Скаут, что это?

Движение скаутов

Движение скаутов

Ска́утское движе́ние (англ. Scouting) — всемирное юношеское движение, занимающиеся физическим, духовным и умственным развитием молодых людей так, чтобы молодёжь могла занять конструктивное место в обществе. Это достигается неформальным образованием с акцентом на практические действия на открытом воздухе, называемым скаутским методом. Скаутская организация добровольна, аполитична, независима.

Слово скаут (англ. scout) переводится с английского, как разведчик. Поэтому скаутинг также иногда называется разведчеством.

Скауты из разных стран на World Scout Moot 1996

История мирового скаутинга

Полковник сэр Роберт Стивенсон Смит Баден-Пауэлл основал движение скаутов в 1907 году в Великобритании. Им в 1908 году была издана всемирно известная книга «Scouting for boys», в 1909 году был проведен первый лагерь на острове Браунси (Великобритания).

Зародыши идеи скаутинга появились при осаде Мафекинга (Южная Африка) во время Второй бурской войны (1899—1902), где Баден-Пауэлл служил бригадным командиром.

На развитие скаутского движения оказали большое влияние работы Эрнеста Сетон-Томпсона и Дэниела Картера Бёрда.

Скаутинг в России

Русские скауты с сигнальными флажками. Открытка. 1915«Будь готов оказать помощь слабому». Открытка, 1915

В России скаутинг зарождается в 1909 году. Основатель российского скаутского движения — Полковник Олег Иванович Пантюхов (c 1919 имевший титул Старший Русский Скаут). Первый скаутский костёр был зажжён 30 апреля 1909 года в Павловском парке. После этого разведчество в России начинает активно развиваться. В 1915 г. в Киеве был создан первый в России отряд юных разведчиц (гёрлскаутов). К осени 1917 года насчитывалось 50 тысяч скаутов в 143 городах.

В 1915 г. Николаем Адуевым был написан гимн скаутов — «Будь готов!», положенный на музыку редактором журнала «Вокруг света» Владимиром Поповым, являвшимся начальником первого Московского отряда скаутов (последнему также принадлежат слова и музыка популярной скаутской песни «Картошка», известной в СССР под видом пионерской песни). В том же 1915 г. Попов создал первый в мире музей скаутинга, а в следующем году организовал отряд речных скаутов.

Один из первых скаутских отрядов «Легион юных разведчиков» был создан преподавателем латыни первой Петербургской гимназии Василием Григорьевичем Янчевецким (будущим писателем Яном). Гимназия находилась на углу Кабинетской (теперь — Правды) и Ивановской (нынешней Социалистической)), отряд был создан из числа её учеников.

После Октябрьской революции скаутское движение распадается. Если в областях, занятых белыми, сохранялся традиционный скаутинг, придерживавшийся патриотической и антисоветской позиции (многие скауты в частности были участниками антисоветского подполья; ряд руководителей скаутских организаций в Крыму и на Украине был арестован ЧК и расстрелян) — то на советской территории наблюдались попытки в той или иной форме соединить скаутскую организацию с революционной идеологией («пионерское» движение Иннокентия Жукова и «юкистское» движение — «юных коммунистов-скаутов», принявших галстуки красного цвета). Наконец, существовало и принципиально аполитичное движение «лесных братьев» — следопытов леса, продолжавших туристически-натуралистские традиции с опорой на книги Сетон-Томпсона. Однако комсомол, видя в скаутах своих соперников, резко отрицательно относился ко всем этим формам и уже в 1919 г. объявил им войну. Скаутинг был объявлен реакционным, буржуазным и монархическим явлением (подробно см. в статье пионерское движение). Особенно усилились гонения с начала 1922 г., когда было принято решение о создании детской коммунистической организации, перенявшей ряд внешних форм скаутинга. После этого скаутские организации в Советской России были запрещены. С ребят-скаутов срывали символику, «прорабатывали» на собраниях; пионеры избивали их и доносили на них в ОГПУ. Наиболее стойкие из скаутских организаций дотянули до весны 1923 г., когда в мае прошел последний скаутский слёт у села Всехсвятское под Москвой. Участники слёта шли в форме и со знамёнами. Слет был разогнан, а организаторы его — арестованы.

О. И. ПантюховСкаутский лагерьСкауты в лагере

В апреле 1926 ОГПУ произвело массовые аресты скаутов (было арестовано около 1000 скаутских руководителей, отправленных главным образом в Соловецкий лагерь). Скаутские организации, однако, некоторое время продолжали существовать в подполье, как, например «Братство костра», члены которого пели:

Нас десять, вы слышите, десять!
И старшему нет двадцати
Нас можно, конечно, повесить,
Но надо сначала найти!

Подпольные скауты продолжали поддерживать отношения со скаутами эмиграции и Пантюховым до 1927 г.

В результате, в СССР осталось только пионерское движение, которое было построено на основе скаутинга. Однако, за рубежом продолжали свою деятельность тысячи русских скаутов, создавших Национальную Организацию Русских Скаутов (НОРС) под руководством Пантюхова. Русских скаутов можно было найти в Западной Европе, Австралии, Южной и Северной Америке.

В 1990 году скаутское движение было официально разрешено. Началось возрождение русского скаутинга.

Приблизительная численность Российского скаутинга на 2007 год — 30 000 человек. Сейчас в России нет единой скаутской организации. Одними из самых крупных российских организаций можно назвать: РАН/С (Российская Ассоциация Навигаторов/Скаутов — Национальная организация России) , РСО (Российская Скаутская организация), ОРЮР (Организация Российских юных разведчиков), НОРС-Р (Национальная Организация Российских Скаутов-разведчиков), РСС (Русский Союз Скаутов ), РАДС (Российская Ассоциация девочек-скаутов ).

Современность

В настоящее время скаутинг имеет более 38 миллионов членов в 217 странах и территориях, представленных через несколько скаутских ассоциаций на международном уровне. Последнее время очень существенным становится движение традиционного скаутинга. Скаутские организации объединены во Всемирную организацию скаутского движения.

Скаутский метод

Воспитание в скаутинге ведется при помощи скаутского метода. Основа скаутского метода заключается в следующем:

  • Воспитание на основе обещания. Каждый участник добровольно берет на себя обязательство соответствовать тому образу, который заложен в обещании и законах. А именно — осознание своего долга перед Богом, гражданского долга и долга перед самим собой.
  • Патрульная система или система микрогрупп.
  • Личный рост участников (стимулирующие и развивающие программы) — специальные программы, призывающие участников к самосовершенствованию, через развитие, выполнение гражданского и духовного долга, через участие в местных, региональных национальных и международных проектах. Применение новых и старых форм, таких, как специальности, разрядная система, проектная деятельность, цикловые игры и пр.
  • Деятельность на природе. Постоянная практика самоутверждения и развития с помощью активной деятельности на природе, при проведении всевозможных разовых форм, традиционных, пионеринга — исследовательской деятельности.
  • Традиции (заложенные в начале движения, дополняемые самими участниками).
  • «Обучение через дело» — метод, привнесённый в начале прошлого века из педагогики, когда основой обучения подразумевалось обязательное претворение теории в практику.
  • Поддержка взрослых. Генеральная задача для придания организации динамично развивающегося и общественного характера. Система руководства микрогруппами и курсы различных уровней, международный обмен опытом, ротация руководителей, ступеньки роста, звания, должности.

Будь готов!

Происхождение этой фразы связано с исходным патриотическим характером движения скаутов. Баден-Пауэлл писал 12 февраля 1908 в статье в журнале «Бойскаутинг»: «Будьте готовы умереть за свою страну, если потребуется; так что когда настанет момент, выходите из дома с уверенностью и без раздумья о том, убьют вас или нет.»

На других языках

Отделения скаутов по всему миру используют девиз «будь готов!» на своих родных языках.

  • Армянский: Միշտ պատրաստ (дословно: всегда готов: Мишт Патраст)
  • Арабский: Kun Musta’idan
  • Азербайджанский: Daima Hazir
  • Белорусский: Напагатове
  • Болгарскии: Бъди готов
  • Китайский: 準備
  • Хорватский: Budi Pripraven
  • Чешский: Bud Připraven
  • Голландский: Weest Paraat
  • Английский: Be Prepared
  • Эсперанто: Estu preta
  • Эстонский: Ole Valmis
  • Тагальский: Laging Handâ (дословно: всегда готов)
  • Финский: Ole valmis
  • Французский: Sois Prêt либо Toujours Prêt
  • Грузинский: იყავი მზად (íq’avi mzad)
  • Немецкий: Allzeit bereit!
  • Греческий: Έσω Έτοιμος
  • Иврит: היה נכון (heye nachon)
  • Венгерский: Légy Résen
  • Ирландский: Bí Ullamh
  • Итальянский: Sii Preparato (также в Италии очень часто используется латинская фраза Estote Parati)
  • Японский: そなえよつねに
  • Киргизский: Dayar Bol
  • Латышский: Esi Modrs
  • Латинский: Estote Parati
  • Литовский: Budek
  • Македонский: Буди спреман
  • Малайский: Selalu Bersedia
  • Мальтийский: Kun Lest
  • Монгольский: Белен бол
  • Норвежский: Alltid Beredt
  • Пушту: Tayar Osay
  • Фарси: Aamaadeh Baash
  • Польский: Czuwaj
  • Русский: Будь готов
  • Сербский: Буди спреман
  • Албанский: Ji Gati либо Pergatitu
  • Словенский: Bodi pripravljen! либо Bud Pripavany
  • Испанский: Siempre Listo либо Siempre Alerta («всегда готов», «всегда наготове»)
  • Шведский: Var redo
  • Тайский: จงเตรียมพร้อม
  • Туркменский: Daima Häzir
  • Уйгурский: Tayyar Bol
  • Украинский: Готуйсь, а также С. К.О. Б. («Сильно, Красиво, Осторожно, Быстро»)
  • Вьетнамский: Sắp Sẵn
  • Якутский: Бэлэм буол
  • Казахский: «Дайын бол»

Скаутские законы и скаутское обещание

Один их принципов скаутского метода — жизнь на основе обещания и скаутских законов. Каждый человек, вступая в скауты, дает обещание.

Основа обещания — 3 принципа, на которых строится весь скаутинг:

  • Долг перед Богом
  • Долг перед Родиной и окружающими
  • Долг перед Собой

Скаутское обещание: «Честным словом обещаю по мере сил моих выполнить свой долг перед Богом и Родиной, помогать ближним и жить по законам российских скаутов-разведчиков».

  • Разведчик верен Богу, предан Родине, родителям и начальникам.
  • Разведчик честен и правдив.
  • Разведчик помогает ближним.
  • Разведчик друг всем и брат всякому другому разведчику.
  • Разведчик исполняет приказания родителей и начальников.
  • Разведчик вежлив и услужлив.
  • Разведчик друг животных и природы.
  • Разведчик бережлив и уважает чужую собственность.
  • Разведчик чист в мыслях, словах, делах, телом и душой.
  • Разведчик трудолюбив и настойчив.
  • Разведчик весел и никогда не падает духом.
  • Разведчик скромен.

Символика и традиции

Эмблема

Скаутская эмблема — лилия (трилистник). Лилия стала символом Скаутинга с момента его зарождения. Сейчас она используется 16 миллионами скаутов во многих странах мира. Три конца лилии представляют три элемента скаутской клятвы: долг перед собой, перед ближними, перед Богом. На лилиях многих русских скаутских организаций изображен Святой Георгий. Он является покровителем русских скаутов.

Скаутская лилия.Скаутские эмблемы разных организаций могут существенно отличаться. Но все они имеют обязательный элемент — лилию (трилистник).

Скаутские эмблемы разных организаций могут существенно отличаться. Но все они имеют обязательный элемент — лилию (трилистник).

Скаутское рукопожатие

Скауты во всем мире пожимают руки левой, а не правой рукой, что является знаком особой дружбы и веры. Объясняется это тем, что левая рука ближе к сердцу.

Скаутский салют

Скаутский салют отдается при полной униформе и в торжественных случаях, таких как подъём и спуск национального флага, и при произнесении скаутской клятвы. Вариантом этого символа-салюта является скаутский знак, во время которого правая рука поднимается до уровня плеча, два пальца — большой и мизинец соединены, два или три, в зависимости от возраста скаута, плотно сжаты (указательный, средний и безымянный). Три пальца символизируют три основных принципа скаутинга. Большой палец и мизинец, соединенные вместе, говорят о том, что в скаутинге старший помогает младшим.

Вымпел группы

Каждая группа (скаутский патруль) имеет свой вымпел. Более крупные элементы скаутского движения (патруль, дружина, региональная, национальная организация) имеют собственное знамя.

Клич группы

Призыв (клич) группы должен быть простым и коротким, выражать общее настроение, общие цели и совместную деятельность.

Скаутский галстук (косынка, шейный платок)

Галстук обязателен и является отличающим элементом для каждой скаутской группы; по цвету они могут быть разнообразными в зависимости от организации, пола, звания, могут иметь цвета флага, герба города, региона, страны. Скаутский галстук завязывается специальным узлом — узлом дружбы. Также, вместо узла иногда используют специальный зажим.

Скаутские знаки отличия

Особые знаки в виде нашивок, которые скаут носит на своей форме, обозначают его достижения и той или иной скаутской «специальности», например, в поварском деле, оказании первой помощи, спортивном совершенствовании и т. д.

См. также

  • Пионерское движение
  • Русский Союз Скаутов
  • Пласт (украинская скаутская организация)
  • Союз польских харцеров — польская скаутская организация
  • Белорусская республиканская скаутская ассоциация
  • Вандерфогель
  • Гитлерюгенд
  • Что есть Скаутинг — книга для скаутского лидера (Всемирная Организация Скаутского Движения), 1992 г.
  • С. Воздвиженский — Скаутский метод (Петрозаводск, 2004)
  • Scouts.ru — Центральный сайт скаутов-разведчиков России

Примечания

  1. В. И.СОКОЛОВ Из истории молодежного движения России

Ссылки

  • RASN.org — Сайт Российской Ассоциации Навигаторов \ Скаутов
  • Scouts.ru — Центральный сайт скаутов-разведчиков России
  • Российская скаутская организация — Общероссийская общественная организация скаутов
  • Scout.org — Сайт всемрной скаутской организации
  • ruscout.org — Официальный сайт Русского Союза Скаутов
  • vetluga-tg.ucoz.ru — Сайт Ежегодного Международного Скаутского лагеря РСС «Ветлуга»
  • История скаутинга в России. Начало XX века
  • Учебник скаутинга
  • Ричард Соколов. В поисках «настоящей социальной педагогики»
  • Проблемы детского движения в первые годы НЭПа
  • История скаутинга в России
  • Песни скаутов
  • Российский скаутинг
  • МАТЕРИАЛЫ ПО ИСТОРИИ СКАУТИНГА Журнал «Опыт», № 19 (1955 г.)
  • Алексей Кулешов Будь готов за Россию!
  • История скаутинга
  • А. В. Шободаева. История развития скаутского движения
  • Кирилл Александров. Национальная педагогика русского скаутизма
  • Форум старших скаутов (роверов) Москвы

  • Российская Ассоциация девочек-скаутов
  • www.vrodos.ru — Воронежская Региональная Общественная Детская Организация Скаутов
  • www.scouts-vrn.ru — Организация Российских Юных Разведчиков — Дружина «Воронеж»
  • www.scout-r.net.ru — Раменский Скаутский Отряд «Молодость»

В фильме «Щит и меч» (1968) советский разведчик Александр Белов (актёр Станислав Любшин), выехавший в 1940 году из Риги в Германию под именем немца-репатрианта Иоганна Вайса вместе со своим другом Генрихом Шварцкопфом (Олег Янковский), дядя которого Вилли (Альгимантас Масюлис) был оберфюрером СС, по протекции последнего попадает в абвер и к концу войны в чине гауптштурмфюрера СС становится офицером для особых поручений шефа службы безопасности (СД) бригадефюрера СС Вальтера Шелленберга. Но мало кто знает, что у Иоганна Вайса был прототип, который все эти годы жил в Киеве и поведал свою удивительную историю лишь незадолго до своей смерти.

15 декабря 1913 года в Харькове в семье Пантелеймона Святогорова, рабочего одного из заводов, родился сын, которого назвали Сашей. В 1932 году по распределению Александр попал на «Запорожсталь», где стал начальником цеха и вступил в партию. В 1939 году толкового коммуниста пригласили в НКВД. Оперуполномоченный Смешко, который вел беседу (впоследствии ректор Киевского института иностранных языков), пожаловался на то, что у советских людей неоднозначное отношение к чекистам. Мол, перегибы, конечно, были, но именно поэтому в НКВД нужны серьезные люди, которые могли бы исправить ситуацию…

И Александру пришлось заняться не «посадкой», а реабилитацией тех, кто пострадал без вины. Были пересмотрены сотни дел. Всего по стране на свободу вышли более 300 тысяч человек. Только по армии среди 40 тысяч репрессированных командиров было рассмотрено около 30 тысяч жалоб, ходатайств и заявлений, в результате чего восстановлено более 11 тысяч человек.

С началом войны чекисты были первыми, кто встретил фашистов. Бойцы в зелёных и васильковых фуражках стояли насмерть и нередко являлись последним резервом, ни разу не сдавшись врагу. Александр Пантелеймонович вспоминает: «18 августа немцы подходят к Запорожью. Мы, 150 чекистов, по приказу полковника Леонова, начальника нашего управления, занимаем оборону. Вокруг паника. Из города бегут почти все директора предприятий и ждут сообщения по радио – когда же немцы захватят Запорожье. А они не захватывают… В нашу задачу входило – перед отступлением взорвать «Запорожсталь», алюминиевый завод, другие важнейшие стратегические объекты. Мы минировали, готовились к уничтожению. Все эти полтора месяца, пока мы вместе с армией держали город, многие предприятия удалось размонтировать и вывезти. 3 октября, когда стало совершенно ясно, что город не удержать, Леонов отобрал десять человек, я был среди них, и поставил задачу: перед отступлением надо успеть взорвать телеграф, телефон и еще кое-какие объекты. И когда немцы уже входили в город, мы выполнили эту задачу и еще успели уничтожить наши документы и поджечь здание НКВД. И потом уже, поздно ночью, тропами выбирались из города. Мы были в гражданском и имели в своем распоряжении одну машину, какой-то «фордик»… Полковник Леонов меня заметил и сделал своим адъютантам. Вскоре он стал начальником разведки Украины. И он взял меня в управление разведки. Но в феврале 1942 года Леонов погиб. А я, еще усиленно обучаясь сам, в том числе немецкому языку, уже занимался подготовкой диверсантов для заброски в тыл фашистов в составе 4-го Управления НКВД, которым руководил старший майор госбезопасности Павел Анатольевич Судоплатов.

— Когда вы участвовали в ликвидации военного коменданта Харькова генерала Георга фон Брауна — это была Ваша первая серьезная разведывательно-диверсионная спецоперация?

— Еще перед тем, как Харьков захватили немцы, мы создали там агентурную сеть. Мне было поручено через агентуру сообщать данные о том, что происходит в оккупированном городе, а также организовывать диверсии.

Одним из важнейших объектов Харькова был особняк, в котором до войны жил первый секретарь ЦК КП(б) Украины Никита Хрущёв. Этот особняк в народе называли «Домом Хрущёва». После ухода Красной Армии его облюбовал военный комендант Харькова командир 68-й пехотной дивизии 6-й армии генерал-майор Георг фон Браун — двоюродный брат знаменитого конструктора ракет ФАУ-1 и ФАУ-2 Вернера фон Брауна, будущего основоположника ракетно-космической отрасли США. В «Доме Хрущёва» нами было заблаговременно установлено два взрывных устройства. Причем одно из них – радиомина новейшего образца, разработанная легендарным диверсантом Ильей Григорьевичем Стариновым, который и замаскировал её в особняке. Дом усиленно охранялся, а время торопило. Наконец – удача. Через своего человека, работающего у немцев, я узнал, что в доме будет приём. И в тот момент, когда у коменданта Харькова собрался цвет немецкого офицерства, раздался огромнейшей силы взрыв. Под обломками дома погибли фон Браун и около двух десятков офицеров вермахта. Фашисты заметались в поиске. Но безуспешно…

Подобным образом радиоминами Старинова были взорваны центр Киева и многие объекты в других городах.

— А когда вас направили в глубокий вражеский тыл?

— Вскоре после освобождения Киева меня в качестве руководителя диверсионно-разведывательной группы десантировали на территорию Польши, в Люблинское воеводство. Нужно было продолжить начатое Николаем Кузнецовым дело – проникнуть в такие фашистские спецслужбы, как гестапо и абвер. Один из местных партизанских отрядов стал нашей базой. Мы там быстро освоились и начали проводить свои операции.

— В чем они заключались?

— Мы готовили наших разведчиков, сочиняли им легенды; у нас были специалисты, которые изготавливали немецкие документы… Засылали наших агентов во вражеские службы для осуществления диверсий, убийств.

— И вы готовы рассказать даже о том, что в Польше, будучи руководителем диверсионно-разведывательной группы, сами действовали как боец дивизии СС «Галичина»?

— Представьте себе – готов. Начиналось все это таким образом. В августе 44-го года под Бродами дивизию СС «Галичина» разгромили. Это исторический факт. Так вот, остатки этой дивизии остались на территории оккупированной немцами Польши. И к нам, на партизанскую базу, приходили группы из этой дивизии, говорили примерно так: «Оце ми прийшли до вас добровільно. Ось наша зброя. Так, ми служили німцям, але зрозуміли, що вони нас обдурюють, що збудувати самостійну Україну вони ніколи нам не дозволять. Бандеру вони вже заарештували. Ви нам довіртесь – і ми вам допомагатимемо…». И я со своим помощником Толей Коваленко отобрал из них наиболее пригодных ребят и задействовал в своих операциях. При этом и я, и они действовали под прикрытием того, что мы – бойцы дивизии СС «Галичина». Мы выследили шефа одного из подразделений гестапо. В его кабинете заложили взрывчатку. И взорвали… В этот же период я охотился за Эрихом Кохом. Он был гауляйтером Восточной Пруссии и рейхскомиссаром Украины. В Ровно был его штаб. До этого к нему подбирался Кузнецов… Так вот, после гибели Кузнецова мой начальник, генерал Савченко, посылая меня в Польшу, подчеркнул: одна из твоих главнейших задач – разыскать и ликвидировать Эриха Коха. Обычно нам давали задания, напечатанные на машинке. Но на этот раз оно было написано от руки. То есть, было настолько сверхсекретным, что его не доверили даже машинистке.

В то время Эрих Кох из Ровно уже бежал в Восточную Пруссию, а оттуда его ожидали в Кракове, в резиденции Ганса Франка замке Вавель. Мы заслали в замок своего разведчика Болеслава Матеюка по кличке «Лех». Он был ксендзом и в этой резиденции вскоре стал своим человеком. Болеслав дал нам подробнейшую схему замка, расположение комнат, в которых должен был находиться Кох. К сожалению, один из моих агентов по кличке «Электрик» оказался предателем, выдал противнику наши планы. Потом мы его ликвидировали. Но всю операцию пришлось тогда срочно сворачивать. Так что Эриха Коха ни Кузнецову, ни моей группе ликвидировать не удалось. Его арестовали лишь в 1949 году и после десятилетнего ожидания приговорили к смертной казни 9 мая 1959 года, но не расстреляли, потому что именно он вывез Янтарную комнату! Он знал, где она находится. Но не сказал… Или слил эту информацию полякам, а они скрыли ее от советских властей, поэтому Кох содержался в комфортных условиях в старинной польской тюрьме Мокотув и умер естественной смертью в 1986 году в возрасте 90 лет.

— Расскажите, как вам удалось взорвать Люблинскую разведшколу.

— В этом сверхсекретном учебном заведении абвера готовили для засылки в нашу страну диверсионные группы, созданные из власовцев и других предателей. Так вот, это осиное гнездо – Люблинскую диверсионную школу – нам было поручено уничтожить. Под видом хорунжего дивизии СС «Галичина» я завязал разговор с одним из её руководителей, сообщив ему, что мечтал бы быть полезным «великой Германии» в другом качестве и «заняться настоящим делом». Это позволило моим людям проникнуть в разведшколу, а когда в школу прибыл шеф люблинского гестапо штурмбанфюрер СС Акардт, мы провели боевую операцию. Всё разгромили, почти всех перестреляли, захватили документы и нескольких инструкторов школы, которые на допросе дали ценные показания. К сожалению, Акардта живим взять не удалось: он погиб в перестрелке.

— Правда ли, что вам удалось взять в плен личного представителя шефа абвера адмирала Канариса – Вальтера Файленгауэра. Как это было?

— В июле 1944 года разведчик нашего отряда, поляк Станислав Рокич, в совершенстве владевший немецким языком, по нашему заданию проник к немцам как гауптман Фридрих Краузе. Он познакомился с немецкой машинисткой и переводчицей Таисией Брук, от которой получал довольно интересную информацию. От нее же он узнал, что в Люблин прибывает личный представитель адмирала Канариса, именитый абверовец Вальтер Файленгауэр, очень опытный разведчик.

— И вас заинтересовало – зачем?

— Вот именно! Зря такую важную птицу не прислали бы. Вместе с ним приехала и его личная секретарша Зофия Зонтаг, которая оказалась хорошей знакомой Таисии Брук. И у нас возникает смелый план. Гауптман Краузе срочно «объясняется в любви» своей «невесте», назначается помолвка, на которую Таисия Брук приглашает Зофию Зонтаг. Мы знали, что Файленгауэр ревнив и не отпустит Зофию на вечеринку одну, а, возможно, приедет с ней. Наш расчет оправдался. Хотя мне и пришлось потратить на это лжеобручение несколько тысяч злотых, «улов» был знатным.

— Неужели обошлось без выстрелов?

— Конечно, нам хотелось осуществить операцию без единого выстрела, чтобы не поднимать шума и не привлекать внимание. Но стрелять пришлось. Мы сняли охрану, ворвались в дом, где как раз в разгаре была попойка.

— Так с какой же целью прибыл посланец Канариса?

— Он оказался одним из организаторов операции под кодовым названием «Сатурн». Под его руководством готовились для заброски в наш тыл диверсионные группы. Несколько уже было заброшено. О них он и рассказал. Вскоре все эти уже засланные группы были ликвидированы.

Именно Александр Пантелеймонович Святогоров консультировал Вадима Кожевникова во время его работы над книгой «Щит и меч», рассказывая писателю о жизни и быте разведшколы абвера под Люблином. Актёр Станислав Любшин, исполнитель роли Иоганна Вайса, несколько раз встречался со Святогоровым в Киеве. Кроме того, Александр Святогоров был также консультантом фильма «Подвиг разведчика». Некоторые эпизоды, блестяще сыгранные Павлом Кадочниковым, — это эпизоды боевой биографии Александра Пантелеймоновича. С разрешения начальства он рассказал их автору сценария. В частности, в основе эпизодов, связанных с похищением фашистского генерала Кюна, лежат организованные Святогоровым операции по похищению опытного разведчика Вальтера Файленгауэра, а затем на территории Словакии — немецкого полковника Курта Хартмана.

В августе 1944 года обстановка в Словакии резко обострилась. Приближение советских войск вызвало подъем антифашистского движения. Многие словацкие солдаты открыто выражали готовность вступить в борьбу с фашистским режимом Тисо. Сотнями они пополняли ряды партизанских отрядов. 29 августа правительство Тисо обратилось к Гитлеру с просьбой оказать помощь в борьбе с нарастающим партизанским движением. Но вспыхнувшее в ночь на 29 августа восстание не позволило немецко-фашистскими войсками оккупировать Словакию. Александр Пантелеймонович рассказывает: «Наша десантная диверсионно-разведывательная группа из 12 человек под моим руководством была высажена на базу партизанского соединения Алексея Егорова в районе Банска-Бистрицы 16 октября 1944 года. Группе присвоили название “Зарубежные”, а я действовал под псевдонимом “Зорич”. Группа занималась подбором и подготовкой разведчиков-диверсантов для выполнения особых заданий. Во время пребывания в Банска-Бистрице мне довелось неоднократно общаться с прославленными руководителями восстания Карелом Шмидке, Густавом Гусаком (будущим президентом Чехословакии), Алексеем Асмоловым. Они нам всячески помогали. Карел Шмидке выделил крупную сумму денег, предупредив о необходимости расплачиваться со словацкими крестьянами за продовольствие. Узнав, в каком направлении следует наша группа, Шмидке попросил оказать помощь в освобождении из фашистских застенков генерального секретаря компартии Словакии Вильяма Широкого и члена ЦК Юлиуса Дюриша. Их побег нам удалось организовать при активном участии отважного разведчика Сергея Каграманова. Вскоре Широкого и Дюриша под интенсивным обстрелом немцев благополучно доставили в расположение советских войск, а затем – в Кошице, где находилось чехословацкое правительство.

— В своей работе вы опирались также и на местные кадры?

— Да. К примеру, главным связующим звеном группы «Зарубежные» был братиславский портной Штефан Халмовский. Ежедневно, рискуя жизнью, этот бесстрашный человек и его супруга принимали и отправляли наших связных, передавали ценнейшие сведения, которые пересылали в Центр. Неоднократно мастерскую Халмовского посещал разведчик-связной Эмиль Дуцкий. Однажды ночью он наскочил на немецкий патруль. Разведчик сумел убедить фашистов, что допоздна задержался у девушки. Рассказ о свидании понравился патрульным, но они все же пожелали проверить, где ночной гуляка живет, и пошли за ним. Эмиль оказался в трудном положении, так как никакого жилья в Братиславе у него не было. Но он проявил исключительную находчивость: проходя мимо барака, где строившие мост рабочие справляли вечеринку, он решил заглянуть туда. Смело открыл дверь, подошел к столику, за которым сидели сильно подвыпившие рабочие, обратился к одному из них, как к старому знакомому, выпил с ним стакан водки и, подхватив «приятеля» за пояс, повел его в другую комнату укладывать спать. Эта сцена вполне успокоила немцев, и они оставили Эмиля в покое. Нашим разведчикам удалось проникнуть в близкое окружение президента Тисо, и мы готовили его похищение. Но перестарались. Создали для подстраховки две группы захвата, и они… помешали друг другу. Тисо, почуяв опасность, удрал в Баварию и был арестован там в июне американцами, а затем выдан Чехословакии, где его приговорили к повешению за государственную измену. 18 апреля 1947 года приговор был приведён в исполнение.

— С вами работали и женщины?

— А как же. К примеру, наши разведчицы, очень красивые девушки, Гелена и Боришка посещали рестораны, завязывали знакомства с немецкими офицерами, добывали ценную информацию, оставляя «на память» мины с часовым механизмом. Спустя несколько месяцев их вычислило и схватило гестапо. Им организовали очную ставку с уже арестованным разведчиком Яном Колено. Но они, несмотря на жесточайшие пытки, его не выдали. Гестаповцам все же удалось изобличить их как исполнителей диверсионных актов. Девушкам грозила казнь. Все мои диверсанты были задействованы в их спасении. Мы подкупили охранников, и таким образом Гелена и Боришка были спасены. А Ян Колено был депортирован в Брно, и мы не смогли ему помочь. Немцы его расстреляли. Большое мужество, отвагу и находчивость проявляла наша разведчица Женя Редько. Кроме акции по проникновению в фашистскую службу безопасности в Братиславе и постоянному приобретению там крайне необходимых нам для оперативной работы документов и бланков, она участвовала также в дерзких операциях, в результате которых нам удалось захватить ряд старших фашистских офицеров и предателей.

— Могли бы вы рассказать хотя бы об одном таком эпизоде?

— Могу. Как-то мы получили задание добыть в качестве «языка» немецкого штабного офицера для 2-го Украинского фронта. Женю Редько должным образом экипировали, снабдили соответствующими документами (паспортом, пропуском) и вместе с разведчиком-словаком Войтом Свободой послали в Злате-Моравце, предварительно разработав им надежную легенду. В ресторане Женя начала заигрывать с немецким оберстом (полковником). Станцевав с ним несколько туров, девушка заявила, что ей пора возвращаться домой, потому что ее тетушка будет волноваться. Изрядно подвыпив, оберст Курт Хартман начал приставать с любезностями. Закончилось тем, что он «уговорил» девушку разрешить сопровождать её домой, в местечко Недановце. Там мы и захватили его вместе с двумя солдатами и водителем.

Зимой 1944 года фашистский комендант Злате-Моравце назначил за голову «Зорича» — Александра Святогорова — щедрую награду – полмиллиона словацких крон… Целое состояние!

— Александр Пантелеймонович, а где вы встретили День Победы?

— В Братиславе.

— Александр Пантелеймонович, а чем Вы занимались после войны?

— В декабре 1945 года, поскольку я воевал в Словакии и знал язык, меня после стажировки в МИДе послали в качестве вице-консула СССР в Братиславу.

— Вы были резидентом?

— Да. А дипломатическая должность была не более чем прикрытием. Но вице-консулом я был всего два месяца. Потом генконсул Демьянов уехал в Москву, а я был назначен на его должность. Потом, во второй половине 1948 года, меня отозвали в Киев, а оттуда направили в Берлин. В Германии, при проведении оперативных мероприятий, я действовал под крышей «невозвращенца». Наше разведуправление находилось в пригороде Берлина – Карлсхорсте, в доме, где в мае 1945 года Жуков подписывал Акт капитуляции Германии. Оттуда мы «доставали» Австрию и Западную Германию.

— Вас, наверное, тогда очень интересовал Мюнхен?

— Совершенно верно. Ведь там обосновалась западногерманская разведка БНД и все важнейшие антисоветские центры, включая бандеровцев. Где-то в 1951 году из Нью-Йорка туда приехал Александр Керенский. Он хотел объединить все эти партии и организации в единый антисоветский центр.

— Генерал Павел Анатольевич Судоплатов в своих мемуарах пишет, что во время приезда Александра Керенского в Мюнхен в Москве очень серьезно рассматривался вопрос о его ликвидации.

— Дело было так. Керенский собрал представителей всех этих организаций, но объединения не получилось – все перессорились… Особенно резкий отказ он получил со стороны украинских националистов. И поскольку его миссия оказалась неудачной, то и вопрос о его ликвидации перестал быть актуальным…

В 1953 году Лаврентий Павлович Берия поручил Александру Святогорову проникнуть в пражское отделение израильского МОССАДа и выкрасть секретные шифры. Александр Пантелеймонович направил разведчицу Бьянку ко второму секретарю израильской миссии Герзону. Она пригласила его в особняк своих родителей, якобы уехавших на несколько дней в другой город, и провела с ним бурную ночь. Все это фиксировалось скрытой кинокамерой и впоследствии, как рассказывал Александр Пантелеймонович, не без удовольствия просматривалось советскими разведчиками. Когда незадачливый любовник уснул, Бьянка тихонько вытащила из кармана его одежды связку ключей и передала чекистам. Те оперативно проникли в помещение миссии (её охранник был человеком чехословацкой контрразведки), извлекли из сейфа и сфотографировали книжечки с шифрами и кодами, а затем вернули ключи Бьянке. Когда Герзон проснулся, ключи уже снова находились в кармане его пиджака, а счастливая женщина несла ему в постель дымящийся кофе. Он был уверен, что она без ума от него как от мужчины. В течение двух лет чекисты были в курсе всех действий МОССАДа.

После выхода в отставку полковник Александр Пантелеймонович Святогоров долгие годы работал заместителем директора по вопросам безопасности Института кибернетики НАН Украины, где старшим научным сотрудником работал и его сын Леонид. Вот отрывок из его интервью к 100-летию отца:

— Леонид, Вы упоминали операцию «Сатурн», организатора которой Вальтера Файленгауера захватил ваш отец. Она имеет отношение к известной кинотрилогии о разведчиках — «”Сатурн” почти не виден», «Путь в “Сатурн”» и «Конец “Сатурна”»?

— Самое непосредственное. Папа был консультантом создателей этого фильма. Он рассказал им, как работала — все та же люблинская — школа абвера, как в нее внедрялись наши агенты, каким проверкам их подвергали. И в адрес этого фильма я не могу бросить упрек, что там что-то приукрашено.

— А к созданию сериала «Семнадцать мгновений весны» Вашего отца привлекали?

— Автор сценария Юлиан Семёнов обращался к отцу за консультациями, но официальным консультантом этого фильма папа не был. К тому времени во вкус этого дела вошли генералы, решившие, что у них больше прав консультировать киношников.

— Давайте вернемся в годы войны. В одном ведомстве вместе со Святогоровым служили и воевали такие известные разведчики, как Дмитрий Медведев и Николай Кузнецов. Вашему отцу не довелось пересекаться с ними?

— К сожалению, нет. Медведев и Кузнецов служили в Москве и готовились к заброске в леса под Ровно. Отца же забрасывали в Польшу из Киева, по линии наркомата госбезопасности Украины. И это было уже после того, как Кузнецов пропал без вести. Ведь о том, что он героически погиб, стало известно лишь после войны. Отец говорил, что всю правду о Николае Кузнецове в силу определенных обстоятельств общественность узнает еще не скоро, а что-то будет скрыто навечно…

По мнению историка спецслужб, полковника Анатолия Степановича Терещенко, «майор Зорич» унёс с собой в могилу главные тайны. До сих пор точно неизвестно, как ему удалось проникнуть в гестапо, затем в одну из засекреченных разведшкол абвера, захватить в плен адъютанта самого адмирала Канариса, войти в доверие к командиру украинской карательной дивизии СС «Галичина»…

Александр Пантелеймонович не дожил до своего 95-летия менее полугода. Выглядел он еще моложаво, был довольно бодр, планировал в День Победы встретиться с боевыми товарищами, но приболел. Наверное, слишком тяжелым грузом оказались воспоминания, которые наваливаются на старых солдат в день начала войны 22 июня. Именно в этот день душа фронтовика ушла «в поля за Вислой тёмной», где много лет назад остались лежать многие из его друзей.

О русских православных скаутах

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Говорить о русских православных скаутах сегодня невозможно, не дав предварительно хотя бы самый сжатый очерк исторического развития скаутского движения.
Движение скаутов (скаутинг, скаутизм) возникло в России в начале XX века. В скаутских отрядов детей и подростков (первоначально — мальчиков, но впоследствии — и девочек) учили исполнять заповеди любви к ближнему, служить Отечеству, работать над собой. На момент совершения безбожного большевицкого переворота, русские православные скауты оказались наиболее подготовленными к тому, чтобы выстоять и сохранить свои идеалы, и они с честью прошли это испытание: когда большевицкие власти попытались навязать им коммунистическую идеологию, что фактически означало отречение от христианской веры, почти никто из них не согласился на это отступничество. Тогда большевицкая спецслужба ГПУ (преемница ВЧК, предшественница НКВД, МГБ и КГБ) начала методичную охоту на русских православных скаутов. Их третировали и исключали из советских школ, их командиров-скаутмастеров отправляли в большевицкие концлагеря, и к началу 1930-х годов скауты на территории СССР были практически истреблены.
Власти безбожного СССР стремились искоренить саму память о скаутах. Известная многим поколениям подсоветских людей книжка Аркадия Гайдара (Голикова), который в годы Гражданской войны «прославился» карательными операциями против крестьян (особенно — в Даурии), «Тимур и его команда», была написана по воспоминаниям русских православных скаутов, заключенных в большевицкие концлагеря. Герои этой книги списаны со скаутов дореволюционной России.
В переводе с английского на русский язык слово «скаут» («scout») значит «разведчик», «следопыт». Родоначальница скаутинга – Великобритания. Идея сыграть с детьми во взрослых пришла английскому бригадному генералу Баден-Пауэллу во время Второй Англо-бурской войны (1899-1902). В 1899 году Баден-Пауэллу пришлось во главе британских войск оборонять от буров южноафриканский город Мафекинг (Мэйфкинг). Осажденным англичанам, не подготовленным, в массе своей, к тяжелым условиям затяжных военных действий в непривычной местности и обстановке, приходилось туго, на счету был каждый человек. Тогда Баден-Пауэлл привлек к обороне города подростков, сформировав из них мобильные отряды сигнальщиков, санитаров и другие. В результате он выдержал осаду, выиграл сражение и вернулся в Англию героем. На родине он стал пропагандировать важность физической, военно-патриотической и духовно-нравственной подготовки подрастающего поколения в мирное время с целью растить из мальчиков-подростков будущих защитников Отечества. С помощью скаутинга генерал выиграл еще одну войну – войну за детей. Оказалось, что скаутинг крайне интересен самим детям. В 1907 году Баден-Пауэлл издал книгу «Разведчество для мальчиков» («Scouting for boys»), получившую невероятную популярность, и основал в Великобритании движение скаутов под лозунгом «Будь готов!» («Be prepared!»). Со временем движение скаутов-мальчиков (бойскаутов) и скаутов-девочек (герлскаутов) распространилось на многие страны, включая Северо-Американские Соединенные Штаты (САСШ — будущие Соединенные Штаты Америки, США), Германию и Австрию (где они именовались «пфадфиндерами», т.е. «следопытами») и нашей российское Отечество.
Именно книга Баден-Пауэлла вдохновила полковника Российской Императорской армии Олега Ивановича Пантюхова на создание скаутского движения в России. Первый «скаутский костер» был зажжен 30 апреля 1909 года в Павловском парке. После этого День Первого Костра отмечался русскими православными скаутами ежегодно, «разведчество» в России начало активно развиваться.
Государь Император Николай II поддерживал скаутское движение; сам Цесаревич Алексей был принят в его ряды, а сестра Государыни Императрицы Александры Федоровны, Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна, была покровительницей девочек-скаутов.
В годы Великой (Второй Отечественной, Первой Мировой войны), объявленной большевиками империалистической, русские православные скауты помогали медицинскому персоналу в госпиталях, ухаживая за ранеными, выступали на благотворительных концертах, организовывая сбор средств в помощь фронту, отправляли посылки на фронт. К осени 1917 года в 143 городах России насчитывалось более 50 000 скаутов. Небесным покровителем русских православных скаутов был святой Великомученик Георгий Победоносец.
После совершенного большевиками октябрьского переворота тех из скаутов, кто не эмигрировал, целенаправленно арестовывали и затем нередко расстреливали: большевики, придя к власти, заклеймили их как «врагов народа», причем самых опасных, поскольку они были наиболее стойкими и подготовленными к борьбе с советским произволом и беззаконием. Большевики объявили русскому православному скаутингу войну не на жизнь, а на смерть. Но, несмотря на все репрессии, отдельные группы скаутов существовали в СССР в условиях подполья вплоть до 30-х годов ХХ века.
Русский писатель-эмигрант Борис Зайцев посвятил эти событиям роман «Золотой узор». Сюжет романа трагичен: чекисты вылавливают и расстреливают 18-летних русских юношей только за то, что они — скауты. О героизме русских православных скаутов, не склонявших голову перед большевиками даже в тяжелейших условиях, вспоминал в своих мемуарах и академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. Он был очевидцем того, как одному из заключенных Соловецкого Лагеря Особого Назначения (СЛОН) ценой собственной жизни помогал бежать бывший скаутский руководитель Дмитрий Шипчинский.
Зимой 1921—1922 гг., одновременно с созданием первых отрядов «юных пионеров-ленинцев», о которых еще пойдет речь далее, советская власть начала наступление на русский православный скаутинг. Он был объявлен «буржуазным», «контрреволюционным» и «монархическим» явлением, и скаутов стали преследовать, срывать скаутскую символику, арестовывать и репрессировать непокорную русскую молодежь, превращая ее в лагерную пыль. «Юные пионеры-ленинцы» усердно помогали взрослым большевикам в этой травле скаутов: было создано молодежное общественное движение «Бей скаутов!»
До наших дней сохранились слова песни, сложенной русскими православными скаутами в пору лихолетья отданной большевикам на поругание страждущей России. Скауты, были обречены на смерть, но не отчаивались.
Нас десять — вы слышите, десять!
А старшему — нет двадцати!
Конечно, конечно, нас можно повесить,
Но прежде нас нужно найти!
«Пусть наши братья в России знают, что мы высоко ценим их самоотверженную, опасную для них работу. Не будучи в силах помочь им, мы можем лишь в ответ на их страдания, как Тарас Бульба во время пыток сына своего Остапа, крикнуть им Тарасовское: – Слышим!», — писал 5 июля 1924 г. из Нью-Йорка О. И. Пантюхов.
Преследуя действующие скаутские отряды, большевицкая партия ВКП(б) параллельно учредила свою собственную свою организацию для перековки русского православного человека в «нового человека» социалистической и грядущей коммунистической формации. Оценив эффективность скаутинга, вдова В. И. Ульянова-Ленина — Н. К. Крупская — предложила Коммунистическому Интернационалу Молодежи (КИМ), на смену которому вскоре пришел Коммунистический Союз Молодежи (комсомол), взять на вооружение скаутский метод. И. Жуков, бывший скаут, идейно разоружившийся перед большевиками и примкнувший к ним, предложил для новой организации название «пионеры». Её символика также была заимствована из скаутинга, однако претерпела изменения. Так, галстук «покраснел», блуза стала белой, неизменным остался лишь скаутский девиз «Будь готов!» и скаутский ответ на него «Всегда готов!» с аналогичным салютом правой рукой.
Став пионерским, скаутский галстук утратил одно из своих важнейших значений. Если в пионерской организации его символический смысл сводился к памяти тех заговорщиков и террористов рубежа XIX-XX веков, что пролили реки крови за революцию, то ключевая идея скаутинга — это идея помощи; именно таким было изначальное значение галстука (буквально: шейного платка). Дело в том, что скаутинг зародился в Великобритании, а там каждый уважающий себя «сэр» носит шейный платок. И если потребуется оказать экстренную помощь, именно этот платок удобнее всего использовать как спасательное средство. По мысли Баден-Пауэлла, галстук в скаутинге — это свернутый платок. И его концы соединяют с помощью специального зажима-тренчика таким образом, чтобы его можно было мгновенно сдёрнуть. Вариантов, как оказать помощь, используя скаутский галстук, множество, есть даже книги с говорящим само за себя названием «100 способов, как можно использовать скаутский галстук».
Таким образом, в советской пионерской организации вера в Бога была заменена коммунистической идеологией, служение Родине — интернационализмом и борьбой с «врагами народа», а работа над собой — подготовкой к вступлению в комсомол. Со временем большевики учредили при пионерской организации подготовительную ступень для детей младшего школьного возраста — «октябрят». Но и «октябрята — внучата Ильича» были всего лишь большевиким аналогом «волчат» — подготовительной ступени для вступления в полноправные скауты (для мальчиков) и «белочек» (для девочек).
В ходе Гражданский войны часть скаутов покинула Россию, образовав в эмиграции два крыла православного русского скаутинга:
Первое крыло русских православных скаутов духовно окормлялось и составляло паству митрополита Главы Российской Православной Церкви За границей (Русской Православной Зарубежной Церкви) митрополита Антония (Храповицкого) и Карловацким Синодом. Они осуществляли свою деятельность в надежде на возвращение, после победы Белого Дела, в Россию, освобожденную в обозримом будущем, от большевицкого ига, и на свое участие в возрождении Отечества, в котором надеялись восстановить Православную монархию. Так появилась созданная полковником О.И. Пантюховым Национальная Организация Русских Скаутов – НОРС. Свою цель НОРС видел в том, чтобы воспитать в рядах русских скаутов новые поколения истинно русских патриотов, способных подхватить идеи Белого Движения и принести их в Россию, когда рухнет коммунистический режим.
Второе крыло русских православных скаутов духовно окормлялось митрополитом Евлогием и Западноевропейским экзархатом Константинопольской патриархии. Они большее внимание уделяли не «русскости», не монархизму, а знанию христианской веры, умению свидетельствовать о своей вере инославным. Эти русские скауты объединились в рядах Национальной Организации Витязей (НОВ), учрежденной в 1934 г. скаутмастером Н.Ф. Федоровым, ушедшим из НОРС.
Об этом еще будет подробнее сказано далее.
Основоположниками русской скаутской работы за границей, бесспорно, оказались отряды русских скаутов, работавших в Латвии и Эстонии с ноября 1918 года, когда эти страны — бывшие прибалтийские губернии Российской империи — объявили о своей независимости, признанной (на время, из тактических соображений) советскими большевиками.
Примерно год спустя, осенью 1919 года, деятельность русских скаутов началась и на Принцевых островах в Мраморном море. Эти острова, принадлежавшие Турции, были тогда заняты войсками Антанты. Со временем западные союзники белой России устроили здесь лагеря для русских беженцев, эвакуированных под натиском большевиков из Новороссийска и Крыма. На острова попало немало детей, а также несколько молодых скаутских руководителей — раненых бойцов белой Добровольческой армии: они собрали детей и начали с ними скаутские занятия.
Основатель скаутизма в России, упоминавшийся выше полковник Олег Иванович Пантюхов, в феврале 1920 года также оказался на острове Принкипо и основал там скаутский отряд. 25 марта, в день его рождения, к нему приехали скауты с других островов и все вместе провели день в церемониях и играх. 25 марта 1920 года многие считают датой начала работы русских скаутов-эмигрантов в Европе.
Очень рано русская скаутская работа развернулась и в Маньчжурии, куда с 1918 года в большом количестве стали стекаться русские беженцы, встречавшие там русских людей, живших в Маньчжурии еще с периода, предшествовавшего Русско-японской войне 1904-1905 гг. (не зря Маньчжурия неофициально называлась Желтороссией). С 1919 по 1921 год в одном Харбине (практически — чисто русском городе, центре дальневосточной белой русской эмиграции) было основано шесть отрядов скаутов-разведчиков и два отряда разведчиц.
Скаутские отряды стали появляться во многих других странах российского рассеяния. В 1920 году они уже существовали в Финляндии, Болгарии, Греции, Франции и Югославии.
На первых порах русские скауты за границей не были объединены в единую организацию, хотя общими для всех были песня-гимн «Будь готов!», скаутские законы и Торжественное обещание. Общим было также признание О.И. Пантюхова Старшим Русским Скаутом, не дававшее ему, впрочем, никакой особой власти над местными отделами русских скаутов.
30 августа 1922 года Международное скаутское бюро признало и утвердило Организацию русских скаутов за границей. Постепенно ее стали называть Национальной организацией русских скаутов (НОРС). Это название впервые появилось в 1920 году во Франции. В 1924 году О.И. Пантюхов утвердил временный устав Организации русских скаутов за границей, а в 1926 году ввел новый скаутский знак: на прежней эмблеме, представлявшей собой изображение геральдической лилии, стал изображаться образ святого Великомученика Георгия Победоносца, поражающего дракона — по образцу изображенного на сердцевом щитке российского двуглавого государственного орла.
В 1934 году Старший Русский Скаут утвердил новый устав Национальной организации русских скаутов-разведчиков (НОРС). Прежний клич русских скаутов «Помни Россию!» был заменен новым — «За Россию!». Как и вся повседневная жизнь русских эмигрантов, деятельность русских скаутских организаций разных стран порой очень отличалась друг от друга. В странах, граничащих с Советским Союзом, за исключением Эстонии, местные власти не разрешали самостоятельной деятельности русских скаутов: их отряды должны были входить в местные скаутские организации. Румынские власти вообще запретили работу русских скаутов на территории Бессарабии (отторгнутой Румынией от России в конце Великой войны) и конфисковали знамя Кишиневской дружины русских скаутов. В Чехословакии в силу специфики местных условий работа русских скаутов велась в Праге и в Брно под официальной вывеской организации «Витязей». В Германии, после запрещения национал-социалистическим режимом Адольфа Гитлера всех скаутских организаций (включая немецкие организации «пфадфиндеров», обвиненные в «связях с мировым масонством» и замененные, на этом основании, в Третьем рейхе организацией гитлеровской молодежи — «Гитлерюгенд»), русским скаутам пришлось принять название «Витязей» при Русском студенческом христианском движении.
В Китае русские скаутские отряды стали возникать в середине 1920-х годов. Работа велась главным образом в южнокитайском Шанхае и северокитайском Тяньцзине, однако существовали отдельные русские скаутские ячейки и в других китайских городах.
Первый отряд русских скаутов в Шанхае был организован летом 1925 года при коммерческом училище. Возглавил его препо­даватель училища, скаутмастер Д. Г. Бочкарев. Это был смешан­ный отряд, общим числом около 60 скаутов, разведчиц и волчат (скаутов детского возраста). В 1929 году был утвержден отдел НОРС в Китае с главной квартирой в Шанхае, куда переселился на постоянное жительство начальник отдела.скаут мастер Г. В. Радецкий-Микулич. В Китайский отдел входили: Шанхайская дружина, Тяньцзинская дружина, отряд мор­ских скаутов в Шанхае, скаутские отряды, звенья в городах Пекин, Мукден, Дайрен (Дальний), Циндао (Цзяочжоу). Общая численность отдела достигала 600 чело­век. Среди руководителей Китайского отдела были скаутмастера В. М. Ядрышников, С. Н. Рудин-Донченко, М. М. Плеханов, В. И. Захаров и другие. Председатель Комитета содействия Шан­хайской дружине В. В. Рипас приобрел полный лагерный инвен­тарь, были проведены три больших лагеря за пределами Шанхая. В период японо-китайского военного кон­фликта Шанхайская дружина скаутов помогала русским беженцам. Она существовала и в годы японского управления: активно работали три русских скаутских отряда. Достойна упоминания большая издательская деятельность Китайского отдела — были изданы скаутские пособия: «Спутник русского скаута, «Лагерное строительство», «Курсы для вожаков» и другие. Выхо­дил также журнал «Под стягом св. Георгия Победоносца». В 1945 году многие русские эмигранты начали уезжать из Шанхая из страха перед коммунистами, но скаутская работа продолжалась.
В северокитайском городе Тяньцзине первый отряд русских скаутов был организован помощником скаутмастера П. Н. Воецким 9 марта 1928 года. Летом того же года отряд развернулся в дружину, и был проведен первый лагерь. Через год дружина встала лагерем в курортном местечке Пейтахо на участке Пекинской духовной миссии. Здесь и в дальнейшем чаще всего проводились лагеря. В 1934 году дружина состояла из отряда скаутов, отряда вожатых-девочек, стаи волчат и насчи­тывала около 60 человек. Через два года Тяньцзинская дружина объединяла в своих рядах уже 140 человек. В ноябре 1942 года она была расформирована.
В Европе в довоенное время скаутская работа особенно успешно развивалась во Франции и Югославии, где со временем образовались самые крупные общины русской эмиграции.
Дружина русских скаутов в Париже была создана в декаб­ре 1920 года при русской гимназии скаутмастером Александром Лаврентьевичем Козловским. С самого начала были установле­ны дружеские отношения с местными французскими скаутами, про­водились совместные сборы и походы. В 1926 году в Париже рабо­тали пять скаутских отрядов, была создана дружина и в южнофранцузской Ницце.
Конец 1920-х — начало 1930-х годов ознаменова­лись раздорами среди скаутских руководителей. Двое из них — Павел Николаевич Богданович и упомянутый выше Николай Федорович Федоров — порвали со скаутским педагогическим методом и с Олегом Ивано­вичем Пантюховым и создали собственные организации, постро­енные на более военизированном воспитании детей. «Национальная организация витязей» Федорова и особенно Национальная орга­низация русских разведчиков Богдановича развернули широкую деятельность в разных странах российского рассеяния. Обе орга­низации существуют и по сей день, но они гораздо малочисленное НОРС.
Русский скаутизм возродился во Франции благодаря исклю­чительно одаренному педагогу, переехавшему во Францию из США — скаутмастеру Владимиру Аполлоновичу Темномерову, ставшему в 1932 году начальником парижского района Национальной организации русских скаутов. Работа быстро развивалась. Стали создаваться новые дружины в окрестностях Парижа и в провинции. Каждое лето проводилось несколько лагерей, в общей сложности собиравших более 500 участников. Самый крупный из них распо­ложился в местечке Фабрегас, на Средиземном море. Лагерь «Фабрегас» у большинства его участников оставил неизгладимое впечатление и многих навсегда сделал скаутами.
В Югославии деятельность русских скаутов тоже началась в 1920 году (когда эта страна именовалась еще Королевством Сербов. хорватов и словенцев — Державой С.Х.С.). В дружественной славянской, отчасти православной стра­не работа развивалась в особенно благоприятных условиях. Король Александр Карагеоргиевич, предоставил для русских скаутских лагерей свое загородное имение на горе Ававле.
Ряд русских скаутмастеров активно участвовали в созда­нии югославской скаутской организации. Следует особенно от­метить начальника Инструкторской части скаутмастера Макси­ма Владимировича Агапова-Таганского («брата Максима»), орга­низовавшего сперва для югославских, а затем для русских скаут­ских руководителей систему педагогических курсов, которая и ныне действует у русских скаутов за границей. Скаутмастер Иван Алексеевич Гарднер, впоследствии ставший крупнейшим в мире специалистом истории древнерусского церковного пения, разра­ботал для русских скаутов основной педагогический метод ска­утского движения — так называемую звеновую (или патрульную) систему.
К концу 1930-х годов русская скаутская работа велась во многих югославских городах, особенно же процветала в Белг­раде и Сараево. Она охватывала по всей стране около 400 рус­ских девочек и мальчиков.
После начала Второй мировой войны, на территориях, занятых советской Красной армией, организации русских скаутов-разведчиков были разгромлены, многие скауты были арестованы. Немцы также запрещали скаут­скую деятельность в оккупированных ими ими странах. В Польше и Югосла­вии, несмотря на опасность, русские скауты продолжал свою деятельность нелегально. Вскоре работа распространилась и на Германию и даже возобновилась на родной русской земле, в занятом немцами Пскове.
В странах, которые не были оккупированы немцами — Фин­ляндии, Венгрии и Болгарии, — работа русских православных скаутов велась легально до самого конца войны. В ограниченных масштабах русская скаутская деятельность продолжа­лась и в Латвии. В оккупированной Франции русская скаутская организация была официально распущена, но многие руководи­тели не теряли связи между собой и, по мере возможностей, помогали русским детям.
Во главе нелегальной работы русских православных скаутов в Центральной Европе стоял последний начальник Инструкторской части, молодой скаутмастер Борис Борисович Мартино. Везде, где было можно, проводились лагеря, курсы для вожаков и для руководителей. В годы Второй мировой войны скаутское дви­жение преследовалось и немецкими, и советскими властями, по вине и тех и других русские православные скауты понесли большие потери.
Законы разведчика (скаута):
1. Исполнять свой долг перед Богом, Родиной и Государем;
2. Любить свою Родину и всеми силами стремиться быть полезными и честными гражданами России;
3. Оказывать услуги и помогать всем, особенно старым людям, детям и женщинам;
4. Быть всегда правдивым и верным данному слову;
5. Беспрекословно исполнять приказания своих начальников;
6. Быть другом животных;
7. Быть веселым и никогда не падать духом;
8. Быть вежливым и аккуратным;
9. Быть верным законам разведчиков;
10. Подчиняться Суду Чести.
Обычаи разведчиков:
Разведчики-скауты всего мира: не валяются в постели утром, а поднимаются сразу, как Ванька-Встанька. Стелют постель своими, а не чужими руками. Моются тщательно, не забывая шею и уши. Чистят зубы и помнят, что зубы – друзья желудка. Стоят и сидят прямо, не горбясь. Не боятся предлагать свои услуги людям. Не курят: курящий скаут уже не скаут. Начатое дело доводят до конца. Улыбаются, когда больно, и насвистывают, когда тяжело. Не держат руки в карманах (иначе не будешь «Всегда готов»). Они всегда чисты в мыслях, в словах и делах. Они вежливы со всеми. Не ложатся спать, пока не развяжут узелки на галстуке. Они знают адреса: ближайшего доктора, ближайшей аптеки, ближайшей больницы и ближайшей пожарной команды, чтобы быть всегда готовым помочь людям в беде.
БУДЬ ГОТОВ!
Гимн скаутов-разведчиков России, 1915 г.
Музыка Владимира Попова
Слова Николая Адуева
Будь готов, разведчик, к делу честному,
Трудный путь лежит перед тобой,
Глянь же смело в очи неизвестному,
Бодрый телом, мыслью и душой!
Припев:
Будь готов, будь готов,
Будь готов, будь готов,
Будь готов, разведчик,
Будь готов!
В мире много горя и мучения,
Наступила страдная пора.
Не забудь святого назначения,
Стой на страже правды и добра.
Припев.
Тем позор, кто в низкой безучастности
Равнодушно слышит брата стон.
Не страшись работы и опасности,
Твердо верь, что с Богом ты силен.
Припев.
Помогай больному и несчастному,
К погибающим спеши на зов.
Ко всему большому и прекрасному
Будь готов, разведчик, будь готов!
Припев:
Будь готов, будь готов,
Будь готов, будь готов,
За Россию будь всегда готов!
Замечательные воспоминания о русских скаутах оставил Борис Лукьянович Солоневич, брат пламенного врага большевизма Ивана Лукьяновича Солоневича, в книге «Молодежь и ГПУ».
ПРИМЕЧАНИЕ
В заголовке мы поместили икону Святого Мученика Царевича Алексия — Небесного Покровителя русского скаутского движения.

Бойскаутское движение возникло на рубеже XIX — XX в. Основателем этого движения является английский генерал Роберт Баден-Пауэл. Он участвовал в колониальной англо-бурской войне в Южной Африке (1899-1902 гг.), что сыграло решающую роль в зарождении идеи воспитания английских мальчиков на принципах скаутизма (скаут — разведчик). Он считал важным вести военные действия в сложных природных условиях. Эти умения, используя психические особенности детей, можно с успехом развивать.

Кроме основной задачи скаутского воспитания – подготовки к военной службе, их обучали: искусству разведчика, знанию природных явлений, жизни в лагере и походе, развитию выносливости, общественному поведению, действиям при несчастных случаях. Например, с 1910 по 1914 гг. 792 скаута Англии были награждены за подвиги при спасении жизни людей во время различных стихийных бедствий.

Безусловно, система их идеологического воспитания не противоречила государственным интересам. Девиз английских скаутов, например, звучит так: «Вера в бога, верность королю, верность Родине – будь готов!». Значок представлял собой лилию, перевязанную ленточкой. Средний лепесток – это «правильный путь и вера в бога», левый – «преданность королю», правый – «верность Родине». На ленточке призыв – «Будь готов».

Форма скаута – копия костюма, который Баден-Пауэл носил в Кашмире в 1897 г.: широкополая шляпа цвета хаки, цветная шейная косынка (в России — синяя), рубашка зеленого или серого цвета с погонами на плечах, коротких (выше колена) брюк, чулок и туфель или башмаков черного или коричневого цвета.

Необходимым атрибутом скаута был посох длиной в рост человека. С ним преодолевали препятствия, делали физические упражнения, при необходимости он являлся опорой для палатки и т.д. Группа делилась на патрули (6-8 скаутов), которые носили названия животных или птиц: «Бобер», «Сокол» и т.д. Каждый патруль имел свой флаг, с изображением выбранного скаутами животного. Для разрешения вопросов о наградах, наказаниях и т.д. собирали «суд чести».

Всего за несколько лет эта комплексная система воспитания распространилась по всему миру, популярна и в настоящее время. Контакты между скаутскими организациями различных стран осуществляют Международные комитеты, объединяющие около 16 млн. скаутов более чем 120 стран. Однако до Первой мировой войны движение бойскаутов использовалось в основном для военной подготовки молодежи.

Это движение финансируется государственными организациями стран, общественными деятелями, членскими взносами, заработанными собственными средствами (в Англии с начала организации скаутских отрядов газета «Дейли телеграф» ежегодно выделяла им 4000 фунтов стерлингов). В самой скаутской организации не обучают трудовым специальностям, но активно поощряют и содействуют их приобретению, выявляют способность ребят применять их на практике. Баден-Пауэл в своей книге «Бойскауты» дает мальчикам целый ряд советов, как заработать деньги: изготовление плетеных кресел, рамок для картин, клеток для птиц, резных трубок, обивка старой мебели и т.д.

Причины популярности бойскаутской системы воспитания до настоящего времени:

1. скаутская подготовка проходит в привлекательной для ребят форме длительной игры с использованием условных символов, отличительных знаков, приветствий и т.д.;

2. во время игровой деятельности дети овладевают полезными для повседневной жизни навыками;

3. в скаутской подготовке присутствует свойственная всем детям любовь к природе и живому миру, склонность к приключениям и т.д.

Пионеры Российской империи: история русских скаутов

30 апреля 1909 года в городе Павловске под Санкт-Петербургом зажегся первый в России скаутский костер

На протяжении почти 80 лет существования Советского Союза эти две организации фактически противопоставлялись друг другу: «наши» пионеры — и «чуждые» скауты, или бойскауты. А между тем именно у скаутского движения советская пионерия взяла практически всю внешнюю атрибутику: от галстуков и костров до салюта «Будь готов!» и ответа «Всегда готов!» Так что пионеров и скаутов правильнее рассматривать как основоположников и наследников массовой спортивно-патриотической работы с подростками. И спорта, и патриотизма, и даже начальной военной подготовки хватало и у тех, и у других; другой вопрос – какую идеологическую подложку имели все эти составляющие. Но если отвлечься от идеологии, то нужно признать, что фактически основа подросткового спортивно-патриотического движения в России была заложена 30 апреля 1909 года в городе Павловске под Санкт-Петербургом, где свой первый костер зажег первый русский скаутский патруль «Бобры».


Старший скаут России Олег Пантюхов с русскими скаутами в Америке, 1960-е.

От помощи разведке до скаутинга для мальчиков

Чтобы понять историю русского скаутинга, нужно хотя бы немного узнать историю скаутинга как такового. До конца XIX века идея отдельной, самостоятельной юношеской организации, которая не имела бы сословной составляющей, а позволяла состоять в ней всем подросткам и юношам, просто не рассматривалась — не было задачи, для которой нужен был бы такой инструмент. Все изменилось, когда стало понятно, что традиционная для позапрошлого столетия война с марширующими каре и красиво скачущей кавалерией уходит в прошлое и наступает эра другой войны — некрасивой, победителем в которой становится тот, кто сумел мобилизовать практически все население.


Один из значков русских скаутов начала ХХ века.

Первым и самым ярким свидетельством начала такой эры стала англо-бурская война 1899-1902 годов. Первоначальные успехи буров как раз и определялись тем, что они воевали фактически всем народом. Однако со временем регулярная британская армия все-таки сумела переломить ситуацию и в конечном итоге одержать верх в этой войне. Тем не менее именно этому конфликту обязано своим рождением мировое скаутское движение. Его создатель – лорд Роберт Баден-Пауэлл – в 1899 году во время командования обороной Мафекинга был вынужден использовать все наличные людские ресурсы, в том числе кадетов и просто местных мальчишек. Подростки поразили военачальника своими способностями быстро схватывать премудрости науки лазутчиков и связных, и это натолкнуло Баден-Пауэлла на мысль о создании целой юношеской организации, которая бы готовила фактически молодых резервистов.

Одним из поводов задуматься над этим оказался неожиданный успех книги Баден-Пауэлла «Помощь разведке», представлявшей собой учебное пособие для тех, кто хотел приобрести необходимые разведчику навыки. Особенно популярна книга оказалась у юношества, и автор взялся за переработку своего учебника, стараясь сделать его еще более востребованным у молодежи. Кроме того, он поставил перед собой задачу как следует проработать свою концепцию юношеской организации нового типа, подкрепить ее знаниями в сфере педагогики и ранее известных систем воспитания молодых людей. И только восемь лет спустя после зарождения самой идеи скаутинга новое движение обрело реальные черты. Это случилось в августе 1907 года, когда лорд Роберт Баден-Пауэлл организовал первый в истории скаутский лагерь на острове Браунси у британских берегов Ла-Манша. Туда приехали всего 22 участника: восемь мальчишек из христианского движения «Бригада мальчиков» и 14 учеников обычных школ, большинством из которых были сыновья друзей лорда.


Русские скауты в разведке во время пребывания в одном из летних скаутских лагерей, начало ХХ века.

Лагерь оказался неожиданно удачным, его участники взахлеб рассказывали о своих впечатлениях. Так что, когда в 1908 году вышла книга «Скаутинг для мальчиков», представлявшая собой кардинально переработанное с учетом интересов молодежной аудитории пособие «Помощь разведке», ей был обеспечен колоссальный успех. Книга разошлась тиражом в 150 миллионов экземпляров! Очень быстро новый бестселлер попал и в Россию, где идеи Роберта Баден-Пауэлла легли на уже подготовленную почву и быстро прижились.

Старший скаут России

Принято считать, что у основания скаутского движения в России стояли три человека: служивший в лейб-гвардии поручик Олег Пантюхов, преподававший латинский язык в 1-й Петербургской гимназии Василий Янчевецкий (позднее ставший знаменитым писателем Василием Яном) и ротный офицер Александровского военного училища в Москве Григорий Захарченко. Каждый из них внес свою лепту в развитие русского скаутинга, и о каждом стоит хотя бы коротко рассказать.

Построение скаутов в полевом лагере, начало ХХ века.

Наибольшую роль в создании скаутского движения в России и в том, что оно продолжало существовать и после Октябрьской революции, пусть и за пределами России, сыграл человек, создавший первый русский скаутский патруль, — Олег Пантюхов. Профессиональный военный, выпускник Тифлисского кадетского корпуса и Павловского военного училища, он познакомился с книгой лорда Баден-Пауэлла «Скаутинг для мальчиков» практически сразу после того, как она вышла из печати, и загорелся идеей привить британское новшество на родине. Сильнее всего Пантюхова привлекла мысль о том, что подобное движение способно обеспечить русскую армию большим числом молодежи, освоившей азы военных профессий до начала службы и в игровой форме. Последнее было особенно важно: полученные таким образом знания не вызывали у подростков отторжения, а напротив, буквально впитывались ими – как и любые навыки, которые они осваивают во время игры.

Первых русских скаутов Олег Пантюхов собрал в Царском селе, где он сам в то время жил и служил. Их было немного — всего семеро, и именно они составили первый скаутский патруль (так называется низовое подразделение в скаутинге) «Бобры». Свой первый обязательный костер «Бобры» разожгли 30 апреля 1909 года в Павловском парке, став первыми официальными русскими скаутами. В декабре того же года Олег Пантюхов сумел познакомиться с лордом Баден-Пауэллом, который посетил Россию по приглашению заинтересовавшегося его идеями императора Николая II, а двумя годами позже создатель первого русского скаутского патруля отправился в вояж по европейским странам, прежде всего в Великобританию, чтобы познакомиться с тем, как работают и чем живут европейские скауты.

Один из основателей русского скаутинга Василий Янчевецкий, начало ХХ века.

Перу Олега Пантюхова принадлежит первый устав русской скаутской организации — Общества содействия мальчикам-разведчикам «Русский скаут», появившегося в Петрограде 26 августа 1914 года. И он же приложил колоссальные усилия для того, чтобы сохранить движение русских скаутов после октября 1917 года, пусть и за границей. Этим он занимался уже в статусе Старшего скаута России: такое звание Пантюхов получил в 1919 году на съезде скаутов в Новочеркасске и сохранил до самой смерти в 1973 году.

Учитель, ротный воспитатель и скульптор

Вместе с Олегом Пантюховым на встрече с лордом Баден-Пауэллом 19 декабря 1910 года присутствовал и латинист Василий Янчевецкий. К тому времени он уже руководил созданным им отрядом «Легион юных разведчиков», в котором большинство составляли ученики 1-й Петербургской гимназии. Но если поручик Пантюхов делал ставку на практическую деятельность, то учитель Янчевецкий сосредоточился на создании теоретической базы русского скаутинга. Четыре года он выпускал журнал «Ученик», в котором существовал и специальный раздел «Юный разведчик», где публиковались учебные программы и статьи, посвященные скаутингу. Впрочем, и от практической работы будущий знаменитый писатель не отказывался: в 1912 году он организовал летний скаутский лагерь, в котором появилось и первое звено герл-скаутов — девочек-разведчиц.

Русские скауты в лагере «Фабрегас» во Франции, 1930-е годы.

Что касается ротного воспитателя Александровского военного училища Григория Захарченко, то он в 1910 году стал создателем первого скаутского отряда в Москве. Кроме того, он написал и первую отечественную брошюру, посвященную скаутингу — книгу «Юный разведчик», которую выпустило издание Московского общества содействия физическому развитию, где состоял и сам автор. На обложке брошюры есть примечательные слова: «Становясь разведчиком, вы проникнетесь духом, что делаете это не для забавы, но подготовляете себя для службы Отечеству».

Эти слова можно считать общим девизом для всего дореволюционного русского скаутинга. Очень скоро детская, казалось бы, затея получила поддержку на самом верху: в конце 1910 года по распоряжению императора Николая II книга лорда Баден-Пауэлла была переведена на русский язык, и с этого момента число скаутских отрядов в России стало расти невероятными темпами. Если в 1909 году в единственном в стране патруле «Бобры» состояли всего семеро мальчишек, то к 1917 году в 143 городах по всей стране состояли уже 50 тысяч подростков!

Плакат с изображением советских скаутов: амуниция повторяет дореволюционную,
но галстук уже не синий, а красный. Источник: http://www.charmingrussia.ru

Движение стало настолько массовым, что вскоре даже начало разделяться на два неформальных направления — «монархическое» и «демократическое». Ярким представителем первого был Олег Пантюхов, считавший, что для скаута верность царствующему дому является очевидной и непререкаемой обязанностью. Лидером второго направления стал скульптор Иннокентий Жуков, за спиной которого к 1910 году были уже и участие в политических акциях на стороне революционеров, и распространение листовок, и даже высылка под негласный надзор. По мнению Жукова, скаутское движение должно было проповедовать прежде всего идеи равенства людей и помощи всем, независимо от социального или имущественного статуса. Кстати, именно Иннокентий Жуков, став со временем секретарем Петроградского общества содействия юным разведчикам «Русский скаут» и редактором его «Листка», сумел сформулировать цели и задачи организации, законы и обычаи скаутов, которые были приняты I и II съездами русских скаутов в 1915 и 1917 годах.

Из скаутов в пионеры и обратно

Иннокентий Жуков и стал тем самым человеком, благодаря которому движение русских скаутов в конце концов превратилось в пионерскую организацию. Всей душой принявший революцию и новую власть, один из скаутских лидеров сразу увидел открывающиеся перед ним возможности трансформировать скаутинг так, как он давно задумывал, и превратить в бессословное движение. Очень быстро он нашел поддержку в лице Надежды Крупской, которая, собственно, и сумела направить энергию вечного мальчишки, как называли Жукова хорошо знавшие его люди, в идеологически правильную сторону и помогла ему создать новую детскую организацию. Кстати, название «пионеры» предложил тоже Жуков, искавший замену вызывавшему недовольство у советской власти слову «скауты».

Обложка одного из пособий для пионерских дружин, разработанного Иннокентием Жуковым
на игровых принципах, свойственных скаутскому движению. Источник: http://lib.rpg.ru

При этом, что любопытно, Иннокентий Жуков до самого конца своей жизни оставался сторонником именно скаутинга, с его максимально игровой составляющей и традицией помощи всем, кто в ней нуждается. Во многом такие же приемы использовали и такие же ценности исповедовали и советские пионеры, пусть даже роль идеологической составляющей в их деятельности была выше. Но невозможно отрицать, что именно благодаря этому в советское время пионерия работала прежде всего как система воспитания у подростков патриотических взглядов, преданности Родине и готовности защищать ее. Примером тому служат подвиги пионеров-героев, четверо из которых — Леня Голиков, Марат Казей, Зина Портнова и Валя Котик — удостоились звания Героев Советского Союза.

А за границами Советской России русский скаутинг сохранялся почти неизменным, в чем была колоссальная заслуга Олега Пантюхова. И пусть ему не довелось увидеть, как после 1991 года на его родине вновь начали появляться скаутские патрули, он сделал все, чтобы это случилось. На сегодняшний день в России в скаутских организациях состоят порядка 30 тысяч юношей и подростков, деятельность которых регулируется правилами и законами, придуманными русскими энтузиастами уже больше века назад.

Обложка: Группа русских скаутов отправляется в поход, 1910-е годы. Источник: https://viktoriiako.livejournal.com