Скрипка ротшильда чехов

Краткое содержание Чехов Скрипка Ротшильда

Яков Иванов – гробовщик лет семидесяти, бедно живущий вместе с женой Марфой в маленьком городе. Иногда Якова приглашали играть на свадьбу в еврейском оркестре. Он не любил всех музыкантов, а особенно рыжего худощавого флейтиста Ротшильда, всегда игравшего очень грустно.

Гробовщик часто считал свои убытки. То день нерабочий, то полицейский надзиратель уедет умирать в другой город. Однажды Яков проводил день в таких подсчетах, как вдруг слегла его жена. Марфа объявила, что умирает, и, казалось, была рада этому. За всю совместную жизнь муж ни разу не приласкал её, не принес подарка, а от постоянных убытков она пила только горячую воду.

На следующий день Яков с женой отправились к доктору. Фельдшер выписал порошки, но предупредил, что для старушки они всё равно бесполезны. Вернувшись домой, мастер рассчитал, что ближайшие четыре дня праздничные и гроб нужно делать сегодня. С Марфы сняли мерки, она легла, а Яков принялся за дело. Вдруг жена вспомнила, как пятьдесят лет назад у них родился ребёнок, но умер. Гробовщик ничего не помнил.

Приходил батюшка, и на утро Марфа скончалась. Яков был доволен, что похороны обошлись недорого, но по пути с кладбища опять вспомнил их с женой жизнь. Он осознал, что никогда её не ценил. В этот момент к нему подошёл Ротшильд. Еврей передавал, что скрипача вызывают на концерт. Разъярённый Яков прогнал флейтиста.

Гробовщик спустился к реке. Вдруг он увидел вербу, про которую ему говорила Марфа, вспомнил про умершею дочку. Он сел и начал думать. Перед ним открывались всевозможные идеи заработка, которые он мог бы использовать. Вместо этого он всю жизнь потратил на ругань, ненависть и подсчет убытков. Якову стало стыдно за то, что он плохо обращался с женой, напугал флейтиста.

Утром гробовщик сам направился к доктору. По его тону было понятно, что Якову осталось недолго. Он не боялся смерти, ему было жаль лишь скрипку, которая оставалась без хозяина. Придя домой, Яков сыграл очень проникновенную и печальную мелодию. К нему зашёл Ротшильд, восторженный игрой. Вечером на исповеди гробовщик просил передать скрипку еврею.

Игра на этом инструменте прославила Ротшильда. Он повторял мелодию, сыгранную Яковом, во всех купеческих и чиновничьих домах по несколько раз за день.

Это произведение показывает неразрывную связь человека с искусством, учит с добротой и любовью относиться к окружающим и всегда искать новые возможности.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Чехов. Все произведения

  • Альбом
  • Анна на шее
  • Архиерей
  • Беглец
  • Беззащитное существо
  • Безотцовщина
  • Белолобый
  • В овраге
  • Ванька
  • Вишнёвый сад
  • Враги
  • Глупый француз
  • Горе
  • Гриша
  • Дама с собачкой
  • Детвора
  • Дом с мезонином
  • Драма на охоте
  • Душечка
  • Дуэль
  • Дядя Ваня
  • Егерь
  • Жалобная книга
  • Злой мальчик
  • Злоумышленник
  • Иванов
  • Ионыч
  • Канитель
  • Каштанка
  • Крыжовник
  • Леший
  • Лошадиная фамилия
  • Мальчики
  • Маска
  • Медведь
  • Моя жизнь
  • Мужики
  • На мельнице
  • Налим
  • Невеста
  • О любви
  • Орден
  • Остров Сахалин
  • Палата №6
  • Пари
  • Переполох
  • Пересолил
  • Письмо к учёному соседу
  • Попрыгунья
  • Предложение
  • Радость
  • Размазня
  • Репетитор
  • Свадьба
  • Скрипка Ротшильда
  • Скучная история
  • Случай из практики
  • Смерть чиновника
  • Спать хочется
  • Степь
  • Страшная ночь
  • Студент
  • Счастье
  • Толстый и тонкий
  • Тоска
  • Три года
  • Три сестры
  • Унтер Пришибеев
  • Учитель словесности
  • Хамелеон
  • Хирургия
  • Цветы запоздалые
  • Чайка
  • Человек в футляре
  • Чёрный монах
  • Шведская спичка
  • Шуточка
  • Юбилей

Скрипка Ротшильда. Картинка к рассказу

  • Нагибин

    Юрий Маркович Нагибин – талантливый человек, известный писатель, сценарист. Родился в середине двадцатого года в столице. Папа Юры, Кирилл Александрович, за несколько месяцев до рождения сына был расстрелян

  • Краткое содержание Шиллер Вильгельм Телль

    В романе Вильгельм Телль показаны непростые времена, когда происходило становление Швейцарии. Страна была поделена на три кантона, которыми управляли наместники императора.

  • Краткое содержание Белов Весенняя ночь

    Бурная фантазия, река, паром и работа… Что еще нужно для мальчика, которому всего 10 лет. Вот именно таким романтиком был Вася. Конечно, он не один работал, а с паромщиком Кириллом.

  • Краткое содержание Лавкрафт Хребты безумия

    Повествование ведется от лица ученого, который старается остановить экспедицию в Антарктику. В своей прошлой экспедиции он стал свидетелем страшных событий, о которых клялся никому не рассказывать

  • Краткое содержание Шукшин Микроскоп

    «Заготзерно», — небольшая мастерская, где работает столяром Андрей Ерин. Мужик он обычный, любит хорошенько выпить, но и работает неплохо, а еще он считает себя в глубине души исследователем

Виктория Шелягова

Виктория Шелягова – российская светская львица, жена бизнесмена Олега Шелягова.

Биография Виктории Шеляговой

Виктория Шелягова (в девичестве Хоканне) родилась в Ленинграде (Санкт-Петербург) в 1973 году. В детстве она посещала специализированную школу с английским уклоном, а после ее окончания поступила в Ленинградский институт культуры. Также она посещала искусствоведческие курсы в Эрмитаже.

По происхождению Виктория частично относится к финнам, о чем говорит ее девичья фамилия – Хоканне («сосна»).

В конце 2000-х годов, после повторного замужества переехала в Москву, где быстро приобрела статус светской львицы.

Виктория Шелягова: «Мне кажется, что, если специально ничего не хочешь, у тебя все естественно получается. Выходила в свет с подругой Татьяной Торчилиной, которая работает в Cartier, у нее же на мероприятии познакомилась с Эдиком Радзинским, а дальше все само собой пошло. Я не знаю до конца, попала в московский свет или нет. У всех свои тусовки».

Шелягова любит выбираться на различные светские мероприятия. Считается, что она показывает пример хорошего стиля. Она также во всем стается поддерживать своего мужа, в том числе однажды провела фотосессию на кладбище. Получившиеся снимки со светской львицей и женой «гробовщика» получили неоднозначные отклики. Но сама Виктория полагает, что этот фотопроект – ничуть не хуже любого другого.

Виктория Шелягова: «Смерть — это всегда страдания не ушедшего, а его близких, которые остаются на земле с болью потери. Гуляя по кладбищу XIX века, мы видим эту глубину любви и скорби, выраженную в красоте монументов, надгробий. Прощания теперь проходят быстро и без сильных эмоций. А это неправильно. Момент перехода из мирской жизни в вечную очень важен, и провожать нужно красиво. Мы с Олегом организовали компанию, которая помогает это сделать».

Виктория помогает мужу в его бизнесе: специально для его дела и клиентов она занималась разработкой приложения, которое позволяет упростить процедуру поддержания порядка на могиле.

В 2017 году Виктория завела свой аккаунт в instagram, который сегодня насчитывает около 80 тысяч подписчиков.

Личная жизнь Виктории Шеляговой

Впервые Виктория вышла замуж в начале 90-х годов. В 1996 году в браке родилась дочь Варвара. Позднее союз распался, и какое-то время Виктория воспитывала дочь одна.

Виктория Шелягова: «Я плохой воспитатель, слишком демократичный, у нас с Варей был трудный период. Но сейчас я смотрю на нее и понимаю, что она точная копия меня, только без страхов».

В 2005 году Виктория познакомилась с совладельцем ЗАО «Ритуал-сервис» Олегом Шеляговым. Это произошло на одной из пышных петербургских презентаций. Спустя два года, в 2007 году, Олег и Виктория узаконили свои отношения в ЗАГСе и вскоре после этого переехали в Москву.

В настоящее время Виктория постоянно проживает в Москве. При этом она совместно с мужем является владельцем участка земли на Сейшелах.

Виктория поддерживает хорошие отношения со своей взрослой дочерью и часто с ней встречается, хотя у них с Варварой был и «сложный период». В выпускном классе у Варвары начались проблемы с употреблением канабиса, из-за которых дочь Шеляговой почти отчислили из школы. Помогло только вмешательство отчима и строгий надзор матери. Варя была вынуждена расстаться со своим бойфрендом-наркоманом и сдавать экзамены. После этого она очень обиделась на мать и уехала поступать в Петербург, где живет отец. Она проучилась там всего год, после чего бросила вуз и несколько лет путешествовала по миру в поисках себя. Сегодня у дочери с матерью снова восстановились хорошие отношения.

Урок литературы в 10 классе «О ком плачет скрипка?» (по рассказу А.П.Чехова «Скрипка Ротшильда»)

Урок литературы в 10 классе

Тема урока: «Смысл, содержание, ценность человеческой жизни» (по рассказу А.П.Чехова «Скрипка Ротшильда»)

Цель урока: формирование ценностных представлений о главном смысле человеческой жизни на материале анализа рассказов А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда»

Задачи:1.Способствовать пониманию ключевых проблем изученния произведения.

2. Совершенствовать навык анализа произведения малой прозаической формы (развитие умений анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, структурировать материал, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы; развитие коммуникативных навыков).

3. Способствовать совершенствованию духовно-нравственных качеств личности, воспитание ценностных представлений о главном смысле человеческой жизни, активной жизненной позиции старшеклассников.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок-исследование.

Оборудование:

  • тексты рассказа А.П.Чехова «Скрипка Ротшильда»

  • фрагмента спектакля Кама Гинкаса (последняя часть трилогии «Жизнь прекрасна. По Чехову»; в ролях — Валерий Баринов, Арина Нестерова);

  • задания для экспертных групп;

  • мультимедийная презентация;

  • маркеры, 2 листа формата А3, клей, полоски цветной бумаги, заготовка линованной бумаги для построения графика.

Ход урока

  1. Мотивация

-В человеке все должно быть прекрасно

-Что вы можете сказать о творчестве А.П.Чехова Слайд

1.Работа с текстом до чтения.

— Как вы думаете, о чем будет рассказ А.П.Чехова «Скрипка Ротшильда»?

( о скрипке, антиквариате, о Ротшильде, который сделал скрипку…)

2. Работа с текстом во время чтения.

Чтение текста по цепочке

3. Работа с текстом после чтения

— Скажите, ваши предположения по поводу названию рассказа подтвердились? (нет)

-Какие ассоциации у вас возникают со словами названия рассказа?

(скрипка – это искусство, духовность, душа; Ротшильд- богатство, деньги, роскошь) — Слайд

— В этом рассказе, как в капле воды, отражается чеховское видение мира.

— Каким вопросом задается А.П. Чехов?

(вопрос о жизни и смерти души, о ее болезнях и путях выздоровления.)

— Своих «героев» он рассматривает не с точки зрения абстрактной правильности или неправильности их мыслей, чувств и поведения, а с точки зрения того, жива ли их душа.

II. Анализ рассказа.

1.- Назовите имя главного героя чеховского рассказа «Скрипка Ротшильда» (Яков Матвеевич Иванов, или Яков Бронза).

— Кто такой Ротшильд и почему его имя фигурирует в заголовке? (Ротшильд – рыжий тощий музыкант из еврейского оркестра, по иронии судьбы носивший фамилию известного богача Ротшильда, вместе с которым Бронза играет в оркестре и которому после смерти завещает свою скрипку).

— Саша, посмотри в интернете, кто такой Ротшильд? Какой след он оставил в истории.

2. Яков Бронза? Кто он: жив он или мертв?

( в группах определяют, что может значить прозвище Бронза?) -3 мин

(Прозвище. «Если бы Яков Иванов был гробовщиком в губернском городе, то, наверное, он имел бы собственный дом и звали бы его Яковом Матвеичем; здесь же в городишке звали его просто Яковом, уличное прозвище у него было почему-то Бронза». Почему?

(Возможный ход рассуждений:

бронза — это сплав меди с разными химическими элементами, главным образом металлами (олово, алюминий, бериллий, свинец, кадмий, хром и др.). Самый древний сплав бронзы (оловянная бронза) был выплавлен человеком в Бронзовый век, за 3 тыс. лет до н.э. Сейчас используются более дешёвые виды сплавов (безоловянные). Вряд ли Чехов, давая имя своему герою, вдавался в такие подробности, однако было бы странно предполагать, что герой назван словом, не вызывающим ассоциаций. Говоря о бронзе, автор, очевидно, говорил о древнем, очень прочном виде металла, зеленеющем от времени, но не теряющем своих свойств, из которого делаются пушечные ядра и церковные колокола, медали и монеты, скульптуры и памятники. Большинство изделий из бронзы отливают золотом!)

-Саша готов нам рассказать о Ротшильде.

(Ротшильд — международная династия банкиров и общественных деятелей. Основатель династии — Майер Амшель Ротшильд (1744-1812гг.), создавший банк во Франкфурте — на — Майне. Далее пятеро его сыновей контролировали 5 банков в крупнейших городах Европы: Париже, Лондоне, Вене, Неаполе и Франкфурте — на -Майне. Это всемирно известная фамилия, ассоциирующаяся с большим состоянием, богатством, именем и весом в обществе, банковским делом.)

-Что значит в вашем понимании бронза?

— Какие ассоциации с характером главного героя возникают у вас теперь?

(Очевидна

  • семантика силы (прочность) – «выше и крепче его не было людей нигде, даже в тюремном замке»;

  • времени (древность)- «ему было уже семьдесят лет»;

  • материального (монеты, золото и медали);

  • неживого (памятники) — «бронзовость» – грубость и бездушие.)

— Раскрыть значение прозвища поможет род занятий Бронзы. Кто такой Бронза? (Он – гробовщик)

— Что говорится в рассказе о настроении Якова? («Яков никогда не бывал в хорошем расположении духа, так как ему постоянно приходилось терпеть страшные убытки. Например, в воскресенья и праздники грешно было работать, понедельник — тяжелый день, и таким образом в году набиралось около двухсот дней, когда поневоле приходилось сидеть сложа руки. А ведь это какой убыток! Если кто-нибудь и городе играл свадьбу без музыки или Шахкес не приглашал Якова, то это тоже был убыток. Полицейский надзиратель был два года болен и чахнул, и Яков с нетерпением ждал, когда он умрет, но надзиратель уехал в губернский город лечиться и взял да там и умер. Вот вам и убыток, по меньшей мере рублей на десять, так как гроб пришлось бы делать дорогой, с глазетом.»)

— Всю свою жизнь, последние 50 лет Яков считает убытки. Как вы понимаете значение этого слова, и сколько раз употребляется оно в тексте (работа с опорой на словари)? (Слово «убытки» встречается в тексте рассказа 19 раз + однокоренное слово «убыточная» (жизнь). Прямое значение: убыток — выраженный в денежной форме ущерб (Толковый словарь русского языка Ожегова С., Шведовой Н.).

Это слово является ключевым в характеристике героя на данном этапе.

По ходу беседы заполняется таблица:

Параметр

Реалии рассказа

Ассоциации

Прозвище

Бронза

  • сплав (что-то неоднородное, неоднозначное)

  • сила, долговечность

  • «бронзовость – только ли грубость и бездушие?

  • «отливает золотом» — намек на что?

Главное занятие

гробовщик

расчетливый, скряга

Характер

никогда не бывал в хорошем расположении духа

угрюмый

Ключевое слово

убыток

главная жизненная установка

Обращаемся к тексту, расставляем последние акценты, необходимые для вывода по этой части урока:

Бронза

  • ждет с нетерпением смерти других и сердится, что умирают редко («досадно»);

  • «делал гробы хорошие, прочные» и считал это смыслом жизни;

  • «для мужиков и мещан он делал их на свой рост и ни разу не ошибся». По обычаю нельзя снимать мерки для гроба с живого человека. Сколько раз Бронза делал гроб по себе, по своим меркам!

  • мера жизни – мертвая, аршин, который нужен, чтобы сделать гроб;

  • вся его жизнь – жизнь среди гробов: «жил он бедно, как простой мужик, в небольшой старой избе, где была одна только комната, и в этой комнате помещались он, Марфа, печь, двухспальная кровать, гробы, верстак и всё хозяйство». Человек и вещь уравнены друг с другом, не исключая и самого Якова! Вещи одушевляются, люди овеществляются.

  • Не замечает перемен (лет 40-50 не был на реке)

Вывод по данной части урока:

Живущий в узком пространстве маленького городка, а практически – только собственного дома (в течение полувека Яков не замечает перемен в городке), постоянного круга людей и ждущий с нетерпением смерти других, герой на протяжении полувека духовно мертв, замкнут в тисках ложных жизненных установок, дурных чувств и мучительных, чаще всего – иллюзорных, расчетов. Будучи гробовщиком, он сам пребывает в гробу. В художественном мире Чехова эта метафора тяжелого, убогого и ложного существования как гроба есть инвариант образа футляра, в который заключена жизнь человека.

  1. Как происходит оживление – преображение героя (переломный момент в развитии характера)

Слайд 4. Преображение героя.

Учитель:

И живет такой жизнью Яков уже больше 50 лет. Но особенность манеры Чехова – показать героя в переломный момент его жизни.

Показать, как меняется герой на протяжении рассказа, используя символику цвета, попросим 1 группу экспертов, символику звука – другой группе.

Задания экспертам:

  1. Составить цветовую диаграмму восприятия чеховского рассказа с помощью полосок цветной бумаги, выделив в тексте слова со значением цвета (задания экспертам 1)

  2. Построить график звуковых ассоциаций, характеризующих преображение Якова (задания экспертам 2)

Параллельно идет работа с классом: характеристика героя по поступкам, действиям.

— Какой момент можно считать первым шагом на пути возрождения героя? (Смерть жены Марфы. Именно смерть жены становится исходной точкой в постепенном прозрении героя, отправной точкой эволюционного пути его характера, его преображения. Только теперь, когда Марфе осталось жить ровно сутки, он вдруг «понял, отчего у нее теперь такое странное, радостное лицо, и ему стало жутко». С этого момента появляются элементы рефлексии, анализа и самоанализа).

(просмотр фрагмента спектакля Кама Гинкаса (последняя часть трилогии «Жизнь прекрасна. По Чехову»; в ролях — Валерий Баринов, Арина Нестерова)

— Но преображение происходит не сразу. Найдите эпизоды, в которых Бронза ведет себя так, как привык вести себя за последние 50 лет:

  • Яков везёт на лошади соседа Марфу в больницу, где понимает, что «Марфа помрет очень скоро, не сегодня-завтра». » Вот, изволите видеть, захворал мой предмет. Подруга жизни, как это говорится, извините за выражение…»

  • Оказавшись дома, Яков «со скукой» вспоминает, что следующие четыре дня нельзя будет работать, «а наверное, Марфа умрет в какой-нибудь из этих дней; значит, гроб надо делать сегодня». Снимает мерку с живой Марфы;

  • сделав гроб для ещё живой старухи, записывает в свою книжку: «Марфе Ивановой гроб — 2 р. 40 к.»;

  • На утро Марфа умирает, а Яков остаётся очень доволен тем, что похороны обошлись «так честно, благопристойно и дешево и ни для кого не обидно»;.

  • На кладбище не совсем понятно, с кем (чем) прощается Яков, с женой или с гробом, сделанным им: «Прощаясь в последний раз с Марфой, он потрогал рукой гроб и подумал: «Хорошая работа!»

— А следующий абзац начинается с противительного союза «но», говорящего о продолжении развития героя. Что случилось с Бронзой после похорон? Назовите ключевое слово. (Это «сильная тоска», в которой есть что-то болезненное: «Ему что-то нездоровилось: дыхание было горячее и тяжкое, ослабели ноги, тянуло к питью».)

Работаем со словарем:

ТОСКА
«стеснение духа, томление души, мучительная грусть; душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука, горе, печаль, нойка сердца, скорбь»

— Куда идет Яков после похорон (не домой, а на речку, как будто ведомый неясным указаниям жены. Важна символика имени — Яков, согласно Библии, был близнецом Исава и родился, держась за пятку старшего брата. То есть Яков дословно — последователь, следующий).

— Роль пейзажа особенно важна на этом этапе развития образа Якова. Назовите время года. (Чехов рисует перед нами весёлую, светлую и счастливую картину весны, которая уже в самом разгаре: «Тут с писком носились кулики, крякали утки. Солнце сильно припекало, и от воды шло такое сверканье, что было больно смотреть».

— Обратимся к символике цвета в данном эпизоде

Ответ учащегося-эксперта№1.

Солнце – золотой

от воды шло такое сверканье – искрящийся(голубой?)

верба — зеленая, тихая, грустная

березка, молоденькая и стройная- зеленый, белый

громадные стада белых гусей – белый

младенчик с белокурыми волосами– белый

Сравним:

  1. Эпизод » Бронза в оркестре»

  • багровело лицо

  • рыжий тощий жид

  • красных и синих жилок на лице

  1. Эпизод «Смерть Марфы»

  • рассвет, горела утренняя заря – бледно — розовый

  • лицо у нее было розовое от жара

Эксперты выстраивают диаграмму на ватмане, прикрепляют на доску:

От агрессивного багрово — красного, через нежно — розовый – к голубому, зеленому, белому… (голубой для христиан символизировал небо, был цветом вечности, зеленый являлся больше «земным», означал жизнь, белый цвет остается незыблемым символом святости, чистоты и духовности)

— Все ли согласны с такой интерпретацией? Можем ли мы сказать, что чеховский рассказ — светлый? (комментарии учащихся)

Слайд 5. Верба.

На берегу Яков видит вербу, широкую старую, «с громадным дуплом, а на ней вороньи гнезда…» Верба представляется Якову подругой юности: «Как она постарела, бедная!».

— Символичен ли образ дерева в рассказе? (Дерево — один из самых универсальных духовных символов, оно символизирует центральную ось мира, соединяющую Небо и Землю; человека и его путь к духовным высотам; циклы жизни, смерти и возрождения. Дерево, под которым стоит Яков – верба. С незапамятных времен славяне относились к вербе с особенным чувством. Раньше остальных пробудившееся после долгой зимы, впитывающее первые солнечные лучи, самые животворящие и нежные, это деревце наделялось огромной силой.

Слайд 6. Цветущая верба.

После принятия христианства верба заняла еще более важное место, став атрибутом одного из главных православных праздников. Она заменила на Руси пальмовые ветви, которыми приветствовали Иисуса Христа перед входом в Иерусалим жители Иудеи. На предпасхальном праздничном церковном богослужении вербу торжественно освящают. Верба – символ духовного прозрения героя.

Именно у подножия вербы, глядя на сверкающую воду реки – (река мощный символ уходящего времени и жизни) герой прозревает. Он вспомнил всё: и «крупный берёзовый лес» (Слайд 7. Березы, гуси)), и «старый-старый сосновый бор», и барки, и «громадные стада белых гусей», и младенчика «с белокурыми волосиками».

— Возникал ли прежде в рассказе образ ребенка?

(Образ ребёнка — один из важнейших образов рассказа – он уже возникал ранее при первом знакомстве читателя с Яковом: «Заказы на детские гробики принимал он очень неохотно и делал их прямо без мерки, с презрением, и всякий раз, получая деньги за работу, говорил: «Признаться, не люблю заниматься чепухой». У героя у самого «умерла девочка», а он, хоть и «напрягал память, но никак не мог вспомнить». Вопрос, почему герой не помнит, возможно, самой страшной потери в своей жизни, автор оставляет открытым. Мы можем предполагать, что это следствие «забытья», в котором пребывает герой вот уже пятьдесят лет, как в литургическом сне. Но мы узнаём из второго и последнего монолога Марфы, что тогда, пятьдесят лет назад, когда бог дал им ребёночка, они «всё на речке сидели и песни пели… под вербой». Значит, тогда ещё была жизнь? Возможно, «убыточная жизнь» героев началась когда-то после смерти ребёнка…)

— И вот теперь сидит герой под грустной вербой на берегу реки, как пятьдесят лет назад, только один, без Марфы, и вспоминает, и думает, сколько можно было бы сделать, сколько «пользы» можно было принести людям, как весело, благополучно можно было бы жить! Какую ключевую фразу произносит герой? Слайд 8. Река

(выразительное чтение отрывка учащимся:

«Он недоумевал, как это вышло так, что за последние сорок или пятьдесят лет своей жизни он ни разу не был на реке, а если, может, и был, то не обратил на нее внимания? Ведь река порядочная, не пустячная; на ней можно было бы завести рыбные ловли, а рыбу продавать купцам, чиновникам и буфетчику на станции и потом класть деньги в банк; можно было бы плавать в лодке от усадьбы к усадьбе и играть на скрипке, и народ всякого звания платил бы деньги; можно было бы попробовать опять гонять барки — это лучше, чем гробы делать; наконец, можно было бы разводить гусей, бить их и зимой отправлять в Москву; небось одного пуху в год набралось бы рублей на десять. Но он прозевал, ничего этого не сделал. Какие убытки! Ах, какие убытки! А если бы всё вместе — и рыбу ловить, и на скрипке играть, и барки гонять, и гусей бить, то какой получился бы капитал! Но ничего этого не было даже во сне, жизнь прошла без пользы, без всякого удовольствия, пропала зря, ни за понюшку табаку; впереди уже ничего не осталось, а посмотришь назад — там ничего, кроме убытков, и таких страшных, что даже озноб берет. И почему человек не может жить так, чтобы не было этих потерь и убытков? Спрашивается, зачем срубили березняк и сосновый бор? Зачем даром гуляет выгон? Зачем люди делают всегда именно не то, что нужно? Зачем Яков всю свою жизнь бранился, рычал, бросался с кулаками, обижал свою жену и, спрашивается, для какой надобности давеча напугал и оскорбил жида? Зачем вообще люди мешают жить друг другу? Ведь от этого какие убытки! Какие страшные убытки! Если бы не было ненависти и злобы, люди имели бы друг от друга громадную пользу.»

— В каком значении употреблено в этом отрывке слово «убытки»? (С одной стороны, речь идёт о материальных убытках и о неиспользованной возможности прибыли (рыбу продавать купцам, играть под усадьбами и брать деньги, бить гусей и продавать мясо и пух в Москву); но с другой стороны, речь идёт и об убытках духовных: можно было бы вести подвижный, интересный, разнообразный, общественно значимый и во всех смыслах прибыльный образ жизни, быть по-настоящему известным и уважаемым в городе (не за гробы), но он «прозевал» всё это, прозевал жизнь: настоящую работу, положение в обществе, ребёнка, жену, радость, общение, счастье — жизнь. Всё это промелькнуло теперь перед ним как когда-то возможное, но теперь безнадёжно потерянное, ушедшее, как один огромный, ни с чем не сравнимый УБЫТОК).

— Это трагическое открытие, осознание Яковом разрыва своих связей с миром и есть прозрение героя.

Яков уже не может жить, как раньше. Он изменился. Но по-другому жить он тоже не в силах: понимание пришло слишком поздно. Вороньи гнезда на вербе — символ близкой смерти.

О том, как Чехов показал изменение героя через звуковые образы, готовы рассказать наши эксперты.

Ответ учащегося-эксперта№2.

Презентация работы со звуковыми образами рассказа: эксперты представляют звуковую диаграмму рассказа, основываясь на анализе звуковых образов ( задание для экспертов 2)

Вывод по итогам работы экспертов 2 группы: удивительно то, что Чехов почти всегда начинает с самого высокого звука: лопнувшая струна, гудок, визг, с напряженной высокой ноты. Но тем труднее после такой ноты продолжить произведение. К финалу рассказа автор находит силы продолжить и повести мелодию вверх.

III. Жизнь после смерти (Слайд 9)

Образ скрипки — один из главных образов рассказа.

— В самом начале повествования мы узнаем , что Яков иногда играл на скрипке. В финале рассказа он не боится умереть. Докажите, обращаясь к тексту, что единственное, что мучает его теперь – на кого оставить скрипку («Не жалко было умирать, но как только дома он увидел скрипку, у него сжалось сердце и стало жалко. Скрипку нельзя взять с собой в могилу, и теперь она останется сиротой…)

— Какую параллель можно провести, говоря об образе скрипки в рассказе и его значении для героя? (В конце произведения мы видим отношение к ней Якова — как к ребёнку, которого он потерял пятьдесят лет назад. Яков, «прижимая её к груди», как будто баюкает скрипку; успокаивая её, он успокаивает себя. Когда Якову было особенно тяжело и тоскливо, «…он клал рядом с собой на постели скрипку и, когда всякая чепуха лезла в голову, трогал струны, скрипка в темноте издавала звук, и ему становилось легче».Всю жизнь, все эти пятьдесят лет, роль, того, о ком надо заботиться, того, кто развеселит или просто облегчит страдания, кто «утешит в старости», выполняла скрипка. И Марфа подсознательно чувствовала это, когда «с благоговением вешала его скрипку на стену»).

— И теперь только она (скрипка) осталась у Якова, она единственный друг, который поддержит теперь его, поймёт и выразит всё то, что происходит в душе Якова. Ей не нужно ничего объяснять, она понимает без слов и передаёт на своём универсальном, понятном всем языке. Этот язык – музыка: «Думая о пропащей, убыточной жизни, он заиграл, сам не зная что, но вышло жалобно и трогательно, и слезы потекли у него по щекам. И чем крепче он думал, тем печальнее пела скрипка».

Скрипка – это сам Яков, его лучшая часть, его душа. Его «бронзовость – грубость и бездушие, как скорлупа, окончательно слетают с него, и обнажается душа, страдающая и щедрая.

(Звучит скрипка

Финал рассказа логичен. Герой завещает скрипку бедному музыканту Ротшильду.

Вывод по третьей части урока: грубиян и ненавистник рода человеческого, жестокий по отношению к своей жене и более слабым, забывший все на свете, кроме подсчетов прибыли и убытков, провинциальный гробовщик Яков Иванов по прозвищу Бронза оказался богат, как Ротшильд. Наследство, оставленное им, бесценно и вечно. Проживший неистинную жизнь, герой не просто переродился, но остался жить в своей мелодии, смертью смерть и абсурдность бытия поправ.

— Так о ком же плачет скрипка? (ответы учащихся)

Общий вывод: жизнь и музыка были всегда. Но их ценность герой осознал лишь на пороге смерти. У каждого из нас – свой дар: слово, мелодия, ребенок…Осознайте это! Воспользуйтесь этими дарами сейчас, не тогда, когда вам будет 70.

Комментарий для учителя: по ходу урока учащиеся заполняют особую форму – диамант — в опорном конспекте, позволяющую концептуализировать смысл рассказа Чехова и наглядно показать путь «прозрения» героя.

Для работы с диамантом необходимо учитывать следующие принципы его построения:

Диамант состоит из 7 строк.

Алгоритм написания:

  • Два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия.

  • Вторая строка – два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного.

  • Следующая строка – три глагола или деепричастия, которые выражают действие.

  • Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два – контрастное ему понятие, завершающее диамант.

  • Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке.

Вариант выполнения задания:

Бронза

Расчетливый, угрюмый

Забывает, делает (гробы), подсчитывает (убытки)

Умирает со смертью ребенка – живет вечно в музыке

Вспоминает, сочиняет, дарит

Щедрый, счастливый

Яков

Задание на дом (выберите один из вариантов):

1) опираясь на «свернутую» запись, расскажите о пути прозрения героя и обретения им смысла жизни

2) сочинение- миниатюра «Мой дар – это…»

3) Проиллюстрировать рассказ

«Скрипка Ротшильда» А. П. Чехов 11 класс (Читательский дневник)

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Яков делал гробы, иногда играл на скрипке в оркестре, чем и зарабатывал на жизнь. Яков никогда не был в хорошем расположении духа, так как он постоянно подсчитывал свои убытки: понедельник — тяжелый день, воскресенье — нерабочий, вот и набегало за год до двухсот таких дней, что приносило Якову убытки. Однажды Марфа занемогла, почувствовала, что умирает. Яков повёл её в больницу, где их принял фельдшер Максим Николаич, который, осмотрев старуху, выписал какие-то порошки и холодный компресс и отправил Марфу умирать. Яков негодовал: был бы на месте Марфы богач — ему бы поставили банки, сделали бы терапию пиявками. В тот же день Яков сделал Марфе гроб, а на утро она и померла. Перед смертью Марфа вспомнила, как пятьдесят лет назад родила девочку от Якова, которая умерла в младенчестве, но Яков не смог вспомнить такого, сказал, что померещилось старухе. Возвращаясь с кладбища, Яков встретил Ротшильда, который искал его, но, не желая с ним разговаривать, прогнал. Яков пришёл на реку, сел около вербы и вспомнил младенца, про которого говорила Марфа. Вдруг он понял, что за много лет не бывал на реке, он тут же стал считать свои убытки, ведь он мог бы ловить здесь рыбу, перевозить на лодке к усадьбе, развести гусей, а потом продавать их. Вскоре Яков почувствовал, что сам заболел. Думая о своей убыточной жизни, которая «пропала», он вышел из дома и заиграл на скрипке сам не зная что, но вышло очень грустно и трогательно. В калитке показался Ротшильд, предложивший Якову сыграть в среду на свадьбе. Когда пришёл батюшка исповедовать Якова, он сказал ему, чтоб скрипку отдали Ротшильду. Теперь Ротшильд играет на скрипке ту самую жалобную и трогательную мелодию, что играл Яков, и все восхищаются ею.

Моё мнение:

Рассказ делает вас «разбитым», он достаточно тяжёл для прочтения, ведь человек считает, что прожил жизнь зря. Однако рассказ может пригодиться для аргументации проблемы роли музыки в жизни человека.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id37731

Обновлено: 2018-08-19 Опубликовал(а): RomanJ