Символы евангелистов

Символы апостолов-евангелистов: Ангел, Лев, Телец и Орел

В христианстве множество символов. Мы уже писали о самых распространенных из них, связанных с Господом Иисусом Христом, Церковью и Евхаристией.

Наверное, многие задавались вопросом: что означают изображения, которые находятся рядом с образами апостолов-евангелистов? В храмах и часовнях часто можно встретить на разных стенах (чаще под куполом или на царских вратах) Ангела, Льва, Тельца и Орла. Как и все символы, эти изображения несут свой сакральный смысл.

Конечно, каждый верующий знает, что существует 4 Евангелия, написанные разными апостолами. Это Матвей, Марк, Лука и Иоанн. Несложно догадаться, что по той причине, что эти четыре апостола писали Евангелие, их стали звать евангелистами. Кстати, слово «Евангелие» переводится как «благая весть», апостолы в своих книгах несли «благую весть» об учении Христа.

Евангелие кожаный переплет

Стоит отметить, что символы не сразу закрепились за апостолами-евангелистами, многие богословы спорили относительно принадлежности и трактовки этих символов. Однако приблизительно со II века (впервые символика появилась у священномученика Иринея Лионского) появилось обоснование аллегорических образов, связанных с евангелистами, которое мы используем и сегодня. Матфей изображается рядом с Ангелом (Человеком), Марку соответствует Лев, Луке-Телец (Вол), а Иоанна символизирует Орел.

Считается, что эти символы берут начало из видения ветхозаветного пророка Иезикииля (Книга пророка Иезекииля, гл. 1, стих 10), который увидел существо, спустившееся с небес. Оно имело тело человека, и четыре лика: лицо человека, морду льва, тельца и голову орла. Изначально образ этот трактовался как обозначение четырех Ангелов, которые окружали престол Бога. Позднее эти четыре образа образовались в один термин – тетроморф (с греч. «четырехвидный»). Такое единство можно встретить в древних росписях храмов, на иконах, а также считается, что слова литургии «поюще (орел), вопиюще (вол), взывающе (лев) и глаголюще (человек)» также относятся к древнему тетроморфу.

Тетроморф Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. Около 1350 г.

Лепнина с изображением Льва, Орла, Ангела и Тельца на Кафедральный соборе в г.Бургос Испания

Икона с изображениями Льва, Ангела, Тельца и Орла

София Премудрость Божия Ярославль, сер.17 в.

В Откровении Иоанна Богослова эти четыре ипостаси упоминаются порознь. Подобно четырем сторонам света, четырем временам года, четыре символа евангелистов образуют единство Евангелия, изложенного в четырех книгах. Любопытно, но многие исследователи-богословы (например, Григорий Двоеслов) сравнивают образы евангелистов с Самим Господом Иисусом Христом. Он был рожден как Человек, искупил грехи человечества Своей Кровной Жертвой, подобно Тельцу, далее воскрес и разорвал узы смерти, будто Лев и вознесся на небо, подобно Орлу.

Похожее сравнение встречается и у патриарха Софрония. Он считал, что Человек — это символ явления во плоти Господа Иисуса Христа, Лев – сила и слава Господа, Телец – служение и жертва Христа, Орел – символ сошедшего Святого Духа.

Итак, расскажем о евангелистах и их символах немного подробнее.
Первое каноническое Евангелие было написано Левием Матфеем, ученые считают, что это приблизительно 41-55 гг.
Матфей был среди 12 ближайших избранных учеников Иисуса Христа. До того, как он уверовал в Господа и последовал за Учителем, Левий Матфей был мытарем, т.е. сборщиком налогов.
Символом евангелиста Матфея считается Ангел (Человек), как символ Мессии, Сына Божьего, который был послан на землю. Евангелие от Матфея начинается с родословной Иисуса Христа, как будто бы тем самым вновь подтверждается Его человеческая природа.

Евангелие от Марка второе и самое короткое из четырех Евангелий, вероятно, было написано в 60-70 е гг.

Марк был апостолом от 70, учеником апостола Петра. Марка отождествляют с мощным и сильным Львом, символом царственности и могущественности Иисуса Христа. Как Всемогущий Царь славы, Спаситель победил смерть и открыл врата Рая.

Третье Евангелие от Луки датируется приблизительно в диапазоне от 70 до 100 гг. Это Евангелие отличается историческими подробностями, яркими притчами и событиями, которых нет в других Евангелиях (например, рассказ о родителях Иоанна Крестителя).

Лука был одним из 70 апостолов, ближайший соратник апостола Павла. В своем Евангелии Лука описывает и растолковывает читателям главное: смысл спасительной жертвы Иисуса Христа. Сын Божий ценой собственной жизни искупил все грехи человечества: «так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима» (Лк.24:46).

Именно потому, что в этом Евангелии подчеркивается жертвенное страдание Господа Иисуса Христа, символом апостола Луки является жертвенный Телец (Вол).

Последнее Евангелие от Иоанна повествует о Божественной природе Господа Иисуса Христа. Точная дата его написания неизвестна, вероятней всего, оно было написано в самом конце I века.

Мы знаем, что Иоанн был самым близким и любимым учеником Иисуса Христа, его называют «апостолом любви», и в его Евангелии много внимания уделено учению Христа о любви. Именно он вместе с Божией Матерью находился рядом с распятым Господом и именно Иоанну Спаситель, пребывая на кресте, доверил заботиться о Пресвятой Богородице.

Апостол Иоанн стал единственным апостолом из 12, который не принял мученическую кончину за Христа, а умер своей смертью (кстати, как и Божию Матерь, Бог забрал на небо и тело апостола Иоанна). Господь подготовил ему особое служение, часто на иконах евангелист Иоанн изображается с Ангелом на плече, который диктует ему Божественное Откровение.

Икона Святой апостол Иоанн Богослов 17 в.

Образ Святой Иоанн Богослов

Символом апостола Иоанна является Орел, это символ высоты учения, которое изложил в своем Евангелии апостол, а также символ Святого Духа, которого удостоились люди, очистившись от своих грехов.

В нашей мастерской есть замечательный крестик, на котором изображены символы четырёх евангелистов. Четыре рельефа создают здесь единый замкнутый круг, подобно тому, как четыре Евангелия образуют единую Книгу Жизни Господа Иисуса Христа.

Крест «Четыре Евангелиста»

pro_chto_bg

Несмотря на то, что песня «Город золотой» не была написана Борисом Борисовичем и, честно говоря, не может относится к теме данного сообщества, все же, в виде исключения, имеет смысл рассказать о ней. Во-первых, спрашивать все равно будут, а во-вторых есть же еще песня «Орел, телец и лев», в которой поется о тех же ребятах.
Не лишним будет напомнить «то, что все знают» — песня «Город золотой» — это слегка искаженное народным творчеством стихотворение Анри Волхонского «Рай», переложенное на канцону В. Вавилова (удачно им выданную за средневековую музыку Франческо да Милано) Андреем Хвостенко.
Думаю о том, что в песне поется о «Небесном Иерусалиме», который и есть Рай в сердце каждого из нас вы в курсе.
А о том кто такие Орел, Телец и Лев, я лично узнал совершенно случайно не далее как позавчера (и мне нисколечко не стыдно) от поэта Геннадия Лопатина, чем спешу поделится, сопроводив «авторитетной цитатой» с сайта Православие.ру, а также иллюстрациями снятыми собственноручно в музее города Ветки.
Как говорит РПЦ устами священника Афанасия Гумерова, «в святоотеческом толковании эти животные символизируют четырех евангелистов. Каждый из них, согласно передавая главные события Священной новозаветной истории, вместе с тем, дополняют друг друга, более полно уделяя внимание какой-либо стороне Личности Спасителя. Матфей показывает Его как совершенного, безгрешного Человека (поэтому усвоен в качестве символа ангел), Марк изображает Христа как Царя (царственное животное – лев), Лука как воплотившегося Бога, принесшего Себя в жертву за грехи людей (жертвенное животное – телец), Иоанн как победившего смерть и вознесшегося к Богу Отцу (орел)». http://www.pravoslavie.ru/answers/030827113411
А вот что я увидел в Ветковском музее.
Надо сказать, перед нами довольно редкая старообрядческая икона. Редкости ее я, как не большой специалист не понял, а вот то что все ребята там подписаны оценил. Кроме этого, в отличие от нынешнего канона евангелисты поменялись местами — это я оценил уже как хронический оппозицонер. Видимо, у отцов-старообрядцев было несколько иное мнение на счет того, уделяли ли вообще евангелисты внимание «отдельным сторонам личности» Спасителя.
Марк — Орел
Иоанн — Лев
Лука — Телец
Надо вам сказать, что из этих изображений становится ясно, что в семнадцатом или восемнадцатом веке журнал National Geographic еще не выходил.
Матфей — человек-ангел
Если в этом месте серьезно подумать над строками, где упоминается «Ангел Мой» — песня начинает звучать совершенно иначе, становится ясно от чьего имени все это поется.
Вот что мне совершенно непонятно, так это почему Борис Борисович в «Орле, тельце и льве» обделил вниманием Матфея. Наверное, у меня не возникло вопроса, если бы был пропущен Иоанн, как известно, он зачислен в евангелисты задним числом за недюжинный компиляционный талант, как Толстой зачислен в авторы Буратино. Но оставим этот вопрос — может и БГ тоже ночами не спал, все думал, как же так получилось. Он же не виноват!
Кстати про Буратино. Весьма рекомендую вам крайне неожиданное исследование вопроса,
проведенное Константином Дегтяревым.

4 евангелиста: Матфей, Марк, Лука, Иоанн

Скачать эту статью

Всё, что мы знаем о Боге, изложено в Евангелиях. Их авторы — 4 апостола-евангелиста. Матфей, Марк, Лука, Иоанн.

Во времена, описанные Библией, евангелистами считались все миссионеры, которые проповедовали христианство иудеям и язычникам. Но 4 евангелиста, о которых пойдет речь, проделали особую работу – они написали четыре великие книги, из которых род человеческий узнал о Христовой любви, всепрощении, покаянии и спасении.

Четыре Евангелиста. Художник Якоб Йорданс. 1625. Самый молодой – Иоанн. Предположительно, по сопоставлению с изображениями евангелистов, слева направо: Матфей, Иоанн, Лука, Марк

Иоанн — рыбак, единственный из апостолов, умерший естественной смертью

Иоанн Богослов пишет Евангелие

  • Символ — орел или лев;
  • Продолжительность жизни — 72 года;
  • Книги – Евангелие от Иоанна, 1, 2, 3 послания Иоанна, Откровение;
  • Смерть — естественная, по возрасту.

Христиане знают его под вторым именем — Богослов. В своем евангелии он называл Иисуса Словом Божьим («Вначале было Слово и Слово было у Бога и Слово было Бог» Ин.1:1).

Иисус Христос называл его «Сын грома» — за порывистость и эмоциональность. Иоанн был простым рыбаком. После призвания в ряды учеников Иисуса, апостол больше не покидал Его.

Евангелист видел чудеса Иисуса: воскрешение дочери Иаира, Преображение на Фаворе. Он был рядом с Ним на Тайной Вечере. В день казни Иисус поручил заботиться о Своей матери именно Иоанну.

Иоанн проповедовал христианство, изгонял бесов из храмов, лечил больных, воскрешал умерших. В отличие от других апостолов, Иоанн принял естественную смерть. Когда пришел его час, святой помолился, лег в заранее приготовленную могилу и попросил учеников захоронить его.
Позже другие ученики раскопали могилу, но ничего в ней не обнаружили.

Матфей — сборщик налогов, представитель одной из позорных социальных групп того времени

Апостол Матфей и ангел. Гвидо Рени, 1635-1640.

  • Символ — ангел или человек;
  • Дата рождения — 1 век н.э;
  • Дата смерти — 74 год н.э;
  • Книги — Евангелие от Матфея;
  • Смерть — убит мечом в Эфиопии.

О евангелисте Матфее известно немногое. Писание говорит, что Левий Матфей был сборщиком пошлин (такие люди назывались «мытари»). Однажды он услышал голос Иисуса, который сказал ему: «Иди за мной». С тех пор Матфей оставил работу и дом и неотступно следовал за Христом. Перед этим он раздал имущество бедным. Был свидетелем многих чудес Спасителя. Прошел вместе со своим Учителем страдания. Видел, как Он умер, воскрес и вознесся на небо.

Матфей проповедовал в Палестине, Персии, Мидии, Сирии и Парфии. Он продолжил свою христианскую деятельность в Эфиопии, где ее оборвала мученическая смерть, назначенная правителем Фулвианом.

Евангелие от Матфея стоит первым среди всех книг Нового завета. В нем Матфей часто ссылается на Ветхий Завет, показывая, что написанные в нем пророчества сбылись с появлением Иисуса Христа.

Марк — евангелист, который не видел Христа, но писал евангелие со слов очевидцев

Апостол Марк Евангелист

  • Символ — лев или орел;
  • Дата рождения – 1 век;
  • Дата смерти – 68 год н.э.;
  • Книги — Евангелие от Марка;
  • Смерть — был сожжен за свою веру в Александрии.

Марк родился в Иерусалиме. Его с детства окружали преемники Христа. Мать его свято верила в учение Христа. Марк был близок со своим дядей апостолом Варнавой, учителем – апостолом Петром, апостолом Павлом. С ними святой трудился и проповедовал в Селевкии, Риме, Египте, Антиохии, на Кипре.

Он стал основателем многих церквей и христианского училища. Путешествуя по Африке, Ливии, Нектополю, апостол нёс Божье слово людям. Марк принял смерть в Александрии от рук несогласных с учением Христа язычников. Евангелие от Марка было написано им в Риме и предназначалось для новообращённых в христианскую веру язычников.

Лука — врач по профессии, помощник апостола Павла

Евангелист Лука. Франс Хальс

  • Символ — бык, теленок;
  • Продолжительность жизни — 84 года;
  • Книги — Евангелие от Луки, Деяния святых апостолов;
  • Смерть — был повешен за свою веру в Фивах.

Лука — ещё один сподвижник апостола Павла. Родился в Антиохии, был врачом, по происхождению — грек. Начал проповедовать еще при жизни Иисуса. Был на протяжении долгих лет спутником Павла. После мученической смерти Павла, Лука продолжил свои проповеди в Ливии, Египте, Фиваиде и Ахаии.

Затем проповедовал в Фивах, где принял жестокую смерть через повешение. Кроме Евангелия Лука написал Деяния святых апостолов. Также ему приписывают написание многих икон, находящихся в русских, римских, западных церквях, а также на Афоне.

Таковыми нам предстают в писании четыре евангелиста. Не меньший интерес представляют символы апостолов евангелистов.

Какие символы были у этих четырех евангелистов

Символы четырёх евангелистов появились в самых ранних изображениях святых. Изначально их представляли в образе четырех райских рек. Затем появились символы четырех животных, которые окружают престол Иисуса.
Впервые эти существа встречаются в Ветхом Завете в видении Иезекиля, где они предстают в виде стражей Трона Господа с ликом человека, тельца, быка и орла.

Во втором веке Иреней Лионский предлагает такую символику:

  • Иоанн – образ орла;
  • Матфей – лик ангела, или человека;
  • Марк – образ льва;
  • Лука – образ быка.

Блаженный Иероним связывает образ определенного живого существа и евангелиста так:

  • Иоанн – львиный образ;
  • Матфей – человеческий лик;
  • Марк – образ орла;
  • Лука – образ тельца.

Есть три версии, которые интерпретируют символы апостолов евангелистов.

Одна из них предполагает, что символ апостола Матфея — это человеческая жизнь Иисуса на земле. Символ Луки бык воплощает жертву Христа ради спасения людей. Воскресает Спаситель, как символ Иоанна лев. И воспаряет в небеса, как орел — символ евангелиста Марка.

Иероним изъясняет символы так:

  • Матфей в своём евангелии отображает человеческое происхождение Иисуса, его род;
  • Марк описывает слово Крестителя Иоанна раздается как львиный рев в пустыне;
  • Лука описывает жертву Захарии, которую можно сравнить с языческим обычаем — приносить в жертву быка;
  • Иоанн: его возвышенный слог напоминает высокий полёт орла.

У иерусалимского патриарха Софрония человек означает явление Иисуса во плоти, лев – умение Христа вести за собой, телец – служение Спасителя людям, орёл – воплощение святого духа.

Четыре евангелиста и их символы. Сверху вниз: Матфей, Иоанн, Лука, Марк

Четыре евангелия описывают и раскрывают жизненный путь и наставления Иисуса Христа с разных сторон. Имена 4 евангелистов: Матфей, Иоанн, Марк, Лука вошли в историю христианства.

«Венец всего – любовь». Часть 2

Архимандрит Хризостом (Тавулареас)

Святой Герасим и его чудеса в современном мире

В Москве подруга, увидев фото отца Хризостома, воскликнула: «Это же легендарный игумен!» Я удивленно спросила, откуда она его знает. И она рассказала: «Мне, как и многим, нравилось житие преподобного Герасима Иорданского, его дружба со львом. Но казалось, что все это в древности. А потом один лаврский монах передал мне книгу “Преподобный Герасим Иорданский и его святая обитель”: “Нужна тебе?” – “Конечно!” А про себя думаю: “Известное житие… Ну что там может быть нового?! Кому-нибудь подарю”. Села читать…

Один игумен собирал разные истории о святом. Из них следовало, что святой Герасим Иорданский – здесь и сейчас, в наше время творит чудеса, подобные древним».

Однажды в монастырь святого Герасима забрались воры. Они все перевернули в храме, украли древние иконы, даже священные сосуды и Евангелие. Игумен обратился в арабскую полицию – помощи не нашел. Тогда он обратился к военному коменданту, но, увы, также безрезультатно. Патриарх с недоверием отнесся к тому, что никаких следов нет, и дал игумену неделю на то, чтобы тот вернул священные предметы. Надо ли говорить, как расстроен был отец Хризостом! Он вернулся в монастырь, подошел к иконе святого Герасима и в сердцах говорит: “Столько лет я служу тебе с любовью и тщанием, а ты не хочешь помочь! Теперь уже и на меня пало подозрение, что я унес эти вещи! Не буду зажигать тебе лампаду и в колокола не буду больше звонить!” Погасил он лампаду перед иконой святого и в скорби ушел. Наутро прибегает к нему араб-полицейский, которому ночью явился святой Герасим и велел: “Иди к абуне, он скорбит. И скажи ему, что вы ведете поиски”. Оказалось, полицейские лишь делали вид, что прекратили расследование. Вскоре они напали на след похитителей, и те все вернули. Надо ли говорить, что отец Хризостом поспешил к святому Герасиму, зажег лампаду и благодарил его за помощь.

Святой Герасим Иорданский. Икона. Средняя Русь. Конец XVII–началоXVIII в.

Святой Герасим Иорданский († 475, память 4 марта) родился в зажиточной семье в области Ликия, в Малой Азии. В детстве его отдали в монастырь. После паломничества по Святым местам он решил стать отшельником в пустыне, недалеко от впадения Иордана в Мертвое море, и около 455 года основал лавру. Сам он достиг такой степени аскетизма, что в течение всей Четыредесятницы обходился без пищи и только по воскресным дням принимал Святое Причастие. Однажды недалеко от монастыря он встретил льва, страдавшего от попавшей в лапу колючки финиковой пальмы, вынул занозу, очистил рану от гноя и перевязал ее. Так лев стал его верным другом и пять лет прожил со старцем, питаясь хлебом и мочеными овощами. А когда святой Герасим скончался, лев умер от тоски на его могиле.

Видеозапись праздничной службы (литургии и крестного хода) в день памяти святого Герасима Иорданского 4/17 марта 2012 года, в субботу третьей недели Великого поста. Литургию возглавляет Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всея Палестины Феофил III.

Святой Герасим с древнейших времен и до сего дня творит чудеса. Греки даже называют его «святым Экспрессом» – так быстро он откликается на молитвы. Многие случаи помощи святого Герасима видел архимандрит Хризостом своими глазами:

– Около двадцати лет тому назад приехал из Иерусалима диакон Ириней (из Синайского монастыря). С ним был двенадцатилетний мальчик с Крита (он обучался в греческой семинарии на Сионе). В субботу после обеда я был очень уставшим и месил тесто, потому что у меня не было служебных просфор для воскресной литургии. Внезапно у мальчика поднялась высокая температура, начались страшные головные невыносимые боли. Я не знал, что делать! У меня не было машины, только один мотоциклетик. Я не мог отвезти мальчика к врачу и в отчаянии помолился святому, чтобы он исцелил ребенка. Около 11 часов диакон и мальчик уснули. Я был очень уставшим, в печи у меня стояли хлебы, я думал о завтрашней литургии и от сердца попросил святого вылечить больного ребенка. В какой-то момент диакон услышал, как хлопнула дверь. Встал, огляделся: никого. Он пришел, нашел меня, и мы вместе направились в комнату. Я предположил: наверное, это был святой. И не успел докончить фразу, как мальчик, который бредил, проснулся и говорит: «Геронда, я весь мокрый. Один батюшка вылил на меня банку воды». Мы сняли с мальчика майку, обтерли полотенцем. Через пять минут он спокойно уснул, без горячки, и наутро был абсолютно здоров.

Был и другой случай. Около двенадцати лет тому назад игумен Хризостом поехал в Грецию. В монастыре оставались румынская монахиня Мария, араб Асам, тогда ребенок, и рядом в пещере жила матушка Христодула. Каждую ночь они слышали, как дверь церкви святого Герасима открывалась и закрывалась. И вот раз Мария пошла посмотреть, кто это был, но никого не увидела. Также и Асам никого не заприметил.

Когда отец Хризостом вернулся в монастырь, его спросили: «Геронда, кто открывает и закрывает дверь церкви каждый вечер?» Он ответил: «Святой Герасим. Кто же еще?! Святой исполняет обязанность стража монастыря в отсутствие его хранителя – святогробского монаха».

Лев служит прп. Герасиму. Рисунок, выполненный под руководством С.Н.Шленовой (монахини Марии) в воскресной школе Новоспасского монастыря. Москва. 1990-е гг. Из книги: Преподобный Герасим Иорданский и его святая обитель. Сергиев Посад, 2008.

А вот чудо, о котором отцу Хризостому поведали супруги-паломники: «Недавно мы приехали в монастырь и оставались там несколько дней. Как-то после обеда мы попросили игумена, если у него есть время, нас исповедовать. Геронда ответил, что не может, потому что очень занят. Вскоре мы поднялись в храм святого Герасима. Там мы снова встретили игумена. Когда он нас увидел, то с большой любовью сказал: “Идите, дети мои, я вас исповедую”.

После исповеди мы спустились во двор. И поблагодарили проходившего мимо нас игумена за то, что, несмотря на хлопоты и усталость, он оказал нам милость и нас исповедовал. Он удивился: “Дети, что такое вы говорите? Разве я вас исповедовал?! Я никого сегодня не исповедовал. Я же уже вам говорил, что у меня нет времени и я очень устал!” Мы лишились дара речи. Мы поняли, что нас исповедовал не кто иной, как святой Герасим Иорданский, явившийся нам в образе игумена. Мы возблагодарили и прославили Бога! А, кроме того, мы возблагодарили великого святого Герасима Иорданского, который удостоил нас и принял нашу исповедь».

Подвижники Святой земли

Мама

– У меня в монастыре всегда жили больные. Сейчас у нас около 30 стариков, есть две тяжко болящие, с Альцгеймером. В течения пяти лет находился на покое один владыка, мы возили его на колясочке… пять-шесть монахов, стареньких, они все скончались уже. Большинство из Иерусалима, кто-то из Греции, с Кипра.

Здесь я проводил в последний путь маму. Она была святой женщиной. Всегда с четками, в платочке. Десять лет прожила она у меня. Никогда ни на что не жаловалась. Почила в 2003 году. Тут скончался и отец. Мать звали Панайотой, Панайотис – имя отца. Он приехал к нам в возрасте 65 лет. Полная противоположность матери: нытик (но под конец жизни исправился!)! А мама – вся была погружена в молитву и всегда находилась в состоянии душевного равновесия, выдержанно относилась ко всем людям.

Било в монастыре святого Герасима Иорданского

Утром мама выходила с четками на это место, где мы с вами разговариваем, садилась, молилась. Как-то в субботу я пошел осмотреть хозяйство (вон там она жила, у нее были две маленькие комнатки) и зашел к ней около 10 утра, открыл дверь. Она лежала в кроватке, в платочке, с четками в руках. И думаю: как похожа на матушку Христодулу, когда та почила! Посмотрел на нее внимательно – мама открыла глаза: «А, деточка, иди сюда! Моя душа искала тебя». Я подошел близко, взял ее за руку, поцеловал руку. Мама говорит: «Я уеду». «Куда, к дочери?» – спрашиваю (у меня в Греции есть сестра). – «Нет, я уеду навсегда». – «Ну, хорошо, все мы туда пойдем». А она продолжает: «Ты раздай много милостыни людям! Паломникам, которые приходят сюда, предлагай хотя бы стакан холодной воды! На арабов не кричи (я очень кричу на них), у них своих проблем много, а еще и ты тут со своими криками». Вечером попросила: «Не гасите мне свет, потому что я буду уходить. Скажи Ники (у нас жила девушка с Кипра), чтобы она каждые полчаса-час заходила ко мне». Я успокоил ее: «Хорошо, хорошо». После обеда Ники подходит ко мне: «Отец Хризостом! Ваша мама сказала: оставь мне свет зажженным и заходи каждые полчаса-час. Что мне делать?» – «Поступай, как знаешь!»

Чтимый образ святого Герасима Иорданского

На следующий день Торжество Православия. В пять утра мы начинаем службу. Зазвонил колокол, я отправился в церковь, облачился. Идет отец. Когда звонил колокол, мама не слышала уже, и отец заходил за ней, будил ее, чтобы и она пришла на службу. В тот день он по обычаю зашел к матери, стал тормошить ее: «Ну же, не притворяйся покойницей!» А мама уже «ушла». Отец все будил ее: «Вставай, вставай». Слава Богу! Я вышел из церкви, отслужил литию над матерью. Мы одели ее, перенесли в церковь, где шла литургия. Святая была, смиренная женщина! В 2005 году, около Фоминой недели, в пасхальные дни ушел и отец, слава Богу, исповедавшись!

Геро-Гавриил: «Возьмешь землю, и в золото она обратится в твоих руках»

– Еще жила у нас матушка Христодула. Ее мирское имя Васила Петечелова. В прошлом она была униаткой (из тех, что поминают папу Римского) из одного монастыря на Кавказе. Она жила на Святой земле 70 лет и последние 10 лет провела здесь. Женщина святой жизни! Она уехала с Кавказа, приняла Православие. И приехала в монастырь праведной Тавифы. А из монастыря праведной Тафивы перешла в монастырь Иоанна Предтечи в Иордании. В 1967 году была война между Израилем и Иорданией. Иордан и монастырь были закрыты, и она ушла в Иерихон к архимандриту Гавриилу.

Отец Гавриил… он святой. Он жил в монастыре пророка Елисея в Иерихоне. В 1986 году старец Гавриил заболел. Я два месяца провел возле него, купал его, помогал ему. Он был уже очень тяжело болен. И умер у меня на руках в самый день Крестовоздвижения. Я отслужил литургию, а накануне, это была пятница, отец Гавриил, лежа в кроватке, так вот рукой подозвал меня. Я подошел. Он говорит: «Завтра я уйду. Ты меня посадишь на коляску, отвезешь на Иордан, я отправляюсь оттуда, а ты вернешься домой». Я говорю: «Геронда, завтра праздник Креста. Я тебя посажу на колясочку, мы отслужим литургию, причастишься, и я привезу тебя в твою кроватку». А он снова: «Завтра ты меня посадишь на коляску, мы поедем на Иордан…»

На богослужении в храме святого Герасима Иорданского

В какой-то момент меня одолел помысел (потому что один день он умирает, другой день ему лучше… я устал)… Я говорю: «Господи, если ты нас будешь судить как монахов, нам не спастись! У монаха же очень много обязанностей: службы и многое другое, чего мы не выполняем из-за потока туристов, паломников. Потом у нас тут и арабы, и евреи, и мусульмане. Я и даю по шее и получаю по шее сам (где-то надо накричать, а где-то и приклонить голову, смириться), мне трудно (это ухо у меня не слышит, тут разбита голова, зубы выбиты, но я не жалею – я отстаивал права Патриархии)! А если Ты будешь нас судить как хранителей всесвятых мест, то геро-Гавриил – хороший монах, хороший страж, он построил монастырь пророка Елисея, игуменский корпус; где бы он ни был, всюду работал. И если он умрет завтра, в день Крестовоздвижения, и ни в какой другой, я приму это как знак от Тебя, что он спасен!»

На следующий день – праздник Креста. Я причастил его, отвез в гостиную. Днем он был то так, то сяк. После обеда, около пяти вечера, снова открыл глаза, подозвал меня и говорит: «Я ухожу»! А я устал уже очень! Один раз даже произнес в сердцах: «А найдется ли человек, который так будет ухаживать за мной»! Старец тогда ответил: «Ты будешь иметь мою молитву, благословение, и если человека не найдется, ангелов пришлет Господь, чтобы они позаботились о тебе. Ты возьмешь землю, и в золото она обратится в твоих руках. Все, что ты делаешь, будет благословенно Богом». Потом он хотел перекреститься. Я взял его руку, чтобы ему помочь, перекрестил его рукой, и как только знамение было сделано, старец выдохнул.

– Господь показал вам то, о чем вы попросили!

– Я был ошеломлен. «Геронда, Геронда», – зову. Я ведь держал его за руку, нервы еще дергались на ней. «Христодула, – говорю, – умер наш Геронда». Вот так тихо он ушел.

Монахиня Христодула Однажды я направлялся из Иерусалима в Иерихон. Тогда к нам почти не заворачивали паломнические автобусы, и я на машине приезжал в одну гостиницу, где останавливались греческие группы. Беседовал с людьми, и они мне давали немного продуктов, одежду (это были бедные люди, больше им нечего было дать). И вот я ехал к ним, и по дороге меня одолел сон. Я веду машину, закрыл глаза и думаю: «Как хорошо вести машину с закрытыми глазами!» И вот так, с закрытыми глазами, вижу старца Гавриила, в белых одеждах, его лицо было прекрасно. И будто молния: ты куда едешь?! Открываю глаза: прямо на меня несется большая военная машина. Я успеваю увернуться. Если бы в тот момент я не увидел старца Гавриила, то машина, а она весила тонн 40, подмяла бы меня под себя. Старец крикнул: «Куда ты едешь?!» Я открыл глаза и повернул руль.

А матушку Христодулу я взял после кончины старца Гавриила к себе. Она жила рядом с монастырем святого Герасима, держала курочек, двадцать кошек, спала на траве, ходила босиком, никогда не носила башмаков и умерла в 1997 году в возрасте 104 лет.

Литургия в Хевроне у отца Игнатия Русского

– Большим благословением для меня было знать святых людей – русских, румын, греков. Старые отцы рассказывали мне, как в прежние времена русские приходили на Святую землю из России пешком.

Был такой отец Игнатий в Хевроне. Святой. Русский. Почил в глубокой старости. Тогда я служил диаконом в Вифлееме и в 1975 году на праздник святого Георгия вечером отправился в Хеврон и там остался ночевать. В два часа ночи раздался звук колокола к службе. В три ночи возгласили «Благословен Бог наш», началась утреня. Монах Георгий прочел Шестопсалмие на церковнославянском, затем отец Игнатий начал проскомидию. Русского языка я не знал, но просто как диакон помогал ему. В тот момент, как он взял служебную просфору, чтобы вынимать из нее частицы, из его глаз потекли слезы. Проскомидию я, другие отцы совершаем за 15–20 минут. Он же совершал ее целый час! Когда он вынимал частицы в память архангелов, Честного Предтечи, святого дня и тысяч(!) святых, из его глаз текли слезы. Он что-то видел! Он был святой.

Подворье Русской Духовной Миссии в честь Святых Праотцев в Хевроне

Литургию после возгласа «Благословенно Царство» обычно мы служим за час-полтора. Он же какие только молитвы ни произносил, преклонял колена, из его глаз непрестанно текли слезы! Службу мы начали в три часа ночи, а закончили в 11:30 дня. Всё его существо было погружено в молитву. Руки воздеты. Когда он молился, то не отвлекался ни на какие разговоры. Мы причастились, произнесли отпуст. Близился полдень! Восемь-девять часов я простоял на ногах! И потом мы перешли в дом, возле храма, отец Игнатий достал сухари, сладкое красное вино, которое делал сам, и оливки. Мы выпили вина, в котором размочили сухари, поели оливок.

35 лет я священник, но такое благоговение и такую литургию я никогда не забуду (именно не усталость, а саму литургию)! После того как я стал игуменом, мне приносили его вино для литургии, красное, сладкое, без добавок.

Святой человек отец Игнатий! В Хевроне, там, где он прослужил всю свою жизнь, он скончался в 1980-е годы, не помню точно когда, и похоронен. Он никогда не мылся! Ходил в стоптанных ботиночках без носков. Его волосы были спутаны, как нитки. Его черная нейлоновая ряса вся была промасленная, потому что он, я это помню, сам зажигал 150 лампадок: в два часа звонил колокол, и целый час после он зажигал лампадки каждому святому – здесь, там, повсюду – и клал земной поклон. Масло текло у него по рукам, по рясе… И у него была вот такая сумочка, в ней лежала икона Божией Матери Казанской, и когда ты хотел поцеловать ему руку, он доставал икону. От него исходило просто благоухание! Настоящий святой. Другого такого человека я не знал в своей жизни!

О сегодняшней России

– Мы очень любим Россию. И я лично очень люблю Россию. Я всегда стараюсь, насколько могу, гостеприимно встречать всех паломников, но русских особенно. После падения Византии именно русские содержали Святые места своей любовью и своими вкладами. Русский народ отличается благочестием. Если мы откроем Апокалипсис, там говорится о «ξανθό το γένος» – о «русоволосом племени». Эти слова можно отнести к русскому народу и к Русской Церкви. Именно это русоволосое племя станет защитником мирового Православия. Сюда приезжают очень многие священники, которые просят отслужить литургию, и служат в нашем монастыре. Я радуюсь этому, мне нравятся прекрасные русские песнопения и благоговение людей. Я радуюсь и тому, что мой голос, голос неграмотного человека, достигнет России.

Я бы очень хотел, чтобы вы передали мой земной поклон Святейшему Патриарху Кириллу и всем архиереям, иеромонахам и протоиереям, игуменам, монахам, монахиням, всему народу, всем тем, кто живет духовной жизнью, но и всем тем, кто духовной жизнью не живет. Господь да просветит их! Ведь в каждом есть искра веры!

На каждой проскомидии я поминаю тех патриархов, которых я знал: иерусалимских Венедикта (он почил в 1979 году) и Диодора, русского Алексия за упокой. Когда патриарх Алексий был в Вифлееме, я поехал туда и взял его благословение. Это личность огромного масштаба! Каждый предстоятель Церкви – он не только должен возглавлять Церковь и быть наместником Христа, но ему необходимо иметь силу голоса в диалоге с государственными деятелями. Патриарх Алексий имел эту силу голоса и в проповеди евангельского слова, и в слове для государства.

Группа журналистов из Москвы в гостях у архимандрита Хризостома (Тавулареаса)

Я с огромным интересом слежу за политическими новостями. У России есть своя политика. Конечно, каждая политика имеет всякое разное… но у России есть Путин. Я говорю вам это не потому, что вы русские (я никого не боюсь, кроме Бога), но народ должен это понимать и не вытворять того, что сделали плясавшие в храме и устроившие манифестацию против политики Путина. Люди должны знать, что из всех вождей после коммунизма (у вас были Брежнев, Горбачев, другие…) Путин лучший. Он принимает меры, которые многим неприятны, но они на благо всех. В 1990-е годы и раньше сюда приезжали группы из России, они зажигали одну свечку, и группа из 50 человек оставляла 5 долларов. Я понимал, что у них просто нет больше денег. А сейчас я вижу, что благодаря политике Путина русские люди стали жить лучше. Но они все равно не говорят: «Слава Тебе, Боже».

Чем больше свободы и демократии, тем хуже для народа. Иерархию установил Христос. Она необходима. В Америке на место Бога поставлены деньги. Честь, семейные ценности – они для людей «старой формации». Аномальные мужчины женятся на мужчинах, причем законно, женщины то же самое, у детей нет почтения к учителям, родители не могут выпороть ребенка, распространены наркотики и всё то, к чему ведет чрезмерная свобода и чрезмерная демократия. Я человек неграмотный, из деревни. И вот у нас старые сельчане говорили так: там, где много орущих петухов, быстро не рассветает. Все они бесконечно спорят, кричат и спать не ложатся.

Из всех современных политических режимов мне более всего нравится режим в России, с православной верой, с уважением к другим религиям и конфессиям. Фанатизм не хорош ни с чьей стороны. Вы помните, как католики устраивали резню и всякие беззакония еще более жестокие, чем мусульмане?! Поэтому лично я не люблю фанатизм. Я сторонник среднего, царского пути: уважение к каждому и любовь ко всем, включая тех, кто не одной с нами веры, потому что Христос есть любовь.

Церковь – это Христос. Христос – это любовь

– Любовь – венец всего. Любовь к ближнему, любовь к природе, к деревьям, к птичкам. Если мы не любим того, что сотворил Бог, тогда что же мы любим?!

Будьте благословенны и Христос воскресе! Я желаю, чтобы Господь сподобил всех побывать на Святой земле и даровал необходимую сумму денег на паломничество в Иерусалим, чтобы там поклониться Всесвятому Гробу, посетить другие святыни, монастырь святой Екатерины на Синае. Всем желаю здоровья! И еще: чтобы люди приблизились к Церкви! Пускай они не смущаются нашими батюшками. Церковь – это не батюшки и не владыки. Церковь – это Христос!

Отец Хризостом и Кука

Мы никак не можем расстаться. Уже прошло полтора часа, нас ждут гид и водитель. Но батюшка ведет нас во двор показать Куку – маленького, одномесячного олененка. Он возится с ним как с ребенком. «А кто же его мама?» – спрашиваю я отца Хризостома. «Я его мама», – улыбается игумен.

С отцом Хризостомом просто и тепло. Он ничего не говорит нам о долгих бдениях и подвигах веры. Наоборот, несколько раз повторил «я неграмотный», «какой я монах»?! При этом он досмотрел мать, отца, принимает больных и стариков, мусульман и православных, и им всем хорошо рядом с ним. В чем же еще тогда смысл нашей веры?!

Силой его любви, его пламенного сердца некогда в этом месте расцвела пустыня Иорданская. Так и душа человеческая однажды непременно расцветет. Если осталась в ней хоть одна живая ветвь, то непременно найдется и птица, которая сядет на нее и запоет. Так кажется после встречи с этим человеком. Светлый образ отца Хризостома, образ подлинной жизни во Христе, словно глоток воды живой, напояет и укрепляет душу к шествию вперед по пескам житейской пустыни.