Святая русь картинки

«Святая Русь»?

Святая Русь. Худ. Михаил Нестеров

Эту картину увидел зритель в 1902 году. Христос. За Ним – любимые в нашем народе святые: Никола, Сергий, великомученик Георгий. Перед Господом – народ. Все по Тютчеву. «Край родной долготерпенья, край ты русского народа». Христос, правда, не совсем в «рабском виде». Его осанка полна царского достоинства. Но предстоящие вполне смиренны. Они «в рабском виде». Кто-то на коленях. Кто-то стоит поодаль, приводимый к Господу с помощью духовных друзей. Господь, во исполнение слов псалма, стоит перед кроткими земли (Пс. 75: 10). Никого знатного перед Господом. Не блестит ни одно пенсне, не виден ни один мундир, как у Репина на «Заседании Государственного совета». Одни женщины в крестьянских одеждах, старики и дети. Есть только один юноша, испытующе скосивший взгляд на Христа Спасителя. То ли студент, то ли семинарист. Может, Алеша Карамазов до поступления в монастырь. За ним едва виден еще один мужчина из «интеллигентных». Похож на Блока. Он так мал (и мал намеренно), что его можно вообще не брать в расчет. Христа окружают смирившиеся. Святые на заднем плане смирились от понесенного подвига и от живущего в них Духа Божия. Предстоящие смиренны от жизненных тягот. Они пришли за утешением. Вроде бы все прекрасно и соответствует жизненной правде. Однако…

Если это точный портрет Святой Руси, то это предсмертный портрет. Всего через три года грянет первая русская революция, показавшая, сколь мало на Руси тех, кому дороги Церковь и Царство. До 1917 года тоже рукой подать, а там, как известно, гражданская война, коллективизация и прочие виды платы за переустройство, вычистившие Русскую землю, словно виноградник при уборке ягод (см.: Мих. 7: 1). В конце концов крестьянство будет уничтожено. Земля потеряет хозяина. Исчезнет тот массовый тип многодетного и рабочего человека, который любит землю, знает ее запах и умеет на ней работать. И если крестьянство действительно навсегда является авангардом христианства на Руси, смиренным, но многолюдным авангардом, то мы видим именно предсмертный портрет русского христианства. Ибо, повторяю, крестьянства скоро уже не будет. Но вот прошло уже более ста лет с тех пор, как Нестеров написал картину. Христианство есть. Все еще есть, подтверждая свою сущностную связь с не могущим более умереть Господом Иисусом Христом. Да, оно потрепано историческими бурями, иногда едва живо, но оно есть. И вовсе не крестьянство, к горю ли, к счастью ли, является его главным носителем. Оно ушло из деревни в города, от лаптей к ботинкам и от зипунов к плащам и макинтошам, из изб в панельные дома с тесными квартирами. Даже намека на эту грядущую метаморфозу художник не угадывает в том будущем, которым уже пахнет исторический воздух.

Русское христианство и в XX веке живо, только ушло из деревни в города

Кого не хватает на картине? Не хватает архиереев. Пусть горькая правда есть в том, что немалому множеству их совсем не место на картине с таким названием. Если бы это не было так, не было бы и революций. Но позвольте! В год выхода картины в свет Московскую кафедру занимает будущий первомученик Русской Церкви новых времен Владимир (Богоявленский). Это неутомимый, смелый и яркий архипастырь. Среди его предшественников на Московской кафедре были, например, мудрейший Филарет и равноапостольный Иннокентий. Почему их нет на картине? Их или кого-то еще, кто не «за хлеба кусок», а именно «за Иисуса» сгорает в ежедневной борьбе на высоте кафедры?

Нет на картине и священников. Вроде бы закономерно. Смиренный наш народ принимал у попов Причастие, крестился в их руках, заказывал требы и молебствия, но святости от мирского, белого священства не ждал. Мало святых священников в истории Руси. Нам больше по душе юродивые, отшельники, благоверные князья. Но начало XX века – это время, когда в Кронштадте стоит столп огня до Небес – молитва пресвитера Иоанна. В самых отдаленных уголках Российской империи на стене крестьянской хаты, в караулке гарнизона, в купеческом домашнем иконостасе можно увидеть фотографию этого священника. Тот самый народ, который Нестеров пытается изобразить, достоверно знает, что батюшка Иоанн свят, свят по-настоящему и Бог ежечасно откликается на его молитвы. Почему его здесь нет?

Народ, изображенный Нестеровым, знает: батюшка Иоанн Кронштадтский свят. Так почему же его нет на картине?!

Оптина пустынь усилиями целых поколений старцев перебрасывает мостик между двумя редко смешивающимися Россиями: Россией, образованной по-европейски, и Россией сермяжной, той, что и дана кистью Нестерова. К Амвросию, Нектарию и Варсонофию толпами идут простецы. Но в эти толпы, никому не мешая, органически вливаются братья Киреевские, Гоголь, Хомяков, Леонтьев. Почему их европейский наряд и бритые (по монаршему приказу) лица не разбавили крестьянскую монолитность?

Давно сказано, что, когда вера исчезает, появляются верующие. В огне безумной российской действительности все прослойки общества выделят из себя исповедников: студенчество, дворянство, офицерство, профессура, белое духовенство.

Скажут: художник не обязан быть медиумом. Ему не вменяется в обязанность угадывать будущее. Пишет, что видит и как понимает.

Художник не видит будущего – потому что не понимает настоящего

Отвечу: пусть житель бескрайней степи, едучи на ослике, поет о том, что видит. У художника иная задача. Ему грех быть слепым. А не видит он будущего потому, что не понимает настоящего! Настоящее всегда беременно ближайшим будущим. И если ты видишь только фантастические образы собственного ума, то ты не совсем художник. Хоть и рисовать умеешь. Таковые художники вполне подобны лжепророкам, говорящим: «мне снилось, мне снилось» (Иер. 23: 25). Их всегда много. Ведь гораздо легче и приятнее возвещать видения ложные и гадания, и пустое, и мечты сердца своего (Иер. 14: 14), нежели всматриваться и прислушиваться и вопрошать Господа: «Что это?»

Когда-то автор этих строк написал краткую рецензию на стихотворение Д. Мережковского «“Христос воскрес!” – поют во храме…». Написал оттого, что это стихотворение удобно размещается в пасхальных сборниках поэзии, тогда как по сути оно глубоко безбожно. Безбожно не в стиле Ленина, а в интеллигентском брюзжащем стиле, состоящем из вечных претензий и личной духовной слепоты: «Все не так, и все не то. Вот извольте как-то устроить мир по правде, тогда и я с вами воспою. Если сильно попросите».

Нестеров, конечно, иной. Он не брюзжит, а работает. Рисует то, что любит, и то, что видит. Вот только видит он грезы, грезит наяву. Его отрок Варфоломей прекрасен, и об этом можно грезить. Здесь любовь русского сердца, здесь авва Сергий. Его «Философы» (Булгаков и Флоренский) – это уже мучительный портрет настоящей действительности. И Флоренский, и Булгаков очень нетипичны для русского духовенства. Первый, как Леонардо, интересуется всем на свете – от математики и химии до филологии и теории света. Второй, пройдя через марксизм, вернулся в Церковь и отдал ей себя. Не без рецидивов, правда, в виде софиологии. Но так или иначе, мимо этих людей не пройдешь в истории Отчества. И на картине поэтому много внутренней боли, собранности и работы духа. Расположи Нестеров этих двух, к примеру, в пространстве «Святой Руси» идущими вот так – понуро, с думой на челе – ко Христу, картина заиграла бы по-иному. В ней отразилась бы реальная эпоха взамен личных фантазий автора и его сердечных предпочтений.

А вообще-то картины надо читать. Надо учиться их читать, не ограничивая область чтения умением составлять из букв слова. Картины ведь тоже проповедуют. Иногда правду, чаще ложь. Но и в том, и в другом случае у проповеди найдутся поклонники и почитатели. Свою жизнь эти люди постараются привести в соответствие с тем, что узрели и поняли на полотне. И часто многие годы нужно потом потратить, чтобы преодолеть однажды усвоенный соблазн, чтобы выветрить из себя ложную идею, удобно пробравшуюся прямо в сердце с живописного (а также из музыкального или кинематографического) полотна.

Святая Русь. 1901—1905

    • предыдущая
    • следующая
    • Название Святая Русь
    • Год создания 1901—1905
    • Материал Холст, масло.
    • Размер 233 x 375
    • Собрание Государственный Русский музей
  • Все работы автора Всего: 260

Описание

Не будь Нестеров Нестеров Михаил Васильевич Крупнейший русский и советский художник, живописец. Был членом «Товарищества передвижников». Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). Дореволюционное творчество в основном посвящено темам… горячим патриотом — он не стал бы Нестеровым Нестеров Михаил Васильевич Крупнейший русский и советский художник, живописец. Был членом «Товарищества передвижников». Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). Дореволюционное творчество в основном посвящено темам…, большим, подлинно национальным художником-поэтом. Однако от одного корня, от одного ствола могут идти разные ветви. И в понимании национального начало заблуждений художника.

Как-то, рассказывая о жарких спорах с соотечественниками, встреченными за границей, он назвал себя и своих оппонентов большими деспотами в любви к родине. Очевидно, мнения спорщиков резко расходились, каждый провозглашал свою концепцию России.

«Деспотизм» Нестерова Нестеров Михаил Васильевич Крупнейший русский и советский художник, живописец. Был членом «Товарищества передвижников». Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). Дореволюционное творчество в основном посвящено темам… заключался в упорном нежелании понять, что беды российские не принесены «немцами», а органически присущи России, порождены ее социальным строем. Оставаясь «на почве XVIII века», то есть идеализируя допетровскую Русь, Нестеров Нестеров Михаил Васильевич Крупнейший русский и советский художник, живописец. Был членом «Товарищества передвижников». Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). Дореволюционное творчество в основном посвящено темам… истолковывает, национальное в отрыве от реальной истории, ставя его над временем, над общественными противоречиями, над борьбой классов. В «национальном» для него «высшая поэзия и философия», идеал — «бесконечный, равный или немногим меньше идеала о божестве». В то же время жажда правды, присущая русскому народу, понималась Нестеровым Нестеров Михаил Васильевич Крупнейший русский и советский художник, живописец. Был членом «Товарищества передвижников». Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). Дореволюционное творчество в основном посвящено темам… как религиозная жажда. Русская земля была в представлении художника носительницей христианской истины.

Взгляды Нестерова Нестеров Михаил Васильевич Крупнейший русский и советский художник, живописец. Был членом «Товарищества передвижников». Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). Дореволюционное творчество в основном посвящено темам… восходят к учению славянофилов. В их идеологии нищая Россия похвалялась богатством духа. Дух обретал опору в вере. По сути дела, славянофильство жило иллюзиями, которые питались вековой отсталостью России. Славянофилы возвещали ее великое будущее, мечтая об идеализированном патриархальном прошлом.

Нестеров Нестеров Михаил Васильевич Крупнейший русский и советский художник, живописец. Был членом «Товарищества передвижников». Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). Дореволюционное творчество в основном посвящено темам… воспринял славянофильское представление об особом пути России. Оно было тем более заманчивым и утешительным, чем явственнее обнажились ложь и лицемерие европейской цивилизации. Художник в 1880—1890 годах неоднократно бывал за границей. К этому времени царство «голого чистогана» просвещенных капиталистических государств было видно невооруженным глазом. Буржуазная цивилизация, буржуазная культура, отождествляемые Нестеровым Нестеров Михаил Васильевич Крупнейший русский и советский художник, живописец. Был членом «Товарищества передвижников». Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). Дореволюционное творчество в основном посвящено темам… с «немецкими», были для него неприемлемы. Кажется, само слово «цивилизация» произносится им не иначе как сквозь зубы. Ее «порождения» он с болью и горечью замечает у себя на родине. В одном из писем Нестеров Нестеров Михаил Васильевич Крупнейший русский и советский художник, живописец. Был членом «Товарищества передвижников». Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). Дореволюционное творчество в основном посвящено темам… рассказывает о катастрофах, которые чуть ли не каждый день случаются с «чугункой». Художник объясняет причины их тем, что «мелкая сошка, работая по 50 часов без сна, получает по 12 рублей, а господа начальники «движений» и пр. господа, ездиющие в вагон-салонах получают по 15—20 тысяч». Но, видя это общественное противоречие, эту несправедливость, Нестеров делает неожиданный вывод: «… цивилизация, равенство и братство и к нам помаленьку проникают. И,— совсем мрачно пророчествует он, — не того дождемся, придет время». Он критикует современность с точки зрения прошлого, с точки зрения той России, которая, отстаивая свою самобытность, фактически оправдывала и благословляла собственную отсталость.

Этой России оставалось взывать к богу, ее опорой могла быть только религия, только церковь.

Вполне естественно, что имя бога с детских лет было для Нестерова Нестеров Михаил Васильевич Крупнейший русский и советский художник, живописец. Был членом «Товарищества передвижников». Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). Дореволюционное творчество в основном посвящено темам… синонимом добра и истины. Вот почему его искания, в том числе и религиозного-характера, субъективно связаны с поисками светлого идеала, со стремлением к правде. Трагедия Нестерова Нестеров Михаил Васильевич Крупнейший русский и советский художник, живописец. Был членом «Товарищества передвижников». Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). Дореволюционное творчество в основном посвящено темам… как художника в том, что его праведность объективно служила неправде. Его истина была призвана прикрыть и украсить ложь. Замечательны по своей откровенности слова одного из крупнейших царедворцев — С. Ю. Витте, написанные им уже после революции 1905 года. «Наибольшая опасность, которая грозит России, — пишет Витте, — это расстройство церкви православной и угашение живого религиозного духа. Если почтенное славянофильство оказало России реальные услуги, то именно в том, что оно выяснило это еще пятьдесят лет тому назад с полной очевидностью. Теперешняя революция и смута показали это с реальной, еще большей очевидностью.

Никакое государство не может жить без высших духовных идеалов. Идеалы эти могут держать массы лишь тогда, если они просты, высоки, если они способны охватить души людей, — одним словом, если они божественны. Без религии масса обращается в зверей, но зверей худшего типа, ибо звери эти обладают большими умами, нежели четвероногие».

Плодом самообмана Нестерова Нестеров Михаил Васильевич Крупнейший русский и советский художник, живописец. Был членом «Товарищества передвижников». Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). Дореволюционное творчество в основном посвящено темам… явилась концепция «святой Руси», а с нею и одноименная картина, работе над которой художник посвятил несколько лет жизни (1901—1905). В письмах он раскрывает замысел своего произведения. «Среди зимнего северного пейзажа притаился монастырь. К нему идут-бредут и стар и млад со всей земли. Тут всяческие калеки, люди, ищущие своего бога, искатели идеала, которыми полна наша святая Русь. Навстречу толпе, стоящей у врат монастыря, выходит светлый, благой и добрый «Христос» с предстоящим ему святителем Николаем, Сергием и Георгием (народные святые). Вот вкратце тема моей картины». В другом месте автор поясняет: «Моя картина обнимает собой не одну эпоху, а ряд их и «подвиг» души народной не иной какой, а религиозный, понимая религиозность в самых обширных проявлениях».

Уже современники, даже из числа людей, благожелательно расположенных к Нестерову Нестеров Михаил Васильевич Крупнейший русский и советский художник, живописец. Был членом «Товарищества передвижников». Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). Дореволюционное творчество в основном посвящено темам…, критически встретили произведение художника. Особенно бросался в глаза резкий разрыв между правой и левой частями картины. По словам Сергея Глаголя, левая часть — «разочаровывает». Признавая неудачу образов Христа и святителей, критики задавались вопросом: кому принесли свои лучшие чувства, свою веру и надежду русские люди? И, отвечая себе, указывали на «бездушие», на «немое высокомерие» Христа.

Несоответствие между правой и левой частью не было лишь результатом неудачного исполнения. Неудача художника коренилась в его замысле. Согласно этому замыслу, картина, называемая Нестеровым Нестеров Михаил Васильевич Крупнейший русский и советский художник, живописец. Был членом «Товарищества передвижников». Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). Дореволюционное творчество в основном посвящено темам… «мистерией», — обобщающее произведение, символичное по своему характеру. Однако «мистерия» трактована как вполне реальная сцена. Реален проникновенно написанный задумчивый зимний пейзаж, с традиционными для Нестерова Нестеров Михаил Васильевич Крупнейший русский и советский художник, живописец. Был членом «Товарищества передвижников». Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). Дореволюционное творчество в основном посвящено темам… елочками и березками, реальны трогательные желтогрудые синицы, сидящие на ветках, реальны люди. Но, убеждаясь в реальности изображенной сцены, зритель невольно ждет ее какого-либо разрешения, он желает развивать ее в своем воображении. Классические произведения русской живописи, и «Не ждали» Репина, и «Боярыня Морозова» Сурикова, и «Испания» Врубеля, таят в себе потенциальную возможность подобного развития. «Противостояние» народа и Христа в картине Нестерова Нестеров Михаил Васильевич Крупнейший русский и советский художник, живописец. Был членом «Товарищества передвижников». Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). Дореволюционное творчество в основном посвящено темам… ничем не может разрешиться и не предполагает никакого развития. Это итог пути народа, итог его исканий. Дальше идти некуда. Больше ничего не может случиться.

В композиционном решении тематической картины Нестеров Нестеров Михаил Васильевич Крупнейший русский и советский художник, живописец. Был членом «Товарищества передвижников». Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). Дореволюционное творчество в основном посвящено темам… делает шаг назад, по сравнению с лучшими работами передвижников. Он возвращается к академизму. Но надуманность художественного произведения рано или поздно становится очевидной — ибо искусство не позволяет безнаказанно совершать насилие над собой. Ложность сюжетно композиционного построения нестеровской картины обличает лживость ее главной идеи. Христу, «сошедшему на землю», нечего на ней делать. Ничего он не может дать и страждущей — нищей и убогой — «Святой Руси».

До тех пор пока Нестеров Нестеров Михаил Васильевич Крупнейший русский и советский художник, живописец. Был членом «Товарищества передвижников». Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). Дореволюционное творчество в основном посвящено темам… изображал искателей «божьей правды», он оставался в рамках объективности, не навязывая прямо христианской догмы. Зритель мог и не быть религиозным человеком, но уважать чистоту чувств верующих. Когда же Нестеров Нестеров Михаил Васильевич Крупнейший русский и советский художник, живописец. Был членом «Товарищества передвижников». Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). Дореволюционное творчество в основном посвящено темам… показал цель искания страждущего народа, он оказался нетерпимо дидактичным. Вместе с тем эта «цель», помимо воли художника, обнаружила несостоятельность его проповеди.

Недаром Л. Толстой назвал картину «панихидой русского православия».

Нестеров Нестеров Михаил Васильевич Крупнейший русский и советский художник, живописец. Был членом «Товарищества передвижников». Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). Дореволюционное творчество в основном посвящено темам… дошел в своих иллюзиях до логического конца. «Святая Русь» была, можно сказать, героической попыткой «тотальной мобилизации» идеологических ресурсов уходящей России. Эта попытка окончилась полным крахом.

И все-таки Нестеров Нестеров Михаил Васильевич Крупнейший русский и советский художник, живописец. Был членом «Товарищества передвижников». Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). Дореволюционное творчество в основном посвящено темам… не оказался вполне верен предвзятой умозрительной схеме. Кажется, «бес сомнения» нет-нет да и дергал его за руку. Судя по реакции изображенных в картине лиц, Христос наиболее реально зримым остается только для малой девочки да для старика слепого. Недоверчиво косит выразительный глаз инока… Особенно многозначительно прекрасное лицо молодой женщины, неприступно замкнутой в своей неразделимой печали.

Это замечательное лицо заставляет вспомнить другие женские я произведениях художника. Живописец оставил нам тип русской который по праву зовут «нестеровским». Невольно ловишь себя на мысли, что мужского типа он не создал. Мало того. Вглядываясь написанные Нестеровым Нестеров Михаил Васильевич Крупнейший русский и советский художник, живописец. Был членом «Товарищества передвижников». Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). Дореволюционное творчество в основном посвящено темам… в дореволюционную пору, замечаешь, что его женские образы художественно убедительнее, чем мужские. Там, где Нестеров Нестеров Михаил Васильевич Крупнейший русский и советский художник, живописец. Был членом «Товарищества передвижников». Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). Дореволюционное творчество в основном посвящено темам… стремится создать идеал мужчины, он, как правило, слащав и сусален. В картинах «Юность преподобного СергияЮность преподобного Сергия Радонежского.. 1892—1897Холст, масло., 247 x 229Государственная Третьяковская галерея» (1892—1897), «Труды святого Сергия», «Мечтатели» (1903), «ЛисичкаЛисичка. 1914Холст, масло., 101 x 127Государственная Третьяковская галерея» (1914) юноши и старцы навязчиво благостны и в чем-то фальшивы. Насквозь театрален и фальшив со святителями в «Святой Руси». Исключение из этого ряда, пожалуй, «ПустынникПустынник. 1888—1889Холст, масло, 142,8 x 125Государственная Третьяковская галерея», более непосредственно увиденный в и непритязательный по своей сути.

Петербургские реставраторы возродили «Святую Русь»

В Петербурге произошло возрождение важнейшей работы художника Михаила Нестерова «Святая Русь». Полотно здание Русского музея не покидало. Впервые в истории хранилища реставрацию провели прямо в зале для экспозиций.

Полгода специалисты за закрытыми дверями аккуратно удаляли заплатки, возвращая картине вид, задуманный автором. И это был единственно возможный способ реставрации картины, находившейся в аварийном состоянии.

Сам Михаил Нестеров называл работу «Святая Русь» важнейшей в своем творчестве и возвращался к ней в течение шести лет. Художник неоднократно менял композицию и переписывал образы. То, что картине нужна экстренная помощь, замечали лишь специалисты.

Слой лака состарился настолько, что цвета на полотне стали далеки от истинных. Теперь же, благодаря финансовой поддержке «Газпрома», реставраторы вернули пожелтевшему снегу задуманное автором сияние. Живописную работу одели в новый подрамник из сосны.

Когда-то невыездная картина Нестерова после масштабной реставрации снова сможет представлять русское искусство за пределами Петербурга. Пока же гордость мастеров останется в одиночестве в Садовом вестибюле, а 4 ноября обновленное полотно вернется на свое привычное место в постоянной экспозиции.