Спектакль синяя птица МХАТ

Спектакль
Синяя птица

Перед походом в театр прочитали книгу и посмотрели одноимённый советско-американский фильм 1976 года. Фильм оставил не самые приятные впечатления (хотя задействованы великие советские и иностранные актёры), книга не вызвала ярких эмоций, а вот спектакль понравился.

По сюжету герои путешествуют по свету в поисках счастья, а находят его у себя дома. Мне кажется ничего не изменилось с тех пор, и сейчас бывает люди ищут что-то, а оно рядом, нужно только рассмотреть. Вообще после спектакля хочется много о чём побеседовать с ребёнком. Например, ожившие животные, продукты и стихии предлагают подумать о том, что у всего есть душа и она такая разная: пугливая, преданная, непостоянная или храбрая. Страна воспоминаний обязательно напомнит о ваших близких, которых уже нет рядом, но они «живы» в памяти, возможно об этом тоже стоит поговорить со своим чадом. Царство Ночи показывает, что существуют страхи: страх болезни, ужасов, войны. От этого никуда не деться, но нужно пересмотреть свой взгляд на них. В общем можно задуматься, а можно просто посмотреть сказку без всякого подтекста, но возрастной ценз стоит учитывать.

Кому-то не нравится, что спектакль тёмный, потому что ко времени постановки «Синей птицы» Станиславский придумал новый принцип сценического фона с использованием чёрного бархата. Правда зал ахнул от светлой гардеробной Феи. Есть в постановке моменты, которые настораживают родителей: когда появляются исполинские призраки (на ходулях), когда дети посещают умерших бабушку и дедушку (ещё почему-то в спектакле есть умершие братья и сестра), когда Сахар отламывает себе пальцы и даёт их детям как леденцы, когда Хлеб отрезает от своего живота ятаганом куски, когда Огонь шутит про утопленников (ничего этого в книге не было). Кто-то пишет, что спектакль, костюмы и декорации устарели, но что вы хотите, ведь это же прошлый век! За 110 лет постановка не претерпевала изменений. Это классика как она есть.

А всё же есть в спектакле и нотки юмора, лично мне понравился Сахар, милый персонаж получился, не то что в книге 🙂 А как Огонь подтрунивал Воду — это тоже было забавно. Неожиданно, что роли детей исполняли молодые актёры, похожие на подростков — это лучше, чем взрослые. И хорошо, что в роли Тильтиля была не женщина!

Теперь о самом театре. Зрительный зал был полон. Наши места в 6 ряду бельэтаж середина — видно не плохо, слышно достаточно хорошо, так как в зале была тишина. Плюс этих мест в том, что они рядом с выходом, а наротив выхода — буфет. Мы были первыми в буфете, а потом собралась длинная очередь и когда антракт завершился, то очередь ещё стояла. Цены в буфете не дешёвые, например маленький сок стоит 80 руб, бутерброд с колбасой 180 руб, чашка чёрного чая и мини-пирожное обошлись в 280 руб. Берите перекус с собой из дома!

Только вот на сайте и в соц.сетях театра красивых профессиональных фото со спектакля нет, только любительские плохого качества. Уважаемый театр, ну исправьте же это 🙂

«Синяя птица» главные герои произведения Мориса Метерлинка проживают невероятные события, которые помогают им стать лучше.

«Синяя птица» главные герои

  • Тильтиль и Митиль,
  • родители детей,
  • дедушка и бабушка,
  • сестра Тильтиля,
  • Душа Света,
  • Фея
  • души животных и разных неживых предметов.

Образы-символы в произведении «Синяя птица»

  • Синяя птица — счастье.
  • Пес — воплощение преданности, готовности к самопожертвованию.
  • Кошка -утилення подобострастия, коварства, предательства.
  • Хлеб — малодушие.
  • Душа Света — олицетворяет справедливость, является символом познания нового.
  • Огонь — бесшабашность.
  • Двери — символ незнания.
  • Блаженства — это отражение самодовольства.

Тильтиль и Митиль , как и многие их сверстники, радуются подаркам, ждут праздников, особенно Рождества, любят сладости и игры. Но их отец бедный дровосек, поэтому Тильтиль и Митиль только в мечтах съедают по «четырежды двенадцать» пирожных, не забыв при этом поделиться друг с другом. Они действительно очень милые, добрые, общительные и хорошо воспитанные дети. Дуже любят животных.

Тильтиль и Митиль восхищаются красотой окружающего мира, бережно относятся к природе. Герои ничего не боятся, они мужественно смотрят в лицо Судьбы, подчиняют природные стихии, побеждают смерть, очень любознательны. Хотя дети жили в небогатой семьи, но были окружены родительской и материнской любовью. Они хорошо помнят о своей семье, где бы ни оказались. Вежливые и внимательные к старшим. Умеют делать выводы из полученного опыта.

Метерлинк утверждает, что человек не решает свою судьбу, но он имеет высокое назначение в жизни: он должна оставить после себя след на земле. Счастье заключается не только в познании природы и мира, в постижении истины. Счастье — в добрых делах, которые следует делать для ближних. В своем доме дети обретут счастье в простом. И тогда все дни недели станут «как воскресенья», надо только внимательнее присмотреться, «открыть глаза к самым сокровенным глубинам души».

Новости

Во МХАТе имени Горького реконструируют легендарную постановку «Синяя птица» по Морису Метерлинку. Это единственный спектакль, поставленный Константином Станиславским и дошедший до наших дней без единого изменения. Что ждет «Синию птицу» в будущем и зачем понадобилась реконструкция спектакля – в специальном репортаже Валерии Кудрявцевой.

«Она должна быть наивна, проста, легка, жизнерадостна, весела и призрачна, как детский сон», — говорил Станиславский о своем спектакле. «Синяя птица» – история про поиск пути и счастья, была символом эпохи. Через спектакль-легенду проходили и проходят едва ли не все артисты театра. Преемственность не прерывалась от самого Станиславского. На «Синей птице» выросло не одно поколение зрителей.

«Мама, бабушка приводит своих детей и говорит: я точно так же испугалась этих призраков. А тебе не страшно? А вот я точно также удивилась: как сахар ломает свои пальцы? Или как хлеб режет свой живот?», — делится Наталья Пирогова, актриса, хранитель спектакля.

И вот волшебную птицу решили реконструировать – обновить видавшие виды декорации и реквизит, вдохнуть новую энергию и выпустить в мир. Никогда прежде «Синяя птица» не бывала на гастролях. Обо всем этом Эдуард Бояков задумался вскоре после вступления в должность худрука МХАТа. В разговоре он подчеркивает: не реставрация – именно реконструкция.

«Мы же не музей — мы живой театр. И даже если бы у меня были возможности, даже технологические, если бы можно было реставрировать спектакль, я навряд ли был бы этим увлечен так, как мы увлечены сегодня реконструкцией. То есть мы делаем спектакль, который, безусловно, является спектаклем Станиславского. Мы ничего не привносим, мы не меняем ни в мизансценах, ни в оформлении, мы соответствуем великим декорациям Егорова, но вместе с тем мы, конечно, адаптируем этот спектакль под пространство», — отмечает Эдуард Бояков, художественный руководитель МХАТ им. М.Горького.

После разделения Московского художественного в 1987 году, «Синяя птица» перелетела во МХАТ на Тверском бульваре. Спектакль адаптировали к уникальному зданию, обладающему двумя большими карманами сцены, из которых декорации выезжали на специальных фурах. Именно такая конструкция мешала вывозить спектакль на гастроли. Теперь это изменят. Но дело, конечно, не только в технической части.

«Такой новый взгляд на этот спектакль очень полезен, потому что он открывает и новые смысл, и новые эмоции, позволяет по-новому взглянуть и понять ответственность каждого человека, который принимает участие в этой реконструкции», — добавляет Наталья Пирогова.

«Что касается смыслов, которые передают актеры, вот с этим предстоит очень серьезная работа», — говорит Эдуард Бояков, художественный руководитель МХАТ им. М. Горького.

Декорации спектакля, на первый взгляд, очень просты. Но на самом деле все придумано и продуманно таким образом, чтобы буквально из ничего возникал эффект чуда. Например, вот такие бархатные приступочки задуманы для того, чтобы кто-то из героев, например, фея в любой момент мог неожиданно возвыситься над остальными — как будто совершенно волшебным образом.

Премьера «Синей птицы» состоялась в 1908 году. Волшебство спектакля создавалось передовыми тогда средствами, придуманными Станиславским и художником спектакля Владимиром Егоровым. Чего только стоил волшебный алмаз, делающий людей по-настоящему зрячими! Технически это возможно благодаря использованию черного бархата, тюлевых занавесов, сложной световой партитуры.

«Это прорези, много точечек прорезей, и свет еще, который дается таким же образом, тот свет, который шел через дырочки через потолок. Он на артистов тоже попадал, и получалось такое сложное свечение. Это те способы, которые были доступны и по тому времени. Нужно совершенствовать и многие вещи переделывать, но переделывать так, чтобы это не выглядело новоделом. Это очень сложная задача», — объясняет Екатерина Кузнецова, художник по реконструкции спектакля «Синяя птица».

Комплекс сложных задач предстоит решить к сентябрю. Впрочем, Эдуард Бояков мечтает кроме детской версии спектакля, восстановить еще и взрослую, которая была гораздо серьезнее и игралась до глубокой ночи.

Валерия Кудрявцева

Новости культуры

Синяя птица

М. Метерлинк
Режиссер: К. Станиславский, Л. Сулержицкий, И. Москвин
Художник: В. Егоров
Композитор: И. Сац
Художник по свету: Е. Древалева
Режиссеры реконструкции: Э. Бояков, Н. Пирогова
Художники реконструкции: Е. Кузнецова, Е. Зыкова
Помощник режиссера: Татьяна Катаева
Линейный продюсер: Татьяна Андреева

В ноябре в МХАТ им. М. Горького – премьера реконструкции легендарного спектакля «Синяя птица». Единственный сохранившийся спектакль Константина Станиславского (поставленный в сотрудничества с Леопольдом Сулержицким и Иваном Москвиным), единственный в России спектакль, который играется более 100 лет, отныне максимально приближен к оригинальной версии. Режиссёры реконструкции – художественный руководитель театра Эдуард Бояков и заслуженная артистка России Наталья Пирогова.

В начале прошлого века знаменитый бельгийский драматург Морис Метерлинк доверил Константину Станиславскому постановку своей лучшей пьесы. Думал ли он, что европейская сказка-бродилка станет любимым спектаклем для целых поколений русских мальчишек и девчонок? В новой версии спектакля отреставрированы роскошные декорации и костюмы Владимира Егорова, чудесные превращения поддерживаются новыми технологиями, а в текст режиссёрской версии Станиславского и его коллег возвращен частично утраченный христианский смысл. Спектакль наполнен энергией молодых актёров и максимально точно доносит до зрителя то, что имели в виду его создатели.

«Синяя птица» – тот редкий спектакль, где не только люди и феи, но и домашние животные, а также огонь, вода, молоко и сахар говорят на безупречном русском языке. И это тот уникальный случай, когда сказка через несколько поколений передаётся в первозданном виде внукам и правнукам!

Роли:

Криворучко Иван Семенович, Бачурин Борис Александрович, Жуковская Лариса Александровна, Пирогова Наталья Юрьевна, Фадина Ирина Евгеньевна, Айсин Андрей Львович, Алексеева Арина Алексеевна, Архипова Ирина Александровна, Бойцов Максим Вячеславович, Голубина Лариса Дмитриевна, Дружков Тимур Валерьевич, Зайцев Кирилл Сергеевич, Зенухин Денис Владимирович, Карпенко Александр Юрьевич, Кисличенко Сергей Николаевич, Коновалов Юрий Юрьевич, Кузнецова Лидия Васильевна, Ливанова Екатерина Владимировна, Медведева Наталия Николаевна, Миронова Тамара Николаевна, Моргунова Наталья Юрьевна, Некипелова Лариса Вениаминовна, Оя Артемий Юрьевич, Пробст Кристина Андреевна, Рубеко Анастасия Сергеевна, Сиворин Михаил Николаевич, Смирнов Алексей Алексеевич, Титов Роман Андреевич, Удалов Александр Сергеевич, Федоров Николай Александрович, Цымбал Эльвира Вадимовна, Чайкина Альбина Сергеевна, Черевко Екатерина Константиновна, Шевелин Семен Андреевич, Янко Мария Михайловна, Янушевская Мария Андреевна.

Продолжительность: 2 часа 15 мин., с антрактом
Премьера состоялась: 30.09.1908

Дети до 5 лет могут проходить по одному билету со взрослыми без права занимать отдельное место.