Сколько процентов атеистов в России?

Вы когда нибудь задумывались сколько в действительности членов православного культа в России? Многие личности утверждают, что около 80% или даже больше. Но тут важен один момент: о православии ли в действительности идёт речь. В действительности смотря зомбоящик можно подумать, что вся страна является глубоко верующей но отойдя от ящика можно начать задавать себе вопросы а так ли это?

Для начала нужно понять, что люди, которые просто называют себя православными, не обязательно ими являются на самом деле. И в данном случае интересно, сколько действительно православных в России, то есть людей, которые регулярно посещают культовые учреждения, знают догмы и т. д., то есть отвечают всем требованиям РПЦ.

Вот Несколько цитат от церковников:

«более восьмидесяти процентов нынешнего населения России — это верующие православные люди.

«Процент Православных в России более 80% по исследованию МГУ.

Тут у думающего человека начинают возникать вопросы почему же тогда при его жизни он не встречал такое колличество верующих. Почему в школьной столовой он не разу не видел не одного школьника молящегося перед едой и каждый день битком забитую церковь, которую на деле посещает от силы десяток бабулек по выходным и по две сотни человек на Рождество в его 100 тысячном городе.

Понять причину этого легко просто надо обратиться к реальным исследованиям. В первую очередь нужно понимать, что поскольку власти рекламируют православие уже с конца 80-х, а особенно активно с 90-х, многие люди действительно стали идентифицировать себя как православных, но православие у них — синоним слова русский.

Такая ситуация актуальна с начала 90-х, по сей день она не изменилась. Вот что было в 1992 году:

«В статье «Православная церковь в России: недавнее прошлое и возможное будущее» игумен Иннокентий, ссылаясь на данные ВЦИОМ, отмечал, что в 1992 г. 47% населения назвали себя православными. Из них лишь около 10% более или менее регулярно посещают богослужение в храме (автор как практикующий священнослужитель полагает, что эта цифра завышена). Если говорить не только об этих православных, но и стремящихся в жизни соответствовать нормам христианской морали, то их число и 10 лет спустя составляет от 2 до 3% населения. Для большинства речь идет не о религиозности, а о национальной самоидентификации.

Так что единственное, чего реально добились власти за все это время, — люди стали называть себя православными, но они не вкладывают в это понятие ничего, что связано с религиозным культом. Таких людей действительно православными, то есть сторонниками религиозного культа, считать нельзя.

Почему не стоит использовать данные экспересс-опросов в такой теме? Потому что это простой опрос, где человеку на улице задается вопрос: «Вы верите в бога?» или: «вы православный?». Часто без уточнений, то есть нет вопросов о том, знает человек религиозные догмы, молитвы, ходил ли он в храм и т. д. и т. п.

Если брать опросы, где все-таки не просто задавали вопрос вроде «Вы православный?», но и уточняли, что такое православие на деле, результаты для РПЦ не такие хорошие. Например, в рамках проекта «Атлас религий и национальностей» было проведено исследование. В результате 41% относит себя к РПЦ.

Вот что интересно: для людей православие — одно, а Русская православная церковь — нечто совершенно иное. Как только спрашивают о том, имеет ли «русский православный» отношение к РПЦ, он часто говорит, что нет, понимая, очевидно, под православием что-то свое. И таким образом сразу же отсеивается половина от «более 80%».

Удивительно, но отдельные исследователи, лояльные по отношению к РПЦ, опровергали данные о большом числе сторонников церкви, где указывается процент от 65 до 80%. Глава социологического отдела Института общественного проектирования Михаил Аскольдович Тарусин утверждает:

«Это число мало что показывает. <…> Если эти данные и могут считаться показателем чего-либо, то только современной русской национальной идентичности. Но не реальной религиозной принадлежности. <…> Если считать православными «церковными» людьми тех, кто хотя бы один — два раза в год участвует в Таинствах исповеди и Причащения, то православных 18−20%. <…> Таким образом, около 60% респондентов ВЦИОМ православными людьми не являются. Они если и ходят в храм, то несколько раз в году, как в некую службу бытовых услуг — кулич освятить, крещенской воды взять… А часть из них даже и тогда не ходит, более того, многие и в Бога не верят, но при этом называют себя православными».

И таким образом уже от 40% отнимают половину. Хотя данные этого человека, очевидно, тоже ложные, поскольку даже по праздникам в современной России в церквях не набиралось 15-20% населения.

Обратим внимание на соблюдение поста. Многие православные не считают, что это важно, однако на деле это важно, поскольку каждый православный христианин должен соблюдать пост, в том числе дети как и эту молитву за школьным обедом. Православные утверждают:

«Пост для детей является духовной школой. Они научаются драгоценной добродетели — управлять своими желаниям.

Итак, выделим «Великий пост», то есть:

«Центральный пост во всех исторических церквях и многих протестантских конфессиях, цель которого — подготовка христианина к празднованию Пасхи; также соответствующий период литургического года, отмеченный в богослужении молитвами покаяния и воспоминания крестной смерти и воскресения Иисуса Христа. Установлен в память о том, что Христос постился в пустыне сорок дней. Длительность Великого поста так или иначе связана с числом 40, однако фактическая его продолжительность зависит от правил исчисления, принятых в данной конкретной конфессии».

Казалось бы, верующие во Христа, если они искренние, вполне могут продержаться. Тем более что тут есть важный момент. В библии под постом понимался вообще отказ от пищи, а у православных — просто, как правило, отказ от некоторых продуктов (исключение — Великая пятница).

Сколько россиян будут соблюдать пост? Как показал опрос ВЦИОМ, только 3% будут полностью соблюдать этот «важный» пост, это не считая ещё и другие. И особенно еще нужно заметить, что даже среди этих людей не все понимают, что такое пост. Для кого-то — отказ от развлечений, некоторые думают, что от алкоголя. Ну, а если отказаться от мяса жирного, то якобы можно есть мясо постное, хотя это не так. То есть с правилами соблюдения православного поста мало кто знаком. Ну, а большинство россиян вообще игнорирует пост.

Вовлеченность в религиозную жизнь. Б. Дубин подчеркнул, что в России наблюдается самый низкий уровень посещаемости церкви среди 15 исследованных стран Европы и Америки. Согласно приведенным Б. Дубиным данным, около 80% российских православных не бывают на причастии; 55% не посещают службы в храмах; 90% православных признают, что они не принимают участия в деятельности Церкви.

Для чего православным нужна их вера. По словам Б. Дубина, современные православные объясняют свою потребность в вере главным образом тем, что вера делает жизнь легче и позволяет легче преодолевать трудности. В сознании граждан православие, которое они исповедуют, не связано с какой-либо их собственной ответственностью и личной активностью.

Таким образом, считает Б. Дубин, отнесение человеком себя к числу православных является лишь его идентификацией на макроуровне — человек ощущает свое единство с коллективным «мы», в качестве которого выступает Церковь. Резкий рост числа православных не является свидетельством реального духовного возрождения страны.

Руководитель отдела социально-политических исследований «Левада-центра» Наталия Зоркая подчеркивает:

«Сегодня утверждение «я — православный» крайне редко подразумевает религиозность. В машинах у многих иконки, в больницах — иконки, всюду иконки. Это массовое явление, которое совершенно не свидетельствует о вере. Доля православных почти совпадает с долей русского населения. Православие работает как замена этнической идентификации».

В исследовании о соблюдении поста указано, что 3% намерены его соблюдать. Интересно, что о 3% также говорил и протоиерей Георгий Митрофанов:

«На протяжении многих лет наша страна, по словам классика, «была крещена, но не была просвещена». Я могу даже усугубить цифры — людей, которые причащаются хотя бы раз в год, не более 3% населения страны. Это те, кого можно назвать христианами. У РПЦ было 25 лет на создание активных приходов, но они так и не появились».

То есть даже отдельные служители культа (меньшинство) отмечают, что приблизительно православных в России 3%. Однако и тут есть некоторые сложности. Разве можно считать православным того человека, который раз в год посещает культовое заведение или раз в год причащается? Это сомнительно.

Посмотрим на посещаемость храмов во время главных церковных праздников. Будет ли там 3%? Данные о посещаемости — статистика МВД.

Сколько человек приходило в церковь во время пасхи:

2004 4,9 млн.

2006 5 млн.

2007 6 млн.

2008 7 млн.

2009 4,5 млн.

2012 7,1 млн.

2013 4 млн.

В 2016 — 4 млн.

Это 2,7% от населения РФ. Однако тут нужно учитывать один важный момент. Дело в том, что многие из этих людей приходят в церковь только на пасху. Социолог Наталия Зоркая по поводу пасхи:

«Даже на Пасху большинство пришедших в храм не участвуют в самой литургии, а просто ставят свечи, молятся, освещают куличи, заказывают требы и, как правило, весьма смутно представляют себе смысл православного вероучения».

Пасха — самый популярный праздник у россиян. А вот рождественские богослужения столько людей не собирают. В том году — 2,6 млн. человек, то есть 1,7% от населения России.

Еще хуже дела обстоят у РПЦ, когда речь идет о том, чтобы использовать верующих в политических целях. Можно вспомнить хотя бы акцию против абортов, на которую звали известные депутаты (Милонов), ведущие (Корчевников) и даже актеры (Пореченков). А ранее выступали против абортов все известные церковные деятели, включая патриарха.

Все они призывали своих сторонников явиться на акцию, но пришло всего 2 тыс. человек на всю Москву. Тем более на акции были люди из других городах. В общем, политический вес РПЦ даже с такой значительной поддержкой со стороны медийных фигур и чиновнического аппарата незначителен.

И именно поэтому сегодня так активно пропагандируют религиозный культ среди детей, чтобы не просто те формально именовали себя православными (имея в виду этническую идентификацию), а уже знали догмы и дальше распространяли подобные «знания».

Впрочем, такой эксперимент тоже провальный, поскольку помимо православия у людей есть много чего еще в плане интересов, полно альтернатив. Действительно поднять уровень религиозности может война, социальный катаклизм и т. д.

В 90-е, например, посещаемость храмов резко увеличилась, даже покойный патриарх Алексий замечал это, сравнивая ситуацию в 90-х и начале 2000-х:

«Храмы пустеют. И пустеют не только из-за того, что увеличивается количество храмов».

Но сколько же православных в России сегодня? По всей видимости, людей, которые регулярно отправляют культ, которые посещают храм не только по праздникам, а постоянно, около 1% от населения (возможно, менее 1%).

Почему же я провёл это исследование на то меня побудил недавний пост о том, что РОССИЙСКАЯ ШКОЛА СТАНЕТ ПРАВОСЛАВНОЙ: В ГОСДУМЕ ВЗЯЛИСЬ ЗА ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Проведя анализ мы приходим к выводу, что кучка православных адептов не может командовать и указывать большенству. Но даже если всё доводы которые сдесь приведены не переубедит фанатика то просто покажите ему коэффициент убийств, абортов, ВИЧ заболеваний на душу населения ибо Россия опережает все Европейские страны по этому. Теперь ему станет неудобно говорить о том, что православных 80%. Но есть но он может начать кричать, что оставшиеся 20% атеистов, агностиков, протестантов и так далее делают всё это за всех.

Если понравился пост то напишите.

Рациональные числа

Нашел отличную статью в Википедии. В ней собраны количественные данные о религиозной принадлежности. Учитываются и атеисты с агностиками (в некоторых таблицах объединены как неверующие). Всего 18 групп и три источника.

Крупнейшей (по числу последователей) религией мира является христианство; на протяжении XX века доля христиан в общем населении Земли практически не изменялась, оставаясь равной 33-34%. Второй мировой религией считается ислам (23% населения мира). Численность неверующих и атеистов является весьма дискуссионной и оценивается различными исследованиями в 11-16% населения планеты. Немалую долю в населении мира составляют индуисты (14-15%), буддисты (7%) и сторонники традиционных верований.

Категория не религиозных людей включает в себя весьма разные группы убеждений. Ряд исследований выделяют в данной категории две группы — собственно не религиозных людей и атеистов. К атеистам причисляют людей, убеждённых в отсутствии какого-либо божества, а также скептиков, сторонников безверия и воинствующих безбожников. К не религиозным людям относят агностиков, сторонников свободомыслия, людей не интересующихся религией или не имеющих религиозных предпочтений.

Свыше половины всех не религиозных людей мира проживают в одной стране — Китае (413 млн агностиков и 98 млн атеистов). Значительно число не религиозных людей сосредоточено и в других азиатских странах (100 млн агностиков и 19 млн атеистов). Т. о. в Азии проживает 80% всех агностиков и 85% всех убеждённых атеистов Земли. Значительное число неверующих и атеистов имеется в Европе (98 млн и 18 млн) и Северной Америке (41 млн и 2 млн). Существенную долю не религиозные люди составляют в населении Океании, где проживает 3,8 млн агностиков и 365 тыс. атеистов. В Латинской Америке проживают 15 млн агностиков и 2,5 млн убеждённых атеистов. Численность не религиозных людей в Африке относительно невелика (5,5 млн не верующих и 0,5 млн атеистов).

Последователи религий в 2010 году:

Распространение религий по числу стран:

Динамика численности в XX веке:

Доля христиан в разных странах мира:

Доля мусульман в разных странах мира:

Доля индуистов в разных странах мира:

Доля буддистов в разных странах мира:

Доля неверующих в разных странах мира:

Скриншот с сайта mir24.tv

Истории простых россиян, ставших буддистами и ламами

Будды ходят и по России. Ведь еще в 80-е Борис Гребенщиков пел про «Волгу-матушку — буддийскую реку». Тогда звучало как парадокс. Но сегодня в порядке вещей. Вот и корреспондент «МИР 24» Родион Мариничев погрузился в русскую нирвану.

Валерий Покус преподает физику и практикует буддизм. Одно с другим в голове Валерия уживается так органично, что иной картины мира он уже не представляет. А потому каждый день начинает с простираний. Буддизм, как говорит сам Валерий, поставил его на ноги. Несколько лет назад обнаружили почечную недостаточность. Обычная медицина не слишком помогла, а вот тибетская снова сделала здоровым человеком. Пытаясь понять, почему, Валерий всерьез увлекся учением Будды. И оказалось, буддизм вовсе не противоречит законам физики.

«Хороший есть закон сохранения энергии. Вот он четко применен как раз для тибетской или буддийской медицины. Почему? Например, вы сделали добро — вам отплатили добром», — говорит преподаватель физики Валерий Покус.

Таких, как Валерий, с каждым годом все больше. По данным социологов, в России сегодня около 700 тысяч буддистов. В буддийских общинах говорят о двух миллионах последователей.

Само учение возникло в 6 веке до нашей эры в Древней Индии — скорее не как религия, а как наука о сознании. Распространялось в Азии. На территории России буддизм появился 400 лет назад, когда российское подданство приняли буддисты-калмыки.

«Бабушка закрывала на крючок дверь, потом окна плотно зашторивала, открывала сундук, из сундука доставала Будду, статуэтку, танку, молитвы», — рассказывает глава республики Калмыкия в 2005-2010 гг. Кирсан Илюмжинов.

Это уже потом, в 90-е, став президентом Калмыкии, Кирсан Илюмжинов по сути возродил в республике буддизм. Напутствие получал от самого Далай-Ламы. Говорит, выполнял давнюю волю народа.

«Ладно, там с заводами, с асфальтовыми дорогами. Самое главное, что мы тебя просим, если президентом Калмыкии станешь — это построй храм», — говорит Илюмжинов.

Ради этого Илюмжинов даже продал самолет. Теперь низовья Волги — один из центров российского буддизма, о чем поет Борис Гребенщиков.

«Сейчас это в порядке вещей. Таких людей достаточно много европейцев, которые занимаются буддизмом, которые изучают», — поясняет лама Олег Дубик.

Олег Дубик родился в типичной советской семье, но в перестройку: когда снова стало можно верить в кого угодно, выбрал Будду. Говорит, только в этом учении увидел настоящую справедливость.

«Буддизм утверждает, что все равны: мужчины, женщины. Национальности никакой роли не играют, положение никакой роли не играет. Все мы одинаково можем быть счастливы», — поясняет лама.

Поиск счастья — это, пожалуй, одна из главных причин массового устремления в буддизм. И для многих это счастье — в свободе. Никаких навязанных сверху строгих правил. В буддийский храм пускают всех независимо от веры. Любой может послушать хурал, а потом попасть на прием к ламе. Те, кому не хватает сил или денег на путешествие в Тибет, едут в Элисту, Кызыл или Улан-Удэ. А теперь еще и к одной скале около бурятского села Баянгол.

«Создание любого изображение Будды — это уже добродетель. Чем больше изображение, тем больше добродетель. Ну и чем пышнее подношение, тем больше накапливается положительной энергии», — говорит Еше Лодой Ринпоче.

Это самое большое в России изображение Будды. Высота наскального рисунка — 33 метра, число для буддистов сакральное. Обращенный на запад, в сторону Москвы, Будда должен защитить от бед всю Россию. Это, конечно, небольшое отступление от традиции. Обычно лицо Будды обращают к востоку, откуда пришел учитель. Но в остальном художники все выполнили по канону.

«В руке держит он патру — это чаша для подаяния, а правой рукой он касается земли, призывая ее как бы в свидетели», — говорит доктор буддийской философии Эрдэм Инкеев.

Ради того, чтобы увидеть такого Будду, не жалко провести несколько часов в самолете. Вот, например, Евгения. Как выяснилось, буддист с 20-летним стажем. Специально прилетела из Петербурга.

«Событие такого масштаба — оно обращает внимание на вечные ценности, это на самом деле так. Мы о них забываем, и люди, которые не знают, что именно говорил Будда и что именно стоит за этим явлением, они могут заинтересоваться», — говорит паломник Евгения Демина.

Дорога к Будде не так проста, как это может показаться вначале. Полагайся только на свои силы, помоги себе сам — вот, пожалуй, главные тезисы буддизма.

«В буддизме нет бога, нет бога-творца, бога-создателя. И когда ты молишься, скажем так, начитываешь мантры, каждый раз, каждую бусинку, каждый вдох, ты памятуешь, например, о том, что ты должен быть собранным, у тебя должна быть сила воли», — говорит Фарид Асланов.

Фарид родился в мусульманской семье, но в конце концов принял буддизм. Правоверные родители выбор сына поначалу не одобрили.

«Впоследствии, когда увидели, что я перестал заниматься ненужными вещами — разгульный образ жизни, скажем так, перестал быть, — и сам по себе стал целеустремленным, дисциплинированным — естественно, это в семье воспринялось нормально», — поясняет Асланов.

Буддизм в конце концов позволил ему чувствовать себя своим везде — и в христианской Москве, где он давно живет, и в мусульманском Баку, куда приезжает к родственникам. Словом, настоящий буддист — гражданин мира.

Сухая статистика — в России сегодня мусульман больше чем православных

В России свыше 20.000.000 человек исповедуют ислам и официально считающих себя мусульманами, в том числе и тех которые периодически соблюдают хотя бы формальные обряды, в то время как православных, соблюдающих хотя бы формально что-то из своей религии после крещения — не более 4,5%, что составляет не более 6 млн человек.

Результаты анализа статистических данных по населению России дают богатую пищу для размышлений.

Официальный консультант из силового ведомства РФ поделился весьма интересной статистикой.

Как сообщает РБК, национальный и этнический состав Москвы выглядит следующим образом:

русские — 31%

азербайджанцы — 14%

татары, башкиры, чуваши — 10%

украинцы — 8%

армяне — 5%

таджики, узбеки, казахи, киргизы — 5%

корейцы, китайцы, вьетнамцы — 5%

чеченцы, дагестанцы, ингуши — 4%

белорусы — 3%

грузины — 3%

молдаване — 3%

цыгане — 3%

евреи — 2%

другие народы — 4%

В Москве проживает свыше 11 млн человек, из них русских, украинцев, белорусов, всех вместе взятых — 4.620.000. В столице Государства Российского украинцы, белорусы и русские — национальное меньшинство!

Как утверждает портал ARD, в России свыше 20.000.000 человек исповедуют ислам и официально считающих себя мусульманами, в том числе и тех которые периодически соблюдают хотя бы формальные обряды, в то время как православных, соблюдающих хотя бы формально что-то из своей религии после крещения — не более 4,5%, что составляет не более 6 млн человек. За последние 15 лет число мусульман в России увеличилось на 40%.

В России живет азербайджанцев больше, чем в Баку, а татар в Москве больше, чем в Казани.

К середине века мусульманином будет, как минимум, каждый четвертый россиянин.

Как утверждают представители Национальной организации русских мусульман, каждую пятницу в Петербурге как минимум трое русских принимают ислам. Подавляющее их число — студенты.