Сколько в мире ученых?

«Индекс веры»: сколько на самом деле в России православных

Люди просто видят для себя в православии ценность, поэтому и причисляют себя к нему. Другое дело, когда речь идет об их воцерковленности, полагает заместитель председателя научного совета ВЦИОМ, глава комиссии Общественной палаты России по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Иосиф Дискин.

Аналогичная ситуация с мусульманами, которых в стране, как утверждают в Совете муфтиев России, более 20 миллионов: не все из них, к примеру, соблюдают пост в месяц Рамадан. А ведь эти цифры зачастую становятся аргументом в имущественных требованиях.

«У нас, между прочим, светское государство, которое призвано защищать интересы как агностиков и атеистов, так и верующих. Поэтому когда обращаются с требованием предоставить землю (под молельню. — Прим. ред.), давайте смотреть, каковы размеры зарегистрированных общин. При этом часто верующим действительно не хватает места», — отмечает Дискин.

«Часть цивилизации»

В Русской православной церкви не видят большой проблемы в том, что православных, по статистике, 80%, в Бога из них верят всего две трети, а соблюдают посты и ходят в храмы лишь 4%.

«Любая компания, которая проводит социологические опросы, использует свою методику подсчета. Эта методика, за которой могут стоять целые научные школы, дает свои результаты, которые чаще всего не совпадают», — отмечает замглавы синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе.

«Я не считаю, что эта цифра (80%) вызывает какие-то вопросы. И вот почему: во многих странах, не только в России, люди ассоциируют себя с той или иной религиозной конфессией, религиозной общиной не только строго в вероучительном ключе, но и в культурном. Наверное, в любом государстве, где в течение долгого времени — нескольких веков или тысячелетий — существует та или иная религиозная община, принадлежность к ней носит в том числе цивилизационный характер. Поэтому когда человек называет себя православным, он лишь свидетельствует о том, что православная цивилизация является ценностью, которая составляет часть его идентичности», — утверждает он.

Количество или качество?

Впрочем, в этой связи возникает вопрос: а нужно ли вообще, чтобы было много верующих? Возможно, конфессиям куда важнее иметь малочисленную, но верную паству, нежели общественную популярность.

«Неверно выстраивать противопоставление между количеством и качеством (верующих. — Прим. ред.) только по формальным оценкам. Человек может десятилетиями ходить в храм и прекрасно знать все церковные обряды, участвовать в таинствах. Но если при этом он не становится чище, добрее и святее, то это вовсе не говорит о том, что Божественная благодать на нем действенна. Например, так называемый «индекс воцерковленности», который в свое время был придуман социологом Валентиной Чесноковой, или собственно церковный критерий, — все они являются внешними маркерами. А содержательные маркеры известны только духовнику, который непосредственно работает с человеком, наблюдает его в динамике. Поэтому существенное повышение процента тех, кто регулярно соблюдает посты, участвует в службах и так далее, вовсе не является отражением качества веры как таковой», — объясняет настоятель Пятницкого подворья Троице-Сергиевой лавры, доцент Московской духовной академии протоиерей Павел Великанов.

Американская социология

Особенность институционализации социологии в США в том, что социология сразу получила доступ на университетские кафедры. Особенность американской социологии — ориентация на практическую работу. Многие отождествляли социологию с социальной работой. Главная проблема того периода — отсутствие теоретической и методологической базы. Две главные характеристики — эмпиризм и прагматизм. Первая кафедра социологии в мире появилась в Чикагском университете.
Чикагская школа
Уильям Томас (1863-1947). Совместно с Флорианом Знанецким провел и описал исследование случая (case-study) `Польский крестьянин в Европе и Америке`, которое стало поворотным в развитии социологии в США и в мире. Вошёл в историю также благодаря сформулированной теореме об определении ситуации:»Если люди определяют ситуации как реальные, то они реальны по своим последствиям».
Флориан Знанецкий (1882-1958). Считал, что социология — наука о социальной организации, изучающая правила поведения, которые касаются активных взаимоотношений как между отдельными членами группы, так и между каждым её членом и всей группой в целом. Ядром социальной организации выступает социальный институт. Изменение общества трактуется как взаимодействие с окружающей средой. Общество меняется, приспосабливаясь к среде, человек — адаптируясь к обществу. Разработал концепцию социального действия: социальное действие — это поведение, которое стремится воздействовать на других людей. Два основных типа действия — приспособление и оппозиция.
Роберт Парк (1864-1944). Парк понимал социологию как науку о коллективном поведении. Общество — это организация социального контроля. Социальный контроль — общество символов, знаков и значений, которое преобразует коллективное поведение во взаимодействие. В работе `Город` рассмотрена проблема социальной экологии: социальная экология позволяет рассматривать город как своеобразную органическую целостность, обладающую структурой, закрепляющую функции за отдельными социальными институтами и группами. Социальную экологию интересует значение позиций во времени и пространстве. В работе `Город` показан принцип расселения по принципу борьбы за существование. (`Самое лучшее для самых лучших`). Посредством порядков в обществе поддерживается динамическое равновесие, степень свободы уменьшается. Центральная проблема социальной экологии — проблема равновесия и кризисов.
Уильям Огборн (1886-1959). Оказал большое влияние на внедрение психоанализа в американскую социологию. Использовал теории неврозов Фрейда и индустриальных психозов К. Паркера. С него началась концепция технологического детерминизма. В социологии стали разрабатываться вопросы адаптации, урбанизации, порядка и контроля.
Особенности Чикагской школы социологии: 1) методика- анализ личности 2) государственный заказ 3) конкретика и прагматизм
Колумбийская школа
Пауль Лазарсфельд (1901-1976). Разрабатывал качественные и количественные методы в социологии. Социологи изучают человека вообще, а методолог — социолога в работе. Лазарсфельд полагал, что такая методология может возникнуть только при развитии социологии. Требовал единства количественных и качественных методов, чтобы не разделять теорию и практику.
Якоб Леви Морено (1892-1974). Основоположник нового направления на стыке социологии, психологии и философии — социометрия (исследование малых групп). Социометрию можно назвать антипозитивизмом. Это особая школа социальной науки и практики, новый, особый подход к изучению социальных явлений. Свою процедуру Морено противопоставляет психоанализу. Социальная реальность по Морено — это совпадение внешнего представления общества и социометрической матрицы.

Верующие-ученые XX и XXI века: физики, математики, химики. Да, есть сила, которой подчинено всё

Ведь вклад этих ученых в науку, является важным моментом в споре о религии и науке. Поэтому в статье будет подробно рассказано об их научных достижениях. Конечно, в одной статье невозможно рассказать обо всех ученых связывающих свою веру в Бога с научной деятельностью. Поэтому, вспомним наиболее известных из них и посмотрим, что каждый из них дал науке. В статье использованы материалы из различных источников.

Чаще всего противники совместимости науки и веры аргументируют свою точку зрения достижениями в космонавтике, астрономии и авиастроении. Но все приводимые ими аргументы по свое сути являются отголоском популярного в хрущевские времена утверждения «Вот Гагарин в космос летал, но Бога там не видел». Как можно воспринимать такие доказательства всерьез, зная, что основатель советской космонавтики Сергей Павлович Королев постоянно жертвовал на содержание православных монастырей? Кстати, среди ученых, работавших в Конструкторском бюро Сергея Павловича, было много верующих людей. Например, заместитель Королева по полетам, сын священника, генерал-полковник Леонид Александрович Воскресенский, даже в Сталинские времена, не прерывал своей дружбы с православными священниками и посещал службы в Православных храмах.

Глубоко верующим человеком был и Борис Викторович Раушенбах (правая рука Королева), академик, член-корреспондент АН СССР выдающийся ученый в области механики и процессов управления, один из основоположников российской космонавтики. Он писал: «Замечу, что все чаще люди задумываются: не назрел ли синтез двух систем познания, религиозной и научной?… я уже говорил, что математика красива, но, с другой стороны, и религия — это логика… Существование логически строгого богословия наряду с глубоко интимным религиозным переживанием и красота сухих математических доказательств, свидетельствуют о том, что на самом деле разрыва (прим. – между наукой и религией) нет, есть целостное восприятие мира».

Известны труды Бориса Викторовича в Богословии. В его работе об иконе был четко сформулирован закон обратной перспективы. По этому закону человек постепенно входя в содержание иконы, начинал смотреть на свою жизнь глазами тех, кто изображен на иконе. Не менее значительной была его работа о Троице. В ней он приблизил догмат Троицы к пониманию современного человека. Содержание этой работы очень важно для людей только вступающих в Церковь.

Известны священники, которые сочетают работу в НИИ и службы в храме

Интересна судьба и сотрудницы конструкторского бюро Королева майора Наталии Владимировны Малышевой (в монашестве матушки Адрианы). Она была единственной женщиной в комиссии по испытанию ракетных комплексов. Наталья Владимировна ушла на фронт студенткой 3 курса. Через две недели после этого в одном из боев погиб ее жених, военный летчик Михаил. Она прошла всю Великую Отечественную войну разведчицей. Служила в штабе К. Рокоссовского, дошла до Берлина. Была награждена боевыми орденами и медалями. Наталья Владимировна всегда вспоминала случай из своей фронтовой жизни, который привел ее к Богу: «Мне кажется, я до сих пор ощущаю то волнение, когда в разведку ушли наши товарищи. Внезапно послышалась стрельба. Потом снова стало тихо. Неожиданно сквозь метель мы разглядели ковыляющего товарища — к нам шел Саша, один из ушедших в разведку. Вид у него был ужасный: без шапки, с искаженным от боли лицом. Он рассказал, что они наткнулись на немцев, и Юра, второй разведчик, тяжело ранен в ногу. У Саши ранение было легче, он все равно не смог вынести товарища. Перетащив его в укрытое место, сам с трудом приковылял к нам для сообщения. Мы оцепенели: как спасти Юру? Ведь добираться до него надо было по снегу без маскировки. Сама не знаю, как случилось, но я стала быстро снимать с себя верхнюю одежду, оставшись только в белом теплом белье. Схватила сумку, в которой был комплект экстренной помощи. Сунула за пазуху гранату (чтобы избежать плена), перетянулась ремнем и бросилась по оставленному Сашей на снегу следу. Остановить меня не успели, хотя и пытались. Когда я нашла Юру, он открыл глаза и прошептал: «Ой, пришла! А я думал, вы меня бросили!». И так он на меня посмотрел, такие у него были глаза, что я поняла — если такое еще раз будет — пойду еще и еще раз, только бы вновь увидеть такую благодарность и счастье в глазах. Нам надо было ползти через место, которое простреливали немцы. Одна я проползла его быстро, а как быть вдвоем? У раненого была разбита одна нога, другая нога и руки были целы. Я перетянула его ногу жгутом, соединила наши ремни и попросила помогать мне руками. Мы двинулись ползком в обратный путь. И вдруг неожиданно пошел густой снег, как по заказу, словно в театре! Снежинки склеились, падали «лапками», и под этим снежным покровом мы проползли самое опасное место… Потом поделилась этой историей с близкими друзьями. Сын одного из них, принявший впоследствии монашество, произнес, ставшие для меня откровением слова: «Неужели вы до сих пор не поняли, что вас все время хранил Господь, и кто-то сильно молился за вас и ваше спасение?».

С этого момента Наталья Владимировна стала задумываться о своей жизни. Вспомнила удивительные случаи своего спасения в ситуациях, в которых вроде бы спасения не могло быть. Она постоянно рисковала жизнью. Когда шла на разведку в деревню, где случилось предательство, и ее ждали, чтобы пытать и убить. Когда во вражеском тылу во время передачи разведданных по рации, ее обнаружил немецкий офицер и неожиданно отпустил. Когда во время самых тяжелых боев в Сталинграде открыто ходила по улицам города с белым флагом и на немецком убеждала фашистов прекратить огонь и сдаться. И ни разу не была ранена. 18 раз переходила линию фронта и всегда удачно. Вспомнила и другие необъяснимые с человеческой точки зрения события. Это заставило Наталью Владимировну многое пересмотреть в своей жизни и прийти к Богу. После войны она успешно закончила МАИ и была принята на работу в конструкторское бюро С.П. Королева. У сотрудников Конструкторского бюро пользовалась заслуженным авторитетом, как специалист и ученый. Много лет проработала в космическом ракетостроении. Но, чтобы принять самое активное участие в восстановлении православного Пюхтицкого подворья в Москве Наталья Владимировна в 2000 году приняла монашеский постриг с именем Адриана. Скончалась 4 февраля 2012 года.

Люди, рассказывающие о ее жизни, восхищаются тем, как она до последних дней помогала страждущим, отвечала на звонки, давала советы, решала тяжелые проблемы, помогала нуждающимся даже деньгами, отложенными с пенсии.

Много верующих ученых есть и в астрономии. Например, православной была доктор физико-математических наук Елена Ивановна Казимирчак-Полонская, выдающийся ученый-астроном. Елена Ивановна много лет была председателем научной группы по динамике малых тел при Астрономическом совете АН СССР. За разработки в области астрономии стала лауреатом премии Академии наук СССР им. Ф.А. Бредихина. Как признание огромных заслуг в развитии астрономии ее именем назвали одну из малых планет Солнечной системы. Кроме астрономии Елена Ивановна увлекалась философией и была доктором философии Варшавского университета. С 1980 года активно работала в области библиистики (переводила богословские работы, т.к. хорошо владела польским, французским и немецким языками). В 1987 году приняла монашеский постриг с именем Елена.

Здесь же можно вспомнить и об открытиях выдающегося ученого нашего времени Наджипа Хатмулловича Валитова (1939 — 2008), профессора кафедры общей химической технологии и аналитической химии БашГУ, доктора химических наук, академика Нью-Йоркской Академии Наук. Будучи физико-химиком сделал ряд открытий, признанных мировым сообществом ученых, в различных областях науки, в том числе и связанной с космосом.

Наджип Хатмуллович постоянно повторял: «Сначала я доказал бытие Бога формулами. А потом открыл Его в своем сердце». Строгим языком формул Валитов доказал, что любые объекты во Вселенной взаимодействуют друг с другом мгновенно, независимо от расстояния между ними. А это подтверждает существование во Вселенной единой Высшей силы. После того, как ученый сделал это открытие, он перечитал Священное Писание и выразил восхищение, насколько точно в текстах Божественного Откровения обозначена суть его научного открытия: «Да. Есть Сила, которой подчинено все. Мы можем называть ее Господом…».

Он же доказал, что «в равновесных обратимых процессах время может превращаться в массу и энергию, а затем претерпевать обратный процесс». Значит воскрешение мертвых, на что указывает Священное Писание, возможно. Профессор предложил проверить свои выводы научным оппонентам из атеистов. И они не смогли ничего в его трудах опровергнуть.

Мы видим верующих людей и среди авиаконструкторов. Из них нам наиболее знакомы Андрей Николаевич Туполев, Роберт Бартини, Михаил Леонтьевич Миль, Павел Владимирович Сухой, Николай Николаевич Поликарпов. Они никогда не скрывали своей веры в Бога.

Одним из подтверждений этого является жизнь Н.Н. Поликарпова. Родился будущий авиаконструктор в семье сельского священника. Учился в семинарии, в дальнейшем поступил в «Политех» Петербурга. Начинал конструкторскую работу в 1916 году, работая на РБВЗ, где совместно с Сикорским создавал самолет «Илья Муромец». Всегда ходил в Церковь и постоянно носил крестик. Внук Поликарпова рассказывал: «То, что дед был верующим, в семье, разумеется, помнили. Рассказывали, как он ездил к образу Иверской Божией Матери, который после разрушения часовни возле Воскресенских ворот Кремля был перенесен в храм Воскресения в Сокольниках. Оставлял машину на значительном расстоянии от церкви и шел туда пешком. Шофер потом с улыбкой говорил: «Будто я не знал, куда Николай Николаевич ходит».

Здесь так же можно вспомнить и Богословские труды Игоря Ивановича Сикорского, ученого авиаконструктора и изобретателя. В 1918 году Сикорский был вынужден эмигрировать из России в США. В начале 40х годов ХХ века стал пионером вертолетостроения. В Америке его Богословские сочинения получили широкую известность. Например, его работа «Oтче Наш. Размышления о Молитве Господней» у православных Америки пользуется заслуженным авторитетом. Игорь Иванович принимал активное участие и в строительстве православного храма Джорданвильского монастыря в Коннектикуте. Ему, единственному, доверили произнести перед другими эмигрантами из России речь в честь 950-летия Крещения Руси.

Возможно, будет интересным и то, что среди современных православных священников много докторов и кандидатов наук. Назову некоторых из наиболее известных. Благодаря доктору медицинских наук иеромонаху Анатолию (Берестову) и доктору медицинских наук, заслуженному врачу РФ, священнику Григорию (Григорьеву) тысячи людей были спасены от наркотической и алкогольной зависимости. А священник Сергий (Вогулкин) — доктор медицинских наук, профессор, одновременно является проректором по науке и развитию Уральского гуманитарного института.

Так же продолжает совмещать служение в Церкви с работой старшего научного сотрудника в институте психологии Российской Академии наук, кандидат психологических наук, священник Владимир (Елисеев).

Многие психологи сегодня пользуются разработками по подростковой и юношеской психологии монахини Нины (Крыгиной), которая до принятия монашества была профессором Магнитогорского университета.

Современные специалисты высоко оценивают научные работы священника Александра (Половинкина) — заслуженного деятеля науки России, профессора, доктора технических наук. В одном ряду с ними замечательный ученый Сергей Кривочев. В двадцать пять лет защитил кандидатскую диссертацию, в двадцать девять — докторскую. Работал на кафедре кристаллографии СПбГУ в должности профессора и заведующего. За выдающийся вклад в развитие науки награжден медалями для молодых ученых Российского минералогического общества, Российской академии наук и Европейского минералогического союза. Состоял стипендиатом Национального научного фонда США и стипендиатом фонда им. Александра фон Гумбольдта. Соавтор открытия 25 новых минеральных видов на месторождениях России (в честь него назван новый минерал кривовичевит). В 2004 году Сергей Кривочев был рукоположен в сан диакона. Список православных священников-ученых можно долго продолжать.

В статье рассказано об ученых православного вероисповедания. Но, так же необходимо вспомнить и о том, что более половины лауреатов Нобелевской премии не скрывают своей веры в Бога. Среди них православные, иудеи, католики, мусульмане, лютеране и представители других мировых религий. Пример жизни верующих ученых и есть самое лучшее доказательство того, что наука и вера могут успешно взаимно дополнять друг друга. Ну что здесь еще можно добавить к спору о совместимости науки и веры в Бога?

Об авторе: Чепелев Леонид Анатольевич, педагог-психолог, учитель истории, ГУО «Средняя школа №23 г. Могилева», Беларусь.

Стало известно, сколько людей на Земле верят в Бога

  • 29.04 18:47Кабмин снял ограничение для бизнеса по кредитам под 0%
  • 29.04 18:27Данные ужасают: стало известно, сколько всего медиков в Украине заражены COVID-19
  • 29.04 18:17Шмыгаль заявил о готовности рассмотреть предложение по выезду заробитчан в ЕС
  • 29.04 17:57Польша придумала, как заманить обратно украинских заробитчан: подробности
  • 29.04 17:47На Киевщине скорая помощь попала в ДТП из-за пьяного водителя: ранены медики
  • 29.04 17:03Разумков утвердил внеочередное заседание Рады в четверг
  • 29.04 16:57Под Киевом еще в одном общежитии выявили массовое заболевание COVID-19
  • 29.04 16:54В Украине смягчили карантин: заявление премьер-министра
  • 29.04 16:47Кабмин обнародовал требования по работе продовольственных рынков
  • 29.04 16:37Стало ясно, кто виноват в массовых смертях украинцев от коронавируса
  • 29.04 16:07Янукович согласен ответить на вопросы ГБР лишь по видеосвязи
  • 29.04 16:07Камельчук: Карантин затягнувся занадто довго
  • 29.04 16:03В Украине уже в мае могут заработать около 900 рынков
  • 29.04 15:47В НАН рассказали, когда в Украине наступит пик летальных случаев из-за COVID-19
  • 29.04 15:37Украинцев предупредили о пересчете пенсий с мая: названы размеры выплат
  • 29.04 15:07Чаплыга: Под соусом коронавируса идет передел рынка
  • 29.04 15:03В Раде высмеяли программу Кабмина Шмыгаля и отправили на доработку
  • 29.04 14:57Стало известно, как изменятся тарифы на газ с мая
  • 29.04 14:27Критерии Минздрава об открытии рынков прошли барьер Кабмина: решение за Госпродспоживслужбой
  • 29.04 14:17Пневмония ни при чём: ученые раскрыли интересные детали протекания болезни COVID-19

Ученые физики верят в Бога

Еще в 70-е гг. была издана книга «Мы верим», в которой 53 выдающихся ученых, из них многие – Нобелевские лауреаты, убедительно свидетельствуют о своей непоколебимой вере в Господа Иисуса Христа. «Нам с детских лет внушалось, что Бога нет, что его придумали темные, невежественные люди, дикари, не умеющие объяснить явления природы. Надеемся, что неоспоримый авторитет гениев и грандиозность их достижений развеяли как дым это заблуждение».

Ученые физики верят в Бога

Давид Р. Инглис, один из руководителей Национальной физической лаборатории США пишет: «Мы (физики) видели дело рук Создателя в этом мире, что неведомо другим людям… Это дает мне и многим моим сотрудникам чувство, что есть что-то великое и прекрасное. Это нечто является причиной создания Вселенной, и эта причина не может быть нами понята».

Жюль С. Дюшезн — председатель департамента атомной и молекулярной физики (Бельгия) доктор добавляет: «Связь науки с религией никогда не была такой близкой и тесной, как в наше время. Ученые, изучающие космическое пространство, открыли так много прекрасного и неожиданного, что сегодня труднее убедить ученого, что Бог не существует…».

Исаак Ньютон (1643-1727) физик и математик, проникший в тайны строения и движения вселенной, говорил: «Чудесное устройство космоса и гармония в нем могут быть объяснены лишь тем, что космос был создан по плану всеведущего и всемогущего существа. Вот – мое первое и последнее слово». Ньютона спросили: кто же чудесно соберет рассеявшиеся в прах тела умерших, чтобы образовать новые тела. Ученый молча взял горсть железной пыли, смешал эту пыль с пылью земляной и спросил: «Кто выберет железные опилки из этой смеси?» При общем недоумении ученый взял большой магнит и стал водить над смесью. В ней обнаружилось движение, послышался шелест, и железные опилки стали прилипать к магниту. Серьезно по смотрел Ньютон на присутствующих и сказал: «Тот, кто такую силу сообщил бездушному камню, уже ли не может совершить большего чрез наши души, когда им потребно будет облечься в прежние, но обновленные тела?».

Роберт Эндрюз Милликен (1868–1953), в 1923 году стал первым из рожденных в Америке лауреатом Нобелевской премии по физике, который подвергал идею натурализма (мировоззрения, согласно которому существует лишь материальный мир). Он писал, что французские философы восемнадцатого века «забыли, что суть научного метода заключается в том, чтобы придерживаться экспериментальных фактов, и не делать предположений, превосходящих диапазон наблюдений. Не следует поддаваться соблазну таких обобщений, сделавших бессильной греческую философию, и превративших науку Галилея и Ньютона в механическую философию, в которой все прошлое и будущее можно было рассчитать исходя из позиций и движений инертных материальных тел, и при которой человек превратился в машину». Он пришел к выводу, что хотя материализм иногда и называется научным, по своей методике и сути он ненаучен, поскольку в основном строится на предположениях и догмах. Милликен осознал, что новейшие научные открытия доказали, что для научного прогресса ученые должны «четко придерживаться научного метода и избегать применения обобщений к другим сферам, кроме тех, где экспериментальные наблюдения подтвердили их обоснованность». Наука должна руководствоваться лишь «неоспоримыми фактами», не зависимо от того, вписываются ли они в наше мировоззрение. Милликен отмечал, что, согласно суждениям материализма 18-го и 19-го века предполагалось, что наша вселенная состоит из определенного количества неизменных атомов, «а затем были обнаружены неоспоримые факты, доказывающие, что некоторые из этих атомов постоянно преобразуются в другие атомы, и догма о постоянных элементах была разрушена». Затем в рамках материализма предполагалось, что вселенную можно объяснить движениями неких «материальных» частиц а затем были обнаружены неоспоримые факты, доказывающие, что материя может преобразовываться в излучаемую энергию или в электромагнитные волны, что разрушило такое понятие как «материализм».
Теория материализма уверяет нас в том, что всю вселенную можно объяснить «законами механики Галилея и Ньютона, которые всегда работают в рамках масштабных явлений. А затем были обнаружены неоспоримые факты, (например, связанные со специфическими тепловыми излучениями при низких температурах), при которых законы механики Галилея и Ньютона просто не работают, и догма универсальности законов механики была разрушена». Материализм предполагал универсальность законов электродинамики, но вскоре «была обнаружена сфера, связанная со спектроскопическими и рентгеновскими явлениями, при которых эти законы не работали. И еще одна догма рассыпалась в прах. Затем материалистическая философия предположила, что свет – это либо электромагнитные волны, либо мельчайшие частицы. Теория о том, что он может быть и тем и другим, казалась непоследовательной и невнятной, но снова же, обнаружились неоспоримые факты, продемонстрировавшие, что как бы непонятно это ни было, свет в одно и то же время является и волнами и частицами, и сейчас каждый физик принимает эти очевидно противоречивые факты… Затем материализм предположил, что поскольку закон взаимодействия тел при медленной скорости был доказан, он сработает и при высоких скоростях. Однако появились жесткие факты, опровергнувшие обоснованность этого обобщения, и это породило теорию относительности».
Роберт Милликен пришел к выводу, что в результате этих открытий — «догматический материализм в физике погиб, догматизм в любом виде противоречит самой сути научного метода, который заключается в том, чтобы непредвзято собирать неопровержимые факты, и давать им возможность говорить самим за себя, не ограничивая их предвзятыми идеями, обобщенными философиями или универсальными системами». Он считал, что натурализм, это мировоззрение «иррациональное и ненаучное», поскольку оно предполагает, что «за всеми явлениями природы, не стоит ничего, кроме некой слепой силы. И все это при том, что он видит доказательства того, что он называет умственными способностями в работе своего мозга, и в бесчисленном количестве других разумов, которые являются частью природы… Атеизм, фактически – это философия пессимизма, отрицающая существование какой-либо цели или направления в природе, или какой-то причины, по которой нам следует пытаться вписаться в эту схему развития или улучшить ее. Милликен заявил: «Каждый мыслящий человек верит в Бога. Печально, что многие ученые пытаются доказать доктрину эволюции, ведь на самом деле этого не может сделать ни один ученый». Он отметил, что научные открытия заставили ученых осознать, что современная наука «постепенно учится ходить в смирении с Богом, и, осваивая этот урок, она делает свой вклад в религию… Сочетание науки и религии… дает сегодня единственное основание для интеллигентной жизни, и что религия и наука являются двумя величайшими родственными силами, которые всегда вели и продолжают вести человечество вперед и вверх. Когда наукой были открыты законы физики, они подтвердили учение христианства и опровергли учения язычников. Законы физики позволили человечеству познать Бога, Который действует через законы установленные Им. Это Бог, открывший нам природу порядка, природу способности к познанию; природу, которую можно предсказать; природу, на которую можно положиться; природу, возможно, безграничных сил, которые можно познать, а затем приручить во благо человечества».

Максу Планку (1858-1947), знаменитому профессору физики Берлинского университета, основателю квантовой теории, лауреату Нобелевской премии, одному из основателей современной физики принадлежат следующие высказывания: «И религия и естествознание нуждаются в вере в Бога, при этом для религии Бог стоит в начале всякого размышления, а для естествознания – в конце. Для одних Он означает фундамент, а для других – вершину построения любых мировоззренческих принципов… Куда бы мы не обращали наши взоры, каким бы ни был предмет нашего наблюдения, мы нигде не находим противоречия между наукой и религией; мы скорее констатируем их абсолютную гармонию в основных пунктах, особенно в области естествознания. Как религия, так и наука, в конечном результате, ищут истину и приходят к исповеданию Бога. Первая представляет Его как основу, вторая – как конец всякого феноменального представления о мире». Свой доклад, прочитанный в мае 1937 года в Дерптском (Тартуском) университете, Планк завершил такими словами: «Следует неутомимо и непрестанно продолжать борьбу со скептицизмом и догматизмом, с неверием и суеверием, которую совместно ведут религия и естествознание, а целеуказующий лозунг в этой борьбе всегда гласил и будет гласить: к Богу!».

Михаил Идворский Пупин на протяжении 40 лет был профессором колумбийского университета. Многие достижения этого ученого до сих пор широко используются во всем мире. Он верил, что красота и порядок во Вселенной являются «проявлениями совершенного Божьего Слова (что в Евангелии Иоанн1:1,14 называет Сына Божия — Христа), по которому всё начало существовать». Его взгляд на Сотворение привели его к тому, что Бог и Его творение постоянно обращаются к нам. Пупин считал, что законы физики – это проявление Творца. Да, люди смертны, но: «Законы, которым подчинены и всегда были подчинены звезды и планеты, неизменны. Не существует ни одного природного процесса, с помощью которого эволюционировали бы вечные понятия. Их существование является наилучшим философским доказательством того, что за всем сущим стоит неизменное вечное божество. Наука подсказывает нам, как разумно сотрудничать с Богом. Наука учит людей Его законам и тому, как им подчиняться. Наука доказывает, что человеческая душа является самой ценной субстанцией во всей Вселенной, главным замыслом Творца. Наука приближает нас к Богу… Наука не противоречит идее о бессмертии человеческой души. Наука всё больше и больше раскрывает Божью славу». Всякий раз, когда мы находим что-то в этом мире, мы понимаем, что: «перед нами небесное послание новой истины, которая является лишь маленькой частью Вечной Истины – т.е. Бога. Когда Ньютон разгадал послание, переданное ему движением планет вокруг Солнца, он открыл новую истину – истину, долгое время таившуюся в слове «гравитация». Люди могут «думать, что наука никогда не проникнет в тайны, находящиеся за её пределами, но наша вера убеждает нас в том, что за непроницаемым покровом этой вечной основы находится трон божественной силы, души физического мира, действие которой мы видим в исследовании физических явлений… Научное исследование приближает нас к Творцу больше, чем любая теология, придуманная человеком. Развитие этой мысли, несомненно, является одним из идеалов американской науки. Учитывая этот идеал, между наукой и религией, конечно же, не может быть никакого противоречия… Мы учим людей тому, чтобы они всей душой искали Господа Бога, прислушивались к Его небесным посланиям и знали, что помогая расшифровывать эти послания, они подготавливают те маленькие частицы Божьей вечной истины, которые помогают развивать человеческую жизнь».

Элмер Энгстром — американский ученый в области цветного телевидения, на вопрос о происхождении Вселенной заявил: «Я вижу хорошо продуманный и разработанный план, по которому было совершено Творение… О спланированной, предопределенности Вселенной говорит и наличие в ней выполняющихся физических законов… Каждый открытый учеными в прошлые столетия физический закон есть свидетельство не только познаваемости мироздания, но и его предопределенности созданным заранее планом. Поскольку в не смоделированном заранее мире вообще никаких законов быть не может! Такой неупорядоченный, «самопроизвольный» мир имеет неорганизованную структуру и называется «хаос». В отличие от иерархически структурированного, организованного по единому плану мира, в котором мы живем, называемого «космос», что в переводе с древнегреческого значит «порядок»!

Х’ю Росс має докторський ступінь у галузі астрофізики, здобутий в Університеті Торонто. З дитинства він хотів знати, чому Всесвіт саме такий, як є. У 17 років вирішив вивчати різні релігії світу, щоби побачити, чи може якась з них бути повідомленням від Творця. Індуїзм, буддизм, іслам — жодна з цих та інших релігій не переконала його в їхній правдивості з погляду науки. Але коли він взяв у руки Біблію, то помітив, що ця книга геть відрізняється від усіх інших релігійних книг. На відміну від них, Росс не знайшов у Біблії «повторень та загальності». Він зауважив, що в ній згадуються місця, пункти в історії, науці та географії, речі, які легко можна перевірити. Більше того, Біблія сама до цього заохочує. Величезне враження справив на Х’ю перший розділ Книги Буття, опис сотворення світу. Він побачив у ньому елементи наукових методів. Він зрозумів, що вони насправді походять з Писання. «Біблійні дослідники читали Біблію, відкривали цей метод і застосовували його в своїх наукових дослідженнях. Це було початком наукової революції», — пояснює Росс. На другий день творіння Бог відділив води вгорі від вод внизу. «Води внизу стосуються поверхні Землі, а вгорі — водяної пари, атмосфери. Так Бог створив стабільний водний цикл», — зазначає астрофізик. На третій день творіння Бог зібрав води. «Тепер замість океанів по всій поверхні Землі виникли океани та континенти, почали з’являтися маси землі», — пояснює він. Тоді Бог наказав, щоби земля вивела з себе рослини. На четвертий день творіння Бог сказав, щоби з’явилися великі світила, тобто Сонце та Місяць, і зірки. «Тоді Бог створив істоти, які мають розум, емоції та волю, тобто душу. І нарешті, людину. Єдине створіння, яке має тіло, душу і дух. Це дає нам змогу спілкуватися з Богом. «Це робить нас здатними ставити такі питання, як “Хто я?”, “Хто мене створив?”, “Чому я тут?”» — вказує науковець. За його словами, саме біблійний опис створення світу, єдиний з усіх «священних» книг, відповідає тому, що насправді відображає природа. Росс зазначає, що Писання представляє події, пов’язані зі створенням світу, у правильному порядку. «Ймовірність того, що Мойсей написав це в правильному порядку, була дуже невелика. Як він міг описати все так докладно без інформації, натхненої Творцем Всесвіту?» — запитує він. За його словами, в усьому Святому Письмі міститься 25 описів, обсягом у розділ або більше, присвячених цій темі. Тоді як у книгах інших релігій таких описів є один або два. Наприклад, 38 та 39 розділи Книги Іова «проводять нас через усі події шостого дня творіння. Вони описують його і дають нам більше наукових подробиць із цієї теми». Крім того, за його словами, Біблія «передбачила» понад 200 майбутніх наукових відкриттів. «Я зрозумів, що книга, яку ми називаємо Біблією, більше заслуговує на довіру, ніж другий закон термодинаміки», — сказав він.
Усе це привело його до рішення довіряти Святому Письму, а насамперед, Ісусові Христу як своєму Спасителю. «Коли я прочитав цю книгу (Біблію), то зрозумів, що кожен, хто присвятив себе Ісусу Христу, присвятив себе також ділитися тим, що відкрив, з іншими», — заявив Росс.

Артур Комптон, лауреат Нобелевской премии в области физики: «По моему мнению, вера начинается с осознания того, что Вселенная и Человек были сотворены Высшим Разумом. Такую веру мне иметь не сложно, ведь трудно поспорить с тем, что наличие плана доказывает наличие разума. Упорядоченная развернутая Вселенная свидетельствует об истинности самых величественных слов, произнесенных когда-то: «В начале Бог…».

Доктор Роберт Милликан (1868-1953), один из самых известных американских физиков: «Все, что я вижу, помогает мне доверять Богу во всем, чего я не вижу. За каждым часовым механизмом должен стоять часовщик, а, значит, и за точностью замысловатого механизма Вселенной должен стоять божественный Конструктор и Творец!».