Спасается чадородием

Женщина спасается чадородием?

Споры о том, какой он – путь православной семьи и православной женщины – не утихают сегодня, как не утихают они, пожалуй, с момента распада традиционной семьи и возниконовения семьи атомарной, когда считается, что для правильной семьи достаточно родить одного-двоих детей и остановиться на этом. «Не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем, спасается через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим. 2, 14-15) – говорится в послании апостола Павла.

Отзывы, последовавшие после опубликованной недавно статье многодетной мамы Наталии Ялтанской Почетно ли быть многодетными? показали, что смысл слов апостола Павла остается непонятным для многих. С просьбой разъяснить смысл этих слов мы обратились к протоиерею Александру Ильяшенко, председателю редакционного совета нашего портала, отцу 12 детей, дедушке 18 внуков.

— Отец Александр, почему, по слову апостола Павла, женщина спасается чадородием? Реально ли это в наши дни, когда многодетной семье так сложно жить? И означает ли это, что работающая женщина, имеющая, скажем, одного-двух детей, не спасется?Означает ли это, что количество рожденных детей влияет на спасение? Означает ли это, что семья, которой Богом не даны дети, как и в Ветхом Завете считается грешной и не имеет надежды на спасение?

— Вспомним первую заповедь, данную Господом человеку: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1, 27-28).

Господь заповедал семьям рождать детей, и из первой заповеди очевидно, что детей в семье должно быть несколько, чтобы земля наполнялась людьми.

Часто задают вопрос – что же, если у нас нет детей, то мы не спасемся? Важно понимать, что спасение зависит не от количества детей – ведь не всякая семья может иметь детей, а зависит от готовности человека принять волю Божию и не противиться ей. Если по биологическим причинам, причинам, не зависящим от мужа и жены, в семье нет детей, если не дает детей Господь, то это не поставится им в грех. Речь идет о тех семьях, которые противятся рождению детей, делая аборты или сознательно препятствуя зарождению новой жизни.

Часто приходится слышать самые изысканные формулировки и способы аргументировать нежелание принять в семью еще одну жизнь: «Лучше смиренно воспитать одного ребенка, чем восьмерых и гордиться этим», «Лучше воспитать одного ребенка хорошо, чем десятерых плохо». Это классические приемы манипулирования сознанием: примеры окружающих нас семей не подверждают утверждения, что родители одного ребенка гарантированно дарует его родителям стяжание смирения, а десять детей обязательно недоедают, не получают образования. На несчастье одного счастья других не построить. На убийстве одного ребенка не построить счастье другого ребенка. На несчастии одного ребенка, лишенного волей родителей полноценной семьи, братьев и сестер, невозможно дать по-настоящему гармоничного воспитания. Почему родители считают, что общение с ними и с педагогами более благотворно подействует на ребенка, чем общение с младшими братьями и сестрами, забота о них?

В семье родители многому учатся у детей, старшие многому учатся у младших. Антон Семенович Макаренко, например, гениальный педагог, который смог воспитать десятки самых трудных детей, был принципиальным сторонником большой и дружной семьи. Он считал, что «система единственного ребенка» делает задачу воспитания исключительно трудной. Даже в скромной семье единственный ребенок превращается в принца или принцессу. Родители воспринимают его не иначе, как единственного претендента на счастье и удачу. «Концентрация родительской любви на одном ребенке — страшное заблуждение. Родители, если бы даже хотели, не могут избавиться от вредного центростремительного угодничества. В подобных случаях только противоестественная слабость родительской «любви» может несколько уменьшить опасность. Но если эта любовь имеет только нормальные размеры, дело уже опасно: в этом самом единственном ребенке заключаются все перспективы родительского счастья, потерять его, — значит потерять все. Его единственность поэтому неизбежно приводит к концентрации беспокойства, слепой любви, страха, паники. Нет братьев и сестер — ни старших, ни младших — нет, следовательно, ни опыта заботы, ни опыта игры, любви и помощи, ни подражания, ни уважения, нет, наконец, опыта распределения, общей радости и общего напряжения. Просто ничего нет, даже обыкновенного соседства. В очень редких случаях товарищеский школьный коллектив успевает восстановить естественные тормоза для развития индивидуализма. Для школьного коллектива это очень трудная задача, так как семейные традиции продолжают действовать в прежнем направлении».

Нравственно ценная потребность, — утверждает Макаренко, — может вырасти только из коллективного опыта. В качестве эталона он выводит дружную и веселую семью с 13 детьми. Все дети «поражали окружающих удивительным спокойствием своих характеров. В этом переполненном семействе почти не слышно было плача. Даже самые младшие никогда не задавали таких оглушительных концертов», какие случались в других семействах. Что же делать родителям, у которых только один ребенок? Макаренко предлагает одно решение: взять в свою семью ребенка из детского дома и полюбить его, как родного. «Сделайте это обязательно, как бы ни затруднительно было ваше материальное положение. И самое главное, не воображайте, что вы его облагодетельствовали. Это он пришел на помощь вашей «косой» семье, избавив ее от опасного крена».

Посмотрим вокруг себя: все то, что было создано гением предков за века, сегодня нещадно разбазаривается нами, люди утратили способность жить созидательно, жить в семье. Единственному ребенку в семье очень трудно правильно наладить жизнь своей семьи: получается замкнутый круг: женщины говорят, что у них плохие мужья, ненадежные, которые не могут быть настоящими главами семей, в семье рождается единственный ребенок, который вырастает инфантильным эгоистом, и который едва ли сможет стать хорошим отцом.

В прошлом, и даже сравнительно недалеком, большие семьи были явлением обычным, а не исключительным, как сейчас. В наше время в многомиллионной Москве семей, в которых десять и более детей, всего лишь несколько десятков. Зато бездетные семьи становятся нормой. Во времена ветхозаветные неимение детей считалось большим несчастьем и даже, более того, наказанием за грехи. Чтобы показать, как глубоко и серьезно относились раньше к созданию семьи, обратимся к классике. Вот отрывок из поэмы A .С. Пушкина «Медный всадник»:

Евгений тут вздохнул сердечно

И размечтался, как поэт:

«Жениться? Мне? зачем же нет?

Оно и тяжело, конечно;

Но что ж, я молод и здоров,

Трудиться день и ночь готов;

Уж кое-как себе устрою

Приют смиренный и простой.

И в нем Парашу успокою.

Пройдет, быть может, год-другой —

Местечко получу, Параше

Препоручу семейство наше

И воспитание ребят…

И станем жить, и так до гроба

Рука с рукой дойдем мы оба,

И внуки нас похоронят…»

Отметим, что «Медный всадник» — это самая последняя из написанных Пушкиным поэм. Создана она в тот период его жизни, когда, после многих лет увлечения атеистическими идеями эпохи Просвещения, он глубоко, всем сердцем принял Православие.

Во времена Пушкина молодые люди к браку относились иначе, чем их современные ровесники, хотя создать семью в двадцать первом веке так же тяжело, как и в девятнадцатом, да как, впрочем, и в любую эпоху.

Первое, что отличает современников Пушкина — это активное отношение к жизни: «Но что ж, я молод и здоров, трудиться день и ночь готов». В наше время нежелание иметь детей часто объясняют материальными трудностями, но это только отговорка. Материальные трудности существовали всегда, и преодолеваются они только упорным трудом — как говорил апостол Павел: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3; 10).

Второе — здравое непритязательное отношение к жизни: «Уж кое-как себе устрою приют смиренный и простой». Тогда люди были готовы довольствоваться малым, не было безудержной тяги к комфорту. По слову святителя Иоанна Златоуста: «Богат не тот, кто заботится о большом стяжании и владеет многим, а тот, кто ни в чем не имеет нужды». Подобное же по духу отношение к богатству, но несколько иначе выразил Роберт Бернс: «Богатство — штамп на золотом, а золотой мы сами».

Супруги-христиане должны быть готовы, несмотря на все трудности, строить христианскую семью, помня, что на каждого ребенка Бог посылает помощь по Своей милости. Конечно, при этом приходится отказываться от каких-то развлечений, путешествий, дорогих покупок и т.д. Но необходимое Бог пошлет.

Третье — рождение детей и внуков воспринималось как нечто естественное и желанное: «Внуки нас похоронят». Обращает на себя и спокойное, уравновешенное отношение к смерти. В наше время о смерти не принято говорить, поскольку эта тема может навести на неприятные переживания. Христианство видит цель жизни в стремлении к святости.

Многодетность семьи — одна из форм распространения христианства . В противоположность законодательству и нравам, господствовавшим в Римской империи, христианская община в самом начале своего становления объявила аборты тяжким грехом. В средние века почти во всех европейских странах аборт приравнивался к убийству близкого родственника и карался смертной казнью, которая со временем была заменена каторжными работами и тюремным заключением. Такое положение сохранялось до первой половины XX века, пока отношение к абортам небыло радикально пересмотрено. Аборты стали рассматриваться как мощное средство контроля рождаемости.

Россия находится на грани демографической катастрофы. В 1999 году Фонд народонаселения ООН составил прогноз численности населения земного шара на 2050 год. Согласно этому прогнозу, население России, которое в то время составляло 147 миллионов человек, через пятьдесят лет сократится на 26 миллионов и составит 121 миллион человек. Эксперты Фонда считали, что темп сокращения населения нашей страны сохранится. Однако, это оптимистическая оценка, потому что темп сокращения будет нарастать и, по пессимистическим оценкам, численность населения России через пятьдесят лет может сократиться вдвое. За это же время численность населения США возрастет более чем на сто миллионов и составит 354 миллионов человек, то есть примерно в три раза превысит численность населения нашей страны.

В наше время, когда развито социальное страхование и медицинское обслуживание, кажется, что можно надеяться на благополучную и обеспеченную старость. Однако это не совсем так. По тем же оценкам Фонда, к 2050 году доля пожилых людей возрастет в шесть раз. Это означает, что те, кому сейчас двадцать-тридцать лет, те, кто не хотят иметь детей, через пятьдесят лет останутся один на один со своей старостью. Ведь больному и немощному человеку могут протянуть стакан воды и лекарство или поправить подушку не счет банке и не владение недвижимостью, а нежные руки родного любящего человека.

Таким образом, вопрос надо ставить не только о возможности возрождения семьи» причем большой семьи, а о крайней, насущной необходимости. Надо отчетливо понимать, что речь идет об историческом бытии нашего народа.

В двадцатом веке в России был разрушен многовековой уклад народной жизни, прервана традиция больших семей, и заново воссоздать ее теперь будет очень сложно. Вот поэтому, вступая в брак, современные молодые люди, к сожалению, часто оказываются совершенно не готовыми к тому, чтобы строить семью, стать родителями, воспитывать детей. В этом не столько их вина, сколько беда.

Женщине Господь вручил дар рождения детей. Зарождение новой жизни вложено в природу женщины. И действовать против своей собственной природы — это действовать против Самого Господа Бога.

Давайте выстроим небольшую цепочку рассуждений. Процесс зарождения жизни в соответствии с современными достижениями науки выглядит для нас процессом совершенно случайным. Слияние клеток случайно происходит на молекулярном уровне, который управляется законами квантовой механики, а те тоже по сути своей случайны. Мы не можем даже ответить, почему жизнь зарождается именно сейчас, а не месяцем раньше или месяцем позже, предположим? Мы не можем назвать ни пол, ни цвет волос, ни характер, никаких других особенностей будущего ребенка — для нас, людей, это процесс от нас не зависящий и, в принципе, абсолютно случайный.

Ну, а теперь можно задать вопрос нашему уважаемому читателю: считает ли он себя случайностью? То есть, может ли себе представить, что это не он, а его братик или сестричка? Или кто-то совсем другой? Думаю, все-таки нет. Каждый из нас считает себя личностью: я есть, потому что Я ЕСТЬ. Это уже факт жизни. На самом деле, случайное для нас для Господа Бога не случайно. И Он посылает именно этим родителям именно вот этого человека. Следовательно, если мы встаем на пути промысла Божия, мы просто становимся богоборцами. А если мы принимаем как крест (а это очень тяжелый крест!) призвание рожать детей, воспитывать их, кормить, добывать им пропитание, мы творим угодное Богу. А раз мы творим угодное Богу и несем свой крест, значит, мы волю Божию исполняем и тем самым спасаемся…

Сказать же, что если женщина растит одного ребенка, то она не спасется, конечно, нельзя. Не нам судить. Это знает Господь Бог, и тут очень многое зависит от условий ее жизни. Есть семьи, в которых очень хотят детей, а детей нет. Или хотят иметь много детей, а у них один ребенок. Это все таинственно, от нас сокрыто, это дело промысла Божия. В Священной истории мы видим разные примеры. Родители Божией Матери Иоаким и Анна долгое время не имели ребенка. Их современники осуждали их за это — тогда не иметь ребенка считалось стыдом и поношением.

У нас же сейчас стыдом и поношением считается иметь много детей, настолько мы выродились, настолько мы далеко ушли от Православия, от веры, от Христа, что естественное становится у нас позорным, и наоборот, неестественное приветствуется. Поэтому такое негативное отношение к многодетным семьям существует, но оно характерно для людей нецерковных, неверующих — это на их совести. Те, кто имеет большую семью, они исполняют свой долг перед Богом, перед своими детьми, друг перед другом. И могут жить и радоваться жизни со спокойной совестью, чем, к сожалению, не могут гордиться те, кто их осуждает.

Поскольку Господь устраивает жизнь и посылает детей, то посылает и необходимое пропитание, все, что надо для жизни. Могу утверждать это на опыте своей семьи, где мы с моей матушкой Марией с Божией помощью растим двенадцать детей. Никогда я не был семи пядей во лбу, никогда у меня не было много денег. Но всегда все дети были сыты, одеты, обуты. Причем очень активно и по-доброму помогают окружающие люди, даже незнакомые, даже неверующие. Не зря всегда говорилось: люди русские — люди добрые. Это так и осталось, как бы ни пытались изувечить, принизить национальный характер нашего народа. Очень много добрых людей. И если бы этого не было, конечно, вырастить такую семью было бы не под силу одному. Значительна и помощь государства. Из-за того, что у нас такая большая семья, мы оказываемся на виду, приходит и частная помощь из-за рубежа: люди, по каким-то причинам сочувствующие положению нашего народа, из своих скромных денег присылают какое-то вспоможение таким большим семьям, как наша. Мы всем этим людям, знаемым и незнаемым, очень благодарны… Но в первую очередь нас поддерживает то, что семья наша в Церкви. Хочу оговориться, что помогают нам не потому, что это семья священника. Все мои дети родились до того, как меня рукоположили в священный сан. Так что я — вполне рядовой человек.

Церковь всегда категорически осуждала аборт и препятствие зарождению жизни.

Правило 21 Анкирского собора: «Женам, от прелюбодеяния зачавшым, и истребившим плод, и занимающимся составлением детогубительных отрав, прежним определением, возбранено было причащение святых таин до кончины: и по сему и поступают. Изыскивая же нечто более снисходительное, мы определили таковым проходити десятилетнее время покаяния, по степеням установленным».Правило 91 6-го Вселенского Собора «Жен, дающих врачевства, производящыя недоношение плода во чреве, и приемлющих отравы, плод умервщляющыя, подвергаем епитимии человекоубийцы».

Правило 2-е св. Василия Великого: «Умышленно погубившая зачатый во утробе плод, подлежит осуждению смертоубийства. Тонкаго различения плода образовавшегося, или еще необразованнаго у нас несть. Ибо здесь полагается взыскание не токмо за имевшее родитися, но и за то, что наветовала самой себе: поелику жены, от таковых покушений, весьма часто умирают. С сим совокупляется и погубление плода яко другое убийство, от дерзающих на сие умышленно. Впрочем подобает не до кончины простирати покаяние их, но приимати их во общение, по исполнении десяти лет; врачевание же измеряти не временем, но образом покаяния».

Правило 8-е св. Василия Великого: «… дающие врачевство для извержения зачатого в утробе, суть убийцы, равно и приемлющие детоубийственные отравы».

Требник, чин исповеди: «Еда ношаху былие, во еже не сотворити отроча, или аще кая напои ложесна, еже не зачати, или яде былие, или пресытися, и изверже отроча самохотне. И егда обрящется, яко нечто сотвори, и изверже самохотне, убийца есть, и запрещается как убийца. Аще же неволею по нужде некоей изверже детища своего, едино лето да не причастится: а носящая былие, да оставит е, и да запретится шесть лет, по шестьдесятому правилу, еже в Трулле. (…) Аще же яде былие, или ино что, и отрави ложесна своя, и ктому дети не раждает, яко убийца запрещается».

Сегодня в православных кругах становится распространенным подгонка правил Церкви под свои желания. Действительно, в Церкви всегда существовал принцип икономии – снисхождения к человеческой немощи. А сегодня все более распространены тенденции возведения требований икономии в канон и правило христианской жизни.

Определить границу между тем, что человек может сделать, и тем, что ему не под силу, достаточно трудно: человеку свойственно идти по более простому для себя пути и искать компромиссы, выбирая между трудным путем и путем облегченным всегда намного проще выбрать второй путь и найти сотни причин и отговорок. Наши предки были сильнее и мудрее нас, и мы должны им подражать. Чтобы не сбиться со спасительного пути и не сделать ложный выбор, необходимо опираться на многовековую традицию, исполняя завет апостола Павла: «Стойте и держите предания».

— Батюшка, у вас 12 детей, 18 внуков. Было страшно пред рождением нового малыша? Как прокормить, где жить, во что одевать?

— Конечно, было иногда страшновато: первый ребенок – нормально, второй – нормально, а с третьим было страшновато. Но матушка ждала каждого малыша с большим энтузиазмом, и это чувство радости передавалось и окружающим. Дети тоже с нетерпением ждали появления нового малыша и часто спрашивали, когда же наконец родится еще один ребеночек. Я видел, что матушка не боится, и со временем этот страх прошел сам, появилось чувство, что все устраивается. И действительно все со временем устроилось. У нас были сложные ситуации, но не было тупиковых, таких, что не прорваться.

— Помните, на нашем портале «Православие и мир» некоторое время назад мы проводили опрос многодетных семей: мы просили рассказать, замечали ли люди в своей жизни, что, если Бог детей дает, то и на детей дает. Абсолютное большинство многодетных родителей ответили, что именно так в их жизни и было: с первыми детьми нередко были очень трудные условия жизни, а по мере рождения детей все проблемы неожиданно решались. Было ли так и в Вашей жизни?

— Да, так было и у нас. Самое трудно время — это трое детей. И материально, и психологически. В дальнейшем уже становится понятно, что необходимо, без чего можно обойтись, как организовать время, как распределить траты. Когда Маша ждала четвертого, мы смогли купить домик в деревне, было и на работе продвижение. В те времена были достаточно существенные детские пособия. С пятым ребенком мы переехали в большую квартиру, в сложные времена перестройки нам приходила помощь из Германии. Помогали друзья с дополнительной работой.

Конечно, в советские годы была возможность получить квартиру, хоть и не сразу, достаточно большую для нормальной жизни, сейчас с этим намного сложнее.

— Однако ведь и у вас было время, когда вы жили в двухкомнатной малогабаритной квартире и даже приходилось прибивать полочку, чтобы была возможность положить ребеночка… Потом – у всех ваших семейных детей семьи многодетные, то есть несмотря на современные трудные жилищные условия, все же у них уже очень большие семьи. В такой ситуации так просто обвинить во всем государство и ограничиться одним ребенком… Что придает уверенность Вашим детям?

Родительская любовь умножается с каждым вновь появившимся ребенком. Человек может быть полноценной личностью только, когда он кого-то любит, когда умеет и может любить. Если он никого не любит, то он несчастнейший из людей, обрекающий себя на пустоту и одиночество. Люди сами у себя похищают счастье, когда решаются прожить без детей, как нынче говорят: «для себя».

Наши дети выросли в православной семье, в среде, где иметь большую семью естественно, они видели, что не мы одни такие, что у многих друзей большие семьи. И получилось так, что как и в пословице «Если Бог детей дает, то и на детей дает», у них тоже все устраивается, в том числе и с жильем.

Норма жизни христианина – это жизнь по заповедям Господним. Если в народе браки оскудевают детьми, то это признак глубокой нравственной испорченности.

(Г. И. Шиманский «Христианская добродетель целомудрия и чистоты»)

Послесловие В 2000 году вышла первая книга отца Александра «Венцы царские, венцы крестные». В ней есть такие слова: «Меня часто спрашивают о том, как же мы с женой рассчитываем дать стольким детям образование, когда в других семьях родители не в состоянии обеспечить поступление в институт одного ребенка. Да в том-то и дело, что мы не рассчитываем на себя, а уповаем на помощь Божию, и Господь не оставляет нас свей милостью. Дети поступают в институты, потихоньку устраивается их личная жизнь», — рассказывает читателям отец Александр. Прошло больше восьми лет, Господь не посрамил упования отца Александра и матушки Марии: у шестерых детей уже свои семьи, все семьи многодетные. Старшая дочь Татьяна закончила Педагогический университет, кандидат филологических наук, у нее четверо детей, диакон Филипп– выпускник исторического факультета МГУ, кандидат исторических наук, отец шестерых детей, Иван — программист и верстальщик, у него трое деток, Варвара филолог – выпускница Свято-Тихоновского университета. Александра, получив незакоченное высшее медицинское образование, поступила в Педагогический университет на филологический факультет и уже закончила на отлично первый курс, у нее 5 детей, Даниил – врач-педиатр, Володя студент исторического факультета МГУ, Маша – студентка факультета почвоведения, Сережа – студент-математик, Олечка – еще школьница.

У отца Александра большой приход, дружная община, все прихожане принимают деятельное участие в воссоздании приходской общины, все приходские семьи вдохновляет удивительный пример семьи отца Александра и матушки Марии.

Толкования Священного Писания

Спасется же чадородия ради, аще пребудет в вере и любви и во святыни с целомудрием

Отяготив таким образом жену и виною, и вследствие того подчиненным положением относительно мужа, Апостол утешает ее тем, что все сказанное не затворяет пред нею двери спасения: спасется. По грамматическому строю речь сия относится к Еве; а по смыслу обнимает весь род женский. Праматерь согрешила и за это подпала каре Божией. Но как милостивому Богу благоугодно было устроить дивный образ спасения падшим, то и ей открыто спасение, а в лице ее и всему женскому роду. Всякая жена, говорит Апостол, спасется. Как? Для женщин — не особые условия спасения, а те же, какие определены вообще человечеству: вера и любовь,— аще пребудет в вере и любви: в вере в Господа Спасителя, о Коем благовестие услышала первая жена, указанном в будущем семени жены (см.: Быт. 3, 15); в любви к Богу и ближним, родительнице, питательнице и содержательнице всех добродетелей. Что к сему присовокупил Апостол: и во святыни с целомудрием, — не есть какая-либо особенность в условиях спасения, а есть только внешнее или видимое облачение спасающейся женской души, верующей и любящей. Святыня — у Апостола означает и вообще святую и праведную жизнь, и в особенности святыню телесную, чистоту от плотских похотений и грехов. В настоящем месте общая женская святость указана уже в вере и любви; потому под святынею остается разуметь особенную святыню,—чистоту, в каковом смысле она будет однозначительна с целомудрием. Отличие между ними можно положить разве такое, что святыню принять за верность брачному ложу или замужнюю непорочность тела и души, а целомудрие за разделение с мужем брачного ложа не в угоду похоти, а из покорности закону естества, Богом данному, с намерением плоды сего посвящать во славу Божию. Блаженный Феофилакт пишет: «под: святынею — Апостол разумеет чистоту тела. Но поелику не все — девы, то прибавил: с целомудрием. Ибо целомудрие не отрицается у тех, кои законно пользуются браком». Есть и брачное целомудрие чистое,—когда брачная жизнь проводится трезвенно, а не в сластях похотных. Оба же эти слова употребил Апостол, чтоб яснее выставить, чем видимо должна отличаться спасающая душу свою жена. Так указывает условия спасения жен блаженный Феодорит. «Если захотят,—пишет он,— то не только не потерпят от Евы никакого вреда, но приобретут еще весьма великую пользу своею верою и любовию, сохраняя святыню и целомудрие». Он не касается вопроса, почему Апостол сказал: чадородия ради спасется. Что за спасение от чадородия, это решают другие наши толковники.

Само собою разумеется, что чадородие само по себе не может содевать спасения, как и всякое другое дело естественное,— пища, питие, сон. Но как пища, питие и сон могут быть употребляемы так, что будут или содействовать, или вредить спасению, так и чадородие. Как же чадородие обратить в пособие ко спасению? Можно бы так сказать: чадородие дано естеству четы первозданной, и, как делу естества, ему следовало бы происходить не только легко, но и приятно. Но привзошло падение и привнесло в сие дело естества болезни: в болезнех родиши чада (Быт. 3, 16). Болезни — наказание, естественная женам епитимия. Если теперь жена, мучась болезнями рождения, будет переносить их в этом именно смысле, то есть как наказание, напоминающее о грехе и призывающее к покаянию, то чадородие ее будет происходить в порядке спасения.— Но этого одного мало. В таких расположениях подъемлема будучи, тягота чадородия только не будет мешать спасению; а ему надобно не только не мешать, но и содействовать спасению. Как же это оно может делать? Если, по рождении, к нему будет присоединяемо и воспитание детей — в страхе Божием во славу Божию. Святой Златоуст говорит: «Апостол говорит как бы: вы, жены, не сокрушайтесь о том, что пол ваш подпал осуждению; Бог даровал вам особое некое средство ко спасению, именно воспитание детей, так что вы можете заслужить спасение не только сами чрез себя, но и чрез других».— И несколько ниже: «деторождение есть дело природы. Но жене даровано не только это (зависящее от природы), но и то, что относится к воспитанию детей.— В том не малая, но великая будет состоять для них награда, что они воспитали ратоборцев Христу». Экумений пишет: «под деторождением Апостол разумеет не только рождение, но и воспитание детей. — Что же, скажет кто, девы, бездетные вдовы (лишившиеся мужа до рождения детей), жены бесплодные погибли? Да не будет! Не то говорит Апостол, что жены не спасутся (без чадородия) собственною своею добродетелию, но что и чадородие будет для них пособием ко спасению, если,—что само собою разумеется,— они содевают спасение собственною своею добродетелию». Блаженный Феофилакт прибавляет к сему нечто особенное: «не родить только, но и воспитать должно. И это есть настоящее деторождение; иначе же это не деторождение, а деторастление. Воспитание, впрочем, детей способствует спасению жен не без собственной их добродетели. Жена добродетельная воспитывает и детей в добродетели. Сущая в ней добродетель чрез воспитание переходит и в детей. Мне кажется, что Апостол, запретив выше женам учить в церкви, теперь в утешение дает им, кого учить. Если хочешь учить, учи детей.— Некоторые, впрочем, незнать как, деторождение поняли, как рождение, бывшее от Пресвятой Богородицы. Она, говорят, родивши Спасителя, спасла жен. Но такое понимание не сообразно с последующею за сим речью».

rusbaptist


9 Чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением , не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, 10 Но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию. 11 Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; 12 А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. 13 Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; 14 И не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; 15 Впрочем, спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием.

(1 Тим. 2, Синодальный)

Под словом «женщина» в данном отрывке усматривается именно женщина в общем смысле, а не Ева или Мария.

Но, разумеется, больше всего переживаний возникает в вопросе «от чего же именно она спасется».

Сделаем анализ имеющихся мнений, подобно тому, как мы делали анализ в прошлой статье.

Комментарии Женевской Библии на 1-е послание Тимофею

2:15 «спасется». Вероятно, это не означает буквально: «будет спасена». Павел использует слово, означающее «избавление от греха», и тем самым противопоставляет впадению в грех через обман (ст. 14) спасение от этого греха.

Комментарии учебной Библии МакАртура на 1-е послание Тимофею

В данном контексте слово «спасется» лучше перевести как «сохранится». Греческое слово может также означать «избавлять», «хранить в безопасности», «исцелять» или «освобождать». Оно встречается в Новом Завете несколько раз вне связи с духовным спасением (ср. Мф. 8:25; 9:21, 22; 24:22; 27:40, 42, 49; 2Тим. 4:18). Павел не утверждает, что женщины получат вечное спасение от грехов через рождение детей или что они утвердят свое спасение, имея детей. Оба эти утверждения противоречат новозаветному учению о спасении по благодати через веру (Рим. 3:19, 20), и о вечном спасении (Рим. 8:31‑39). Павел учит, что, хотя женщина и несет пятно, послужив причиной впадения человечества в грех, женщины через чадородие могут быть избавлены или освобождены от этого пятна, воспитав поколение благочестивых детей (ср. 5:10).

Комментарии МакДональда на 1-е послание Тимофею 2 глава

Из всех толкований этого стиха наиболее приемлемым, на наш взгляд, является следующее. Прежде всего, спасение здесь относится не к спасению ее души, а к спасению ее положения в церкви.

Толковая Библия Лопухина

В «чадородии», по апостолу, возможность спасения для женщины, а не в ее порывах к учительству церковному. Можно бы думать, что здесь апостол намекает на те страдания, какие сопутствуют рождению детей у женщин и какие составляют для нее как бы наказание за ее грех и напоминают ей о необходимости покаяния и самоусовершенствования. Но следующее выражение: «если пребудет» также содержит мысль об усовершенствовании и, след., в предыдущем выражении «чадородия ради» заключается какая-то другая мысль. Естественнее поэтому полагать, что апостол здесь указывает женщине на то, что она спасение или счастье может найти в семейной жизни, рождая и воспитывая детей, причем должна сохранять всегда чистоту, веру и любовь христианскую.

Иоанн Златоуст

Немного трудно понять витиеватую речь древнего учителя церкви, но если сделать выжимку из его объяснений, то, скорее всего, речь идет о вечном спасении.

Мнение православной церкви (архимандрит Ианнуарий Ивлиев)

Разумеется, смысл высказывания не в том, что «чадородие» является для женщины необходимым условием спасения. Это был бы абсолютно нехристианский взгляд на природу спасения

…насколько жена держится веры, для нее путь к спасению открыт так же широко, как и для мужа. Речь идет, разумеется, о верующих христианках. Таким образом, деторождение следует понимать не как средство спасения или путь спасения, но как некое событие, сквозь которое для женщины проходит путь к спасению…

Павел Бегичев

Поэтому ап. Павел всего-навсего сообщает нам, что через чадородие женщина СПАСЕТСЯ ОТ ИСКУШЕНИЯ ВЛАСТВОВАТЬ над мужчиной.

Алексей Прокопенко

Алексей считает, что речь идет именно о спасении вечном от грехом, но это относится не к женщине в частом случае, к Еве и ко всем женщинам в целом. Спасение через Иисуса Христа.

Итак, мы видим, что есть два мнения:

  1. Речь идет о спасении вечном, от грехов.
  2. Речь идет о спасении женщины в этой жизни. Спасение от искушений властвовать над мужем, восстановления положения женщины, утверждение её истинного служения в церкви.

Давайте немного сместим акцент. Оба эти мнения объединяет то, что женщина будет действительно спасена. Оба мнения утверждают, что чадородие — важнейшая составляющая жизни женщины. Ни одно из мнений не утверждает то, что чадородие неважно. Слушая голоса сегодняшних «апологетов» складывается впечатление, что если чадородие не определяет вечного спасения, то значит можно не обращать на него внимания. Но, допустим, мы не можем точно определить, что именно имел ввиду Павел, когда говорил, что женщина спасется через чадородие, но мы можем точно определить, что он это говорил, а значит это важно. Еще раз: не важно, какое из мнений верно, важно, что для женщины очень нужно чадородие. Оно не просто помогает ей, оно её спасает (не важно от чего).

Даже если предположить, что из всех вышеприведенных мнений истинно мнение Павла Бегичева, а он утверждает, что в данном тексте вообще не сказано о многом, но сказано лишь о том, что чадородие спасает женщину от искушения властвовать над мужем, то разве одно это уже не достаточный аргумент, чтобы превознести чадородие на должную высоту? Сколько бы бед мы избежали, если бы женщины спаслись от искушения властвовать над мужем!

То что сейчас мы наблюдаем в либеральном богословии не что иное, как отрицание одного, за счет доказательства ложности другого. Допустим, врач прописал некое лекарство. Кто-то сказал (не врач), что эти лекарства спасут жизнь, но потом оказалось, что это неправда, а эти лекарства нужно лишь для того, чтобы жизнь была полноценной. Разве это меняет отношение к лекарству? Стоит ли бросить принимать его только на основании того, что без него ты все равно не умрешь, но проведешь в инвалидной коляске?

Итак, мы можем сделать вывод, что данный стих в любом случае утверждает важность чадородия для женщины.

Есть еще одно соображение. Дело в том, что эти два мнения легко объединяются, если принять спасение не как единовременный акт в прошлом (при возрождении), а как процесс всей жизни. Это большая тема, требующая отдельного изъяснения. Но в общих чертах опишем её здесь.

Спасение — это сам Христос. Даже не путь к Нему, а именно Он Сам. Таким образом, путь спасения, можно сказать, является путем преображения человека из образа телесного Адама в образ небесного Христа. Совершает это преображение (то есть, наше спасение) в течение всей нашей жизни Бог, ибо мы не знаем ни средств, ни пути. Как об этом сказано в 1 Тим. 5:23-24:

Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Верен Призывающий вас, Который и сотворит .

От человека же, который тоже принимает участие в своей спасении («совершайте спасение»), требуется смирение, выраженное в послушании Его воле и заповедям. В этом плане очень уместно вспомнить, что слово грех означает не только прямое нарушение какого-нибудь закона, но и любое действие, которое не способствует достижению цели. Проиллюстрируем это примером. Допустим, студент, которому завтра сдавать химию, весь вечер учил математику. Делал ли он что-то плохое («грех»)? Да, но не потому, что математика плоха, а потому что она не химия.

Любое действие человека на земле или способствует его преображению во Христа, тогда является путем спасения, либо нет, тогда является грехом именно в этом смысле слова.

Бог больше всего переживает о том, чтобы мы достигли вечного спасения, поэтому устраивает обстоятельства нашей жизни таким образом, чтобы достигать в нас нужного для этого спасения результата.

Именно таким образом можно объединить добрые дела и спасение. Добрые дела являются не только следствием нашего нового состояния, но и средством, через которые Бог достигает в нас нужного плода. Единственный способ правильных взаимоотношений с Богом это вера. Именно через неё мы получаем спасение и благодать. Но как обрести веру, и главное, как возрасти в ней, как не через послушание слову Божьему? А это послушание и есть добродетель.

Вообще, очень трудно разделить путь спасения для христианина от его земного пути. Вот, например, взаимоотношения одного человека с другим — это дело его земной жизни или дело его спасения? Казалось бы, только земной жизни. Ну, ссорюсь я с кем-то, ну испортил отношения, ну такой у меня характер. Ничего, переживу как-нибудь один. В мире много людей, буду знакомиться все время с новыми. Так и жизнь пройдет. Но ведь на вечное спасение это не влияет. Или влияет? «…Вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия… поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5:20-21). Поэтому Бог и ведет нас так, чтобы избавить от всех плодов плоти.

У каждого человека свой путь. Но есть нечто общее для всех. Когда Адам и Ева согрешили, то Бог определил для них наказание. Это наказание Бог выбрал не случайно. В отличие от человеческого наказания, основная задача Божьего наказания это исправление, спасение. Поэтому Бог и предназначил человеку то, что послужит к его исправлению. Сказано: «сын мой! не пренебрегай наказания Господня» (Евр. 12:5). Что это за наказание? Для Адама — тяжелая работа, а для Евы — тяжелое бремя рождения детей. Именно эти средства являются теми помощниками, которые восстанавливают мужчину как мужчину, а женщину как женщину в этой жизни (вот что превращается мужчина, если не работает, и во что превращается женщина, если уклоняется от деторождения!), так и помощниками для воспитания терпения, смирения, любви и веры, то есть духовных плодов в мужчинах и женщинах соответственно.

Важно отменить, что для женщины должно быть ценно именно чадородие. Сейчас не будем говорить о том, в каких случаях можно воздерживаться от рождения детей, а в каких нет. В любом случае, воздержание от рождение детей должны быть именно исключением, вызванным исключительными обстоятельствами, а не правилом, которое применяется при любом даже малозначительном поводе. Кстати, слово «чадородие» означает именно деторождение, а не их воспитание. Конечно, детей нужно воспитывать и воспитывать нужно правильно, но некоторые толкователи пытаются склонить нас на то, что в данном тексте идет речь о воспитании детей. О воспитании детей идет речь в других текстах, в этом тексте идет речь именно о рождении.
Мужчина должен работать, а женщина должна быть матерью! Ленивый мужчина перестает быть мужчиной, а женщина, не желающая иметь детей, перестает быть женщиной.

К сожалению, образ этого мира внушает нам другое мировозрение. Мужчины должны отдыхать и расслабляться, а женщины — быть кокетливыми и заниматься «шопингом».

Как именно женщины спасаются через чадородие?

Что имел в виду апостол Павел, когда написал в 1-м послании Тимофею 2-й главе 15-и стихе: «Впрочем, спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием»?

Толкование этого стиха Генри Алфордом не известно широкому кругу читателей, но мне оно нравится, и я хочу предложить его к изучению. Генри Алфорд был британским англиканским библеистом; в 1863 он написал комментарий к греческому языку Нового Завета.

Контекст, в котором звучит этот стих – это призыв и аргументация апостола Павла ставить церковными учителями и начальствами мужчин, а не женщин:

«Учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем, спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием.» (1-е послание Тимофею 2:12-15)

Что же означает стих 15?

В другой своей статье я уже разбирал 14-й стих. Сейчас же вопрос про 15-й стих. Что значит «впрочем, спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием»?

Речь в 14-м и этом стихе о женщине и вообще всех женщинах. Такое толкование можно считать верным, поскольку в оригинальном тексте слово «останется» (пребудет) употребляется во множественном числе. В греческом, как и в русском, значение лица и числа берет на себя глагол, поэтому даже с учетом того, что в оригинале нет местоимения «она» или «они», речь идет о женщинах, то есть, стих можно перевести как «женщины спасутся через чадородие».

Есть версия толкования, что спасение через чадородие указывает на рождение Чада, Богочеловека. Но слово «чадородие» используется в Библии только два раза – в этой главе, и в пятой, где Павел пишет, что желает, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рожали детей (стих 14).

Генри Алфорд обращает внимание на то, что слово «через» в оригинале не означает «с помощью», но «в течении, сквозь». Как например, прожить «через» времена опасности. Он сравнивает это место с 15-м стихом 3-й главы 1-ого послания Коринфянам: там Павел употребляет такую же конструкцию «спасется через» в словах: «а у кого дело сгорит, то потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня» (в оригинале «через огонь»).

Таким образом, можно посчитать, что женщина спасется через чадородие не благодаря чадородию, а пережив чадородие, то есть несмотря на чадородие.

Чувство отчаяния

Алфорд отмечает, что когда после грехопадения (см. Бытие 3:16) Бог озвучивает дьяволу, женщине и мужчине последствия проклятия, наказание в деторождении достается женщине: «умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей».

Давайте остановимся и представим роды в домедицинскую эпоху. Никаких гигиены, обезболивающих средств, швов, кесарева, антибиотиков, и, зачастую, шансов на выживание при родах. Огромное количество женщин умирало при родах, еще огромнее количество страдало всю жизнь из-за пост-родовых осложнений, невозможности повторно родить, не говоря о возможности вести интимную жизнь.

Иными словами, тогда еще в большей степени, чем сейчас, роды казались проклятьем Божьим, и что думать, если учесть, что это проклятье могло длиться всю оставшуюся жизнь? Не удивительно, что женщины впадали в отчаянье и думали, что отвержены Богом. Он проклинал, не спасал.

И вот на это отчаяние Павел отвечает надеждой Евангелия. Проклятье не восторжествует. Боли чадорождения, даже если они длятся всю жизнь – не последнее слово Бога женщинам. В плане Бога для них отведен пункт спасения. Бог предназначил женщине быть сонаследницей благодати (1 Петра 3:7)

Вот как резюмирует свое толкование Генри Алфорд:

Проклятьем женщины за ее грех стала боль во время деторождения (Бытие 3:16). Деторождение – процесс, дающий ход проклятью. Что же тогда в этом стихе является для нее благим обещанием? Не просто избавление от тяжелейших последствий проклятья, не просто обещание возможности рождения детей. Нет, апостол Павел употребляет слово «спасется» в значении вечного спасения по аналогии со спасением из огня (см. 1-е послание Коринфянам 3:15).

Как человек спасется из огня, оказавшись в нем, пройдя через него, как через тяжкое последствие греха – так и женщина спасется, пережив чадородие, как наказание, препятствие, но никак не средство к спасению (Греческий Завет Альфорда: экзегетический и критический комментарий).

Проклятье будет снято

Я бы резюмировал вывод таким образом:

Хотя сегодня и вообще за всю историю человечества каждая женщина и ощущает боль во время родов, а после этого различные постродовые травмы остаются с ней на всю жизнь, я призываю всех христианок не отчаиваться. Божье обращенье к вам – надежда, не проклятье. Бог задумал для вас спасение, не уничтожение.

Так же, как мужчина спасется, не смотря на усталость от труда (см книга Бытие глава 3 стихи 18-19), миллионы женщин обретут спасение, даже пережив боли и неудобства от родов. Путь спасения христианки такой же, как пути всех остальных святых: оставаться в вере, любви, святости и в рассудительности.

Иисус Христос – Спаситель, который сам взял на себя наше проклятье (см. Галатам 3:13). Жало проклятья было уничтожено. Оно больше не может нас погубить. Вера в Иисуса – связь со Спасителем. Любовь, святость, самоконтроль – вот настоящие плоды такой веры.

В последний день всякое проклятье будет снято, и каждая рана исцелится. И это тоже – спасение через веру в Христа.

Слово спасения

Хочу добавить сюда пару слов о применении разобранного стиха. Даже если современная медицина и может устранить большую часть боли и постродовые последствия, каждая мать знает, что грех проникает повсюду – в наш брак, в роды, в воспитание ребенка. И этого достаточно, чтобы женщина впала в отчаяние.

Мне кажется, хорошим применением этого стиха будет следующее:

Богу не угодны боль и страдания. Они – не последнее обращение к нам. Он предлагает нам спасение. Его слово будет с нами во всякой нашей скорби, чтобы спасать, хранить и дать нам будущее и надежду. Все это – через веру в Иисуса Христа.