Шишкин сосновый лес

Утро в сосновом лесу, Шишкин, 1889

Утро в сосновом лесу — Иван Иванович Шишкин. 1889. Холст, масло. 139х213

Утро в сосновом лесу — одно из ярких произведений кисти И. Шишкина. Шедевр пропитан восхищением природы растительного и животного мира. На картине все смотрится очень гармонично. Зеленые, голубые и ярко-желтые тона создают эффект едва проснувшейся от сна природы. На заднем плане можно увидеть яркие золотистые оттенки – это намек на пробивающиеся лучи солнца. Они придают картине торжественную атмосферу. По земле еще клубится туман, изображенный довольно реалистично, и, если сосредоточиться на этой детали шедевра, то можно прочувствовать утреннюю прохладу.
Картина «Утро в сосновом лесу» — очень яркая и настолько реалистичная, что кажется, будто бы это не шедевр кисти, а снимок лесного пейзажа. Каждая деталь картины изображена профессионально, с любовью и трепетом. На переднем плане мы видим поваленную с корнем сосну, на которую взбираются медведи. Они резвятся, вызывая положительные эмоции. Для них утро нового дня является настоящим праздником. Медвежата так добры и безобидны, словно приручены. Кажется, что они не способны на жестокость и совсем не хищны, несмотря на свою животную природу.
Главный акцент картины – это сочетание солнечного света на заднем плане и медведей на дереве на переднем. Если визуально провести линию через эти объекты, то мы увидим, что они изображены художником наиболее ярко и насыщенно. Все остальное является просто легкими дополняющими зарисовками.

«Весенняя капель пробралась в глубь леса и разбудила двух молодых медведей, зимовавших под еловым выворотнем. В берлоге появилась мартовская вода и выгнала зверей — кому ж понравится дремать на мокрой лежанке.

Но ранней весной часто бывает так, что дружные оттепели сменяются внезапными холодами и снегопадами. В общем–то ничего страшного, так бывает почти каждый год. Но медведи уже покинули свою берлогу, и им не до шуток: прошлогодний запас жира на исходе, поэтому добыча пищи — задача номер один.

Медведь, мы знаем, относится к хищникам. Но в отличие от волков, рысей, львов и тигров косолапые всеядны. В их меню самая разнообразная пища. Особенно это важно ранней весной, когда животных кормов не так уж и много.

В лесу медведи активно путешествуют, разыскивая все, чем можно утолить голод. Разрушая полусгнившие пни деревьев или муравейники, поедают муравьев. Под пологом соснового бора раскапывают снег и находят там особое, витаминизированное лакомство — стебли и листья брусники.

Наверняка медведи прекрасно разбираются в целебных свойствах этого кустарничка и с особым рвением разыскивают его в весеннем лесу.

После того как голод утолен, можно и порезвиться. Ведь возраст обнаруженных нами медведей самый что ни на есть подростковый. Можно потузить друг друга, поваляться. А можно побыть скалолазами, по деревьям поползать. Игры в мире животных — особое явление. Балуясь, звери учатся и тренируются — готовятся к трудностям взрослой жизни. Особенно важно это в нашей ситуации. У медведей малыши до двух лет ходят под присмотром матери. И в годовалом возрасте укладываются вместе с ней в берлогу. С нашими подростками этого не произошло, взрослой медведицы рядом нет. А это значит, что, скорее всего, медвежата осиротели и жизненные трудности вынуждены преодолевать самостоятельно. То, что они сами перезимовали, — уже говорит о многом. В общем, они — молодцы. И, глядя на них, вы сами можете прийти к такому выводу.

Вот наши косолапые герои уже переместились на болото. Кстати, о косолапости мишек. Следы некрупного медведя очень похожи на следы человека в больших валенках, та же длина шага, та же величина отпечатков. Но стоит немного пройти по медвежьему пути, чтобы увидеть одно отличие. Человек ставит ступни ног пятками внутрь, носками немного наружу, а медведь, наоборот, пальцами внутрь. Человеку идти по медвежьему следу довольно сложно — ноги приходится выворачивать. Потому и прозвали медведя косолапым.

Чем же занимаются медведи на болоте? Самое главное — это моховые кочки. Каким образом медведи знают, что на них еще с прошлого года лежит вкусная и сладкая ягода — клюква? Наверное, помнят. Ведь именно здесь осенью они днями питались красной ягодой, нагуливали жирок на зиму. Перезимовавшую клюкву называют «вешницей». Кого она ранней весной только не спасает от голода. Серые вороны и вороны, лисы и енотовидные собаки, куницы и даже волки не прочь полакомиться этой чудо–ягодой. А прилетят журавли — тоже будут ее есть. Не зря в Беларуси клюкву называют «журавиной». Ну и, конечно же, — медведи. Они очень любят клюкву и готовы раскапывать ее часами. А после еды, как всегда, — игры, борьба, догонялки…

Вот так, путешествуя из леса с его муравейниками, почками молодых осинок, листочками брусники и черники до болота со сладкой клюквой, медведи и проведут весну.

Игорь БЫШНЕВ, кандидат биологических наук.

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.
Право льготного посещения Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения:

  • пенсионерам (гражданам России и стран СНГ),
  • полным кавалерам «Ордена Славы»,
  • учащимся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет),
  • студентам высших учебных заведений России, а также иностранным студентам, учащимся в российских ВУЗах (кроме студентов-стажёров),
  • членам многодетных семей (гражданам России и стран СНГ).

Посетители вышеуказанных категорий граждан приобретают льготный билет в порядке общей очереди.

Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:

  • лица, не достигшие 18-летнего возраста;
  • студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (а также иностранные студенты, учащиеся в российских ВУЗах). Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров» (при отсутствии в студенческом билете информации о факультете, предъявляется справка из учебного заведения с обязательным указанием факультета);
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой, незаконно репрессированные и реабилитированные граждане (граждане России и стран СНГ);
  • военнослужащие срочной службы Российской Федерации;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные Кавалеры «Ордена Славы» (граждане России и стран СНГ);
  • инвалиды I и II группы, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий инвалида I группы (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий ребенка-инвалида (граждане России и стран СНГ);
  • художники, архитекторы, дизайнеры — члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов, искусствоведы — члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов, члены и сотрудники Российской академии художеств;
  • члены Международного Совета музеев (ICOM);
  • сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры, сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ;
  • волонтеры программы «Спутник» — вход на экспозиции «Искусство XX века» (Крымский Вал, 10) и «Шедевры русского искусства XI — начала XX века» (Лаврушинский переулок, 10), а также в Дом-музей В.М. Васнецова и Музей-квартиру А.М. Васнецова (граждане России);
  • гиды-переводчики, имеющие аккредитационную карту Ассоциации гидов-переводчиков и турменеджеров России, в том числе сопровождающие группу иностранных туристов;
  • один преподаватель учебного заведения и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений (при наличии экскурсионной путевки, абонемента); один преподаватель учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию образовательной деятельности при проведении согласованного учебного занятия и имеющий специальный бейдж (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий группу студентов или группу военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки, абонемента и при проведении учебного занятия) (граждане России).

Посетители вышеуказанных категорий граждан получают входной билет номиналом «Бесплатно».

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

«Утро в сосновом лесу»: Как картина русского пейзажиста превратилась в конфетную обертку


Утро в сосновом лесу. И. Шишкин, 1889 год. | Фото: ru-static.z-dn.net.

Сложно найти того, кто хоть раз не видел бы картину Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу», будь то репродукция на стене или иллюстрация в школьном учебнике. Но большинство из нас знает ее по обертке от конфет «Мишка косолапый». Как произошло то, что на картине пейзажиста появились медведи, и признанный шедевр стали ассоциировать с конфетами – далее в обзоре.

Иван Шишкин — русский художник-пейзажист. | Фото: ru.wikipedia.org.

Иван Иванович Шишкин считался в высшей степени мастером, когда необходимо было выписать каждый листочек, каждую травинку, но с изображением людей или животных у него дело не спорилось. Именно поэтому на знаменитой картине «Утро в сосновом лесу» медвежье семейство писал другой художник – Константин Савицкий.

Утро в сосновом лесу. И. Шишкин, 1889 год. | Фото: ic.pics.livejournal.com.

Картину подписали оба художника, но когда ее отнесли заказчику Павлу Михайловичу Третьякову, тот скипидаром стер фамилию Савицкого, заявив, что заказывал полотно только у одного живописца.
Иван Иванович Шишкин получил за картину 4000 рублей. Одну тысячу он отдал Савицкому. Константин Аполлонович возмутился, что гонорар поделили не пополам, и в сердцах даже заявил, что его медведи занимают центральное место на картине, а лес является только фоном. Эти слова очень обидели Шишкина. Совместных картин художники больше не писали.

Шоколадные конфеты «Мишка косолапый». | Фото: cs8.pikabu.ru.

Примерно в тот же период, когда полотно «Утро в сосновом лесу» было представлено широкой общественности, на кондитерской фабрике «Товарищества «Эйнемъ» изготовили новый сорт конфет: покрытые шоколадом вафельные пластины с прослойкой миндального пралине. Возникла необходимость создания обертки для конфет, и тут взгляд владельца предприятия Юлиуса Гейтса случайно упал на репродукцию картины Шишкина. Решение было найдено.

Обертка от шоколадных конфет «Мишка косолапый» производства фабрики «Красный Октябрь». | Фото: ljplus.ru.

После Октябрьской революции конфетную фабрику национализировали и переименовали в «Красный Октябрь», хотя еще несколько лет в скобках дописывали «бывш. «Эйнемъ», настолько популярна была торговая марка. Конфета «Мишка косолапый» стала любимой сладостью советских граждан. Со временем картина Шишкина стала ассоциироваться с оберткой, а ее название упростили до «Трех медведей», хотя на полотне их четыре.
Иван Иванович Шишкин запомнился потомкам не только полотном «Утро в сосновом лесу». Ему, как никому другому, удавалось передавать через свои картины красоту первозданного леса, бескрайние просторы полей, холод сурового края. Самые известные полотна русского пейзажиста настолько реалистичные, что кажется, что вот-вот где-то послышится шум ручья или шелест листьев.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: