Судьба православие

Человеческая судьба — фатальность или бесконечный коридор выборов

Слово «судьба» означает «суд Бога». Считается, что это путь человека к осуществлению своего предназначения. Люди хотят узнать, что случится с ними в будущем: кому суждено стать спутником жизни, какая предстоит работа, какова будет смерть и другие тайны. Но неизвестно, есть ли судьба, и можно ли пойти против нее.

Нужно пройти свой путь по жизни.

Мнение разных специалистов насчет судьбы

К тому, существует ли судьба, эксперты относятся противоречиво.

Мнение некоторых из них:

  1. Ясновидящие верят в предназначение каждого человека. Экстрасенсы — это люди со сверхспособностями, читающие прошлое и будущее. Утверждают, что у каждого есть судьба и от нее не уйти, предсказывают людям события, которые должны произойти. Существует много фактов, подтверждающих правдивость сделанных предсказаний. Каждый римский император знал, как и когда ему суждено умереть, но никто из них не ушел из жизни по-другому.
  2. Психологи уверяют, что судьбы не существует. Представители этой профессии отрицательно относятся к понятию «судьба» и предпочитают называть ее «жизненным сценарием». Те люди, которые верят в предназначение, часто упускают возможность сделать собственный выбор. На жизненный путь влияет подсознание. Изучая мир вокруг себя в детстве, ребенок самостоятельно и неосознанно формирует внутри себя сценарий жизни. Этим объясняется то, что дети часто повторяют судьбу родителей.
  3. Астрологи утверждают, что жизненный путь предначертан звездами. Судьба предопределяется в момент рождения человека. Поэтому они уверены, что все происходящее не случайно. При составлении натальной карты понятно, в какой сфере будет работать индивид, придет ли к нему слава, что будет его окружать.

В каждом мнении есть рациональное зерно. Эксперты уверены, что повлиять на будущее можно. Даже если оно кардинально не изменится, избежать нежелательных ситуаций или, наоборот, потерять шанс на счастье может каждый.

Влияние кармы на судьбу

Карма в дословном переводе означает «действие». Вселенной руководит справедливость. В соответствии с ведами, карма — не судьба, а только фактор, влияющий на нее. Человек сам строит жизнь. Каждый день он совершает хорошие или плохие поступки, за которые получает награду либо наказание.

В ведах выделяют 3 вида кармы:

  1. Зрелая. Зрелая карма показывает, что за поступки, мысли, желания наступает расплата. Все, что нельзя предотвратить (место и время рождения, родственники, друзья, общественный строй, внешность, таланты) — это расплата за предыдущее воплощение.
  2. Скрытая. Индивид за жизнь накапливает мысли, желания и поступки. Они настолько противоречивы, что далеко не за все из них расплата наступает сразу. Остальное накапливается и формирует скрытую карму, которая постепенно начинает образовывать наклонности человека. Считается, что она переходит из одного воплощения в другое, ждет момента для реализации.
  3. Зарождающаяся. Это как раз посев того, что вырастет в будущем. Каждый день человек делает или не делает то, что в результате попадает на чашу весов. Исходя из этого складывается будущее.

Исходя из хорошей или плохой кармы формируются позитивные или негативные жизненные программы. Если человек совершил недобросовестный поступок, в будущем он терпит неудачу, которая сильно его расстраивает. Тогда он программирует себя на саморазрушение: начинает видеть вокруг себя негативное, винить окружающих в собственных проблемах. Если человек с хорошей кармой программирует себя на созидание, он притягивает к себе удачу. Карма возвращается как бумеранг. Она непосредственно влияет на ход жизни.

Чтобы карма была светлая нужно совершать добрые поступки.

Существует ли у человека выбор

Есть ли у личности возможность выбирать — вопрос неоднозначный, и по этому поводу высказаны разные точки зрения. Человек думает, что выбор есть всегда, делая его, он творит свою судьбу. Решения приходится принимать постоянно, они касаются всех сфер жизни.

Тогда возникает вопрос, насколько выбор свободен. Часто нас сковывают обстоятельства, которые не дают мыслить рационально, подталкивая подстраиваться под других. Многие составляющие жизнь объекты не зависят от личного выбора: дата и место рождения, родственники и т. д. Тогда у людей создается иллюзия того, что все уже предрешено.

Если стремиться к своему предназначению (то есть идти навстречу судьбе), то путь может быть прямым и легким или тернистым, с большим количеством препятствий. Каждое решение приближает или отдаляет нас от судьбы, но избежать ее не удается. Тем не менее, всегда есть выбор, с какими эмоциями жить и какими мыслями наполнять жизнь.

Какой дорогой пойти, какую дверь открыть мы выбираем сами.

Как переключиться на другие линии судьбы и изменить жизнь

При рождении ребенок наследует основные качества (внешность, черты характера), а также около 20 талантов. Это приводит к тому, что у каждого есть несколько линий судьбы.

Для того чтобы переключиться на другую, необходимо сделать 3 вещи:

  1. Отпустить свою жизнь.
  2. Преодолеть страхи и препятствия.
  3. Работать над собой.

Перед тем как начать новую жизнь, надо вывести прежнюю на нулевую отметку. Уволиться с работы, уйти от нелюбимого человека, переехать в другой город. При каждом таком действии открывается множество новых возможностей. Вся необузданная энергия высвобождается и дает толчок к развитию.

Сложная задача — справиться с неуверенностью и опасениями.

Учимся преодолевать все препятствия и свои страхи.

У личности формируется много страхов:

  • неизвестности;
  • бедности;
  • неудачи;
  • одиночества и др.

Для того чтобы преодолеть страхи, выпишите их на лист бумаги. Признание опасений и фобий открывает дорогу к избавлению от них. Затем надо для каждого страха придумать план действий, как его избежать. Можно дополнительно продумать пути преодоления. Важно не бояться экспериментировать.

Если новое дело дается легко — это знак, что линия судьбы выбрана правильно. Когда у женщины не получается добиться успеха в личной жизни, то стоит попробовать реализовать себя в карьере. Когда наступит внутренняя гармония и самореализация, повезет и в любви.

Судьба человека предопределена или нет

У каждого своя звезда, своя дорога, отмечают философы и поэты. Люди издавна стремятся познать тайну: предопределена ли судьба человека? На этот счет существуют самые разные концепции.

Судьба — совокупность всех событий и обстоятельств, которые предопределены.

Что такое судьба

Это протяженная во времени цепь изменяющихся жизненных обстоятельств, событий и поступков, которые обуславливают характер, социальный статус и личную жизнь человека. Такое понимание важной категории мировой культуры в полной мере применимо и к отдельным социальным группам, народам, государствам. События являются результатом реакции людей на воздействие внешних факторов.

Первоначальные представления о том, что такое судьба (по латыни fatum — фатум), у разных народов были удивительно схожими. Древние скандинавы верили во всемогущество трех богинь-сестер Норн — ткачих, посылавших людям небесные предначертания. У античных греков жизнью повелевали мойры, тоже прядильщицы. Богиня Лахесис отмеряла длину нити, Клото пряла ее, а слепая Атропос перерезала.

У древних славян, которые не могли объяснить явления природы, также существовала вера в многобожие. Интересно, что слово «бог» изначально имело другое значение — «доля». Считалось, что при рождении каждому человеку уготована своя участь: добрая, счастливая или, наоборот, злая, лихая доля.Судьба приносит человеку и хорошие, и плохие плоды.

Позже это понятие персонифицировалось в 2 женских антипода. Появились Среча (встреча) и Несреча (невстреча). Среча представлялась русичам в образе молодой красавицы с прялкой. Из ее рук вилась золотая нить жизни. Богиня придавала сил в тяжком труде на сельской ниве, приносила радость в дом. Несреча же рисовалась в воображении людей сгорбленной седовласой старухой. Она пряла тонкую, легко обрывающуюся нить. Слово «судьба» вошло в древнерусский лексикон лишь с XI в. Причем поначалу оно означало «суд божий».

Что говорят Веды

В индуизме основополагающее понятие — карма. Ее квинтэссенция подробно изложена в ведическом трактате «Упанишады». Карма — божественный закон, согласно которому праведные дела или грехи предопределяют судьбу человека. Либо он обретет счастье, либо будет обречен на страдания. От кармы также зависит реинкарнация — переселение души в новое тело после его смерти.

С прошлым поделать ничего нельзя. Но будущее поддается изменениям. Совершенствуя свое сознание в отрешении от суеты бытия, можно достичь высшей духовной свободы (нирваны).

Что говорят в Древнем Китае

Если индус стремился вырвать свою бессмертную душу из плена бренного мира, то у древнего китайца на первом месте была материальная жизнь. Судьба для жителя Поднебесной — предопределение свыше, которое, однако, можно изменить. Философы Конфуций, Мэн-цзы считали, что внимать многочисленным велениям Неба необходимо, но следовать им нужно избирательно.

Существование судьбы невозможно ни доказать ни опровергнуть с помощью материальных фактов.

Жить надо насущными заботами. Силы человеческие велики, поэтому при необходимости можно идти наперекор судьбе. Главное — не нарушать моральные законы общества. В этом китайское и индуистское учения сходны.

Можно ли изменить судьбу?

На этот вопрос разные ответы дают следующие концепции:

  • теологическая (или фаталистическая);
  • атеистическая (вульгарно-материалистическая);
  • диалектическая.

Приверженность к любой из этих трактовок легко определяется по тому, какие фундаментальные характеристики понятия судьбы признает человек:

  • тотальна она или случайна;
  • познаваема или нет;
  • зависит или не зависит от воли людей.

Некоторые вещи, которые определила для нас судьба, изменить нельзя.

Хотя наука отрицает возможность существования сверхъестественных сил, некоторые феномены она пока не в состоянии объяснить (например, предсказания Ванги, большинство из которых сбылись в самом деле). Болгарская прорицательница предвидела немало трагических событий, природных катаклизмов, губительных для мира. При этом искренне сокрушалась, подчеркивая: то, что она предсказала, изменить нельзя.

От судьбы не уйдешь, уверены фаталисты. Чаще всего это верующие люди. Все изначально предначертано высшими силами, считают они. Однако такие убеждения дают человеку возможность при необходимости благообразно уклоняться от ответственности за свои поступки. Появляется лазейка для списания своего бездействия или неправедных деяний. Легко воспользоваться универсальной формулой: на все воля божья, пути господни неисповедимы…

Эта религиозно обусловленная точка зрения — явная крайность. Вспомним народную мудрость, которая является справедливым возражением фаталистам: «На Бога надейся, а сам не плошай!» Этому правилу в течение столетий следовали и продолжают следовать глубоко верующие люди. Они убеждены: каждый сам должен держать ответ за все свои добродетели и грехи.

Противоположная концепция полностью отрицает существование судьбы. Согласно этому утверждению, все происходящее в жизни человека определяет либо он сам, либо Его Величество случай. Это другая крайность, свойственная атеистам, вульгарным материалистам. В основе такого пагубного отношения к бытию, природе, Вселенной — переоценка человеческих сил, гордыня. Это чревато тяжелыми социальными потрясениями (стоит вспомнить историю нашей страны). Период всевластия воинствующего атеизма привел к духовной отчужденности, распаду СССР и едва не закончился гражданской войной.

В спорах противоборствующих сторон рождается истина. Это диалектическая концепция, которая признает существование предначертанной судьбы лишь как изначальной совокупности жизненных обстоятельств. Они являются объективной данностью в момент рождения человека. Младенец не выбирает себе мать и отца, но благодаря родителям может обрести счастье или, наоборот, стать по их вине несчастным.

Считается, что этот сценарий судьбы пишет Бог, Высшие Силы, и он известен еще до того, как человек появится на свет.

Например, у отпрыска, родившегося в семье американского магната, и у наследника индийского мусорщика из касты неприкасаемых — разные стартовые возможности, разные изначальные судьбы. Но их будущее во многом зависит от них самих. Достоверно описано немало случаев, когда молодой человек с долларом в кармане со временем становился миллионером. И наоборот, когда неслыханный богач проматывал свое наследство, терял все и опускался на самое дно общества.

Изначальную судьбу можно как улучшить, так и ухудшить. Она управляет доброй половиной человеческих поступков, утверждал еще в XVI в. великий мыслитель из Флоренции Макиавелли, однако распоряжаться второй половиной предоставляет нам самим.

В чем у нас есть выбор

Главное — не плыть безвольно по течению, не смиряться с суровыми жизненными обстоятельствами. Человек — создатель собственного счастья. Такова позитивная мотивация социально активного индивидуума.

Каждый выбор меняет дальнейшую жизнь, порой кардинально. Важно, чтобы он был правильным. Сколько ударов судьбы получают люди из-за того, что принимают ошибочные решения!

Хотел быть капитаном дальнего плавания, а по настоянию родителей стал экономистом. В пьяной драке покалечил человека и, оказавшись за решеткой, превратился в бандита. Не хотел иметь детей и на старости лет остался в одиночестве… Прав японский писатель Р. Акутагава, утверждая, что судьба человека заложена в его характере.

Выбор, который заключается в том, как именно жить.

Часто люди страдают не только из-за ошибочных поступков, но и из-за бездействия. Обязан был спасти утопающего товарища, однако побоялся рисковать. Страдал признаками язвы желудка, но вовремя не пошел к врачу. Знал, что сын-подросток связался с подозрительной компанией, однако не придал этому должного значения…

Свобода выбора — ценность, которую трудно переоценить, несмотря на то что она относительна. Ведь порой людей ограничивают непреодолимые обстоятельства. Тем не менее альтернатива существует даже при трагичных обстоятельствах.

Например, у человека, прикованного к постели, есть два выхода из этой ситуации. Один — впасть в уныние, превращая повседневность в ад для себя и родственников. Другой — мужественно принять тяжелый удар судьбы и пытаться противостоять ей, как это сделали Александр Беляев, Николай Островский, Алексей Маресьев, Валентин Дикуль и многие другие.

Судьба — следствие не случайного стечения обстоятельств, а верных или ошибочных решений. Не стоит ждать счастья как манны небесной. Свое светлое будущее приходится создавать самому. Это непросто, но возможно. Нужно запастись терпением, много трудиться и не терять веры в себя.

Губительно действовать в эмоциональном порыве. Важное решение следует хорошо обдумать. Надо определить, что в данной ситуации главное — отбросить второстепенное и спрогнозировать последствия предпринимаемых шагов.

Как узнать судьбу человека по дате рождения

Нумерологи предлагают сделать такой расчет. Например, дата рождения — 02.03.1990. Сначала следует перемножить числа дня, месяца и года, опустив нули: 2х3х1х9х9=486. Затем цифры произведения нужно несколько раз сложить, чтобы оказалась только одна: 4+8+6=18; 1+8=9.

Значения чисел судьбы:

  1. Под знаком единицы рождаются энергичные деятели. Такие люди совершают открытия, реализуют крупные проекты. Но им стоит опасаться профессионального выгорания и тяжелых болезней.
  2. Рожденные под эгидой двойки терпеливы, проницательны, обладают тонкой интуицией. Такие люди становятся отличными психологами, дипломатами, руководителями, но многие их сторонятся.
  3. Это увлеченные, эмоциональные натуры. Они одарены творческими способностями и часто становятся популярными артистами, музыкантами, журналистами, однако избыток энергии может помешать карьере.
  4. Эта цифра отличает деятельных организаторов, управленцев, координаторов, надежных исполнителей сложных проектов. Судьба благосклонна к «четверкам», если они не позволяют себе лениться.
  5. Под таким знаком появляются люди с разносторонними способностями. Но им необходимы благоприятные условия для реализации возможностей, данных от природы.
  6. Эта цифра может сулить как счастливую, так и печальную жизнь. Доброжелательность, совестливость, жертвенность таких людей нередко загоняет их в опасные ситуации.
  7. Семерка — символ прирожденных интеллектуалов, которые нередко становятся жертвами завистников.
  8. Люди данного знака часто достигают поставленных целей. Это мастера на все руки. Но из-за тщеславности, хвастовства, заносчивости они могут многое испортить в своей жизни.
  9. Под влиянием этого числа на свет появляются романтики, мечтатели. Однако суровая реальность часто разрушает их воздушные замки.

Есть более подробные астрологические прогнозы, с учетом времени рождения человека. Множество таких гороскопов можно найти в интернете, но все они крайне условны. Верить им или нет — дело каждого. Как часто повторяла Ванга, у кого есть ум — пусть поразмыслит…

Судьба

  • О судьбе свт. Николай Сербский
  • Против веры в судьбу
  • Слово против учения о судьбе свт. Григорий Нисский
  • О судьбе и провидении свт. Иоанн Златоуст
  • Судьбы Божии свт. Игнатий Брянчанинов
  • Судьба и Вера Беседы с учеными, священниками, творческой интеллигенцией
  • Против учения о судьбе свт. Григорий Нисский
  • Проповедь о человеческих судьбах свт. Николай Сербский

«Мы не выбираем ни страну, где родимся, ни народ, в котором родимся, ни время, в котором родимся, но выбираем одно: быть людьми или нелюдями».
патриарх Сербский Павел (1914-2009).

Судьба́ – многозначный термин, обозначающий:

1. предназначение (идеал);
а) небесная: полноценное (требуемое призванием человека) раскрытие черт Образа и Подобия Божия, жизнь в общении с Богом и Его святыми в Царствии Небесном;
б) земная: исполнение земного предназначения; реализация в земной жизни данных от Бога сил и талантов во славу Божию;

2. частное предназначение (например, предназначением Саула было служение Богу и народу в качестве царя, но он не исполнил его; к этой же роли был предназначен и Давид, и он исполнил его);

3. жизненный путь;

4. стечение обстоятельств (происходит по Промыслу Божьему);

5. рок (неотвратимость — понятие, свойственное некоторым формам язычества; см. также: детерминизм).

Вера в слепую судьбу, как рок, взамен общения с живым, личным Богом противоречит Божественному Откровению, на котором основано христианство. Святитель Иоанн Златоуст выразился ещё более определённо: Учение о судьбе (роке) посеяно диаволом.

У античных язычников судьба – непостижимая предопределённость событий и поступков человека. Судьба язычника – это рок, фатум. Человек – игрушка судьбы, раб обстоятельств. От судьбы нельзя уйти, ее нельзя изменить, ей можно только покориться, как призывали делать стоики. Этой «судьбы» Православие не признает, т.к. такое понятие судьбы абсолютизирует только один аспект – аспект несвободы.

В науке роль судьбы выполняет причинность. Судьбы как фатума нет, но есть естественные законы физического мира, которые невозможно изменить, от действия которых невозможно убежать. Если ты болен смертельной болезнью – тебе никогда не выздороветь. Если тебе отсекли руку, она никогда не прирастет обратно. Если ты смертен – ты непременно умрешь, личность полностью распадется и не будет ничего. Как говорил тургеневский Базаров, лопух на могиле вырастет. Такой атеистической или натуралистической детерминации Православие также не признает.

В противовес указанным вариантам судьбы в религиозном сознании существует понятие судьбы как промысла, провидения. Не слепой рок, не безличные физические законы, а Премудрый и Благой Творец управляет жизнью человека. Не из-за несчастливой судьбы, не из-за «естественной» зависти братьев, а по промыслу Божию Иосиф оказывается в Египте и становится спасителем своей семьи. Прп. Иоанну Дамаскину отсекли руку, но – вопреки всем физическим законам – она вновь прирастает. Лазарь умирает, но вновь воскресает силой Господа Иисуса Христа.

Как человек осуществляет свою судьбу?

Он рождается на земле от определенных родителей, в определенной стране, определенного пола. Здесь у него нет выбора. Это – его судьба как обстоятельства жизни. От нас не зависит, где и от кого мы родились. Это – судьбы Божии. Но если в язычестве это определяет все (рождение в бедности – несчастная судьба, рождение в царском доме – счастливая), то в Православии все это не имеет решающего значения. Даже наоборот. Можно быть добродетельным и благополучным в бедности, а можно быть грешником в богатстве. Христос даже утверждает большее счастье для бедных: блаженны нищии…, трудно богатому войти в Царство Небесное. Решающим моментом в достижении своей судьбы, в исполнении божественного предопределения является другое: свободный выбор между добром и злом.
Но мы рождаемся грешными, с первородным грехом, т.е. воля, ум и чувства наши повреждены, тело наше воюет на нашу душу, в членах наших живет закон греха. Получается, что и выбор между добром и злом мы не можем сделать так уж свободно: мы от рождения выбираем грех; нашими родителями мы обречены на изначальную греховность.
Тогда-то и вступает в дело благой Промысл Божий, который решает спасти нас не когда мы исправились, а когда еще были врагами Божиими. Несмотря на нашу вражду с Богом, на наши грехи, Бог Сам спасает нас различными средствами: посылает Свою предваряющую благодать, просвещает нашу душу и пробуждает в нас стремление к Богу. Бог устами пророка Исаии говорит: «Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня» (Ис. 65:1). В течение всей жизни Бог многократно обращается к человеку, дает ему возможность обратиться к Себе и возрастить плод добродетели: кому во сто крат, а кому в шестьдесят, иному же в тридцать (Мф. 13:8). Это – тоже своего рода судьба: кто угождает Богу в миру, кто – в священстве, а кто – в монашестве.

Православное учение о предопределении (предназначении) ко спасению

В Православии есть учение о предопределении. Мы все предопределены ко спасению, учит св. апостол Павел: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим. 8:29-30). Здесь слово «судьба» понимается в смысле предназначения. В этом смысле у всех людей единая судьба – оказаться в Царствии Небесном: «Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости» (1Фес.4:7).
Учение 12-ти Апостолов начинается с таких слов: «Есть два пути: один – жизни и один – смерти». В этом смысле наша жизнь тоже предопределена и у каждого есть своя судьба: или оказаться в раю, или в аду. Это – статический, так сказать, аспект судьбы.
Помимо статики есть и динамика. В противовес языческой или естественнонаучной роковой детерминации Православие дает идею свободы и благого промысла Божьего. Лично человек свободен в выборе между добром и злом. Поэтому только от него зависит какая будет его судьба: добрая (вечная жизнь и общение с Богом) или злая (вечная смерть и мучение с демонами). Кроме того, существует благой промысл Божий, который направляет человека к спасению, помогает человеку сделать выбор в пользу добра, подталкивает его к дороге, ведущей в рай.
Свою судьбу человек осуществляет в течение своей жизни. Он растет, совершает поступки, учится выбирать добро, совершать добродетель и избегать зла. И, наконец, достигает своей судьбы: окончательной и бесповоротной участи: вечной жизни в раю. Эту судьбу унаследовали святые и добродетельные жены и мужи. Или другой, страшной судьбы: безвозвратных мучений и безнадежного пребывания в геенне огненной. В таком случае можно говорить о судьбе как жизненном пути каждого человека от рождения в бессмертие. В отличие от единой общей судьбы всех людей (рай или ад), личная судьба может быть многообразной: тогда судьба – это реализация общего предназначения отдельным человеком, результат раскрытия в себе образа и подобия Божия. И тогда можно говорить о горькой судьбе как неудавшейся жизни, или о счастливой судьбе, как о пути, завершенном в Царствии Небесном.

Бог прославил тех, Кого Он предузнал. Бог обладает всеведением, для Него не существует нашего земного времени. Примеров такого предзнания много: это предсказание о рождении святого Иоанна Предтечи (Лк. 1:15), это слова святого апостола Павла о своей избранности еще прежде рождения (Гал. 1:15), это указание на будущее Божие избрание родителям преподобного Сергия Радонежского… Поэтому-то Бог и открывает пророкам и апостолам судьбы будущего века: Второе славное Пришествие, День всеобщего Воскресения и Страшного Суда. Как всеведущему, Богу открыты все судьбы человека, и Он заранее знает, какой путь изберет человек: путь жизни или путь смерти. Поэтому судьба человека уже известна Богу заранее, и это и есть последний аспект православного понимания судьбы. Но это известно одному только Богу. Наша же судьба полностью зависит от нашей доброй воли. И мы сами выбираем себе свою судьбу.

«Правда Твоя, как горы Божии, и судьбы Твои – бездна великая! Человеков и скотов хранишь Ты, Господи!» (Пс. 35:7)

«О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим. 11:33).

Жизнь на 10% состоит из того, что с вами происходит и 90%, из того, как вы на это реагируете.

Учение о судьбе в нехристианских религиях

На фоне православного понятия о судьбе как выполнении божественного предназначения судьба человека в других религиях выглядит блекло. В современном иудаизме всех, рожденных от Адама, ожидает смерть. Даже последователи и исполнители закона Моисея и предписаний Торы после смерти идут в шеол – место, лишенное Бога. Судьба современного иудея горька: если Вавилонский плен длился 70 лет, то современное рассеяния длится уже два тысячелетия. Храма – даже второго – нет. Самая главная часть закона Моисея не исполняется: без храма невозможно приносить жертвы за грехи. Бог наказывает Свой народ за них рассеянием по всему свету. Все иудеи – скитальцы. Их земная судьба – судьба вечно гонимых странников, от которых Бог отвернул Свое лице. А поскольку жертва не совершается и грех народа продолжает вызывать гнев Божий, их посмертная судьба – пребывание в шеоле. Даже пришествие иудейского мессии не сможет помочь умершим, т.к. иудаизм отрицает воскресение мертвых. Чем-то это похоже на марксизм: чтобы отдаленные потомки могли удовлетворять любые свои прихоти без всякого труда (это и означает лозунг «каждому по потребностям, от каждого по способностям»), другим надо голодать, умирать и жить в нищете без всякой надежды попасть в коммунистический рай.

Судьба человека в исламе несколько иная: у мусульман есть свой рай. Правда, этот рай – только для мужчин. Там нет места женщинам, разве что предельно благочестивым женам, которые будут продолжать прислуживать своему господину и на небе. Но они вряд ли будут первыми в ряду 70 прекрасных гурий, которыми будет обеспечен каждый достигший неба последователь Аллаха. Это – общая судьба мусульман (следует оговориться: мусульман, в чьих жилах течет арабская кровь. Для не-арабов рай также закрыт). Но личная складывается иначе. В исламе Аллах – бог, по воле Которого совершается ВСЕ: и доброе, и плохое. Аллах может творить все, что захочет: его желания и воля не ограничены никакими рамками, никакими законами, ни какими клятвами или обещаниями. И потому судьба человека в исламе – в абсолютной зависимости от воли Аллаха. А воля Аллаха не зависит ни от греховности человека, ни от его добродетели. Захочет Аллах – и человек будет благоденствовать, даже если он страшный грешник. Захочет – и будет нищим скитальцем, даже если он предельно добродетельный. Предугадать невозможно, что же именно надо сделать, чтобы попасть в обещанный рай. Согласно исламу все, что бы ни происходило с человеком, есть воля Аллаха. Объяснить ее невозможно, изменить – тоже. Остается только покорно терпеть ее. В каком-то смысле покорность воле Аллаха похожа на покорность неотвратимому року в греческом язычестве.

Если вспоминать восточные религии, то судьба человека там совсем печальная. Так как мира как такового не существует, он лишь майя – наваждение, то и личность отдельного человека – лишь временная категория. Более того – это зло. Восточное благо – это безличное единое целое, не имеющее сознания, воли, эмоции, памяти, ничего. Каждый человек несет свою карму, т.е. отвечает за поступки и действия того, о ком он даже не помнит – своего якобы прошлого воплощения. Поэтому судьба человека на востоке также плачевна: земные радости могут обернуться будущими страданиями, а нынешние страдания не гарантируют благое существование после смерти, т.к. неизвестно, сколько именно надо страдать, чтобы исполнить карму, величина которой заведомо неизвестна. И конечная цель жизни – достичь нирваны, т.е. полного растворения в Будде. Это уничтожение личности православный философ Вышеславцев называет страшными, но точными словами: духовное самоубийство.

***

Само понятие «судьба» не укоренено в православном богословии. Жизнь человека не предопределена — Господь не ограничивает воли личности, которая сама выбирает направления своего жизненного пути.
Патриарх Алексий II

Обратите внимание, как Господь ведёт Себя по отношению к Иуде. За его добродетели (они у него были) берет его в число 12 апостолов (чтобы он не позавидовал); зная о его воровстве, не разоблачает его, чтобы не оттолкнуть, а покрывает любовью; зная о его предательстве, прикровенно, не укоряя, предупреждает его, говорит о страшном наказании за этот грех. Господь делает все, чтобы не подтолкнуть его ко греху, а остановить любовью.
Не так Он ведет себя с Петром: его он и сатаной называет, и резко обличает перед другими, зная, что он покается в грехе. Так Господь, предвидя будущее, делает ВСЕ, чтобы спасти, а не погубить.
Каждого человека Он призывает к бытию в самое лучшее для этого человека время, устраивает его жизнь, посылает нужных людей, радости или скорби, болезни или выздоровление.
Конечно, это мое утверждение можно принять только на веру. Если войти в область зла или хотя бы встать на границу добра со злом, то с этих точек все будет видеться иначе. Невозможно до Страшного Суда понять переплетение судеб, причины поступков, сроки жизни и прочие тайны, связанные с промыслом Божиим. Делая ВСЕ для нашего спасения, Господь оставляет место для нашего свободного изволения. Мы можем принять или не принять это ВСЕ (не на словах, а на деле).
Я тоже долго мучился всеми этими вопросами. Никак ничего не мог понять, а потом доверился Богу и успокоился. Я больше, слава Богу, не подозреваю Его ни в чем, а верю в Совершенную, Абсолютную Любовь к каждому человеку и даже ко мне, грешному! И так радостно и светло на душе, когда помышляешь об этом. Если с этой верой смотреть на то или другое событие, на ту или иную человеческую судьбу, то ничего не смущает, а многое (хотя и не все, конечно) делается вполне понятным.
С любовью о Христе,
протоиерей Аркадий Шатов

См. ПРЕДВИДЕНИЕ И ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ

***

Смотри вперед – с надеждой, назад – с благодарением, наверх – с молитвой, вниз – с покаянием, внутрь – со вниманием! А вокруг – с любовью!
игумен Тихон (Борисов)

Тёмное слово «судьба» лучше нам будет заменить ясным и определенным выражением — провидение Божие.
Владимир Соловьёв

Против веры в судьбу

В руку Твоею, Господи, жребии мои (Пс. 30:16).
Вера в слепую судьбу взамен веры в живого, личного Бога есть тяжкий грех. Ее не должно быть у христиан, знающих о всеблагом и премудром Промысле Божием.
По учению Православной Церкви, Господь каждому предопределяет судьбу его в здешней, временной, и в будущей, вечной, жизни не безусловно, но на основании предвидения, как будет вести себя человек во время земной жизни. Но вопреки сему учению распространено между многими превратное мнение о судьбе или роке. Некоторые верят, что судьбою для всякого человека предопределены все обстоятельства жизни и даже все поступки и действия. И как они определены, так непременно и совершаются независимо от самого человека и его воли, и сколько человек ни старайся, ему ничей не изменить в своей судьбе. Эта вера закреплена поело вицами: «от своей судьбы никуда не уйдешь», «чему быть тому не миновать», «на роду написано». Это поверы существует не только в темном простонародье, но и людей образованных, от которых приходится иногда: слышать: «роковая пуля», «роковой шаг и поступок жизни». Такое мнение о судьбе как о силе, прихотливо властвующей над всеми, милостивой к одним и грозной к другим без разбора, без сообразования своих распоряжений с требованиями правды, мудрости, благости имеет языческий характер и заимствовано у язычников.
Греки и римляне — язычники — верили, что судьба есть какое-то особенное божество, которое имеет власть не только над людьми, но и над самими богами. У магометан верование в судьбу дошло до крайней нелепости. Аллах Магомета сам производит добрые и дурные дела в людях, сам вводит в заблуждение кого хочет и направляет к добру кого хочет. Все зависит от него, а люди — только несчастные орудия в руках его. Ясно, что если человек не имеет свободы располагать собою и делает то, что ему предопределено, не человек виновник зла и греха, а Бог. Он, по учению Корана, сам посылает злых духов к неверным, чтобы подстрекать их ко злу. Бог Магомета — деспот, который руководствуется одним безусловным произволом и прихотью.
К сожалению, эти превратные понятия о судьбе суеверные христиане перенесли на единого истинного Бога, так что некоторые оправдывают тяжкие грехи, ссылаясь на волю Божию. Иной без просыпу пьянствует и в ответ на обличение и вразумление доброжелательных к нему людей говорит: «Рад что ли я, что так делаю? Сам вижу, что я пропащий человек, но знать уж доля моя горькая такая, наказал меня Господь этою проклятою страстью к вину. Больно, горько и самому, да ничего не поделаешь».
Что может быть нечестивее этого суеверного мнения о Боге, как о неумолимой судьбе, как о слепой силе, властвующей над миром? Правда, без воли Божией и волос с головы не падает. Каждый из нас зависит от всевластной воли Божией: Господь мертвит и живит, низводит во ад и возводит, Господь убожит и богатит, смиряет и высит (1 Цар. 2:6-7). От Господа исправляются стопы мужу (Притч. 20:24). Но во всех этих случаях Господь действует согласно с премудростью Своею, благостью и правосудием. Притом Он употребляет Свою власть, не нарушая свободы человеческой, не отнимая у человека его воли. Свобода воли есть такой дар Божий, который Господь сохраняет даже и в злодеях. Не отнимая у человека воли, Господь предоставляет ему на выбор живот и смерть… благословение и клятву (Сир. 15:14; Втор. 30:19), и уже совершенно в воле человека сделать выбор. Господь устрояет нашу судьбу согласно с тем, что изберет человек и чего заслуживает он. Если хотите и послушаете Мене, благая земли снесте: аще же ли не хощете, ниже послушаете Мене, меч вы пояст (Ис. 1:19). Стало быть, виновником бедствия, каким Господь грозит непокорным ему людям, является: не Сам Господь, а люди. Господь всем желает добра, всем желает спастись, и не Он виноват, если люди вопреки Его увещаниям, вразумлениям, угрозам, обетованиям идут путем погибели.
Правда, не всегда нам видно соответствие между делами людскими и воздаянием за них. Часто мы видим, что люди благочестивые и честные бедствуют, страдают от обид и несправедливостей людских, не имеют успеха в своих делах и предприятиях, а нечестивые и беззаконные благоденствуют и во всем успевают. Если Бог справедлив, то зачем Он это попускает? Не действует ли Он в этом случае подобно слепой судьбе, не разбирающей достойных и недостойных? Конечно, нам в настоящей жизни многое является непонятным в отношениях Бога к людям, в устроении их судьбы. Но что непонятно теперь, то объяснится для нас на том свете. Теперь дела Божий являются перед нашим взором, как бы через тусклое зеркало, но когда мы узрим Бога лицом к лицу, тогда все будет для нас ясно (1 Кор. 13:12). Во всяком случае, несомненно, что счастье нечестивых непрочно, что успехи их в делах житейских скоропреходящи, что без наказания Господь их не оставит. Если не в этой жизни, то в будущей Господь воздаст им по делам их. Равно и благочестивые люди, если не в этой жизни, то в будущей, наследуют тем большую награду, чем с большим смирением и большею преданностью воле Божией переносили житейские невзгоды, которыми Господь испытывал их для укрепления в них веры и любви к Нему.
Возмутительные злоупотребления человеческой свободы, терпимые Господом, не должны колебать нашей уверенности в правосудии и премудрости Божией еще и потому, что Господь попускает их к славе Своего имени. Он из самого зла извлекает добро. Люди злые без ведома их делаются орудиями Его промышления о людях. Например, как возмутительно поступили с Иосифом братья его! Они отдали его в неволю египтянам; но в Египте он прославился и сделался благодетелем не только Египта, но и окрестных стран, снабжая их хлебом во время семилетнего голода. Посему он сказал братьям своим: вы совещасте на мя злая, Бог же совеща о мне во благая (Быт. 50:20). Какое ужасное злодеяние совершили иудеи, когда довели Христа до крестных страданий и смерти! Они думали, что дело Христово погибнет, но как жестоко обманулись они в своей надежде! Они явились бессознательными орудиями в деле искупления человеческого рода крестною смертью Спасителя. Тяжкий и непростительный грех взяли они на свои души, но этот грех послужил к спасению людей. С этой же точки зрения надобно смотреть на Иуду предателя. Христос сказал о нем: Лучше было бы… не родиться тому человеку, который предаст Меня (Мф. 26:24). Но Иуда способствовал только тому, чтобы ускорить дело искупления людей. Он сделал зло, которое Господь обратил в добро.
Фаталисты готовы обвинять Бога в том, будто Он наводит людей на грех, подобно Аллаху Магомета. Но это обвинение богохульно. Бог ненавидит грех и всевозможные употребляет средства для противодействия греху. Правда, говорится о Боге, что Он ожесточил сердце фараона, но это не то значит, что Сам Бог вложил злобу и ожесточение в сердце фараона, а то, что требования Господа Бога отпустить евреев, обращенные к фараону, вызвали злобу фараона, и он ожесточился против Бога. Если сказано об Иисусе Христе богоприимцем Симеоном, что Он лежит на падение многих в Израиле (Лк. 2:34), это опять не то значит, что Христос будет непосредственным виновником падения или погибели израильтян, а то, что в учение Иисуса Христа они не уверуют и потому погибнут.

По суеверному языческому представлению судьба или рок неумолимы. Но о Боге Промыслителе этого никак нельзя сказать. Его можно умолить, как показывают многие примеры Его снисхождения к обращающимся к Нему с мольбою о помиловании. Царю Езекии пророк Исаия по повелению Божию возвестил, чтобы тот готовился немедленно к смерти и составил духовное завещание. Заплакал Езекия и стал умолять Господа пощадить его. Господь услышал его мольбу, и пророк Исаия на обратном пути из царского дворца еще не успел дойти до ворот, как получил новое повеление от Бога — объявить Езекии, что Господь отменяет Свой приговор и дает ему еще пятнадцать лет жизни. Могло ли бы это случиться, если бы определения Божий походили на неумолимый рок или судьбу?
Вообще, ничего нет общего между Богом и так называемою судьбою. В руках Господа наш жребий, но Господь всегда готов даровать нам благоприятный жребий. От нас, от нашей воли, зависит заслужить благоволение Божие. Аминь.
_______________