Священнослужитель

Священнослужители

Священнослужи́тели – представители степеней служения высших клириков (трех степеней священства: епископа, пресвитера и диакона), отличных от степеней служения низших клириков или церковнослужителей.

Посвящение в священнослужители осуществляется через особое таинство – хиротонию (рукоположение, таинство священства).

Основные степени священнослужителей – диакон, пресвитер и епископ. Священнослужители образуют Богоучрежденную священную иерархию или священноначалие.

«Посвящение в степени священнослужителей (диакона, пресвитера, епископа) производится через Таинство Священства, которое называется таинственным рукоположением, или хиротонией (греч, о χειρ – рука, τονεω – избирать поднятием руки). Священнослужители относятся к высшим степеням церковной иерархии, в которые они могут рукополагаться только после прохождения ими служения в должностях низших степеней клира».
протоиерей Геннадий Нефедов. Таинства и обряды Православной Церкви

«Иерархическое священство – богоустановленный институт. От начала Церковь знает три степени иерархического служения: епископскую, пресвитерскую и диаконскую.

Епископы – преемники апостолов, имеющие чрез чреду рукоположений благодатную связь с ними. Это архипастыри, первосвященники и высшие учители своих Церквей. По учению св. Иоанна Дамаскина, им вручена Церковь.

Пресвитер по своему полномочию, полученному от епископа, совершает все священнодействия, кроме хиротонии, хиротесии, освящения антиминса и освящения мира. Он учит народ догматам веры и благочестия, пастырски окормляет вверенных его попечению христиан.

Диакон помогает епископу и пресвитеру в исполнении их служения, участвуя в совершении священнодействий в алтаре.

Согласно 39 Апостольскому правилу, «пресвитеры и диаконы без воли епископа ничего да не совершают, ибо ему вверены людие Господни, и он воздаст ответ о душах их».

Высшие клирики, священнослужители, получают благодать священства чрез хиротонию в алтаре».
протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право

См. СВЯЩЕННОНАЧАЛИЕ, ИЕРАРХИЯ, КЛИР, ДИАКОН, ПРЕСВИТЕР, ЕПИСКОП.

Священнослужители и церковнослужители

Богослужение совершается особыми лицами, поставленными через законное рукоположение и составляющими священную иерархию или духовенство.

Прообразом новозаветной священной иерархии были три степени священства ветхозаветной Церкви, когда святой пророк Моисей по повелению Божию избрал и посвятил для совершения богослужения первосвященника, священников и левитов. Первым первосвященником был брат Моисея Аарон, а первыми священниками были сыновья Аарона.

В новозаветной христианской Церкви также существует трехступенчатая священная иерархия: епископы, пресвитеры (священники) и диаконы. Все эти лица носят общее название священнослужителей. Для каждой степени священства очерчен особый круг священнодействий.

Епископ (архиерей) совершает все Таинства; только он может освещать миро и антиминсы. Епископ, архиепископ, митрополит и патриарх – это не разные степени священства, а титулы или саны, показывающие объем полномочий епископа в зависимости от той территориальной области, которую он возглавляет. Так, архиепископами называются епископы наиболее значительных городов, митрополитами – епископы столиц (митрополий от греч. metropolis). Епископам древних столиц – Иерусалима, Константинополя, Рима, Александрии, Антиохии, а впоследствии и главам Поместных Церквей усвоен титул патриарха. По своим благодатным дарам патриарх, митрополиты, архиепископы и епископы равны между собою – это одна степень священства.

Священник (иерей или пресвитер) – это священнослужитель, который совершает все Таинства, кроме Рукоположения. Звание протоиерея (или протопресвитера, т. е. первого священника) дается священникам (настоятелям), стоящим во главе соборных храмов или приходов. Иеромонахами называют монахов, принявших сан иерея. Иеромонахи, стоящие во главе монастыря, называются игуменами, а начальствующие над самыми значительными монастырями носят титул архимандритов. Иногда эти звания не связаны с управлением монастырем, но даются священникам из монашествующих за особые заслуги, в качестве награды.

Диакон – это третья, низшая степень священства. Диакон не может совершать Таинства (кроме Крещения), но сослужит епископу или священнику при их совершении. Почетное звание протодиакона (от греч. protos – первый и diakonos – служитель) обычно дается диаконам за многолетнюю службу или личные заслуги. Знак отличия протодиакона – двойной орарь. Монах, получивший сан диакона, называется иеродиаконом, старший иеродиакон – архидиаконом.

В Церкви существует традиция, называемая привилегией или первенством чести. Основана она на призыве апостола Павла: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» (1 Тим. 5.17). В соответствии с этим обычаем патриарх почитается между епископами как первый между равными. Это правило определяет и взаимные отношения между другими членами Церкви. Так, диаконы, церковнослужители и миряне испрашивают благословение у пресвитеров и епископов, пресвитеры – у епископов (т. е. преимущество чести принадлежит тем, кто имеет высшую степень служения). Во взаимных отношениях между духовными лицами одной степени первенство чести определяется старейшинством хиротонии, а между епископами – также значимостью занимаемой ими кафедры.

Кроме трех степеней священства в Церкви существуют низшие служебные должности: иподиаконы, псаломщики (дьячки) и пономари. Они, принадлежа к числу церковнослужителей, поставляются на свою должность не через Таинство Священства, а только по благословению архиерея.

Псаломщики читают и поют на клиросе, пономари имеют своей обязанностью созывать верующих к Богослужению колокольным звоном, возжигать свечи в храме, подавать кадило, помогать псаломщикам в чтении и пении и так далее.

Иподиаконы участвуют только при архиерейском служении. Они облачают архиерея в священные одежды, держат светильники (дикирий и трикирий) и подают их архиерею и т. п.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >