Святочный рассказ

Жанр святочного рассказа в русской литературе

Методическая разработка урока

Предмет : родная русская литература, комбинированный тип урока.

Тема: Жанр святочного рассказа в русской литературе

Класс: 8

Технологии: элементы сингапурской методики, технологии критического мышления, ИКТ – технологии.

Аннотация: Данный урок является 8-ым в программе курса «Родная русская литература» для 8 класса; относится к разделу «Русская литература 19-20 века»; выбрана тема «святочного » рассказа, т.к. данная тема слабо отражена в основном курсе литературы, что делает ее особо интересной. Урок комбинированного типа, соответствует ФГОС основного образования; использованы групповая и индивидуальная формы работы, задействованы элементы сингапурской методики. Применение элементов цифровых образовательных технологий вкупе с традиционными увеличивает шансы каждого обучающегося на успех, т.к. позволяет самому выстраивать систему отметок за работу на уроке и вне его.

Конспект урока

Тема: » Жанр «святочного» рассказа в русской литературе.

Цель урока: познакомить с особенностями жанра «святочного» рассказа, историей возникновения, воспитывать чувство красоты и милосердия .

Задачи урока:

-познакомиться с образцами святочных рассказов;

-охарактеризовать основные жанровые признаки святочных рассказов;

-провести интерактивный контроль усвоения полученных знаний и умений работы с жанровыми особенностями святочного рассказа.

Планируемые результаты:

-предметные:

  • познакомить с историей возникновения жанра святочного рассказа ,его особенностями,произведениями А.Аверченко,А.Куприна,Ф.Достоевского,Н.Вагнера,С.Черного;
  • определить единую жанровую и идейную составляющую святочного рассказа;

-метапредметные:

  • развивать навыки критического мышления;
  • формировать коммуникативные (аргументированно высказывать свою точку зрения в устной и письменной речи) и интерактивные (выполнение учебных задач в интерактивном рабочем листе) навыки ;

-личностные:

  • формировать бережное отношение к своим близким, традициям и культуре русской литературе;
  • воспитывать у обучающихся эстетическую культуру , желание дарить и получать радость.

Оборудование урока: смартфоны или ноутбуки с выходом в Интернет, медиа проектор.

Интернет — ресурсы: социальная сеть «ВКонтакте» (сообщество для учеников и родителей «Учимся с умом», виртуальный конструктор в приложении Wizer.me

Цель применения ИКТ на уроке:

1) усиление воспитательной функции урока;

2)активизации познавательной деятельности учащихся;

3)формирование коммуникативной компетенции;

4)повышение уровня умений работать с информацией различных источников;

5) формирование информационной культуры.

План – конспект урока

Этап урока

Про

дол

жи

тель

ность

Орг. форма

Содержание деятельности (деятельность учителя и учеников)

Предполагаемый результат

Используе-

мые ИКТ средства

1.Актуализа-ция знаний

2 мину

ты

Фрон

тальная

Просмотр фрагмента художественного фильма «Ночь перед Рождеством».

Учитель: Здравствуйте, ребята!Я предложила вам начать урок с просмотра одного из самых любимых фильмов моего детства. Думаю, что не только мною…

Как называется фильм?

Учитель: Замечательный фильм, хорошая книга, да и сам праздник. И разговор пойдет именно о нем

(озвучивает тему урока).

Интерес к теме

2.Озвучивание темы урока

Мультимедиа

проектор. Фрагмент фильма.

2.Целепо-

лагание

2 мину-

ты

Групповая Используя обучающие структуры сингапурской методики, класс поделила на 4 группы –команды.

Учитель: Обратите внимание на набор инструментов для работы на уроке. Это «Дорожная карта». Следуя строго по этапам выстроенного в ней маршрута, группа зарабатывает баллы, из их количества складывается общая оценка командной работы. Вторая карта «Информационная», которая содержит необходимый для работы текстовый материал.

Задание: Пользуясь информационной картой, пройдите 1 этап «Дорожной карты».

По окончании работы отвечает за работу группы партнер №1

2.Самостоя-

тельная работа

(приложение №1,2)

Группа самостоя-

тельно определяет цель и задачи урока, сверяет полученный результат с правильными ответами, выставляет в «Дорожную карту» заработанные баллы.

Мультимедиа проектор.

Шаблон правильного ответа

3. Объяснение темы урока

3 минуты

Групповая,

Фрон

тальная

1.Учитель: Для достижения цели все средства хороши. Помните,

как Вакула верхом на черте летел в Санкт-Петербург, чтобы добыть для своей любимой черевички? Вот так и мы движемся дальше к своей цели, выполняя одну за другой учебные задачи. На втором этапе вам предстоит поработать со структурой Эй ар гайд

( «До и после»).

Учитель: Вы посмотрели видеоролик ,теперь ответьте на вопрос: поменяли ли вы какой-либо из ваших ответов? Какие из этих утверждений наиболее важны для вас? Почему?

Отвечает партнер №2

1.Самостоятельная

работа.

Приложение №3. Таблица

Эй ар гайд по теме «история святочного рассказа».

Группа сверяет ответы и выставляет баллы в свою «Дорожную карту».

Интерес к теме

1.Презентация видеоролика

«История создания святочного рассказа».

4.Проверка домашнего задания как этап работы над новой темой

8-10 минут

Групповая

Обучаю

щая структура

Клок баддис.

Учитель: В качестве домашнего задания вам было предложено прочитать и создать буктрейлер по 1 из 4-х святочных рассказов.Во время просмотра я прошу каждого отметить для себя наиболее понравившийся буктрейлер, в котором нужно отметить 2 положительных и 1 отрицательный момент, если таковой обнаружится.

Учитель: возьмите в руки «Дорожную карту» и выполните задание 4 этапа.

Отвечает партнер №3

Учитель: Подводим итоги. Все рождественские или святочные рассказы имеют одни и те же жанровые признаки:

1.Присутствует рассказчик.

2.События хронологически связаны с Рождественскими праздниками.

3.Обязательно присутствие в качестве героя произведения детей.

4.Наличие фантастического элемента, чуда.

5.Произведение несет в себе нравственный урок.

Самостоятельная работа

1.Учащиеся представляют 4 буктрейлера по произведениям русских писателей. А.Аверченко «Зеркальная душа»,А.Куприн «Начальница тяги»,Ф.Достоевский «Мальчик у Христа на елке»,С.Черный «Берлинское рождество».

2.Приложение №4.

В конце работы группа сверяет ответы с шаблоном и выставляет в «Дорожную карту» заработанный балл.

Социальная сеть «ВКонтакте»,сообщество «Учимся с умом».

5.Практическая работа

8-10 минут

Индивидуаль

ная

Учитель: «Дорожной карте» осталось немного этапов. Самый важный, как мне кажется, это выполнить практическую работу, которая покажет ваши реальные успехи. Для этого возьмите в руки смартфоны, зайдите на свою страничку в Wizer.me и выполните задания Интерактивного листа. Сохраните ответы ,которые можно отправить на мою электронную почту или оставить сохраненными на сайте. Время для выполнения индивидуально, но не более 10 минут. Желаю успеха!

Самостоятельная работа

6.Домашнее задание

1,5-2 минуты

Фрон

тальная

Учитель: Так какой же он святочный рассказ? Предлагаю вам посмотреть еще один буктрейлер. В конце вы увидите большой вопросительный знак. Чтобы ответить на него, нужно рассказ прочитать

и дать письменный ответ-эссе на вопрос: Какой нравственный урок несет в себе произведение Н.Вагнера?

«Христова детка»

Интерес к теме

Учащиеся смотрят видеоролик ,записывают домашнее задание

Мульти проигрыватель.Видеоролик по книге Н.Вагнера «Христова детка».

7.Рефлексия

1 минута

Фрон

тальная

Структура «Билетик на выход».

Самостоятельная работа.

Учащиеся, уходя с урока, прикрепляют на классную доску свои записи — впечатления от урока,сдают свои «Дорожные карты» учителю. По итогам он выставляет оценки.

Дорожная карта

Группа№___,

Состав группы:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Этап

Задание

Инструкция по выполнению

Кто отвечает

Критерии успешности

Итоговый балл

1

Цель и задачи урока

1.Откройте 1 блок информационной карты.

2.Прочтите все подсказки.

3.По кругу заполните пропуски.

Цель:…………

Задачи:

1…………………………

………………………….

2………………………..

…………………………

3……………………….

…………………………

4.Сверьте свои ответы с шаблоном и выставите итоговый балл за этап

1 партнер

2 партнер

3 партнер

4 партнер

4 совпадения -3 балла

3 совпадения -2 балла

2 совпадения -1 балл

1-0 совпадений -0 баллов

2

Таблица верных и неверных утверждений.

1.Каждый берет себе таблицу утверждений «До и после».

2.В колонке «До» необходимо поставить «+» напротив утверждения ,которое считаете верным.

3.Посмотрите видеоролик.

4.Поставьте в колонке «После» «-» напротив тех утверждений, которые не совпали с вашим «+».

5.Подсчитайте, сколько совпадений получилось в группе и выставите итоговый балл

Все члены группы

В каждой таблице 3-4 совпадения -3 балла

В каждой таблице 1-2 совпадения- 2 балла

Нет совпадений – 0 баллов

3

Домашнее задание

1)Буктрейлер нужно представить по плану:

1.Автор

2.Название

3.Действующие лица рассказа.

4.Время,в которое происходят события рассказа.

2)В выбранном вами для оценки видеоролике отметьте 2 лучших момента и 1 ,требующий доработки

Отвечает партнер №4

Наличие буктрейлера — 1 балл

Представление буктрейлера по плану – 1 балл.

Отметили лучшие и худшие стороны выбранного для оценки буктрейлера – 1 балл

4

Таблица соответствия

1.Возьмите таблицу «Жанровые особенности». Изучите ее содержание.

2.Каждый партнер должен подчеркнуть в списке общее для 3-4 рассказов слово только в одной колонке. Далее необходимо передать лист следующему партнеру.

3.Подчеркнутые слова не должны повторяться

Все по кругу

Нашли 5 совпадений – 3 балла.

Нашли 4 совпадения -2 балла.

Нашли 2-3 совпадения – 1 балл.

5

Интерактивный рабочий лист

Приложение Wizer.me

1.Выполните задания своего интерактивного листа за отведенное время 10 минут.

2. Количество баллов выставляет каждый партнер группы (12 баллов максимум).

Все

1.Справился со всеми заданиями и уложился во времени -3 балла.

2.Справился со всеми заданиями, но не уложился во времени – 2 балла.

3.Выполнил только 1-2 задания -1 балл

Приложение № 2

Информационная карта

Блок № 1

Подсказки:

1)прочитать, посмотреть, сделать, решить;

2) буктрейлеры «Зеркальная душа», «Начальница тяги», «Мальчик у Христа на елке», «Берлинское рождество»;

3)святочный рассказ или рождественский рассказ ;

4)история появления;

5) признаки ;

6) тема: «Жанр святочного рассказа в русской литературе».

Приложение № 3

Блок №2

Таблица «До и после»

До

После

1.Рождественская литература впервые появилась в Германии

2.Рождественские и святочные рассказы -это 2 разновидности жанров литературы

3.В современной русской литературе, к сожалению, этот жанр утратил свою популярность

4.Считается, что первым появился жанр рождественской повести

Таблица «До и после»

До

После

1.Рождественская литература впервые появилась в Германии

2.Рождественские и святочные рассказы -это 2 разновидности жанров литературы

3.В современной русской литературе, к сожалению, этот жанр утратил свою популярность

4.Считается, что первым появился жанр рождественской повести

Таблица «До и после»

До

После

1.Рождественская литература впервые появилась в Германии

2.Рождественские и святочные рассказы -это 2 разновидности жанров литературы

3.В современной русской литературе, к сожалению, этот жанр утратил свою популярность

4.Считается, что первым появился жанр рождественской повести

Таблица «До и после»

До

После

1.Рождественская литература впервые появилась в Германии

2.Рождественские и святочные рассказы -это 2 разновидности жанров литературы

3.В современной русской литературе, к сожалению, этот жанр утратил свою популярность

4.Считается, что первым появился жанр рождественской повести

Приложение №4

Таблица «Жанровые особенности»

Ф.Достоевский

А.Куприн

С.Черный

А.Аверченко

Дети

Взрослые

Чудо,фантастика

Город

Взрослые

Дети

Праздник

Рассказчик

Чудо, фантастика

Рассказчик

Дети

Взрослые

Рассказчик

Подарки

Подарки

Праздник

Елка

Праздник

Радость

Город

Праздник

Город

Рассказчик

Фантастика

Печаль

Мораль

Мораль

Урок нравственный

Таблица «Жанровые особенности»

Ф.Достоевский

А.Куприн

С.Черный

А.Аверченко

Дети

Взрослые

Чудо,фантастика

Город

Взрослые

Дети

Праздник

Рассказчик

Чудо, фантастика

Рассказчик

Дети

Взрослые

Рассказчик

Подарки

Подарки

Праздник

Елка

Праздник

Радость

Город

Праздник

Город

Рассказчик

Фантастика

Печаль

Мораль

Мораль

Урок нравственный

Таблица «Жанровые особенности»

Ф.Достоевский

А.Куприн

С.Черный

А.Аверченко

Дети

Взрослые

Чудо,фантастика

Город

Взрослые

Дети

Праздник

Рассказчик

Чудо, фантастика

Рассказчик

Дети

Взрослые

Рассказчик

Подарки

Подарки

Праздник

Елка

Праздник

Радость

Город

Праздник

Город

Рассказчик

Фантастика

Печаль

Мораль

Мораль

Урок нравственный

Таблица «Жанровые особенности»

Ф.Достоевский

А.Куприн

С.Черный

А.Аверченко

Дети

Взрослые

Чудо,фантастика

Город

Взрослые

Дети

Праздник

Рассказчик

Чудо, фантастика

Рассказчик

Дети

Взрослые

Рассказчик

Подарки

Подарки

Праздник

Елка

Праздник

Радость

Город

Праздник

Город

Рассказчик

Фантастика

Печаль

Мораль

Мораль

Урок нравственный

Святочный рассказ

Святочный рассказ

Рожде́ственский расска́з (святочный рассказ) — литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы и характеризующийся определенной спецификой в сравнении с традиционным жанром рассказа. Традиция рождественского рассказа, как и всей календарной литературы в целом, берет свое начало в средневековых мистериях,тематика и стилистика которых была строго обусловлена сферой их бытования — карнавальным религиозным представлением. Из мистерии в рождественский рассказ перешла подразумеваемая трехуровневой организация пространства (ад — земля — рай) и общая атмосфера чудесного изменения мира или героя, проходящего в фабуле рассказа все три ступени мироздания. Традиционный рождественский рассказ имеет светлый и радостный финал, в котором добро неизменно торжествует. Герои произведения оказываются в состоянии духовного или материального кризиса, для разрешения которого требуется чудо. Чудо реализуется здесь не только как вмешательство высших сил, но и счастливая случайность, удачное совпадение, которые тоже в парадигме значений календарной прозы видятся как знак свыше. Часто в структуру календарного рассказа входит элемент фантастики, но в более поздней традиции, ориентированной на реалистическую литературу, важное место занимает социальная тематика.

Во второй половине XIX века жанр пользовался огромной популярностью. Издавались новогодние альманахи, подобранные из произведений соответствующей тематики, что вскоре способствовало отнесению жанра рождественского рассказа в область беллетристики. Угасание интереса к жанру происходило постепенно, началом спада можно считать 1910-е гг.

Основателем жанра рождественского рассказа принято считать Чарльза Диккенса, который в 1840-х гг. задал основные постулаты «рождественской философии»: ценность человеческой души, тема памяти и забвения, любви к «человеку во грехе», детства («A Christmas Carol In Prose» (1843), «The Chimes» (1844), «The Cricket On The Hearth (1845), «The Battle Of Life» (1846), «The Haunted Man» (1848)). Традиция Чарльза Диккенса была воспринята как европейской, так и русской литературой и получила дальнейшее развитие. Ярким образцом жанра в европейской литературе принято также считать «Девочку со спичками» Г.-Х. Андерсена.

Рождественский рассказ в русской литературе

Традиция Диккенса в России была быстро воспринята и частично переосмыслена. Если у английского писателя непременным финалом была победа света над мраком, добра над злом, нравственное перерождение героев, то в отечественной литературе не редки трагические финалы. Специфика диккенсовской традиции требовала счастливого, пусть даже и не закономерного и неправдоподобного финала, утверждающего торжество добра и справедливости, напоминающего о евангельском чуде и создающего рождественскую чудесную атмосферу. В противовес нередко создавались более реалистичные произведения, которые сочетали евангельские мотивы и основную жанровую специфику святочного рассказа с усиленной социальной составляющей. Среди наиболее значительных произведений русских писателей, написанных в жанре рождественского рассказа, — «Мальчик у Христа на ёлке» Ф. М. Достоевского.

Продолжателем традиций святочного рассказа в современной русской литературе является Д. Е. Галковский, написавший серию святочных рассказов. Некоторые из них получили награды.

Литература

Минералова И.Г. Детская литература: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2002.

Николаева С.Ю. Пасхальный текст в русской литературе. Монография. М.; Ярославль: Издательство «Литера», 2004.

Какое средство продавал торговец, которое «по подсчётам специалистов, экономило 53 минуты в неделю» (из рассказа Маленький принц) !!!ПОМОГИТЕ ПЖ СРОЧНО!!! ‘История о весельчаке’Раскажи туже самую историю от лица:кратко и выбрать на до только одногоА) ВесельчикаБ) одной из его сис тёр или братаВ) солдатаГ) Леди беззаботностьД) одной из её горничныхЕ) Короля страны​ Напишите сочинение по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского» ( не забывайте подтверждать свои суждения цитатами из произведения) по теме: «Урок и доброты в рассказе Распутина «Уроки французского». ПОМОГИТЕ ПЖ СРОЧНО ‘История о весельчаке’Раскажи туже самую историю от лица:кратко и выбрать на до только одногоА) ВесельчикаБ) одной из его систёр ил и братаВ) солдатаГ) Леди беззаботностьД) одной из её горничныхЕ) Короля страны​ Напишите пародию на любое литературное произведение(минимум 150 слов) Кластер с ключевым словом «футляр» Можно ли назвать героев Чехова атипичными? Почему? Задание по повести А.Алексина » Безумная Евдокия» 1. Какие проблемы поднимает автор в повести? (Перечислите 4 проблемы). 2. Напишите сочинение-рассужд ение на одну из проблем. (Аргументы только из повести). В заключении ответьте на вопрос: над чем заставила задуматься вас повесть? (Сочинение должно быть не менее 150 слов). Друзья помогите!!! Среди представленных признаков найдите те, которые характеризуют литературную балладу 1 лирико — эпическое произведение о необычно м событии 2 лирическое произведение назидательного содержания 3 художественное произведение об историческом прошлом 4 лирическое произведение о безответной любви 5 эпическое произведение фантастического характера 6 лирико — эпическое произведение героического характера 7 лирическое произведение о природе

Анализ святочного рассказа Г. Х. Андерсена «Девочка со спичками»

Анализ святочного рассказа

«Девочка со спичками»

«Девочка со спичками» — короткий святочный

рассказ Ганса Христиана Андерсена,

написанный как текстовое сопровождение к

гравюре Иоганна Лундбю (датск.) русск. с

изображением юной продавщицы спичек.

Опубликован в 1845 году.

«Девочка со спичками» — настоящая классика святочного рассказа. Это произведение не только читают — по нему снимают фильмы и мультфильмы и даже пишут оперы.

Рассказ повествует о маленькой продавщице спичек, которая замерзает в канун Нового года, предпочитая не возвращаться, домой из страха перед жестоким отцом. Каждый раз, когда она зажигает спичку, чтобы согреться, перед её глазами встают светлые видения — жирный новогодний гусь, который поднимается с тарелки и идёт к ней навстречу, новогодняя ёлка с игрушками, покойная бабушка…Поутру девочку находят замёрзшей с коробком сожжённых спичек.

Образ Ребенка родился в древних культурах наряду с мифами о Матери, об Отце, о Мировом Древе, о сотворении мира. Дитя, добрый ребенок встречается в фольклоре и в литературе. Такого ребенка мы видим и у великого сказочника Х. К. Андерсена. Центральным героем является ребенок, страдающий без вины, наказанный без преступления. Именно эта тема детского страдания звучит в святочной сказке «Девочка со спичками» . В произведении образ детства скорбный — «дите плачет». Детские слезы здесь воспринимаются как результат неправедной, злой жизни взрослых.

И только жанр святочного рассказа позволяет вырваться из будничной суеты, людского равнодушия, заглянуть в мир чудесного, напомнить о добре и милосердии.

В святочной сказке «Девочка со спичками», например, Андерсен преклоняет голову перед малышкой, которая пытается спасти родных, продавая спички. Она трагически умирает, замерзая у стены какого-то дома. Окружающие сочувствуют, но никто не знает, что перед девочкой открылся чудесный небесный мир – мир ангелов, которые забирают малышку с собой. Этому сказочному миру противопоставлена жизнь сытых и самодовольных жителей города.

Бедная девочка не похожа на окружающих, потому что ее душа чиста и непорочна, как у ангела. Судьба малышки заставляет меня, как и любого читателя, задуматься над тем, почему есть бедные и богатые, а дети, считающиеся ангелами, проходят такие испытания, которые под силу только взрослым. Все любимые герои – дети сильны духом, потому что им в трудную минуту помогает Бог.

Какой эпизод является самым ярким в сказке?

Рождество считается самым светлым и добрым праздником, но этот праздник не приносит радости ребёнку. Здесь праздничное радушие и гостеприимство соседствуют с жестокостью и бездушием.

К сожалению, в реальной жизни чуда не произошло -девочка замерзает в студеную зимнюю пору, но никто не знал, какую красоту она видела, в каком блеске вознеслась вместе с бабушкой к новогодним радостям в небо, где обретает всё, чего ей так не хватало в действительности — Она оказалась рядом с тем, кто любил её, заботился о ней. Девочка перестала мучиться. Очень жаль, что своё Счастье героиня нашла не в реальной жизни.

Как вы думаете, для чего Андерсен написал такую сказку?

Героиня призвана смягчить души черствые, возродить святые и спасительные чувства, скрытые в глубине души каждого человека. Писатель взывает к милосердию людей.

Как вы понимаете значение слова милосердие?

Способность сделать что-то хорошее для других, помочь человеку из сострадания, сочувствия.

Можно ли финал сказки назвать счастливым?

Всё зависит от веры человека: если веришь в Христа — счастливый, а если нет — другое дело.

Сказки Андерсена глубоки ,философичны и неиссякаемы в своей мудрости, красоте ,фантазийности и в то же время правдивости -ведь говорят они о нашей жизни ,которая мало изменилась с времен ,когда жил великий волшебник на нашей земли ,ведь и по сей день в героях сказок-былей каждый найдет себя. Ведь только печальное делает черствых людей добрее.

Это произведение очень современное, вполне допускаю, что подобная история запросто может произойти зимой в большом городе. Ребенок может потеряться, остаться на улице один, замерзнуть, и никто на него не обратит никакого внимания. Ведь эта девочка умерла от людского равнодушия и жестокости, которая сейчас царит в мире. Такие сказки должны быть, чтобы и нам не зачерстветь и детям своим не дать стать немилосердными и не сострадательными. И помнить, что рядом с нами всегда есть люди, которым нужна помощь ,мы эту помощь можем оказать и тем самым спасти человека, возможно даже от смерти. По- моему, сказка «Девочка со спичками» актуальна до сих пор .Она учит не быть жестокими не только к близким, а ко всем. Быть милосердными, не забывать, что мы люди.

В заключение необходимо выделить идею сказки Г.Х. Андерсена «Девочка со спичками», написанную в XIX веке. Идея — “Будьте милосердны!”

В XXI веке она звучит особенно актуально, ведь ещё очень много детей нуждаются в сострадании и помощи.

В этом и есть главная ценность произведения — оно учит сочувствию, состраданию и добру.