Светлый праздник римский корсаков

Содержание

Музыка. 5 класс

Музыка

5 класс

Урок №12

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

– что такое колокольность, как она выражена в жизни и в искусстве;

– знакомство с 3-й и 4-й частями сюиты для двух фортепиано С. В. Рахманинова;

– знакомство с концертной симфонией для арфы с оркестром В. Г. Кикты.

Тезаурус

Фрески – это настенные росписи красками по сырой штукатурке, которыми украшались стены храмов.

Орнамент – узор, состоящий из упорядоченных элементов, служащий для украшения различных предметов, в том числе и архитектурных сооружений.

Сюита – это музыкальное произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединённых единством замысла.

Концертная симфония – произведение для одного или нескольких солистов-инструменталистов и оркестра, промежуточная музыкальная форма между симфонией и инструментальным концертом.

Колокольность – звукоизображение колокольного звучания в музыке.

Список литературы

Обязательная литература:

Открытые электронные ресурсы:

1. История колоколов из цикла «Колокольный звон». https://www.youtube.com/watch?v=YcbCsHziTEM (Дата обращения: 13.08.2019)

Тематический материал для самостоятельного изучения

Колокольный звон…

Когда слышишь его – сразу представляешь купола церквей, стекающихся к молитве прихожан. В памяти всплывают просторы родной земли! Колокольный звон со времени Крещения Руси стал одной из самых ярких и узнаваемых черт русской культуры.

Колокол возвещал о начале церковной службы, был провозвестником и печальных событий: пожаров, войн. Многие композиторы обращались в своих произведениях к звучанию колоколов.

Вот, что пишет композитор Сергей Васильевич Рахманинов о своих детских впечатлениях от колокольного звона в Новгороде: «Одно из самых дорогих для меня воспоминаний детства связано с четырьмя нотами, вызванивающимися большими колоколами Софийского собора… Четыре ноты складывались во вновь и вновь повторяющуюся тему, четыре серебряные плачущие ноты, окружённые непрестанно меняющимся аккомпанементом».

Позже композитор написал сюиту для двух фортепиано, где в третьей части в его памяти воскресли детские впечатления и снова в душе запел новгородский колокол. В качестве эпиграфа к третьей части сюиты для двух фортепиано Сергей Васильевич Рахманинов использовал стихотворение Фёдора Ивановича Тютчева «Слёзы», созвучное лирическому настроению перезвона колоколов Софии Новгородской.

Слёзы людские, о слёзы людские,

Льётесь вы ранней и поздней порой…

Льётесь безвестные, льётесь незримые,

Неистощимые, неисчислимые, —

Льётесь, как льются струи дождевые

В осень глухую, порою ночной.

Печальная нисходящая мелодия повторяется вновь и вновь, меняя регистры и обрастая подголосками.

И вот настроение меняется – мы слышим приподнятость, ликование, торжественность, которые наполняют праздничные пасхальные звоны!

Пасха – Воскресение Христово – самый главный, самый светлый праздник в христианстве; праздник, символизирующий вечную жизнь души. У верующих людей в этот день особенное настроение. Этому празднику посвящено стихотворение Алексея Степановича Хомякова, которое стало эпиграфом к четвёртой части сюиты для двух фортепиано Сергея Рахманинова. Четвёртую часть сюиты композитор назвал «Светлый праздник».

И мощный звон промчался над землёю,

И воздух весь, гудя, затрепетал.

Певучие, серебряные громы

Сказали весть святого торжества…

Играя красками регистров и тембров, варьируя интонации, композитор сумел выразить звучание колоколов фортепианной фактурой. Для придания звучанию большей мощи композитор использовал два фортепиано.

В каждом храме на торжественном богослужении звучат пасхальные песнопения, возвещающие Воскресение Христа.

В сюите для двух фортепиано Сергея Рахманинова мелодия этого песнопения звучит в обрамлении переливчатых колокольных перезвонов.

Колокольность, как выражение национального духа, соборности, мы слышим в произведениях Михаила Ивановича Глинки, Модеста Петровича Мусоргского, Сергея Васильевича Рахманинова, Сергея Сергеевича Прокофьева, Георгия Васильевича Свиридова, Валерия Александровича Гаврилина.

Древние православные храмы, старинные иконы, фрески, сохранившиеся до настоящего времени, вдохновляют и ныне живущих композиторов, наших современников.

Так, например, под впечатлением от красоты и величия собора Святой Софии в Киеве, композитор Валерий Григорьевич Кикта создал концертную симфонию для арфы с оркестром, которую назвал «Фрески Софии Киевской». София – означает Премудрость Божия.

Симфония посвящена тысяча пятисотлетию Киева. В ней, в отличие от традиционной симфонии, 9 частей. К многочастности располагает многообразие образов, которое сохранил этот древний памятник.

Киевский Софийский собор – главный православный храм Древней Руси – был построен в одиннадцатом веке по велению князя Ярослава Мудрого.

Стены собора украшены мозаиками и живописными фресками, сюжеты которых посвящены не только сценам жизни Иисуса Христа и православных святых, но и сценам жизни людей того времени.

Например, на стенах храма можно увидеть сцены игр на Константинопольском ипподроме, групповой портрет княжеской семьи, сохранивший только образы дочерей Ярослава Мудрого, музыкантов, скоморохов, ряженых, сцены охоты.

Архитектурные элементы украшены многочисленными орнаментами, которые подчёркивают структуру внутреннего пространства храма и обрамляют изображения на фресках и мозаиках.

Первая часть симфонии – «Орнамент» – вводит слушателя в образный мир храма. Солирующая арфа имитирует гусли, древний инструмент, сопровождающий исполнение былин.

Тема орнамента появляется в симфонии трижды, как бы отделяя друг от друга каждый сюжет и возвращая слушателя в атмосферу храма.

В конце части звучат колокола, как бы приглашая, призывая слушателя войти в Святую Софию – сокровищницу истории и духовной культуры.

Композитор воссоздаёт впечатление от росписей собора в 4-й части симфонии: «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого». Остальные фигуры фрески утеряны.

Благодаря естественному освещению и движению воздуха, которое создают горящие свечи, образы, изображённые на фреске, оживают, наполняя пространство духом древности.

Дрожащие трели у струнных и мерный перебор арфы рисуют картину идущих друг за другом девушек, судьбы которых во многом определят историю ряда европейских государств. Звуковая ткань погружает слушателя в тайны истории.

Восьмая часть симфонии – «Скоморохи». Это контрастный образ народных музыкантов, весельчаков и балагуров. Задорные, лихие интонации, переклички и имитации народных инструментов, балалаек и свирелей, создают картину пляшущих скоморохов.

Обрамляется сцена былинной темой «Орнамента», звучащей на фоне затухающего гула ударных. Как будто история сначала оживает, а потом снова растворяется в вечности.

Валерий Григорьевич Кикта (родился в 1941 году) – наш современник, композитор, профессор Московской консерватории, заслуженный деятель искусств Российской Федерации и Украины.

В своём творчестве часто обращался к историческим и мифологическим сюжетам. Написал множество произведений, среди которых симфонические сочинения, балеты, кантаты, хоровые произведения, сочинения для оркестра народных инструментов.

Особое место в творчестве композитора занимают произведения для арфы, Валерий Кикта в своей музыке раскрывает богатство и красоту звучания этого инструмента.

В концертной симфонии для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской» светлый и ясный тембр арфы очень напоминает нежные краски настенных росписей собора. В симфонии 9 частей, каждая из которой посвящена одному сюжету:

1. Орнамент

2. Зверь нападает на всадника

3. Орнамент II

4. Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого

5. Михайловский придел

6. Борьба ряженых

7. Музыкант

8. Скоморохи

9. Орнамент III

Фрески – это настенные росписи красками по сырой штукатурке, которыми украшались стены храмов.

Колокольный звон – одна из ярких черт русской музыки. Рисуя сцены из русской жизни, истории, быта, выражая особенности мироощущения русских людей, композиторы часто используют звучание колоколов.

Так, например, колокола звучат в финальном хоре «Славься» из оперы Михаила Ивановича Глинки «Иван Сусанин».

Некоторые сцены оперы Модеста Петровича Мусоргского «Борис Годунов» украшает колокольный звон. Коронация Бориса Годунова и его смерть сопровождаются колокольным звоном, торжественным или печальным, погребальным.

В фортепианном цикле М. П. Мусоргского «Картинки с выставки» заключительная часть – «Богатырские ворота» – пьеса былинного характера, в которой изображается звон колоколов, символизирующий силу и мощь русского народа.

Сергей Васильевич Рахманинов, кроме сюиты для двух фортепиано, написал вокально-симфоническую поэму «Колокола».

В кантате Сергея Сергеевича Прокофьева «Александр Невский» колокольный звон звучит набатом в части «Вставайте, люди русские» и в сцене «Въезда Александра во Псков».

Георгий Александрович Гаврилин написал хоровую симфонию «Перезвоны».

Примеры заданий из тренировочного модуля

№1. О каком празднике повествует стихотворение А. С. Хомякова и 4-я часть сюиты для двух фортепиано С. В. Рахманинова?

Варианты ответов: Рождество; Крещение; Пасха; Троица; Благовещенье.

В обучающем видео рассказывается, что 4-я часть сюиты для двух фортепиано С. В. Рахманинова посвящена Пасхе. Пасха – Воскресение Христово – самый главный, самый светлый праздник в христианстве; праздник, символизирующий вечную жизнь души. Правильный ответ: Пасха.

№2. Установите соответствие между композитором и описанием его сочинения.

Варианты ответов:

С. В. Рахманинов;

В. Г. Кикта;

  • Сохранил в памяти детские впечатления от печальных звуков колокола Софийского собора в Новгороде.
  • Невероятно сильное впечатление произвели на композитора фрески Софийского собора в Киеве.
  • Написал сюиту для двух фортепиано.
  • Написал концертную симфонию для арфы с оркестром.

В обучающем видео рассказывается о детских впечатлениях С. В. Рахманинова, нашедших выражение в 3-й части сюиты для двух фортепиано, и о впечатлениях от фресок Софийского собора в Киеве, которые вдохновили композитора В. Г. Кикту на создание концертной симфонии для арфы с оркестром. Значит, правильный ответ:

С. В. Рахманинов. Сохранил в памяти детские впечатления от печальных звуков колокола Софийского собора в Новгороде. Написал сюиту для двух фортепиано.

В. Г. Кикта. Невероятно сильное впечатление произвели на композитора фрески Софийского собора в Киеве. Написал концертную симфонию для арфы с оркестром.

Православная церковная музыка и русская музыкальная классика

В светские произведения выдающихся русских композиторов органично вошли образы православной духовности, и нашли яркое воплощение интонации православной церковной музыки. Введение колокольного звона в оперные сцены стало традицией в русской опере XIX в.

Припадая к истокам

Обладающая высокими ценностными ориентирами, несущая нравственную чистоту и внутреннюю гармонию православная духовность, питала русскую музыку, в противовес, представляя и обличая ничтожность мирской суеты, низменность человеческих страстей и пороков.

Выдающуюся героико-трагическую оперу М. И. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), драму «Царская невеста», народные музыкальные драмы – М. П. Мусоргского, эпические оперы Н.А. Римского-Корсакова и др., постичь глубоко возможно только через призму православной религиозной культуры. Характеристики героев этих музыкальных произведений даны с точки зрения православных нравственно-этических представлений.

Мелос русских композиторов и церковные песнопения

Начиная с XIX в., православная церковная музыка проникает обильно в русскую классическую музыку на интонационно-тематическом уровне. Напоминает партесный стиль церковных песнопений квартет-молитва, которую поют герои оперы «Жизнь за царя» гениального Глинки, заключительная сольная сцена Ивана Сусанина является, по существу, молитвенным обращением к Богу перед кончиной, эпилог оперы начинается ликующим хором «Славься», близким к церковному жанру «Многолетия». Сольные партии героев в известной музыкальной народной драме о царе Борисе Мусоргского, раскрывающие образ православного монашества (старец Пимен, Юродивый, калики перехожие), пронизаны интонациями церковных песнопений.

Суровые хоры раскольников, выдержанные в стиле знаменного распева, представлены в опере Мусоргского «Хованщина». На интонациях знаменного пения построены главные темы первых частей знаменитых фортепианных концертов С.В. Рахманинова (второго и третьего).

Сцена из оперы “Хованщина” М.П. Мусоргского

Глубинная связь с православной культурой прослеживается в творчестве выдающегося мастера вокально-хорового жанра Г.В. Свиридова. Самобытный мелос композитора представляет собой синтез народно-песенного, церковно-канонического и кантового начал.

Знаменный распев главенствует в хоровом цикле Свиридова «Царь Федор Иоаннович» – по трагедии А.К. Толстого. «Песнопения и молитвы», написанные на церковные тексты, но предназначенные для светского концертного исполнения, являются непревзойденными творениями Свиридова, в которых старинные литургические традиции органично сливаются с музыкальным языком XX в.

Звучат колокола

Колокольный звон считается неотъемлемой частью православной жизни. У большинства композиторов русской школы в музыкальном наследии присутствует образный мир колокольности.

Впервые в русскую оперу ввёл сцены с колокольным звоном Глинка: колокола сопровождают заключительную часть оперы «Жизнь за царя». Воссоздание в оркестре колокольного звона усиливает драматизм образа царя Бориса: сцена коронации и сцена смерти. (Мусоргский: музыкальная драма «Борис Годунов»).

Колокольностью наполнены многие произведения Рахманинова. Одним из ярких примеров является в этом смысле Прелюдия до-диез минор. Замечательные примеры воссоздания колокольного звона представлены в музыкальных сочинениях композитора XX в. В.А. Гаврилина («Перезвоны»).

А теперь – музыкальный подарок. Чудесная хоровая пасхальная миниатюра одного из русских композиторов. Уж здесь то колокольность проявляет себя более чем явно.

М. Васильев Тропарь Пасхи “Колокольчик”

Автор – Алла Чайка

Духовная музыка в творчестве русских композиторов. П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов, Д.С. Бортнянский

Размещено на http://www.allbest.ru/

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОЗЕРСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМ. ДМИТРИЯ ТАРАСОВА

Реферат

на тему

Духовная музыка в творчестве русских композиторов.

П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов, Д.С. Бортнянский

Выполнила:

Буценко Евгения Сергеевна,

ученица 11 класса

Руководитель:

Лушникова Ольга Владимировна,

учитель истории и обществознания

Озерск 2011

Музыка — это величайшее утешение: оно освежает сердце и дарует ему мир. (Мартин Лютер

Изучая биографии Д.С. Бортнянского, П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, можно увидеть не только прошлое, но, возможно, и настоящее, получить ответы и понять, стала ли их музыка духовной ценностью.

Имя композитора связано с первым опытом обработки древних церковных песнопений. В будущем эта идея возвращения к национальным основам в музыке получила широкое развитие.

Не смотря на осуждения в преобладании светского в своем духовном творчестве, Чайковский стремился приблизиться именно к истокам традиции религиозной музыки, стремился преодолеть «европеизм» и излишнюю вычурность.

В душу мою все больше и больше приникает свет веры,. я чувствую, что всё более и более склоняюсь к этому единственному оплоту нашему против всяких бедствий.

Рахманинов крупнейший композитор и пианист конца XIX — начала XX веков. Его отличало необыкновенно острое восприятие действительности. Он был из числа композиторов-певцов природы.

Рахманинов склонялся к духовной музыке в творчестве, так как усматривал в ней историю и лучшие традиции русской культуры. Зарубежный период

Я — русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка — это плод моего характера, и потому это русская музыка. (С.В. Рахманинов)

Бортнянский создал более полусотни хоровых концертов, которые были собраны и отредактированы Чайковским. Бортнянского можно без преувеличения назвать певцом церковного слова, так как его творчество это духовное творчество.

русский композитор духовная музыка

1. Игорь Глебов (Асафьев Б. В.) П.И. Чайковский: его жизнь и творчество. — Петроград, 1922

4. А.В. Оссовский. С.В. Рахманинов. в кн: Оссовский А.В. Избранные статьи и воспоминания. — Л.: Сов. композитор, 1961.

Размещено на Allbest.ru

Урок по музыке «Родной обычай старины. Светлый праздник»

МБОУ Куликовская средняя школа

«Мой лучший урок»

Гуманитарный цикл предметов

Класс: 4

Тема: «Родной обычай старины. Светлый праздник»

(в соответствии с ФГОС НОО)

Автор УМК (программы учебного курса): программа Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой. Тип урока: изучение нового материала

Белова Татьяна Викторовна

МБОУ Куликовская СШ

Учитель музыки

Дата рождения 17.09.1981 г.

6 лет

89631515802

С правилами и условиями проведения конкурса ознакомлен и согласен.

число

подпись

Разрешаю размещение своей работы в сборнике учебно-методических материалов в полном объеме

число

подпись

2018 г.

Технологическая карта

Предмет Музыка класс 4

Автор УМК (программы учебного курса): программа Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой.

(в соответствии с ФГОС НОО)

Учитель: Белова Татьяна Викторовна

Тема урока

Тип урока

Родной обычай старины. Светлый праздник

Открытие нового знания

Цели урока:

раскрывать высокий духовный смысл русского искусства, несущего в себе неисчерпаемый заряд нравственности, добра и любви; бережное введение учащихся в художественные образы духовной музыки.

Задачи урока:

Знакомство с церковными песнопениями;

Научить воспринимать музыку как разнообразный мир человеческих чувств.

Образовательные – расширить знания о Светлом празднике Пасха, конкретизировать

Развивающие — развивать эмоциональный отклик на музыку, музыкальные способности.

Воспитательные — воспитание чувства патриотизма, духовно-эстетических чувств учащихся, формирование устойчивого интереса к духовным традициям народа, к духовному музыкальному искусству как части жизни.

Предполагаемые результаты:

личностные

-воспитание культуры слушания;
-воспитание положительного отношения к духовной музыки.

предметные

-знакомство с православным праздником Пасха и церковными песнопениями;

-научить воспринимать музыку как разнообразный мир человеческих чувств;

-развивать музыкальные способности.

метапредметные

-уметь определять характер произведения;
-развивать образное мышление, слух, память, творческие способности;
-воспитывать культуру исполнения и слушания музыки.

регулятивные

-формировать способность к планированию самоподготовки, определению последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

-взаимоконтроль и самооценка.

-понимание школьниками задачи учителя, понимание смысла деятельности и активное принятие учебной задачи.

-самостоятельная постановка школьником учебных задач и планирование своей деятельности.

Оснащение урока

Музыкальный ряд: песня «Христос Воскрес» в исполнении А.Малинина; С. Рахманинов «Светлый праздник»; тропарь «Христос Воскресе».

Зрительный ряд: презентация, видео- фрагмент

Ход урока

Этап 1.

Организационный момент. Музыкальное приветствие.

Здравствуйте ребята!

Эмоционально настраиваются на урок. Приветствуют учителя.

Этап 2

Постановка цели и задач урока

За окном весна, а это время года всегда связано со светлыми ожиданиями и надеждами. Именно весной Православная церковь отмечает главный христианский праздник, который именует “Праздников праздник, торжество из торжеств”.

Может кто-нибудь из Вас знает, о каком дне идет речь?

Это – Пасха. Светлое Христово Воскресение.

Этап 3

Актуализация опорных знаний

Слайд 1

Совершенно верно. Празднование Пасхи – многовековая традиция. В этот день принято отмечать воскресение из мертвых Иисуса Христа. Победу добра над злом, света над тьмой символизирует этот религиозный праздник.

Слушают учителя.

Слайд 2,3,4

У каждого большого церковного праздника есть свои приметы: на Рождество – наряженная елка; на Вербное воскресенье – распустившиеся ветки вербы, а на Пасху?

Куличи; крашеные пасхальные яйца.

Этап 4

Первичное усвоение новых знаний.

Слайд 5,6

Молодцы, ребята! А еще на Пасху верующие радостно приветствуют друг друга словами: “Христос воскресе!” – ответным: “Воистину Воскресе!”Песня, которая сейчас прозвучит, так и называется – “Христос Воскресе” (Исполняется песня «Христос Воскрес» в исполнении А.Малинина).

Слушание и музыкальное наблюдение.

Слайд 7

Самым простым и доступным песнопением Пасхи является ТРОПАРЬ. Его исполняют все присутствующие в храме: священники и прихожане.

В пасхальном ТРОПАРЕ всего три звука, его может исполнить каждый.

Записывают термины в тетрадь

Слайд 8

Давайте и мы сегодня постараемся исполнить эту молитву. Разучим первую и вторую фразу ТРОПАРЯ «Христос Воскресе»

Разучивают с учителем праздничный ТРОПАРЬ “Христос Воскресе”.

Этап 5

Первичная проверка понимания

Слайд 9

А сейчас ребята, мы услышим заключительную часть первой сюиты для двух фортепьяно С.В. Рахманинова, посвященную — светлой Пасхе.

Слушание и музыкальное наблюдение.

Сюита для двух фортепиано “Светлый праздник”. С.Рахманинов.

Какие интонации слышны в звучании?

Какое общее настроение господствует в музыке?

Вначале мелодия звучит сумрачно и печально, а в конце торжественно и радостно, в мелодии узнается звучание ТРОПАРЯ ПАСХИ, который мы выучили сегодня на уроке.

Слайд 10

Что напоминает звучание фортепиано?

А какой прием использовал С.Рахманинов в своем произведении?

Перезвон колоколов.

Прием имитации или подражания, так как звон колоколов передается игрой на двух фортепьяно

Слайд 11

Колокольная тема присутствует во многих произведениях

С. Рахманинова. Он очень любил Россию, русскую песню и звон колоколов. Хотите попробовать себя в роли звонарей и создать подобие колокольного звона?

Учащиеся делятся на 3 группы, каждый исполняет свой ритмический рисунок. Идет наслоение ритмов.

Слайд 12

Молодцы ребята! Колокольный звон был предметом воспевания в разных областях искусства, в том числе – музыке. Отечественные композиторы часто включали колокольный звон в свои произведения. М.И.Глинка Опера «Иван Сусанин», хор «Славься». С.С.Прокофьев кантата «Александр Невский», хор «Вставайте, люди русские». С.В.Рахманинов «Второй концерт для фортепьяно с оркестром».

Этап 6

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Слайд 13

Слушание пасхальных песнопений

Записывают домашнее задание

Этап 7

Рефлексия

Слайд 14,15,16

Вспомните, какая тема урока?

Что нового вы сегодня узнали?

Вам понравился урок?

Обобщить изученное, ответив на вопросы.