Святейший синод при Петре 1

Святейший Синод представляет собой церковное правительство, то есть высший церковный орган, который обладает самой главной властью в церкви и взаимодействует с церквями других государств.

Его действия распространились на весь синодальный период с 1721 до 1917 годы. Члены Синода назначались императором Российской империи, а его председателем был обер-прокурор.

Данное определение подробно разбирается на уроках истории в школах. Ниже приведены основные моменты, которые нужно знать для зачета и хорошей оценки.

Содержание

Причины и цели создания Святейшего Синода

Ходят слухи, что изначально Петр I не планировал подвергать изменениям установленный церковный порядок. Но чем дальше продвигались его реформы, тем все меньше он хотел делить власть с кем-то еще, а тем более с таким сильным соперником, как церковь.

Именно по этой причине Петр I решил переманить церковь на свою сторону, сделать своим союзником, превратив ее в часть аппарата управления империей.

Создание правительствующего Синода стало завершающим этапом в церковной реформе Петра I. Данный орган был создан для того, чтобы заменить упраздненную должность Патриарха и подчинить церковь Российской империи.

Распоряжения императора должны были быть беспрекословно исполнены Синодом, так как он действовал от имени его величества.

Наверное самой главной причиной создания верховного правительствующего Синода является то, что императору был нужен крепкий и верный союзник в лице православной церкви.

Как известно в то время люди доверяли церкви и как огня боялись Божьей кары. Поэтому, взяв власть над церковью, первый российский император мог спокойно с ее помощью управлять народом.

Функции Святейшего Синода

Функции правительствующего Синода были достаточно разнообразны. Иными словами, он мог делать все, что дозволял ему император.

Святейший Синод был наделен правом, с позволения верховной власти в Российской империи, выбирать и назначать на пост епископов, устанавливать новые церковные праздники, учреждать кафедры.

Он также был наделен правами судебной инстанции, мог судить епископов за богохульство, проводить бракоразводные процессы, лишать сана, предавать людей анафеме и совершать многие другие действия.

По своему устройству Синод больше напоминал Сенат и коллегии со своими чинами и обычаями. Он состоял из одиннадцати членов. Его президентом был митрополит Стефан, лицо приближенное к церкви.

А вот вице-президентом было назначено лицо, приближенное к императору, архимандрит Александро-Невского монастыря в Санкт-Петербурге Феодосий (Яновский).

Также Петр позаботился и о надзоре за деятельностью Синода. Так в 1722 г. была учреждена должность обер-прокурора. Первым обер-прокурором Синода, наделенного надзирательными полномочиями, стал полковник Иван Васильевич Болтин.

Посадив своих людей в Синод, Петр I обеспечил тотальный надзор за его деятельностью и обезопасил себя от угрожающих власти невыгодных решений патриаршества.

Итоги и результаты учреждения Синода

Надо сказать, что действия императора привели к достаточно положительным последствиям.

Благодаря церковной реформе Петра I, церковь полностью утратила свою самостоятельность и независимость. Теперь она стала полностью подконтрольна правительству и безобидна для власти императора.

В лице церкви император сумел приобрести верного союзника и помощника в государственных делах. С ее помощью он укрепил свою власть и обрел еще большее могущество. Теперь в его руках находилась церковь, а значит и полное доверие народа.

Петр I проделал огромную работу. Взаимодействие с церковью послужило не только укреплению власти, но и способствовало развитию государства в целом.

Святейший Синод действует и по сей день, но теперь только в качестве совещательного органа Русской православной церкви.

Синод — это Священный синод Русской православной церкви

Священный Синод — это в прошлом высший орган управления делами православной церкви. Действовал с 1721 по 1918 год. На Поместном соборе РПЦ 1917 — 1918 г. было принято патриаршество. На настоящий момент данный орган играет в делах церкви лишь второстепенную роль.

Церковь раннего периода

РПЦ была основана в 988 году. Первоначальное иерархическое устройство священнослужители переняли в Константинополе. На протяжении 9-ти последующих веков Русская церковь была во многом зависима от Византии. В период с 988 по 1589 год практиковалось митрополитское устройство. Далее с 1589 по 1720 год главой РПЦ был патриарх. И с 1721 по 1918 Церковь управлялась Синодом. В настоящее время единоличным правителем РПЦ является патриарх Кирилл. Сегодня Синод — это всего лишь совещательный орган.

Правила Вселенской церкви

По общим правилам мирового православия Синод может обладать судебной, законодательной, административной, надзирающей и распорядительной властью. Взаимодействие с государством производится через назначенное светским правительством лицо. Для эффективной работы Синода создаются следующие органы:

  1. Синодальная канцелярия.
  2. Духовно-учебный комитет.
  3. Управление Синодальных типографий.
  4. Канцелярия обер-прокурора.
  5. Духовно-училищный совет.
  6. Хозяйственное управление.

Разделяется РПЦ на епархии, пределы которых совпадают с границами областей государства. Постановления синода обязательны для священнослужителей и рекомендованы для прихожан. Для их принятия проводится специальное заседание Синода РПЦ (2 раза в год).

Создание Духовного регламента

Духовный регламент был создан по приказу Петра I митрополитом Феофаном Прокоповичем. В этом документе нашли отражение все древние церковные правила. Встретив сопротивление проводимым реформам со стороны духовенства, этот русский Император и стал инициатором упразднения патриаршей власти и создания Синода. Несомненным является тот факт, что именно после этого, а также после введения должности обер-прокурора, РПЦ лишилась своей независимости от государства.

Официальные причины принятия церковью синодального управления

Предпосылки, по которым в Российской православной церковью была когда-то принята именно данная форма управления (повелением Петра I), указаны в Духовном Регламенте и состояли в следующем:

  1. Несколько духовных лиц могут установить истину гораздо быстрее и лучше, чем одно.
  2. Решения соборной власти будут иметь гораздо больший вес и авторитет, чем решения одного человека.
  3. В случае болезни или смерти единственного правителя дела не будут остановлены.
  4. Несколько лиц могут принять гораздо более беспристрастное решение, чем одно.
  5. Властям намного сложнее повлиять на большое количество священнослужителей, чем на единоличного правителя церкви.
  6. В одном человеке подобная власть может возбудить гордыню. Простому народу же при этом будет сложно отделить церковь от монаршества.
  7. Священный Синод всегда может осудить неправомерные действия одного из своих членов. Для разбора же неправильных решений патриарха нужно вызывать восточных священнослужителей. А это дорого и долго.
  8. Синод — это прежде всего некая школа, в которой более опытные члены могут обучать новичков делу управления церковью. Таким образом, увеличивается эффективность работы.

Основная особенность русского Синода

Характерной особенностью вновь созданного русского Синода было то, что он признавался иерархически равными восточными патриархами. Подобные органы в других православных государствах играли лишь второстепенную роль при единоличном главенствующем человеке. Лишь греческий Синод имел такую же власть внутри церкви своей страны, как русский. Божьи Дома этих двух государств всегда имели в своем устройстве много общего. Восточные патриархи именовали Священный Синод РПЦ «возлюбленным о Господе братом», то есть признавали его власть равной собственной.

Исторический состав Синода

Первоначально этот орган управления состоял из:

  1. Президента (Стефан Яворский — митрополит Рязанский);
  2. Вице-президентов в количестве двух человек;
  3. Советников и асессоров (по 4 человека).

Члены Синода избирались из числа архимандритов, архиереев, городских протоиереев и игуменов. Церковью были приняты правила, оберегающие свободу в подаче мнений. Так в работе Синода не должны были принимать участие одновременно игумены и протоиереи со стоящими над ними архиереями. После смерти Стефана Яворского должность председателя была упразднена. С этого момента все члены Синода уравнивались в правах. С течением времени состав этого органа периодически изменялся. Так, в 1763 г. в нем состояло 6 человек (3 архиерея, 2 архимандрита и 1 протоиерей). На 1819 год — 7 человек.

Практически сразу же после принятия решения о создании Синода последовало распоряжение монарха о членстве в этом органе наблюдающего светского лица. Избирался этот представитель государства из добропорядочных офицеров. Называлась предоставленная ему должность «обер-прокурор Синода». По утвержденной монархом инструкции этот человек был «оком Государя и стряпчим по делам государственным». В 1726 году Синод разделился на две части — духовную и светскую экономическую.

Краткая история синодального управления с 1721 по 1918 гг.

В первые годы правления большое влияние на решения Синода имел архиерей Феофан. Ни одна церковная книга не могла быть издана без его одобрения.

Этот человек дружил с Бисмарком и Остерманом и все архиереи, так или иначе, находились от него в зависимости. Подобной власти Феофан достиг после падения великорусской партии в Синоде. В это время советская власть переживала не лучшие времена. Противостояние между Анной Иоанновной и дочерями Петра Великого вызвало гонения на сочувствующих последним. Однажды все члены Синода кроме Феофана по доносу были просто уволены, а на их место назначены другие, намного более лояльные к нему. Разумеется, после этого он достиг небывалой власти. Умер Феофан в 1736 г.

В конце концов, Елизавета все же взошла на престол. После этого из ссылок были возвращены все сосланные во времена Феофана священнослужители. Период ее царствования был одним из лучших для русского православного Синода. Однако патриаршество Императрица все же не восстановила. Более того, ею был назначен особенно нетерпимый обер-прокурор Я. Шаховский, слывший рьяным ревнителем дел государственных.

Во времена Петра III Священный Синод русской православной церкви был вынужден терпеть немецкое влияние, которое, однако, закончилось с восхождением на престол Екатерины II. Никаких особых нововведений эта царица в Синод не ввела. Единственное, что она сделала — закрыла коллегию экономии. Таким образом, Синод снова стал единым.

При Александре I обер-прокурором становится князь А. Н. Голицын, в молодости слывший покровителем разного рода мистических сект. Как человек практичный, он считался даже полезным Синоду, в особенности на первых порах. Видным церковным деятелем времен Николая I стал Филарет, возведенный императором в сан митрополита в 1826 году. С 1842 года этот священнослужитель принимал активнейшее участие в работе Синода.

«Темные времена» Синода начала XX века

Основной причиной возврата к патриаршеству в 1917 — 18 гг. было вмешательство в дела управления церковью Г. Распутина и обострением политической ситуации вокруг этого органа. Синод — это неприкосновенность иерархов. События же, связанные со смертью первенствующего члена этого органа Антония назначением на его место митрополита Владимира, а в последующем Питирима, привели к накалу недопустимых в высшем церковном управленческом звене страстей и созданию тяжелой атмосферы недоверия. Митрополита Питирима большинство священнослужителей считало «распутинцем».

Если учесть, что к концу 1916 г и многие другие члены Синода являлись последователями этого царского приспешника (к примеру, обер-прокурор Раев, управляющий канцелярией Гурьев и его помощник Мудролюбов), церковь стала выглядеть чуть ли не главной оппозицией монаршему престолу. Члены управленческого органа, не принадлежащие к избранному кругу «распутинцев», боялись лишний раз выразить свое мнение, зная, что оно будет немедленно передано в Царское Село. Управлял делами уже, по сути, не Синод православной церкви, а единолично Г. Распутин.

Возврат к патриаршему правлению

После революции в феврале 1917 г. Временное правительство, для того чтобы исправить эту ситуацию, выпустило постановление об увольнении всех членов этого органа и о созыве новых на летнюю сессию. Пятого августа 1917 года была упразднена должность обер-прокурора и учреждено Министерство вероисповеданий. Указы этот орган издавал от имени Синода вплоть до 18 января 1918 г. С 14 февраля 1918 г было опубликовано последнее постановление Собора. Согласно этому документу, полномочия Святейшего Синода переходили патриарху. Сам же этот орган становился коллегиальным.

Особенности структуры и полномочия современного Синода

Сегодня Священный Синод РПЦ является совещательным органом при патриархе. В его состав входят постоянные члены и временные. Последние вызываются на заседания из своих епархий и таким же образом увольняются без присвоения звания члена Синода. Сегодня этот орган имеет право дополнять Духовный регламент узаконениями и определениями, предварительно послав их на утверждение к Патриарху.

Председатель и постоянные члены

На сегодняшний день возглавляет Синод РПЦ (занимает должность председателя) патриарх Кирилл Гундяев.

Постоянными его членами являются митрополиты:

  1. Киевский и всея Украины Владимир.
  2. Ладожский и Санкт-Петербургский Владимир.
  3. Слуцкий и Минский Филарет.
  4. Всея Молдавия и Кишиневский Владимир.
  5. Коломенский и Крутицкий Ювеналий.
  6. Казахстанский и Астанайский Александр.
  7. Среднеазиатский Викентий.
  8. Управляющий делами патриархии Москвы Мордовский и Саранский митрополит Варсонофий.
  9. Председатель отдела по внешним связям патриархата Москвы митрополит Волоколамский Илларион.

Месторасположение

Сразу после учреждения Синод находился в Санкт-Петербурге на Городском острове. Через некоторое время заседания начали проводиться в здании Двенадцати коллегий. В 1835 г. Синод переехал на Сенатскую площадь. Время от времени заседания переносились в Москву. Например, во время коронации монархов. В августе 1917 г. Синод окончательно переехал в Москву. До этого здесь имелась лишь Синодальная контора.

В 1922 году патриарх был арестован. Первое заседание Синода было проведено лишь спустя пять лет, в 1927 году. Тогда легализации РПЦ удалось добиться митрополиту Нижегородскому Сергию. Он организовал при себе временный Патриарший Синод. Однако весной 1935 года этот орган опять был распущен по инициативе властей.

Постоянный Синод

В 1943 г на Архиерейском соборе был избран постоянный Синод, заседания которого начали проводиться в предоставленном И. Сталиным доме №5 в Чистом переулке. Время от времени они переносились в Патриаршие покои в Троице-Сергиеву Лавру. С 2009 г. заседания проводились в разных местах по выбору главы Церкви. В 2011 году, в декабре была открыта и освящена Синодальная резиденция патриарха в реконструированном Свято-Даниловом монастыре. Именно здесь прошло и последнее на данный момент заседание, открывшееся 2 октября 2013 года.

Последнее заседание

На последнем заседании (проведенном в октябре 2013 года) большое внимание было уделено празднованию 1025-летия крещения Руси. Достаточно важным для церкви является постановление Синода о необходимости продолжения традиции проведения торжественных мероприятий на каждую годовщину во взаимодействии с органами гос. власти. Также на заседании были рассмотрены вопросы об учреждении новых епархий в разных регионах страны и о назначениях духовных лиц на новые должности. Кроме того, священнослужители приняли Положение о программах, связанных с обучением молодежи, а также о миссионерской и социальной деятельности.

Современный Синод РПЦ, хотя и не является управляющим органом, все же играет в жизни церкви далеко не последнюю роль. Его постановления и решения обязательны для исполнения во всех епархиях. Должности обер-прокурора на данный момент не существует. Как всем известно, церковь от государства у нас отделена. А поэтому особого влияния на политику как внутреннюю, так и внешнюю, несмотря на патриаршее правление и современную независимость, не имеет. То есть органом государственной власти она не является.

СВЯТЕЙШИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИЙ СИНОД

Верховный коллегиальный орган церковно-государственного правления РПЦ с 1721 по 1917 г., период, получивший название синодального. Заменил упраздненное патриаршее управление.

Создание и функции

Государь Петр I после кончины в 1700 г. патриарха Адриана назначил местоблюстителем патриаршего престола митрополита Стефана Яворского, а в 1701 г. вернул к жизни существовавший ранее Монастырский приказ, заведующий землями церкви.

Однако царь пошел дальше. По его желанию петровский сподвижник епископ Феофан Прокопович составил Духовный регламент, то есть устав нового задумывавшегося органа – Духовной коллегии. После процесса подписания регламента иерархами РПЦ в 1721 г. та была учреждена. Появление светского государственного органа, взявшего на себя функции церковного управления, означало окончательное упразднение патриаршества и подчинение церкви власти монарха. Со временем это подчинение только росло. В 1723 г. Синод был признан со стороны восточных патриархов – Константинопольского и Антиохийского.

Изначально главой Синода был президент, в 1721 г. им стал все тот же Стефан Яворский. Вице-президентом был автор Духовного регламента Феофан Прокопович. В 1726 г. президент превратился в первенствующего члена (им стал Прокопович), остальные представители духовенства, заседавшие в Синоде (все они назначались государем), стали именоваться его членами (постоянными членами Синода были митрополиты Московский, Петербургский и Киевский) и присутствующими.

Представителем монарха в Синоде стал назначаемый им государственный чиновник – обер-прокурор (1722). Он был «оком государевым» среди церковников, управлял синодальной канцелярией и участвовал в заседаниях органа. На протяжении XVIII в. роль обер-прокурора не была особо велика, однако уже в начале следующего столетия ситуация начала меняться. Теперь этот чиновник был главным связующим звеном между Синодом и верховной властью. Постепенно обер-прокурор сравнялся по своим полномочиям с министром, он заседал в Комитете министров и Государственном совете, руководил всеми структурами Синода, чиновники в них подчинялись ему. В середине XIX в. у него появился заместитель – товарищ обер-прокурора. Таким образом, с течением времени светское начало в Синоде стало преобладать, церковь все сильнее подчинялась государству.

Синод выполнял функции административной и судебной инстанции РПЦ. В его ведение перешли бывшие патриаршие (теперь синодальные) приказы – духовный, монастырский, казенный, дворцовый и др. Он избирал епископов и учреждал новые кафедры, следил за обрядами и осуществлял церковную цензуру и суд, регламентировал вопросы брака и духовного просвещения. Однако Синод действовал именем царя, именно последний принимал окончательные решения по всем вопросам, и они были обязательны для исполнения.

Дальнейшая история

В екатерининские времена Синод вместо Правительствующего назывался Духовным. Уже в XVIII в. многие его ответвления исчезли, остались синодальная канцелярия, московская синодальная и типографская конторы. С 1888 г. издавался печатный орган Синода – «Церковные ведомости».

Неспокойные времена для Синода начались в 1915 г., когда функции первенствующего члена стал исполнять сторонник Г.Е. Распутина митрополит Питирим. Ставленники Распутина назначались на важные церковные посты, что вызывало скандалы. В 1916 г. обер-прокурором стал считавшийся распутинцем Н.П. Раев.

После отречения от престола Николая II 2 марта 1917 г. Синод сразу признал Временное правительство. Обер-прокурор от новой власти В.Н. Львов обновил состав учреждения в апреле того же года. Он вывел из него распутинцев (митрополитов Петроградского Питирима и Московского Макария и др.) и старых членов, оставив из последних только архиепископа Сергия (Страгородского). Вскоре из ведения Синода был изъят ряд вопросов с передачей их епархиальным управлениям. Была определена и глобальная задача – подготовка и проведение всероссийского поместного собора РПЦ. В августе 1917 г. была упразднена должность обер-прокурора. Последний обер-прокурор А.В Карташев возглавил созданное министерство вероисповеданий.

Всероссийский поместный собор, заседавший в Москве с августа 1917 г. по сентябрь 1918 г., принял важнейшее решение о восстановлении в стране патриаршества (28 октября 1917 г.). Все полномочия Правительствующего Синода, согласно постановлению поместного собора от 31 января 1918 г, переходили к патриарху Московскому и всея Руси (в ноябре 1917 г. им стал митрополит Московский Тихон (Беллавин)), а также к новым органам – Священному Синоду и Высшему церковному совету.

СВЯТЕЙШИЙ СИНОД

Историческое здание Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге

Святейший Правительствующий Синод (греч. synodos — «сходка», «собрание», «собор») — высший орган церковно-административной власти Русской Православной Церкви, заменявший собой патриарха. Не путать со Священным Синодом — совещательным органом при патриархе

Учреждён 14 февраля 1721 года. Упразднён в 1917 году в связи с началом работы всероссийского поместного собора. Состоял из 79 архиереев. Члены Святейшего Синода назначались императором, управляли Синодом государственные чиновники — обер-прокуроры.

История

В 1718 году, царь Пётр I впервые высказался о необходимости изменения структуры церковного управления и создания Духовной коллегии. Писать проект учреждения Духовной коллегии царь поручил епископу Псковскому Феофану (Прокоповичу) (1681–1736), вызванному в Санкт-Петербург ещё в 1716 году. Именно Феофан с той поры и стал главным помощником Петра в деле проведения церковной реформы. Плодом его труда явился Духовный регламент, составленный к 1720 году, а затем прочитанный и исправленный самим монархом. Главной причиной, по которой была необходима отмена Патриаршества, Феофан считал опасность совместного существования двух властей – духовной и светской. «Простой народ, – говорилось в Духовном регламенте, – не знает, как различается власть духовная от самодержавной, и удивленный славой и честью верховного пастыря церкви, помышляет, что этот правитель есть второй государь, самодержцу равносильный, или ещё и больше его, и что духовный чин есть другое лучшее государство».

Другими причинами, по которым церковная реформа была необходима её устроителям, считались: во-первых то, что дела церковного управления при «соборной форме» правления могут идти непрерывно, не задерживаясь за болезнью или кончиной Патриарха, и, во-вторых: правда быстрее достижима при участии в управлении нескольких лиц, а решения «собора», то есть Духовной коллегии, в глазах народа будут авторитетнее и менее зависимы от влияния разных сильных людей.

25 января 1721 года царь издал манифест об открытии Духовной коллегии, а 14 февраля того года в Санкт-Петербурге состоялось ее торжественное открытие. Впрочем, вместо Духовной коллегии новую церковную власть тогда же стали именовать Святейшим Синодом.

Для членов Святейшего Синода Петр I установил специальную присягу, в которую была включена клятва в «верной службе» представителям царствовавшей династии, обязанность «благовременно объявлять… о ущербе Его Величества интереса, вреде и убытке» и хранить служебные тайны. Иерархи клялись в верности антиканоническому возглавлению церковной власти светским монархом («крайнему судии» Духовной коллегии). Присяга в неизменном виде существовала вплоть до начала XX века.

Для осуществления контроля над Святейшим Синодом Пётр, которого опыт научил не доверять своим чиновникам, 11 мая 1722 года создал должность обер-прокурора, указав выбрать на неё «из офицеров доброго человека». Обер-­прокурор был назван «оком государевым» и «стряпчим по делам государственным». Он имел в своём распоряжении синодальную канцелярию и был обязан (по инструкции) находиться «в заседаниях присутствия» Святейшего Синода. В течение Синодального периода церковной истории должность обер-прокурора Святейшего Синода занимали тридцать четыре человека.

Начиная с 1740-х годов значение обер-прокурорской власти постепенно усиливалось, хотя обер-прокуроры в XVIII веке были фигурами с ограниченным влиянием, которое зависело от характера носителей этой должности и степени близости правивших иерархов ко Двору. При императоре Павле I произошёл даже уникальный случай, когда император через архиепископа Санкт-Петербургского Амвросия (Подобедова), уполномочил Синод самостоятельно избрать кандидата на должность обер-прокурора.

В XIX веке ситуация кардинально изменилась. Обер­-прокуроры стали лично монополизировать всю информацию, поступавшую из епархиальных консисторий, и фактически навязывали свои решения Святейшиму Синоду. Начиная с царствования императора Александра I отчёты царю представлял непосредственно обер-прокурор – личные доклады монарху членов Святейшего Синода прекратились. Связь между Синодом и верховной властью стала проходить через обер-прокурора.

Особенно укрепились власть и влияние обер-прокуроров в эпоху императора Николая I при графе Н. А. Протасове. Он был единоличным руководителем церковного управления. При Протасове 1 августа 1836 года появилась особая канцелярия обер-прокурора, которой предоставлялось право решать все дела, касавшиеся церковного управления.

При императоре Николае II произошло окончательное юридическое оформление обер-прокурорской должности: 6 января 1901 года государь утвердил мнение Государственного Совета, согласно которому обер-прокурор Святейшего Синода получил право присутствовать «в Государственном Совете, Совете министров и Комитете министров на равных с министрами основаниях». Тем самым права обер-прокурора были приравнены к правам министров.

При этом юридической власти в Святейшем Синоде обер-прокурор никогда не имел, будучи, по мнению современников, «образом и видом власти без самой власти», ее призраком. Но располагая огромными полномочиями, обер-прокурор, так же как и Святейший Синод, не мог быть полным хозяином в Церкви: «на хозяйничанье его никто не уполномочивал, – писал последний протопресвитер русской армии и флота Георгий Шавельский, – и хозяином его никто не мог признать. Он мог всё разрушить, что бы ни создавал Синод, но не мог ничего создать без Синода. Так и жила Церковь без ответственного хозяина, без единой направляющей воли». Это было тем более оскорбительно для Синода, что еще в XVIII веке по просьбе Петра I восточные Константинопольский и Антиохийский Патриархи в особой грамоте от 23 сентября 1723 года признали каноническое достоинство Синода.

Святейший Синод имел административную и законодательную власть в Церкви, располагая правом издавать определения и узаконения по делам веры, предоставляя их на утверждение самодержавной власти. Святейший Синод входил в обсуждение вопросов об открытии новых епархий и викариатств, учреждении новых должностей и духовно­учебных заведений. Им же определялся порядок церковной жизни, избирание кандидатов на епископские кафедры, утверждение и увольнение настоятелей и настоятельниц монастырей, разрешение вопросов о снятии священного сана и монашеского чина, о награждении клириков, открытии новых храмов и обителей, осуществление цензурирования догматических и некоторых других сочинений, свидетельствование мощей святых, установление новых праздников, крестных ходов.

Святейший Синод заведовал делами «Санкт-Петербургской епархии Святейшего Синода» (или Санкт-Петербургской Синодальной области) до появления в ней самостоятельных епархиальных архиереев (см. Синодальная область).

Первоначально, по «Духовному регламенту», Синод должен был состоять из двенадцати человек. 25 января 1721 года в состав Святейшего Синода были назначены: президент – митрополит Стефан (Яворский), два вице-президента – архиепископы Феодосий (Янковский) и Феофан (Прокопович), четыре советника из архимандритов и четыре асессора из протопопов. В последующие годы состав Синода неоднократно подвергался изменениям: в 1722 году к его членам прибавили по одному советнику и асессору; в 1724 году, по смерти митрополита Стефана, звание президента упразднили, оставив двух вице¬президентов с шестью советниками и тремя асессорами, в 1726 году было уже восемь советников, два асессора и вызванные «на чреду служения» архимандриты.

С 1727 года прежние наименования (вице-президент, советник, асессор) уже не встречаются, их заменило общее выражение «член Синода». Архиереи занимали места в Святейшем Синоде в соответствии со старшинством своих епархий. В 1730 году, при императрице Анне Иоанновне, в Святейший Синод снова были назначены архимандриты и протопопы (четыре архиерея, три архимандрита и два протопопа), но так как в течение ряда лет состав его членов не пополнялся, то к 1738 году там заседал только один епископ. Зачастую решения принимались только двумя синодальными архимандритами и одним протопопом. К началу 1741 года в составе Святейшего Синода было три архиерея и три архимандрита. При императрице Екатерине II, в 1763 году, Святейший Синод был ограничен шестью членами (тремя епископами, двумя архимандритами и одним протопопом).

Отношение верховной власти к Святейшему Синоду и специфическое понимание императрицей его функций характеризуется имеющимися сведениями о том, будто Екатерина II вскоре после вступления на престол намеревалась назначить членом Святейшего Синода своего будущего фаворита Г. А. Потёмкина. Потемкин получил задание «место свое иметь за обер-прокурорским столом» и был предназначен в будущем «к действительному по сему месту упражнению». Это место за обер-прокурорским столом он имел в течение шести лет (с 19 августа 1763 года по 25 сентября 1769 года). Из этого начинания ничего, впрочем, не вышло – светские лица в Святейший Синод не попали.

С начала XIX века в Святейший Синод перестали назначать архимандритов. Тогда же по именному указу от 12 июня 1805 года к заседаниям Святейшего Синода стали привлекать епархиальных архиереев – по очереди и на срок от одного года до трех лет. По штату, составленному на 9 июля 1819 года, в Святейшем Синоде было положено иметь семь человек. Столичный архиерей назывался первенствующим членом Святейшего Синода. Звание члена считалось пожизненным. После 1819 года постоянными членами Святейшего Синода в силу занимаемой кафедры стали митрополиты Московский и Киевский. Остальные иерархи и иереи, принимавшие участие в работе Святейшего Синода, именовались присутствующими. В 1835 году император Николай I назначил к присутствию в Святейшем Синоде своего сына – наследника престола великого князя Александра Николаевича. Назначение мирянина вызвало негативную реакцию со стороны русского епископата и прежде всего митрополита Московского Филарета (Дроздова). Это заставило великого князя воздержаться от участия в заседаниях Святейшего Синода, но сам факт подобного назначения – показателен.

В целом, со времени императора Николая I светские власти внимательно следили, чтобы состав Святейшего Синода менялся чаще, а со второй половины XIX столетия стало традицией назначать к участию в заседаниях на два, редко на три года. После 1885 года и вплоть до правления императора Николая II в состав присутствующих в Святейшем Синоде перестали назначать и представителей белого духовенства (протопопов и протоиереев). При Николае II представители белого духовенства допускались в Святейший Синод в качестве исключения. В нем в разное время присутствовали протопресвитеры военного и морского духовенства, протопресвитеры придворного духовенства, а в 1908 году к присутствию был назначен имевший всероссийскую известность протоиерей Иоанн Кронштадтский.

Сессия Святейшего Синода под председательством сщмч. Владимира (Богоявленского), митр. Киевского (в центре), слева от него — архиеп. Финляндский Сергий (Страгородский). 1914-15 гг. Фото из Православной Энциклопедии

К началу XX века стало нормой номинальное руководство Святейшего Синода столичным митрополитом – первоприсутствующим членом. За всю Синодальную историю было только два исключения из этого правила – с конца 1898 года по 1900 год первоприсутствующим являлся Киевский митрополит Иоанникий (Руднев), а с конца 1915 года по март 1917 года – Киевский митрополит Владимир (Богоявленский). Санкт-Петербургский митрополит, как и любой епископ Православной Российской Церкви, назначался «по указу Его Императорского Величества». Первенствующий член Святейшего Синода председательствовал на заседаниях, руководил прениями, мог в некоторых случаях влиять на их исход, мог возбуждать новые вопросы (последнего права не были лишены и остальные члены Святейшего Синода). Но в течение XIX века влияние столичных митрополитов на ход церковных дел все же было стеснено политическими рамками: регулярно сноситься с носителем верховной власти на очерченных законом основаниях он не мог. Только в феврале 1916 года император Николай II издал повеление, предоставившее первенствующему члену Святейшего Синода права лично делать царю доклады по важнейшим делам. Но в силу инерции этим правом митрополит Владимир (Богоявленский), в то время являвшийся первенствующим членом Святейшего Синода, так и не воспользовался.

С 1721 года и вплоть до революции 1917 года заседания Святейшего Синода проводились три раза в неделю: в понедельник, среду и пятницу. На время заседаний в Синоде архиереи не освобождались от управления своими епархиями, а в эпоху обер-прокурорства К. П. Победоносцева (в 1880–1905 годы) стало практиковаться и назначение в Святейший Синод заштатных архиереев. Для заседаний синодальные члены собирались на летнюю (с 1 июня) и зимнюю (с 1 ноября) сессии. Обычно принципиальные проблемы решались зимой, второстепенные – летом. Из постоянных членов Святейшего Синода бессменно заседал митрополит Санкт-Петербургский. Митрополиты Московский и Киевский обычно вызывались на зимние сессии. Часто от голосов именно этих трёх митрополитов зависело направление того или иного синодального дела, ибо они, в отличие от остальных, участвовали в работе Святейшего Синода бессменно.

Изменения в личный состав Святейшего Синода и обер-прокуратуры внесла революция 1917 года. Временное правительство, как некогда император, ввело в состав министров и нового обер-прокурора, который 14 апреля 1917 года добился указа новой власти об освобождении всех членов Святейшего Синода и о назначении новых. Первый послереволюционный состав Святейшего Синода 29 апреля 1917 года заявил, что главная его задача – содействие созыву Всероссийского Поместного Собора. В конце июля 1917 года Святейший Синод постановил своим определением, что ввиду предстоявшего в Москве 15 августа открытия Поместного Собора он переносит свою работу в Первопрестольную. Работа Святейшего Синода в Петрограде была завершена, и его члены выехали из здания Сената и Синода, в котором синодальные заседания проводились с первой половины 1830-х годов. До того Святейший Синод заседал в здании Двенадцати коллегий на Васильевском острове столицы. Тогда же, 5 августа 1917 года, постановлением Временного правительства было учреждено Министерство исповеданий, в ведение которого перешли дела обер-прокуратуры и департамента духовных дел иностранных исповеданий Министерства внутренних дел. До преобразования высшего церковного управления Поместным Собором министр исповеданий, которым стал последний в русской церковной истории обер-прокурор Святейшего Синода А. В. Карташёв, получал права и обязанности обер-прокурора и даже министра внутренних дел (по принадлежности).

В ноябре 1917 года на Поместном Соборе впервые за 217 лет был избран патриарх. 17 ноября 1917 года Поместный Собор постановил, среди прочего, со дня возведения на патриаршую кафедру во всех храмах Православной Российской Церкви совершать поминовение Его Святейшества вместо Святейшего Синода, что и последовало с патриаршего настолования 21 ноября того года. А 20 января 1918 года Синод был упразднен и декретом советской власти, очевидно, как старое «политическое» ведомство. 31 января того года Поместный Собор постановил, что вновь учреждённые Священный Синод и Высший Церковный Совет принимают дела церковного управления у Святейшего Синода с 1 февраля. В тот же день Святейший Синод, соответственно, принял своё последнее Определение — за № 273 — «О передаче дел Святейшего Синода Святейшему Патриарху, Священному Синоду и Высшему Церковному Совету». Таким образом 1/14 февраля 1918 года стало днём упразднения Святейшего Синода. В то время патриарх Московский и всея России, святитель Тихон, отмечал символичность этой даты: «14 февраля 1721 года открыт был Святейший Правительствующий Синод и 14-го же февраля (по новому стилю) 1918 года прекратил свои действия» .

Первенствующие члены

Обер-прокуроры

Список обер-прокуроров Синода см. в статье обер-прокурор.

Использованные материалы

Устав Русской Православной Церкви – история и наше время

5 февраля 2013 года Освященный Архиерейский Собор принял новую редакцию Устава Русской Православной Церкви. Документ, согласно которому организована внутренняя жизнь Церкви, – не застывший во времени письменный памятник канонического права. Это документ, в котором находят отражение важнейшие изменения церковной жизни. Предлагаем нашим читателям экскурс в историю, который позволит увидеть, как на протяжении веков изменялись уставы церковной жизни, какими документами руководствовались в своей деятельности Первоиерархи, архипастыри и священнослужители Русской Церкви.

Фото пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси

В первые века бытия Русской Церкви

До обретения автокефалии в XV веке Русская Православная Церковь как одна из митрополий Константинопольского Патриархата руководствовалась теми же «Номоканонами», что и Константинопольская Церковь, все постановления ее Соборов, Патриархов и Синодов были обязательными и для Русской Церкви. Самыми авторитетными источниками древнерусского церковного права в этот период являлись грамоты Вселенских Патриархов по делам Русской Церкви, составленные в виде посланий русским митрополитам, епископам, князьям.

При этом как автономная митрополия Константинопольского Патриарха Русская Церковь осуществляла и свою суверенную законодательную деятельность в пределах этой автономии. Местными органами церковного правотворчества в первую очередь были Соборы. Кроме соборных постановлений, к памятникам церковного законодательства древней Руси принадлежат также канонические послания и ответы митрополитов и епархиальных архиереев.

Своеобразие отечественной истории в период зависимости Русской Церкви от Константинопольского Патриарха выразилось в том, что действовавшие на Руси церковно-правовые документы государственного происхождения в эту эпоху издавались разными инстанциями: местной великокняжеской и удельной княжеской властью, византийскими императорами и золотоордынскими ханами.

Законодательство русских князей, естественно, составляет большую часть церковно-правового материала. Так называемые княжеские уставы, в отличие от законов византийских императоров, практически не затрагивают внутрицерковную жизнь, а касаются лишь взаимоотношений между Церковью и государством: чаще всего в них перечисляются предоставляемые Церкви льготы. Важнейшие памятники отечественного права — Устав святого Владимира и Устав Ярослава Мудрого; они включались в русские рукописные «Кормчие книги», содержавшие свод установлений тогдашней жизни – как светских, так и церковных.

Сохранились и некоторые грамоты византийских императоров по русским церковным делам, но участие императоров в церковной жизни Руси было весьма ограничено и в силу ее политической независимости от Константинополя, и ввиду географической удаленности Русской земли.

Гораздо ощутимее была зависимость нашей Церкви от поработившей Русь Золотой Орды. Монгольские ханы давали русским митрополитам так называемые ярлыки. Каждый митрополит при поставлении должен был просить хана о подтверждении прежнего или выдаче нового ярлыка. Характерно, что ярлыки не только подтверждали привилегии митрополитов, епископов и духовенства, которые существовали до завоевания Руси, но и расширяли их по сравнению с прежними. Как отмечали исследователи, «ханы ограждали неприкосновенность веры, богослужения, законов, судов и имущество Церкви, освобождали все духовенство от всякого рода податей и повинностей и предоставляли духовным властям право судить своих людей во всех делах гражданских и уголовных».

Уставы жизни автокефальной Русской Церкви

С началом автокефального бытия Русской Церкви источники русского церковного права оставались неизменными: «Номоканон» в виде «Кормчей книги», постановления Соборов, канонические ответы и послания иерархов, «Уставы» святого Владимира и князя Ярослава Мудрого. Главным церковным законодательным органом были Поместные Соборы.

Велико историческое значение Собора 1551 года, созванного при святителе Макарии, митрополите Московском, и при царе Иване Грозном. Предметы соборных рассуждений были намечены в 69 вопросах, предложенных царем. Собор издал Уложение, разделенное на 100 глав. Отсюда и его название — «Стоглав», которое перенесено было и на сам Собор. В Уложении затронуты главные стороны церковной жизни; в нем были собраны и систематизированы все нормы действующего права Русской Церкви.

После учреждения Патриаршества в Москве в 1589 году созванный на следующий год Поместный Собор издал деяние с грамотой Константинопольского Патриарха Иеремии II об избрании Патриархом Иова и о Патриаршем титуле его преемников. Это деяние помещено в начале печатной «Кормчей книги».

Ряд постановлений Стоглава отменил Большой Московский Собор 1667 года, созванный при царе Алексее Михайловиче. Норму взаимоотношений церковной и государственной власти Большой Московский Собор выразил так: царь имеет преимущество в делах политических, а Патриарх — в церковных. Постановления Собора упомянуты как действующие законы в «Духовном регламенте», ознаменовавшем начало Синодального периода, и были включены в «Полное собрание законов Российской Империи».

Собор 1675 года установил положения о преимуществах и отличиях Патриарха, митрополита, архиепископа, епископа и других иерархических лиц.

Кроме соборных постановлений, до нас дошли архиерейские грамоты, архипастырские послания и поучения, также относящиеся к рассматриваемому периоду. Часть этих документов вошла впоследствии в «Полное собрание законов Российской Империи» 1830 года, а следовательно, они сохраняли юридическую силу и в XIX столетии.

Церковные правоотношения регламентировались и государственным законодательством. В Московской Руси, помимо Освященных (церковных) Соборов, созывались Земские соборы. Так, принятое двухпалатным Собором и изданное в 1649 году Уложение включало в себя в том числе главы, посвященные делам церковным.

Синодальный период

В начале XVIII века начался сложный и неоднозначный период в истории Русской Церкви. После кончины Патриарха Адриана император Петр I воспретил избрание нового Патриарха, и Церковь в России управлялась в течение двух десятилетий Местоблюстителем, затем была учреждена Духовная Коллегия с императором в качестве «крайнего Судии сей Коллегии». Вскоре Духовная Коллегия была переименована в Святейший Синод.

Важнейший церковно-правовой памятник эпохи, на котором зиждутся основания синодального строя церковного управления, — «Духовный регламент», составленный епископом Феофаном (Прокоповичем) в 1719 году, подписанный Освященным Собором и утвержденный Петром I в декабре 1720 года.

«Регламент» состоит из трех частей. В первой части, озаглавленной «Что есть духовное коллегиум и каковыя суть важные вины такового правления?», дается общее представление о коллегиальной форме правления и объясняются ее преимущества в сравнении с единоличной властью. Главный довод здесь — опасность двоевластия в государстве. Во второй части, названной «Дела управления, сему подлежащие», описывается круг дел, подведомственных новоучрежденному церковному правительству. Здесь в общей форме говорится также об обязанностях епископов, священников, монахов и мирян. В третьей части — «Самих управителей должность и сила» — определяются состав Духовной Коллегии и обязанности ее членов.

В 1722 году в качестве дополнения к «Духовному регламенту» было составлено «Прибавление о правилах причта церковного и чина монашеского», в котором содержатся целые уставы о приходском духовенстве и монашестве. Документ также дополнили инструкции Обер-прокурору Синода. В 1841 году впервые издан утвержденный Синодом «Устав Духовных Консисторий», основательно пересмотренный четыре десятилетия спустя. Это своего рода «Духовный регламент» епархиального управления.

Восстановление Патриаршества в преддверии тяжелейших гонений на Церковь

Каноническая ущербность синодальной системы отягощала совесть архиереев, клириков и мирян. Во второй половине XIX века необходимость преобразования церковного строя начинает обсуждаться публично. У церковного народа появляется надежда на созыв Всероссийского Поместного Собора. В умах людей, особенно болезненно переживавших неканоничность синодального управления, зреет мысль о восстановлении Патриаршества.

Специально учрежденное Предсоборное присутствие подготовило материалы для предстоящего Поместного Собора, однако царь счел созыв Собора неблаговременным. В 1912 году материалы Присутствия пересматривались Предсоборным Совещанием, но до созыва Собора дело опять не дошло. Лишь отречение императора открыло путь к Поместному Собору. В 1917 году Предсоборный совет, работавший под председательством архиепископа Сергия, подготовил «Положение о Всероссийском Поместном Соборе».

Поместный Собор Российской Православной Церкви, состоявшийся в 1917-1918 гг., явился событием эпохального значения. Упразднив канонически ущербную и окончательно изжившую себя синодальную систему церковного управления и восстановив Патриаршество, он проложил рубеж между двумя периодами русской церковной истории. Главной целью Собора было устроение церковной жизни на началах полнокровной соборности, причем в совершенно новых условиях, когда вслед за падением самодержавия распался прежний тесный союз Церкви и государства. Тематика соборных деяний носила поэтому по преимуществу церковно-устроительный канонический характер.

С восстановлением Патриаршества преобразование всей системы церковного управления не было завершено. Краткое Определение от 4 ноября 1917 года впоследствии было дополнено целым рядом развернутых определений об органах высшей церковной власти: «О правах и обязанностях Святейшего Патриарха Московского и всея России», «О Священном Синоде и Высшем Церковном Совете», «О круге дел, подлежащих ведению органов высшего церковного управления», «О порядке избрания Святейшего Патриарха», «О Местоблюстителе Патриаршего Престола».

Эти определения составили настоящий кодекс Русской Православной Церкви, заменивший «Духовный регламент», «Устав Духовных Консисторий» и целый ряд более частных законодательных актов синодальной эпохи.

Патриарха Собор наделил правами, соответствующими каноническим нормам, прежде всего 34 Апостольскому правилу и 9 правилу Антиохийского Собора: нести попечение о благополучии Русской Церкви и представлять ее перед государственной властью, сноситься с автокефальными церквами, обращаться к всероссийской пастве с учительными посланиями, заботиться о своевременном замещении архиерейских кафедр, давать епископам братские советы. Патриарх получил право посещения с визитами всех епархий Русской Церкви и право принимать жалобы на архиереев. Согласно Определению, Патриарх является епархиальным архиереем Патриаршей области, которую составляют Московская епархия и ставропигиальные монастыри. Управление Патриаршей областью под общим руководством Первоиерарха возлагалось на архиепископа Коломенского и Можайского.

Поместный Собор 1917-1918 гг. образовал два органа коллегиального управления Церковью в период между Соборами: Священный Синод и Высший Церковный Совет. К компетенции Синода были отнесены дела иерархически-пастырского, вероучительного, канонического и литургического характера, а в ведение Высшего Церковного Совета — административные, хозяйственные, школьно-просветительные. И, наконец, особо важные вопросы, связанные с защитой прав Русской Православной Церкви, подготовкой к предстоящему Собору, открытием новых епархий, подлежали решению совместного присутствия Синода и Высшего Церковного Совета.

Высший Церковный Совет просуществовал в Русской Церкви совсем недолго. Уже в 1921 году в связи с истечением трехлетнего межсоборного срока прекратились полномочия избранных на Соборе членов Синода и Высшего Церковного Совета, а новый состав этих органов был определен единоличным Указом Патриарха в 1923 г. Указом Патриарха Тихона от 18 июля 1924 года Синод и Высший Церковный Совет были распущены.

Жизнь Русской Церкви под гнетом атеистического государства

В мае 1927 года Заместитель Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) учредил Временный Патриарший Синод. Но это было лишь совещательное учреждение при Первоиерархе, которому принадлежала тогда вся полнота высшей церковной власти.

8 сентября 1943 года в Москве открылся Архиерейский Собор, в состав которого входили три митрополита, одиннадцать архиепископов и пять епископов. Собор избрал митрополита Сергия Патриархом Московским и всея Руси.

В 1945 году состоялся новый Поместный Собор, на котором Патриархом был избран митрополит Ленинградский Алексий (Симанский). Собор издал краткое Положение о Русской Православной Церкви из 48 статей, которое заменило Определения Собора 1917-1918 годов. Между законодательными актами двух Поместных Соборов существует несомненная преемственная связь, внесенные же изменения, обусловленные обстоятельствами времени, основанные на пережитом Церковью бесценном опыте, заключались, в целом, в подчеркивании иерархичности церковного строя. «Положение» Собора 1945 года расширяло компетенцию Патриарха, епархиального архиерея, приходского настоятеля

В отличие от документов Собора 1917-1918 годов, в указанном Положении наша Церковь называется не Российской, а, как и в древности, Русской.

Священный Синод, согласно Положению об управлении Русской Православной Церковью 1945 года, отличался от Синода, образованного в 1918 году, тем, что он не делил свою власть с Высшим Церковным Советом и имел иной состав, а от Временного Синода при Заместителе Местоблюстителя он отличался наличием реальной власти, поскольку не являлся только совещательным органом при Первоиерархе.

Архиерейский Собор, состоявшийся в 1961 году, пересмотрел Положение о Русской Православной Церкви в части, касающейся приходского управления; клирики устранялись от распоряжения материальными средствами приходов, которое возлагалось теперь исключительно на приходские собрания и приходские советы во главе с их председателями-старостами. Это решение утвердил в 1971 году Поместный Собор, на котором Патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков).

Новый период исторического бытия Русской Православной Церкви

Поместный Собор, состоявшийся в 1988 году — в год тысячелетия Крещения Руси, — издал Устав Русской Православной Церкви. В нем несравненно подробнее, чем в «Положении о Русской Православной Церкви», регламентировались устройство высшего, епархиального и приходского управления, деятельность духовных школ и монастырей. «Устав» вобрал в себя выдержавшие испытание жизнью принципы церковного строя, которые легли в основу «Определений» Поместного Собора 1917-1918 гг. и «Положения», изданного Собором 1945 года.

Этот документ на двенадцать лет стал основным законом нашей Поместной Церкви, а в 2000 году согласно решению Юбилейного Архиерейского Собора году его сменил новый Устав, который также со временем претерпевает изменения, являющиеся отражением изменений в жизни Русской Церкви.

Ныне действующий Устав Русской Православной Церкви был принят Юбилейным Архиерейским Собором в 2000 году. Документ составили положения, регламентирующие деятельность Русской Православной Церкви как Поместной Автокефальной Церкви, находящейся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими Поместными Православными Церквами. В Уставе говорится о порядке созыва и работы Поместного Собора и Архиерейского Собора, их статусе и полномочиях; отдельная глава посвящена деятельности Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

Также в документе содержатся положения, касающиеся деятельности Священного Синода, Московской Патриархии и Синодальных учреждений, церковного суда. Устав также содержит положения, регулирующие вопросы учреждения и жизнедеятельности самоуправляемых Церквей в составе Московского Патриархата, и перечисляет существующие в настоящее время самоуправляемые Церкви, рассматривает вопросы, связанные с деятельностью Экзархатов Русской Православной Церкви, учреждением и жизнедеятельностью Митрополичьих округов в составе Московского Патриархата.

Уставом регламентируются деятельность епархий Русской Православной Церкви, благочиний, учреждений Русской Православной Церкви в дальнем зарубежье; регулируются вопросы создания и жизнедеятельности приходов и монастырей, работы учебных заведений Русской Православной Церкви, а также другие вопросы, касающиеся церковного управления и деятельности церковных учреждений.

Изменения Устав ранее вносились Определениями Архиерейских Соборов 2008 и 2011 годов.

Освященный Архиерейский Собор 2013 года, изучив предложения Межсоборного присутствия по уточнению полномочий Поместного и Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, по определению правил избрания Патриарха Московского и всея Руси, а также по составу Поместного Собора, вынес Определение о принятии новой редакции Устава Русской Православной Церкви. Кроме того, Священный Синод принял ряд решений, требующих внесения изменений и дополнений в Устав Русской Православной Церкви. В частности, это решения об учреждении Среднеазиатского митрополичьего округа, о создании Высшего Церковного Совета, об образовании митрополий, об образовании епархиальных викариатств, о внесении изменений в составе Священного Синода. Эти изменения нашли отражение в новой редакции Устава. Вместе с новой редакцией этого документа Собор утвердил Положение об избрании Патриарха Московского и всея Руси и Положение о составе Поместного Собора Русской Православной Церкви.

В статье использованы материалы книги

протоиерея Владислава Цыпина «Церковное право»