Севастьян карагандинский

СЕВАСТИАН КАРАГАНДИНСКИЙ

Архим. Севастиан (Фомин)

Севастиан (Фомин) (1884 — 1966), схиархимандрит, преподобный, исповедник

Память 6 апреля, 9 октября (обретение мощей в 1997), в Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских, Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Воронежских святых

В миру Степан Васильевич Фомин, родился 28 октября 1884 года в селе Космодемьянское Орловской губернии в бедной крестьянской семье. После смерти родителей пятилетний Степан стал жить с семьёй старшого брата. Средний его брат принял постриг в Оптиной Пустыни. Степан хорошо окончил трёхклассную приходскую школу, книги ему давал читать приходской священник. Мальчик был слаб здоровьем, в полевых работах участвовать не мог, а ходил за скотиной, был пастухом. Часто зимой посещал он брата в Оптиной пустыни.

3 января 1909 года был принят в скит Оптиной Пустыни келейником к старцу Иосифу, после смерти которого в 1911 году, перешёл под старческое руководство к отцу Нектарию и остался при нём до 1923 года келейником.

В 1917 году пострижен в мантию с именем Севастиан.

10 января 1918 года Оптина пустынь была закрыта, хотя монастырь и продолжал существовать под видом сельскохозяйственной артели. Многие, особенно молодые послушники, не выдержав тяжелого труда и суровых требований, покинули Оптину. Одновременно на её территории был устроен музей. Скитов к этому времени уже не существовало. Все жили практически одним днем. В 1923 году монастырские службы были полностью прекращены и власти приступили к выселению монахов. Братские келии сдавались музеем желающим в качестве летних дач. Все это время отец Севастиан находился под духовным окормлением старца Нектария Оптинского.

В 1927 году рукоположен в сан иеромонаха от епископа Калужского.

Иеромонах Севастиан (Фомин), город Козлов. 1928 год

Был келейником старца иеросхимонаха Нектария до самой его кончины 29 апреля 1928 года. По благословению старца после его смерти ехать служить на приход, о.Севастиан уехал сначала в Козельск, затем в Калугу, а потом в Тамбов, где получил назначение на приход в город Козлов (с 1932 года — Мичуринск), в Ильинскую церковь, настоятелем которой был прот. Владимир Нечаев, отец будущего митрополита Питирима (Нечаева), от которого впоследствии отец Севастиан примет схиму. Во время ареста протоиерея Владимира отец Севастиан заботился о его многодетной семье.

В Ильинском храме он служил с 1928 по 1933 годы вплоть до своего ареста. Батюшка не любил немолитвенного нотного пения и старался устроить на своем приходе благоговейное монастырское пение. В этот период он вёл в городе борьбу с обновленцами и не оставлял общения с жившей в рассеянии братии Оптиной пустыни.

В феврале 1933 года был арестован. На допросах дал прямой ответ:

«На все мероприятия советской власти я смотрю как на гнев Божий, и эта власть есть наказание для людей. Такие же взгляды я высказывал среди своих приближенных, а также и среди остальных граждан, с которыми приходилось говорить на эту тему. При этом говорил, что нужно молиться, молиться Богу, а также жить в любви, только тогда мы от этого избавимся. Я мало был доволен соввластью за закрытие церквей, монастырей, так как этим уничтожается Православная вера».

Впоследствии отец Севастиан рассказывал:

«Когда меня принуждали отречься от православной веры, то поставили в одной рясе на всю ночь на мороз и стражу приставили. Стража менялась через 2 часа, а я бессменно стоял на одном месте. Но Матерь Божия опустила надо мной такой «шалашик», что мне было в нем тепло. А утром меня повели на допрос и говорят: «Коль ты не отрекся от Христа, так иди в тюрьму».

Его приговорили к 7-летнему заключению на лесоповал, несмотря на слабое здоровье и повреждённую левую руку.

Заключение отбывал в Карагандинском ИТЛ (Карлаг) — «Карагандинском совхозе-гиганте ОГПУ». К середине 30-х годов в Карлаге было создано огромное «образцовое» хозяйство со своими заводами, промышленными цехами, научными программами. Тогда же, начинает зарождаться будущая карагандинская община. У о.Севастиана появляются на зоне духовные чада, постепенно собираются и ждут его освобождения прежние его чада.

«В заключении я был, — вспоминал батюшка, — а посты не нарушал. Если дадут какую-нибудь баланду с мясом, я это не ел, менял на лишнюю пайку хлеба».

После освобождения 29 апреля 1939 года о.Севастиан поселился в пригороде Караганды. «Дорогие мои, — сказал сестрам батюшка, — будем жить здесь. Мы здесь больше пользы принесем, здесь наша вторая родина».

Он окормлял всех стремящихся к Богу, приходя к ним в дома и совершая требы, хотя разрешение на это со стороны властей не было — «народ в Караганде был верный — не выдадут». Батюшку полюбили и в окрестностях, со всех концов страны стали съезжаться духовные чада старца, всех он принимал с любовью и помогал устроиться на новом месте. Часто старец благословлял приезжавших к нему за духовным окормлением монахинь жить в какую-нибудь семью, что было в духе Оптинских старцев. Такие матушки становились как бы ангелами-хранителями дома.

В 1944 г. община устроила себе домовую церковь в с. Большая Михайловка — село стало потихоньку заселяться «батюшкиными». В 50-е годы жизнь карагандинской общины начала налаживаться. В 1953 г. было получено разрешение на молитвенный дом, в 1955 г. удалось добиться регистрации религиозной общины.

Священников батюшка подбирал себе сам. Вокруг него собралась монашеская женская община. О его общине архиепископ Петропавловский и Кустанайский Иосиф (Чернов) так говорил: «батюшка насадил здесь виноград, который потом и слезами вырастил». «Маленькая церковь, от земли не видно, а столп горит до неба».

22 декабря 1957 года возведен в сан архимандрита.

Батюшка сохранял безупречное исполнение церковного устава, не допуская при богослужении пропусков или сокращений. Церковные службы были для него неотъемлемым условием его внутренней жизни. В беседах его любимым образом был святой апостол Иоанн Богослов — он часто призывал паству к почитанию этого апостола Любви. Отец Севастиан очень почитал святые иконы и говорил, что он даны нам в помощь от темных сил, что есть иконы, особые по славе благодати, есть намоленные веками чудотворные образы, которые, как ручейки, несут от Господа благодать. Он приводил слова старца Нектария Оптинского о том, что мудрость, разум и рассудительность есть дары Святого Духа, которые приводят к благочестию.

Батюшка обладал тонким юмором и любил пошутить, но всегда доброжелательно. Он не жалел времени на беседу с человеком. Каждый его совет приводил к благополучию.

Прп. Севастиан Карагандинский

Власти, видя его авторитет, всячески старались закрыть храм, но это им не удавалось: батюшка — как только они его вызовут — обезоруживал их так, что они совершенно лишались дара слова и после его ухода удивлялись: «Что это за старичок такой, что мы сделать ничего не можем?»

Батюшка всегда и во всём учил полагаться на волю Божия Промысла. Он также любил природу, жалел животных, однажды спас только что родившихся котят.

О бесноватых он говорил: «Здесь они потерпят, а там мытарства будут проходить безболезненно… Я не хочу с вас кресты снимать. Здесь вы потерпите, но на Небе большую награду приобретёте». У батюшки была духовная мудрость, великое терпение. Если кто при нём роптал на ближнего, он скажет: «Я вас всех терплю, а вы одного потерпеть не хотите». Не поладит кто, он волнуется: «Я настоятель, а всех вас слушаю».

Он заботился о спасении каждого, это была его цель. Он просил: «Мирнее живите». Однажды, среди беседы о нравах людей батюшка сказал и даже указал: «Вот этих людей нельзя трогать, они, по гордости, не вынесут ни замечания, ни выговора. А других, по их смирению, можно». Очень важное значение он придавал молитвам за усопших, и других призывал: «молитесь за усопших больше всего. За всё слава Богу! Слава Богу за всё!»

16 апреля 1966 года принял постриг в схиму от владыки Питирима (Нечаева).

Впитав в себя традиции и благодатный святоотеческий дух Оптиной Пустыни и будучи учеником её великих старцев, перенеся изгнания и заключения в большевицких концлагерях, он по неисповедимым судьбам Божиим пронёс своё старческое служение в столице знойных степей центрального Казахстана, многострадальной Караганде.

Скончался 19 апреля 1966 года, на Радоницу. Погребён он был на Михайловском кладбище.

Прославлен в 1997 году как местночтимый святой Алма-Атинской епархии. 4 ноября 1997 года были обретены его святые мощи и перенесены в новый храм Рождества Пресвятой Богородицы в Караганде.

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Награды

  • Патриаршая грамота «За усердное служение Церкви» (1957)
  • митра и посох (1965, ко дню Ангела)

Тропарь, глас 3

Тро́ицы Святы́я служи́телю,/ зе́мне а́нгеле и небе́сне челове́че,/ духо́внаго О́птинскаго ста́рчества прее́мниче,/ Христо́в священнотаи́нниче и испове́дниче,/ Ду́ха Свята́го оби́тель всечестна́я,/ преподо́бне о́тче Севастиа́не, досточти́ме,/ испроси́ ми́рови мир/ и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Кондак глас 3

В радость Господа Воскресшаго в шедшаго,/ преподобным Oптинским старцем сликовника,/ мучеников и исповедников сопричастника,/ священнотаинникам Божиим сослужителя,/ земна Aнгела и небесна человека,/ града Караганды боголепное украшение,/ Казахстанския страны богомольца изрядна,/ Церкви Русския похвалу/ ублажим, вернии,/ с веселием ему вопия:/ радуйся, Севастиане, преподобне отче наш.

Литература

  • Цветочки Оптиной пустыни: Воспоминания о последних Оптинский старцах о. Анатолии (Потапове) и о. Нектарии (Тихонове)/ Сост. С.В. Фомин. М., 1995. С.13.
  • Карагандинский Старец преподобный Севастиан/ Сост. В.Королева. М.: Православный паломник, 1998.
  • Владимиров В. Старец Севастиан Карагандинский. Житие и прославление// Православное книжное обозрение. М., 1998. Апрель-май. С.1,3.
  • Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000г.

Использованные материалы

  • Житие на сайте Православие.ru
  • БД ПСТГУ «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века»
  • Гимнография прп. Севастиана Фомина, сайт храма Новомучеников в Строгине

Севастиан Карагандинский — молитва, мощи, житие

Святые жили не только в давние времена, посылал их Господь на землю и в 20 веке. Например, в 1997 г. был прославлен Севастиан Карагандинский — схимник, носитель традиций Оптиной пустыни. Свой жизненный путь он закончил в Казахстанской епархии.


Житие Севастиана Карагандинского

Мальчик появился на свет в Орловской губернии в конце 19 в. Семья была не очень большая — еще 2 старших брата. Но их попечение и остался маленький Стефан, когда умерли их отец и мать. Ему было всего 4 годика. Одним из самых ярких воспоминаний детства для Стефана стала поездка в Оптину пустынь, где он впервые встретился со старцем Амвросием.

Шло время, один из братьев юноши решил стать монахом. Это, конечно, сильно повлияло на младшего члена семьи. В возрасте 25 лет он поступает в ту же обитель келейником (нечто вроде помощника) к о. Иосифу. Старец относился к нему, как к родному. У него будущий исповедник научился истинам православия, смирению и любви. Через несколько лет Севастиан Карагандинский принял монашеский сан.

Вскоре скончался его любимый брат. Еще через несколько лет Оптина пустынь была официально закрыта революционными властями, хотя просуществовала еще несколько лет под видом сельскохозяйственной общины. Затем монахом пришлось разойтись по деревням и городам — кто куда.

Трудные года

Свое житие Севастиан Карагандинский продолжил в г. Мичуринске (бывший Козлов).

  • Служил при местном храме во имя Илии пророка.
  • Поддерживал связь с братьями из обители.
  • Заботился о монахинях из прочих закрытых монастырей.

Вокруг батюшки собрался некий духовный круг, что местным властям не понравилось. В 1933 г. старец Севастиан Карагандинский был отправлен в ссылку на 7 лет. До этого он совершил подвиг исповедничества.

Помещенного в застенки ГПУ монаха заставляли отречься от Христа. Он провел целую ночь на морозе в одной лишь рясе. Охрана менялась каждые 2 часа, а священник оставался без движения. По его словам, Матерь Божия окутала его теплом. Утром святого отца отправили на лесоповал в пос. Долинка возле Караганды.

В лагере продолжились издевательства и требования предать христианскую веру. Но святой не сдавался. Так и жил бок о бок с уголовниками, трудился в ночную смену сторожем, молился, не смыкая глаз. Под конец срока ему разрешили жить в сарае, возить воду для местного населения. Люди полюбили старца, приносили ему пищу, теплую одежду, которую от тут же отдавал другим заключенным.

Своей верой, смирением святой Севастиан Карагандинский многих в лагере привел к Богу, даже из числа начальства. В 1939 г. срок заключения закончился, но святой остался в Казахстане — говорил, что здесь его вторая родина. Возле него поселились и духовные дочери. Официально храмов тогда не было, молились дома, работали, а отец Севастиан трудился по хозяйству. Ночью тайно служили Литургию, ходил батюшка и по домам, совершал требы. Жители его не выдавали.

Ездил по окрестным селам — крестил, отпевал, венчал, если просили. Очень жалел осиротевших детей, ведь сам рано лишился родителей. В целом на служение церкви старец положил 57 лет своей жизни. Скончался на Радоницу в 1966 г., был похоронен возле Караганды.

Прославление

В 1997 г. Патриарх Алексий благословил почитание старца в качестве местночтимого преподобного, исповедника. В октябре этого же года были обретены мощи Севастиана Карагандинского. Сначала их установили в храме Рождества Богородицы. Весной следующего года при стечении множества паломников перенесли в соборную Введенскую церковь.

Рака для преподобного была привезена из Сергиева Посада — выполнена из цветных металлов и внешне напоминает сень над Сергием Радонежским. Установлена она в правой части храма. Паломники могут прийти к святому и прочитать акафист, совершить поклонение.

Чудеса святого старца

В чем же помогает верующим преподобный Севастиан Карагандинский? Сегодня есть много свидетельств о разных чудесах, которые случались как и при жизни, так и после ухода святого в обители небесные. Сын одной женщины во время купания заразился сильной инфекцией, по телу пошли нарывы. Стали читать молитву Севастиану Карагандинскому. Через три дня тело очистилось, остались только слабые следы. У другого молодого человека прошло недержание мочи, врачи не могли помочь. Список можно продолжать очень долго.

  • Иоасаф Белгородский
  • Святитель Лука Войно Ясенецкий —
  • Феодосий Кавказский — https://bogolub.info/feodosij-kavkazskij-ikona-moshhi-zhitie-molitva/

Пока не было церковных молитв, люди читали общий тропарь преподобным, обращались своими словами. Сегодня, чтобы обратиться к Севастиану Карагандинскому, можно читать тропарь, молитву, акафист. Молитвами преподобных отец наших, Господи, помилуй нас!

Молитва преподобному Севастиану Карагандинскому

О, пречестная и священная главо благодати Святаго Духа исполненная, Спасoво со Отцем обиталище, старцев Оптинских учениче и преемниче, града Караганды светлейшее украшение, Казахстанския страны бoгодарованный молитвенниче, Церкви Русския пастырю богопрославленный, сирым и вдовицам заступниче, немощных врачу безмездный, правило веры и благочестия, преподобных сожителю и мучеников сопричастниче, богоносне отче наш Севастиане досточтиме! К тебе усердно прибегая, моление теплое приносим: от сокровищницы твоея подаждь и нашему убожеству; смирением твоим нашу гордыню низложи; безстрастием наша страсти попали; бодрствованием лености навык от нас отжени; слезными токи наше нечувствие пробуди; бдением от нерадения нас возстави; молитвами и в нас пламень молитвы возжги; любовию нас братолюбны сотвори; подаждь же нам дух кротости и смирения, дух чистоты и благочестия; от страстей многонедужия нас свободи и ко истинному покаянию приведи. Ты бо во уме твоем непрестанно имел еси на Кресте Распявшагося за нас Сына Божия, Того сладчайшее Имя во уме и в сердце непрестанно имети и нас научи, да любовию Тому пламенея, страшный оный день судный сретити уготовимся, и в Царствие Небесное внити с тобою сподобимся, славити и воспевати Триединую державу Бога нашего: Отца и Сына и Духа Святаго во веки. Аминь.

Отличная статья 0
Читайте далее:

Грядущий Царь как исток возрождения Империи

В настоящее время в среде русских патриотов и нерусских патриотов того, что теперь называется страны ЕАС + ещё нескольких формально независимых территорий, всё интенсивнее идет обсуждение идеи восстановления монархии. В этой связи в качестве аргументов приводятся логические предпосылки, исторические документы (насколько заслуживающие доверия?), аргументы эзотерического характера (что, в свете новейших веяний исторической науки, не менее весомо), предсказания и пророчества, которые, учитывая точность и достоверность логических, исторических и социологических прогнозов, приходится принимать во внимание с все большим вниманием.
Для логичного объяснения истового желания восстановления монархии в определенных социальных средах, достаточно взглянуть на существующее положение в странах, сохранивших монархию в том или ином, пусть даже диванно-комнатном виде. Швеция, Голландия – страны с самым высоким уровнем жизни. Княжества Монако, Лихтенштейн, Андорра с ее неполноценной монархией – обсуждать их благосостояние излишне. И, наконец, Британия с теми колониями, которые, несмотря на свою формализованную независимость, по-прежнему чтят Британскую Корону – Канада, Австралия, Новая Зеландия и, в некоторой степени, США («пудель с хозяином на поводке», по мнению некоторых экспертов). Таким образом, наличие монархии, в каком бы то ни было виде, является необходимым условием благополучия народонаселения, политической стабильности и общего процветания Державы в целом.
Не следует рассматривать возможную современную монархию, как всеобъемлющее правительство. Монархия в современных условиях не может нести административных, управленческих функций, и не должна сколько-нибудь значимо вмешиваться в политическую деятельность современного государства. Для этого существуют и, с той или иной степенью успешности, функционируют административные образования, службы и аппараты. Современная монархия призвана нести в первую очередь духовную миссию, объединяющую идею народных масс, олицетворяя и реализуя связь подданного народа с Богом, стяжая покровительство высших сил, божье благословение.
Пророчества и предсказания
Теме Грядущего Царя посвящены многие пророчества известных и малоизвестных провидцев и предсказателей. Большинство из них связывают восшествие на престол Грядущего Царя с возрождением России – Великой Тартарии после периода упадка и разорения. Грядущий Царь – Победитель призван будет возродить величие Империи, решительно очистить ее от тайных и явных врагов, возвестить новую всенародную Идею, мобилизующую на труд и подвиги верных сынов и дочерей Великой Родины, вдохновить подданных Империи, дать им волю и духовную силу для созидательного труда и решительной битвы во имя благоденствия и процветания, во славу пращуров и во благо потомков.
Обобщая информацию доступную из открытых источников по этому вопросу, можно констатировать, что на момент написания данной статьи Царь достиг зрелого возраста, находится за пределами современной России, происходит из дома Романовых по женской линии, «…имя ему Лев…», начинается с восемнадцатого знака (вероятно, имеется ввиду алфавит).
Ложный путь поиска.
Приступая к поиску Грядущего Русского Царя, следует заблаговременно избавиться от ложных направлений изысканий.
Прославляемые заслуги припадочного сифилитика Петьки, по каким-то причинам прозванного Первым и Великим, вероятно подмененного врагами России во время голландского вояжа, при ближайшем рассмотрении сводятся к сокращению населения Державы на четверть, а то и на треть. Победы флота и войск, приписываемые ему и его «реформам», были одержаны старым гребным флотом и полками старого (допетровского) образца. Да и происхождение его, мягко говоря, завуалировано, т.к. матушка его Нарышкина Наталья Кирилловна, не отличалась благонравием, чему способствовал весьма почтенный возраст Алексея Михайловича к моменту рождения Петрушки — раз. Петька, одно из народных имён которого было «стрелецкий выродок», подавляя стрелецкий бунт, лично пытал стрельцов с одним вопросом: «- А, может, ты мой отец?!!» Это — два. Академик А.И. Фурсов излагает это подробно.
Тут же, в связи с сомнительным состоянием здоровья того «царя», а именно со здоровьем по мужской части, возникает вопрос о легитимности престолонаследия. Даже если из Голландии в Россию вернулся тот же Петька, то есть множество веских оснований полагать, что биологическим отцом «наследника» — Алексея «Петровича» стал добрый молодец из славного рода Бочкаревых. Да и после Бочкаревых, к чистоте крови тех «Романовых» стоит пристально присмотреться.
Где же истинная царская кровь, в чьих жилах теперь течет? Сохранилась ли или канула? Насколько «Романовы» те «претенденты», что претендуют нынче?
Подлинную правду сегодня узнать будет трудно, но есть факты и свидетельства, которые дают определенную долю уверенности, что кровь, гены, род царский не сгинул. Сохранился и прошел через горнила лжи, смут, 6/\я9(т8а, войн, оккупаций, расчленения Империи, и жив по сию пору, и растит достойных наследников короны, трона, Империи.
Кто он.
Серафим Саровский предрекал: «Будет Романовым по женской линии». Но где она эта линия? Где ее искать? «Гнездо петрово» и его потомков, по понятным причинам, надлежит исключить из поля поисков. Вероятно, следует искать в более ранних корнях рода Романовых.
Как один из возможных (наиболее вероятных) вариантов: Царица Софья Алексеевна, поставленная регентшей при царевичах Петре и Иване. Пользуясь регентской властью и поддержкой князя Василия Васильевича Голицина (Рюриковича), с которым состояла в тайном, но законном, освященном браке. Мудрая и властная царевна, так или иначе взошла на Российский Престол и официально, легитимно приняла помазание на царствование. И, пусть ненадолго, но стала полноправной законной Царицею Всея Руси. Во время царствования, до момента вынужденного отречения от престола (сам факт которого вызывает сомнения) и пострижения в монахини, физически крепкая и здоровая, замужняя царица родила здоровую, крепкую дочь (что немаловажно, учитывая здоровье остальных «Романовых»). Этот реальный факт тщательно замалчивается, но при малейшем анализе становится очевидным. Страсти, кипевшие вокруг Российского Престола на тот момент, давали повод беспокоится за жизнь девочки. Поэтому было принято решение, рождение царевны сохранить в тайне, что удалось лишь частично, и спрятать дитя, как можно тщательнее, для её безопасности, что удалось на славу. Русское дворянство и боярство, ослабленное и уставшее от смуты, запуганное преследованиями, расправами, плохо годилось на роль хранителей и защитников. А вот татарская элита, к тому времени достаточно удаленная от Русского престола, достаточно изолированная и в то же время достаточно сильная, как нельзя кстати подходила для этой миссии – спасения наследницы трона Российской (Тартарской) Империи. Отец – князь Василий Васильевич Голицын, представлявший одну из ветвей Рюриковичей, водил большую дружбу с высокородными татарскими мурзами – представителями еще одной царской династии – Чингизидов (в те времена еще не было выдумано какое-то там иго и отношение между соседними братскими народами не омрачалось надуманными взаимными претензиями). Таким образом, весьма кстати сложилась ситуация, когда наследница двух русских царских династий Рюриковичей и Романовых была укрыта в лоне третьей царственной семьи Чингизидов. В одной из многочисленных ее ветвей. «Еще адын дощка дома бегает – карашо… Черненький/беленький?.. От второй жины или от щиснацатой?.. Какой разнисса… Все карашо!»
Царевна благополучно подросла, не зная, ни о своей истинной национальной принадлежности, ни о своём статусе в русской иерархии. К тому времени, заступиться за сироту уже было некому, кроме новой благоприобретенной татарской родни. В назначенный срок вышла замуж (с богатым калымом!) за другого чингизида из другой ветви великого рода. И, как положено, нарожала детей – теперь уже потомков трех царственных родов, истинных и полноправных наследников Империи – Великой Тартарии, раскинувшейся меж четырех океанов!
Все то время, пока в дворцах первопрестольной бушевали страсти по голландским, немецким сценариям, пока на болотах строились города, душили, резали и взрывали августейших самовыдвиженцев, инородцы на плечах черни узурпировали власть и десятилетиями паразитировали на теле Империи, трижды царственная кровь своим чередом, тихо и мирно, передавалась из поколения в поколение, естественным натуральным путем, как и предназначено человеку природой, попутно верно служа своей (собственной) Империи, обрастая орденами, медалями и почетными грамотами за заслуги ратные и труды во благо Отечества. И «георгиями» с орлом вместо креста для неправославных россиян, и золотыми звездами Героев Союза, и тусклыми солдатскими «За отвагу», и простенькими «Ударник труда». Не администрации служили. Не «ея… всея…», не секретарям, не председателям. Служили Родине.
Где он.
Св. Севастьян Карагандинский говорил, что спасение России придет из Средней Азии. Говорил ли он о Царе – неизвестно. Если принять во внимание пророческий (фантастический) роман генерала П. Краснова «За чертополохом», где говорится, что Царь спустится с отрогов Заилийского Алатау, то вполне вероятно, что святой старец говорил именно об этом. Еще одно на первый взгляд противоречивое пророчество говорит «Рожденный в Москве, придет от востока», сложно для прямой трактовки. Но, некоторая информация, которая до времени должна оставаться в тайне, все расставляет на свои места. Именно Москва и именно с востока.
Религия
Слова предсказаний об «истинном православии» Грядущего Царя, с многозначительной оговоркой «не тем православием, что сегодня, но истинным» наверное, так же подлежат более детальному анализу, чем аксиоматическое принятие христианской версии. Термин «православие» был в свое время заимствован РПЦ у более древних культов коренных народов Империи, в которых он означал прославление Прави – одного из столпов (Явь, Навь, Правь, Славь) исконного культа предков. Поэтому «истинное православие» в данном контексте вряд ли следует однозначно воспринимать, как конфессиональную принадлежность РПЦ.
И ещё, с позволения читателей, одно пророчество от автора лично:
Царь Грядущий возвернёт сто веков славы пращуров и памяти народной!

Преподобный Севастиан Карагандинский (1884-1966 гг.)

28 октября/10 ноября 1884 года в селе Космодемьяновское Орловской губернии в бедной крестьянской семье у Василия и Матроны Фоминых родился третий сын. При Святом крещении младенец был назван Стефаном, в честь преп. Стефана Савваита, творца канонов.

В 1888 году благочестивые родители привезли детей в Оптину Пустынь к старцу Амвросию. Четырехлетний Стефан на всю жизнь запомнил лицо и ласковые глаза старца. Вскоре после поездки умирает отец семейства, а через год от болезни легких умирает и мать. Семнадцатилетнему Иллариону, старшему брату Степана, пришлось сразу жениться, так как он не справлялся с хозяйством и заботами о младшем брате, однако жена брата, не смогла заменить сироте мать. Пятилетний Стефан очень привязался к среднему брату. Но Роман, с ранних лет стремившийся к иноческой жизни, через три года после смерти родителей, пожелал уйти в монастырь, и Илларион отвез его в Оптину Пустынь. Роман вскоре был пострижен в монашество с именем Рафаил. Стефан очень скучал по брату и мечтал уехать к нему и поступить в монастырь. В зимние месяцы, свободные от работ в деревне, он посещал своего брата.

Когда Стефан подрос, то стал просить брата отпустить его в монастырь. Наконец, в 1905 году Стефан, освобожденный от воинской службы по состоянию здоровья, получил паспорт и уехал к брату Рафаилу.

В 1909 году молодого послушника определили келейником к старцу Иосифу, в Иоанно-Предтеченский скит. Скит находился в полукилометре от монастыря. Впоследствии он часто вспоминал о том времени: «Жили мы со старцем, как с родным отцом, вместе кушали, вместе читали, слушали его наставления».

9 мая 1911 г. скончался старец Иосиф, и в его келью перешел старец Нектарий. Стефан остался при нем келейником и стал его духовным сыном. В этой келье он прожил со старцем Нектарием до закрытия монастыря.

В 1917 году Стефан принял пострижение в монашество с именем Севастиан. Под руководством двух старцев о. Севастиан воспитал в себе кротость, рассудительность, высокий молитвенный настрой, милосердие, сострадание и другие духовные качества. В 1923 году, за два месяца до закрытия Оптинской Пустыни, о. Севастиан принял рукоположение в иеродиаконы.

После закрытия монастыря о. Севастиан, по благословению старца Нектария стал приходским священником: служил в Козельске, затем в Калуге. В 1927 году он был рукоположен в иеромонаха. По промыслу Божиему о. Севастиану пришлось некоторое время служить в Тамбове. Наконец, в 1928 году он получает назначение на приход в г. Козлов (Мичуринск) в Ильинскую церковь, где настоятелем был протоиерей о. Владимир Нечаев (отец Владыки Питирима), здесь он прослужил пять лет. В 1933 году о. Севастиан был осужден на десять лет, и отправлен в Карагандинские лагеря, в Казахстан.

О своем пребывании в лагере о. Севастиан позже рассказывал своим духовным детям: «Когда меня принуждали отречься от Православной веры, то поставили в одной рясе на всю ночь на мороз и стражу приставили. Стража менялась через два часа, а я бессменно стоял на одном месте. Но Матерь Божия опустила надо мной такой «шалашик», что мне в нём было тепло». Безбожникам стало ясно, что силой сломить волю праведника не возможно, и тогда его решили отправить на «перевоспитание» в барак к уголовникам. Со временем слабый, больной священник своей кротостью и любовью покорил всех: привел к вере в Бога весь барак.

Верные духовные дочери старца последовали за любимым старцем, они устраивались на работу в колхозе, расположенном недалеко от лагеря, работали в медицинских учреждениях. Они опекали своего духовника все десять лет его заключения: носили еду, покупали ему все необходимое. Позже ими был куплен в г. Караганде домик в Михайловке (район города) на Нижней улице.

Из воспоминаний духовной дочери старца Татьяны В. Тортенстен: «В конце 1943 г. поехали за батюшкой. И в начале 1944 г. привезли его в свой собственный дом. Он ходил по дому, все по-хозяйски осматривал и говорил, что нужно переоборудовать.

— Да зачем же, батюшка, не в Казахстане же нам вековать, вот кончится война и поедем с Вами на родину.

— А кто нас там ждет? — спросил батюшка… Здесь вся жизнь другая и люди другие. Люди здесь душевные, сознательные, хлебнувшие горя… Мы здесь больше пользы принесем, здесь наша вторая родина, ведь за десять лет уж и привыкли.

Вот так и остались все до смерти в Караганде и похоронили мечту вернуться домой… Когда батюшка обосновался на Михайловке, к нему стали съезжаться монашествующие со всей страны, и не только монашествующие, но и глубоко верующие, ищущие духовного руководства миряне. Ехали и из Европейской части, и с Украины, и из Сибири, и с дальних окраин Севера и Средней Азии. Он всех принимал с любовью и помогал устроиться с жильем… Хлопотали об открытии церкви не один год. Наконец разрешили в 1952 г. открыть молитвенный дом. В нем разрешалось выполнять все требы: крестить, венчать, отпевать покойников, собираться читать молитвы, исповедовать. Но службы церковные совершать не разрешалось. Причастия не было. Матушка Агния стала писать большие иконы для иконостаса… Священников батюшка подобрал себе сам. Сначала приглядывался к кому-нибудь из прихожан, потом звал к себе и говорил: «А Вам надо быть священником».

Через три года, по молитвам старца, было получено разрешение на открытие церкви в Михайловке. В 1955 году состоялось освящение храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Из воспоминаний духовной дочери старца Татьяны Изюмовой:

— Как такового монастыря не было, но дух монастырский был присущ. Община была небольшая, монахинь было 10-12, но были и тайные. Батюшка очень любил длинные службы. В нашем храме ничего не опускалось, не сокращалось. Дух Оптиной Пустыни Батюшка старался возводить в этом храме… Великий был он, великий угодник Божий, великие чудеса творил, но тайно, скрыто от людских глаз. Свою прозорливость Батюшка скромно выражал… Он порой говорил так: «Я вас знаю больше, чем вы сами себя»… Батюшка мог лечить человеческие души своим словом, своим прикосновением. Погладит по голове, или такое вот слово скажет, которое сразу растворяет душу, приносит мир и покой…

Он был такой благообразный. Необыкновенно добрый и очень ласковый. С людьми обращался очень добродушно. Всех встречал с душевной теплотой, особенно, если человек приходил к нему впервые… Очень болезненно всё переживал, каждое человеческое горе было ему близко, как его собственное. Он говорил: «Я сам рос сиротой, и сиротское горе я воспринимаю как своё, чужое горе близко моему сердцу».

Из воспоминаний келейницы старца Севастиана Веры (Ткаченко):

— Батюшка был исключительный человек. С плачущими он плакал, с радующимися — радовался. Он всегда держал умную молитву, она была в его сердце… Когда мы жили на Нижней улице, мы кушали из одной миски. Садились за стол 5-6 человек и Батюшка с нами… Мисочку поставят одну на всех… И прямо чудо было! Ещё оставалась в миске еда, и все были сыты. Как это Батюшка умел делать?

По свидетельству духовных чад старца, он оказывал помощь верующим, призывавшим его имя, даже на большом расстоянии.

Из воспоминаний Татьяны В. Тортенстен:

— Батюшку отмечали безупречная верность церковным установлениям, постоянная забота об устроении в людских душах глубокого мира и высокая требовательность ко всем, а, прежде всего, к самому себе.

Большая была любовь у него, дар большой и глубокой рассудительности был у батюшки. И всегда и во всем — умеренность. Батюшка часто говорил: «Тише едешь — дальше будешь». Или: «Самая большая добродетель — рассудительность». А главное, всегда была в нем полная вверенность Промыслу Божию. Вот каков был его пастырский облик.

Все батюшкины дети не ступали шагу без его благословения. Батюшка очень огорчался, если кто не слушался и не выполнял его советы, потому что это всегда во вред, а часто и к несчастью этого человека. Батюшка в таких случаях часто плакал. Часто батюшка плакал и во время исповеди…

Батюшка считал, что очень важно прикладываться к иконам и ставить свечи. Иногда он звал к себе кого-нибудь из своих духовных детей или прихожан и давал пучок свечей. Иной раз большой, иной раз меньше. И говорил: «Молись и ставь свечи почаще»… Если батюшка замечал, что кто-либо не прикладывается к иконам, он говорил ему: «Ты, дорогой, когда-либо размышляешь или отвергаешь, имей в своем сердце и уме правильную рассудительность. Рассудительность есть самая высшая добродетель».

Мне он как-то рассказывал, что старец Нектарий говорил всегда, что премудрость, разум, рассудительность — это дары Святого Духа, они приводят к благочестию. И что человек, лишенный рассудительного дара, часто помышляет в себе превосходство над другим.

При общении с батюшкой само собой, неоспоримо и даже наглядно ясно становилось без лишних слов, что душа живет вечно. Что со смертью наша жизнь не кончается, основная наша сущность не умирает, а только изнашивается наше тело. Что душа не есть что-то неясное, а это — весь человек, истинный, внутренний человек. И было это так просто, так понятно потому, что он говорил об этом просто, как о чем-то обычном, всем давно известном.

Батюшка высоко чтил св. Иоанна Богослова, память которого он совершал особенно торжественно, благоговейно и требовал этого от своей паствы…

Особенно он благоговел перед праздниками Пресвятой Троицы и Вознесения, как завершения искупительного дела.

Преодолевая болезни, слабость, старость, он до последнего дня своей жизни выполнял свой пастырский долг, отказавшись от заветного желания своей души отойти от настоятельства на покой и принять схиму.

Тринадцать с половиной лет была я духовной дочерью батюшки. Это было счастье ни с чем не сравнимое. Такая полная во всем защита, такая любовь. Ведь что бы ни случилось, только бы успеть добежать до него, только бы успеть сообщить ему — и все, он отведет всякую беду, исправит. Даже и жизнь продлит. Как-то он сказал мне, вернее проговорился, во время откровенной беседы: «Скольким я продлил жизнь»…

От многих бед спасал нас батюшка, когда мы того и не знали, а когда знали, было это поразительно… Тихое было батюшкино водительство и заступничество. Три раза подходила в Караганде смерть к моему порогу, но батюшка не отдавал и продлял мою жизнь.

Прослужил батюшка настоятелем храма одиннадцать лет, с1955 по 1966 г., до дня своей смерти. В 1957 г. он был возведен в сан архимандрита, был награжден патриархом Алексием грамотой — «За усердное служение Святой Церкви». А в конце 1965 г., ко дню именин был награжден митрой и посохом. Перед смертью, за три дня, батюшка был пострижен в схиму…

Тяжело больной старец в пасхальную ночь 10 апреля 1966 года, прощаясь со своими духовными детьми, сказал: «Прощайте, дорогие мои, я ухожу уже. Простите меня, если я в чем-либо огорчил кого из вас. Ради Христа простите… Об одном умоляю, одного требую: любите друг друга. Чтобы во всем был мир между вами. Мир и любовь! Если послушаете меня, а я так прошу вас об этом, будете моими чадами. Я недостойный и грешный, но много любви и милосердия у Господа. На Него уповаю. И если удостоит меня Господь светлой Своей обители, буду молиться о вас неустанно…

19 апреля 1966 года кончились тяжкие страдания нашего батюшки…

Случаи исцеления по молитвам старца Севастиана
( из воспоминаний духовных чад старца):

— В 1955 г. у м. Марии стала болеть верхняя губа. Губа деформировалась растущей опухолью… Хирург сказал, что надо срочно оперировать и дал направление в онкологическое отделение. Пошла матушка брать благословение на операцию, а батюшка сказал: «Опухоль уже большая, губу срежут, а в другом месте может появиться место такое. Нет, не надо делать операции. Прикладывайся к иконе Святой Троицы, что в панихидной, Бог даст, так и пройдет». Мать Мария обрадовалась… Вскоре я уехала на два месяца в отпуск. Вернулась и увидала м. Марию… На губе и следа опухоли не было. «Как же Вы губу вылечили? — спросила я. «А я не лечила ее, только к иконе Святой Троицы прикладывалась, как батюшка благословил, и опухоль постепенно уменьшаться стала и совсем пропала. Слава Богу!».

— В 1960 году из г. Ижевска приехала к Батюшке Пелагия Мельник. Уже в течение полугода она не могла есть ни хлеба, ни других продуктов. Питалась исключительно молоком и сырыми яйцами… Она просила, чтобы её пропустили без очереди, но всё безрезультатно. Внезапно открылась дверь, вышел батюшка и сказал: «Пропустите эту женщину, она очень больна». Старец дал больной стакан воды, свежую просфору и яблоко, попросил сесть на широкую скамейку и благословил всё это есть. По послушанию Пелагия всё съела и сразу же заснула. Проснулась она через сутки совершенно здоровой.

— После смерти Батюшки приехала одна женщина из Новосибирска. У неё было раковое заболевание. Она упала на могилу батюшки и громко рыдала. Потом помолилась, призывая его помощь, и, уходя, взяла с могилы земли… Постепенно у неё болезнь исчезла, и она своё исцеление засвидетельствовала.

Высказывания старца Севастиана:

«Золотая середина нужна во всем и умеренность. А в отношении служения Богу и своего спасения постоянство нужно. Оно — главное, а не спешка, не чрезмерность». «Тише едешь — дальше будешь».

«Гордость страшнее всего…»

«Благодать Божия — это радость от Бога… И должен человек свой жизненный путь пройти для чего? Для любви, для добра и страдать за них должен и терпеливо страдания сносить, перейти в вечную жизнь для радости, а не для муки. Там надо радости ждать, к радости вечной стремиться. Ошибается человек жестоко, и не прощается ему. И теряет он все, что приобрел… От ропота, все пропадает и не дает заслуг».

«В деле своего спасения не забывайте прибегать к помощи святых Отцов и святых мучеников. Их молитвами Господь избавляет от страстей. Но никто не думайте своими силами избавиться от них. Не надейтесь на себя до самой смерти в борьбе со страстями. Только один Господь силен избавить от них просящих у Него помощи. И покоя не ищите до самой смерти».

«На иконах благодать Божия. Они защищают нас от темной силы. Они — помощь нам от Бога. Есть особые святыни, где накопляется благодать Святого Духа. И иконы есть особые во славе благодати, намоленные веками — чудотворные иконы. Иконы, как ручейки, от Господа несут нам благодать. К иконе надо относиться с благоговением, любовью и благодарностью Богу».

«Крестное знамение надо полагать правильно, со страхом Божиим, с верою, а не махать рукой. А потом поклониться, тогда оно имеет силу».

«Молиться можно на всяком месте, во всякое время: стоя, сидя, лежа, во время работы, в пути. Только разговаривать в храме грешно».

«За несоблюдение без причины постов, придет время — постигнет болезнь. Тогда не по своей воле будешь поститься. Господь попустит за грехи».

«В утешение старым и больным, скорбящим, что не могут в храм Божий ходить: Благословляю молиться умом молча: «Господи помилуй», «Боже, милостив буди мне, грешной». Господь услышит. Терпи болезни без ропота. Болезни очищают душу от грехов».

В октябре 1997 года по решению Синодальной комиссии по канонизации святых и благословению патриарха Алексия 11состоялось поместное прославление в лике святых преподобного старца Севастиана Карагандинского, исповедника.

22 октября 1997 года совершилось обретение мощей преп. Севастиана.

В августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском соборе преп. Севастиан Карагандинский прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских. Преподобному Севастиану (Карагандинскому)

6/19 апреля Церковь чтит память преподобноисповедника Севастиана Карагандинского (Фомина; 1884–1966) – подвижника, мудрого духовного наставника и опытного врачевателя душ.

Ученик Оптинских старцев, отец Севастиан, претерпев муки в большевистских лагерях и ссылках, Промыслом Божиим нес свое служение в далекой Караганде, ставшей благодаря ему значимой точкой на духовной карте Святой Руси.

Предлагаем читателям подборку из поучений и наставлений старца.

«Истина тогда ликует, когда за нее умирают».

«Любить Творца надо всей душою, всей силою и всем помышлением: мыслить, думать, рассуждать и Боге и благах Его, нам низпосылаемых. Ибо Он видит все наши помышления, желания и намерения по отношению к Нему и ближнему, которого любим для его спасения, а не для себя».

«Сердце тверже камня, тверже наковальни. Легче молотом сокрушить наковальню, чем сердце человеческое».

«Блажен творящий волю Божию, а не свою собственную, плотоугодную».

«Творящий волю свою имеет рабский страх, привязанность к земным благам. Не стяжавший страха Божия, воли Божией творить не может».

«Надо с юности своей приносить жертву Господу самим собою, когда находишься во цвете лет, здоровья, чистоты, духа бодрого, а не тогда, когда всего этого лишишься, поработав диаволу».

«Проси у Бога чистоты сердца и прощения грехов, сокрушаясь в покаянии о содеянном и считая себя хуже всех. И придет Сам Господь к тебе, и ты ощутишь такую радость в сердце, о которой не знает мир».

«Только в Церкви человек обновляется душой и получает облегчение в своих скорбях и болезнях».

«Равенства ни на небе, ни на земле нет и быть не может. Равенство только во Единой Святой Троице».

«Между нами, монахами, и миром глубокая пропасть. Миру никогда не понять нашей жизни, а нам – их. Если бы монахи знали заранее, сколько их ждет искушений и скорбей на узком, но спасительном пути, то никто не пошел бы в монастырь. А если бы мир знал о будущих благах монашествующих, то все пошли бы в монастырь».

«Господи, улови наше сердце и очисти! Господь снизойдет в сердца наши, когда мы откроем Ему туда вход смирением, терпением, чистотою, целомудрием, кротостью, добрыми делами, любовью к ближним, а наипаче к Богу послушанием, молитвою, воздержанием душевных и телесных чувств, помыслов. Заграждаем невоздержанием, нечистотою чувств, помыслов, нетерпением скорбей и болезней, ропотом, неблагодарностью, воздаянием зла за зло».

«Зло находи в себе, а не в других людях или вещах, с которыми ты не сумел правильно обращаться. Так и ребенок обращается с огнем или мечом: себя же жжет, себя же режет».

«В наших грехах и страстях не виноваты ни вино, ни женщины, ни деньги, ни богатство, как иные хотят себя оправдать, а наша неумеренность. Пьяницы винят вино, блудницы и блудники винят мужчин или женщин, сребролюбцы винят деньги, богатые винят богатство и т.д. Выходит, что если бы не было вина, женщин, денег, богатства, то грешники не грешили бы. Богом устроено все премудро и прекрасно. Но от неразумного употребления и пользования вещами получается зло».

«До самой смерти бойтесь падений и не надейтесь на свои силы, а только на помощь Божию, призывая Его в молитве со смирением».

«Тогда может быть покой, когда пропоют: “Со святыми упокой…” А до этого не ищи покоя до самой смерти. Человек рождается не для покоя, а для того, чтобы потрудиться, потерпеть ради будущей жизни (покоя)».

«Архангел Михаил смирением, терпением, мужеством победил Денницу».

«Господь не попускает страданий сверх наших сил, потому надо всё терпеть, а вот гордость страшнее всего. Она – бесовское свойство».

«Человек на ниве души своей должен трудиться не бесполезно, внимать себе, чтобы не пришли враги: мир, диавол, плоть и смерть – и не обокрали ее. Приходит мир – забирает свое, привлекая богатством, роскошью, честолюбием. Приходит диавол – все последнее уносит: чистоту, целомудрие, невинность, страх Божий. Приходит старость и смерть, человек хочет и сам пожать что-нибудь на ниве своей – и ничего не обретает. Лишь кое-где бывало намерение доброе дело соделать при греховной жизни. И жалеет человек, что прожил жизнь и не приобрел добрых дел для будущей жизни. И смерть пришла, и времени уже нет для покаяния, для слез и молитвы».

Преподобный Севастиан Карагандинский

«Что дороже всего на свете? – спрашивал своих духовных чад преподобный Севастиан и отвечал: – Время! И что теряем без сожаления и бесполезно? Время! Чем не дорожим и пренебрегаем больше всего? Временем! Потеряем время – потеряем себя! Потеряем все!»

«Запущенная, загноенная рана, скрываемая как от телесного, так и духовного врача, трудно поддается уврачеванию и исцелению. В самом начале искушения, когда я мог бы помочь, вы скрываете и ничего не говорите мне. А когда залезаете по уши в беду, тогда плачете и просите: “Батюшка, спаси!” А как я могу спасти, когда поздно уже!»

«Время дано Господом для правильного употребления его во спасение души и приобретения будущей жизни. Время должно распределять так, как хороший хозяин распределяет каждую монету – какая для чего. Каждая имеет у него свое назначение. Так и время будем распределять полезно, а не для пустых забав и увеселений, разговоров, пиров, гулянок».

«Взыщет Господь, что мы украли время для своих прихотей, а не для Бога и не для души употребили».

«И жалеет человек, что прожил жизнь и не приобрел добрых дел для будущей жизни. И смерть пришла, и времени уже нет для покаяния, для слез и молитвы. Особенно опасна внезапная смерть. А потому не нужно откладывать покаяние и приобретение добрых дел на старость лет, когда уже не будет сил ни телесных, ни душевных. Все врагами будет скрадено, а себе – ничего, пусты светильники».

«Здесь мы странники, пришельцы, гости. А у странников нет покоя в чужой стране, в чужих делах. Они, ступая шаг за шагом, идут вперед и вперед, чтобы скорее достичь родного отечества, то есть дома Божия, Царствия Небесного. А если здесь, в земной юдоли скорбей, в мире удовольствий замедлить, то вечер (то есть закат дней) незаметно подступит и смерть застанет душу не готовой, без добрых дел, и времени их сотворить уже не будет».

«Смерть неумолима! Ни один богач богатством, ни сребролюбец деньгами, ни богатырь силою, ни царь, ни воин не могут откупиться от смерти, и никто из них не может взять с собою ничего, приобретенного ими. Наг человек родился, наг и отходит. Только вера, добрые дела, милостыня идут с ним в будущую жизнь, и никто не поможет: ни друзья, ни родные».

«Тяжело умирать человеку, не имеющему веры, оставляя родных и богатство, а неверующим родным терять близкого человека, в котором пролагали все свое земное счастье. Господь посекает их надежду, а они не понимают Божия произволения. Среди верующих родственники хотя и плачут по покойнику, но сдержанно, и скорбят, но умеренно. Все растворено молитвой и надеждой на помощь Божию. Верующий умирает спокойно, как засыпает, и по смерти на лице его запечатлевается последнее целование Ангела Хранителя».

«Как хорошо, как легко умирать, когда нет ничего лишнего! И будет приют в Царстве Небесном!»

«Нужно хранить чистоту совести и стяжать непорочное сердце. А отсюда и дела наши, и поступки должны соответствовать заповедям Христовым, чтобы не сказали о нас: “А еще христианами зовутся, а еще молятся, а что делают?” Нужно чистоту и непорочную совесть хранить, чтобы враг не поживился от нас самым малейшим даже, чтобы совесть не упрекала за жизнь нашу, тогда будет мир и радость на сердце».

«Молиться можно на всяком месте, во всякое время: стоя, сидя, лежа, во время работы, в пути. Только разговаривать в храме грешно».

«В деле своего спасения не забывайте прибегать к помощи святых отцов и святых мучеников. Их молитвами Господь избавляет от страстей. Но никто не думайте своими силами избавиться от них. Не надейтесь на себя до самой смерти в борьбе со страстями. Только один Господь силен избавить от них просящих у Него помощи. И покоя не ищите до самой смерти».

«Заходя в автобус, самолет, легковую машину и т. п., необходимо молча перекреститься, невзирая ни на кого, даже на смех других».

«Крестное знамение надо полагать правильно, со страхом Божиим, с верою, а не махать рукой. А потом поклониться, тогда оно имеет силу».

«На иконах благодать Божия. Они даны нам в помощь от Бога и защищают нас от темной силы. Есть особые святыни, где накапливается благодать Святаго Духа. И иконы есть особые по славе благодати. Есть намоленные веками чудотворные иконы, и, как ручейки, они несут от Господа благодать».

«За несоблюдение без причины постов придет время – постигнет болезнь. Тогда не по своей воле будешь поститься. Господь попустит за грехи».

«Не допускай своевольного поста без благословения, во всём должно держаться золотой середины, нет греха слабым и больным слегка подкрепиться на ночь перед Причастием».

«Умеренность, воздержание, рассуждение, своевременность, постепенность полезны всем и во всем».

«Нужно придерживаться золотой середины, края же гибельны. Золотая середина во всем земном, а наипаче небесном, духовном. Кто быстро вперед забегает, того надо остановить. А кто по нерадению или немощи слишком отстает и не заботится о душевном спасении, тому помочь воспрянуть ото сна, идти наравне со средними, вперед не забегать и сзади не отставать».

«В отношении к Богу и своему спасению постоянство нужно, а не спешка, не чрезмерность».

«Болеть нам необходимо, иначе не спасемся. Болезни – гостинцы с Неба».

«Надо держаться царского пути, во всем придерживаться золотой середины, а главное – всегда полагаться на волю Божию и Его Божественный Промысл».

«Кто не приучится слушать родителей, равных и старших себя и даже младших, тот, выросши, никого слушать не будет, и его потом никто не послушается».

«Я тоже вижу за людьми недостатки, но молчу, не обличаю. Лучше молча за людей молиться, чтобы сами свои недостатки осознали, а не обличать, как говорится, с плеча, от чего иные могут духом упасть и в отчаяние прийти».

«“Если он меня не любит, то и я не буду его любить”, – это бесовское слово. Пусть он тебя не любит, а ты побеждай его ненависть любовью. Любовью истинной и страхом Божиим побеждай страсть ненависти».

«Для искоренения зависти надо смотреть на хуже тебя живущих, тогда мир будет в душе, а не смущение. И завидовать перестанешь».

«Терпите друг друга немощи и недостатки – в этом спасение. Огонь огнем не тушат, а водой. А зло побеждается любовью!»

«Не нужно гордиться тем, кто своевременно причащается, и не отчаиваться тем, кто по обстоятельствам не может этого делать. Бывает, лишь перед самою кончиной человек сподобляется причаститься во спасение души».

«Пред лицом Божиим ходить – в сердце Его носить. А Он входит в чистые сердца, не занятые гордостью, блудом, нечистотою и другими пороками и грехами».

«Говорите всегда правду и истину и не смейтесь. В смехе и вольности начало блуда».

«Самая лютая страсть – блудная. Она может бороть человека на болезненном и даже смертном одре, особенно тех, кто прожил жизнь земную до старости невоздержанно. Эта страсть бесстыжее всех страстей. Никто сам по себе не может избавиться от нее. Только Господь может избавить, когда обращаешься к Нему со слезами и сокрушенным сердцем. Помнить нужно об этой брани до самой смерти. Стоит только немного забыться, оставить молитву, потерять страх Божий, как она тут же даст о себе знать».

«Кто любит много говорить, празднословить и шутить, у таковых под конец жизни Господь отнимает речь».

«Самое жесткое сердце, глядя на страдальцев, может смягчиться и сделаться сочувственным и сострадательным к ближнему. От этого зависит спасение души».

«Если сам ты не милуешь ближних и, что еще хуже, не прощаешь, то как у Господа будешь просить себе милости и прощения?»

«Господь лишит счастья неблагодарных детей, которые забыли своих родителей, забыли их труды и заботы».

«Возлюби чистоту, яко зеницу ока, да будешь храм Божий и дом вожделенен. Невозможно бо без целомудрия присвоиться с Богом».

«Здоровье – дар Божий. Злоупотреблять своим здоровьем грешно пред Богом».

«Кто идет с самого начала постепенно, не делая скачков с первой ступени через две-три, а постепенно переходя с одной на другую до конца не торопясь, тот спасается».

«К каждому нужен свой подход. Что одному можно сказать на пользу, то другому то же самое может быть во вред».

«Я всех вас прошу; утешайте друг друга, живите в любви и мире, голоса никогда друг на друга не повышайте. Больше ничего от вас не требую. Эта самое главное для спасения. Здесь все временное, непостоянное, чего о нем беспокоиться, чего-то для себя добиваться. Все быстро пройдет. Надо думать о вечном».

Предсмертные слова:

«Прошу вас всех об одном: живите в мире. Мир и любовь – это самое главное. Если будете иметь это между собою, то всегда будете иметь в душе радость. Мы сейчас ожидаем наступления праздника Пасхи – спасения души для вечной радости. А как можно достичь ее? Только миром, любовью, искренней сердечной молитвой. Ничем не спасешься, что снаружи тебя, а только тем, чего достигнешь внутри души своей и в сердце, – мирную тишину и любовь. Чтобы взгляд ваш никогда ни на кого не был косым. Прямо смотрите, с готовностью на всякий добрый ответ, на добрый поступок. Последней просьбой своей прошу вас об этом. И еще прошу – простите меня».