Стихи об ахматовой

Все стихи:

  1. О своем я уже не заплачу…

  2. Так не зря мы вместе бедовали…

  3. В заветных ладанках не носим на груди…

  4. Все ушли, и никто не вернулся…

  5. Наследница

  6. Летний сад

  7. Не мудрено, что похоронным звоном…

  8. Кому и когда говорила…

  9. Имя

  10. Память о солнце в сердце слабеет…

  11. И снова осень валит Тамерланом…

  12. Он прав – опять фонарь, аптека…

  13. Я не любила с давних дней…

  14. Это рысьи глаза твои, Азия…

  15. Учитель

  16. Меня, как реку…

  17. Есть три эпохи у воспоминаний…

  18. А человек, который для меня…

  19. Явление луны

  20. Хозяйка

  21. А в книгах я последнюю страницу…

  22. Какая есть. Желаю вам другую…

  23. И мальчик, что играет на волынке…

  24. Стансы

  25. Подвал памяти

  26. Один идет прямым путем…

  27. И упало каменное слово…

  28. Я знаю, с места не сдвинуться…

  29. Немного географии

  30. От тебя я сердце скрыла…

  31. Реквием

  32. Последний тост

  33. Художнику

  34. Уж не сказку ль про Синюю Бороду…

  35. Клевета (И всюду клевета сопутствовала мне…)

  36. Ангел, три года хранивший меня…

  37. Тебе покорной? Ты сошел с ума…

  38. Земной отрадой сердца не томи…

  39. Все души милых на высоких звездах…

  40. В том доме было очень страшно жить…

  41. Я горькая и старая. Морщины…

  42. Чем хуже этот век предшествующих? Разве…

  43. Призрак

  44. Для того ль тебя носила…

  45. Там тень моя осталась и тоскует…

  46. И в тайную дружбу с высоким…

  47. Да, я любила их, те сборища ночные…

  48. Царскосельская статуя

  49. Судьба ли так моя переменилась…

  50. О, есть неповторимые слова…

  51. Город сгинул, последнего дома…

  52. Всё отнято: и сила, и любовь…

  53. Не тайны и не печали…

  54. Молитва

  55. И в Киевском храме Премудрости Бога…

  56. Думали: нищие мы, нету у нас ничего…

  57. Ведь где-то есть простая жизнь и свет…

  58. Я пришла к поэту в гости…

  59. Углем наметил на левом боку…

  60. Мне не надо счастья малого…

  61. Лучше б мне частушки задорно выкликать…

  62. Земная слава как дым…

  63. Древний город словно вымер…

  64. Ты знаешь, я томлюсь в неволе…

  65. Со дня Купальницы-Аграфены…

  66. Вместо мудрости – опытность, пресное…

  67. Вижу выцветший флаг над таможней…

  68. Вечером

  69. Помолись о нищей, о потерянной…

  70. В ремешках пенал и книги были…

  71. Я живу, как кукушка в часах…

  72. Под навесом темной риги жарко…

  73. …А там мой мраморный двойник…

Ещё стихи автора:

  • Короткие стихи
  • Лучшие стихи

Анна Ахматова о себе »   Приложение

Ахматова никогда не занималась экспериментаторством в области стихосложения, она просто писала стихи. Ахматова опиралась в своем творчестве не на современную поэзию, а на произведения Пушкина, Державина. Наиболее ярко эта особенность представлена в сборнике «Anno Domini» (1921-1922). Технически многие стихи Ахматовой, того периода отличаются устойчивой классической композицией, полновесно-медлительным ритмом (преобладание пяти- и шестистопных ямбов), строгой чеканностью слов, появлением описаний и рассуждений. Однако, в том же 1921 году Ахматова начинает понемногу отходить от строгих классических форм, в ее стихах чувствуется большая легкость и гибкость техники, анапесты и хореи вытесняют александрийский стих, открываются новые возможности словесных построений.

В небольших по объему (всего в три-четыре строфы) стихах описываются иногда события нескольких лет и даже всей жизни. Ахматова своим творчеством подтвердила сказанную Чеховым фразу о том, что «краткость — сестра таланта».

Для того ль тебя носила
Я когда-то на руках,
Для того ль сияла сила
В голубых твоих глазах!
Вырос стройный и высокий,
Песни пел, мадеру пил,
К Анатолии далекой
Миноносец свой водил.
На Малаховом кургане
Офицера расстреляли.
Без недели двадцать лет
Он глядел на белый свет.

Трагедия всей жизни рассказана в одном небольшом стихотворении.Нередко миниатюры Ахматовой были, в соответствии с ее излюбленной манерой, не завершены и походили на случайно вырванную из целого романа страницу или даже часть страницы, не имеющей ни начала, ни конца и заставляющая читателя додумывать то, что происходило между героями ранее.

«Поэзия Ахматовой — сложный лирический роман. Мы можем проследить разработку образующих его повествовательные линии, можем говорить об его композиции, вплоть до соотношения отдельных персонажей. При переходе от одного сборника к другому мы испытывали характерное чувство интереса к сюжету — к тому, как разовьется этот роман» (Б. Эйхенбаум).В стихах Ахматовой практически нет диалогов, а значит нет дискуссий и споров, а лишь чувства и эмоции.

В творчестве Ахматовой встречается много стихов-пророчеств, стихов-молитв, похожих на заклинания. Даже в названии одного из ее сборников — «Четки», слышится что-то колдовское.

Опять поминальный приблизился час
Я вижу, я слышу, я чувствую вас
И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мной.

В 1910 году Н. Гумилев напишет о своей жене:

Из города Киева. Из логова Змиева
Я взял не жену, а колдунью…

Поэзия Ахматовой неотрывна от жизни.
Ахматова описывает конкретные жизненные реалии, а не уносит читателя в заоблачные дали. Она затрагивает в своих произведениях проблемы, которые действительно волнуют людей. Особенно это свойство ахматовской поэзии проявляется в годы войн и потрясений.
Стихи Ахматовой изначально предназначены для узкого круга, а не обращены к большим массам народа.
Стихи Ахматовой — это прежде всего стихи о себе, о своих проблемах, чувствах переживаниях. В них нет громких лозунгов, воззваний, они ни к чему не призывают и не агитируют.
Широкое использование аллитераций, эпитетов, метафор:

Уже кленовые листы
На пруд слетают лебединый,
И окровавлены кусты
Неспешно зреющей рябины

Особое отношение к слову память.
Слово память — одно из ключевых в творчестве Ахматовой, важнейший этический компонент. («Память о солнце в сердце слабеет…», «Памяти друга»).

Ориентация на жанр баллады.
Ахматова тяготеет к лирической новелле с неожиданным, часто прихотливо-капризным концом психологического сюжета и к особенностям лирической баллады, жутковатой и таинственной («Новогодняя баллада», «Сероглазый король»). Обычно ее стихи — начало драмы, или только ее кульминация, или еще чаще финал и окончание.

Слава тебе, безысходная боль!
Умер вчера сероглазый король.
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
А за окном шелестят тополя:
«Нет на земле твоего короля…»

Вся палитра красок в поэзии, особенно синий и голубой. На стихи Ахматовой «Сероглазый король» А. Вертинский написал песню, которую с успехом исполнял на фоне черного бархатного занавеса, на котором были изображены две скрещенные руки. На тему поэмы «Реквием» композитор Э. Раздолина сочинила музыку.

Цикличность, формирование стихов-циклов.

Внимание к деталям главная особенность поэтики Ахматовой. Ахматова выражает через самые незначительные детали свои мысли чувства, свой внутренний мир. Конкретная вещь, четкие материальные контуры, цвета, запахи, штрихи, обыденно обрывочная речь — все это не только не только бережно переносила Ахматова в стихи, но это и составляло их особенное существование, придавало им дыхание и жизненную силу. Уже современники Ахматовой заметили, играла в прерывающийся голос героини, переживающей трагедию любви. Особенно сильное впечатление производит последняя строка третьей строфы. Она в середине прерывается паузой, вероятно от сдерживаемого рыдания.

В стихотворении использовано не много изобразительных средств, но все они очень точно подчеркивают драматизм происходящих событий. Метафора «…шепот осенний» рождает ассоциации с горем, слезами, концом лета-счастья. Свечи, горящие «равнодушно-желтым огнем», а желтый цвет — это цвет разлуки.

Так в экономном на художественные средства стихотворении заключена целая повесть о жизни героини и о трагедии последней встречи.

  1. И было сердцу ничего не надо…

  2. Пусть даже вылета мне нет…

  3. А я говорю, вероятно, за многих…

  4. Надпись на книге

  5. И в памяти черной, пошарив, найдешь…

  6. Читатель

  7. Поэт

  8. Эпиграмма

  9. Рисунок на книге стихов

  10. Забудут? – вот чем удивили…

  11. Памяти Александра Блока

  12. Наше священное ремесло…

  13. Пушкин

  14. Творчество

  15. Маяковский в 1913 году

  16. Борис Пастернак (поэт)

  17. Зачем вы отравили воду…

  18. О, знала ль я, когда в одежде белой…

  19. Памяти Сергея Есенина

  20. Муза

  21. Многим

  22. Проплывают льдины, звеня…

  23. Нет, царевич, я не та…

  24. Нам свежесть слов и чувства простоту…

  25. Муза ушла по дороге…

  26. Зачем притворяешься ты…

  27. В последний раз мы встретились тогда…

  28. Был он ревнивым, тревожным и нежным…

  29. Твой белый дом и тихий сад оставлю…

  30. Столько просьб у любимой всегда…

  31. Смуглый отрок бродил по аллеям…

  32. Музе (Муза-сестра заглянула в лицо…)

Ещё стихи автора:

  • Стихи о Петербурге
  • Стихи о Родине