Священник Алексей

Священник Алексей Батаногов окончил ПСТГУ уже приняв сан и имея за плечами опыт восстановления одного храма, в котором трудился алтарником и старостой. В настоящее время отец Алексей создает общину и трудится на строительстве нового храма в московском районе Перово. О своем пути в Церковь и о тех трудностях, с которыми пришлось столкнуться как на этом пути, так и уже служа в священном сане, отец Алексей рассказывает нашим читателям.

Отец Алексей, Вы росли в церковной семье?

Семья не была церковной. Бабушка ходила в храм, родители не были атеистами, однако церковного воспитания у меня в детстве не было. Но крестили меня уже в раннем детстве.

В каких краях Вы родились?

В Москве.

Когда же Вы пришли в Церковь?

Активный поиск смысла жизни у меня начался на первом курсе института. Я окончил обычную советскую школу и поступил в московский Институт радиотехники, электроники и автоматики. Это был конец 80-х: уже полным ходом шла подготовка к празднованию 1000-летия Крещения Руси. Благодаря этому до меня стала доходить какая-то информация о Православной Церкви. До этого момента я только знал, что бабушка ходит в церковь. Поскольку атеизма в семье не было, то я относился к этому по доброму, но все-таки полагал, что церковность – это нечто устаревшее и страшно далекое от современной жизни. Огромную роль в моем воцерковлении сыграла будущая супруга: мы познакомились после окончания 3-й курса. К тому моменту я уже стал заходить в церковь, читал духовную литературу, прежде всего Евангелие, даже из комсомола на 2-м курсе вышел по религиозным мотивам, но полноценной церковной жизнью еще не жил. А моя супруга была с детства воцерковленным человеком. В огромной степени благодаря ей у меня появилось ощущение правды христианской жизни.

Получается, что до этого момента Вы шли к Церкви не столько через людей, сколько через книжки?

Через книжки, через размышления. Очень большое значение для меня имела иконопись. Я посещал абонемент в Третьяковской галерее, где раз в две недели проходили лекции по древней живописи. Там были серьезные лекторы, научные сотрудники. Они показывали нам слайды, рассказывали об иконе, ну и, разумеется, о христианском мировоззрении, без которого икона непонятна.

А какие авторы больше всего на Вас повлияли?

Важнее всего было Евангелие. Помимо этого я читал книги отца Александра Меня, отца Павла Флоренского – им тогда очень увлекался мой друг по институту, Николай Николаевич Павлюченков, кстати, он тоже окончил Свято-Тихоновский университет и сейчас там преподаёт. Много читал я и свт. Игнатия Брянчанинова.

Закончив МИРЭА, Вы стали работать по специальности?

Нет. На 4-м курсе я женился. К этому времени я совмещал учебу с послушанием алтарника, хотя, честно говоря, из-за большой учебной нагрузки это послушание было не столько помощью храму с моей стороны, сколько просто возможностью для меня молиться в алтаре в воскресные дни и в праздники. Во время моей учебы на 5-ом курсе, мой духовник, священник, который нас венчал, получил послушание восстанавливать храм и позвал меня ему помогать. Написание диплома у меня совпало с активными строительными и восстановительными работами, подготовкой храма к началу богослужений. Так в начале 1992 г., сразу после защиты диплома, я оказался церковным старостой и алтарником этого храма.

А как Вы познакомились с этим священником?

Мой духовник – протоиерей Николай Кречетов. Он служил в храме Рождества Иоанна Предтечи в Новогиреево. И моя жена была прихожанкой этого храма. Она нас и познакомила. Отец Николай не был первым священником, которому я исповедовался. К тому моменту у меня уже был некоторый опыт церковной жизни, но постоянного духовника еще не было. И вот, благодаря супруге, вернее тогда еще невесте, я стал исповедоваться у отца Николая.

После окончания вуза у Вас не было желания дальше работать по специальности? Как получилось, что, несмотря на перспективную специальность, Вы не захотели дальше по ней работать?

Еще на 4-м курсе у меня возникла идея перевестись в другой вуз – ярко проявился интерес к гуманитарным наукам. Но, во-первых, перевестись на старших курсах из технического вуза в гуманитарный было невозможно, во-вторых, меня и отец Николай не благословил на такой шаг, сказав, что надо закончить первый институт, что техническое образование еще никому никогда не мешало.

А трудно было писать диплом и оканчивать вуз с такими чемоданными настроениями?

Трудно было главным образом потому, что в тот момент началась активная фаза подготовки храма к богослужениям, и я практически все время проводил там. Иногда казалось, что написать диплом в этой ситуации невозможно. В общем, то, что мне удалось написать хороший диплом и защитить его на «отлично», можно назвать чудом. Кстати, мне тогда очень помог научный руководитель. После защиты меня даже уговаривали остаться в аспирантуре. Конечно, это было приятно, но в мои планы не входило. Тогда встал вопрос о работе по распределению, но я, по совету отца Николая, сказал, что уже нашел себе высокооплачиваемую работу, а так как на дворе были 90-е годы и гиперинфляция, то настаивать на том, чтобы я пошел работать в какой-нибудь закрытый НИИ, не стали.

Когда Вы решили, что будете готовиться к принятию священного сана?

Отец Николай служил в храме единственным священником без дьякона, так продолжалось весь 92-й год. А поскольку я был алтарником и старостой этого храма (патриарх Алексий как-то пошутил: «самый молодой староста»), то через некоторое время отец Николай благословил меня готовиться к хиротонии. В те годы при наличии светского высшего образования можно было принять сан до получения богословского образования. В итоге 20 февраля 1993 г. меня рукоположили в сан диакона. В этом сане я прослужил чуть больше двух лет, а в июне 1995 г. меня возвели в сан священника.

Трудно ли было на первых порах служить в священническом сане? Ведь на тот момент у Вас еще не было духовного образования, а люди, часто в трудных обстоятельствах, обращаются к Вам за советом? Не страшно ли было брать на себя такую ответственность?

К тому времени я, конечно, активно стал читать серьезную богословскую литературу, занялся самообразованием.

Конечно, очень много мне дал пример служения отца Николая. Я благодарен ему за то, что он меня научил не давать поспешных советов.

Важно, что он, опытный священник, был в эти годы рядом – в трудных случаях всегда можно было обратиться к нему за помощью.

А люди не обижались на Вас из-за того, что Вы отправляли их к отцу Николаю?

Мне кажется, что обид не было. По-моему, священник должен прежде всего помолиться с человеком, помочь ему открыться для молитвы, для покаяния, помочь укрепиться в вере. Это более важно, чем дать совет. Известно ведь, что даже самый мудрый совет может быть бездейственным, а иногда и ослица может вразумить пророка. Мне кажется, что священнику, особенно молодому, всегда нужно помнить, что не следует ни в коем случае надеяться на себя.

Как Вы узнали о Свято-Тихоновском институте?

Моя супруга поступила в ПСТГУ (тогда еще ПСТБИ) на год или на два раньше меня, и мне удавалось ходить на лекции вместе с ней. Кроме того, отец Николай иногда приглашал меня послужить в Николо-Кузнецкий храм. То, что мне следует получить богословское образование, было очевидно. Хотелось поступить в ПСТБИ раньше, но возможности, по причине большой нагрузки, просто не было. Но как только такая возможность появилась, летом 1995 г., я поступил на Богословский факультет, на вечернее отделение.

Трудно было учиться?

Учиться было трудно. Конечно, высшее образование помогало в процессе учебы: были какие-то навыки, умение работать с литературой. Проблемой была катастрофическая нехватка времени. И я очень скорбел по этому поводу, потому что мне интересно было учиться, но что-то приходилось пропускать.

Какие предметы, какие учебные дисциплины в вашей практической, пастырской деятельности в большей степени пригодились?

Набор довольно очевидный: литургика, пастырское и сравнительное богословие, догматика. Мне кажется, что эти дисциплины являются обязательными и основными. В Церковь приходят люди, ищущие Бога, не довольствующиеся поверхностными ответами, у некоторых из них высшее образование, поэтому поверхностное знание православной веры для священника просто недопустимо. Я помню, мне очень нравился предмет отца Олега Давыденкова по истории Восточных церквей. Это колоссально тяжелая дисциплина. И на таком уровне, наверное, в пастырской деятельности эти знания применяются нечасто. Мне приходилось говорить с монофизитами не один раз, обычно это были армяне, и знание таких тонкостей, о которых нам рассказывал отец Олег, мне не требовалось. Но мне кажется чрезвычайно важным, что человек должен учиться всю жизнь.

Сам по себе интерес к богословской науке для священника очень важен.

Если его нет, то это тревожный сигнал.

Как сложилась Ваша учебно-научная судьба после окончания университета?

После защиты диплома о свт. Луке Крымском мне порекомендовали довести работу до уровня диссертации. Вспомнилось, что однажды мне уже пришлось отказаться от подобного предложения. В этот раз мне самому было интересно продолжать эту тему, и я согласился. Но работу я, увы, так и не дописал, хотя и сдал необходимые кандидатские экзамены, но на этом все и закончилось. Просто не хватило времени. В те годы я служил в храме Спаса Нерукотворного в Перово. Этот храм находился в непосредственной близости от больницы. Долгие годы приходилось фактически быть там единственным священником: настоятель храма возглавлял другой приход, в воскресные дни он служил в основном храме – Воскресения Христова в Сокольниках. Так что и требы, и больница были несколько лет на мне.

Как Вас перевели в этот храм? Жалко было уходить от отца Николая?

Это было в 2000 г. Жалко было уходить от отца Николая и жалко было уходить из храма, который был восстановлен фактически из руин. Но выбора не было. Помню очень хорошо, как владыка Арсений сказал: «Понятно, что Вы не этого хотите, что для Вас это тяжело. Все знают, сколько трудов Вы вложили, но теперь очень нужен священник в храме в Перово». Я спросил у владыки, можно ли отказаться. Он сказал: «Нет, отказаться, конечно, нельзя. Просто хотелось, чтобы Вы как-то смирились с этим, подготовились».

Как Вы входили в эти новые для себя обязанности, став практически единственным священником больничного храма? Больничное служение – это было нечто новое для Вас?

Конечно, это был совершенно другой приход, было все новое. Если служа в центре Москвы вторым священником, при опытном настоятеле, чувствуешь себя как за каменной стеной, то здесь сразу оказываешься на передовой. Количество людей несоизмеримо больше, чем раньше, огромное количество треб в больнице и в домах у прихожан. Раньше требы для меня были исключением, а здесь, особенно Великим постом, бывало по 10 причастников на дому в день, 2–3 соборования. И так несколько раз в неделю. Приходилось ходить в больницу перед Литургией или в день, когда не было богослужения. Фактически 3–4 часа в день можно было провести только на требах. Но зато у меня появился опыт самостоятельного служения всех праздничных и великопостных служб.

Как при таком графике не стать ремесленником-требоисполнителем?

Очень сложно. Благодарен нашему университету:

счастье, что в жизни мне встречалось много хороших священников,

которые всегда были для меня добрым примером. Для меня был очень важен пример отца Владимира Воробьева, отца Валериана Кречетова, отца Аркадия Шатова, ныне епископа Пантелеимона. Не могу не вспомнить отца Александра Куликова (ныне покойного). Много дали проповеди отца Дмитрия Смирнова. Важно было и то, что мне посчастливилось служить с опытными настоятелями: протоиереем Николаем Кречетовым и протоиереем Александром Дасаевом. Помимо настоятельства они оба были благочинными. Ректор университета — отец Владимир большое внимание в своих лекциях уделял вопросу о вдумчивом подходе к служению. Хотя и было подчас очень трудно, но это служение в больничном храме мне многое дало. Мы все в те годы постоянно чувствовали помощь Божию: например, в Великий Четверг в 2001 г. на Литургии из одной чаши причастилось 400 человек. Сейчас мне уже трудно такое представить, а тогда с Божьей помощью удавалось выдерживать.

Удивительным был сам опыт больничного служения. Это особое служение, когда ты соприкасаешься с людьми, часто находящимися на смертном одре или в тяжелом состоянии. И часто в таком состоянии Господь совершает настоящие чудеса. Мы, православные, даже иной раз к таким чудесам привыкаем.

Что Вы имеете в виду?

Однажды позвонила мне молодая женщина и стала уговаривать причастить ее маму. Далее в ходе разговора выясняется, что прийти надо срочно, потому что она почти при смерти, без сознания, не может даже сказать, хочет ли она общаться со священником. Более того, она всю жизнь ругала Церковь и попов, и вообще вела специфический образ жизни: тяжелое пьянство, от которого она, собственно, и умирает. Стало совершенно ясно, что ни о каком причастии, ни о каком соборовании речи идти не может, потому что ее мама человек неверующий. Но дочка просила, умоляла сделать что-нибудь, и не откликнуться я не мог. Я пришел в палату реанимации, поговорил с врачом, который сказал мне, что женщина при смерти. Я прочитал молитву о болящих из требника, помазал ее маслицем от лампадки, перекрестил ее и ушел. На следующий день или через день звонит ее дочь и говорит: «Батюшка, спасибо вам огромное, вы можете к маме прийти? Вы знаете, маме стало лучше, ее перевели в общее отделение, и она попросила позвать священника». Я был поражен, войдя в палату. Я предполагал, что там лежит женщина едва в сознании, а встречает меня в дверях, стоя на своих ногах, совсем нестарая женщина, ей на вид около 50. Она искренне покаялась в своих грехах. Я ее причастил. Потом она прожила еще год и за это время неоднократно исповедовалась и причащалась. Умерла она через год мирной христианской кончиной. Ей Господь дал год на покаяние ради молитвы, по любви ее дочери. Они жили в другом районе, но отпевать ее привезли в наш храм, памятуя об этом ее обращении, причащении. Конечно, это событие колоссально повлияло и на меня, и на всех ее родственников. Это было очевидное чудо Божие, явленное для нее и ее близких.

В другой раз меня пригласил причастить умирающую маму в больнице мужчина вполне церковного вида. При встрече по всем правилам взял у меня благословение. Оказалось, что его мама, уже пожилая женщина, была некрещеной. Она была в сознании, сама захотела креститься. Хотела сделать это раньше, да все откладывала. Я пришел к ней в отделение. У нее был инсульт с парализацией рук. Я ее спросил, верует ли она в Бога, желает ли покреститься, она закивала. Конечно, крестил я ее окроплением, иначе было просто невозможно. И когда потом я повернулся к кресту, Евангелию, взял требник, прочитал молитвы, я боковым зрением увидел, что у сына на лице выражение глубокого удивления. Оказалось, что когда его маме стали одевать крещальную рубашку, у нее прошла парализация. Она согнула руки и очень легко одела эту рубашку. Это его поразило. С собой у меня были Святые Дары, чтобы ее причастить после крещения. И она сама, пока читалась молитва перед причастием, скрестила на груди руки, как полагается перед чашей. Он был поражен – ведь до этого его мама ни разу толком в церкви не была. Мне подумалось, что такое явное чудо совершено ради ее сына и в утешение для меня самого. Дальше выяснилось, что ее сын сам уже лет десять решает вопрос креститься ему или нет, он думает, что, возможно, уже был крещен в детстве. И эта мысль на протяжение многих лет удерживает его от крещения. Явил такое знамение ему для того, чтобы прекратить эти колебания.

Скажите, а когда Вас назначили настоятелем строящегося храма?

Это длинная история. Указ о своем назначении настоятелем строящегося храма святого равноапостольного князя Владимира в Новогиреево я получил в августе 2013 г. Но лет за шесть–семь до этого я получил указ от Святейшего Патриарха Алексия о назначении меня настоятелем строящегося храма Всех святых в земле Российской просиявших. Это случилось задолго до запуска «Программы 200», и тогда, по объективным причинам, невозможно было даже зарегистрировать приход как юридическое лицо: как раз в это время проходила смена приходского устава. В итоге процесс на этом застопорился. С мертвой точки дело сдвинулось только после запуска «Программы 200» – был выделен участок и началось строительство временного храма. Это было в августе 2013 года.

Служив долгое время священником в храме в спальном районе, Вы получили новое послушание. Очевидно, что у Вас сразу появились новые обязанности и заботы. На Вас легла административная нагрузка, от которой обычно штатный клирик, не являющийся настоятелем, свободен. Кроме того, нужно было согласовывать проект и руководить строительством. Как Вы с этими, новыми для себя обязанностями справились?

Наверное, плохо. Трудно сказать, что я справился со своими обязанностями хорошо. Я действительно не раз слышал от многих настоятелей, как хорошо было бы быть просто священником. Действительно, дополнительная нагрузка ощущается. Мне кажется важным привлекать к храму как можно больше разных людей, не только прихожан, но людей, которые помогают настоятелю. Этим людям следует доверять определенный круг обязанностей. Иначе, если настоятель будет заниматься и стройкой, и администрированием, и какими-то хозяйственными вопросами, что останется на долю священнослужения? Понятно, что настоятель отвечает за все. Понятно, что ему нужно контролировать все процессы. Понятно, что самая большая трудность при распределении обязанностей состоит в том, чтобы найти для каждого участка работы подходящего человека. Строительство в Москве – это целая специальная область, которую невозможно осуществлять непрофессионально. Разумеется, что связанные со строительством функции возлагаются на технического заказчика. Конечно, я знаю случаи, когда приход является сам техническим заказчиком, но даже в этом случае должен быть человек, который занимается строительством профессионально, потому что для начала строительства в Москве нужно огромное количество согласований и профессиональной документации. Поэтому весь процесс действительно очень трудный. Священнику обязательно нужно молиться. Считать, что священник может справиться со всеми вопросами своими силами, я считаю, это абсолютно неправильный подход. Я глубоко убежден , что

ни в коем случае нельзя допускать даже мысли о том, что я строю или построил храм.

Даже слово «мы» следует употреблять с осторожностью. Господь сподобил нас быть участниками этого дела. Он призвал нас для этого. При другом самоощущении или ничего доброго не получится.

Сколько сейчас у Вас в храме постоянных прихожан и сколько основных помощников, которым Вы доверили бы какие-то участки работы?

Это очень интересный вопрос. Думаю, помощников больше, чем прихожан. А может быть, правильнее будет сказать, что большинство прихожан являются и помощниками.

Сколько причастников у Вас в рядовой воскресный день?

Около ста. Это число постоянно растет. У нас храм действует с Пасхи 2014 г. Первая Литургия была в пасхальную ночь. Тогда причастилось ровно сто человек. Понятно, что кто-то из людей пришел из соседнего храма: просто потому, что это первая Литургия. А кто-то стал нашим постоянным прихожанином. На Пасху 2015 г. у нас причащалось больше 200 человек. И когда мы сейчас сравниваем количество причастников в соответствующие воскресные дни или в праздники с прошлым годом, то их количество минимум удваивается. Рост числа прихожан сейчас у нас очевиден. Мы занимаем достаточно активную миссионерскую позицию – проводим много разных мероприятий. Уверен, что это привлекает людей к храму.

Что же касается помощников, то у нас сложилась такая ситуация: есть люди, которые занимаются непосредственно приходской жизнью – богослужением, хозяйством, делами, связанными с предстоящей стройкой, а еще есть заметное количество людей, молодежи, которые вовлечены в наши мероприятия. Таких очень много, их даже больше, чем тех, кто занят непосредственно на приходе. У нас регулярно проходят благотворительные концерты классической музыки, в декабре будет уже десятый концерт. Они начались еще до начала богослужений – это было в 2014 г. Наши концерты – заметные культурные мероприятия для всего района. Они проходят поблизости – в кинотеатре «Березка». На эти концерты приходят до 300 человек. Есть профессиональные музыканты , которые организуют музыкальную часть. Они приводят своих друзей, коллег, так что в эту деятельность при нашем храме вовлечены десятки людей. В сентябре мы провели музыкально-исторический фестиваль «У святого князя Владимира». Он был приурочен к 1000-летию преставления князя Владимира, но прошел в сентябре, поскольку это более удобное время для праздника под открытым небом. Фестиваль посетили примерно 5 тыс. человек, выступили более 20 музыкальных коллективов. Это наше мероприятие получило высокую оценку и от управляющего нашим викариатством, владыки Пантелеимона (Шатова), и от префектуры, и от управы, и от местных жителей. Получился настоящий праздник, на котором огромное внимание было уделено детям. Нам потребовалось большое количество волонтеров, помощников, просто активных людей. Таких людей оказались десятки, и в сам праздник мы насчитали около 300 человек. Но, конечно, не все эти люди являются нашими активными прихожанами.

Так происходит вовлечение людей в жизнь вокруг прихода, но это всё же не приходская церковная жизнь. Не опасаетесь ли Вы того, что эти люди с удовольствием участвуют в разных событиях вокруг прихода, но при этом не воцерковляются и не начинают жить церковной жизнью?

Я не вижу тут опасности. Среди этих людей есть те, кто проявляет интерес и делает первые шаги к церковной жизни. Конечно, не все из них таковы. Но еще большее количество людей меняют во многом свое отношение к Церкви. Это тоже немало. Были случаи, когда люди, которые прошли через наши мероприятия, становились нашими прихожанами, будучи ранее людьми нецерковными. Так что все наши миссионерские усилия все же дают результат.

Скажите, а рост числа прихожан Вашего храма происходит, по Вашим оценкам, за счет местных жителей или все-таки это люди, которые приходят в Ваш храм благодаря тем мероприятиям, о которых Вы сейчас рассказывали?

Я думаю, что есть и то и другое. Даже местные жители приходят к нам благодаря нашей активности. Есть прихожане не из нашего района, но большинство, конечно, составляют жители Новогиреево и Перово.

Вы уже служите в священном сане долгие годы, у Вас есть опыт служения в разных храмах. Скажите, пожалуйста, как бы Вы могли резюмировать этот свой опыт? Что, с Вашей точки зрения, в служении священника самое главное?

Оставаться священником:

не надо забывать о том, что священник должен прежде всего молиться.

И священник обязательно должен быть обращен к людям. Не только к прихожанам. Он должен быть открыт, для того чтобы помочь ищущему человеку обрести веру. Многозаботливость, административные обязанности требуют времени и сил. Но нужно обязательно помнить, что эти заботы не должно заполнять всей жизни. Нужно обязательно совершать богослужения, служить литургию как можно чаще – не только в воскресные дни, но обязательно и в будни. Священник обязательно должен служить Богу и людям. Прочие заботы неизбежны, но они не должны отвлекать священника от его призвания.

Благодарю за беседу, отче, и надеюсь, что все трудности, связанные со строительством нового храма, разрешатся, и здесь, в Новогиреево, будет возведен новый храм в честь святого князя Владимира.

Призываем всех, кто имеет такую возможность, поучаствовать в благом деле строительства нового храма своей посильной лептой.

Беседовал Иван Бакулин



Храм в честь святого равноапостольного великого князя Владимира в Новогирееве (строится)

Адрес: Перовская ул., вл. 64

Настоятель: протоиерей Алексий Батаногов

Проектировщик: АНО АХЦ «АрхХрам»

Подрядчик: ООО «ЮниСтройПроект»

Вместимость: 300 прихожан

Сайт храма: svladimir.ru

СТРОИТЕЛЬСТВО:

Февраль 2020 года: на храме полностью смонтирована кровля и покрыта медью. Установлены главки и кресты. В настоящее время возводятся внутренние кирпичные перегородки.

Декабрь 2019 года: подрядчики покрывают кровлю медью, идет укрупнительная сборка центрального купола. Планируется освящение крестов.

Ноябрь 2019 года: монтируются окна и двери. Купола и кресты заказаны, установка планируется на середину декабря.

Октябрь 2019 года: завершаются работы по кирпичной кладке малого барабана. Каркас главного барабана залит, подрядчики приступили к устройству кровли, а также к работам по возведению входных групп. Окна изготовлены, два из них уже смонтированы.

Сентябрь 2019 года: выполнено устройство стропильной системы основной части храма.

Июль 2019 года: стены храма возведены. В ноябре планируется установка куполов и крестов.

Май 2019 года: строители приступили к устройству кровли и сферического перекрытия.

Апрель 2019: завершена кирпичная кладка стен.

Февраль 2019 года: возводятся монолитные стены и колонны центральной части храма.

Январь 2019 года: залита плита-перекрытие, выполняется кирпичная кладка стен основного объема. Во втором квартале предполагается установка купола и креста. Монтаж кровли – до конца марта.

Декабрь 2018 года: кирпичная кладка стен храма выросла под кровлю. До конца декабря должны провести электричество по постоянной схеме.

Октябрь 2018 года: возведен монолитный цокольный этаж каменного храма. Производится кирпичная кладка стен основного объема. Стены достигают 4,5 метров.

На август 2018 года кирпичная кладка стен ведется на отметке 3,5 метра.

Май 2018 года завершаются работы по возведению цокольного этажа храма.

15 апреля 2018 года епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, управляющий Восточным викариатством, совершил освящение закладного камня храма равноапостольного князя Владимира.

Март 2018 года — ведутся работы по нулевому циклу: разработан котлован под храм, залита плита перекрытия.

На приходе святого равноапостольного князя Владимира в Новогиреево — большая радость! 13 декабря 2015 года, в день памяти святого апостола Андрея Первозванного, на месте строительства большого каменного храма был установлен Поклонный крест и совершен молебен.

19 апреля 2014 года на участке совершилось освящение малого деревянного храма в честь святого праведного воина Федора Ушакова. В небольшой церквушке могут поместиться около 100 человек. Предполагается, что после того как, с Божьей помощью, будет начато и закончено строительство основного каменного храма в честь святого равноапостольного князя Владимира, в деревянном — будут совершаться крещения, венчания, отпевания и другие богослужения, не требующие много места.

Новости прихода:

В Храме Христа Спасителя митрополит Игнатий и В.И. Ресин провели совещание по строительству храмов

Шесть новых храмов украсят Восточный округ столицы

В Новогирееве прошли праздничные гуляния «Святки у князя Владимира»

В 2020 году на востоке столицы планируется достроить еще шесть храмов (ОБЪЕЗД ВАО)

В декабре 2019 года храм святого Владимира на Перовской улице в Москве увенчается крестом (Совещание в Храме Христа Спасителя)

В Новогирееве прошел благотворительный забег в поддержку строительства храма

Строительство храма на улице Камова в Москве будет завершено в 2020 году (ОБЪЕЗД ВАО)

Храм иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в Москве уже вышел из земли (ОБЪЕЗД ВАО)

1 сентября в Москве откроются четыре новые воскресные школы (Совещание в Храме Христа Спасителя)

Еще два новых храма на востоке столицы увенчаются крестами в этом году (ОБЪЕЗД ВАО)

Приход в честь равноапостольного князя Владимира в Новогирееве приглашает на фестиваль

В храме равноапостольного князя Владимира в Новогирееве проводят консультации по правовым вопросам

На 12 июля запланировано освящение храма праведного Алексия Московского на улице Вешняковская, вл. 16 (Совещание в Храме Христа Спасителя)

Прихожане храма святого князя Владимира в Новогирееве приняли участие в акции помощи паллиативному отделению больницы святителя Алексия

На трех приходах в Москве возобновились строительные работы (Совещание в Храме Христа Спасителя)

Первое богослужение на Пасху планируется совершить в новом храме на улице Салтыковская (Совещание в Храме Христа Спасителя)

В храме на Перовской улице прошел «День обмена вещами»

Прихожане храма равноапостольного князя Владимира поклонились святыням Рязани

Купола с крестами установлены на приходской части храмового комплекса на 9-й Парковой. На улице Кодовильи подрядчик готовится к устройству кровельного покрытия. ОБЪЕЗД ВАО

В храме праведного Алексия Московского в Вешняках готовятся к чину великого освящения. А на приходе Архистратига Божия Михаила на Луганской готовятся приступить к основному строительству. Совещание в Храме Христа Спасителя

К чину великого освящения готовятся храмы на Бунинской аллее и Чертановской. Начать строительство храма этой весной планируют на улице Каховка, 13. Совещание в Храме Христа Спасителя

Выполняется кирпичная кладка стен храмов на Камова и Уральской. ОБЪЕЗД ВАО

На Днепропетровской улице, 4а, строится храм иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». Храм Державной иконы на Чертановской готовится к чину великого освящения. Совещание в Храме Христа Спасителя

На Шоссе Энтузиастов подрядчик готовится выйти на площадку. ОБЪЕЗД ВАО

«День обмена вещами» в Новогирееве

В Москве на 9-й Парковой завершается строительство приходской части храмового комплекса, заказаны три купола, ведутся работы по укреплению фундаментов центральной части. ОБЪЕЗД ВАО

Завершается строительство цокольного этажа храма на Перовской улице, возобновляются работы в храме на Булатниковской, продолжается роспись храма на Южнобутовской. Совещание в Храме Христа Спасителя

Освящение закладного камня храма равноапостольного князя Владимира на Перовской

Заговенье у князя Владимира

Приход равноапостольного князя Владимира на Перовской улице приглашает на праздник

Джазовый концерт в поддержку строительства храма святого Владимира в Новогирееве

Владимир Ресин посетил строительную площадку храма равноапостольного князя Владимира

Соревнования по судомодельному спорту

Праздничный обед на Троицу

1 июня прошел благотворительный праздник для многодетных семей прихода

Благотворительный концерт Праздничного хора Данилова монастыря

Масленичные гуляния на приходе святого Владимира

Святки у князя Владимира

XIII-й благотворительный концерт в поддержку строительства Владимирского храма на Перовской улице

Фестиваль «У святого князя Владимира» посетили около 3500 гостей

Фестиваль «Сказки Владимирского парка»

На приходе святого князя Владимира на Перовской улице прошла благотворительная акция в поддержку Донбасса

Хороводы и карусели, ходули и самовары радовали жителей Перово и Новогиреево на празднике Масленицы Владимирского прихода

Праздник для всей семьи: «Заговение у князя Владимира»

Более 600 человек приняли участие в Святочном празднике, организованном Владимирским приходом и молодежью (большой фоторепортаж)

Воспитать в детях доброту можно только добрым примером

6 января на приходе возле Большого Кусковского пруда совершилось историческое событие – в малой церкви святого праведного воина Феодора Ушакова освящен приставной престол

На месте строительства храма святого Владимира на Перовской улице установлен Поклонный крест

X благотворительный концерт классической музыки в Новогиреево

На приход строящегося храма святого Владимира привезли мощи Крестителя Руси!

Приход святого князя Владимира продолжает добрую традицию Благотворительных концертов классической музыки

ВНИМАНИЕ! 25 октября в строящийся храм равноапостольного князя Владимира на Перовской улице привезут мощи небесного покровителя прихода

На фестивале «У святого князя Владимира» побывали около 5000 человек

Престол малого храма Феодора Ушакова на Перовской улице

Чемпионат Москвы по судомодельному спорту

Готовимся к Пасхе. Храм святого Владимира в Новогиреево

Голос души

Продолжается серия благотворительных концертов в поддержку строительства храма святого Владимира на Перовской улице

Сказочный спектакль подарил маленьким прихожанам храма Федора Ушакова в Новогиреево фольклорный театр «Душегреи»

Учащиеся Морской школы имени святого Федора Ушакова будут запускать корабли на Перовском пруду

ВНИМАНИЕ! При храме святого воина Федора Ушакова на Перовской улице открывается МОРСКАЯ ШКОЛА!

Открытие нового сезона благотворительных концертов

Первый престольный праздник храма Федора Ушакова на улице Перовская, 64 (Фоторепортаж и видео)

15 октября храм святого праведного Федора Ушакова на Перовской улице приглашает всех на Престольный праздник

Потомки рода святого праведного Федора Ушакова посетили храм-часовню в Новогиреево, посвященный памяти их славного предка

В Новогиреево прошел IV Благотворительный концерт «Голос души» в поддержку строительства храма святого Владимира, Крестителя Руси

27 апреля приглашаем всех на благотворительный концерт классической музыки в поддержку храма в Новогиреево

ВНИМАНИЕ! 19 апреля совершится освящение храма святого воина Федора Ушакова в Новогиреево

Когда Небо на земле

Община храма ведет активную деятельность в самых разных направлениях. Среди них: организация детских праздников, музыкальных фестивалей «У святого князя Владимира», благотворительных концертов классической музыки, благотворительных ярмарок, паломнических поездок. Помощь многодетным семьям,
При храме действует детская воскресная школа, молодежная футбольная секция, кружок судомоделирования и киноклуб.
В храме проводятся занятия по изучению Священного Писания, тематические беседы о православной вере, практикуется «общенародное пение» и организован приходской хор.

***

У прихода непростая судьба. Верующие еще с 2005 года пытались добиться разрешения на строительство здесь церкви. Они собрали 6 тысяч подписей, чем обратили на себя внимание местного руководства. Чиновники обещали помочь, но дело так и не двигалось с мертвой точки.

И только сегодня благодаря Программе «200 храмов» у общины появилась реальная возможность возвести в своем районе Дом Божий. Когда все необходимые документы были готовы, приход стал собирать средства на храм. За сравнительно небольшой срок удалось скопить необходимую сумму на временную деревянную часовню.

Храм остро нуждается в церковной утвари (чаша, потир, подсвечник, лампада и прочее). Если у Вас есть возможность оказать помощь общине, просим обращаться к настоятелю прихода протоиерею Алексию Батаногову по телефону: +7 926 629-26-73.

Для всех желающих приход организует концерты классической музыки, которые уже стали знамениты в своем районе.

Группа храма ВКонтакте: http://vk.com/club60790150

На приходе действует Воскресная школа. Контактный телефон: +7 916 537-43-85

Святой равноапостольный великий князь Владимир – Креститель Руси

Празднование 28 (15) июля

Немногие имена на скрижалях истории могут сравниться по значению с именем святого равноапостольного Владимира, Крестителя Руси, на века вперед предопределившего духовные судьбы Русской Церкви и русского православного народа.

До крещения

Владимир был внуком святой равноапостольной Ольги, сыном князя Святослава, который прославился своими военными походами. Мать Владимира, Малуша, была рабыней, которую Святослав взял в жены против воли матери. Разгневанная Ольга, считая невозможным брак своей «ключницы» с сыном — наследником великого Киевского княжения, отправила Малушу на свою родину. Там и родился, около 960 года, мальчик, названный русским языческим именем Володимир.

В 972 году Святослав, отправляясь в поход, из которого ему не суждено уже было вернуться, разделил Русскую землю между тремя сыновьями. В Киеве начал княжить Ярополк, в Древлянской земле — Олег, в Новгороде — Владимир. Тотчас после смерти отца между братьями разгорелась междоусобная война. В борьбе с Ярополком погиб Олег, а Владимир бежал в Скандинавию. Новгород оказался в руках киевского князя. Вернувшись на Русь с варяжской дружиной, Владимир отвоевал обратно Новгород и с новыми силами пошел на Киев. Город был взят, а Ярополк убит. В результате многочисленных военных походов Владимир подчинил себе крупнейшие города.

Молодой Владимир предавался бурной чувственной жизни, хотя далеко не был таким сластолюбцем, каким его иногда изображают. Он «пас свою землю правдою, мужеством и разумом», как добрый и рачительный хозяин, при необходимости расширял и оборонял ее пределы силой оружия, а возвращаясь из похода, устраивал для дружины и для всего Киева щедрые и веселые пиры. Рядом с княжеским двором были установлены кумиры языческих богов, там же проводились жертвоприношения, в том числе человеческие. Подобные капища были установлены во многих городах Руси.

Крещение

Но Господь готовил князю иное поприще. Обращение Владимира в православную веру митрополит Иларион, младший современник святого, объясняет божественным откровением, подобно тому, которое по пути в Дамаск испытал гонитель христиан Савл: «И прииде на него посещение Вышнего, призре на него Всемилостивое око Благого Бога, и воссияла мысль в сердце его, да разумеет суету идольского прельщения».

По приглашению князя в Киев приходили проповедники из разных стран: послы от булгар-мусульман, живших за Волгой, немцы-латиняне, иудеи из Хазарского каганата и византийские богословы. Князь расспрашивал каждого об их вере. Самое сильное впечатление произвел на него православный миссионер, который в заключение своей беседы показал ему икону Страшного суда. По совету бояр, Владимир отправил десять мудрых мужей, чтобы испытать на месте, чья вера лучше. Когда эти русские послы прибыли в Константинополь, то великолепие Софийского храма, стройное пение придворных певчих и торжественность патриаршей службы тронули их до глубины души: «Мы не знали, — говорили они потом Владимиру, — на земле мы стояли или на небе».

Между тем князь, склоняясь к принятию веры от Византии, не желал умолять своего достоинства перед лицом императора. В то время Византийскую империю сотрясали удары мятежного полководца Варды Фоки, который уже примеривал царскую корону. В трудных условиях императоры, братья-соправители Василий II и Константин VIII, обратились за помощью к Владимиру.

В награду за военную помощь Владимир просил руки сестры императоров Анны, что было для византийцев неслыханной дерзостью. Заключили договор, согласно которому Владимир должен был послать в помощь императорам шесть тысяч варягов, принять святое крещение и при этом условии получить руку царевны. Великий князь крестился и направил в Византию военную подмогу. С помощью русских мятеж был разгромлен, а Варда Фока убит. Но греки, обрадованные неожиданным избавлением, не торопились выполнять свою часть договора.

Возмущенный их лукавством, князь Владимир двинулся со своими войсками в древний Херсонес, византийский порт на Крымском полуострове, завоевал город и выдвинул ультиматум императорам. Его послы прибыли в Константинополь за царевной.

С Анной на Русь прибыли епископы и священники со многими иконами, мощами и богослужебными книгами, еще во времена Кирилла и Мефодия переведенными на славянский язык. Казалось, сама Святая Вселенская Церковь двинулась в просторы Русской земли, и обновленная в купели крещения Святая Русь открывалась навстречу Христу и Его Церкви.

Наступило незабываемое и единственное в русской истории утро крещения киевлян в водах Днепра.

После крещения

Трудно переоценить глубину духовного переворота, совершившегося в самом великом князе и во всем русском народе. В чистых киевских водах, как в «бане пакибытия», осуществилось таинственное преображение русского духа, рождение народа, призванного Богом к невиданным подвигам христианского служения человечеству.

Всюду по Святой Руси, от древних городов до дальних погостов, повелел святой Владимир ниспровергнуть языческие капища, иссечь истуканов, а на месте их поставить церкви. Для утверждения веры в новопросвещенном народе нужны были ученые люди и школы для их подготовки. Поэтому святой Владимир «начаша от отцов и матерей взимати младые дети и давати в училище учитися грамоте». Такое же училище было устроено в Новгороде и в других городах. «И бысть множество училищ книжных, и бысть от сих множество любомудрых философев», — говорит летописец.

Средством христианской проповеди были и знаменитые пиры святого Владимира: по воскресеньям и большим церковным праздникам после литургии выставлялись для киевлян обильные праздничные столы, звонили колокола, славословили хоры. «Больным и нищим доставлял князь бочки меду, и хлеб, и мясо, и рыбу, и сыр, желая, чтобы все приходили и пировали, славя Бога».

Святой Владимир правил Русским государством 37 лет (978-1015), из них 28 лет прожил во святом крещении. 15 июля 1015 года Креститель Руси тяжело заболел и предал дух Господу в селе Спас-Берестове.

Его тело было погребено в выстроенной самим князем Десятинной церкви. Мощи положены в мраморной раке, поставленной в Климентовском приделе рядом с такой же ракой царицы Анны.

Народное почитание равноапостольного князя началось на Руси очень рано, практически сразу после его смерти. Церковное празднование святому было установлено святым Александром Невским после того, как 15 мая 1240 года, помощью и заступлением Владимира, была им одержана знаменитая Невская победа над шведскими рыцарями.

Тропарь, глас 4:

Уподобился еси купцу ищущему добраго бисера, / славнодержавный Владимире, / на высоте стола седя матере градов, / богоспасаемого Киева, / испытуя же и посылая к Царскому Граду / увидети православную веру, / обрел еси безценный бисер Христа, / избравшего тя яко втораго Павла, / и оттрясшаго слепоту во святей купели, / душевную вкупе и телесную. / Тёмже празднуем твое успение, / людие твой суще: / моли спастися душам нашим.

Когда смотришь телепередачи с участием протоиерея Алексея Батаногова — настоятеля храма святого равноапостольного князя Владимира в Новогирееве, не покидает чувство уважения и доверия к этому батюшке.

Импонирует то, что в заочных диалогах с телезрителями на телеканале «Спас» ему свойственны:

  • спокойная, обстоятельная и рассудительная манера общения;

  • глубокие знания не только церковных канонов. Это является вполне естественным для его ранга. Но и окружающего бытия со всевозможными переплетениями человеческих судеб, характеров и нравов;

  • оптимистичный взгляд на жизнь при рекомендации выхода из любой жизненной ситуации.

Всё это верующим вселяет уверенность в том, что именно данный ответ им нужен для выбора правильного движения по жизни.

Иногда фамилию батюшки употребляют с ошибками. Пишут Ботоногов. Правильно будет — как в названии статьи.

Приведём ответы о. Алексея на несколько интересных вопросов телезрителей. Текст максимально приближен к авторской речи с небольшими ремарками.

Вопрос задаёт женщина. Мой бывший духовник сказал однажды, что я никогда не спасусь. Как же мне теперь быть?

Ответ батюшки Алексея. Воля Божия о каждом человеке спастись и прийти к познанию истины. Любой человек может принести покаяние. Поэтому такой, в прямом смысле, приговор принять не возможно.

Отчаиваться в своём спасении нив коем случае нельзя. Возможно, духовник нашей телезрительницы имел в виду конкретную жизненную ситуацию. Например, если не победить тот или иной грех, то спасение может быть закрыто для человека.

При этом нельзя думать и считать, что невозможно покаяться в своих грехах и тем самым изменить свою жизнь к лучшему. Любому человеку этот путь открыт. Отчаиваться не надо.

Если в данном случае имеется какая-то обида на духовника, очень важно придти, побеседовать с ним и примириться. Потому что духовная жизнь без такого наставника может оказаться не полноценной.

Если это по какой-либо причине невозможно (смерть, смена места жительства), нужно искать другого духовника.

Вопрос из Нижнего Новгорода. Батюшка, у меня сын женится. Свадьба должна состояться сразу после поста. По той причине, что жених и невеста живут пока в разных городах, обвенчаться у них не получилось.

Планируют это сделать после регистрации. Но родственники говорят, что это не правильно. На молодых посыпятся скорби и лишения. Как быть? Это первый вопрос.

Второй — не возбраняется ли священнику и матушке присутствовать на этой свадьбе? Это наши близкие родственники. Они говорят, что молодые не обвенчались и будете праздновать неизвестно что.

Ответ о. Алексея. Обычно так и бывает, что государственная регистрация брака происходит до венчания. Либо в этот же день, либо накануне. Бывает, что до венчания проходит и больший срок.

Обратный порядок этих событий — это, скорее, исключение из общего правила. Венчается уже законный брак. Такое положение дел в настоящее время в Русской Православной Церкви. И этому стоит придерживаться.

Необходимо понимать, что не должно быть раздора в семье. В любых общесемейных событиях, в том числе, праздниках, не нужно бескомпромиссно отстаивать свою точку зрения. Очень важно постараться прийти к общему знаменателю.

В противном случае будут конфликтные ситуации и взаимные обиды.

В данном случае можно отпраздновать свадьбу и в день венчания. Конечно, это будет более правильно. Действительно, для православных воцерковлённых людей, какими со слов телезрительницы являются молодожёны, более уместно праздник устроить в день венчания.

Но ни в коем случае не запрещено устраивать праздник и в день законного бракосочетания. Нужно постараться между собой договориться.

Конечно, разговоры о том, что в молодой семье будут несчастья и искушения по причине ошибки очерёдности этих событий, являются предрассудками. Так думать не надо. В этом, кроме суеверий, ничего нет.

Какие можно дать рекомендации? Молимся, желаем, чтобы:

  • молодые хорошо и правильно отпраздновали свою свадьбу;

  • их жизнь была семейным подвигом и протекала во взаимной любви, заботе и уважении;

  • мир присутствовал во всей большой семье родственников.

Вот, что является главным. А не то, когда произойдёт празднование по случаю бракосочетания. По этому вопросу можно и нужно общими усилиями прийти к взаимному решению.

Вопрос от мужчины: завтра собрался на исповедь. Кроме других грехов меня мучает совесть за один из моих поступков. Не помню, исповедовался ли о нём раньше.

Сейчас не хотелось бы на исповеди вновь к нему возвращаться, потому что очень стыдно. Как мне быть?

Ответ батюшки Алексея. Если человек не помнит, исповедовался ли в этом грехе, надо бы это сделать. Тем более, что вы вспоминаете о нем. Он вас мучает. Вам стыдно.

Возможно, не в полной мере вы раскаялись. Если бы это произошло, вряд ли бы вы об этом забыли.

Может быть, вы на исповеди и называли его. Но полного покаяния и сокрушения в тот момент не было. Так бывает, что мы осознаём свой грех. Называем его на исповеди.

Но не в полной мере раскаиваемся. Не меняем, как это должно, свою жизнь, чтобы его не повторять.

Покаяние — это не просто произношение своего греха. В переводе с греческого — это перемена ума. Тоесть не внешние изменения, не его называние, а именно внутренние изменения.

Поэтому на исповеди к этому греху необходимо вернуться. Так и сказать батюшке, что возможно я о нём ранее говорил. Мне очень стыдно ещё раз к этому возвращаться. Я искренне в нём раскаиваюсь. Так было бы правильно.

Не думайте, что вы при этом смутите батюшку. Помните, в Евангелии, что радость о единственном кающемся грешнике бывает больше, чем о девяноста девяти праведниках.

Как один из вариантов — можно написать об этом грехе. Но лучше всё-таки его проговорить. То, о чём не хочется говорить, и является той язвой, которая нуждается в излечении.

Отец Алексей Батаногов пожелал телезрителю, задавшему этот вопрос, духовного мужества и Божьей помощи.

Храм Архангела Михаила в Тропарёве

Достопримечательность

Храм Архангела Михаила в Тропарёве Страна

  • Россия

Город

Москва

Конфессия

Православие

Епархия

Московская

Строительство

1693—1701 годы

Реликвии и святыни

Икона с крестом-мощевиком XVIII века: частицы мощей Первоверховных Апостолов Петра и Павла, Апостола Иакова, Апостола и Архидиакона Стефана, Святителей Николая Чудотворца и Иоанна Милостивого, благоверного великого князя Александра Невского и преподобного Даниила Московского, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Александра Свирского, великомученика целителя Пантелеимона и многих других.

Статус

Объект культурного наследия № 7710104000№ 7710104000

Состояние

действует

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

памятник архитектуры (федеральный)

У этого термина существуют и другие значения, см. Храм Архангела Михаила.

Церковь Архангела (Архистратига) Михаила в Тропарёве, или храм во имя Чуда Архистратига Божия Михаила, что на Тропарёвском овраге — православный храм, построенный в 1693—1694 годах на подмосковных землях Новодевичьего монастыря (ныне территория города Москвы). После возвращения верующим в 1989 году имеет статус патриаршего подворья.

Расположен в московском районе Тропарёво-Никулино на территории парка «Никулино» в 800 метрах от станции метро «Юго-Западная» по адресу проспект Вернадского, 90.

УПЕРТЫЙ ПЕНТКОВСКИЙ

Директор музея-заповедника «Абрамцево» Алексей Пентковский в последнее время в районе — личность не то чтобы любимая, но популярная. Байки о нем ходят самые страшные. Приехал «варяг», выгнал прежнее руководство музея и устроил там сущий ад — повырубал кусты, осушил пруды, переувольнял чуть ли не половину сотрудников.

Бывший директор музея-заповедника Иван Рыбаков даже проводит прямые параллели между Алексеем Пентковским и полковником ГРУ Пеньковским, предателем Родины.

И это звучит гордо!

— Я — мусорщик! — с ходу огорошил корреспондента Алексей Пентковский. — Сейчас мы занимаемся самой грязной и самой черной работой из всех, которые только можно найти в таком заповеднике как «Абрамцево». Это расчистка территории. Последние десятилетия в музее не делалось ровным счетом ничего! Приезжала комиссия из Роскультуры, смотрела. Так они даже пройти к историческим местам не смогли — все завалено буреломом, мертвым кустарником и поваленными деревьями.

— Но есть мнение, что истинная миссия заповедника — как раз в том, чтобы человек не вмешивался в его развитие…

— Не путайте историко-культурный заповедник с природным. Эти понятия четко разделяет даже закон. В природном заповеднике запрещено даже траву косить. А наша главная задача, поймите — мемориализация! То есть, сделать так, чтобы в «Абрамцеве» все выглядело, как во времена Мамонтовых и Аксаковых.

— А жасмин-то зачем порубили?

— Да не было в те времена жасмина перед усадебным домом! Не было! Мы здесь что, парк культуры и отдыха делаем? В парке — да, можно сажать все, что придет в голову ландшафтному дизайнеру. А здесь каждая мелочь, каждый кустик, каждое дерево должно выглядеть так, как в «ту» эпоху. Чтобы человек пришел на экскурсию и понял: да, здесь все, как было «тогда». Это и называется мемориализацией.

— Но это очень трудная задача…

— А никто и не говорил, что будет легко. И выполним мы ее не сразу. Главное, с мусором бы разобраться.

Бой с мусором

В лесу видны мелькающие за деревьями фигуры в камуфляже. Неужели «ученья идут»? Нет. Это настырный Пентковский вышел на командование войсковой части в Софрине и попросил выделить бойцов на очистку территории — своими силами руководству заповедника с этой за-дачей не справиться. Что удивительно и странно для нашего времени, армейские командиры охотно пошли навстречу.

«Очистка территории» в лесу — это вам не в городе метлой махать. Здесь это понятие превращается в чудовищно тяжелый труд. Корчевать пни в Абрамцеве, к примеру, нельзя: в почве останется дырка внушительных размеров, что в ландшафт заповедника никак не вписывается. Но даже не этот фактор является определяющим. Главное — то, что в лесу запрещено ездить на любой технике, будь то мотоцикл или трактор-корчеватель.

Поэтому бой с пеньками выглядит так. Сначала рабочие вручную (!) распиливают пень на четыре части, потом аккуратно срезают его по уровню почвы. Получаются внушительные «полешки» по полметра в диаметре каждое. Их вручную выносят из леса и грузят в машину.

Можно было бы ровнять пеньки специальной фрезой, «выгрызающей» мертвую древесину изнутри. Но она стоит около двадцати тысяч долларов — сумма для заповедника непосильная.

…Когда мы выходили из леса, увидели солдат, загружающих в «газель» то, что осталось от пеньков. Картина впечатляет: трое бойцов выносят на руках здоровенные куски дерева и с видимым напряжением поднимают их в кузов. На часах — одиннадцать часов утра.

— Ребята, это сегодня какой рейс?

— Третий.

Без комментариев. Адская работа.

— Алексей Мстиславович, а что вы будете делать с деревьями, не вписывающимися в прежний ландшафт? Ведь когда «Абрамцево» было домом отдыха, здесь посадили довольно много деревьев.

— Они будут удалены. Вот, смотрите, так называемая «аллея» советского образца — стволы кривые, деревья посажены абы как. Вот рахитичный «яблоневый сад», высаженный там, где в эпоху Мамонтовых никаких яблонь не было. Что со всем этим делать?

— Не жалко?

— Это же надругательство над культурой — такие «усовершенствования»! Смотрите, это даже с трассы хорошо видно — вон проложены две трубы канализации. Они уже не работают по своему прямому назначению, зато по ним рыбаки ходят сюда через заболоченную местность рыбу ловить. Может, и трубы оставим? Если бы перед нами стояла задача мемориализировать комплекс по состоянию на тот момент, когда здесь был дом отдыха, то эти трубы были бы сохранены. Но у меня цели иные.

— А как вы определяете, что именно здесь было в эпоху Мамонтовых?

— По историческим источникам, которые сохранились в большом количестве, в том числе и по картинам, написанным в Абрамцеве. То, что для других художественная ценность — для меня в первую очередь идеально зафиксированный ландшафт. А картин здесь много писали. Конечно же, еще и научную работу приходится серьезную делать — в архивах сидеть. Вы зайдите в архивный отдел библиотеки имени Ленина, оцените толщину моей читательской карточки.

Два мифа о Пентковском

Слухов о деятельности Алексея Мстиславовича ходит много. Но есть два самых выдающихся. Первый — коварный Пентковский срубил березу на могиле, где похоронена мамонтовская дочка, та самая серовская «девочка с персиками» с легендарной картины. И теперь, мол, каждое утро на спиле появляется кроваво-красный сок. «Плачущий пень» — так называют то, что осталось от березы, оппоненты Пентковского.

— Наследники Мамонтовых обратились с письмом к Михаилу Швыдкому, в котором они сами просят убрать дерево, — говорит Алексей Мстиславович. — Береза уже стала серьезной угрозой для фамильной церкви, при сильном порыве ветра она могла упасть и серьезно повредить здание. Так что никакого разрушительного умысла в спиле березы не было.

Миф второй связан с «пресловутой» церковью. Мол, Пентковский запретил ее проветривать, и, несмотря на мужество сотрудников, делающих это тайно от директора, на стенах появилась плесень. А зимой, в лютые морозы, диверсант Пентковский чуть ли не самолично перерубил силовой кабель и оставил церковь без отопления.

— Повреждение кабеля действительно было, — говорит директор, — только не зимой, а летом. Возились долго, искали, на каком именно участке произошло ЧП. Нашли и поставили муфту. А насчет церкви могу сказать: сейчас мы заложили у фундамента шурфы, будем определять, насколько он изношен. Дело в том, что дренажная система у церкви, естественно, старая и несовременная — есть проблемы с фундаментом, отсюда и сырость. Но уже сейчас церковь — объект экскурсионного показа. Кроме того, мы уже договорились, что время от времени здесь даже будут службы проводиться.

— А что вы скажете насчет упреков в ваш адрес, что вы тут чуть ли не систему крепостничества выстроили? Работать людей заставляете.

— Работать, да, заставляю. А что — не надо? Каких-нибудь десять лет бездействия, и «Абрамцево» превратится в то, чем оно было два года назад. Так что вернуться к прошлому больших проблем не будет — достаточно десять лет получать зарплату и ничего не делать.

— Чем объяснить ваш фанатизм?

— Нет у меня никакого фанатизма. Есть личное отношение к выполняемой работе, вот и все. Кому делать нечего — тот пусть письма пишет. А мне лес надо расчищать.

…Честно говоря, категоричность, прямота и некий авторитаризм Пентковского действительно могут создать о нем не самое приятное впечатление. Не всем нравятся такие люди, что поделать. Но то, что «Абрамцево» с приходом Пентковского действительно «ожило» — факт бесспорный.

Не верите? Посетите заповедник, пройдитесь по очищенному лесу, посмотрите на снова заполненные водой пруды, подышите воздухом Саввы Мамонтова и Сергея Аксакова — и убедитесь.

Вадим ГРАНЕВИЧ

Фото Алексея СЕВАСТЬЯНОВА

Газета «Вперед»