священнослужители и семинаристы, студенты и сотрудники университетов. Богатые дворянские семьи могли позволить себе воспользоваться услугами репетиторов-иностранцев.

Перерыв в традициях семейного образования произошел в 1917 году, когда произошла революция. В эпоху СССР семейное обучение было упразднено, все дети были обязаны посещать общеобразовательную школу. Исключение могло быть сделано только для ребят, которые не могли посещать учебное заведение по состоянию здоровья. Как и сейчас, в советский период учащиеся активно пользовались услугами репетиторов, хотя они оказывались вне рамок официально разрешенной трудовой деятельности.

Но период новейшей истории России можно считать ренессансом традиций семейного домашнего обручения. В начале 90-х годов прошлого века такие виды образования, как семейное, экстернат и репетиторство получили новую жизнь. Дети и их родители получили гораздо больше возможностей для выбора вида обучения и создания комфортных условий для занятий. Интерес к внешкольным формам учебы значительно возрос.

Сегодня семейное образование доступно каждому!

Сегодня в России семейное образование доступно каждой семье и каждому ребенку. Законом установлено, что родителям предоставляется право независимого выбора школы и способа получения образования их детьми. Все чаще семьи делают выбор в пользу удаленного обучения при помощи современных онлайн-систем. В соответствии с законами РФ не требуется каких-либо специфических условий для перевода на внешкольное образование. Для учебы вне уроков в очном формате достаточно только согласия ученика и его родителей (или законных представителей). Конечно же, для перевода на семейное обучение необходимо осуществить определенные административные процедуры.

Чем больше возможностей и вариантов выбора, тем лучше результат. Сейчас в России все больше семей готовы перевести ребенка на домашнее обучение, даже если у него есть все возможности посещать обычные очные уроки. Более того, все чаще обычное школьное образование частично дополняется домашним. Ребенку могут помогать репетиторы, также он может учиться в различных онлайн-школах.

В чем преимущества такого подхода к обучению и в каком случае он будет оптимальным вариантом?

Нередко считают, что на семейное обучение переводят только тех деток, которые имеют проблемы со здоровьем. Но на данный момент все больше детей и родителей выбирают домашний способ обучения исходя из его преимуществ, а не под давлением обстоятельств.

Среди преимуществ семейной формы обучения можно отметить следующие:

  • Ученик лучше справляется с программой образовательного курса. Это становится возможным благодаря тому, что в таком варианте получения знания обеспечивается индивидуальный подход с учетом особенностей и способностей конкретного ученика. В то же время в больших классах обычных школ у учителей просто нет возможности уделить много времени каждому ребенку;
  • ребенок меньше отвлекается на то, что ему не нужно или не интересно. Не во всех учебных заведениях преподавание ведется на высоком уровне, бывает так, что детям не интересно учиться в конкретном классе и в конкретной школе. Регулярное посещение места, которое не нравится, может обернуться негативными эмоциями и снижением успеваемости. Учеба на дому — это способ избавиться от всех неприятных обстоятельств. Ребенок будет получать знания в комфортной обстановке, где ничто не помешает учебе;
  • дети на семейном обучении имеют больше возможностей для всестороннего развития. При такой форме обучения можно изучать интересные ребенку предметы углублённо. Также в образовательный курс можно включить ту информацию, которая отсутствует в школьной программе.
  • ребенок тратит меньше времени и меньше устает. Часто бывает так, что учащийся живет в удаленном населенном пункте и дорога до школы отнимают немало времени. Находясь на семейном обучении, ребенок может потратить сэкономленное время с большей пользой. Его можно потратить на дела, связанные как развлечениями, так и с развитием ребенка.
  • исключаются возможности конфликтов с негативно настроенными сверстниками и старшеклассниками. Семейное обучение может быть оптимальным вариантом для детей, которые в силу особенностей характера испытывают трудности с адаптацией в коллективе;
  • возможность составления гибкого графика занятий с учетом биологических ритмов учащегося. Это позитивно отражается на здоровье, самочувствии и работоспособности ребенка;
  • развитие интеллекта и креативных качеств мышления. Исключается стереотипный и шаблонный подход, препятствующий формированию индивидуальности;
  • развитие навыков самостоятельности, ответственности и организованности. Ребята, которые обучаются дистанционно при помощи современных онлайн-систем, сами контролируют свое расписание. Ребенок несет полную ответственность за свои результаты: у него нет возможности списать домашнее задание или подсмотреть результаты контрольной работы. Такой подход способствует формированию у ребенка навыков самостоятельности, дисциплинированности, умения планировать свое время. Вряд ли кто-либо будет сомневаться в том, что все эти качества понадобятся и во взрослой жизни – дальнейшей учебе и работе.

Как видно, причины перехода на семейное образование могут быть самыми разными. У каждой семьи есть для этого свои основания. Важно лишь то, что современное законодательство разработано таким образом, чтобы выбор формы обучения не был принудительным и каждый нашел оптимальное решение.

Кому можно порекомендовать такую форму обучения?

Известно, что большая часть ребят соответствующего возраста посещают обычные школы. Но очень часто обучение в рамках стандартной концепции может быть неудобным.

Нередко обучение в домашних условиях выбирают для тех деток, которые не могут ходить в школу в силу проблем со здоровьем. Очень часто для таких ребят данный вариант обучения – единственная возможность получить аттестат. Государственные учреждения и частные организации заботятся о таких детях, благодаря чему они наравне со своими здоровыми сверстниками изучают школьный курс. В дальнейшем эти ребята могут поступить в престижный вуз, многие из которых предлагают возможность дистанционного обучения.

Но спектр причин, по которым многие семьи делают выбор в пользу семейного образования, не ограничивается медицинскими показаниями. Во многих случаях домашнее обучение выбирают для одаренных детей. Такие ребята хотят изучать важные для них дисциплины углубленно. Нередко они осваивают программу, опережая своих сверстников, а на уроках эти дети просто скучают. Близкие таких ребят обычно хотят, чтобы дети учились у преподавателей – мастеров своей профессии. Уровень преподавания в школе по месту жительства может их не устраивать. В этом случае семейная форма образования будет самым подходящим вариантом. Даже если семья живет в маленькой деревне или селе, где нет значительных образовательных возможностей, всегда можно воспользоваться преимуществами дистанционного обучения. В этом случае ребенок сможет учиться у лучших преподавателей и получить самый качественный багаж знаний.

Часто обучение в форме семейного образования выбирают и для ребят, которым сложно дается учеба или если ребенок плохо воспринимает объяснения учителя в школе. Увы, не в каждом учреждении работают хорошие педагоги, которые смогут понятно объяснить непростые аспекты и заинтересовать детей предметом. Причиной может быть и то, что у ребенка возникают конфликты с преподавателями и другими учениками в школе. В данном случае обучение в форме семейного образования также может стать оптимальным решением, которое убережет ребенка от возможных проблем такого типа. В итоге ребенок сможет избежать негативных обстоятельств и изучить школьный курс с хорошими отметками, с отличным результатом пройти выпускные испытания.

Трудности с посещением занятий в очной школе часто возникают и у ребят, которые на серьёзном уровне занимаются спортом или творчеством – пением, музыкой или другими видами искусства. Эти дети тратят много времени на тренировки и дополнительные занятия, ездят на состязания и конкурсы. Посещать занятия по фиксированному графику им может быть трудно, и семейное обучение в таком случае будет оптимальным решением. При таком подходе можно составить гибкий график уроков, и у ребенка будет возможность уделить нужное время любимому занятию и не допустить снижения оценок по школьному курсу.

Обучение на дому – отличный вариант и для семей, которым в силу профессиональной деятельности приходится время от времени переезжать. В такой ситуации лучшим вариантом будет образование с использованием средств дистанционного обучения. Благодаря такому решению удастся исключить проблемы, вызванные необходимостью поиска новых школ или репетиторов при очередном переезде. Кроме того, ребенку не придется каждый раз сталкиваться с проблемами, связанными с привыканием к коллективу в новой школе.

Семейная форма обучения подходит абсолютно всем семьям с прогрессивным взглядом на образование. Сейчас многие организации готовы помочь родителям при реализации данной концепции получения знаний. Правильный выбор центра семейного образования станет первой ступенькой к успешному обучению.

Подходы к организации семейного обучения

В некоторых случаях при переводе ребенка на семейную форму обучения родители сами преподают ему весь школьный курс. Разумеется, они как никто другой будут стремиться дать своим детям все самое лучшее из того, что есть в учебной программе. При этом родителям может быть непросто разобраться в аспектах всех разнообразных школьных дисциплин по причине отсутствия специального или педагогического образования. Кончено, можно воспользоваться помощью частных репетиторов. Но почасовая оплата их услуг может стать проблемой для семейного бюджета. Более того, поиск учителей может быть непростым, особенно в маленьком населенном пункте. Важно отметить и то, что вы сможете удостовериться в качестве услуг преподавателя только после нескольких уроков.

Но многих родителей, которые сделали выбор в пользу семейного обучения, порадует то обстоятельство, что им не потребуется заниматься поиском репетиторов или вникать в тонкости разделов алгебры, физики и других сложных предметов. Достаточно воспользоваться всеми преимуществами современных систем онлайн-обучения.

Семейное образование с Домашней школой InternetUrok.ru: все возможности для покорения вершин знаний

Проект InternetUrok.ru c 2008 года является лидером среди видеуроков по школьному курсу и заслужил многие положительные отзывы. Специально для детей и родителей, выбравших семейную форму обучения, был разработан сервис «Домашняя школа», при помощи которого можно пройти всю школьную программу в режиме онлайн. Что необходимо для начала учебы? – просто создайте свою учетную запись на сайте! Для того, чтоб у вас была возможность рассмотреть все преимущества нашего дистанционного центра семейного образования, первая неделя обучения доступна без оплаты. В Домашней школе можно изучать как отдельные предметы в дополнение к обычной школе, так и полностью перейти на удаленное обучение.

Как проходит учебный курс в Домашней школе?

Учебный процесс предусматривает несколько компонентов. Ребята изучают видеоуроки по каждому разделу школьного курса. Они созданы в соответствии с образовательными стандартами, но все аспекты предмета представлены в самой понятной форме. Благодаря современной анимации физические закономерности, свойства геометрических фигур и другие составляющие программы представлены в самом понятном виде.

Видеоматериалы дополнены иллюстрированными текстовыми конспектами и интерактивными возможностями для контроля усвоения темы. Тесты и тренировочные программы помогут понять, какую информацию ученик усвоил хорошо, а где пока есть пробелы в знаниях. Разнообразие форм подачи информации не даст детям заскучать, делает процесс обучения эффективным и интересным. Благодаря этому общеобразовательная программа намного проще усваивается даже теми детьми, которым тяжело дается учеба.

Как и в стандартной школе, ребята выполняют контрольные и домашние работы, за них выставляются отметки, которые заносятся в удобный онлайн-журнал. А благодаря удобной рассылке о наиболее значимых событиях близкие всегда будут в курсе успехов ребенка.

При помощи средств текстовой, голосовой и видеосвязи наши преподаватели консультируют учащихся, подробно разъясняют сложные нюансы в каждой теме. В основе работы — индивидуальный подход к каждому ребенку, находящемуся на семейном обучении. В Домашней школе InternetUrok.ru работают учителя высокой квалификации – многие из них имеют ученую степень и являются лауреатами конкурсов профессионального мастерства.

Сколько стоит семейное обучение в Домашней школе InternetUrok.ru?

Стоимость учебы в нашей онлайн-школе определяется форматом обучения и периодом оплаты. В любом случае благодаря доступным ценам такой вариант более выгоден, чем почасовая оплата недешевых уроков наемных репетиторов.

Доступна возможность выбора из двух форматов:

  • Формат «Самостоятельный» — в данном варианте учащемуся будут доступны все информационные материалы (видеолекции, тесты и тренажеры для контроля знаний) для самостоятельного изучения. Рациональный выбор для детей, которые посещают обычное очное образовательное учреждение, но хотят изучать избранные дисциплины школьного курса дополнительно;
  • Формат «С учителем» — все возможности первого варианта, но также предполагается взаимодействие с преподавателем: проверка домашних заданий, консультации, ответы на вопросы. Этот вариант имеет большую стоимость, но при этом обеспечивается более качественное изучение предмета. Отлично подходит для детей на семейном обучении.

Дистанционное обучение: большие возможности для большого будущего!

Хорошие родители стремятся дать своим детям все самое лучшее. На сегодняшний день все больше семей делают выбор в пользу домашней формы обучения, осознаваем её множественные преимущества. Современные технологии и образовательные методики обладают значительным потенциалом. Используйте все возможности современного мира, чтобы подарить ребенку успешное будущее. Выберите ли вы занятия в дополнение к посещению обычной школы или семейную форму образования – Домашняя школа InternetUrok.ru станет для вас надежным помощником!

Переход на семейное образование по шагам — как оформить

Базовые понятия

Для подготовки к переходу на семейное образование изучите основные термины. Это поможет правильно заполнять заявления и вести переговоры со школами.

Семейное обучение — это форма получения образования вне школы (статья 17 закона «Об образовании в Российской Федерации»). Подразумевает самостоятельное освоение основной образовательной программы. Ответственность за качество обучения лежит на родителях.

Самообразование — то же, что и семейное обучение, только для детей старше 15 лет или тех, кто получил аттестат об окончании 9 классов.

Экстернат — это форма аттестации на семейном обучении и самообразовании. Когда ребёнок прикрепляется к школе для прохождения промежуточных и итоговых аттестаций, он приобретает статус экстерна и равные с остальными школьниками академические права.

Шаг 1. Уведомите органы управления образования

Проинформируйте департамент или управление образования по месту жительства о смене формы обучения. Уйти из школы на семейное обучение без уведомления нельзя. Это могут расценить как ненадлежащее исполнение родительских обязанностей и привлечь к административной ответственности.

Когда подавать

Отправить уведомление можно в любое время: до начала учебного года или в его середине. Только учтите время на ответ (в среднем процедура занимает от недели до месяца), а также региональные требования. В некоторых субъектах России есть чёткие даты информирования о смене формы обучения.

Как заполнять

Уведомление о переходе на семейное образование можно составить в свободной форме или запросить шаблон в органах местного самоуправления.

Образец заявления →

Кому отправлять

Управлению или департаменту образования по вашему фактическому адресу, а не по месту регистрации.

Как отправлять

  • Лично. Сделайте два экземпляра. На своём обязательно поставьте отметку о том, что уведомление зарегистрировано.
  • По почте. Отправка заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении поможет подтвердить факт исполнения обязанности по уведомлению органов власти о выборе семейного обучения.
  • Дистанционно. Если у органа управления образования есть «электронная приёмная», можно направить уведомление в электронном виде. При отправке рекомендуется сделать скриншот.

<<Форма с консультацией>>

Шаг 2. Отчислитесь из школы

Если ребёнок уже обучался, заберите его личное дело и другие документы из образовательной организации. Отчислиться из контингента школы необходимо, даже если вы не планируете менять школу и хотите проходить аттестации там же, где учились.

Когда подавать

Обычно требуется около месяца на прикрепление к школе в качестве экстерна и заключение договора.

Как заполнять

Попросите шаблон в администрации образовательной организации.

Примерный образец →

Пишите заявление на имя директора школы.

Как отправлять

Составьте заявление в двух экземплярах, один для себя, другой для школы, и передайте его лично или направьте по почте заказным письмом. Возможность дистанционной подачи уточняйте в администрации образовательной организации.

Что дальше

Если ваша «старая» школа работает с детьми на семейном обучении, переходите к следующему шагу. Если нет, а для вас принципиально сдавать аттестации именно там, получите от неё письменный отказ о переводе ребёнка на семейную форму обучения. В этом случае вы сможете обратиться с жалобой в региональный департамент образования. Но проще просто найти другую школу.‍

Как строить отношения со школой, которая не признаёт семейное образование →‍

Шаг 3. Выберите школу для аттестаций

Чтобы подтвердить знания, хоумскулеру необходимо зачислиться в аккредитованную школу, имеющую лицензию на образовательную деятельность. Подобрав школу с комфортным графиком аттестаций, направьте туда заявление.

В любое время, но лучше перед началом учебного года, когда школа формирует учебный план.

В свободной форме или запросите форму у школы.

Образец заявления →

На имя директора школы.

Лично или по почте, как описано выше.

Шаг 4. Подпишите договор

Это необязательный шаг, но крайне желательный. Договор о порядке проведения аттестаций определит права и обязанности сторон, периодичность и форму экзаменационных испытаний.

Можно принести вместе с заявлением о зачислении в качестве экстерна.

Договор об аттестациях обычно состоит из вводной части, основных разделов и приложений. В последних указывается порядок, форма и срок промежуточных аттестаций, проведение лабораторных, практических работ, консультаций. Также вносятся вопросы для подготовки по предметам, билеты к устным экзаменам, образцы контрольных работ и тестов.

Пример договора об аттестациях →

Договор подписывают родители и директор образовательной организации.

Шаг 5. Организуйте учебный процесс

Семейное образование предполагает свободу в выборе формата обучения. Кто-то сам преподаёт детям, другие предпочитают поручить это профессионалам.

В «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» вам помогут организовать семейное обучение с 5 по 11 класс. Это виртуальная школа, которая почти полностью заменяет обычную. Занятия проводятся в режиме реального времени, на них можно задавать вопросы преподавателям из МГУ, МФТИ, ВШЭ. В программу входят базовые курсы, это минимум, необходимый для сдачи аттестаций, а также углублённые и олимпиадные курсы для развития сильных сторон ребёнка. За успеваемостью и мотивацией учащихся следят персональные кураторы.

Шаг 6. Наслаждайтесь результатами

Формальности соблюдены, и теперь начинается новая страница в жизни вашей семьи. Теперь вы вместе с ребёнком расставляете приоритеты в учёбе и строите планы.

Желаем удачи!

Суть семейного образования по новому закону об образовании в 2020 году

Некоторые родители в меру необходимости или собственного желания решают обучать своих детей в домашних условиях. Семейная форма обучения предусмотрена законодательством, ее нормы регулируются законом №273-ФЗ «Об образовании в РФ».

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ Об образовании в РФ

Законодательство позволяет родителям отдавать почтение любым формам обучения своих детей, в зависимости от надобностей семьи или самого ученика.

На выбор домашнего обучения могут влиять и непредвиденные обстоятельства, которые просто заставляют оставлять школу и искать альтернативные пути приобретения образования. Иногда семейное обучение является непосредственным выходом из ситуации.

В приобретения образования дома есть свои нюансы. Вся ответственность за получаемый результат возлагается на родителей. Для грамотного проведения этой процедуры следует подобрать правильные программы, а также разъяснить процесс аттестации в школе.

Терминология

Многие путают или объединяют понятия семейное образование и домашняя учеба. Обучаться дома можно только по состоянию здоровья. В этом случае образовательным процессом полностью занимается ответственная школа. Домой к ребенку приходят учителя и проводят с ним уроки, проверяют задания и выдают аттестат.

Под семейным образованием надлежит понимать добровольную процедуру, когда родители забирают ребенка со школы учиться под их присмотром. В этом случае школа не участвует в обучении ребенка, а только проводит проверку его знаний – аттестацию.

Чтобы перейти на семейное образование, не нужно никаких дополнительных причин, кроме желания самих родителей.

Переход на семейную учебу должен осуществляться на основании таких нормативных документов:

  • закон «Об образовании»;
  • приказ Минобразования №1015;
  • письмо Минобразования «О получении образования в семейной форме»;
  • приказ Минобразования №1400;
  • ФГОС;
  • законодательные акты отдельных субъектов России.

Нужно учитывать локальные нормативные акты, которые действуют в образовательном учреждении, принимающем аттестацию у обучающихся на семейной форме.

Выбор формы обучения

Принимать решение о выборе формы образования вправе только родители или законные представители ученика. Следует брать во внимание взгляд ребенка. Законодательство утверждает, что родителям нельзя отказать, если они хотят перевести своего ребенка на иную форму учебы.

Также допустимо сочетать несколько форм. Это значит, что законодательство не запрещает совмещать семейный и очный вариант обретения образования.

Родители совместно с ребенком могут принять решение обучаться некоторым предметам в школе, а прочие усваивать дома. Также по решению попечителей дети, учившиеся на семейной форме, могут в любое время перейти на очную и продолжить обучение в образовательной организации. После такого перехода ученик будет изучать предметы по установленным в школе образовательным программам.

Для осуществления перехода на семейную форму одному из родителей достаточно будет написать заявление в местный орган управления образованием и в школу, которую до сих пор посещал ребенок. Любые другие бумаги для этого не потребуются.

В законе указано, что каждый год проходить эту процедуру нет необходимости – заявление написать достаточно один раз. Если же родители сменили семейную форму образования на очную, то для последующей смены нужно будет снова писать заявление в соответствующие органы.

Сменить форму образования для ребенка и написать заявление об этом родители могут в любое время. В законодательстве нет никаких ограничений по срокам, а также максимальном числе проводимых изменений формы обучения. Это значит, что родители имеют право менять форму обучения столько раз, сколько понадобится.

Особенности семейного образования

В школе дети могут учиться на разных формах: очно, заочно или дистанционно. Если ребенка или родителей это не устраивает, они могут перевестись на семейную форму обучения. Для осуществления перехода можно не ждать окончания четверти или полугодия – сделать это можно в любой момент. Это же касается и возвращения в школу, если другая форма образования не подошла.

Администрации школ не любят, когда дети уходят на семейное обучение – это ухудшает статистику школы и выдвигает много лишних вопросов.

Часто родителей пытаются уговорить оставить ребенка хотя бы на заочной форме. Но последнее слово все же остается за родителями, так как законодательно школа не имеет права отказать в переходе на другую форму обучения.

Для перевода ребенка на другую форму образования следует предпринять такие шаги:

  1. Написать заявление на имя директора образовательного учреждения, в котором будет указано желание перейти на семейную форму.
  2. Направить уведомление в образовательный Департамент (это можно сделать как самостоятельно, так и через администрацию школы).
  3. Написать заявление для зачисления ребенка на экстернат для осуществления аттестации.
  4. Выбрать подходящую образовательную программу и проводить изучение школьных предметов дома.

Через некоторое время после окончания этой процедуры родителям может позвонить сотрудник Департамента и спросить о переходе на семейную форму. Это обычный процесс, так как с этого времени ребенок находится на учете в этой организации.

После окончания перехода родителей должны пригласить в школу для подписания договора о семейном обучении. Его оформляют в двух экземплярах, один из которых остается в школе, другой – передается родителям.

Договор должен содержать все необходимые аспекты, а именно:

  • проведение консультаций;
  • осуществление аттестации ученика;
  • использование школьной библиотеки;
  • участие в общешкольных мероприятиях и пр.

Семейное образование по новому закону об образовании 2020 не запрещает выбор семейной формы обучения. Однако следует помнить, что для осуществления такой процедуры в первую очередь родители должны иметь необходимые знания с большинства школьных предметов. Ребенок все равно будет сдавать школьные экзамены, а без соответствующих знаний это будет невозможно.

Если ребенок идет в первый класс

В том случае, если ребенок еще не учился в школе, а только должен идти в первый класс, писать заявление директору не нужно. Следует сразу же идти в Департамент образования и там писать специальное уведомление.

Сотрудник организации проведет с родителями беседу, и если он решит что их решение обдуманное и правильное, то направить в определенную школу. В этом учебном заведении ребенок будет проходить аттестации.

Каждая школа имеет свой Устав, в котором прописаны правила аттестации. Это значит, что в одном учреждении она может проходить каждую четверть, в другом – раз в год. Некоторые школы выбирают блочную систему для сдачи экзаменов, другие хотят, чтобы ребенок сдавал все контрольные работы.

Процедура обучения первоклассников на семейном образовании должна состоять из таких шагов:

  1. Изучить правила и Уставы местных школ.
  2. Попасть на прием в Департамент образования, заполнить уведомление.
  3. Согласовать прикрепление к школе с сотрудниками Департамента.
  4. Получить направление в образовательное учреждение для вступления на экстернат.
  5. Согласовать все необходимые моменты с директором школы.

В школе нужно будет написать заявление об аттестации. К этому аспекту следует отнестись очень внимательно, так как установленным в нем моментам придется следовать. Практически всегда для проведения всех аттестаций следует написать только одно заявления, но в некоторых школах просят писать заявление для каждой аттестации по отдельности.

Аттестация

Аттестация учеников бывает нескольких видов:

  • текущая;
  • промежуточная;
  • итоговая (государственная).

Для лиц, которые проходят обучение в семейной форме, не проводится текущая аттестация. Для получения возможности сдавать промежуточную и итоговую аттестацию в школе, ребенок туда оформляется экстерном.

В образовательном законодательстве нет пункта, который говорил бы об обязательном прохождении ежегодной промежуточной аттестации. В законе можно найти только упоминание о праве ребенка на принятия участия в такой аттестации.

Заявление о необходимости аттестации родители могу написать:

  • перед началом аттестации;
  • по окончании учебного года;
  • перед государственной аттестацией.

Если заявление будет подано непосредственно перед началом аттестации, то ребенок не будет числиться в образовательном учреждении. Если же заявление было написано в начале учебного года, то ребенок получит право пользоваться школьной библиотекой, а также ему полагается финансовая компенсация, если это предусмотрено нормами органов местной власти.

Для этого промежуточная школа для учащихся на семейной форме должна быть включена в муниципальное здание. В этом случае образовательное учреждение будет финансироваться из местного бюджета.

Если по итогам аттестации ученик получает неудовлетворительную оценку, формируется академическая задолженность. Если она не будет ликвидирована, ученика переведут на обучение в школе.

Ответственность

Статья 44 действующего закона об образовании возлагает всю ответственность за обучение ребенка на семейной форме на его родителей или опекунов. На школу возлагается ответственность только за организацию процедуры аттестации.

Действия должностных лиц, которые не являются правомерными, или же их бездействие могут быть обжалованы родителями в суде. Об этом говорится в статье 45 закона об образовании.

Часто задаваемые вопросы

Где можно найти образец заявления о переходе на семейную форму обучения? Такой бланк можно взять на сайте Департамента образования. Документ следует адресовать директору школы. В тексте нужно указать посылания на законодательные акты, опираясь на которые происходит переход.
Новое законодательство относит семейное образование к формам обучения вне образовательных учреждений. Насколько это хорошо или плохо? В статье 17 нового закона указано, что семейное образование считается таким, что происходит вне школы. Это следовало и из норм старого закона, но было описано не так четко. Это приводило к тому, что школы считали возможным контролировать образовательный процесс в семье.

В новом же законе четко указано, что обучение происходит за пределами школы, а значит, школа в него вмешиваться не имеет права. Это нововведение делает закон более ясным и устраняет двусмысленности.

Имеют ли дети, учащиеся в семье, отношение к школе? Имеют, но уже не в качестве непосредственных учеников, а только как аттестующиеся. В законе сказано, что аттестация происходит экстерном, а дети имеют право проходить ее бесплатно. Экстерны хоть и являются по закону обучающимися в образовательном учреждении, но они не считаются учащимися.
Обязательным ли условием считается согласование аттестации? Нет, но специалисты настоятельно рекомендуют это сделать. В таком случае родители будут точно знать, когда и какой экзамен ждет на ребенка. В ином случае можно слишком поздно узнать, что учителя уже заняты и некому принимать аттестацию. Дата может переноситься раз за разом, что не принесет комфорта ни родителям, ни ребенку.
Что можно предпринять, если директора школы нет на месте в часы приема, а больше никто не хочет принимать заявление? Заявление можно отправить по почте заказным письмом с уведомлением о том, что его уже вручили. Так не придется ждать на директора и родители будут полностью уверены в том, что документ дошел до адресата.
Когда ребенку уже не нужно будет посещать школу? Дату перехода на семейное обучение сообщит Департамент образования. С этого времени ходить в школу уже будет не нужно.
Сколько раз в год ребенку нужно будет посещать школу? Во-первых, необходимо будет приходить на аттестации. Их количество оговаривается в договоре. Во-вторых, ребенок сможет посещать школьную библиотеку и общешкольные мероприятия, но это уже полностью добровольно.
Какие права получает ребенок, пребывающий на семейном обучении? Ребенок может бесплатно получать учебники, пользоваться библиотекой, а также принимать участие в школьных мероприятиях. Кроме того, у семейного ученика есть право на консультации перед аттестацией. На каждый предмет выделяется по два часа.
Можно ли в таком случае оформить справку, что ребенок является учеником образовательного учреждения? Это возможно только в том случае, если ребенок зачислен в школу как экстерн. В ином случае он не будет считаться контингентом школы, поэтому и звания школьника у него не будет.
Как получить компенсацию за обучение ребенка на семейной форме? Это очень сложная процедура, так как компенсацию выплачивают не в каждом учебном заведении. О возможности получения подобных выплат стоит узнавать в местном Департаменте образования.

Концепция домашнего образования Алексея Карпова: Научить ребенка учиться самостоятельно

По статистике ежегодно около 100 тысяч семей в России учат детей дома. Все чаще родители отказываются от школы в пользу семейного образования. Идеи домашнего обучения привлекают многих родителей, однако они имеют плюсы и минусы, обросли рядом устойчивых мифов и часто являются поводом для конфликтов.

О нарастающем интересе к домашнему образованию мы беседуем с педагогом, психологом, писателем, художником Алексеем Карповым, отцом четверых взрослых детей, получавших школьное образование дома.

— Алексей, расскажите, пожалуйста, какие цели могут ставить перед собой родители, говоря о домашнем образовании своих детей?

— Хотелось бы сказать, что, как существуют различные концепции школьного образования, так и в домашнем обучении они различны. У разных родителей разное мировоззрение. Один из подходов: научить способного ребенка как можно большему, дать ему больше знаний, информации, вложиться максимально в его развитие – до школы, во время школы. Этой концепции многие родители придерживаются, и она, безусловно, достойна уважения. Но она не является массовой по нескольким причинам: не все дети одинаково способны и далеко не все родители имеют возможность и способность профессионально заниматься с детьми.

Моя концепция образования совершенно другая. Я никогда не хотел сделать так, чтобы мои дети существенно превосходили других детей по уровню развития – ни до школы, ни в школе. Я не хотел каких-то особенных результатов. Моя концепция заключается в том, что нужно дать ребенку некий базовый набор знаний, который просто нужен любому человеку, чтобы жить в обществе, быть культурным, ориентироваться в мире и чтобы иметь возможность получить профессиональное образование, если он захочет.

Плюс к этому, в моей концепции заложен принцип – научить ребенка учиться самостоятельно.

Я всегда хотел обеспечить детям комфортный режим образования – не больше нагрузок, а меньше нагрузок. Домашнее обучение помогает учиться легче. Необходимый по школьной программе объем информации можно освоить за гораздо меньшее – в два-три раза – время. Сэкономленное время я не старался загрузить дополнительной информацией – дети больше гуляли, больше читали, больше общались.

— Почему все больше родителей интересуются темой домашнего образования? Это — глобальное разочарование в системе образования, или попытка выделиться, доказать что-то другим, или страх, что ребенка «не тому научат»?

— Моя точка зрения заключается в том, что система образования все больше и больше отстает от развития общества. Она когда-то была очень хорошей и эффективной, соответствовала обществу, психологии большинства людей.

Сегодняшняя система образования практически не изменилась со времен моего детства – это порядка 30-40 лет. А как изменилось общество, как изменились люди, мы живем в другой стране! Динамика развития системы образования отсутствует, люди и методы те же самые, что были десятки лет назад. Поэтому увеличивается процент детей, которые попадают в несоответствие с ней, он нарастает год за годом – я это вижу, общаясь с родителями и детьми. Поэтому родители задумываются о домашнем образовании всерьез.

— Согласны ли Вы с тем, что домашнее образование – это дорогое удовольствие, сопоставимое с оплатой частной школы? Нужно ли нанимать педагогов, или родитель должен сам стать для ребенка источником знаний?

— Если у человека есть возможность нанимать педагогов – пожалуйста. У меня таких возможностей не было никогда, и думаю, что у большинства людей в нашей стране таких возможностей нет. Все, что мог, я преподавал детям сам, учил их по учебнику заниматься. Иногда нам помогали добрые люди – с английским, с русским – предметами, в которых я слабоват. Если бы я мог, то нанимал бы педагогов, не сомневаюсь в этом. В целом, если, например, в семье папа работает, а мама занимается образованием ребенка – то это возможно. Однако я один растил детей, мне было намного сложнее.

В целом для ребенка лучше, когда его учит какое-то количество взрослых людей – каждый в своей сфере. Я вот, например, физику и математику хорошо преподавал, черчение, а вот история, русский язык – гораздо более слабые для меня стороны. Одна из особенностей домашнего обучения – у ребенка ограничен контакт с носителями знаний, и, конечно, лучше, если есть возможность этот недостаток компенсировать.

— Достаточно ли для перевода на домашнее обучение того, что родителю не нравится, что происходит у ребенка в школе? Имеет ли значение мнение ребенка?

— По закону родитель имеет право это делать. Но в каждой семье и каждой школе особая ситуация: в каких-то случаях это для ребенка лучше, в каких-то, может быть, родители и вредят своим детям.

Безусловно, необходимо смотреть на своего ребенка. Я с первого класса каждый год своих детей спрашивал, хотят ли они учиться дома. Причем спрашивал серьезно, не просто так — они должны были принять это решение вместе со мной. Старшая дочка и второй сын в старших классах ходили в школу, они сами этого захотели, потому что им стало дома скучно. Им хотелось общаться со сверстниками более активно. А вот старший сын и младшая дочка так всю школу и отучились дома, у них другой характер, другой выбор. Конечно, ребенка надо спрашивать.

— Как Вы относитесь к распространенному мнению о том, что ребенок должен учиться (воспитываться) только в коллективе?

— Это стереотип, стандарт школьной советской системы. Моя точка зрения, а также многих психологов, с которыми я на эту тему разговаривал: все дети очень разные, том числе и по потребности в общении, по потребности постоянно находиться в коллективе. Можно даже сказать, что все они делятся на два больших полюса. Есть дети, которые без коллектива жить и развиваться нормально не могут, а есть те, кому нужны тишина, покой, возможность сосредоточиться и заниматься спокойно своим делом. И в своих детях я это вижу: старшая дочка очень общительная, для нее быть в коллективе – это как дышать. А младшая – наоборот, очень быстро устает, она нормально общается, но основная ее потребность – побыть в одиночестве, почитать, спокойно построить свой режим. А сыновья – где-то между этими полюсами, они общительны в меру. Поэтому надо смотреть, что за ребенок, и что для него является естественной потребностью развития на данном этапе.

— Часто возникает ощущение, что родители, желающие попробовать что-то новое в отношении детей, вступают в конфликт с традиционной системой. Домашнее обучение – это обязательно конфликт со школой?

— Я вообще человек довольно мирный и считаю, что отношения надо стараться строить на основе любви. Конечно, я готов отстаивать интересы ребенка, если будут какие-то серьезные проблемы. Но за 19 лет у нас такого не было ни разу.

Я всегда стараюсь построить отношения с администрацией школы, с каждым конкретным учителем. Исхожу из того, что мы для него дополнительная нагрузка с нашим семейным обучением, поскольку человеку дополнительно не платят за то, что он нам уделяет какое-то время.

Алексей Карпов и его картины

Конечно, у них могут быть на это разные точки зрения, бывает, что они консервативно настроены, но в целом — мы ведь делаем общее дело! У меня есть ребенок, за которого я отвечаю, и есть школа, которая мне помогает. Функция школы заключается в том, чтобы помочь детям получить образование. Да, эта система не всегда работает идеально, но она работает. И я могу сказать, что школьные учителя мне очень помогли – и советами, и добрым отношением к детям. Я никогда не пытался ни с кем спорить. Ведь педагог — это все же профессионал.

Я за 19 лет практики домашнего обучения не встретил ни одного некомпетентного педагога! Да, у них другие методы обучения, своя система требований, они находятся в условиях жестких инструкций, но если с ними нормально поговорить, объяснить, что я их не презираю, а учусь у них, то все отлично. Я инженер-физик по образованию, а этот человек десятки лет детей учит, конечно, он делает это лучше чем я. Но зато я могу гораздо больше времени уделить своему ребенку индивидуально, например.

Поэтому я не считаю себя вступившим в противоречие с системой. И я поражаюсь тому, какие люди добрые. Может быть, мне просто повезло. Но даже если и возникал какой-то небольшой конфликт, я всегда старался погасить его в зародыше. Например, как-то раз одна пожилая учительница на меня сильно наорала за то, что мы затянули с аттестацией. Но я не стал обижаться и ругаться, а мягко извинился. А потом мы с этой учительницей прекрасно общались. Иногда бывали какие-то трудности с требованиями учителя к аттестации, оценки ставили ниже, чем мне казалось, ребенок знает. Но я всегда считал, что это – неважно. Если это четверка вместо пятерки, и даже тройка – я считал это мелочью.

— А дети были с этим согласны?

— Да, я всегда им говорил, что оценки – это неважно. Конечно, они старались сдать на пятерки, и сдавали, как правило. Потому что это признак хорошо сделанной работы. В аттестатах у сыновей в основном пятерки. Младшая дочка сейчас в 11 классе – наверное, будет половина четверок, половина пятерок.

— Какие трудности Вы испытали, обучая детей дома?

— Тяжело было то, что я один воспитывал троих детей, и все вопросы обучения, воспитания, зарабатывания денег были на мне одном. Для меня трудностью была не организация учебного процесса, просто в целом жизнь была трудная.

Однако в учебном процессе было труднее всего именно то, что мои сыновья катастрофически не хотели учиться класса до восьмого. Они отлынивали, скандалили, мотали мне нервы по полной программе. И в школу идти тоже не хотели. Мне приходилось искать какие-то дополнительные способы – рисовать, ловить какой-то момент настроения, рассказывать что-то на прогулке, разрабатывать какие-то свои методы, узнавать о методиках дополнительно. Поэтому процесс все же шел динамично. Младшая дочка тоже не сильно стремилась учиться, но она, по крайней мере, была послушной, хотя тоже приходилось придумывать какие-то подходы. Можно долго рассказывать о том, какие фокусы они вытворяли и какие фокусы я придумывал, чтобы как-то это все же происходило. Сейчас уже смешно вспоминать.

Пособие Алексея Карпова: лист таблицы умножения с лягушатами

Основной минус – это недостаток филологической части моего образования. Все же, английский мои дети получили слабее, чем это требуется в современном обществе, хотя чем-то я им, конечно, помогал. Но сейчас они уже сами дополнительно занимаются – взрослый человек может и сам повысить свой уровень.

— Какова должна быть степень самоорганизации родителя, желающего обучать ребенка дома?

С моей точки зрения – самоорганизация, организация процесса – основание, на котором все стоит. Родитель заменяет собой методистов, завуча, учителей. Он должен организовать целую структуру. Я до сих пор держу в голове систему того, сколько предметов есть, как дети должны их сдавать, какие есть требования. В начальной стадии обучения ребенок не может это регулировать.

Но я приучал своих детей к самоорганизации, к планированию занятий. Это происходит постепенно, а так – контролировать приходится постоянно. Неуспех в семейном обучении происходит чаще всего именно из-за недостаточной самоорганизации родителей. Люди думали, что им просто нужно обучить тому, чем они владеют, но этого не достаточно, важно все это еще организовать. Не только сам процесс, но и весь режим жизни.

Мне близок такой подход: продумывать на будущее процесс и корректировать его по мере необходимости. Я планировал процесс примерно на год, но всегда понимал, что в жизни что-то изменится: ребенок начнет как-то не так себя вести, усваивать материал будет на так легко, придется менять его режим занятий.

— Должна ли вся семья — оба родителя, родные — поддерживать идеи домашнего обучения?

— Должно быть единство по таким серьезным вопросам. Ведь это образ жизни семьи. Часто мамы говорят, что они хотели бы, а папы против. Значит, просто не хватает какой-то позитивной информации супругу или родным, которые жестко относятся к этому.

Мне кажется, надо донести до людей информацию о том, сколько в этом есть не только минусов, но и плюсов. У меня тоже так было: когда я начинал, некоторые родные были против, но потом успокоились. Так что это лишь повод немного поработать с семьей.

— Один из самых волнующих вопросов – детям дома мало общения. Как Вы решили эту проблему?

Во-первых, у нас семья большая. Во-вторых, этот вопрос был для меня одним из главных. Ребенок должен погулять, поесть, поспать и должно быть постоянное общение с разными людьми. Эта задача была – как главный предмет. Это было важнее, чем физика, математика, история.

Я старался создавать ситуации общения со своими знакомыми, со знакомыми семьями, чтобы это общение состоялось.

Вот бывает так: приходит взрослый гость в семью, родители собираются на кухне, а детям включают телек. Взрослые общаются.

У меня такого не было никогда. Если кто-то мне говорил: «Леша, я хочу к тебе прийти в гости», я говорил: «Ты приходишь не только ко мне, но и к моим детям». И вот, допустим, он профессор, начинает говорить о каких-то умных вещах. А я его прошу рассказать, как он когда-то был в стройотряде, реставрировал храм, лазал по веревкам на его крышу. И дети это слушают. Я старался построить общий разговор так, чтобы детям было интересно, чтобы они могли узнать новое.

Еще мы на много лет подружились с хорошей туристической организацией при одной из школ. Ходили в лодочные и байдарочные походы, жили в стационарных лагерях, участвовали в соревнованиях – в течение всего года. Для детей и подростков это очень важный опыт общения. Когда люди весь день сплавляются на байдарках, потом ночью в дождь ставят палатки, рубят дрова, готовят еду, они учатся быть в коллективе круглосуточно, делить трудную работу. Конечно, я всячески это поддерживал, это прекрасная школа общения, тем более, что в подобных коллективах меняется состав, всегда много нового, разных форм взаимодействия.

— Среди Ваших друзей есть реставраторы храмов, а как Вы сами относитесь к православной вере?

— Я не являюсь воцерковленным человеком, но мне очень многое близко в православии. Второй сын с 9 лет сам ходил в церковь регулярно, он очень серьезен в вере, жена у него тоже верующая, у них настоящая православная семья — он всегда был таким. Я водил детей в церковь, может быть, не очень активно, больше по потребности души. Старший сын и младшая дочь больше по настроению ходят в храм, сами эти вопросы для себя решают.

— Чем сейчас занимаются Ваши дети?

— Старшая дочка до 7 класса училась дома, потом она уехала с мамой в другой город, закончила школу. Она работает в сфере торговли. Сыновья оба закончили технические вузы. Старший сын работает в крупном интернет-проекте, связанном со специальностью – аудио- и видеотехника. Второй сын учился на программиста и работает по специальности с третьего курса. Поступили они своими силами, выдержали серьезный конкурс, учились хорошо, им очень нравилось, особенно старшему. У обоих очень сильные лидерские качества.

Младшая дочка в 11 классе и пока не знает, будет ли в этом году поступать. У нее склонность к рисованию – это ее основной интерес, может, будет учиться на дизайнера. Торопить не буду: лучше она подождет и выберет вуз или другой способ получения образования – я считаю нормальным вариантом, если она закончит хорошие платные курсы и будет работать. Но если она захочет в студенческую среду окунуться – пожалуйста.

Блог Алексея Карпова о домашнем образовании