Святой покровитель животных

Доклад-сообщение Святые на Руси 4 класс

На Руси известно множество святых, чудеса которых и по сей день поражают умы современников.

Одним из самых известных святых на Руси можно назвать Сергия Радонежского. Он является основателем Троицкого монастыря (в настоящее время это Троице — Сергиева лавра).Сергий очень многое сделал для процветания духовной жизни. Он являлся человеком искренне любящим отчизну и верующем в душевную доброту. До наших дней сохранились рукописи его сподвижников, например «Житие Сергия Радонежского», написанного Епифанием Мудрым.

Серафим Саровский, старец, живший в середине 17 века. Еще в раннем детстве с мальчиком часто случались чудеса, один раз он не удержался и упал с колокольни храма, которая находилась высотой с трехэтажный дом, всех поразило то, что при таком падении на мальчике не осталось и царапины. После судьбоносной встречи юного Прохора со старцем Досифея, который указал юноше жизненный путь. Прохор совершил постриг и стал служителем Саровского монастыря, а так же у него сменилась имя с Прохора на Серафима. В одну из ночей старцу приснился образ Матери Божьей, она просила, что бы он стал принимать у себя людей. Серафим последовал своему сну, и вскоре чудодейственность молитв святого, стали замечать люди. Некоторые его советы людям по началу казались странными, но следуя им в последствии, они понимали, что слава монаха были праведными.

Блаженная Матрона Московская, наверное, каждый знает о чудотворности иконы с изображением Матроны Московской, прикоснувшись к мощам святой, даже бесплодный человек может родить дитя, смертельно больной получить исцеление. Еще с раннего детства Матронушка, мгла видеть образа бога и дьявола, но при этом с рождения была не зрячая. Когда девушке было 17 лет, в их семье случилась беда, у матушки отказали ноги, врачи говорили, что ходить она больше не сможет. Вскоре девушку настигло еще одно несчастье, стало негде жить. А после она и другие верующие попали под революцию над святыми, но от церкви она не отказалась. Верным спутником в трудном жизненном пути была молитва. После революции, больная, парализованная и слепая, она все равно продолжала принимать у себя людей и наставлять их на путь господа.

Икона с изображением Ксении Петербургской помогла не одной 1000 людей, единственное, с чем можно сравнить чудодейственность иконы так это с Матроной Московской. Жизнь Ксении на первом этапе ничем не отличалась от остальных людей, все началось после смерти любимого супруга, молодая женщина впала в уныние, в какой — то степени она винила себя в гибели мужа, у нее даже возникали мысли проститься с жизнью. Однажды Ксения оставила свой дом бедным людям, а сама ушла жить в старой ветхой избушке, полностью отказавшись от мирских благ. Для людей, даже того времени, это был воистину странным поступком. Как именно Ксения пришла к служению церкви, до сих пор не известно, единственное, о чем сказано в рукописях, что дар предвидения открылся после пожара. Что в последствии привело женщину к служению Богу.

4 класс

Святые на Руси

Популярные темы сообщений

  • Гимнастика

    Гимнастика является самым знаменитым и популярным видом спорта, которым занимаются не только юноши, но и девушки. Для того чтобы никогда не болеть и чувствовать себя постоянно в тонусе нужно всегда делать различные физические упражнения

  • Нью Йорк

    Бесспорно, про этот город слышали буквально все. Его можно назвать центром мира. Именно здесь сосредоточено множество достопримечательности, различные учреждения от образовательных до культурных. Есть множество развлечений и мест,

  • Свинья

    Слово «свинья» не будет обидным, если узнать ближе замечательных животных с этим именем. Они не такие, как думают многие. Сейчас наука раскрывает много тайн одного из старейших и мудрейших друзей человека.

Православное отношение к животным

Поговорим об отношении христианской религии к животным. Дело в том, что людей, неравнодушных к нашим “мень­шим братьям”, у нас немало. Часто можно видеть, как сердобольные мужчины и женщины с утра несут миски с похлёбкой для бездомных щенков или котят. Большинство из этих людей верит в Бога, в искупительную жертву Христа и живёт по Его заповедям, однако не принимает учения Церкви именно потому, что, по их мнению, оно отвергает ценность животных в мироздании и вообще считает их не достойными внимания со стороны человека.

Это далеко не так. Прежде всего отмечу, что учения Православной Церкви о животных не существует. Имеются лишь частные мнения по этому поводу святых Отцов, не утверждённые, однако, в качестве догмата самой Церковью. Поэтому мы и рассмотрим именно частные мнения христианских подвижников1.

В этом вопросе существуют два важных аспекта. Первый: бессмертны ли души животных и наследуют ли они Небесное Царство; и второй: об отношении к ним Бога и людей.

Сторонники утверждения, согласно которому душа животного распадается в момент его физической смерти (в частности, святитель Игнатий Брянчанинов), говорят следующее: всё, что не имеет в себе “образа и подобия Божия”, Царствия Небесного не наследует.

Однако этому утверждению имеется аргументированное возражение. А именно: в первозданном раю животные существовали (из Священного Писания известно, что Адам давал им имена (Быт 2:19–20)), причём сотворены они были задолго до появления на свет человека. А всё сотворённое до грехопадения людей, как известно, было нетленным! Следовательно, бессмертны были и животные. Так почему же в прежнем раю живые существа, которые не являются “образом и подобием Бога”, были, причём нетленными, а в раю будущем их быть не должно? Попытки объяснить подобное тем, что, мол, животные нужны были вначале для помощи людям в быту, — абсолютно безосновательны по той простой причине, что Адам и Ева в раю ни в чём не нуждались: ни в охране жилища, ни в истреблении мышей, ни в том, чтобы пахать землю. А среди продуктов, разрешённых им в пищу, согласно Священному Писанию, никак не фигурировало мясо.

А теперь обратимся к доводам тех святых Отцов, которые по данному вопросу придерживались иной точки зрения (а таких намного больше, чем сторонников святителя Игнатия). В частности, святой архиепископ Лука Войно-Ясенецкий для доказательства верности своих воззрений приводит цитаты из Священного Писания: Излию от Духа Моего на всякую плоть (Иоил 2:28); нетленный Твой дух пребывает во всем (Прем 12:1). Из этого архиепископ Лука заключает, что “дух животных <…> не может быть смертным, ибо и он — от Духа Святого” (нетленно­го — В. К.)2.

Далее он приводит замечательные строки из Послания к Римлянам святого апостола Павла: Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению (Рим 8:19–22).

Комментируя эти строки, святитель Лука пишет: “Вся тварь жила бы в свете и радости, если бы грехопадение Адамово не изменило судьбу мира <…> и в наставших печальных судьбах жизни она, по греховной воле Адама, которому Бог подчинил её, подпала суете, нестроениям и страданиям”3. Из этого многие священники делают вывод о том, что мы перед животными — в неоплатном долгу. Зверушки, птицы и вся Божия тварь получили болезненные и смертные тела из-за греховных поступков первых людей! В отличие от них животные перед Богом ни в чём виноваты не были!

Что же будет с Божией тварью дальше? А дальше, на новой, обновлённой Земле, согласно Священному Писанию, волк и ягненок будут пастись вместе; и лев, как вол, будет есть солому (Ис 65:25). То есть хищники, это порождение дьявола (который на вверенной ему Земле многое изменил по своему усмотрению), снова станут кроткими травоядными созданиями, какими и были задуманы Богом. Более того, по мнению создателя “Детского Катехизиса” протоиерея Максима Козлова, животные в Небесной Обители будут не такие, какими они были на Земле, а “преображёнными”, “включающими в себя некое лучшее”, что может быть взято из них4.

По слову святителя Луки, “бессмертие для твари не будет иметь того значения, что для человека. Её примитивный дух не может бесконечно развиваться и нравственно совершенствоваться. Жизнь вечная для низкой твари будет лишь тихой радостью в наслаждении светозарной природой и в общении с человеком, который уже не будет мучить и истреблять её”5.

Именно: “не будет мучить и истреблять…”. К сожалению, греховная природа нынешнего человека такова, что он частенько становится палачом всего живого на Земле. Он видит в зверушках и птицах не душу, а исключительно мясо и шкуру. Но это ещё полбеды. Частенько он убивает животных на охоте и рыбалке уже не ради пропитания, а с целью развлечения! Человек, творящий такое, испытывающий удовольствие при виде страданий Божией твари, не имеет в себе ни капли христианина! А если он считает себя верующим, то эта его вера с христианством абсолютно и в корне несовместима.

Сторонники убийства животных и люди, абсолютно к ним равнодушные, говорят так: это существа “неразумные”, они не имеют “духовной ценности”. Отвечу цитатой из Священного Писания: Ты любишь все существующее, и ничем не гнушаешься, что сотворил (Прем 11:25). То есть Бог любит всех созданных Им существ. И потому никто из людей не вправе превозносить себя над остальным творением Господа — тем более что разум и дух, коими мы так любим гордиться, являются вовсе не плодами наших трудов и усилий, а исключительно даром Всевышнего!

Каким должно быть отношение христиан к животным, лучше всего видно на примере православных святых. Преподобный Серафим Саровский возле своей землянки устраивал настоящую столовую для лесных зверушек. К нему приходили зайцы, лисицы, белки и даже медведь. Отцу Серафиму не только не могло прийти в голову наставить на них ружьё, но он не был и равнодушен к их бедам, никогда не отказывал им в хлебе.

По молитве преподобного Сергия Радонежского был исцелён слепой медвежонок, которого к его избушке принесла мед­ведица.

Старец Герасим Иорданский извлёк занозу из лапы льва. Зверь после этого всю жизнь смиренно трудился со святым и скончался на его могиле…

Многие афонские старцы разговаривали с животными, как с людьми. Почитали даже пауков и змей.

Безусловно, отношение к животным нельзя доводить до уровня поклонения им. Недопустимо, скажем, тратить большие деньги на всевозможные стрижки и маникюры для своих питомцев, покупать им дорогую одежду и т. д. Нехорошо сажать их за стол вместе с людьми как членов семьи. Животные должны занимать среди людей подобающее им место, и Православие на это указывает. Но если подобная тенденция присуща в основном западным странам, то Россию в этом смысле характеризует прямо противоположное явление, а именно: к своим “мень­шим братьям” у нас относятся как к неодушевлённой вещи. Например, родители часто берут для своего сына или дочки щенка или котёнка — в качестве живой игрушки. И когда увидят, что их ребёнок больше с ним не играет, выбрасывают зверёныша на улицу, обрекая четвероногого малыша на страдания и голодную смерть. Так поступать нельзя, это не по-божески. Если христианин взял к себе в дом животное, он обязан ухаживать за ним — кормить, лечить и т. д. — до конца его жизни (в исключительных случаях — например, когда животное вызывает аллергию у ребёнка — необходимо найти для четвероногого питомца других хозяев или отдать его в приют).

И в этой связи хочу особо сказать об отношении к бездомным животным.

Вы когда-нибудь видели “подвальных” котят и щенков? Нет? Тогда послушайте очевидца: тощие, как скелеты, с выпавшей шерстью и гноящимися ранами, они сидят, съёжившись в комок, среди куч помёта или в зловонной жиже — забитые, запуганные и беспомощные… А иные из них (видимо, успевшие познать домашний уют), заметив человека, принимаются жалобно пищать, из последних сил стараясь к нему подползти. И в их взгляде ясно читаешь: “Куда же ты пропал, старший брат? Помоги. Нам очень плохо!..”. И если голодных, но здоровых ещё можно немного подкормить, то в случае больных и увечных остаётся только одно: плакать вместе с ними и молить Бога о том, чтобы Он поскорее прекратил страдания этих четвероногих малышей. Потому что помочь им ты не в силах! Закон тления и смерти на Земле непреложен (повторяю, по причине грехопадения первых людей).

Но если имеется возможность помочь несчастным бедолагам, то христианин это сделать обязан. Непозволительно верующим во Христа пройти мимо голодного котёнка или сбитого машиной, но ещё живого щенка!

Милосердие — неотъемлемая часть нашей веры. Человек с каменным сердцем по определению не может войти в Небесную Обитель, причём сострадание не бывает избирательным. Нельзя любить людей и в то же время презирать остальную Божию тварь. В противном случае такое “милосердие” фальшиво; а человеку в этом случае стоит честно ответить себе на вопрос: а есть ли в нём Любовь вообще? Или он только делает вид, что способен любить?

…Недавно в одной из брошюр с рассказами о паломниках Дивеева я увидел фотографию, на которой был запечатлён мужчина, а на его плечах и вытянутых в стороны руках спокойно сидели голуби и чистили свои пёрышки. Глядя на снимок, я подумал: а ведь это, вероятно, и есть символ рая, где царствует Любовь между всем Божиим творением, единое братство всего живого — людей, зверей, птиц, бабочек, букашек. Ибо все мы — пусть и в разную меру (кто-то “старший брат”, а кто-то “млад­ший”), но дети одного Небесного Отца.

1Подробнее см.: Об отношении к животным. М., 1998. — Ред.

2Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. М.–Клин, 2003. С. 125.

3Там же. С. 125–126.

4Протоиерей Максим Козлов. Детский Катехизис. 200 детских вопросов и недетских ответов о вере, Церкви и христианской жизни. М., 2001. С. 34.

5Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. С. 126.

Небесные покровители животных: святые, которым можно молиться

В России покровителем животных считают Святого Власия (24 февраля).
Священномученик Власий, епископ Севастийский, жил в городе Севастии (Каппадокийская область Малой Азии) и известен своей праведной и благочестивой жизнью. По единодушному избранию жителей он был рукоположен епископом своего города. Это произошло во времена царствования римских императоров Диоклитиана (284-305) и Ликиния (307-324)-жестоких гонителей христиан. Святой Власий укреплял своих пасомых, посещал заключенных, поддерживал мучеников.
Многие христиане в то время скрывались от преследователей в пустынных и уединенных местах. Святому Власию также пришлось удалиться на гору Аргеос. Там он стал подвизаться в пещере. К нему приходили дикие звери и кротко ждали, пока святой окончит молитву и благословит их. Больных животных святитель исцелял, возлагая на них руки. Убежище святого было открыто слугами правителя Агриколая. Они прибыли для отлова зверей, необходимйх им для терзания мучеников-христиан. Слуги донесли своему господину, что на горе скрываются христиане, и он приказал схватить их. Однако посланные нашли лишь Севастийского епископа. Прославляя и благодаря Бога, призывающего его на подвиг, святой Власий последовал за воинами. По пути в город святой исцелял больных и совершал чудеса.
Так, некая бедная вдова пожаловалась ему на свою беду: волк утащил единственное ее достояние — поросенка. Епископ улыбнулся и сказал ей: «Не плачь, твой поросенок будет тебе возвращен…». И, действительно, ко всеобщему изумлению, волк прибежал обратно и принес свою добычу невредимой.
Агриколай встретил епископа льстивыми словами, называя его Другом богов. Святой ответил на приветствие, но языческих богов назвал бесами. Тогда его подвергли жестокому избиению и отвели в темницу. Ночью святого Власия навестила бедная вдова, которой по его молитве волк вернул поросенка, и принесла святому Власию пищу.
На другой день святого опять подвергли мучениям, но он остался непоколебимым. Когда же его вели обратно в темницу, семь жен шли за ним и собирали капли его крови. Всех их схватили и пытались заставить поклониться идолам. Жены притворно согласились на это, сказав, что совершат перед этим очищение в водах озера. Они взяли идолов и утопили их в самом глубоком месте. Христианок стали жестоко истязать. Святые стойко переносили мучения, укрепляемые благодатью Божией. Тела их преобразились, стали белыми, как снег, и вместо крови из ран текло молоко. У одной из жен было два юных сына, которые просили мать, чтобы она помогла им достигнуть Царствия Небесного и поручила их попечению епископа Власия. Семи святым женам отсекли головы.
Святой Власий снова был приведен к Агриколаю и опять непреклонно исповедал свою веру во Христа. Правитель приказал бросить мученика в озеро. Святой Власий, подойдя к воде, осенил ее крестным знамением и пошел, как по суше. Обратившись к стоявшим на берегу язычникам, святитель предложил им идти к нему по воде, призывая в помощь своих богов. На это дерзнули 68 приближенных правителя и все, войдя в воду, немедленно утонули. Святой, повинуясь велению явившегося ему Ангела, вернулся на берег.
Агриколай был в ярости от того, что потерял своих лучших слуг, и приказал обезглавить святого Власия, а с ним двух порученных его попечению юношей, детей мученицы. Перед смертью священномученик молился о всем мире и особенно о тех, кто будет чтить его память. Событие это произошло около 316 года.
В день памяти святого благочестивые люди стали приносить в церковь свечи и ладан, раздавать милостыню. Этот обычай укоренился в память поступка блаженной вдовы, которая принесла святому Власию пищу в темницу. Мощи священномученика Власия были перенесены на Запад во время крестовых походов, частицы их хранятся во многих странах Европы.
Молитва святому священномученику Власию, епископу Севастийскому: «Услыша нас от селений райский, где ты обитаешь, Святый священномученик Власий, призри нас на земле, с любовию совершающих святую память твою. Благодать испросил ты у Господа исцелять болящих гортанью, также животных и людей врачевать от различных недугов, как читаем об этом в житии твоем. Сам ты, Святый иерарх, так молился Господу: «Господи, услыши молитвы моя и, аще в скотех, как болезнь случится и помянет кто имя мое, глаголя: Боже, молитвами раба Твоего Власия, помози тому, ты, Господи, ускори на помощь и исцеление подаждь в славу и честь святаго имени Твоего!» Исцели же, Власий досточудный, болезни наша и скот наш сохрани здоровым, ибо все суть создания Божий Единым Творцом сотворенные. Воззри на нас милостиво, святитель Божий Власий, ибо ты всякое творение на земле возлюбил, как призванное к бытию Богом. Внемли нам, Власий достохваль-ный, потому что ты перед кончиною своей молил Владыку и Господа нашего 6 тех, которые память твою захотят совершить, да исполнятся они даров Божиих, и пребудут благословенны. Услышь, священномученик Власий, нас, почитающих всечестную память твою, и умоли Господа, который обещался всегда прошения твои исполнять; пусть дома наши всякими благами изобилуются, и мольбы наши о всяких нуждах будут услышаны. Ты знаешь, святой Власий, что, имея все по потребу, человек благодарения вохылает Богу и от довольства духа становится добрым и незлобливым. Не отринь же нас, молящихся тебе, Святый Власий, и будь ходатаем о нас перед Господом, да в благополучии, и во всяком благочестии поживем и по кончине нашей сподобимся неосудженно предстать к престолу Спаса Христа, прославляя Его со Безначальным Его Отцем и животворящим Его Духом во веки. Аминь».
СВ. АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ, ПОКРОВИТЕЛЬ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ ЖИВОТНЫХ.
Святой Антонио Абада жил в Египте в III-IV вв. и ухаживал за больными животными, даже хищниками.
Святой Антоний Великий, один из основателей монашества, родился в верхнем Египте в середине III века. В молодости раздал все свое имущество и ушел в пустыню. Там Антоний предался аскетическим подвигам и, по преданию, боролся с демонами, скусавшим его в образе диких животных. Из своих учеников Антоний создал первое братство христианских отшельников. Он считается покровителем домашних животных и целителем от гангрены. День святого в православии 17 января нового стиля.
По всей Испании проходят праздничные процессии, на которых хозяева в сопровождении своих собак, кошек, лошадей, ослов, красочно украшенных лентами и колокольчиками, идут вокруг храма, после чего священник с паперти благословляет их, окропив святой водой. Во главе таких процессий обычно шествует всадник со скульптурной фигурой святого Антония в руках. За ним следуют одетые в национальные костюмы музыканты и танцоры.
Праздничные мероприятия в честь святого Антония обычно сопровождаются «братскими пиршествами». По вечерам у костров и жаровней, устроенных прямо на улице, организаторы праздника раздают всем желающим жареное мясо и колбасу. На такие встречи часто съезжаются разъехавшиеся в разные концы страны местные жители, использующие праздник, чтобы навестить родные места и старых друзей.
Ранее такие праздники устраивались только в сам день святого — 17 января. Сейчас они растягиваются на месяц — с 10 января по 10 февраля, так как в Испании на все храмы не хватает священников, и они попеременно благословляют домашних животных в разных приходах. Праздники в честь святого, которые особенно радуют детей, завершатся грандиозными фейерверками.
В день св Антония покровителя животных испанцы балуют своих домашних питомцев.
СВ. ГЕОРГИЙ
ПРИ ПЕРВОМ ВЫГОНЕ СКОТА ПАСТУХ ДОЛЖЕН ОБОЙТИ СТАДО С ИКОНОЙ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ.
06 мая на Руси справляют ЕГОРЬЕВ ДЕНЬ — так называется праздник в честь великомученика Георгия, одного из наиболее популярных христианских святых, героя многочисленных сказаний и песен.
Святой Георгий (Егорий Храбрый) у русских — один из самых почитаемых святых. По преданию, святой Георгий происходил из знатного каппадокийского рода, был военачальником и приближенным императора Диоклетиана. Когда началось диоклетианово гонение на христиан, он отказался от должности в войске и явился исповедником христианства. За это Георгий был обезглавлен после восьмидневных тяжких мучений в Никомидии (около 303 года). До своей кончины святой совершил много чудес и добрых дел. Наиболее известной (благодаря апокрифической литературе) стала победа над чудовищем — «огненным змием». Это событие чаще всего изображалось на иконах.
В народном сознании сосуществовали два образа святого Георгия: «змееборец — христолюбивый воин» и «хозяин земли и весенней влаги, покровитель скота, распорядитель диких зверей, открывающий весенние скотоводческие и земледельческие работы». Первый образ пришел из церковных источников, а второй сложился на основе языческих представлений о природе плодородия -от верховного бога и Велеса (бога скота). Правильно это или не правильно, судить не будем, важно лишь то, что Георгий для народа — зачинатель весны во всех ее проявлениях: будь то животные или растения.
6 мая (23 апреля по старому стилю) имело большое значение в народном календаре. Несмотря на то что во многих губерниях России весну начинали встречать с первых чисел марта (Масленица, Сороки), днем наступления настоящего весеннего тепла считали Егорьев день. Люди говорили: «Егорий Храбрый — зиме враг лютый», «Юрий на порог весну приволок», «Чего-чего боится зима, а теплого Егория больше всего».
По народным представлениям, Егорий начинал весну, отмыкая землю, выпуская на белый свет росу. Именно поэтому юрьевская роса и считалась целебной. Такой росой положено было умываться. Росу собирали полотенцем и затем утирались им. На утреннюю росу выгоняли животных, чтобы целебные силы полностью впитались в их организм. Говорили: «Юрьева роса выкормит скотину лучше овса!». Чтобы коровы лучше доились, вымя протирали полотенцем с юрьевской росой. А опытные знахарки эту же росу использовали как средство от сглаза.
С началом весны начинались и весенние работы: «Егорий начинает работу». В этот день первый раз выгоняли скот на пастбище, к нему приурочивали позднюю пахоту и яровой сев, посадку некоторых огородных культур, найм работников и пастухов. Во многих местах была распространена поговорка: «На Егория Вешнего запахивает и ленивая соха», от нее в Нижегородской губернии и сам день получил название — «Егорий -ленива соха». Пограничный характер этой даты предопределил большое количество ритуальных действий, осуществляя которые, крестьяне старались заручиться поддержкой высших сил на весь хозяйственный сезон.
В среднерусской полосе, где к Егорьеву дню появлялись первые озимые всходы, к празднику были приурочены магические и ритуальные действия земледельческого характера. Чаще всего это были крестные ходы на засеянные поля, завершавшиеся молебном, обращенным к святому Георгию. В Смоленской губернии после молебна женщины оставались в поле, чтобы угоститься водкой. Иногда к водке приписывалась яичница, приготовленная совместно, — все это ритуально и обрядно. Существовал также обычай катания по земле. Считалось, что после этого земле передадутся силы человека и урожай будет хорошим. Кстати, летом, после завершения жнивных работ, женщины также катались по земле только с обратным результатом: земля отдавала им силы.
Повсеместно святой Георгий был известен как покровитель домашнего скота, при этом его иногда называли «загонщиком скота» или даже «скотным богом». Существовало много обрядов при первом выгоне скота. Так, пастух обязательно должен был обойти стадо с иконой святого Георгия, прочитать молитву, попросить помощи у святого и защиты для животных.
Покровительство Егория распространялось не только на домашних животных, но и на хищников. Говорили: «Что у волка в зубах, то Егорий дал». Крестьяне оправдывали святого, отдавшего на съедение их скотину, тем, что скотина эта вредна человеку.
С Егорьевым днем как с днем начала весенне-летних работ связывалось много примет, предвещающих урожай и степень благополучия хозяйства. Если на Егория шел дождь — скоту предстоял легкий голод, если снег -говорили, что уродится гречиха, если мороз — будет урожай на овес и просо. Если утро праздника выдавалось ясным, это предвещало ранние всходы. Если погода улучшалась к вечеру — поздние всходы должны были быть лучше ранних. Ранняя весна на Егория сулила богатый урожай и раннее окончание земледельческих работ. В народе говорили:»Коли на Юрия березовый лист в полушку — к Успению клади хлеб в кормушку».
Источник: © «Крестьянская Россия» N 017 стр. 7 от 03.05.2004
Можно ли молиться о животном?
Ответ священника Александра Ильяшенко:
Домашние животные — помощники человека. От некоторых из них напрямую зависит наше благополучие. Вот почему в традиции Православной Церкви присутствует обращение к святым с молитвой о здоровье животных. Издревле в деревнях молились святым мученикам Флору и Лавру, Власию о здоровье коров, лошадей и других животных. Существует молитва о домашнем скоте, которая читается священником — «во еже благословити стадо». В ней есть, например, прошение избавить животных от насилия диавола, от губительного недуга, от всякой немощи, от чародейства и волшебства. Милосердное отношение к природе, доброе отношение к животным, является неотъемлемой частью христианской этики. Невозможно разрушать окружающую нас природу и любить человека. Важно помнить, что нет ничего важнее спасения человеческой души, поэтому о животных нельзя молиться так же, как о людях.
Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:
Животные составляют наиболее близкую к человеку часть тварного мира. Бог хранит людей и ведет их к спасению. Но и бессловесную тварь не оставляет без попечения. Библия говорит, что животные находятся под охраной Творца: «Правда Твоя, как горы Божии, и судьбы Твои — бездна великая! Человеков и скотов хранишь Ты, Господи!» (Пс.35:7). У Господа не забыта даже малая птица (Лк.12:6). Бог питает их: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» (Мф.6:26). Закон, который Бог дал Израилю, охранял и животных, предусматривал и для них субботний покой: «Шесть лет засевай землю твою и собирай произведения ее, а в седьмой оставляй ее в покое, чтобы питались убогие из твоего народа, а остатками после них питались звери полевые <…> Шесть дней делай дела твои, а в седьмой день покойся, чтобы отдохнул вол твой и осел твой и успокоился сын рабы твоей и пришлец» (Исх.23:10-12). Священное Писание говорит: «Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко» (Прит.12:10). Забота некоторых святых о животных известна по их житиям: Герасима Иорданского о льве, Сергия Радонежского и Серафима Саровского о медведях и др.
Животные не имеют образа Божия, поэтому мы не можем молиться о помиловании и спасении их. Но просить Бога за них (в первую очередь за тех, которые являются нашими помощниками в хозяйстве) мы можем.
Молитва ВО ВРЕМЯ СИЛЬНОГО МОРА(падежа, болезни)ЖИВОТНОГО .
Господи, Боже наш, Боже сильный и крепкий, власть жизни и смерти имеющий, людей и скот спасающий и посылающий скоро просимое всем, с верою к Тебе прибегающим и прошения их милостиво исполняющий! К Тебе мы, недостойные рабы Твои, припадая смиренно, с верою в сокрушенном сердце просим и умиленно молимся: призри милостиво на скот сей, одержимый немощью тяжкой и болезнью пагубной, и скоро исцели силою Твоего благословения, погашая жгущий внутренности его (скота) пламень и болезнь облегчая; зловредительно деющие и губящие его ветры перемени на благоприятные и даруй ему жизнь и здравие, ради моления верных людей Твоих, к Тебе взывающих: по молитвам Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, силою Честнаго и Животворящего Креста, покровительством небесных Сил безплотных, честнаго и славного пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, святых славных и всехвальных апостолов, святых победоносных мучеников, святых безсребреников врачей: Косьмы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеймона и всех святых Твоих, ибо Ты — источник жизни и ея податель, и Ты спасаеши людей и скот, и Тебе славу возносим, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Каким святым угодникам Божиим следует молиться о даровании исцеления больным животным и можно ли держать иконы этих святых в ветклинике? Будет ли считаться грехом, если давать пить больному животному Святую воду, освященный кулич и яйца, применять на раны масло, освященное на мощах угодников Божиих? Не является ли грехом усыпление безнадежного животного?
Ответ священника Александра Ильяшенко:
Покровителями животных традиционно считаются мученики Флор и Лавр, на их иконе рядом с этими святыми традиционно изображают лошадей. Кроме того, о домашних животных молятся великомученику Георгию и мученику Трифону. Держать икону в ветклинике (в Вашем кабинете) — можно и нужно. Пусть Вас не смущает, что в текстах молитв говорится в основном о сельскохозяйственных животных: для наших предков они были кормильцами, почти членами семьи, а домашние животные в нынешнем понимании встречались достаточно редко и в основном у богатых людей. В принципе, молиться можно и своими словами. Главное, чтобы это было искренне и от души. Святую воду, освященное масло, кулич и яйца животным давать нельзя — это осквернение святыни. Усыпление безнадежно больного животного грехом не является, поскольку Господь поставил человека над животными.

Покровитель кур

ПОКРОВИТЕЛЬ КУР
(8 октября – день Сергия Радонежского)
Народный календарь.
Сергий считался у народа хранителем кур. Скорее всего, это связано с тем, что эта домашняя птица имела для крестьянской семьи особое значение, как наиболее доступное и дешёвое мясо. Считалось, что через эту птицу с людьми говорит сам Господь, собственно яйцо есть начало всех начал, возрождение, плодовитость.
На Сергия рубят капусту. Говорили: «Капусту солят с первыми заморозками, раньше нельзя — закиснет».
Приметы: Если хорошая погода, то стоять ей целых три недели. Коли к этому дню лист с березы не опал, снег ляжет поздно. Первый снег лег на сырую землю толстым пластом — на следующий год будет богатый урожай.
Игумен Сергий в русском свете
Был покровителем для кур,
Священным птицам – Божьим детям,
Служил, как добрый опекун,
Считая: через кур-несушек,
Христос вещает в наших душах.
Так, дал он Сергию оружье
Людей на подвиг вдохновлять,
Чтоб тот помог им Божьей службой
От ига землю отстоять.
А в курах, видя домовитость,
Ценил Святой и плодовитость.
И не скупился люд в застолье
На целый ряд куриных блюд:
С капустой, огурцом в рассоле,
Вкушали их, закончив труд
Уборкой и осенней вспашкой,
Ценя в семье покой домашний.
На Сергия смотрели в зИму:
С какой погодой к ним идёт?
Дохнул мороз неотразимо –
В густых снегах земля уснёт,
И будет добрый урожай,
Лишь час весны не прозевай.
А осень кружит в листопаде,
Наполнив людям закрома,
Чтоб не были они в накладе,
Когда опустится зима.
И жизнь от зимнего причала
Опять начнёт свой путь к началу.
8 октября 2017 г.

Своей подвижнической жизнью, кротостью и смирением святой Герасим стяжал такую благодать Божию, что даже бессловесной зверь служил ему, как разумный человек. Сохранилась история о том, что однажды святой встретил льва, страдавшего от попавшей в лапу занозы. Старец вынул занозу, очистил рану от гноя, перевязал ее, а лев, названный Иорданом, не убежал, а остался с пустынником и с тех пор ходил за ним повсюду, как ученик, так что преподобный удивлялся его благоразумию.

Святой преподобный Герасим Иорданский родился в начале V века, в зажиточной семье в области Ликия южной части Малой Азии. Еще в юности принял он монашеский сан и удалился вглубь египетской Фиваидской пустыни. Проведя там некоторое время, он отправился в Палестину и отшельником поселился в Иорданской пустыне.

Одно время святой был соблазнен ересью Евтихия и Диоскора и разделял их взгляды, признававших в Иисусе Христе только Божественное естество. Однако преподобный Евфимий Великий помог ему вернуться к правой вере. Во время кончины святого Евфимия Великого преподобному Герасиму было открыто, как душу усопшего возносили на небо ангелы.

Около 455 г. преподобный Герасим основал обитель, устав которой отличался большой строгостью. Сам настоятель являл братии исключительный пример совершенного подвижничества и воздержания.

Своей подвижнической жизнью, кротостью и смирением святой Герасим стяжал такую благодать Божию, что даже бессловесной зверь служил ему, как разумный человек. Сохранилась история о том, что однажды святой встретил льва, страдавшего от попавшей в лапу занозы. Старец вынул занозу, очистил рану от гноя, перевязал ее, а лев, названный Иорданом, не убежал, а остался с пустынником и с тех пор ходил за ним повсюду, как ученик, так что преподобный удивлялся его благоразумию.

В обители был единственный осел, на котором возили воду. Святой Герасим поручил льву сопровождать осла и охранять его, когда тот пасется на берегах Иордана. Случилось, что лев отошел от пасшегося осла на значительное расстояние и уснул на солнце. В это время мимо ехал купец с караваном верблюдов и, увидев, что осёл пасется один, увел его. Проснувшись, лев стал искать осла и, не найдя осла, с печальным видом пошел в обитель к отцу Герасиму. Старец подумал, что лев заел осла, и спросил:

– Где осёл?

Лев стоял, опустив голову вниз, как человек.

Старец тогда сказал:

– Ты его заел! Тогда будешь делать для обители всё то, что делал осёл.

По повелению старца с тех пор на льва стали навьючивать, как прежде на осла, бочонок и посылать на реку за водой. Однажды пришел к старцу помолиться воин и, увидев льва, носящего воду, сжалился над ним. Чтобы купить нового осла, а льва освободить от работы, воин дал инокам три золотые монеты. Через некоторое время купец, уведший осла, вернулся обратно. Около Иордана с караваном случайно встретился лев и, узнав своего осла, зарычал и бросился к нему. Купец и его спутники в ужасе убежали, а лев, схватив узду зубами, как делал прежде, повел осла с тремя привязанными один за другим верблюдами, обремененными пшеницей. Выражая рёвом свою радость, что нашел потерянного осла, лев привел его к старцу. Преподобный Герасим тихо улыбнулся и сказал братии:

– Зря мы ругали льва, думая, что он съел осла.

Когда в 475 г. преподобной отец Герасим скончался. В это время льва не было в обители. Вскоре он пришел и стал искать своего старца.

– Иордан, старец наш оставил нас сиротами – отошел ко Господу.

Лев стал бегать и повсюду искать старца, ни у кого не брал пищи, а горестно ревел. Но ничем не могли утешить льва. Иордана повели ко гробу преподобного возле церкви.

– Здесь погребен наш старец,- сказал один из братий и, став над гробом на колени, заплакал.

Лев с громким ревом начал биться головой о землю и, страшно рыкнув, испустил дух на гробе преподобного. Лев был зарыт близ могилы святого. На иконах преподобного Герасима у его ног изображают льва.

Господь прославил этим чудом преподобного старца Герасима и показал нам, как слушались звери Адама в раю.

Частица мощей святого Герасима находится:

– в Успенском храме Николо-Сольбинского женского монастыря.

Молитва преподобному Герасиму Иорданскому

О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Герасиме! Не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю: не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас, недостойных, у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу: ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощи твоя сокровены быша на земли, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с Небесными Силами, у Престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится. Ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов, воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Поделитесь с друзьями: