Спас икона

Содержание

Икона Спас Нерукотворный

Образ «Спас нерукотворный» по легенде является самым первым православным образом, который увековечил облик Господа Бога. Роль данной иконы очень важна для каждого христианина, довольно часто эту святыню ставят в один ряд с Животворящим Крестом и Господнем Распятием. Православные люди с давних времен проявляют интерес к значению иконы «Спас Нерукотворный», и в каких случаях к ней обращаются за помощью.

Легенды возникновения иконы «Спас Нерукотворный»

Икона Иисуса характеризуется особым значением в православной иконописи. Данная святыня имеет две версии возникновения:
• на полотенце (Мандилиона);
• на камне (Керамион).

Согласно первому преданию, в котором говорится, что однажды правитель Авгарь слег с опасной болезнью и обратился письменной просьбой к Христу избавить его от проказы. Иисус Христос отправил царю письмо, но болезнь не отступала.

Тогда царь послал своего придворного художника с приказом сделать портрет Христа. Но смотря на безуспешные старания слуги, Спаситель взял чистый платок и миску с водой. Сполоснув свое лицо Христос взял полотенце и оставил свой облик на нем. Когда художник Авгаря отправился обратно, то заночевал в городке Иераполе и схоронил полотенце с запечатленным обликом Иисуса в каменных плитах. На следующие утро на одном из камней отобразился лик Христа. Когда царю Авгарю слуга отдал чудотворное полотенце с изображением Христа, то болящий моментально избавился от болезни.

Платок и Плита вскоре отправили в Царьград, а через несколько лет эти святыни были доставлены и в Киевскую Русь. Лик Спасителя на полотенце характеризуется чуть большим значением, чем на камне. Но божественная помощь одинаково приходит, к верующим, которые возносят молитвы перед данными святынями.

Роль образа «Спас Нерукотворный»

Данная чудотворная икона Спасителя включает в себя пару особенных деталей:
• Святой образ представляет собой обязательный предмет в программе обучения иконописцев и является их выпускной работой;
• Данный лик Спаса считается уникальным изображением Господа с нимбом, завершенного вида. Это означает мир и законченность устройства вселенной;
• Соразмерность изображения лика Иисуса. Лишь немного косят глаза в сторону, чтобы предать больше жизни. Соразмерность образа символизирует соразмерность всех созданий Божьих;
• Икона Спасителя не проявляет мучения либо горе. Она излучает покой, гармонию и непорочность, а также полную свободу от проявления любых чувств. Икону чаще всего приводят как иллюстрацию к понятию «непорочная красота»;
• На святыне запечатлен портрет Спасителя, одно его лицо. Такая характерная черта имеет разные значения. Одно из них гласит, что глава выделяет верховенство души над телесами, а еще символизирует, то что предводителем в духовной жизни по-прежнему является Иисус Христос.

Святой образ является уникальным и единственным изображением облика Иисуса Христа. Другие же Образы Спасителя изображают его в полный рост либо в движении.

В каких случаях обращаются к лику «Спас Нерукотворный»:

• при избавлении страшных недугах;

• при получении благодати для себя и своих родных;
• для укрепления физического и душевного состояния;
• для защиты от плохих помыслов и жизненных неудач;
• о поиске верного решения в трудных ситуациях и истинного пути.

Но прежде чем обратиться с просьбой к Господу Богу, перед его иконой нужно раскаяться и вознести молитву «Отче наш».

День почитания иконы «Спас Нерукотворный» является шестнадцатого (двадцать девятого) августа.

«Иисус Христос явил нам святой лик Свой, для того чтобы мы, смотря на икону, вечно помнили о его пришествии, мучениях, мучительной кончины для искупления грехов всего человечества» — так было произнесено на шестом Всемирном Собрании»

Данная икона, как гласит Священная Легенда, возникла вовремя мирского бытия Спасителя, и ныне получившая название Нерукотворный Спас. В Новом Завете нет свидетельств об этом случае, а память о нем записана в воспоминаниях православных историков и в церковных легендах.

Записи об иконе «Спас Нерукотворный»

Одно из первых письменных свидетельств о таком лике в Восточных странах относится к четвертому веку. Как утверждают историки, этим свидетельством является легендарная письменная просьба царя Авгаря обращенная к Иисусу и ответная записка Спасителя царю, которая содержалась в летописях Фаюмы приблизительно четвертого-пятого столетия и во время исследовательских работ в Эфесе в надписях, оставленных на древнем дверном косяке в одном из старых домов.

Существуют отсылки на откровения праведной аквитанской верующей, странствующей по божественным местам Востока Сильвии, которая примерно в пятом веке получила от Едесского монаха копии писем Авгаря и Иисуса.

В каких храмах в России хранится икона Спас Нерукотворный

В самой России подлинника святыни полотенца не было, но хранились копии известные чудодейственными свойствами. Одна из них долгое время хранилась в Новоспасской обители, находившаяся вблизи Таганки, которая прославилась как гробница семьи Романовых. Но одно из первейших чудес случилось в городке Вятка, через время чудотворный лик был с почестями отправлен в Москву. Произошло это зимой в середине шестнадцатого века.

Сперва икона хранилась в одной из башен Кремля, но вскоре ее отправили в Спасо-Преображенский храм. Вот некоторые чудесные исцеления, посланные чудотворным образом:
• обрел зрение мужчина-слепец;
• поддержка в прекращении восстании С. Разина;
• паломническое странствие с образом остановил пожар в середине восемнадцатого века;
• бессчётное количество избавлений от болезни холеры.

Но, к сожалению, во времена революции чудодейственная вятская икона пропала, а в наше время вместо оригинала там хранится копия образа.

Собор иконы Спаса Нерукотворного в Абрамцево считается восхитительным памятником российской архитектуры. Маленький изысканный храм является совместной работой В. Васнецова, В. Поленова, И. Репина. Они вместе придумали чертеж строения, киот, всю обстановку, создали образы, а также украсили мозаикой полы. Оконную роспись сделал М. Врубель. Церковь освящена в конце восемнадцатого века. Добраться из столицы в Амбрамцево можно на электричке доехав до остановки «Хотьково».

Одной из древнейших икон в России считается образ «Спас Нерукотворный» написанный в двенадцатом веке и относящийся к новгородскому виду. Лик плата на нем нет, потому что икона являет изображение Господа, чудесно отпечатанного на камнях (в Эдессе). Как утверждают специалисты, этот образ очень похож на подлинник, проявившегося на камне. В то время лик находился в Кремле, ныне хранится в Третьяковской галерее.

Молитва перед иконой «Спас Нерукотворный»

Тропарь, глас 2

Пресвятому облику Твоему преклоняемся, Милосердный, просим отпущение всех грехов наших, Господи Иисус, Отцовской волей подчинившийся Ты плотью, взошедший на Крест, и избавивший, Ты людской род от дел нечистых. Ради этого признательно поем Тебе: счастья явил всем, Спаситель наш, пришедший спасти людей.

Тайна лика Христа на Кавказе

В Карачаево-Черкесии, одной из республик Северного Кавказа, на склоне горы Мицешта, напротив Нижне-Архызского городища, неподалёку от зеленчукской обсерватории в конце 90-х годов прошлого столетия был обнаружен лик Иисуса Христа.

Лик сражу же оброс мифами и легендами. Что только не говорила о нём местная молва. Для верующих наскальная икона стала религиозной реликвией, для скептиков — подделкой и фальсификацией. Некоторые утверждали, что это проделки инопланетян. Споры не утихают до сих пор.

Армавирское местное отделение русского географического общества (РГО) заинтересовалось наскальным ликом Христа в Архызе и побывало в Карачаево-Черкесии. Мы постарались разобраться, как на самом деле появилось это уникальное изображение, чтобы раскрыть загадку архызской иконы.

О наскальном лике написано немало, но конкретики, к сожалению, почти никакой нет — лишь одни восторженные эпитеты. Интересно, что это едва не самая высокорасположенная икона из когда-либо существовавших в мире.

О находке известно не только от местных жителей, факт обнаружения иконы был подтверждён музейщиками, в том числе главным научным сотрудником Эрмитажа, советским и российским историком, специалистом по древнерусскому искусству, доктором исторических наук, профессором, почётным доктором Оксфордского университета и членом Петровской академии наук и искусств Борисом Викторовичем Сапуновым. Его сын, профессор Валентин Борисович Сапунов, принимавший участие в исследованиях, вспоминал:

Непосредственно на место этого открытия мой отец не мог уехать в силу уже достаточно почтенного возраста и определённых сложностей, которые были на рубеже между ХХ и ХХI веками, но материалы, естественно, дошли до него. Он знакомился с вариографией, с подробным описанием.

В Архызе мы встретились с художником-иконописцем, исследователем и местным краеведом Андреем Пинкиным, который рассказал нам несколько интересных деталей:

Сам образ Христа находится на высоте около ста метров над уровнем реки Большой Зеленчук. Желающим увидеть лик Христа вблизи надо подняться по крутой лестнице. Чтобы приблизиться к архызскому чуду, нужно преодолеть более пятисот ступеней. Паломники так и называют эту лестницу — «дорога к лику Христа». Точное количество ступенек — пятьсот двадцать шесть. При строительстве лестницы к лику Христа не было срублено ни одного дерева.

Примечательно, что лик расположен в естественном скальном гроте, защищающем его от непогоды. Если это просто стечение обстоятельств, то весьма удачное. Изображение имеет сравнительно небольшие размеры — 140х80 сантиметров. Однако, как утверждают специалисты, это самое большое изображение лика Христа на территории России. Непосредственно наверх к самому лику подниматься нельзя из соображений безопасности — уж очень крутая скала, поэтому была создана смотровая площадка.

Поднявшись на смотровую площадку, нам удалось увидеть архызское чудо так близко, как только было возможно. Мы пришли к выводу, что все рассказы о том, будто бы лик вблизи кажется игрой света и тени, не состоятельны.

Это действительно произведение живописного искусства, которое невозможно было бы создать в тесном помещении, и это ответ на ещё одну гипотезу о том, что, дескать, лик был нарисован в некоей монашеской келье. Его вблизи даже разглядеть очень сложно, пропорции искажаются, и это ещё один повод отдать должное художнику, который даже трещину в скале умело вписал в это произведение — снизу она выглядит как терновый венец.

Андрей Пинкин размышляет:

«Всё это и вправду чудесно! После очень долгого и трудного пути, обнаруживая все эти удивительные мелочи, любой путешественник, будь он верующий или атеист готов подтвердить, что при взгляде на икону будто возвращаются силы, затраченные при подъёме.

Но у такой популярности есть и свои минусы. Изображение уже немало пострадало от чересчур рьяного поклонения. Несмотря на то, что лик полагается созерцать со смотровой площадки, некоторые энтузиасты подбираются к нему прямо с молотком и откалывают на память кусочки скалы или дорисовывают изображение, царапая камень.

Дважды на образе появлялись две выбоины, в которые можно вложить ладонь. Я не знаю, как они исчезли. Теперь их нет. Говорят, что на иконе были замечены даже следы от пуль, то есть кто-то стрелял в архызского Христа. После этого перед иконой установили защитный экран.

В качестве дополнительной защиты от вандалов повесили табличку с надписью: «Исторический памятник охраняется государством», а ниже приписка: «Братья и сёстры помолимся о душах тех несчастных, кто по невежеству осквернил письменами древнюю святыню и срубил деревья, которыми Господь окружил святой образ, дабы они корнями хранили скалу от обрушения».

Итак, что же это? Природный феномен или творение рук человеческих? По мнению верующих, наскальный лик Христа в Нижнем Архызе – это нерукотворный образ, явленный людям, дар небес. И потому не нужно пытаться найти данному явлению какое-то рациональное объяснение. Чудо, оно и есть чудо.

Главным аргументом в пользу этой точки зрения, считается тот факт, что написать икону на скале довольно сложно. Да и вообще, возможно ли? И даже просто взобраться на эту скалу — уже подвиг. Сейчас там есть лестница, но её построили всего-то несколько лет назад и уже после открытия архызского чуда.

Кроме того, художнику, который создал образ, пришлось бы принести с собой наверх краски, кисти и прочие принадлежности. Вдобавок, этот путь вверх и снова вниз нужно проделать не один раз. Рискованное и трудновыполнимое занятие.

Но, возможно, дело того стоило. Зависит от того, какую цель преследовал создатель архызского чуда. Вот что думает по этому поводу местный священник, протоиерей церквей Южного Карачаево-Черкеского церковного округа Евгений Субтельный:

Вера у человека бывает очень слаба. Для того, чтобы как-то укрепить её, нужны некие движущие мотивы, назовём их так. Для кого-то вид этой иконы, написанный на скале достаточно высоко на горе, может быть станет тем фактором, который побудит его слабую веру.

Вместе со специалистами мы попытались разобраться кто, когда и с какой целью мог создать столь необычную фреску. Вот одна из версий. В конце ХIХ века по Кавказу путешествовал художник и археолог Дмитрий Михайлович Струков (1828-1899). Именно на берегах Большого Зеленчука им была обнаружена знаменитая зеленчукская надпись, древнейший памятник осетинской письменности.

В окрестностях Архыза Дмитрий Михайлович побывал дважды и перерисовал сохранившиеся фрагменты великолепных фресок, украшавших стены расположенных там древних храмов. Известно, что он также создал для одного из местных монастырей копию Гребневской иконы Божией Матери.

По легенде эта икона была когда-то поднесена самому Дмитрию Донскому и считается чудотворной. Может прославленный мастер создал тогда же и ещё один образ — наскальный лик Христа? Эту версию можно услышать и от некоторых экспертов. Вот какой версией поделилась с нами сотрудник зеленчукского краеведческого музея им. С.Ф. Варченко Валентина Трифонова:

Струков, когда приезжал исследовать городище, мог как раз этот лик и нарисовать, потому что с того места очень хорошо открывается вид на всё городище. Поэтому вполне вероятна такая версия, потому что там всё как на ладошке.

Но дело в том, что путешествия Струкова в Архыз довольно подробно задокументированы, да и ездил он не в одиночку. Однако никто из сопровождавших Струкова о факте создания им наскального лика почему-то не упоминает. В рукописном архиве Института истории материальной культуры Российской Академии наук хранится альбом с зарисовками, сделанными Струковым во время поездки, но там тоже нет ни намёка на архызский лик.

Местные жители уверяют, что наскальная икона пришла к ним из глубины веков. Причём, периодически она кому-то открывается. Предпоследний раз это будто бы произошло перед Великой Отечественной войной. Старожилы также рассказали нам, как архызский лик был явлен миру в первый раз: якобы несколько сотен лет назад молния ударила в скалу, отколов огромный камень. На срезе оставшейся части скалы вдруг проступил лик Спасителя.

Это напоминает известное на Руси предание о невидимом граде: в смутные времена, когда граду грозила опасность, Господь накрывал его своей дланью и град становился невидимым. Похоже, что и архызский лик точно также в минуты опасности оставался невидимым для людских глаз.

История красивая, но смущает один момент. Икона вновь была явлена миру на рубеже ХХ-ХХI веков, как раз в канун 2000-летия христианства. Невольно возникает мысль, уж не новодел ли это, который пытаются выдать за древнюю реликвию? Но кому бы могла прийти в голову такая циничная мистификация?

Обычно в подобной ситуации подозрение прежде всего падает на первооткрывателя реликвии, но только не в данном случае. Ведь братья Варченко, обнаружившие архызский лик, не какие-нибудь авантюристы, а серьёзные и уважаемые люди.

Мы пообщались с Анатолием Варченко, который непосредственно обнаружил изображение Христа. Его брата Сергея, который также стал первооткрывателем архызского чуда, к сожалению, уже нет в живых. Анатолий Федорович подробно рассказал историю обнаружения архызского чуда:

Мы с братом постоянно занимались самыми разнообразными направлениями, такими как авиация, техника, горы, космос, электроника. Постоянно пытались в этом мире что-то найти. Найти себя, своё место. Изучали буквально всё: горы, породы гор, геологию, войну в горах. Всё было нам с ним интересно.

Изучая эту гору, мы поняли, что она несёт загадку. Мы проходили раз семь мимо лика Христа, он то показывался, то исчезал. Долго мы его конечно разыскивали. То видим его, то не видим и снова — то видим, то не видим. Потом уже всё, определили место. Поняли, где он находится. Долго думали показывать или не показывать. Страшно было, что его разрушат.

А вот как описывал свои ощущения Сергей Варченко:

Метр за метром я поднимался наверх по крутому склону. Лил дождь, сверкали молнии, грязь липла к ботинкам. Подъём давался невероятно тяжело. Я цеплялся за ветки и корни деревьев, но всё равно шёл. Как выбрался на площадку — не знаю. Помню только, что почувствовал на себе взгляд, прямой, спокойный. Взгляд, который ни с чем не спутаю и не забуду никогда.

Знатоки тех мест подтверждают, что о существовании архызского лика широкой общественности стало известно совсем недавно. Вот какой комментарий дал по этому поводу доктор исторических наук, археолог Владимир Кузнецов, который в своё время занимался исследованием древнеаланского города мёртвых Даргавса в Алании (Северная Осетия):

Дело в том, что я в течении многих лет, можно сказать, чуть ли не половину своей научной карьеры провёл там, в Нижнем Архызе. Шестьдесят лет я занимаюсь этим. Никто не знал об этой наскальной иконе. Ничего никто не знал. Я тоже никогда ничего не знал. Ну откуда мне могло прийти в голову, что надо на эти отвесные скалы залезть, чтобы увидеть этот лик.

Однако по слухам, местные жители про наскальный образ знали давно. О нём, в частности, несколько раз говорил отшельник по имени Иван Ильич, поселившийся там в советские времена и проживший в Нижнем Архызе несколько десятилетий.

Сам Иван Ильич умер в начале 2000-х годов, но мы нашли его жилище. Сейчас оно абсолютно заброшено. От кого бежал отшельник и от чего скрывался — остаётся загадкой. Но вроде бы, по наущению Ивана Ильича братья Варченко отправились в горы на поиски иконы, то есть знали зачем идут. Анатолий Варченко рассказал:

Честно говоря, я прочёл про этот лик в его душе. Это была совершенно другая сторона, он нам показывал на совершенно другое место. Он называл всё совершенно по-другому. Но видимо, кто-то несколько поколений назад видел лик и передавал рассказ о нём в поколениях, видоизменял. Дошло до Ивана Ильича, он по-своему рассказал. Но это было честно, и видно было, что информация правдивая, не вымышленная. То есть у нас было представление о том, что должно быть, но какое оно будет, мы не знали.

Но вот вопрос: если изображение существовало давно, отчего же его не обнаружили раньше? На этот счёт Андрей Пинкин сказал:

Я лично слышал разговоры о том, что такое изображение существует. Многие слышали и мне передавали это, но никаких подтверждений мы не знали. Люди говорили, что существует образ в горах, но где именно и какой образ — никто не сообщал.

Возможно, всё дело в труднодоступности того места, где находится архызская икона. Пока в 2011 году не проложили лестницу, скала была почти недосягаема. Каждый год к иконе приезжает не только масса паломников, но и немало учёных, решивших поближе изучить архызскую икону. И все они сошлись на том, что возраст её древний, но насколько древний — это вопрос. Хотя исследования лика показали, что ему не менее 6-7 веков. Установить более точную дату его создания пока ещё никто не смог.

Когда же на скале над горным селом появился лик Христа? Впрочем, это в наши дни Нижний Архыз хотя и небольшое, но очень живописное горное село, а когда-то именно здесь, по мнению учёных, находился настоящий средневековый мегаполис — 15-тысячный город Маас, столица древней Алании.

Сегодня это место известно как Нижне-Архызское городище. Некий доктор Лысенко, побывавший на городище за сто лет до нас, писал, что «о жизни древних людей в этих местах свидетельствуют яблони, груши, черешня, смородина, крыжовник». И всё это до сих пор там цветёт и даже, по словам местных жителей, приносит вкусные плоды. Люди ушли, а жизнь осталась.

Предположительно древний город обезлюдел после нашествия грозного Тамерлана, но археологи нашли на городище немало свидетельств человеческой жизнедеятельности: остатки крепостных стен, древних улиц, каменную обсерваторию и захоронения. Местный краевед и археолог Василий Сысоев в 1895 году так написал в своём отчёте:

В зеленчукском ущелье в больших и малых пещерах естественного и искусственного происхождения находятся многочисленные погребения.

Но подобные захоронения хорошо изучены археологами и датируются они VIII-X веками нашей эры, то есть лик Христа, вроде бы, здесь ни при чём. Однако в подошве скальной террасы, непосредственно под ликом, была найдена гробница, сложенная из массивных камней и устроенная по христианскому обряду.

Существует стереотип, что в этих местах всегда доминирующей религией являлся ислам, тогда не понятно, откуда на горе взялся лик Христа. Однако ещё до прихода мусульман, древняя Алания была одним из центров христианства, а средний храм, один из трёх зеленчукских, является одним из древнейших в нашей стране. Владимир Кузнецов рассказал:

Город был большой, занимал 63 гектара и по площади был больше, чем древние Афины. Он стоял на трассе Великого шёлкового пути, который шёл из Константинополя в Китай. И византийцы были заинтересованы в том, чтобы местные жители (аланы) были их союзниками, помогали им. Они прислали своих миссионеров.

Доказано, что в Аланию христианство пришло даже раньше, чем в Киевскую Русь. Возможно, что горная терраса с иконой Христа могла быть своеобразной скальной часовней, где собирались на свои молитвы члены раннехристианской общины Мааса, до того времени, пока христианство в Алании не стало государственной религией.

И всё-таки, до этого тайного места сбора путь чересчур трудный. Каково древним христианам каждый раз было карабкаться на скалу без всяких лестниц и современных приспособлений? Не самый удачный выбор места. В Нижне-Архызском филиале зеленчукского краеведческого музея нам рассказали другую версию:

Образ Христа был создан для защиты города от эпидемии чумы, разразившейся в этих местах в четырнадцатом веке. Считалось, что такая мера, непременно отведёт от города чёрную смерть. Вот местные жители и создали на скале лик Христа. Почему именно там? Вероятно, они выбрали это место, так как с него хорошо просматривался весь город.

Изучив старинные карты и обсудив эту версию с экспертами, мы выяснили, что терраса, где находится лик Христа, расположена далеко не самым лучшим образом для полного обзора, так что и эта версия, отнюдь, не безупречна.

Интересно и то, что скала, на которую нанесён архызский лик, обращена почти строго на Восток. Если мысленно проследить за взглядом Христа, становится ясно, что он смотрит на расположенные в Нижнем Архызе знаменитые зеленчукские храмы. Значит скала, где написан лик Христа выбрана не случайно?

Мы обратились за информацией к экспертам и выяснилось, что именно в районе Нижнего Архыза в 916 году проходило массовое крещение алан. Возможно, как раз к этому событию и было приурочено создание архызского лика. Андрей Пинкин рассказал:

Дело в том, что архызский образ очень схож по канону с изображением Христа Пантократора на самой древней иконе шестого века из синайского монастыря в Египте.

Удивительное сходство архызского и синайского Христа отметил когда-то и главный научный сотрудник Эрмитажа Борис Сапунов, проводивший сравнение синайской иконы с изображением на знаменитой Туринской плащанице и обнаруживший сорок пять совпадений:

Исследования, которые проводили специалисты Северного Кавказа, более-менее однозначно позволили датировать его и сопоставить с технологией, которая использовалась на окраинах Римской империи, как раз в последний год её существования, в годы формирования Византии.

Андрей Пинкин добавил по этому поводу, что архызский лик «описан в канонах Фаюмской школы с ярковыраженной асимметрией лица, то есть один глаз Христа прищурен, как бы грозно нахмурен, а второй — более благодушен, добр».

Согласно результатам исследований, лик был написан яичной темперой. Эта техника была распространена в Византии. Иконописцы в качестве связующего компонента использовали эмульсию из воды и яичного желтка. Прекрасный пример древних наскальных фресок, выполненных темперой, — это пещеры в храмовых комплексах Аджанты в Индии в штате Махараштра.

Кроме того, изображения, написанные темперой, отличаются удивительной прозрачностью, поэтому лик Христа на скале почти незаметен ярким солнечным днём. По-видимому, такова была задумка художника. Есть ещё один мучающий исследователей вопрос: почему у Христа на архызской иконе нет нимба? Может быть художнику просто не хватило места на его «холсте» — скале?

Владимир Кузнецов считает, что нимб был, но осыпался. С другой стороны, возможно, неведомый автор изначально не планировал такой детали. Однако подобную вольность, иконописец мог позволить себе лишь в тот период времени, когда ещё окончательно не сложился иконописный канон, а это произошло на церковных соборах 787 и 843 годов.

После того, как сложились строгие правила иконописи, любое отступление от них не приветствовалось. Вообще, размер скалы как нам показалось, всё-таки позволял написать нимб вокруг лика. Не исключено, что нимб просто не сохранился, времени прошло очень много, возможно даже больше, чем мы думали.

Если изображение появилось не в десятом, а в восьмом или в девятом веке, то архызскому лику примерно двенадцать столетий. Цветовая гамма и стиль лика очень напоминает известные византийские работы мастеров того же периода. Кроме того, результаты раскопок говорят о том, что местные жители как раз тогда активно торговали с Византией. Валентин Сапунов рассказал:

Византия была тогда одной из первых империй, которая приняло христианство как основную, доминирующую государственную религию. Именно там сформировались наиболее высокопродвинутые школы светской живописи и иконописи. В значительной степени эта традиция перешла потом на Русь.

Владимир Кузнецов также уверен, что это подлинный древний лик, так как написан профессионально и в стиле именно византийской иконописи. О профессионализме иконописца говорит то, что он выбрал идеальное место для своего творения.

Верхняя терраса защищает лик от дождя и снега, а на нижней террасе удобно стоять и любоваться им. Грот сухой и хорошо прогревается солнцем. Сухой воздух, отсутствие влаги, продуваемость места дали возможность сохраниться изображению многие годы и практически в первозданном виде.

Создателем лика вполне мог быть один из живописцев, расписывающих храмы Нижне-Архызского городища. Тогда в гробнице у подножия горы вполне может покоиться прах художника. Однако вопросы о возрасте потаённой иконы отнюдь не закрыты.

Профессор Борис Сапунов, например, считал, что яичная темпера просто не выдержала бы так долго на открытом воздухе. Значит архызский лик не настолько древний? Правда, не исключено, что первоначально лик мог находиться в закрытом пространстве, например, в келье, стена которой позднее разрушилась. Если обрушение произошло не так давно, тогда краски могли сохраниться и с десятого века.

Евгений Субтельный допускает, что, скорее всего, в этом месте был храм или небольшая часовня, где совершались богослужения. Может быть, действительно, скала являлась стеной часовни, как это часто бывает в горах.

С другой стороны, если архызскому лику больше тысячи лет, как тогда объяснить последние результаты исследования химического состава красок, которыми был создан образ? Ведь в них обнаружились цинковые белила. Они появились в XVIII веке, однако в живописи их активно стали использовать лишь в 80-е годы XIX столетия. Значит, наскальный лик Христа в Нижнем Архызе всё-таки был создан не так уж и давно.

Вот что любопытно: как раз в 1889 году на территории Нижне-Архызского городища был создан мужской Александро-Афонский зеленчукский монастырь. Он просуществовал меньше полувека, а потом постройки использовались как колония, детдом и пионерлагерь.

Может архызские монахи и создали наскальную икону? Может быть вот она, главная версия, мимо которой мы чуть не прошли? И предположение о древнем художнике времён Византии в древней Алании стоит признать не состоятельной? Но учёные эту версию не подтверждают, они опираются на результаты исследований. Валентин Сапунов пояснил:

Датировка всё-таки проведена достаточно точно, потому что сейчас есть большой комплекс методов научных, которые позволяют в пределах нескольких тысяч лет датировать объект с высокой точностью.

То есть белила на архызской иконе могли появиться совсем недавно, благодаря туристам, решившим слегка подновить изображение. В испанской Сарагосе несколько лет назад случилось нечто подобное. Одна из прихожанок своими силами отреставрировала в одной из местных церквей уникальную фреску XIX века. Хотела как лучше, а в итоге, испанский шедевр Элиаса Мартироса превратился в карикатуру. Чудо, что архызский лик, находящийся в общей досягаемости не постигла подобная участь.

Итак, судя по всему, уникальная наскальная икона в Нижнем Архызе — произведение древнего мастера, по счастливой случайности не сгинувшая в веках. Для верующих это безусловно чудо. Учёные же имеют свои объяснения: то ли это секрет древней краски, то ли ранее здесь было некое сооружение, защищавшее фреску от внешнего воздействия.

Вообще-то, так называемые пещерные храмы, монастыри — явление достаточно распространённое. Причём, пещерные обители появлялись не только там, где были гонения на христиан и верующим приходилось скрываться от посторонних глаз.

Подчас сама природа создавала идеальные пространства для уединения и молитв, как, например, пещеры инкерманского монастыря в Крыму или меловые скалы, внутри которых зародилась когда-то Святогорская Лавра. Быть может и архызский лик был фреской древнего пещерного храма, кто знает? Это бы и объясняло то, что изображение смогло сохраниться так долго.

По мнению Владимира Кузнецова, икона уцелела только благодаря тому, что над ней козырьком длиной полтора метра нависает скала. Что же касается датировки архызского лика, возможно древнюю икону подновили не туристы, а монахи располагавшегося внизу монастыря.

Подробный компьютерный анализ фотографии лика позволил обнаружить на нём два участка выделявшихся интенсивностью окраски. Дальнейшие исследования показали наличия на них двух слоёв краски в отличии от основного изображения, нанесённого в один слой.

Изучение красок верхнего слоя позволяет говорить о позднейших, не ранее второй половины XIX века обновлениях этих участков иконы, в то время как основное изображение выполнено с помощью красителей, применявшихся с древнейших времён. Анатолий Варченко уточнил:

Краски древние, взятые из природы, а природа живая, то есть всё зависит от влажности, от угла света. Сейчас изображение немножко подреставрировали, лик более заметен стал. Немножко, чуть-чуть изуродовали.

Кстати, наличие позднейших подновлений лика может объяснить и факт нахождения на иконе щетинки от кисти, всохшей в мазок краски.

Ну что ж, подведём итоги наших поисков. Так кто и когда, по мнению специалистов, создал архызское чудо? По мнению, художника-иконописца Андрея Пинкина, большинство учёных склоняется к тому, что данный образ написан во времена строительства храмов, речь идёт о X-XII веках.

Первооткрыватель архызского чуда Анатолий Варченко утверждает, что он был написан в средневековье — IX-XII века. Протоиерей Евгений Субтельный склоняется к мнению, что это наскальная икона была выполнена древними аланами, и ее следует отнести ко времени X-XIV веков.

Профессор Валентин Сапунов уверен, что наскальная икона — это произведение одной из первых христианских общин, которая примерно в XIX веке привнесла учение Христа в этот район Северного Кавказа. Археолог Владимир Кузнецов считает, что Нижний Архыз — это какое-то особое место:

В Нижнем Архызе находится наскальная икона. Она единственная в нашем государстве. Единственная у нас в Российской Федерации и на всю нашу страну, включая теперь и Крым. И в Крыму нет таких икон.

Тем не менее, даже сам факт существования такой уникальной реликвии — уже своего рода дар свыше. И на этой мысли мы предлагаем примириться сторонникам мистической и научной теорий происхождения архызского лика.

P.S. Уже уезжая, мы узнали от местных жителей ещё одну легенду. Будто где-то в этих горах на противоположной стороне хребта, скрыт ещё и лик Богоматери. Но он пока ещё не явлен широкой общественности. Должно быть время ещё не пришло.

29 августа Церковь отмечает перенесение Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа из Едессы в Константинополь

Известно, что святые образы создают иконописцы. Так было испокон веков. Для того, чтобы написать икону, изображающую Господа, Богоматерь или какого-либо подвижника, необычному художнику нужно прийти в определенное состояние души, перед этим поститься, молиться. Тогда созданный им лик будет по праву служить средством общения с Творцом и его угодниками. Однако история упоминает о существовании и так называемых нерукотворных икон. К примеру, у многих на слуху такое понятие, как «Спас Нерукотворный». Подобным образом обозначают образ Иисуса Христа, чудесно отпечатавшийся на ткани, которой Спаситель утер свое лицо. 29 августа православные христиане отмечают праздник, посвященный перенесению данной святыни из Едессы в Константинополь.

Происхождение Нерукотворного Спаса

Возникновение Нерукотворного Спаса тесно связано с историей чудесного исцеления одного правителя. Во времена Мессии в сирийском городе Едессе властвовал человек по имени Авгарь. Он болел проказой, которая овладела всем телом несчастного. К счастью, до Авгаря дошли слухи о чудесах, творимых Иисусом Христом. Не видя Сына Божьего, правитель Едессы написал письмо и отправил тому со своим другом – живописцем Ананией – в Палестину, где в тот момент находился Мессия. Художник должен был при помощи кисти и красок запечатлеть на полотне лик Учителя. В письме же содержалась просьба прийти и исцелить больного проказой страдальца, адресованная Иисусу.

По прибытии в Палестину, Анания увидел Сына Божия, окруженного большим количеством народа. Подойти к нему не было никакой возможности. Тогда Анания встал в отдалении на высокий камень и попытался написать портрет Учителя. Но у художника ничего не получилось. Иисус к тому моменту заметил живописца, назвал того к удивлению последнего по имени, подозвал к себе и передал письмо для Авгаря. Он обещал правителю сирийского города прислать в скором времени своего ученика с тем, чтобы тот исцелил больного и наставил в истинной вере. Затем Христос попросил людей принести воду и полотенце – убрус. Когда просьбу Спасителя удовлетворили, Иисус омыл водой лицо свое, отер его убрусом. Все увидели, как на полотне отпечатался Божественный Лик Учителя. Убрус Христос отдал Анании.

Живописец вернулся домой, в Едессу. Он сразу же передал Авгарю убрус с запечатленным на нем ликом Сына Божия и письмо от самого Мессии. Правитель с благоговением принял из рук друга святыню и тотчас же исцелился от своей тяжкой болезни. Лишь немного следов оставалось на лице его до прихода ученика, о котором говорил Христос. Тот действительно вскоре прибыл – им оказался апостол от 70-ти святой Фаддей. Он крестил уверовавшего в Христа Авгаря и весь народ едесский. Правитель сирийского города в благодарность за полученное исцеление написал на Нерукотворном Образе такие слова: «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится». Затем он украсил полотно и поместил в нише над городскими воротами.

Перенесение святыни в Константинополь

Горожане долгое время с почтением относились к Нерукотворному Образу Иисуса: поклонялись тому каждый раз, минуя городские ворота. Но сие закончилось по вине одного из правнуков Авгаря. Когда последний сам стал правителем Едессы, то обратился в язычество и начал поклоняться идолам. По этой причине он решил снять Спас Нерукотворный с городской стены. Но повеление сие выполнить не удалось: Едесскому епископу было видение, в котором Господь приказал скрыть чудесное изображение от глаз людских. Священнослужитель после такого знамения вместе с клиром отправился ночью к городской стене, зажег перед убрусом с ликом Божественным лампаду и заложил кирпичами да глиняными досками.

Много лет миновало с тех пор. Жители города совсем забыли о великой святыне. Однако события 545 года изменили ситуацию в корне. В указанный момент Едесса подверглась осаде со стороны персидского царя Хозроя I. Жители находились в безнадежном положении. И вот местному епископу явилась в тонком сне сама Богородица, которая повелела достать из замурованной стены Нерукотворный Образ Иисуса. Она предрекла, что это полотно спасет город от врага. Епископ тотчас же поспешил к городским воротам, нашел заложенную кирпичами нишу, разобрал ее и увидел Нерукотворный Спас, горящую перед ним лампаду и отпечатавшееся на глиняной доске изображение Лика. Был совершен крестный ход в честь обретения святыни, и персидское войско не замедлило податься в отступление.

Спустя 85 лет Едесса оказалась под игом арабов. Однако они не чинили препятствий христианам, поклонявшимся Нерукотворному Спасу. К тому времени слава о Божественном Лике на убрусе распространилась по всему Востоку.

Наконец, в 944-м император Константин Багрянородный захотел, чтобы необычная икона хранилась отныне в Царьграде – тогдашней столице Православия. Правитель византийский выкупил святыню у эмира, властвовавшего на тот момент в Едессе. И Спас Нерукотворный, и письмо, адресованное Авгарю Иисусом, были перенесены с почестями в Константинополь. 16 августа святыню поместили в Фаросскую церковь Пресвятой Богородицы.

Дальнейшая судьба святого образа Господа

Что случилось с Нерукотворным Спасом впоследствии? Информация на сей счет имеется весьма спорная. Одно предание гласит, будто убрус с Божественным Ликом Христа похитили крестоносцы, когда властвовали в Константинополе (1204-1261). Другая легенда утверждает, что Нерукотворный Образ перекочевал в Геную, где и поныне хранится в обители в честь апостола Варфоломея. И это лишь самые яркие версии. Их разноречивость историки объясняют очень просто: Нерукотворный Спас неоднократно давал отпечатки на поверхностях, с которыми соприкасался. К примеру, один из них возник «на керамии», когда Анания вынужден был прятать убрус у стены по дороге в Едессу, другой появился на плаще и очутился в итоге в грузинских землях. По Прологам известно четыре Нерукотворных Спаса:

  • Едесский (царя Авгаря) – 16 августа;
  • Камулианский – дата явления 392 год;
  • образ, что появился в эпоху правления императора Тиверия – от него получила исцеление святая Мария синклитикия;
  • уже упомянутый выше Спас на керамии – 16 августа.

Почитание святыни в России

Праздник 29 августа совершается в попразднство Успения Божией Матери и называется еще «Третьим Спасом» или «Спасом на холсте». Почитание на Руси этого Образа началось в XI-XII вв., а наиболее широкое распространение получило со второй половины XIV столетия. В 1355 году из Константинополя в Москву митрополитом Алексием был привезен список иконы Спаса Нерукотворного. Специально для хранения сего полотна заложили храм. Но одной церковью не ограничились: вскоре по всей стране началось строительство храмов и монастырских обителей, посвященных Нерукотворному Образу Господа Иисуса Христа. Все они получали наименование «Спасских».

Примечательно, что перед этой удивительной иконой творил в свое время молитву Дмитрий Донской, после того, как стало известно о нападении Мамая. С Куликовской битвы и до Первой мировой войны русские войска неизменно сопровождала Хоругвь с изображением Спаса. Такие полотна впоследствии стали называть «знаменами». Также подобные иконы украшали собой крепостные башни в качестве оберега города.

Мы поздравляем всех православных христиан с праздником, с перенесением Спаса Нерукотворного из Едессы в Константинополь.

Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский сайт www.inmoment.ru обязательна!

Теги: Спас Нерукотворный, 29 августа, Перенесение Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа

Такой разный Христос. Редкие и необычные иконы Спасителя

“Честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней”, – писал преподобный Иоанн Дамаскин, раскрывая суть христианского богословия иконы.

Символично, что первая христианская икона была именно образом Господа нашего Иисуса Христа и появилась ещё при Его земной жизни – это тот плат (“Мандилион”), известный нам, как “Спас Нерукотворный”, который Спаситель послал в дар царю Эдессы Авгарю V Уккаме.

Церковный историк Евсевий Кесарийский так сообщает об этих событиях: “…царь Авгарь, славно управлявший народами по ту сторону Евфрата, но мучимый болезнью, излечить которую было не в силах человеческих, узнав об имени Иисуса и Его чудесах – о них согласно свидетельствовали все, – решил умолять Его, послав гонца с письмом и просьбой об избавлении от болезни”.

“Спас Нерукотворый”

Спаситель не мог отправиться к Авгарю сам, но зная о его крепкой вере, передал царю с одним из своих учеников, апостолом Фаддеем (по другим сведениям – с одним из слуг царя) свой образ на плате (убрусе) икону, которую создал чудесным образом, приложив чистый белый плат к своему пречистому Лику и запечатлев его на ткани.

Позднее, христианские изографы написали множество других икон, в числе которых были и иные интересные образы Спасителя, которые мы хотели бы показать нашим читателям.

Туринская плащаница

Ещё один нерукотворный образ Господа, отпечатавшийся на Его погребальных пеленах. Хранится в Турине (Италия) полноразмерная точная копия является запрестольной иконой в нижнем храме Сретенского монастыря в Москве.

“Спас Благое молчание”

Этот образ Спасителя в виде крылатого ангелоподобного отрока со скрещенными на груди руками, иногда облаченного в саккос и митру появился на Балканах и в Греции примерно в XIV столетии, а на Русь проникает примерно в конце XV века.

Саккос, митра и богатые одежды свидетельствуют о первосвященническом достоинстве Богочеловека, скрещённые на груди руки о Его жертве во искупление человечества, а крылья – о посланничестве.

Этнические образы Спасителя

Во Христе нет ни эллина, ни иудея. Господь воплотился, чтобы спасти всё человечество. Поэтому, несмотря на то, что Бог вочеловечился именно в еврейском народе и имел семитскую внешность, для других народов Его иконы нередко пишут в облике именно этого народа или расы. Так, известны изображения Спасителя или иконы Богородицы с богомладенцем в облике негров, азиатов или индейцев.

“Спас Недреманное око”

Икона появилась в XIV в. на Святой горе Афон. Изображает Спасителя, возлежащего на ложе с открытыми глазами, подперев правой рукой голову. Ему предстоят Богородица и ангел, а над ложем парит ангел, держащий в руках орудия страстей.

“Всевидящее око”

Не образ Господа Иисуса Христа в чистом виде, икона аллегорически изображает всеведение Божие. В России появляется с конца XVIII – первой половины XIX века. В центральном медальоне – Христос в образе отрока.

“Спас Эммануил”

Редкий образ Богочеловека в возрасте 12 лет, который соотносят с евангельским текстом: “И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник”. “Эммануил” – переводится, как “с нами Бог”.

Смесоипостасный образ Троицы

Подобное изображение трёх совмещённых ликов Спасителя (изображение Пресвятой Троицы) должно было иллюстрировать сущностное единство всех Лиц Божества. Его можно было встретить в русских храмах предсинодальной эпохи. В Синодальный период так изображать Пресвятую Трицу запретили.

“Христос – Агнец Божий”

Икона Спасителя, изображающая Его в виде белого ягнёнка с нимбом с надписью “Сущий” и, зачастую, со знаменем креста на флаге, который говорит о победе над смертью. В поздней церковной традиции такое изображение Господа не применяется.

Второй вариант этой же иконы – изображение Христа отроком в жертвенной чаше, над которой ангелы веют репидами.

“Спас – Великий архиерей”

“Ты еси Иерей вовек по чину Мелхиседекову…”, – говорится в 109 псалме. Именно таким Первосвященником Спаситель избображается на этой иконе.

“Спас – Царь царей”

Образ Христа на троне с регалиями царской власти. В отличие от “Великого архиерея”, здесь Спаситель держит в руках не Евангелие, а скипетр и державу, на голове корона вместо митры, а на плечах – царские одежды вместо саккоса и омофора.

Спаситель с любимым учеником

Редкий образ Богочеловека с апостолом Иоанном Богословом, который возлежит на его груди. Этот ученик Христов, которого Он любил больше всех, не предал Спасителя до самого распятия и при кресте взял к себе на попечение Пресвятую Богородицу.

“Не рыдай Мене, Мати”

Редкий образ, представляющий Господа Иисуса Христа во гробе с орудиями Страстей Господних за спиной и изображением Богородицы, плачущей над сыном. Название иконы взято из ирмоса девятой песни канона Космы Маюмского на Великую субботу.

Христос в терновом венце (“Христос – Царь Иудейский”)

Образ Спасителя, отсылающий нас ко времени Его показательного позора, на который его отдал прокуратор Понтий Пилат, чтобы попытаться тем самым утолить жажду крови иудеев и сохранить жизнь Господа. Образ перешёл в православную традицию с католического Запада.

“Моление о Чаше”

Ещё один образ Богочеловека, показывающий Его в начале тяжёлого искупительного пути. Ученики Христовы не выдержали и впали в сон, а Спаситель один, по человечеству своему страшась предстоящих мучений, молится Богу Отцу: “Если возможно, да минует меня чаша сия!”

Иисус, благословляющий хлеб и вино

Икона, отсылающая нас к событиям Тайной вечери, когда Господь установил Таинство Евхаристии и ещё раз сообщил ученикам о предстоящем Ему жертвенном пути.

“Христос – Виноградная лоза” (“Лоза Истинная”)

Образ, иконография которого имеет целый ряд смыслов. В-первых, аллегорически он напоминает о жертве Спасителя. Во-вторых, представляет собою древо Церкви во главе с её основателем. В-третьих, отсылает созерцающих образ к одной из притч Иисуса Христа.

“Друг друга тяготы носите”

Редкая икона Господа с человеком на плечах. Название взято из евангельского завета: “Друг друга тяготи носите, и так исполните закон Христов”.

“Христос – Добрый пастырь”

Ещё один образ, дающий аллюзию на притчу о добром пастыре, который оставляет 99 овец ради поиска одной заблудшей овцы. Также напоминает о жертве Богочеловека: “Пастырь добрый душу свою полагает за овцы…”. По композиции и смыслу перекликается с образом “Друг друга тяготи носите”.

“Благословение детей”

“Не препятствуйте детям приходить ко мне” – говорил Христос своим апостолам, благословляя маленькие чистые души. Образ напоминает нам события Евангелия от Марка 10:13-16.

“Первые шаги Христа”

Редкий образ Спасителя “Первые шаги Христа” находится в древнем монастыре во имя святого Герасима Иорданского юге Иорданской долины.

“Святое семейство за работой”

Икона изображает Спасителя в отрочестве, который занят столярным ремеслом вместе со своим наречённым отцом – святым Иосифом Обручником. Богородица также присутствует на этом образе, занятая типичной женской работой – прядением нити.

“Искушение Христа дьяволом”

Образ “Искушение диаволом Иисуса Христа в пустыне” напоминает нам о событиях, предшествующих началу общественного служения и проповеди Спасителя, когда ослабленный сорокадневным постом Богочеловек подвергся искушению сатаны и трижды посрамил его.

“Ветхий денми”

Первые изображения Христа, как “Ветхого днями”, то есть в образе старца известны не позднее VI века (церковь святой Констанции в Риме). На Руси подобные изображения также известны с древности. Например, такая икона есть в церкви Спаса на Нередице (Новгород Великий, XII век). Название иконы взято из книги пророка Даниила, в видении которого Бог предстал в виде благообразного могучего старца.

Андрей Сегеда

Facebook Вконтакте Одноклассники LiveJournal Google+ Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)29

Спас Нерукотворный — первая икона Иисуса Христа

Рубрика: Иконы, Молитва, Святыни Православия

Образ, дарованный Богом

Образ Христа “Спас Нерукотворный” по праву называется первой иконой Иисуса Христа. Уникальность ее в том, что лик Спасителя не был зафиксирован человеческой рукой (отсюда название “Нерукотворный”). Это отпечаток лица Иисуса Христа на полотне – убрусе. Впоследствии образ стал иконографическим, его стали изображать на иконах. Все современные иконы с формальной точки зрения дело рук иконописцев и художников, и только первообраз является Нерукотворным.

Спас Нерукотворный (новгородская икона XII века, Третьяковская галерея)

Спас Нерукотворный: история происхождения образа

По Преданию Церкви, история происхождения иконы относится ко времени земной жизни Спасителя. Древним городом Эдессой (современный город Шанлыурфа на юго-востоке Турции) правил Авгарь Ухама. Он был неизлечимо болен проказой. Правитель узнал об Иисусе Христе, который совершал многие чудеса, в том числе исцелял безнадежно больных. Авгарь послал в Палестину своего слугу Ананию. Слуге было приказано, если Спаситель не сможет прийти сам, изобразить его на холсте.

Живописец из-за большого скопления народа, всегда окружавшего Иисуса Христа, не смог написать Его Лик. Господь не мог посетить Авгаря, но пообещал прислать к нему кого-то из Своих учеников. Узнав о желании Анания изобразить Его, Христос повелел принести воды и полотенце. Он умылся, отёр Свое Лицо и на полотне чудесным образом остался отпечаток Его лика. Так был явлен миру нерукотворный образ Спасителя. Это изображение было принесено в Эдессу правителю, после чего Авгарь исцелился от проказы.

Судьба иконописного образа

Впоследствии Эдессу посетили апостолы Фома и Фаддей, обратившие местных жителей в христианство. Нерукотворный образ Иисуса Христа был размещен над городскими воротами. Каждый проходящий через них должен был воздать хвалу Иисусу Христу. Через некоторое время христиане подверглись гонениям со стороны властей. Чтобы спасти икону, ее пришлось замуровать в крепостную стену. Там она в целости сохранилась до 545 года.

Эдесса была осаждена персидским царем. Епископу Евлавию во сне явилась Богородица и указала место в стене, где хранился образ. Нерукотворный Спас был найден, но при этом обнаружено еще одно изображение Иисуса Христа на кирпичной кладке. После того, как с иконой был совершен крестный ход, персы отступили и город был освобожден.

После завоевания Эдессы османами в 944 году Нерукотворный Спас перенесли в Константинополь в храм Премудрости Божьей. В честь перенесения в Константинополь образа Спасителя Церковью был установлен праздник, который отмечается 16 (29) августа. К сожалению, образ был утерян и его дальнейшая участь неизвестна. По одному из предположений, Нерукотворный Спас был похищен в 1204 году крестоносцами, которые направились в Венецию. Но корабль затонул в Мраморном море вместе с убрусом.

Чудесное обретение образа в Свя­то-Бо­ри­со-Глеб­ской оби­те­ли

Чудо явления Нерукотворного Спаса в Свя­то-Бо­ри­со-Глеб­ской жен­ской оби­те­ли произошло в 1997 году. Изначально старинная икона Спаса принадлежала обычной женщине. После Великой Отечественной Войны образ сильно потемнел, а в конце века был передан в обитель. Преображение образа “Нерукотворный Спас” произошло 20 июля во время Божественной Литургии, когда вспышка света осветила икону. Обновленная иконы в течение пяти дней благоухала. Была создана епархиальная комиссия, которая подтвердила факт чудесного обновления иконы Нерукотворного Спаса.

Иконография образа

Существуют несколько типов написания иконы “Нерукотворный Спас”. Важной особенностью иконы является то, что на ней изображен только лик Иисуса Христа на полотне. В некоторых случаях — на коричневом или золотом фоне. Второй вариант написания иногда называют “Спас на чрепии”, то есть на черепице. Название дано в память о событии, когда изображение Спасителя проявилось на стене в Эфессе.

Именно такой тип иконы в настоящее время находится в Третьяковской галерее, его создание относят к XII веку. Этот особый образ был написан мастером из Новгорода и отличается величественностью изображения. На иконе Спаситель изображен с открытыми глазами, лик не выражает эмоций, спокоен.

Икона Спаса Нерукотворного: в чем помогает, молитвы

Перед Нерукотворным образом Спасителя молятся об исцелении от болезней душевных и телесных, о даровании крепкой, искренней веры, в сложные жизненные моменты. Как Авгарь по вере в Спасителя исцелился от неизлечимой болезни, так и многие люди, с верой молясь перед иконой Нерукотворного Спаса, получают просимое.

Один из чудотворных образов Спаса Нерукотворного находится в Спасо-Преображенском соборе города Санкт-Петербурга. Икона была написана знаменитым иконописцем Симоном Ушаковым в 1676 году для царской семьи. Список этой чудотворной иконы возил с собой император Александр III. Во время крушения царского поезда на железной дороге 17 октября 1888 года он вышел невредимым из разрушенного вагона вместе со всей семьей. Целой сохранилась и икона Спаса Нерукотворного, даже стекло в киоте осталось целым.

Тропарь, глас 2

Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже, волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши яже создал еси от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.

Кондак, глас 2

Неизреченнаго и Божественнаго Твоего к человеком смотрения,/ неопиисанное Слово Отчее,/ и Образ неписанный, и богописанный победителен,/ ведуще неложнаго Твоего Воплощения,// почитаем, того лобызающе.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе,/ и почитаем пречистаго лика Твоего// преславное воображение.

Спас Нерукотворный. Икона XII в., Новгород. Собр. ГТГ

Спас Нерукотворный — образ Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, чудесно отпечатавшийся на плате, которым Христос вытер свой лик

История происхождения

Согласно Преданию, изложенному в Четьи Минее, Авгарь V Ухама, больной проказой, послал ко Христу своего архивария Ханнана (Ананию) с письмом, в котором просил Христа прийти в Едессу и исцелить его. Ханнан был художником, и Авгарь поручил ему, если Спаситель не сможет прийти, написать Его образ и принести ему.

Ханнан застал Христа окруженным густой толпой; он встал на камень, с которого ему было виднее, и попытался изобразить Спасителя. Видя, что Ханнан хочет сделать Его портрет, Христос потребовал воды, умылся, вытер Свой лик платом, и на этом плате отпечатался Его образ. Спаситель передал этот плат Ханнану с повелением отнести с ответным письмом пославшему его. В этом письме Христос отказывался идти в Едессу сам, говоря, что ему надлежит исполнить то, на что Он послан. По исполнении Своего дела он обещал послать к Авгарю одного из Своих учеников.

Получив портрет, Авгарь исцелился от главного своего недуга, но лицо его оставалось еще поврежденным.

После Пятидесятницы в Едессу пошел святой апостол Фаддей, один из 70-ти, закончил исцеление Авгаря и обратил его в христианство. Авгарь прикрепил образ к доске и поместил в нише над городскими воротами, убрав оттуда находившегося там идола.

Один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, впал в идолопоклонство и хотел уничтожить Нерукотворный Образ. Тогда епископ города замуровал икону в городской стене с зажженной перед ней лампадой.

Со временем место это было забыто.

Обретение Образа

Образ был снова обретен, когда город Едесса был осажден персидским царем Хозроем I в 544 или 545 году.

Положение города казалось безнадежным, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасет город от неприятеля.

Разобрав нишу, епископ обрел Нерукотворный Образ: перед ним горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное же изображение. В память об этом в Православной Церкви существует два типа икон Нерукотворного Спаса: лик Спасителя на убрусе, или Убрус, и лик без убруса, т.н. Чрепие.

После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило.

В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. В VIII веке христиане праздновали Нерукотворный Образ во многих местах.

Начиная с 843 года праздник Нерукотворного Образа совпадал в Едессе с Торжеством Православия.

Перенесение в Константинополь

В 944 году византийские императоры Константин Багрянородный и Роман I купили Нерукотворный Образ у Едессы. 16 августа он был торжественно перенесен в Константинополь и помещен в Фаросском храме Богоматери.

В честь этого события 16 августа был установлен церковный праздник Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа.

Существует несколько преданий о последующей судьбе Нерукотворного Образа. По одному – его похитили крестоносцы во времена их владычества в Константинополе (1204–1261), но корабль, на который была взята святыня, потонул в Мраморном море. По другим преданиям, Нерукотворный Образ был передан около 1362 года в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея.

Упоминание в древних источниках

Древние авторы не упоминают о Нерукотворном Образе вплоть до V века. Это объясняется, по-видимому, тем, что образ оставался замурованным, местонахождение его не было известно и о нем забыли.

Древнейшее известное упоминание об образе находится в памятнике, называемом «Учение Аддаи».

Евагрий Схоластик упоминает его в «Церковной истории» и называет образ «богозданной иконой».

Во времена иконоборчества на Нерукотворный Образ ссылается прп. Иоанн Дамаскин. В 787 году отцы VII Вселенского Собора упоминают его несколько раз.

См. также

    • Анчисхатский Спас Нерукотворный
    • Святое Чрепие

Использованные материалы

  • «Перенесение Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа», страница православного церковного календаря изд-ва Московской Патриархии:
  • Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. Глава II. Первые иконы Спасителя и Божией Матери, М., 2008, стр. 25 — 27