Семья и вера

Какой должна быть православная семья?

Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»

Сегодня в одних семьях муж пользуется непререкаемым авторитетом, в других — супруги строят отношения на основе равенства мнений. Мне не раз задавали вопрос: какое устроение семьи более соответствует православию? Считается, что Церковь признает исключительно патриархальный тип семейных отношений, поскольку апостол Павел писал о главенстве мужа над женой (см. 1 Кор. 11, 3). Здесь есть два «но».

Во-первых, в Римской империи женщина не имела экономической и социальной независимости. Она всегда оставалась в рамках семьи, как чья-то дочь, сестра, жена, мать. Овдовевшие женщины были самыми бесправными и незащищенными. Упоминание о том, что вдовицам надо помогать, есть в Евангелии, в Деяниях апостольских и у святых отцов. Но нигде не сказано, что надо помогать вдовцам, потому что вдовец мог себя обеспечить, а вдова нет.

По причине полной самостоятельности мужчины на заре христианской эры апостол первое слово обращает к мужьям, возлагая на них ответственность за христианскую семью. Святитель Феофан Затворник также подчеркивает, что «апостол Павел больше наседает на мужей». При этом апостол наставляет проявлять о жене такую же искреннюю заботу, как о собственном теле (см. Еф. 5, 28).

Надо подчеркнуть, что христианство кардинально изменило отношение к женщине, утвердив равенство полов. «Нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе», — пишет апостол Павел (Гал. 3, 28). Таким же новаторским стало и учение о семье, ибо апостол соединяет мужское главенство не с подавлением другой личности, а с самопожертвованием. Подобно Христу, который принес Себя в жертву за обновленное человечество — Свою Церковь, глава семьи жертвует собственным эго из любви к жене.

Апостол поднимает семейные отношения на ту высоту, о которой пишет в другом послании, раскрывая ее свойства: «Любовь долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла… сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13, 4—7). Жена, со своей стороны, отлагает эгоистические притязания ради страха разрушить эту любовь.

Таким образом, в главенстве мужа и послушании жены в равной степени для каждого супруга проявляется самоотречение, отказ от себялюбия и других пагубных качеств личности. Из этого следует, что православная семья — это путь духовного совершенствования супругов, объединяющий их во Христе. Какой тип семьи более отвечает этому идеалу?

В патриархальной семье муж задает тон отношениям, основывая их на христианской любви. Если же супруг потребительски относится к браку, нарушает евангельские принципы, то требовать от жены безоговорочного послушания будет неправильно. Иначе апостольские слова можно довести до абсурда: признать, что женщина обязана подчиняться мужу, а он не обязан ее любить и заботиться о ней.

По этому поводу в IV веке между двумя святыми отцами Церкви возник спор. Святитель Василий Великий в одном из канонических правил зафиксировал существовавшую в то время практику, согласно которой основанием для развода могла быть измена жены, но не мужа. Святитель Григорий Богослов, во многом опережая свое время, возразил, что подобные законы и традиции отражают привилегии тех мужчин, которые их устанавливали.

С христианской точки зрения, семейное право должно быть одинаковым для обоих супругов. Разумеется, оба должны соблюдать верность друг другу, и ответственность супругов за брак должна быть равной. Другой вопрос, что в те времена, когда спорили святители, муж, бросив жену, экономически не страдал. А вот жене, которая оставляла своего неверного супруга, выжить в одиночку было гораздо труднее, особенно с детьми.

Сейчас иные условия. Женщины самостоятельны, имеют равные конституционные права с мужчинами. Жены вполне способны конкурировать с мужьями в разных сферах жизни: общественной, экономической, политической. Но остается духовная сфера, для которой по-прежнему необходима гармония евангельской любви.

Назвать любовью можно даже диаметрально противоположное ей, пнуть ногой щенка и сказать: «Я сделал это любя». Но дело не в словах, а в реальности. Если муж проявляет те качества, о которых говорит апостол Павел (1 Кор. 13, 4—7), значит, в нем действует любовь. В таком случае жене будет нетрудно соглашаться с мнением мужа, ее послушание будет естественным.

Есть еще одно «но». Жена не должна слушаться даже мужа, если тот подталкивает ее к греху или требует отказаться от веры. Например, женщина слышит: «Дай мне быть свободным в жизни. Относись ко всему проще, мы же с тобой — современные люди». В этом случае слепое повиновение жены явно повредит ее душе.

Супругам надо иметь рассуждение так же, как и монахам в духовной жизни. Вот почему желательно, чтобы супруги имели одного духовника и советовались с ним. И для общения с духовником надо не только приходить в храм, но и приглашать его к себе домой. В домашней обстановке его беседа больше будет способствовать укреплению внутреннего единства семьи, и он лучше будет понимать возникающие проблемы в отношениях.

Долгая семейная жизнь удерживается не на страстных чувствах, которые со временем изживаются, и не на холодном расчете, который превращает живого человека в инструмент достижения той или иной цели. Настоящая любовь порождает потребность отказаться от своих интересов ради блага другого, освободиться от тех шероховатостей своего характера, которые ранят любимого человека.

Как достигается отказ супругов от эгоизма — на основе патриархального главенства мужа или на основе взаимного согласия, не столь важно. Главное, чтобы все члены семьи возрастали во Христе через единство в евангельской любви. Именно эти устремления должны закладываться в основу отношений мужчины и женщины, которые хотят построить православную семью.

Семья — малая Церковь

  • Основы Православия
    • Введение. Человек и его вера
    • Начальные понятия о Боге и духовной жизни
      • Бог — Отец наш Небесный
      • Без Бога ни до порога
      • Откуда мы знаем о Боге
      • Свойства Божии
      • Где и как общаться с Богом. Крестное знамение
      • Храм — дом Божий
      • О Божией Матери
      • Человек — образ Божий
      • Семья — малая Церковь
      • Православные — право славящие Бога
    • Молитва — дыхание души
      • тест 3
        • test 5
      • test 5
      • Молитва — дыхание души
      • test2
      • Молитвенное правило
      • Детская молитва
      • Первые молитвы и объяснение их
    • Священная и церковная история
      • Божественное Откровение
      • Священное Писание
      • Библейские рукописи
      • Священная история Ветхого Завета
        • Сотворение мира
        • Сотворение мира и наука
        • Земной рай и грехопадение
        • Первое обетование о Мессии
        • Падшие прародители изгоняются из рая
        • Дети Адама
        • Всемирный потоп
        • Возобновление Завета. Божественное благословение
        • Вавилонское столпотворение
        • Появление идолопоклонства
        • Призвание патриарха Авраама
        • Патриарх Исаак
        • Патриарх Иаков (Израиль)
        • Патриарх Иосиф
        • Праведный Иов: тайна страдания праведника
        • Пророк Моисей
        • Исход из Египта. Первая Пасха
        • Бог дал народу закон
        • Скиния — походный храм
        • Ветхозаветное священство
        • Сорок лет странствия в пустыне
        • На Моавитских равнинах
        • Перепись народа
        • Смерть пророка Моисея
        • Иисус Навин ввел народ в землю обетованную
        • Господь посылает судей
        • Пророк Самуил
        • Царь Саул — первый царь Израиля
        • Давид избирается на царство
        • Гонимый помазанник
        • Давид — царь над всем Израилем
        • Моровая язва — последняя скорбь царя
        • 90-й псалом
        • «Вот, я отхожу в путь всей земли»
        • Псалмы царя Давида
        • Царствование Соломона
        • Иерусалимский храм
        • Книга Екклесиаст
        • Два царства
        • «И делал Иуда неугодное пред очами Господа»
        • Новая столица Израильского царства
        • Ахав вводит культ Ваала
        • «И восстал Илия пророк, как огонь…»
        • Наказание за нечестие — засуха
        • Благочестивая вдовица
        • Испытание веры
        • Пророк Божий Елисей
        • Пророк Иона
        • Конец Израильского царства
        • Иудейское царство
        • Царь Иосафат
        • Царь Езекия
        • «Ветхозаветный евангелист» — пророк Исаия
        • Царь Манассия: нечестие и покаяние
        • Благочестивый царь Иосия
        • Последние иудейские цари
        • Пророк Иеремия
        • Вавилонский плен
        • Пророк Иезекииль
        • Пророк Даниил
        • Конец плена
        • Второй Иерусалимский храм
        • Неемия: восстановление стен Иерусалима
        • Малахия — последний пророк
        • Религия в жизни избранного народа
        • Между двумя Заветами: ожидание Мессии
        • Языческий мир в ожидании Спасителя
      • Евангельская история
        • Ангел возвещает о рождении Иоанна Предтечи
        • Архангел Гавриил возвещает о рождении Христа
        • Богородица спешит к Елисавете
        • Ангел извещает Иосифа о рождении Христа
        • Рождение Иоанна Предтечи
        • Рождество Христово. Поклонение пастухов
        • Обрезание Христово. Сретение Господне
        • Поклонение волхвов и бегство в Египет
        • Отрок Иисус в Иерусалимском храме
        • Проповедь Иоанна Крестителя
        • Крещение Господа Иисуса Христа
        • Сорокадневный пост и искушения Господа
        • Первые ученики Христовы. Чудо в Кане
        • Изгнание торгующих. Беседа с Никодимом
        • Беседа с самарянкой
        • Взятие под стражу Иоанна Крестителя
        • Нагорная проповедь
        • Чудеса Христовы
        • Убиение Иоанна Крестителя
        • Послание на проповедь двенадцати апостолов
        • Учение о Царствии Небесном в притчах
        • Чудо насыщения пятью хлебами
        • Христос идет по водам за Своими учениками
        • Христос беседует о хлебе жизни
        • Апостол Петр исповедует Иисуса Христом
        • Преображение Господне
        • Исцеление бесноватого отрока
        • Господь покидает Галилею и идет в Иудею
        • Притча о добром самарянине
        • Исцеление десяти прокаженных
        • Притчи и поучения о молитве
        • Обращение мытаря Закхея
        • Притчи и поучения о покаянии
        • Беседа с богатым юношей
        • Господь благословляет детей
        • Притча о богаче и Лазаре
        • Воскрешение Лазаря
        • Вифанское помазание
        • Вход Господень в Иерусалим
        • Господь обличает иудеев
        • Иудеи задают Господу искусительные вопросы
        • Беседа Господа на горе Елеонской
        • Иуда решается предать Господа
        • Тайная Вечеря
        • Предсказание отречения Петра
        • Гефсиманская молитва. Взятие Господа под стражу
        • Суд над Иисусом Христом
        • Суд у первосвященника Каиафы
        • Распятие. Смерть и погребение Господа
        • Погребение. Стража у гроба
        • Жены-мироносицы у гроба. Явление Ангелов
        • Явления воскресшего Господа
        • Вознесение Господне
      • История Церкви
        • История Церкви
        • Рождение Церкви Христовой
        • Церковь Христова в апостольское время
        • Распространение Церкви Христовой
        • Мученики и исповедники Христовы
        • Святители — домостроители тайн Божиих
        • Монашество. Преподобные и подвижники
        • Спасение в миру. Святые праведники
    • Вера христианская
      • Вера в Бога и смысл человеческой жизни
      • Символ веры
      • Кратко о церковных Соборах
      • Иноверие и инославие
      • Мысли святителя Феофана Затворника
      • Вера и наука
    • Духовная жизнь
      • Грех и борьба с ним
      • Почему добрые дела творить сложнее
      • Что такое страсти
      • Посты и их духовный смысл
      • Заповеди Божии
      • Евангельские заповеди блаженства
    • О храме и богослужении
      • Почему мы молимся в храме?
      • Храм и его устройство
      • Внутреннее устройство храма
      • Колокольный звон
      • Степени священства
      • Монашество и монастыри
      • Богослужения суточного круга
      • Всенощное бдение
      • Божественная литургия
      • Семь Таинств Церкви
      • Молебен
      • Освящение жилища
      • Загробная участь души и поминовение усопших
    • Церковные праздники
      • Праздник в жизни православного христианина
      • Пасха Христова и подвижный богослужебный круг
      • Праздники месяцеслова (непереходящие)
      • Дни памяти святых. Чины святости
      • Икона — образ невидимого горнего мира
    • Духовный мир
      • Мир ангельский
      • Духовность истинная и темная
      • Православные чудеса
      • Схождение Благодатного огня
      • Облако на горе Фавор
      • Чудо крещенской воды
      • Мироточивые иконы и святые мощи
      • Туринская плащаница