Свифт джонатан

Путешествия Гулливера

«Путешествия Гулливера» — программный манифест Свифта-сатирика. В первой части книги читатель смеётся над нелепым самомнением лилипутов. Во второй, в стране великанов, меняется точка зрения, и выясняется, что наша цивилизация заслуживает такого же осмеяния. В третьей высмеивается, с разных сторон, самомнение человеческой гордыни. Наконец, в четвёртой появляются мерзкие йеху как концентрат исконной человеческой природы, не облагороженной духовностью. Свифт, как обычно, не прибегает к морализаторским наставлениям, предоставляя читателю сделать собственные выводы — выбрать между йеху и их моральным антиподом, причудливо облечённым в лошадиную форму.

Часть 1. Путешествие в Лилипутию
Судовой врач Лемюэль Гулливер попадает в страну Лилипутию, в которой живут маленькие, в двенадцать раз меньше людей, человечки. (В оригинале Лилипут — Lilliput — это название самой страны, а её жители называются «лилипутийцы» — Lilliputians). Они захватывают Гулливера в плен, позже местный король принимает от него вассальную клятву с обещанием послушания и освобождает.

В этой части тетралогии Свифт саркастически описывает непомерное самомнение лилипутов и их нравы, карикатурно копирующие человеческие. Многие эпизоды здесь, как и в других частях книги, сатирически намекают на современные Свифту события. Есть, например, конкретная сатира на короля Георга I (вычеркнутая редактором в первом издании) и премьера Уолпола; выведены также политические партии тори и вигов («высококаблучники» и «низкокаблучники»). Религиозные разногласия между католиками и протестантами изображены знаменитой аллегорией бессмысленной войны «остроконечников» и «тупоконечников», спорящих, с какого конца надо разбивать варёные яйца.

В конце I части Гулливер ввязывается в войну между Лилипутией и соседним государством Блефуску, населённым той же расой (комментаторы полагают, что имеется в виду Франция, хотя есть гипотеза, что Свифт подразумевал Ирландию). Гулливер захватывает весь флот неприятеля и решает войну в пользу Лилипутии. Однако из-за придворных интриг Гулливера приговаривают к ослеплению, и он вынужден бежать из Лилипутии. Иногда здесь видят намёк на биографию государственного деятеля и философа виконта Болингброка, близкого друга Свифта, обвинённого Георгом I в измене и бежавшего во Францию.

Из-за этой (самой популярной) части тетралогии в современном языке слово «Гулливер» часто используется как синоним гиганта, хотя на самом деле Гулливер — обычный человек нормального роста, который лишь попадает в страну карликов. В следующей книге Гулливер оказывается в стране великанов, и там уже сам выглядит карликом.

Часть 2. Путешествие в Бробдингнег (Страну Великанов)
Исследуя новую страну, Гулливер оставлен своими спутниками и найден великаном-фермером, ростом 22 метра (в Лилипутии все размеры в 12 раз меньше наших, в Бробдингнеге — в 12 раз больше). Фермер относится к нему как к диковинке и показывает его за деньги. После ряда неприятных и унизительных приключений Гулливера покупает королева Бробдингнега и оставляет при дворе в качестве забавной разумной игрушки.

Между небольшими, но опасными для жизни приключениями — такими, как борьба с гигантскими осами, прыжки на крыше в лапах обезьяны и т. д. — он обсуждает европейскую политику с королём, который иронически комментирует его рассказы. Здесь, так же как в I части, сатирически критикуются человеческие и общественные нравы, но уже не аллегорически (под маской лилипутов), а прямо, устами короля великанов.

Мой краткий исторический очерк нашей страны за последнее столетие поверг короля в крайнее изумление. Он объявил, что, по его мнению, эта история есть не что иное, как куча заговоров, смут, убийств, избиений, революций и высылок, являющихся худшим результатом жадности, партийности, лицемерия, вероломства, жестокости, бешенства, безумия, ненависти, зависти, сластолюбия, злобы и честолюбия… Потом, взяв меня в руки и тихо лаская, обратился ко мне со следующими словами, которых я никогда не забуду, как не забуду и тона, каким они были сказаны: «Мой маленький друг Грильдриг, вы произнесли удивительнейший панегирик вашему отечеству; вы ясно доказали, что невежество, леность и порок являются подчас единственными качествами, присущими законодателю; что законы лучше всего объясняются, истолковываются и применяются на практике теми, кто более всего заинтересован и способен извращать, запутывать и обходить их… Из сказанного вами не видно, чтобы для занятия у вас высокого положения требовалось обладание какими-нибудь достоинствами; еще менее видно, чтобы люди жаловались высокими званиями на основании их добродетелей, чтобы духовенство получало повышение за свое благочестие или учёность, военные — за свою храбрость и благородное поведение, судьи — за свою неподкупность, сенаторы — за любовь к отечеству и государственные советники — за свою мудрость. Что касается вас самого (продолжал король), проведшего большую часть жизни в путешествиях, то я расположен думать, что до сих пор вам удалось избегнуть многих пороков вашей страны. Но факты, отмеченные мной в вашем рассказе, а также ответы, которые мне с таким трудом удалось выжать и вытянуть из вас, не могут не привести меня к заключению, что большинство ваших соотечественников есть порода маленьких отвратительных гадов, самых зловредных из всех, какие когда-либо ползали по земной поверхности.»

Король великанов — один из немногих благородных персонажей в книге Свифта. Он добр, проницателен, умело и справедливо управляет своей страной. Предложение Гулливера использовать порох для завоевательных войн он с возмущением отверг и запретил под страхом смерти всякое упоминание об этом дьявольском изобретении. В главе VII король произносит знаменитую фразу: «Всякий, кто вместо одного колоса или одного стебля травы сумеет вырастить на том же поле два, окажет человечеству и своей родине бо́льшую услугу, чем все политики, взятые вместе».

Страна великанов носит некоторые черты утопии.

Знания этого народа очень недостаточны; они ограничиваются моралью, историей, поэзией и математикой, но в этих областях, нужно отдать справедливость, ими достигнуто большое совершенство. Что касается математики, то она имеет здесь чисто прикладной характер и направлена на улучшение земледелия и разных отраслей техники, так что у нас она получила бы невысокую оценку…
В этой стране не разрешается формулировать ни один закон при помощи числа слов, превышающего число букв алфавита, а в нем их насчитывают всего двадцать две; но лишь очень немногие законы достигают даже этой длины. Все они выражены в самых ясных и простых терминах, и эти люди не отличаются такой изворотливостью ума, чтобы открывать в законе несколько смыслов; писать комментарий к какому-либо закону считается большим преступлением.

Последний абзац заставляет вспомнить обсуждавшееся почти на столетие раньше «Народное соглашение», политический проект левеллеров времён Английской революции, в котором говорилось:

Число законов должно быть уменьшено для того, чтобы все законы поместились в один том. Законы должны быть изложены на английском языке, дабы каждый англичанин мог их понять.

Во время поездки на побережье коробка, сделанная специально для его проживания в пути, захвачена гигантским орлом, который позже роняет её в море, где Гулливер подобран моряками и возвращён в Англию.

Часть 3. Путешествие в Лапуту, Бальнибарби, Лаггнегг, Глаббдобдриб и Японию
Гулливер попадает на летающий остров Лапуту, потом на материковую часть страны Бальнибарби, чьей столицей Лапута является. Все знатные жители Лапуты слишком увлечены математикой и музыкой, поэтому донельзя рассеяны, уродливы и не устроены в бытовом отношении. Только чернь и женщины отличаются здравомыслием и могут поддерживать нормальную беседу. На материке есть Академия Прожектёров, где пытаются претворить в жизнь различные смехотворные псевдонаучные начинания. Власти Бальнибарби потворствуют агрессивно настроенным прожектёрам, вводящим повсеместно свои улучшения, из-за чего страна находится в страшном упадке. Эта часть книги содержит едкую сатиру на спекулятивные научные теории его времени. Ожидая прибытия корабля Гулливер совершает поездку на остров Глаббдобдриб, знакомится с кастой чародеев, способных вызывать тени умерших, и беседует с легендарными деятелями древней истории, сравнивая предков и современников убеждается в вырождении знати и человечества.

Далее Свифт продолжает развенчание неоправданного самомнения человечества. Гулливер приезжает в страну Лаггнегг, где узнает про струльдбругов — бессмертных людей, обречённых на вечную бессильную старость, полную страданий и болезней.

В конце повествования Гулливер попадает из вымышленных стран во вполне реальную Японию, в то время практически закрытую от Европы (из всех европейцев тогда туда пускали только голландцев, и то лишь в порт Нагасаки). Затем он возвращается на родину. Это единственное путешествие, из которого Гулливер возвращается, имея представление о направлении обратного пути.

Часть 4. Путешествие в страну гуигнгнмов
Гулливер попадает в страну разумных и добродетельных лошадей — гуигнгнмов. В этой стране есть и люди-дикари, омерзительные йеху. В Гулливере, несмотря на его ухищрения, узнают йеху, но, признавая его высокое для йеху умственное и культурное развитие, содержат отдельно на правах скорее почётного пленника, чем раба. Общество гуигнгнмов описано в самых восторженных тонах, а нравы йеху представляют собой сатирическую аллегорию человеческих пороков.

В конце концов Гулливера, к его глубокому огорчению, изгоняют из этой Утопии, и он возвращается к своей семье в Англию.

Биография Джонатана Свифта

Джонатан Свифт (англ. Jonathan Swift, 1667─1745) — известный английский и ирландский писатель, философ, публицист, общественный деятель. Своим современникам запомнился как автор острых памфлетов, изобличающих пороки общества и стоящих на страже народных интересов.

Свифта всегда отличала глубокая ирония, помноженная на точное, выверенное слово и острую сатиру. Широкой публике писатель известен как автор «Путешествий Гулливера». Несмотря на то что многие свои произведения он публиковал под псевдонимом, его стиль был всегда хорошо узнаваем.

Детство и юность

Джонатан Свифт родился 30 ноября 1667 года в современной столице Ирландии городе Дублине. Его дед был ярым роялистом, поддерживавшим режим Карла I. Однако после начавшейся буржуазной революции, свержения короля и установления протектората Кромвеля для него настали тяжелые времена. Все нажитое имущество было конфисковано новыми властями. Это вынудило его сына, будущего отца писателя, отправиться на поиски лучшей доли в Ирландию. Здесь он трудился судейским чиновником и скончался за полгода до рождения Джонатана, которого и назвали в его честь.

После его появления на свет мать возвратилась в Англию, оставив мальчика на попечении дяди. Это не помешало Свифту получить хорошее образование в престижном Тринити-колледже Дублинского университета. Вопреки необходимости он скептически относился к трудам средневековых схоластов и теологов и учился, по собственным словам, довольно небрежно. Именно в это время у него зародилось глубочайшее стремление к независимости, которая повлияла на многие поступки. Все это не помешало получить неплохую рекомендацию, в которой были отмечены успехи Джонатана во французском, греческом и латыни, а также названа способность недурно излагать мысли.

В усадьбе Темпла

Покинув стены Альма-матер в 1688 году, Джонатан направился в Англию, где по вверенной ему рекомендации устроился литературным секретарем к бывшему влиятельному дипломату У. Темплу. После ухода с государственной службы он занялся свободным философским творчеством в своем поместье Мур Парк. Уильям приютил небогатого и талантливого юношу, со временем сделав его своим доверенным лицом.

В поместье время от времени приезжали его друзья, с которыми провел немало времени за разговорами литературный советник Темпла. Однако со временем Свифта стала тяготить эта камерная обстановка, несмотря на шикарную библиотеку, собранную хозяином виллы. Джонатан решил поискать счастья в Ирландии, однако быстро понял, что от добра добра не ищут и возвратился в Мур Парк.

Именно здесь будут написаны его первые произведения «Ода Вильяму Сэнкрофту» и «Ода Конгриву», в которых в сатирической форме изобличались пороки общества. Свифт проживет в поместье Темпла до самой его кончины, случившейся в 1699 году, хотя за 7 лет до этого он защитил магистерскую диссертацию и мог служить в церкви. После смерти сэра Уильяма Джонатан написал: «С ним умерло все, что было хорошего и доброго среди людей».

Новая жизнь

Оставшись без покровителя, начинающий писатель становится помощником викария в небольшой ирландской деревушке Ларакор. Но это было временным пристанищем, ведь все жизненные ожидания Джонатан связывал с политикой, с которой его познакомил Темпл, а также литературой. Еще во время жизни в Мур Парк Свифт проявил себя как мастер полемики, способный своим точным словом свалить оппонента наповал, добив его хлесткой иронией.

По своим политическим пристрастиям он тяготел к консерваторам, но не терпел демагогии ни с чьей стороны. Свифт точно подметил, что во времена классической Греции таким образом была загублена свобода, и эти мысли нашли отражение в трактате «Рассуждение о раздоре и разногласиях между знатью и общинами в Афинах и Риме». Эта работа вскрыла пороки английской демократии и позволила вигам победить на парламентских выборах. Его стали называть «золотым пером» этой партии, что позволило решиться на публикацию «Сказки бочки». Название произведения на русский манер могло трактоваться как «молоть забавную чепуху».

Эта книга в присущей автору манере вскрывает множество людских пороков: глупые споры, алчность критиков, бесталанность литературных трудов. В качестве выхода из положения он предложил поискать светлые головы в Бедламе, где находились умалишенные. Отдельно аноним (Свифт поначалу не обозначил авторства) поделился своими мыслями о расколе христианской церкви и постоянными распрями трех ее ветвей, умудрившись наслать на себя гнев сразу всех конфессий. Этот труд закрыл дорогу Свифту на должность епископа Кентерберийского.

Книга быстро превратилась в настоящий бестселлер, пережив за год три издания. После раскрытия тайны имени автора он был принят на равных в культурную богему Англии как самый остроумный современник.

Свой неофициальный статус острослова Джонатан подтвердил в истории с астрологом Д. Партриджем, создававшем календари с предсказаниями. Однажды в Лондоне начали распространять брошюру «Предсказания на 1708 год», автором которой значился некий И. Бикерстафф. В ней автор сулил большие успехи Англии и несчастье ее врагам. Также в брошюре называлась точная дата смерти Партриджа с указанием ему срочно уладить все дела. А на следующий день появился «Отчет о смерти мистера Партриджа», который направил к астрологу десятки гробовщиков и пономарей. Со временем придуманный Свифтом мистер Бикерстафф станет пародийным героем английской литературы, а журнал «Тэтлер» («Болтун») вообще будет издаваться от имени этого вымышленного персонажа.

Блестящий публицист

Открытая публикация в 1709 году памфлета «Соображения английского церковника относительно религии и правительства» спровоцировала кризис в отношениях с вигами, ведь его автор призывал выйти из войны за испанское наследство, которая была краеугольным камнем внешней политики этой партии.

В 1710 году Свифт появляется в Лондоне с очередными денежными хлопотами. К своему удивлению он обнаружил полное понимание со стороны главного казначея Р. Харли. На самом деле тот просто решил использовать талантливого публициста в своих целях, предложив ему писать по заказу английского правительства. Свифт согласился и вскоре получил ответную любезность, став деканом дублинского собора св. Патрика. В результате Свифт становится идеологом консерваторов, а роль официального рупора играл издаваемый им журнал «Экзаминер». В 1713 году за свои старания по прекращению войны с Францией он был назначен настоятелем дублинского собора св. Патрика, хотя мечтал о епископстве.

В этот период Джонатан вынужден был проводить много времени в столице, поэтому активно вел переписку с Э. Джонсон, которая была воспитанницей скончавшегося У. Темпла и ее компаньонкой Р. Дингли. Эти письма легли в основу романа «Дневник для Стеллы».

Ирландский период

В 1714 году скончалась королева Анна Стюарт, которая оказывала большие преференции консерваторам. Это побудило Свифта вернуться в Ирландию, где он будет жить до конца своих дней. Первое время писатель абстрагировался от политики и общественной деятельности, но с 1720 года вновь вернулся к любимому занятию. Из-под его пера выходят «Письма суконщика», в которых автор яростно раскритиковал ряд финансовых реформ ирландского правительства, показав себя как борец за народные интересы. Свифт писал: «Мудрый человек должен иметь деньги в своей голове, но не в сердце».

Своими действиями он спровоцировал настоящий народный протест против чеканки порченой монеты, добившись того, что люди полностью утратили доверие к ней. Спустя 5 лет правительство вынуждено было аннулировать патент на чеканку этих денег. Продолжением этой линии стал памфлет «Скромное предложение», изданный в 1729 году, где Джонатан изобличил острые социально-экономические проблемы.

Благодаря активной гражданской позиции Свифт стал кумиром ирландцев, а его портреты можно было встретить на улицах любого города.

Самое известное произведение

В начале 20-х годов XVIII века в своих письмах Свифт упоминает о неких путешествиях, которые позднее выльются в главное произведение всей его жизни «Путешествие Гулливера». Правдивые воспоминания бывалого моряка впервые были опубликованы в 1726 году. Стоит отметить, что описание реальных и мнимых путешествий было хорошо известно в европейской литературе, начиная с XVI века. Поэтому автор уподобил свое произведение ряду нетленных творений таких, как «Утопия» Томаса Мора или «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо.

Как всегда, Свифт тщательно законспирировал свое авторство, и на это у него были важные причины. В четырех частях романа он описал иллюзорный мир, очень похожий на реальное общество. Произведение стало финальным аккордом творческого пути писателя, где в полной мере отразился накопленный жизненный опыт.

Внешняя канва произведения, выраженная в забавных похождениях главного героя, совершенно не отражает глубокий внутренний подтекст этой книги. Она написана вовсе не для детей, как это может показаться на первый взгляд, а для взрослых. На примере Лилипутии автор иронично вскрывает многочисленные пороки общества: зависть, интриги, политические склоки. Описывая двор в этой миниатюрной стране, автор рисует всю мелочность политических интриг, имевших место в английском правительстве.

Отправив героя к великанам в Бробдингнег, Джонатан на примере его рассказа об Англии показывает их чрезмерное тщеславие. Пребывание Лемюэля Гулливера в Лапуту и земле Струльдбругов подчеркивает, как можно перейти разумные пределы педантизма и буквализма, добившись проклятья в виде бессмертия. Практически каждый эпизод этой книги наполнен сокровенной мудростью. Усиливает подобное впечатление, любимый авторский прием — бытовой гротеск, благодаря которому хорошее и плохое постоянно меняются местами, в том числе и за счет изменения масштаба восприятия.

Финал жизненного пути

В последние годы жизни писателя преследовало постоянно прогрессирующее психическое расстройство, а в 1742 году он перенес инсульт. Фактически после этого он полностью потерял дееспособность и доживал свои последние дни, будучи обездвиженным и лишенным речи. В 1742 году над ним было установлено опекунство по причине его сумасшествия, хотя его рассудок вполне отражал происходящее. Еще в 1731 году Свифт написал поэму «Стихи на смерть доктора Свифта», где есть такие строчки, точно отражающие его жизненное кредо:

Поставил автор цель благую —
Лечить испорченность людскую
Мошенников и плутов всех
Хлестал его жестокий смех…

Скончался Джонатан Свифт 19 октября 1745 года в Дублине.

Джонатан Свифт

Биография

Острое перо ирландского и английского философа и сатирика Джонатана Свифта наделало много шума в годы его жизни. Современникам писатель запомнился как автор памфлетов, наделенных глубокой иронией, а в мире прославился романом «Путешествия Гулливера». Свифт всегда скрывался под псевдонимами или вовсе не указывал авторство, но читатели непременно узнавали его по исключительному стилю.

Детство и юность

Будущий писатель родился в Дублине 30 ноября 1667 года — через два месяца после смерти отца, мелкого судейского чиновника. Мальчику досталось имя родителя – Джонатан. Вдова Свифта-старшего осталась с двумя детьми на руках и без средств к существованию, к тому же новорожденный оказался крайне болезненным ребенком с врожденной патологией.

Джонатан Свифт в молодости

Помучившись некоторое время, мама решила отдать Джонатана на воспитание обеспеченному брату покойного супруга Годвину Свифту, который был на хорошем счету в адвокатском обществе.

Мальчик окончил лучшую в Ирландии гимназию «Kilkenny», школьные годы переживал тяжело – пришлось забыть о вольной, но бедной жизни, адаптируясь к строгим гимназическим условиям. В 14 лет Джонатан поступил в колледж Тринити при Дублинском университете, откуда вышел со степенью бакалавра и стойким отвращением к наукам.

Литература

Творческая биография писателя началась во время вынужденного переезда в Англию. Дядя разорился, а на родине вспыхнула гражданская война. Джонатану Свифту пришлось самостоятельно зарабатывать на хлеб, и он по протекции матери заступил на пост секретаря к богачу и дипломату Уильяму Темплу. Начинающему литератору предоставили свободный пропуск к солидной библиотеке работодателя.

Писатель Джонатан Свифт

В гостях у Темпла бывали видные деятели и представители богемы того времени, общение с которыми тоже подготовило почву для писательского таланта Свифта. Молодой поэт, а именно с поэзии и коротких эссе Джонатан зашел в литературу, в дальнейшем помогал своему благодетелю писать мемуары.

Из Британии Свифт дважды возвращался на родину. В 1694 году молодой человек, окончив магистратуру в Оксфорде, принял духовный сан англиканской церкви и стал священником в церквушке небольшого ирландского села. А чуть позднее продолжил службу в столичном соборе Святого Патрика. Параллельно становится автором ярких, острых политических памфлетов на злобу дня.

Книга Джонатана Свифта «Сказка бочки»

Однако обязанности священника Джонатану быстро надоели, и он вновь приехал в Англию. Здесь из-под его пера вышла череда поэм, а также притчи «Битва книг» и «Сказка бочки». Последнее произведение стало очень популярным – народ его полюбил, а церковь жестоко осудила, хотя писатель и не думал критиковать религию, просто пародировал гордость.

Интересно, что собственное творчество литератор не собирался афишировать – все произведения были обнародованы анонимно. В будущем этой идее Джонатан Свифт не изменял. Впрочем, все вокруг знали, кто автор этих сатирических книг, поэм и опусов.

Портрет Джонатана Свифта

Расцвет сатирического таланта писателя пришелся на 1710-е годы. Джонатан Свифт обрел финансовую независимость, заступив на пост декана собора Святого Патрика, и спокойно наслаждался литераторством. Его поэмы, памфлеты и статьи наполнились гневом по поводу социальной несправедливости, царящей в обществе, критикой власти и религии. В 1720 году центральной темой творчества становится проблема автономии Ирландии, которую англичане нещадно пытались разорить.

Народная любовь и почитание обрушилась на Джонатана после анонимных «Писем суконщика», которые вышли из-под типографских станков многотысячным тиражом. Они призывали игнорировать английские деньги и не покупать товары, произведенные в Британии. Поднялась волна негодования, да так, что Лондон был вынужден поменять наместника, который назначил вознаграждение тому, кто укажет автора «Писем».

Книга Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера»

Попытки найти виновных оказались тщетными, а Англии пришлось пойти на экономические уступки. После этих событий Свифта возвели в ранг национального героя, его портретами был обвешан весь Дублин. Вскоре случился очередной скандал, на сей раз по поводу резких высказываний на тему нищеты. Писатель посоветовал правительству, которое не в силах прокормить подрастающее поколение, продавать детей на мясо и кожу.

За работу над самым знаменитым романом о путешествиях Гулливера Свифт засел в начале 20-х годов 18 столетия. Первые две книги фантастического произведения, высмеивающего человеческие пороки и несовершенства общества, вышли в 1726 году, а спустя год читатели получили еще два тома. Судовой врач Гулливер знакомится с нравами и обычаями стран лилипутов, великанов и разумных лошадей, попадает на летающий остров, государство чародеев, бессмертных людей и даже в закрытую в те времена для европейцев Японию.

Иллюстрация к книге Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера»

Тетралогия имела оглушительный успех, в дальнейшем став классикой литературы и вдохновением для десятков режиссеров. Даже в Россию книги попали сравнительно быстро: в 1772 году их перевел с французского писатель Ерофей Каржавин. Изначально роман имел объемное название, впрочем, это почти точный перевод оригинала — «Путешествия Гулливеровы в Лилипут, Бродинягу, Лапуту, Бальнибарбы, Гуигнгмскую страну или к лошадям».

Личная жизнь

Личная жизнь Джонатана Свифта выглядит довольно странной. Писателя связывали романтические отношения с двумя девушками, которых звали одинаково – Эстер.

В годы работы у Темпла молодой человек познакомился в его доме с 8-летней дочкой служанки Эстер Джонсон. Возрастная разница в 15 лет не помешала подружиться: Джонатан стал наставником и учителем девочки, которую называл Стеллой, а в будущем и возлюбленным. В разлуке автор «Гулливера» ежедневно писал девушке нежные, проникновенные письма, превратившиеся после его смерти в книгу «Дневники для Стеллы».

После кончины матери осиротевшая Эстер переехала в Ирландию, поселившись в доме любимого, хотя для окружения девушка была не больше чем воспитанницей писателя. Биографы предполагают, что в 1716 году пара даже обвенчалась, но официальных подтверждений этот факт так и не получил.

Джонатан Свифт и Ванесса

Еще одну женщину, с которой Свифт был замечен в любовных отношениях с 1707 года, звали Эстер Ванхомри. Девушка-сирота с легкой руки Джонатана носила прозвище Ванесса. Ей тоже посвящены трогательные, грустные письма.

Ванесса умерла от туберкулеза в 1723 году, а спустя пять лет скончалась Стелла. Писатель тяжело переживал потерю любимых женщин, эти трагедии подорвали здоровье как физическое, так и психическое. Но мужчине еще предстояло пройти долгий жизненный путь.

Смерть

Несколько лет до смерти Джонатан Свифт страдал от душевной болезни. В письмах друзьям жаловался на плохое настроение и всепоглощающую скорбь. Психическое расстройство прогрессировало, а в 1742 году писатель пережил инсульт и вовсе оказался недееспособным – не мог передвигаться, потерял речь. Мужчине назначили опекуна. Умер сатирик на родине в октябре 1745 года.

Могила Джонатана Свифта

Свифт подготовился к кончине еще в 1731 году, написав поэму «Стихи на смерть доктора Свифта», в которой обозначил собственное кредо – «лечить испорченность людскую» жестоким смехом. В 40-м году из-под пера писателя вышла эпитафия, выгравированная потом на надгробии, а также он завещал почти все накопления на строительство больницы для психически больных. Вскоре после смерти писателя построили «Госпиталь Святого Патрика для имбецилов», двери которого до сих пор открыты.

Библиография

  • 1697 — «Битва книг»
  • 1704 — «Сказка бочки»
  • 1710-1714 — «Дневник для Стеллы»
  • 1726 — «Путешествия Гулливера»

У этого термина существуют и другие значения, см. Путешествия Гулливера (значения).

Путешествия Гулливера Общая информация

Автор

Джонатан Свифт

Тип

письменное произведение

Жанр

сатира

Название

англ. Travels into Several Remote Nations of the World, in Four Parts. By Lemuel Gulliver, First a Surgeon, and then a Captain of several Ships

Язык

английский

Издательство

Бенджамин Мот

Год издания

28 октября 1726

Медиафайлы на Викискладе

«Путешествия в некоторые отдалённые страны мира в четырёх частях: сочинение Ле́мюэля Гулливе́ра, сначала хирурга, а затем капитана нескольких кораблей» (англ. Travels into Several Remote Nations of the World, in Four Parts. By Lemuel Gulliver, First a Surgeon, and then a Captain of Several Ships), часто сокращённо «Путешествия Гулливе́ра» (англ. Gulliver’s Travels) — сатирико-фантастический роман Джонатана Свифта, в котором ярко и остроумно высмеиваются человеческие и общественные пороки.

Первое издание вышло в 1726 году в Лондоне. Книга стала классикой нравственно-политической сатиры, хотя особенно широкой популярностью пользуются её сокращённые переделки (и экранизации) для детей.

Энциклопедичный YouTube

  • 1/5 Просмотров:476 4 307 2 076 334 20 604
  • ✪ Свифт Джонатан — Путешествия Гулливера
  • ✪ АУДИОКНИГА — Свифт Джонатан, Путешествия Гулливера
  • ✪ 1Глава.Путешествие Гулливера в Лилипутию . .
  • ✪ 5глава.Путешествия Гулливера в Лилипутию .
  • ✪ А.Беляев. Остров погибших кораблей

Субтитры

  • 1 Сюжет
    • 1.1 Часть 1. Путешествие в Лилипутию
    • 1.2 Часть 2. Путешествие в Бробдингнег (Страну Великанов)
    • 1.3 Часть 3. Путешествие в Лапуту, Бальнибарби, Лаггнегг, Глаббдобдриб и Японию
    • 1.4 Часть 4. Путешествие в страну гуигнгнмов
  • 2 История появления
    • 2.1 Издания в России
  • 3 Критика
  • 4 Культурное влияние
  • 5 Экранизации
  • 6 См. также
  • 7 Примечания
  • 8 Литература