Серафим саровский на камне

Где похоронен Серафим Саровский?

Категория Загадки и тайны истории

Церковь на Руси существует уже около тысячи лет. Конечно же, за это время множество людей причислены к лику святых. Это, действительно, люди с «ангельским» характером: они всегда помогут, приютят и накормят. За всю свою жизнь они делают немало добрых вещей, которые приносят исключительно пользу человечеству. К таким людям можно отнести Серафима Саровского. Он прожил насыщенную жизнь, полную радостных событий. Но, как и все люди, он умер, в возрасте 78 лет. Но где же похоронен Серафим Саровский?

Серафим Саровский. Изображение на иконе

Биография

Серафим Саровский (настоящее имя – Прохор Машнин) родился в июле 1754 года в городе Курск. Отец его был зажиточным купцом, а мать простая домохозяйка. К сожалению, когда Прохор был маленьким, отец отошел в мир иной, оставив ребенка на воспитание одной матери. Испытывать любопытство к церкви, молитвам и службам начал в семь лет. В этом же возрасте упал с большой высоты, с колокольни, но, к счастью, повреждений никаких не получил. Затем его долгое время мучала тяжелая болезнь, которая в те времена уносила много жизней. Во сне ему явилась Богородица, давшая обещание, что Прохор будет исцелен. Так и произошло – мимо дома, когда шел Крестный ход, пронесли икону. Ребенок к ней прикоснулся и на следующий день выздоровел. После этого события вера стала еще сильнее.

О подлинности мощей преподобного Серафима Саровского

ВРЕМЯ ДАВАТЬ ОТВЕТЫ

Есть множество доказательств того, что мощи преподобного Серафима Саровского, вскрытые большевиками 17 декабря 1920 года, были тайно подменены до этого на останки другого саровского иеромонаха. И после закрытия мощей, состоявшегося 16 августа 1921 года, были снова положены в свой гроб. А мощи подмены, в том самом виде, в котором они лежали в раке преподобного, были возвращены на свое прежнее место.

И после пропажи, увезенных в 1927 году в Москву мощей батюшки Серафима, они были обнаружены сотрудниками Краснослободского ОГПУ и перевезены в Ленинградский музей религии и атеизма. Где были обретены в 1990 г. и перенесены в Дивеево в 1991 году как «подлинные» мощи Серафима Саровского.

Для наилучшего понимания событий всех тех лет приведем слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II:

«В 1920 году в городе Темникове (это ошибка, не в Темникове, а в Сарове – ред.) Тамбовской губернии атеистами было совершено вскрытие вывезенных из Сарова святых мощей прп. Серафима. В составленном при вскрытии акте очень подробно описывались как сами мощи, так и то, во что они были облачены и на чем покоились…

Во время инвентаризации, проводимой в связи с решением о возвращении Русской Православной Церкви Казанского собора и выездом из него музея, святые мощи были найдены. Зашитые в рогожу, они лежали в запасниках музея, в одной из комнат бывшей ризницы, где хранились гобелены. Когда рогожу развернули, увидели мощи, надетые на руки рукавички, на одной из которых было вышито “Преподобне отче Серафиме”, а на другой — “Моли Бога о нас”. Утверждать, что это мощи Саровского чудотворца, основываясь только на этой надписи, было нельзя. Поэтому мы нашли акт и документы вскрытия мощей в 1920 году.

В одном из этих документов говорится, что мощи изъяты из монастыря для их уничтожения или экспозиции в музее. То есть угроза уничтожения святых мощей преподобного Серафима была вполне реальна. Но Промыслом Божиим зло было обращено во благо, и все устроилось так, что руками безбожников был составлен документ, очень подробно описывающий мощи преподобного после их вскрытия в двадцатом году.

Специальной комиссией было установлено, что мощи, обретенные в Казанском соборе, полностью соответствовали описанию мощей прп. Серафима Саровского». («Московский церковный вестник», 1991г., №14(59)).

Но почему мы не можем признать их за подлинные мощи преподобного Серафима Саровского?

1. На мощах, находящихся в Дивеево, полностью отсутствуют следы дубильных веществ от сорокалетнего нахождения в дубовом гробу, наполненном водою. Свидетельство о чем имеется в воспоминаниях участника торжеств 1903 года протоиерея Димитрия Троицкого: «Отец Серафим лежал в гробу на дубовых стружках. Все содержимое гроба, ввиду дубильных свойств стружки, и самые честные останки, и седые волосы на голове, бороде и усах, и все одеяние преподобного — белье, холщевый подрясник, мантия, епитрахиль и куколь — все окрасилось в один цвет, напоминающий корку черного ржаного хлеба». (Протоиерей Димитрий Троицкий. «Прославление преподобного Серафима Саровского». Библиотека прп. Серафима Саровского).

Если кто-нибудь из читателей видел этот цвет, то скажет, что он темно-коричневый.

Что подтверждает еще одно свидетельство из того времени: «Для прикладывания на лбу было оставлено отверстие, в которое видно темно-коричневую часть лба». (В.П.Шнейдер. «К Батюшке Серафиму. Воспоминания паломников». Саровские торжества).

Этих следов на сегодняшних мощах нет и их цвет примерно в два раза светлее того, который имели мощи преподобного в 1903 году, что особенно четко видно по частичкам мощей в новых и дореволюционных мощевиках!

2. Доказательством их подмены служит и акт о закрытии мощей от 16 августа 1921 года, согласно которому цвет их стал «…темнее, чем был при вскрытии 17 декабря 1920 года». (С.Фомин. «В гости к Батюшке Серафиму». Документы о вскрытии мощей).

То есть, только что извлеченные из могилы, они и в самом деле могли потемнеть на свету и свежем воздухе. Но как могут заметно потемнеть мощи имеющие цвет «корочки черного ржаного хлеба»?!

3. Доказательством их подмены является и «акт вскрытия останков Серафима Саровского от 17 декабря 1921 года», ясно показывающий, что торопившиеся с подменой саровские монахи явным-преявным образом перепутали расположение отдельных костей, которые при обретении подлинных мощей в 1903 году «были расположены в анатомическом порядке… Все кости были завернуты в монашеское одеяние… Кости ножные были собраны в особые туфли, кости ручные — в перчаточки… Те и другие положены на своих местах…» (Письмо архимандрита Сергия Тихомирова от 18 июля 1903 года).

А теперь сравните их расположение с актом от 21 декабря 1920 года:

«Берется одна из отложенных в сторону рук из ваты, вата развертывается, в которой оказываются локтевая и лучевая кости небольшого человека, то же самое и во второй руке. Развертывается вата кисти. В числе костей кисти имеется один зуб и одна часть позвонка. Всего в кисти имеется костей пястных четыре, запястных пять, фаланговых больших пять, вторых фаланговых две, локтевых тоже 2. Это все в левой руке, причем в числе запястных костей имеется одна кость другой руки. Развертывается кисть правой руки, в числе костей кисти есть часть позвонка. Всего костей запястных 5, пястных 4, первофаланговых 3, вторых три и ногтевых 3. Берется туфля и разбирается. Левая туфля, в числе костей ступни имеется кость руки.(!)». (Архив МБ МССР. Д. 29. Л. 249 об.-250) (С.Фомин. «В гости к Батюшке Серафиму». Кощунство).

Это же настоящая чехарда с костями, совершенно недопустимая для мощей столь Великого Святого! Но, что интересно, ни те, что вскрывали их в 1920-м, ни те, что обретали их в 1990 году, ровным счетом так ни о чем и не догадались!

Между тем, как перепутать их в момент обретения в 1903 году не было никакой физической возможности, потому что согласно воспоминанием того же протоиерея Димитрия Троицкого: «Верхние кожные покровы тоже частично хорошо сохранились и плотно облегали скелет, как бы к нему присохли, вследствие чего кисти рук в запястьях и ступни в щиколотках остались на своих местах не отделенными, а лик преподобного сохранил следы сходства с иконографическим его изображением». (Библиотека прп. Серафима Саровского).

А вот перепутать их в случае отсутствия скрепляющих их покровов довольно легко. Потому что сложенные на животе кости кистей легко смешиваются не только между собой, но и с лежащими под ними позвонками.

4. Доказательством их подмены является и свидетельство о новом материале для мантии в том же акте от 1920 года: «Затем снимается золотая парчовая епитрахиль, для чего поднимается голова фигуры. Видна также фигура в черной мантии, сшитая из черной материи и совершенно новой. (Архив МБ МССР. Д. 27. Л 249-249 об ). 5. Доказательством подмены мощей является и то, что указанные выше остатки кожных покровов на мощах, лежащих сегодня в Дивеево, полностью отсутствуют!

Вот свидетельство об этом владыки Арсения, архиепископа Истринского, рассказанные им на радио Радонеж 24.07.2003 года: «Чтобы все было понятным, расскажу предысторию событий. В вопросе обретения мощей преподобного Серафима очень помог покойный ныне архиепископ Тамбовский Евгений (Ждан). Именно с его назначением в 1987 году на Тамбовскую кафедру стали предприниматься большие усилия по возрождению духовной жизни на Тамбовщине. Попутно владыка изучил массу документов и случайно наткнулся на те, которые содержали описание вскрытия сотрудниками НКВД раки мощей преподобного Серафима Саровского. Конечно, это жуткая бумага — в отношении святого угодника Божия было проявлено мародерство — но она ценна буквальным, детальным описанием каждой косточки, каждого позвонка, обнаруженного в раке преподобного…

В 1990 году… мне позвонил директор Музея истории религии Ленинграда Станислав Алексеевич Кучинский: «Владыка, я не могу утверждать точно, но нами обнаружены мощи какого-то угодника Божия. Мощи скелетного состава, никаких покровов. Сохранилась только одна рукавичка на мощах, на которой — такая надпись: «Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!» По описи эти мощи у нас не проходят, нашли мы их случайно, завернутыми в один из гобеленов…»

…И вот, мы приехали в Петербург (тогда еще Ленинград), и в присутствии директора, его заместителей и сотрудников музея поднялись в ту комнату, где лежала «находка». Разумеется, мы привыкли всегда доверять только документам – здесь же никаких документов не было. Но я уже говорил вначале, что еще в 1988 году владыке Евгению удалось обнаружить акт вскрытия мощей преподобного Серафима Саровского с подробным описанием. По этому-то акту мы и стали сличать найденные мощи с описанием. Все найденное досконально сходилось с останками преподобного Серафима Саровского! Даже такой факт: помните из жития преподобного, как его до полусмерти избили разбойники, искавшие у него деньги? И вот даже это сходится: у найденных мощей заметна довольно сильная вмятина на грудной кости!» (Библиотека прп. Серафима Саровского).

6. Доказательством их подмены является и определенный на глаз «небольшой» рост усопшего, в то время как рост преподобного Серафима (2 аршина и 8 вершков или 1м 78 см) был довольно высоким. Вот отрывок из того же акта: «Берется одна из отложенных в сторону рук из ваты, вата развертывается, в которой оказываются локтевая и лучевая кости небольшого человека». (Архив МБ МССР. Д. 27. Л 249-249 об ). 7. Доказательством подмены служат и слова последней дивеевской матушки схимонахини Маргариты Лахтионовой, сказанные ею о том периоде времени: «Кто знает, может быть еще и тогда монахи нас просто успокоили, а мощи спрятали. Тут, конечно, кто-то тихо работал». (С.Фомин. «В гости к Батюшке Серафиму»). 8. Доказательством подмены мощей служит и телефонограмма, обнаруженная в 2001 году в партийных архивах Мордовии, которая была посланна в Пензу в июле 1927 года начальником Краснослободского ОГПУ Матвеевым: «Настоящим сообщаю: что подлинные останки Серафима Саровского мною лично будут доставлены со всеми имеющимися по этому вопросу документами по получении разрешения на выезд».

То есть, через три месяца после увоза в Москву и пропажи по дороге туда мощей преподобного обнаружились и другие, но уже «подлинные останки Серафима Саровского»!

Вот одно из свидетельств исчезновения мощей преподобного Серафима монахини Серафимы (Булгаковой): «Мощи везли прямо в Москву. Там их принимала научная комиссия. К этой комиссии сумел присоединиться священник Владимир Богданов. Когда вскрыли ящик, то, по свидетельству о. Владимира, мощей в нем не оказалось. Я слышала это от его духовных детей. Это же говорил и покойный владыка Афанасий, бывший после в ссылке с о. Владимиром в Котласе». (С.Фомин. «В гости к Батюшке Серафиму»).

9. Но самым явным-преявным доказательством подмены мощей, не требующим проведения каких-либо криминалистических или генетических экспертиз, является полное отсутствие следов прижизненных травм, четко зафиксированных при обретении мощей преподобного Серафима Саровского в 1903 году. Вот свидетельство об этом архимандрита Сергия (Тихомирова) от 18 июля 1903 года: «На одной реберной кости следы того, что она была когда-то сломана и снова срослась. То же самое и на одной кости ножной».

Этих следов (костных мозолей) на останках лежащих сегодня в дивеевской раке нет!

Келлия преподобного Серафима Саровского. Саровская пустынь.

В 2002 году Нижегородской епархии было возвращено здание храма во имя святого преподобного Серафима Саровского. В ходе восстановительных работ было обнаружено основание келлии батюшки Серафима. По сохранившимся фотографиям и описаниям келлия была восстановлена.

Основание кельи преподобного обнаружили реставраторы во время демонтажа пола в здании храма, в котором в годы советской власти был устроен театр.

Строительство церкви преподобного Серафима или, как ее иначе называли, храма над кельей Серафима Саровского, начиналось в 1897 году. Автором проекта был архитектор А.Каменский. Церковь в прямом смысле была возведена над кельей, в которой преподобный Серафим жил и мирно почил в 1833 году. Зайти в келью, где много лет жил преподобный, стремились многие паломники, поэтому, начиная с 1864 года, ее уже не занимал никто из братии. Для очистки места под храм был разобран южный корпус, причём келья оставлена в неприкосновенности. Часть кирпича от разобранного корпуса пошла на строительство фундамента храма. Храм был полностью закончен к торжествам по случаю канонизации прп. Серафима в июле 1903 года.

В бронзовых витринах хранились: «…мантия прп. Серафима и его черная суконная шапочка, железный крест, носимый на шее, волосы о.Серафима, кожаные четки-лестовки, Евангелие, читанное им пред кончиною, часть камня, на коем он молился тысячу ночей, скамейка, сделанная его руками, сохранилась в неприкосновенности стенка кафельной печи с лежанкой.»

Прохор пришел в Саровскую пустынь, когда благочестивому юноше исполнилось семнадцать лет. Наместник пустыни старец Пахомий определил его в число послушников и отдал в научение старцу, иеромонаху Иосифу, бывшему казначеем обители.

Пробыв в Саровской пустыни восемь лет в звании послушника, Прохор, 27 лет от роду, удостоил¬ся пострижения в иноческий образ, ему дано было новое имя – Серафим.

В 1793-м году Серафим на тридцать пятом году от рождения был рукоположен в сан иеромонаха. Вскоре после этого, преподобный Серафим удалил¬ся в пустыню.

В 1810-го году, когда преподобному Серафиму было пятьдесят лет, он возвратив¬шись в обитель после пятнадцатилетнего пребывания в пустыне, поселил¬ся в прежней своей монастырской келлии, уйдя в затвор на 17 лет. Первые 5 лет никто не видел его, и даже брат, приносивший ему скудную пищу, не видел, как старец брал ее. Затем святый старец открыл келейную дверь, и всякий мог приходить к нему, но на вопросы имевших в нем нужду не отвечал, приняв обет молчания пред Богом и безмолвно продолжая свое духовное делание. В келье не было ничего, кроме иконы Богоматери, перед которой теплилась лампада, и обрубка пня, служившего ему стулом. Дубовый некрашеный гроб стоял в сенях, и старец молился близь него, готовясь постоянно к переходу от временной жизни к вечной.

Через 10 лет безмолвного затворничества по Вышней воле преподобный Серафим снова отверз свои уста для служения миру.

25 ноября 1825 года Матерь Божия вместе с празднуемыми в этот день двумя святителями явилась в сонном видении старцу и повелела ему выйти из затвора и принимать у себя немощные души человеческие, требующие наставления, утешения, руководства и исцеления.

Двери кельи его стали открыты для всех – от ранней литургии до восьми часов вечера. Старец видел сердца людей, и он, как духовный врач, исцелял душевные и телесные болезни молитвой к Богу и благодатным словом. Приходившие к преподобному Серафиму чувствовали его великую любовь и с умилением слушали ласковые слова, с которыми он обращался к людям: «радость моя, сокровище мое».

Та любовь, которой был исполнен святой, привлекала к нему всех. Старец обладал прозорливостью: видел духовное устроение, помыслы и жизненные обстоятельства каждого человека. Ему была открыта воля Божия касательно всякого, так что советы его принимали как от Самого Бога.

Среди многочисленных посетителей являлись к святому Серафиму и знатные лица и государственные деятели, коим он делал соответствующие наставления, поучая их верности святой Православной Церкви и отечеству. Посещали старца и лица царской фамилии, в том числе и император Александр I.

Скончался старец в 1833 году в Саровском монастыре в своей келии во время молитвы стоя коленопреклоненно перед аналоем.

В 1927 году, после ликвидации Саровского монастыря, монахи были изгнаны, имущество и здания конфискованы и переданы Нижегородскому управлению НКВД. Первая в мире церковь преподобного Серафима была переделана под городской театр. В самом храме разместился зрительный зал, в алтаре — сцена, в трапезной — фойе, в братском корпусе, рухлядной и келарне — служебные помещения, в архиерейском корпусе — театральный вестибюль. Келлия великого старца была разрушена.

В 2003 году к дням празднования 100-летия канонизации преподобного Серафима храм во имя святого Угодника Божия был полностью восстановлен, расписан и готов к освящению. Полностью восстановлена была и келлия преподобного внутри храма, проект которой разработан в Москве С. В. Демидовым — архитектором-реставратором высшей категории, заслуженным деятелем искусств Российской Федерации.

При воссоздании келлии батюшки Серафима в основу проекта были положены материалы по изучению сохранившегося основания (фундамента), дореволюционных фотографий и описаний келлии — с шатровым куполом, как она выглядела в 1903 году, а также материала обследования уцелевших келлий Саровского монастыря XVIII века. В интерьере келлии реконструирована изразцовая печь- лежанка.

На северной стене келлии, этой драгоценной святыни всего православного мира, написано явление Пресвятой Богородицы преподобному Серафиму в день Благовещения, как это и было изображено на этом же месте столетие назад, до разрушения келлии и забвения святынь.

Келлия сохранялась в точно таком же виде, в каком она была при жизни преподобного Серафима. В переднем углу ее – образ Божией Матери «Умиление», точный снимок с той иконы, перед которой скончался отец Серафим и которая находится в Троицком храме Серафимо-Дивеевского монастыря. Аналой с крестом и Евангелием, подсвечник с зажженными свечами.

СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ ГОРОДА САРОВА

Виртуальная экскурсии по памятнику природы «Дальняя и Ближняя пустыньки»

В начале XX века город Саров являлся признанным центром православия, где располагался знаменитый Саровский монастырь, в котором жил и совершал подвиги великий русский святой – преподобный Серафим Саровский.

В 1927 году было принято правительственное решение о ликвидации Саровского монастыря, и Саров как православный центр прекратил своё существование. И все, что было связанно со святым Серафимом, также было уничтожено. И только в конце XX века, после распада Советского Союза, в России вновь наступило время духовного возрождения.

Созданная нами виртуальная экскурсия по памятнику природы «Дальняя и Ближняя Пустыньки», места уединения великого старца, посвящена не только горожанам, но и всем россиянам, благодаря современным информационным технологиям и единому Интернет — пространству. Имя великого русского святого Серафима Саровского не может не заинтересовать всякого, кому не безразлична история Отечества.

Слова преподобного Серафима Саровского «стяжите дух мирен» актуальны и по сей день, потому что мирный дух — это и стабильность самой личности, это и устройство семьи, это и целостность нашего Российского государства. Преподобный предвидел, что именно мирный дух — это та сила, которая будет способствовать духовному возрождению нашего общества.

  • Цель виртуальной экскурсии предоставить площадку для демонстрации информации о историко-культурных и природных достопримечательностях, связанных с именем преподобного Серафима и традициях неразрушающего природопользования, с использованием Интернет-технологий.
  • дать педагогам и учащимся возможность творчески подойти к созданию мультимедийного учебного продукта через использование различных программ.

Виртуальная экскурсия, конечно, не заменит личное присутствие, но позволит получить достаточно полное впечатление о новом месте.

Основными преимуществами виртуальной экскурсии являются:

  • Доступность — возможность осмотра достопримечательностей без больших материальных и временных затрат
  • Возможность в любое время многоразового просмотра экскурсии и прилагаемой информации

План виртуальной экскурсии включает в себя:

1.Краткие сведения о Сарове (с гиперссылкой)

2.Панорманую съемку памятника природы

3. Описание природного окружения памятника

4. Видеофильм «Природно-культурная тропа: по следам батюшки Серафима»

5. Мультипликационный фильм «Святой преподобный Серафим Саровский чудотворец»

Одним из интересных этапов нашей виртуальной экскурсии является снятый нами видеофильм «Природно-культурная тропа: по следам батюшки Серафима».

Тропа проходит по территории памятника природы «Дальняя и Ближняя пустыньки» города Сарова. И имеет комплексное биологическое, историческое, духовно-нравственное, религиозное значение. Маршрут тропы рассчитан на учащихся образовательных учреждений, горожан, интересующихся историей и гостей города.

В состав тропы входит 8 стоянок.

Слад 14. Стоянка №1. «Памятник Серафиму Саровскому»

Экскурсия начинается от памятника, поставленному преподобному Серафиму.

Слад 15. Стоянка №2. «Келья отца Серафима

Слад 16. Стоянка №3. «Сныть.

Слад 17. Стоянка №4. «Сосна».

Слад 18. Стоянка №5. «Муравейник».

Слад 19.Стоянка №6. «Колодец Серафима Саровского».

Слад 20. Стоянка №7. «Сень над камнем».

На стоянках «Памятник Серафиму», «Келья» и «Сень над камнем» посетители знакомятся с жизнью Серафима.

Стоянки: «Сныть», «Сосна», «Муравейник» знакомят с ближайшим природным окружением. Рассказывают об отношении Серафима ко всему живому. Приобщают к бережному природопользованию.

Особую уникальность нашей экскурсии добавляет и удивительный мультипликационный фильм «Святой преподобный Серафим Саровский чудотворец», снятый режиссерами Владиславом Пономарёвым и Алиной Ивах, продолжительностью 08 минут, вставленный нами с YouTuba. Согласитесь, не часто сегодня можно увидеть хороший мультфильм на православную тему!

Пройтись «по следам батюшки Серафима» — значит окунуться в атмосферу времён великого русского подвижника, приблизиться к вере, задуматься о своей жизни.

Доставшееся нам природно-культурное наследие – это лишь шанс, прожить в гармонии с историей и природой, не нарушая хрупкое экологическое равновесие.