Смирение в православии, что это?

Смирение

  • Смирение Энциклопедия изречений
  • Сущность смирения * Смирение святых Н.Е. Пестов
  • Смирение митр. Филарет (Вознесенский)
  • Что такое смирение? старец Иосиф Ватопедский
  • Смирение, сущность смирения и его плоды схиигумен Савва
  • О смиренномудрии преп. Авва Дорофей
  • Подвиг смирения (из жития прп. Макария Египетского)
  • О смирении св. Игнатий Брянчанинов
  • Смирение, или «снятие усилия»? прот. Михаил Дронов
  • О том, как приобрести смирение прот. В. Тулупов
  • Христианское и псевдо-христианское смирение А.М. Леонов
  • Семантика смирения в агиографическом тексте Ю.В. Коренева
  • Христианская добродетель – смирение А.А. Бронзов

Смире́ние —
1) христианская добродетель; то же, что смиренномудрие;
2) сознательное самоуничижение с целью борьбы с тщеславием и гордостью (пример: Христа ради юродивые);
3) послушность, покорность, проявляемая в отношении кого-либо (напр. духовника).

Слово «смирение» имеет в своей основе слово «мир». Это указывает на то, что смиренный человек всегда пребывает в мире с Богом, самим собой и другими людьми.

Смирение – это трезвое видение самого себя. Человека, у которого нет смирения, действительно можно сравнить с пьяным. Как тот находится в эйфории, думая, что «море по колено», не видит себя со стороны и поэтому бывает не в состоянии правильно оценить многие трудные ситуации, так и отсутствие смирения приводит к духовной эйфории – человек не видит себя со стороны и не может адекватно оценить ситуацию, в которой он находится по отношению к Богу, людям и самому себе. Разделить смирение на эти три категории можно лишь условно, теоретически, для удобства восприятия, но по сути – это одно качество.

  • Смирение по отношению к Богу – это видение своих грехов, надежда только на Божие милосердие, но не на собственные заслуги, любовь к Нему, соединенная с безропотным перенесением жизненных невзгод и трудностей. Смирение – стремление подчинить свою волю святой Божьей воле, воле благой и всесовершенной. Поскольку источником любой добродетели является Бог, то вместе со смирением Он Сам вселяется в душу христианина. Смирение же лишь тогда воцарится в душе, когда в ней «изобразится Христос» (Гал.4:19).
  • По отношению к другим людям – отсутствие гнева и раздражения даже на тех, кто, казалось бы, вполне заслуживает этого. Эта искренняя незлобивость основана на том, что Господь любит человека, с которым произошло разногласие, так же, как и тебя, и умении не отождествлять ближнего, как творение Божие, и его грехи.
  • Человек, обладающий смирением по отношению к самому себе, не смотрит за недостатками других, так как прекрасно видит собственные. Более того, в любом конфликте он винит только себя, и на любое обвинение или даже оскорбление в свой адрес такой человек готов произнести искреннее: «прости». Вся святоотеческая монашеская литература говорит о том, что без смирения не может быть совершено доброе дело, а многие святые говорили, что можно не иметь никакой другой добродетели, кроме смирения, и все равно оказаться рядом с Богом.

Безусловно, то, о чем сказано – это идеал, к которому должен стремиться каждый христианин, а не только монах, иначе жизнь в церкви, а значит – путь к Богу – окажется бесплодным.

В «Лествице добродетелей, возводящих на небо» преподобный Иоанн Лествичник пишет о трёх степенях смирения. Первая степень состоит в радостном перенесении уничижений, когда душа распростертыми объятьями принимает их, как врачевство. На второй степени истребляется всякий гнев. Третья же степень состоит в совершенном недоверии своим добрым делам и всегдашнем желании научаться (Лествица. 25:8).

Следуя учению православных подвижников, истинное смирение достигается только деланием евангельских заповедей. «Смирение естественно образуется в душе от деятельности по евангельским заповедям», – учит преподобный авва Дорофей. Но каким образом делание заповедей может привести к смирению? Ведь исполнение заповеди, напротив, может вести человека к чрезмерному удовлетворению собой.

Напомним, что евангельские заповеди бесконечно превышают обыкновенные нравственные нормы, достаточные для человеческого общежития. Они – не человеческое учение, а заповеди совершенно святого Бога. Евангельские заповеди являют собой Божественные требования к человеку, заключающиеся в призыве любить Бога всем умом и сердцем, а ближнего как самого себя (Мк.12:29-31)

Стремясь исполнить Божественные требования, христианский подвижник опытно познает недостаточность своих усилий. По слову св. Игнатия Брянчанинова, он видит, что ежечасно увлекается своими страстями, вопреки своему желанию стремится к действиям, всецело противным заповедям. Стремление исполнить заповеди открывает ему печальное состояние поврежденной грехопадением человеческой природы, обнаруживает его отчуждение от любви к Богу и ближнему. В искренности своего сердца он признает свою греховность, неспособность исполнить предначертанное Богом добро. Саму жизнь свою он рассматривает как непрерывную цепь согрешений и падений, как череду поступков, заслуживающих Божественного наказания.

Видение своих грехов рождает в подвижнике надежду только на Божие милосердие, а не на собственные заслуги. Он опытно испытывает потребность в Божественной помощи, просит у Бога силы для освобождения от власти греха. И Бог дает эту благодатную силу, освобождающую от греховных страстей, водворяющую неизреченный мир в человеческой душе.

Отметим, что слово «мир» является частью корня слова «смирение» совсем не случайно. Посещающая человеческую душу, Божественная благодать дает ей невыразимые словами безмятежность и тишину, ощущение примирения со всеми, которое свойственно Самому Богу. Это есть мир Божий, превосходящий всякий ум, о котором говорит апостол (Флп.4:7). Это есть Божественное смирение и кротость, которым Бог желает научить всех людей (Мф.11:29). Наличие в сердце смирения свидетельствуется глубоким и прочным душевным миром, любовью к Богу и людям, состраданием ко всем, духовной тишиной и радостью, умением слышать и понимать волю Божию.

Смирение является непостижимым и невыразимым, поскольку непостижим и невыразим Сам Бог и Его действия в человеческой душе. Смирение слагается из человеческой немощи и Божественной благодати, восполняющей человеческую немощь. В смирении присутствует действие всемогущего Бога, поэтому смирение всегда исполнено невыразимой и непостижимой духовной силы, преображающей человека и все вокруг.

Под смирением часто имеют в виду смиреннословие – унижение себя напоказ. Такое унижение не есть смирение, но вид страсти тщеславия. Оно есть лицемерие и человекоугодие. Оно признано святыми душевредным.

Почему смирение почитается одной из главных христианских добродетелей?

Подлинное смирение подразумевает должное отношение христианина к Богу и созданному Им миру, должное отношение к себе.

В отличие от тщеславного гордеца, имеющего искаженное, чрезвычайно завышенное представление о своей личности, роли и месте в жизни, смиренный человек правильно и ответственно оценивает свою жизненную роль.

Прежде всего он сознаёт себя Божьим рабом, желающим и готовым безропотно исполнять Его волю. Более того, он не просто признаёт свою зависимость от Творца (что бывает свойственно и эгоистам, и гордецам), но питает к Нему высочайшее доверие как к Благому и Любящему Отцу; он бывает благодарен Ему даже тогда, когда пребывает в несчастье и скорби.

Без смирения невозможно выстраивать богоугодные отношения ни с Создателем, ни со своими ближними. Гордость не подразумевает искренней, бескорыстной любви к Богу и людям.

Положим, человек гордый готов в чём-то слушаться Бога, например, когда Божьи замыслы соответствуют его личным расположениям и амбициям. В случае же, если Божественное повеление идёт вразрез с его персональными планами, он может его «не заметить» или даже открыто проигнорировать.

Так, ветхозаветный военачальник Ииуй радостно и незамедлительно отреагировал на Божественное произволение о помазании его в царя над Израилем (4Цар.9:1-14). Недюжинную послушность Божественной воле он выказал и по части истребления дома Ахава (4Цар.9:7).

В данном случае Ииуй служил орудием Божьего гнева и суда Правды над нечестивцами. Однако там, где от него требовалось проявить подлинное религиозное смирение, он уже не был столь ревностным и послушным.

Во время земного служения Сына Божьего многие из представителей Израиля, главным образом фарисеи, проявляли по отношению к Богу формальную покорность: всенародно молились, постились, исполняли обряды и требовали их исполнения от соплеменников. Внешне они вполне могли бы сойти за смиренных людей, послушных Божественному Провидению.

Однако, гнездившиеся в их сердцах гордость и эгоизм смежали их духовные очи, препятствовали распознать во Христе Всемогущего Бога, Того Самого, смиренного и кроткого Помазанника, о котором оповещали «почитавшиеся» ими Священные Книги, и подготовке к встрече с Которым посвящался «соблюдаемый» ими закон. Впоследствии гордость и зависть толкнули их на куда более страшное преступление: богоубийство.

Имей они хотя бы такое смирение, какое имела женщина Хананеянка, правильно воспринявшая слова Искупителя о неуместности отбирать хлеб у детей и бросать его псам (Мф.15:22-28), или такое, какое имел грешный мытарь, взывавший к Божественной милости (Лк.18:10-14), им было бы легче принять Искупителя, примкнуть к Его ученикам, а затем, наложив на себя узы жертвенного служения, оставить всё и способствовать распространению Церкви.

***

…Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф.11:29).

Ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк.14:11).

Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк.17:10).

Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак.4:6).

Наше несчастье в том, что мы всегда хотим найти в себе святость вместо смирения.
преп. Макарий Оптинский

Если принимать себя лишь за жалкое существо, то тогда легко позволить и простить себе множество всякого рода беззаконий; и в действительности, считая себя низшими существами по отношению ко Христу, люди (да не покажется сие неким преувеличением) отказываются следовать за Ним на Голгофу. Умалять в нашем сознании предвечный замысел Творца о человеке не есть показатель смирения, но заблуждение и более того – великий грех… Если в плане аскетическом смирение состоит в том, чтобы считать себя хуже всех, то в плане богословском божественное смирение есть любовь, отдающая себя без остатка, целиком и до конца.
архимандрит Софроний (Сахаров)

Говорящие или делающие что-либо без смирения подобны строящему храмину без цемента. Опытом, разумом обрести и познать смирение есть достояние весьма немногих. Словом о нем разглагольствующие подобны измеривающим бездну. Мы же, слепые, мало нечто о сем великом свете гадающие, говорим: смирение истинное ни слов смиренных не говорит, ни видов смиренных не принимает, не нудит себя смиренно о себе мудрствовать, и не поносит себя, смиряясь. Хотя все это начатки суть, проявления и разные виды смирения, но само оно есть благодать и дар свыше.
св. Григорий Синаит

Любовь, милость и смирение отличаются одними только наименованиями, а силу и действия имеют одинаковые. Любовь и милость не могут быть без смирения, а смирение не может быть без милости и любви.
преп. Амвросий Оптинский

Смирение есть не уничтожение человеческой воли, а просветление человеческой воли, свободное подчинение ее Истине.
Н.А. Бердяев

***

Молодой послушник, недавно поступивший в монастырь, как-то увидел настоятеля, который, сидя на пороге кельи, чистил свои башмаки.
– Отче, – удивился молодой человек, – Вы сами чистите свои башмаки? Но почему?
– С тех пор как меня избрали игуменом, братья не дают мне чистить чужие, – отвечал тот.

***

См. ДОБРОДЕТЕЛЬ, СМИРЕННОМУДРИЕ, ЛЖЕСМИРЕНИЕ, КЕНОСИС, СМИРЕННОСЛОВИЕ

СМИРЯТЬ

| Смирение врагов, смирение ссоры, умирение, мирное соглашение. Ум во смирении. Смирение — Богу угождение, уму просвещение, душе спасение, дому благословение и людям утешение. Смирение поборает гордыню, аки Давид Голиафа. Смирение — девичье (или молодцу) ожерелье. Конь (вол) налогом берет, человек смирением. Смирный, тихий, кроткий, спокойный и ровный нравом; не сердитый, добрый; не дикий, ручной, пск. смиренный. Он человек смирный, николи не вздорит. Коли спит, так смирен. Это смирное, некрикливое дитя. Я держу только смирных лошадей. Смирный волк, смиреный, кормленый, прирученный. Сердитого (начальника) проклянут, а смирного проглонут. Смирна и надолба. Смирен пень, да что в нем? Силен как бык, а смирен как корова. Тихо не лихо, а смирнее прибыльнее. Живи смирнее, так всем будешь милее. Смирного (плохого) волка (бога) и телята лижут. На смирного Бог нанесет, а резвый сам набежит. Смирное или смиренное платье, печальное, жалевое, траурное. А бояре были в смирном платье, в багровых и в черных шубах, для того, что в то время царевича Иоанна не стало. В смирном платье (печальном), да не с такой думкой. Сиди смирно, смирнее, не ворочайся. Смирно! наказное военное слово, перед строем, которому дотоле дозволено было стоять вольно. Мы сидели тихохонько, смирнехонько, смирным-смирнешенько. Смирность жен. свойство, качество смирного. Смиреть, смирнеть, становиться смирным; смиреть б.ч. о человеке смиряться; смирнеть, терять дикость свою, ручнеть. Он что-то присмирел, притих. Собака посмирнела. Ломота присмирела. Смиренный, кто смирился, кто живет в смирении, в кроткой преданности провидению, в сознании своего ничтожества. Смиренный, прич. укрощенный, или помирившийся; черное духовенство само себя честит смиренным. Смиренно кланяюсь и прошу. Смиренен волк в капкане. Смиренных Господь духом спасает. Смиренность, смиренство, состояние, быт и свойство смиренного. Наше смиренство, говорит скромное духовное лицо о себе, мы, я. Смиренник муж. -ница жен. или смирена ·об. смиренный, тихий, кроткий человек, но более тихоня, притворно смиренный. Эти смиренники, при людях, потупя очи, а позаглазью, козлы козлами! Смиренничать, притворяться смиренником или ханжить, лицемерить. -чание, действие по гл. Смирятель, смиритель, -ница, усмиривший, укротивший кого, во всех ·знач.

Смирение — это не просто покаяться в своих гре­хах, а упорядочить свою жизнь настолько, чтобы она не входила в конфликт с Богом. Другими словами, если ты четко знаешь, что Бог чего-то от тебя хочет. Ты узнал волю Божью через Писание, через общение со своим ду­ховным наставником, или через откровение в молитве, но если ты поступаешь противоположно этому — это есть прямой бунт против Бога.

Человек, который не находится в воле Божьей, пе­реживает серьезную внутреннюю борьбу. С одной сто­роны, Дух Святой побуждает тебя поступить, как хочет Бог: примириться с братом, принести жертву, попро­сить прощения, войти в какое-то служение. С другой стороны, плоть сильно противится духу. Результатом этой внутренней борьбы должно стать решение в поль­зу Всемогущего Бога. Запомни, в такие моменты и Бог, и дьявол наблюдают за тобой, и в чью пользу ты сделаешь выбор, от этого зависит, кто будет на твоей стороне.

В таком положении находился даже Иисус Хри­стос в Гефсиманском саду. Его молитва: «Да минует Меня чаша сия» — это не что иное, как просьба к Богу о том, чтобы избежать участи, приготовленной для Него Отцом Небесным. В результате этой борьбы, Библия говорит, что «…и был пот Его, как капли крови» (Луки 22:44).Ученые свидетельствуют: «Внутреннее перена­пряжение у Иисуса было настолько сильным, что сосу­ды полопались, и вместе с потом проступали капли кро­ви».

В Евангелии от Луки, в 22 главе, 43 стих,написа­но: «Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его». Там, где ты смиряешься перед Богом можно рассчитывать на по­мощь ангелов. В конце концов, Иисус принял правиль­ное решение, которое стало благословением не только для Него, но и для всего мира и для всего человечества.

ШАГ ВТОРОЙ: признание действия прокля­тия в своей жизни.

Бог не занимается принудительным решением твоих проблем. Частично из-за невежества, частично из-за неправильного учения во многих церквах, люди, живущие с явными признаками проклятия, отказыва­ются это явно признать перед Богом.

Очень важно быть честным перед Богом и перед самим собой:

• Если в какой-то сфере твоей жизни существует хроническая проблема, прошли годы молитв, постов, а ее решения нет, это говорит о действии проклятия.

• Если вы повторяете судьбу ваших родителей, и те же проблемы, что сопровождали ваших предков, с такой же силой сопровождают вас — вы под действием проклятия.

• Если вы чувствуете, что попали в какую-то жиз­ненную «колею», которая ведет вас к разрушению, воз­можно, это даже колдовство.

• Невозможно лечить больного, не установив диа­гноз. Невозможно помочь человеку, который, находясь под проклятием, называет это благословением. Нужно открыто признать свою проблему.

ШАГ ТРЕТИЙ: отречение от связей с оккуль­тизмом.

Любое обращение к служителям культа дает право бесам на законном основании вторгаться в вашу жизнь и в вашу судьбу. Вполне возможно, обращаясь к гадалке, вы получили правдивую информацию о своем прошлом. Вполне возможно — о будущем. Быть может, обращаясь к какому-то колдуну, вам оказали помощь в решении проблем со здоровьем. Любая помощь со стороны дьявола в результате заканчивается проклятием на все остальные сферы вашей жизни.

Важно четко и ясно произнести отречение от всякой помощи и воздействия на вашу жизнь оккультных сил.

Пример отречения:

«Во имя Иисуса Христа, я отрекаюсь от влия­ния всяких предсказаний, которые были высвобождены в мою жизнь в результате посещения гадалки, также отрекаюсь от всякого влияния колдовства, приворо­та, который был высвобожден на мою жизнь и жизнь моей семьи».

ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ: покаяться за вину родите­лей.

Библия говорит, что грехи родителей напрямую влияют на судьбу детей. Именно за вину родителей Бог наказывает детей. Каждый из нас имеет четырнадцать предков, которые так или иначе могли повлиять на его сегодняшнее состояние. Вполне возможно, что многих из них уже нет в живых. А также те, которые сегодня живы, они не хотят слушать о покаянии перед Богом. Тем не менее, для нас очень важно остановить действие этого духовного закона: «Бог, наказывающий детей за вину отцов».

Единственный способ убрать вину — это покая­ние. Мы можем произнести молитву покаяния за грехи, которые совершали наши родители. Это никаким об­разом не изменит участь родителей перед Богом. Если мы покаемся за их вину, мы можем остановить действие этого закона в своей жизни.

Даниил исповедался за грехи народа. Иисус проповедовал духам умерших. Наша молитва покаяния принесет нам освобождение от наказания за вину роди­телей.

Смиренномудрие

  • Смиренномудрие прот. Вячеслав Тулупов
  • О самомнении и смиренномудрии св. Игнатий (Брянчанинов)
  • Об искоренителе страстей, высочайшем смиренномудрии прп. Иоанн Лествичник
  • О смиренномудрии прп. авва Дорофей
  • О смиренномудрии Петр Дамаскин
  • О смиренномудрии св. Василий Великий
  • О смиренномудрии свт. Иоанн Златоуст
  • О том, как приобретается человеком смиренномудрие. Сто глав Ефрем Сирин
  • О том, какую честь имеет смиренномудрие и как высока степень его Исаак Сирин

Смиренному́дрие – христианская добродетель; возвышенное духовное состояние, обусловленное правильным мнением человека о себе как о создании Божьем; правильным отношением к Господу как к Создателю и Вседержителю, правильным отношением к миру как к Божьему творению.

Смиренномудрие – одна из сторон добродетели смирения. Смирение человека рождается в уме. Оно суть благое и блаженное состояние духа, то есть по преимуществу добродетель ума. Оно предполагает правильное воззрение на себя и окружающий человека мир. Правильное понятие человека о человечестве и о самом себе примиряет человека с собою, с человеческим обществом – примиряет с землею и небом. Правильный (смиренный) образ мыслей, привлекает в душу Божественную благодать, наполняющую ее неизреченным Божественным миром, дарующую ей ощутимо познать блаженство Божественной жизни.

Когда мы имеем в виду одно успокоительное, радостное, блаженное состояние, производимое в нас добродетелью, то называем ее смирением. Когда же имеем в виду смиренный образ мыслей, то называем его смиренномудрием.

***

«Смиренномудрие есть образ мыслей человека о себе и о человечестве, внушенный и внушаемый Божественною Истиною»
свт. Игнатий (Брянчанинов)

«Смиренномудр не тот, кто о себе говорит мало и кто унижается перед низшими себя. А тот, кто скромно говорит о Боге; кто знает, что сказать, о чем помолчать, а в чем признать свое неведение; кто соглашается, что есть люди, которые его духовнее и более преуспели в умозрении».
святитель Григорий Богослов

«Смиренномудрый видит себя ничтожною пылинкою среди громадного мироздания, среди времен, поколений и событий человеческих, протекших и грядущих. Ум и сердце смиренномудрого способны принять Божественное христианское учение и непрестанно преуспевать в христианских добродетелях; ум и сердце смиренномудрого видят и ощущают падение природы человеческой и потому способны признать и принять Искупителя. Смиренномудрие не видит достоинств в падшей природе человеческой; оно созерцает человечество как превосходное создание Божие, но вместе созерцает и грех, проникший во все существо человека, отравивший это существо; смиренномудрие, признавая великолепие создания Божия, признает вместе и безобразие создания, искаженного грехом; оно постоянно сетует об этом бедствии. Оно смотрит на землю, как на страну своего изгнания, стремится покаянием возвратить себе Небо, утраченное самомнением».
Свт. Игнатий Брянчанинов