София Новгород

София Новгородская: что нужно знать о самом древнем православном соборе России

Строительство: 1045-1050

Освящение: 1052 год

Главный престол: в честь Успения Пресвятой Богородицы

Архитектурный стиль: византийский

Адрес: Великий Новгород, Кремль, 11

История

Каменное здание Софийского собора возвели в 1045-1050 году. Инициаторы постройки — князь Ярослав Мудрый и его старший сын Владимир. Они привлекли для строительства греков, к которым позже присоединились киевляне, уже построившие свой храм, и новгородцы. Посвящение храма Святой Софии — Божественной Премудрости (имя София в переводе с древнегреческого означает «мудрость») — стало продолжением древней традиции, начатой еще ветхозаветным царем Соломоном, построившим храм в честь Премудрости Всевышнего Творца.

Открытки начала XX века

В 1929 году храм закрыли и превратили в музей атеизма. В 1991 году Софию Новгородскую передали Русской Православной Церкви. Собор несколько раз реставрировался, но капитальных перестроек не было — он в основном сохранил архитектурные формы XI века.

Как устроен Собор Святой Софии

Мартирьевская паперть

В Софии есть уникальный участок, по которому можно проследить строительную историю храма — Мартирьевская паперть с древним некрополем, настенными росписями и граффити.

Средневековые новгородцы оставили множество надписей-граффити на стенах собора. Это имена, кресты, молитвы, просьбы о поминовении усопших, изображения людей и зверей, ребусы. Есть даже зачеркнутый языческий погребальный текст XII-XIII века, который все же можно прочесть. Рядом с ним слова: «Отсохни у тебя руки» — текст явно вызвал негодование.

Уровень пола здесь оставлен на отметке XII века. Здесь же есть изображение XI века святых равноапостольных Константина и Елены. Это единственная сохранившаяся храмовая роспись XI века в России. В паперти находится основная часть древних архиерейских и княжеских захоронений.

Голосники

В стены и своды собора вмонтированы глиняные горшки-голосники для лучшей акустики. Они облегчают верхние части конструкций и поглощают эхо. После войны, когда в соборе работал музей, здесь устраивали музыкальные концерты.

Иконостас

Большой (Успенский) иконостас Софийского собора начал формироваться в XI веке. Постепенно из низкой преграды он превратился в высокий иконостас с пятью ярусами. Из его четырёх первых икон сохранилось одна — апостолов Петра и Павла (XI век), которая находится в Новгородском музее. Центральные пять икон второго ряда Успенского иконостаса написаны в XV веке, к тому же столетию относится и самая древняя икона нижнего ряда — храмовый образ Святой Софии Премудрости Божией. На престоле восседает огневидный ангел в царском одеянии — олицетворение Божественной Премудрости. Венчает его Христос, рядом с Софией — Богородица и Иоанн Предтеча.

Купола

Изначально все 6 глав собора имели не луковичную, как сейчас, а шлемовидную форму.

Голубь на кресте

На кресте центрального купола собора сидит свинцовый голубь — символ Святого Духа. Городская легенда говорит о птице, которая окаменела на кресте от ужаса во время погрома Новгорода в 1570 году Иваном Грозным. Во время Великой Отечественной войны крест с голубем сбили во время обстрела. В итоге его как трофей увезли в Мадрид воевавшие на стороне Германии испанцы. В 2004 году в крест вернули в Новгород, а Испания получила его точную копию. Сейчас древний крест стоит внутри собора перед большим иконостасом, а центральный купол Софии венчает новый крест с фигуркой голубя.

Фреска

Изображения на фреске над главным входом в собор: Гостеприимство Авраама — ветхозаветная Троица, София Премудрость Божия на престоле и Спас Нерукотворный.

Магдебургские врата

В Софийский собор ведут три входа. Западный украшают Магдебургские врата — работа немецких литейщиков XII века. Они состоят из 48 бронзовых пластин с сюжетами из Ветхого и Нового Заветов. Открываются они только во время архиерейских богослужений. Врата появились в Новгороде в XV веке, но как именно — неизвестно. Вероятно, их заказчиком был епископ польского города Плоцка Александр, изображённый на вратах. Исследователи считают, что туда врата так и не доехали: их захватили литовцы. В нижней части левой створы врат есть «автопортреты» трёх мастеров-литейщиков: создателей врат Риквина и Вайсмута и местного мастера Авраама, собравшего и дополнившего врата в Новгороде.

Придел в честь Усекновения главы Пророка Иоанна Предтечи

Рака с мощами святителя Иоанна, архиепископа Новгородского у придела Усекновения главы Иоанна Предтечи. Фото Н. Басмановой

Интересные факты:

Нажмите чтобы перевернуть Нажмите чтобы перевернуть Нажмите чтобы перевернуть Нажмите чтобы перевернуть Нажмите чтобы перевернуть

Святыни

Чудотворная икона Богородицы «Знамение» XII века. Пресвятая Дева изображена с молитвенно воздетыми руками, на её груди медальон с Младенцем Христом. По преданию, молитвы к Её чудотворному образу в 1170 году помогли новгородцам победить войско суздальского князя Андрея Боголюбского, которое было намного больше. С тех пор икона «Знамение» считается покровительницей Великого Новгорода. Святыня установлена в киоте справа перед главным иконостасом. Икона двусторонняя: на её обороте сохранилось изображение двух святых, предположительно апостола Петра и мученицы Наталии. По другой версии это Иоаким и Анна, родители Богородицы.

Икона «Богоматерь Тихвинская» XVI века находится в малом иконостасе придела Рождества Богородицы. Это — один из ранних списков известной чудотворной иконы. Доска иконы сделана из комеля — корневой части дерева, на котором, по преданию, явились Богородица и Николай Чудотворец. В 1617 году икона сопровождала посольство, заключавшее в Столбове мир со шведами.

В Софийском соборе покоятся мощи новгородских святых, среди которых Анна Новгородская, князья Владимир Ярославович, Мстислав Храбрый и брат Александра Невского Фёдор, святители Никита и Иоанн Новгородские.

Рака с мощами святителя Никиты, епископа Новгородского

Софийская звонница

Софийская звонница стоит у восточной стены Новгородского кремля, напротив алтарной части Софийского собора. Древние колокола были значительно меньше теперешних (около 15-30 килограмм) и не нуждались в отдельном сооружении для подвески. В Софийском соборе они висели в проёме над южным входом в храм.

В 1342 году для Софии отлили новый колокол, который был намного больше остальных. Для его подвески понадобилось отдельное сооружение, которое построили возле кремлевской стены. Фундамент сохранившегося здания звонницы был заложен в 1455 году после того, как старое вместе с частью стены обрушилось в реку. Его неоднократно перестраивали под новые колокола, которые становились все больше. Собор был одним из немногих храмов города, где работал постоянный штат звонарей. Так возникли династии звонарей и своя традиция звона. Сейчас из 18-ти исторических колоколов Софийского набора 12 находятся в Новгороде.

Великий русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов, выросший на Новгородской земле, увековечил в своей музыке русский колокольный звон. В Первой сюите для двух фортепиано (часть III, «Слёзы») он передал, хотя и значительно переработав, мелодию средних колоколов старого Софийского звона, и это не единственное его произведение, вдохновлённое колоколами.

Поиски звучания исторического Софийского звона продолжаются. С 1991 года Софийская звонница используется по своему первоначальному назначению, сейчас в её штате трудятся три звонаря. В 2013 году большие колокола звонницы были подняты с постаментов, на которых они простояли почти шестьдесят лет после Великой Отечественной войны. На площадке под звонницей с помощью специальных сооружений подвешены и продолжают звучать три больших колокола – Праздничный, Воскресный и Вседневный благовестник.

Интересный факт: самый большой колокол Софийской звонницы — Праздничный, в 1659 отлил простой псковский кузнец Ермолай Васильев, который никогда не занимался этим ранее. Так получилось, что при литье Ермолай допустил много ошибок: плохо расплавленный металл низкого качества, грубая формовка, разная толщина стенок колокола и так далее. Но колокол звучит до сих пор, а вот его предшественников, отлитых именитыми мастерами, больше нет: один из них разбился, а второй повисел не больше пяти лет и был перелит Ермолаем Васильевым.

Во время антиколокольной кампании конца 1920-х – 1930-х годов оказалось, что Воскресный колокол Софийской звонницы (1839) перелит из безухого колокола, подаренного Иваном Грозным Софийскому собору в 1572 году, то есть является преемником уникального древнего колокола. Это и сохранило ему жизнь.

В декоре Вседневного благовестника Софийской звонницы (1677) навсегда остались следы тонкой работы по металлу его создателей, московских колокольников Василия, Якова и Фёдора Леонтьевых. На орнаменте, изображающем небесные силы, хорошо видны отпечатки пальцев мастеров.

СВ. СОФИИ ХРАМ В НОВГОРОДЕ

Древнейший храм Великого Новгорода, возведенный в 1045-1050 годах. Сейчас кафедральный собор Новгородской митрополии.

Возведение собора

Новгородский собор св. Софии был возведен в 1045-1050 годах при князе Владимире Ярославиче. Пятинефный и трехапсидный храм отвечал византийскому стилю. Его строгий силуэт венчали пять куполов в виде шлемов, от закомар к земле шли мощные лопатки. Первоначально стены Софийского собора не были оштукатурены, облик здания, сложенного из грубо обтесанных камней, был мощным и суровым. После XII века стены собора покрыла побелка, что придало ему более торжественный вид.

На одном из порталов собора были поставлены бронзовые Магдебургские (Корсунские) врата в романском стиле с горельефами и скульптурами. Они служили торжественным входом в храм.

Внутреннее убранство

В XII веке была осуществлена первая роспись интерьера храма. Сейчас от нее остались фрагменты фресок центрального купола с фигурами пророков и архангелов. Раньше между ними был образ Христа Пантократора, который исчез от попадания снаряда во время Великой Отечественной войны. Также сохранилось изображение святых равноапостольных Константина и Елены. Большая часть сохранившейся росписи относится к XIX веку.

Три иконостаса собора относятся к XV-XVI векам, сохранились отдельные иконы XIV века (например, икона «Спас на престоле») и XIX века. В XIX же столетии были открыты граффити Новгородской Софии, датируемые второй половиной XI – началом XII века. К 2004 году было известно уже 800 текстов граффити.

Собор в XVIII-XXI веках

В соборе сохранились надгробия архиепископов, которые были похоронены здесь в XVIII-XIX веках. Также в храме находятся мощи многих святых.

В XVIII веке к южному и северному фасадам были пристроены три контрфорса. В 1893-1900 годах осуществлялась реконструкция Софии, в ходе которой также были сняты южные контрфорсы.

В 1922 году часть имущества храма была изъята, сам он был закрыт в 1929 году, в его стенах был устроен антирелигиозный музей. Во время немецкой оккупации города собор был разграблен. Помимо всего прочего, был вывезен и главный крест собора, который затем попал в Испанию и был возвращен в Россию только в 2004 году. После войны храм был восстановлен, став частью Новгородского музея-заповедника.

В 1991 году Софийский собор был передан Русской Православной церкви, заново освещен 16 августа того же года патриархом Алексием II. В 2005-2007 годах производилась реставрация софийских куполов.

Выносная двусторонняя икона находилась в Успенском соборе Московского Кремля, куда была, по всей вероятности, привезена в середине XVI века из Новгорода. Как полагают некоторые исследователи, она могла быть исполнена для церкви Святого Образа на Добрынинской улице в Новгороде (существует летописное известие об обновлении этого храма в 1191 году). Православное церковное предание приписывает создание первоначального Нерукотворного образа самому Христу и рассматривает эту икону как свидетельство Боговоплощения, пришествия Сына Божия в мир в человеческом образе. Главной целью Боговоплощения было человеческое спасение, осуществленное через искупительную жертву. Символический образ искупительной жертвы Спасителя представлен композицией на обороте, где изображен голгофский Крест, увенчанный венцом, и архангелы Михаил и Гавриил, несущие орудия страстей – копье, трость и губку. Крест водружен на Голгофе с пещерой, в которой находится череп Адама (эта деталь заимствована из иконографии Распятия), а над ним представлены серафимы, херувимы и аллегорические изображения Солнца и Луны. Лик Спаса отличает строгий и сдержанный рисунок, классически правильный, но, вместе с тем, достаточно изысканный. Почти идеальная симметрия (ее нарушает лишь чуть приподнятая левая бровь) подчеркивает условность избранного иконографического типа. Таким же сдержанным является и колорит, построенный на тонком сочетании желтовато-оливковых охрений, хотя представление о колорите может быть несколько искажено вследствие утраты верхних красочных слоев. Ветви Креста на нимбе были украшены ярким орнаментом, имитировавшим драгоценные камни оклада (в настоящее время от него сохранились лишь незначительные фрагменты)

БЛАГОВЕРНЫЙ ВЛАДИМИР, КНЯЗЬ НОВГОРОДСКИЙ

Князь Владимир родился в 1020 году. Он был старшим сыном великого князя Ярослава Мудрого и его супруги Ирины, в девичестве принцессы Индигерды Шведской, а в иночестве — Анны (память ее 10 февр.). Он был и внуком святого равноапостольного князя Владимира. В 1034 году Ярослав посадил сына на княжение в Великом Новгороде.

О воинских делах благоверного князя Владимира Ярославовича летописи повествуют, что он ходил в 1042 году с Новгородцами на емь (финское племя, обитавшее на северном берегу Финского залива) и победил их. В 1043 году был послан отцом с дружиной в Константинополь, чтобы наказать греков за убийство одного из именитых купцов русских. Хотя поход этот и не достиг своей цели, но в сражениях Владимир проявил немалую храбрость и вернулся в Киев с военнопленными.

Но не воинские подвиги принесли князю Владимиру славу, признание и любовь новгородцев и всего русского народа. Главным делом его жизни явилось строительство в Новгороде каменного собора в честь Святой Софии, Премудрости Божией. В 1045 году Владимир Ярославович с тогдашним Новгородским епископом Лукою Жидятою заложили каменный собор на месте сгоревшей деревянной церкви. Строительство продолжалось семь лет. 14 сентября 1052 года епископ Лука освятил собор во имя Святой Софии, Премудрости Божией. Этот храм стал главной святыней города, священным средоточием его жизни. Древние Новгородцы говорили: «Где Святая София, там Новгород; умрем, прольем кровь за Святую Софию».
В том же году, 4 октября Владимир Ярославович, имея всего 32 года от роду, преставился в Новгороде. Тело его было положено в созданном им храме Святой Софии, где немного ранее, в 1050 году погребено было тело благочестивой его матери, благоверной княгини Анны.
В 1439 г. князь Владимир и великая княгиня Анна были причислены к лику святых после явления, бывшего святителю Евфимию II, архиепископу Новгородскому. Святитель позолотил, сделал надписи и положил покровы на гробницы святого Владимира и его благочестивой матери. Тогда же он установил празднование памяти благоверного князя — 17(4) октября.
Мощи святого князя Владимира и матери его святой благоверной великой княгини Анны ныне почивают в Софийском соборе.