Сергий радонежский фото картинки

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения TimOlya Житие св. преп. Сергия Радонежского на картинах художников.

Житие св. преп. Сергия Радонежского на картинах художников

Василий Нестеренко. Игумен земли русской Василий Нестеренко. Игумен земли русской

Алексей Кившенко. Преподобный Сергий благословляет Дмитрия Донского

Сергей Ефошкин. Преподобный Сергий. Весна» (масло)

Сергей Ефошкин. Преподобный Сергий. Строительство обители (масло)

Аполлинарий Васнецов. Троице-Сергиева лавра. 1908-1913

Николай Рерих. Святой Сергий

Эрнест Лисснер. 1380 год. Троице-Сергиева лавра. Бумага, акварель. 1907

Михаил Нестеров. Труды Преподобного Сергия Радонежского

Сергей Ефошкин. Преподобный Сергий. По Руси

Сергей Ефошкин. Чудо о птицах (акварель)

Сергей Ефошкин. Преподобный Сергий в семье. Чтение

Сергей Ефошкин. Преподобный Сергий. Благословение кн. Дмитрия Иоанновича со дружиною на битву

Сергей Ефошкин. Преподобный Сергий. Весна» (акварель

Сергей Ефошкин. Преподобный Сергий. За хворостом

Сергей Ефошкин. Преподобный Сергий. По воду

Сергей Ефошкин. Преподобный Сергий. Чудо об источнике

Сергей Ефошкин. Преподобный Сергий. Уединенная молитва

Сергей Ефошкин. Преподобный Сергий. Чудо об освящённом огне и Ангеле Господнем

Сергей Ефошкин. Преподобный Сергий. Строительство обители (акварель

Сергей Ефошкин. Преподобный Сергий. Труды в пекарне

Сергей Ефошкин. Троице-Сергиева Лавра. Начало ХХ века

Сергей Ефошкин. Преподобный Сергий. Чудо о птицах (масло

Николай Рерих. Сергий — строитель. 1940 г

Игорь Машков. Паломничество св. князя Дмитрия Донского в Свято-Троицкую обитель к прп. Сергию после Куликовской битвы

Игорь Сушенок. Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского

Михаил Нестеров. Видение отроку Варфоломею, 1889-1890

Михаил Нестеров. Юность преподобного Сергия, 1892-1897

Михаил Нестеров. Святой Сергий Радонежский. 1891-189

Илья Глазунов. Сергий Радонежский и Андрей Рублев. 1992

Николай Рерих. Сергий — строитель. 1925

Илья Глазунов. Князь Дмитрий Донской. 1961-1980

Павел Рыженко. Победа Пересвета

Михаил Нестеров. Видение отроку Варфоломею. Вариант

Максим Фаюстов. Преподобный Сергий Радонежский благославляет князя Дмитрия Ивановича на битву

Сергей Кириллов. Преподобный Сергий Радонежский

Илья Глазунов. Поединок Пересвета с татарским богатырем Темир-Мурзой (Челубеем). 1979

Илья Глазунов. Хан Мамай. Из цикла «Поле Куликово». 1979

Василий Нестеренко. Времена года. Зима в Троице-Сергиевой лавре. Холст, масло, 140 х 180 см, 1995 г Михаил Нестеров. Христос, благословляющий отрока Варфоломея

Павел Рыженко. Благословение Сергия

Павел Рыженко. Ослябя Павел Рыженко. Молитва Пересвета

Павел Рыженко. Поле Куликово. Стояние на костях

Сергей Ефошкин. Преподобный Сергий Радонежский. Благословение князя московского Димитрия Иоанновича со дружиною на битву. 1380 год

Сергей Ефошкин. Перед битвой. Воин-схимонах Александр Пересвет

Сергей Ефошкин. К преподобному Сергию. Начало ХХ века

Сергей Ефошкин. Окраина Сергиева Посада

Николай Рерих. Сергий Радонежский — строитель

Сергей Ефошкин. Троице-Сергиева Лавра. К преподобному

Юрий Понтюхин. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский

Павел Корин. Пересвет и Ослябя. 1944

Владимир Самсонов. Родник Сергия Радонежского Павел Рыженко. Житие преподобного Сергия Юрий Ракша. Предстояние Илья Глазунов. Канун. Из цикла Поле Куликово». 1977

Павел Рыженко. Поле Куликово

Сергей Ефоршкин. Преподобный Сергий Радонежский. Явление Пресвятой Богородицы

Владимир Соковнин. Благословение преподобным Сергеем Радонежским Дмитрия Донского

Илья Глазунов. Засадный полк. Из цикла «Поле Куликово». 1979

Сергей Чикуньков. Воскрешение отрока преподобным Сергием Радонежским Борис Ольшанский. Пересвет на поле Куликовом Наталья Климова. Воскрешение преподобным Сергием Радонежским мальчика.. Михаил Нестеров. Юность Сергия. 1891 г Михаил Шаньков. Засадный полк Александр Новоскольцев. Преподобный Сергий благословляет Дмитрия на борьбу с Мамаем. Марат Самсонов. Благословение. Юрий Ракша. Проводы ополчения Юрий Ракша. Благословение Дмитрия Сергием Радонежским Виктор Маторин. Хан Мамай Михаил Нестеров. Труды преподобного Сергия. Триптих. (фрагмент Михаил Нестеров. Отрок Варфоломей. 1889 г Михаил Нестеров. Труды преподобного Сергия. Триптих (фрагмент Андрей Городничев. Александр Пересвет. Герман Безукладников. Александр Пересвет Михаил Авилов. Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле. 1943 г Виктор Васнецов. Поединок Пересвета с Челубеем. 1914 г Александр Бубнов. Утро на Куликовом поле http://www.skz-hram.ru/ikons/gallery_4658/?page=2 Серия сообщений «***Русская живопись»:
Часть 1 — Куликов Иван Семенович (1875 — 1941), русский художник.
Часть 2 — Волшебный мир В. Э. Борисова-Мусатова

Часть 10 — Русские художники .Сычков Федор Васильевич .
Часть 11 — Валентин Пикуль о Маковском К.Е: Трагедия «Русского Макарта»
Часть 12 — Житие св. преп. Сергия Радонежского на картинах художников.

Образ преподобного Сергия Радонежского в картинах русских художников

Чтобы узнать о жизни, трудах и чудесах Сергия Радонежско­го, можно обратиться к Житию святого, написанному Епифанием Премудрым, или к «Слову похвальному преподобному отцу нашему Сергию», принадлежащему перу того же автора. Эти произведения показывают, как относились к Сергию его современники. Увидеть Сергия воочию позволяют многочисленные иконописные изображе­ния. Живописные же полотна, отражают то влияние, которое ока­зал образ святого на людей, живших через много столетий после его смерти, а также на людей, живущих сейчас.

Самым известным полотном, посвященным Сергию, является картина «Видение отроку Варфоломею» Михаила Васильевича Несте­рова. Художника вдохновил случай, произошедший с Преподобным в детстве, когда он еще носил имя Варфоломей. Мальчику не дава­лась грамота, но он усердно учился и молился. Однажды перед ним явился чудесный старец, который предсказал, что Всевышний дарует отроку способность читать. Таким образом, Сергий получил зна­ние Священного Писания не от людей, а от самого Бога. Художник постарался передать на своей картине атмосферу чуда. Живописец долго не мог определиться с композицией картины. На одном из ранних эскизов в центре находятся изображения старца и отрока. Доминирует фигура чернеца, но он не выглядит чудесным и таин­ственным. Пейзаж на этом эскизе не несет смысловой нагрузки. Но, в конце концов, Нестеров существенно изменил композицию. Фигу­ру старца он сдвинул к краю, скрыв его лицо черным капюшоном. Нимб, окружающий голову чудесного монаха, похож на таинствен­ное сияние. Художник также «развернул» фигуру Варфоломея, и теперь зритель сразу обращает внимание на тонкое, одухотворенное лицо мальчика, сложившего руки в молитве.

Ведение отроку Варфоломею. Нестеров М.В.

Интересно, что голову и руки отрока Нестеров писал с 10-летней крестьянской девочки. Вот как об этом вспоминает сам живописец: «Ее бледное, осунувшееся с голубыми жилками личико было моментами прекрасно. Я совершенно отождествлял это личико с моим бу­дущим отроком Варфоломеем. У моей девочки не только было хорошо ее личико, но и ручки, такие худенькие, с нервно сжатыми пальчиками. Таким образом, я нашел не одно лицо Варфоломея, но и руки его».

Наконец, все сложилось: чудо воплотилось в таинственной фигу­ре старца и в тонком, одухотворенном лице мальчика. Бескрайняя даль за спиной отрока символизирует величие свершений, предсто­ящих ему.

Сам Нестеров считал эту картину самой главной в своем твор­честве: «Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей». Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он ещё будет что-то говорить людям — значит, он живой, значит, жив и я», — писал художник.

Юность Сергия тоже нашла отражение в живописи. Многие ху­дожники изображали святого с медведем. Это еще один яркий эпи­зод «Жития»: еще до основания обители молодой монах жил в чаще леса, где от диких зверей его оберегала лишь горячая вера и молитва.

К нему приходил огромный медведь, с которым Преподобный делил свой последний кусок хлеба.

Сравним две картины, изображающие этот сюжет: настроение и колорит их разные. На картине современного художника Сергея Ефошкина лес залит ярким солнечным светом, а сквозь вершины де­ревьев проглядывает голубое небо. Михаил Нестеров изобразил более мрачный пейзаж: на фоне темной, мрачной чащобы выделяются деревянная церковь и фигура молодого отшельника. Но роднит эти картины образ Сергия, излучающий доброту и любовь, которые спо­собны усмирить даже самого лютого зверя.

Благословение отрока Варфоломея. Ефошкин С.Н.

Среди художников XIX — первой половины XX в. особой попу­лярностью пользовалось изображение трудов Преподобного. Ведь Сергий создал монастырский общежитийный устав, по которому монахи, помимо молитвы, должны трудиться на благо Господа. Этому сюжету посвящен триптих Нестерова и цикл картин Ефошкина.

Полотна показывают нам игумена Троицкого монастыря в раз­ном возрасте, в разное время года, но всегда занятого тяжелым физическим трудом. Они ярко иллюстрируют слова «Жития»: «…он без лености братии как купленный раб служил: и дрова для всех колол, и толок зерно, и хлеб пек, и еду варил, обувь и одежду шил, и воду в двух ведрах на своих плечах в гору носил и каждому у кельи ставил».

Говоря о Сергии-труженике, необходимо упомянуть и картину Аполлинария Васнецова «Троице-Сергиева лавра». На полотне изо­бражена повседневная жизнь и труды монахов. Глядя на картину, мы не можем догадаться, кто из них игумен монастыря, и это соот­ветствует исторической правде. В «Житии» приводится случай, ког­да поселянин, пришедший поклониться «великому святому», не при­знал его в бедно одетом старце, работающем в огороде.

Троице-Сергиева Лавра. Апполинарий Васнецов

Еще одной темой, широко освещенной живописцами являются чу­деса, явленные Богом через Преподобного.

Очень популярен сюжет об источнике, который появился близ обители по молитве Святого.

Одним из самых красивых и поэтичных сюжетов, связанных с преподобным Сергием, является «Чудо о птицах». Вот как увидел его современный художник Сергей Ефошкин. Эта картина передаёт чудесное откровение Божие святому Сергию о судьбе Троицкой оби­тели. Птицы — это все те, кто продолжает собираться под сводами кельи Преподобного, чтобы последовать его примеру монашеского подвига. Этих прекрасных птиц Сергий увидел, когда поздно ночь™ по своему обыкновению, бодрствовал и молился о братии.

Чудо о птицах. Ефошкин С.Н.

Самым трогательным чудом Сергия является «Воскрешение отрока молитвами Святого». Современная художница Наталья Климова посвятила свою картину именно ему.

У одного крестьянина тяжело заболел единственный сын. Отец решил отправиться с ним в обитель преподобного Сергия, так как очень верил в силу его молитвы. Однако по дороге мальчик перестал дышать. Безутешный отец оставил тело сына в келье Сергия и отпра­вился готовиться к похоронам. Преподобный же, преклонив колени, начал молиться. И мальчик вдруг ожил, душа вернулась к нему. Этот эпизод свидетельствует о великой скромности Сергия, который стал убеждать вернувшегося отца, что никакого чуда не было: ребенок просто ослабел на морозе, а в келье согрелся.

Воскрешение преподобным Сергием Радонежским мальчика. Наталья Климова

Мы решили остановиться именно на этих чудесах, потому что они характеризуют все главные черты преподобного Сергия: его веру и стремление служить Господу; его заботу обо всех окружающих и его скромность.

Заботился Сергий не только о своей братии, но и обо всей Русской земле, обо всем русском народе. Он стал одним из главных помощ­ников для Московского князя Дмитрия Ивановича в деле объедине­ния русских земель и борьбе против иноземного ига. Рассмотрим две из множества картин, посвященных благословению Сергием князя Дмитрия накануне Куликовской битвы.

Работа Ю. Пантюхина более монументальна и торжественна. Мы видим необычного Сергия — грозного и сурового. Совсем другое на­строение царит на картине Ю. Ракши. Но мне ближе именно такое представление об этом событии: прекрасный русский пейзаж, дерев­ни и церкви. По полю бредут старушки, а к Сергию прижались двое детей — крестьянские мальчик и девочка. Русская земля, ее прошлое и будущее — это и есть Родина, которую предстоит защитить кня­зю Дмитрию. На память сразу приходят слова: «Не в силе Бог, а в правде…» Особо следует отметить работы Виктора Васнецова, по­священные образу преподобного Сергия. Ведь он писал не только картины, но и иконы.

На Куликово поле. Сергий Радонежский и Димитрий Донской

Ю.П. Пантюхин

Благодаря мастерству художника, образ Сергия на иконе, несмо­тря на соблюдение всех канонов, не выглядит плоским и застывшим. А глядя на картину, зритель сразу понимает, что на ней изображе­на не просто бытовая сцена, а Чудо, свершившееся по молитве Пре­подобного.

Очень своеобразны, ни на что не похожи, полотна Николая Кон­стантиновича Рериха, изображающие Сергия. Приверженец вос­точной философии и основатель нового направления буддизма не остался равнодушным к образу русского святого.

Художник ставит русского святого в один ряд с великими учите­лями человечества. Он подчеркивает единство всех великих Учителей человечества: не важ­но, где они жили, важно, что все они учили людей добру и справед­ливости, вели их по пути духовного совершенствования.

Таким образом, Николай Константинович Рерих показывает зна­чение подвига Преподобного не только для России, но и для всего человечества.

Что же привлекало и привлекает живописцев в этом образе? На наш взгляд, вдохновение они черпали в «Житии Преподобного Сер­гия» Епифания Премудрого, а там Преподобный изображен не аб­страктным святым, недосягаемым в своем величии, а живым чело­веком. Как все мы, он испытывал трудности в обучении, чувствовал страх и голод, страдал от лишений. Но благодаря своей вере и силе духа он смог преодолеть все человеческие слабости. Своим приме­ром Сергий доказывал, что человек может вынести любые лишения и преодолеть любые трудности. При этом Преподобный прощал сла­бости тем, кто не имел силы их преодолеть, проявлял терпение и до­броту даже к тем, кто обижал его.

Образ Сергия столь многогранен, что большинство художников, написав одну картину, возвращались к «Житию» Преподобного сно­ва и снова.

Неослабевающий интерес художников к образу этого святого по­казывает, что величие и значение деяний Сергия не померкло со сто­летиями, отделяющими наше время от 14 века. Он по-прежнему явля­ется Заступником и Покровителем России и указывает нам путь.

Источник: Преподобный Сергий в истории, литературе, искусстве России. Семь столетий истории. Материалы международного юношеского конкурса. Москва, РГБ 2014

Теги: преподобный Сергий Радонежский 5 Декабря 2014

Икона Сергия Радонежского

Преподобный Сергий Радонежский с древних времен носит имя Игумена Земли Русской — а значит, главы русского монашества. Именно он устроил первый большой монастырь — Троице-Сергиеву Лавру (находится в городе Сергиев Посад, названном по имени святого) на землях Московской Руси, воспитал целую плеяду учеников, которые разошлись по всей стране и создали свои монастыри. Он утвердил основы монашеской жизни применительно к Руси (ведь Устав монашеской жизни был написан на юге, в Сирии, где и климат, и менталитет отличается от России).

Преподобный Сергий Радонежский

Преподобный Сергий прославился своей добротой, подвижничеством и великой верой в Бога. Эти качества были в нем с детства. Молился он еще в детстве, вместе с родителями посещал храм, как и все ребята ходил в школу. Его жизнь полностью перевернуло чудо, совершившееся с ним в детстве.

Долгое время он не мог понимать грамоты. Ребята в приходской школе смеялись над ним, учителя наказывали — а ведь тогда было принято «обучать» детей розгами. Мальчик Варфоломей — до монашества святого Сергия звали именно так — много молился ко Господу о понимании учебы. Однажды неподалеку от дома он встретил старца-странника в монашеской одежде. Будучи благочестивым и добрым ребенком, Варфоломей попросил благословения у монаха, пригласил в дом своих родителей, а потом и рассказал ему о своей печали — непонимании учебы.

Странник прочитал над ним молитву и благословил просфорой, а затем велел прочитать вслух главу из Евангелия… Варфоломей смутился и почти расплакался — как же так, он только что рассказал свою беду неумения читать, и вот старец его заставляет брать книгу. Но он доверился монаху — и как только взял в руки книгу, все слова стали ему понятны! Представьте, ребенок не знал ни единой буквы — и вот он читает книгу подряд!

После искренней благодарности Варфоломея и его родителей, старец вышел из их дома и в миг стал невидим… Все присутствовавшие при этом решили: это было явление Ангела!

Троице Сергиева Лавра

С тех пор Варфоломей обрел заветную мечту: стать монахом, посвятить себя Всемогущему Богу. Сначала он помогал родителям, а когда они состарились и скончались, ушел в монастырь, а там по благословению игумена и в леса, чтобы жить в одиночестве — в «пустыни» — и молиться Господу за весь мир. Иногда, чтобы причаститься Святых Таин и решить бытовые вопросы, он посещал и монастырь. Люди видели, как он добр, как он верует в Господа и подвижничает. К Варфоломею, принявшему монашеский постриг с именем Сергий и священство, стали приходить многие. Он ввел общежительный устав — все, приходящие в обитель, делили имущество между собой, жили и на пожертвования, а сам святой Сергий брал себе меньше всех.

Вскоре к преподобному стали приходить и князья. Всем он давал мудрые советы, призывал к добродетельной христианской жизни, мирил ведущих междоусобную брань. Именно он благословил князя Димитрия Донского, также прославленного позже в лике святых, на битву на Куликовом Поле.

Сейчас монастырь его разросся в великую Троице-Сергиеву Лавру.

Молитва Сергию Радонежскому текст на русском языке читать

Вы можете обращаться ко Господу и святым в любое время дня и ночи, своими словами или молитвой по молитвослову. Православные христиане обращаются ко Господу утром и вечером каждый день: молитвы утренние и вечерние можно найти в любом молитвослове, можно читать часть их поначалу.

Несмотря на то, что святой Сергий был монахом и покровительствует монашествующим, он еще при жизни принимал всех приходящих к нему и просящих помощи. И теперь, на Небесах, святой слышит молитву каждого. Поэтому к нему, словно к духовному отцу, с надеждой и верой в помощь может обратиться каждый человек.

«О преподобный отец наш Сергий, имевший при жизни в себе Духа Святого! Посмотри на нас (или — меня, имя или имена) милостиво и, к земли приверженных, возведи к высоте Небесной. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, чтобы несомненно надеялись мы получить блага небесные и земные от милосердного Владыки Господа молитвами твоими. Попроси же заступничеством твоим все, что каждому необходимо — да будет нам это в дар от Господа, да употребим мы все дарованное ко благу — и всем нам помоги твоими молитвами, да в день Страшного Суда Божьего не осуждены по грехам нашим будем, но встанем по правую руку от Христа и милостивый голос Его услышим, говорящий: «Придите, благословенные Отцом Моим, наследуйте приготовленное вам Царство Небесное от сотворения мира». Аминь.»

Молитвами преподобного Сергия да хранит вас Господь!

Составьте исторический портрет Сергия Радонежского СРОЧНО!!!!!

Преподобный Сергий Радонежский
— собиратель духовной мощи Руси, монах Русской православной церкви, основатель Троицкого монастыря под Москвой (сейчас это Троице-Сергиева лавра).
Сергий Радонежский в крещении был назван Варфоломеем, родился в семье ростовского боярина. С отрочества он желал посвятить себя
Богу, жить монашеской жизнью. Родители не противились этому, но просили , чтобы это произошло после их смерти.Когда Варфоломею было 13 лет, в поле он увидел старца, похожего на Ангела, который всё
молился. Старец предсказал, что отрок будет велик перед Богом и людьми за праведную жизнь и многих поведёт за собой для понимания заповедей Божьих.После смерти родителей, когда Сергию было
20 лет, он вместе с братом Стефаном поселился в лесном урочище Маковец, где построил небольшую деревянную церковь во имя Святой
Троицы в 30-е гг. 14 века. Но брат не мог выдержать таких суровых испытаний, и Сергий целый год прожил в одиночестве, среди диких
зверей, грозной природы. Но он сумел выстоять в этой борьбе с природной стихией.Постепенно к отшельнику стали идти люди,
ища утешение в его словах. Со временем братия увеличилась. Сергий принял священство,стал игуменом.
Первое направление деятельности Сергия Радонежского – это укрепление нравственных сил народа, объединение , прекращение вражды
между князями, признание ими
главенствующего положения Дмитрия
Донского. В этом плане он не раз по воле митрополита Алексея ездил в уездные княжества для разрешения споров между князьями. Так он заставил покориться младшего брата князя Нижнего Новгорода,»кроткими словами» сумел уговорить князя Олега Рязанского помириться с великим князем Дмитрием. Именно Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву с Мамаем в 1380 году, на
битву, положившую начало концу ига Золотой Орды. Он послал на битву двух иноков — Пересвета и Ослаблю, которые позже станут героями Куликовской биты , а поединок
Пересвета с Челубеем станет началом битвы.
Результатом данной деятельности стало укрепление Руси на законах нравственности,предотвращение княжеских столкновений и вражды, поддержка князя Донского в его
начинаниях. Дмитрий Донской стал признанным лидером Руси, объединявшим вокруг себя все
земли русские.
Другим направлением деятельности Сергия Радонежского было нравственное возрождение народа на основе Божьих заповедей. Этому он
посвятил всю свою жизнь. Многие и многие люди приходили к нему, он выслушивал их,помогал советом. Своим личным примером показывал, что надо трудиться, не лениться,
быть смиренным, добрым человеком, жить по законам добра и справедливости.
Истоки нравственности Сергий Радонежский видел в религии, поклонении Богу, жизни по
Божьим законам. При нём был образован Троице-Сергиевский монастырь в 1345 году, а его учениками основано более 40 монастырей.Ввёл монастырский устав, по которому все иноки должны были трудиться, не принимать подаяние, что они должны быть примером нравственности.
Результатом деятельности Сергия Радонежского стало нравственное возрождение народа,возрастание роли церкви в делах государства,
в формировании личности. Сергей
Радонежский помог народу понять, как народ силён, какие огромные возможности таятся в нём, что он сможет победить Золотую Орду,
если будет един и нравственно чист.
Таким образом, Сергий Радонежский – один из ярких духовных деятелей Руси,способствовавший объединению страны,повышению значения религии в жизни человека. Он был канонизирован в 1452 году,стал небесным покровителем московских
князей и их заступником. Сергий Радонежский не оставил писаний, письменных трудов, но весь его облик, вся жизнь Сергия Радонежского – это пример тому, каким нужно быть человеком: трудолюбивым, правдивым,справедливым,мужественным, служащим Богу,живущим по его законам.
О Радонежском написано «Житие Сергия» в 1417-1418 годах его учеником Епифанием Премудрым, а в середине 15 века житие было дополнено Пахомием Логофетом. Во многих
городах есть памятники Сергию Радонежскому.
Его почитают как Преподобного и приходят поклониться его мощам в Троице –Сергиевскую лавру.