Святые места в Иерусалиме

Святые места Иерусалима

Каждый православный христианин, отправляясь в Иерусалим, святые места считает своим долгом посетить в обязательном порядке. Ведь именно они являются подлинным свидетельством событий, описываемых в текстах Священного Писания. А такие святые места, как Голгофа или Гефсиманский сад, о многом говорят каждому верующему человеку, напоминая о завершении земного пути Спасителя и вероломном предательстве, совершенном одним из его учеников.

Впрочем, он имеет свою историю, которая обретает особую символичность именно в окружении архитектурных сооружений и природного ландшафта, сохранившихся неизменными со времен земной жизни Иисуса Христа. Правда, большая часть современных святынь все же имеет рукотворное происхождение и создавалась как память о происходивших на Земле событиях.

История паломничества в Иерусалим началась в IV веке нашей эры с посещения матерью императора Константина Еленой, позже причисленной к лику святых мест. Именно её стараниями были возведены первые паломнические храмовые сооружения у Гроба Господня и в месте Вознесения Спасителя на горе Елеон.

Святые места Иерусалима

Его окрестности и места в своих современных границах представляют немалый интерес для православных паломников. В частности, среди священных для православия можно упомянуть такие знаковые достопримечательности, как гора Елеон, на склонах которой расположен православный монастырь, названный в честь Марии Магдалины, а также храмы и монастыри других христианских конфессий.

В восточной части, в Гефсимании Иерусалима расположено для всех православных — могила Богородицы, расположенная в одноименном храме. Сюда приходят, чтобы почтить память Божьей Матери и вознести молитвы её милости. В Гефсимании состоялось предательство Иуды и арест Иисуса. А еще именно согласно преданиям когда-нибудь начнется Страшный суд.

Невозможно представить себе паломничество в Иерусалим без посещения храма Гроба Господня, возведенного на месте казни и воскрешения Спасителя. Объединяя представителей всех конфессий христианства, этот уникальный памятник истории является главной святыней и в православии. И, разумеется, каждый прибывающий в его окрестности православный христианин, решающий посетить, должен в первую очередь отдать дань памяти крестному пути Иисуса.

Святые места в Храме Гроба Господня

В Иерусалиме — городе, история которого насчитывает более трех тысячелетий, сегодня располагаются многие для православия реликвии. И главным для паломничества здесь традиционно остается Храм Воскресения, более известный как Храм Гроба Господня. Возведенная в IV веке ротонда этого величественного здания покрывает собой расположения могилы Спасителя, в которую он был уложен после снятия с креста.

Там находятся для христиан святые места, неразрывно связанные со Страданием и Воскрешением Иисуса Христа. В частности — Голгофа, во времена жизни Спасителя располагавшаяся вне городских стен. Но поскольку храм был возведен много позже, уже после того, как был буквально стерт с лица земли, сегодня упокоения тела Христа и его мучений расположены на территории, относящейся к так называемому Старому городу.

Стоит отметить, что в своем первоначальном виде храмовые постройки сохранились далеко не везде. В связи с тем, что территория много раз переходила под власть персидских и арабских правителей, Храм Воскрешения неоднократно претерпевал разрушения и вновь восстанавливался. А разрушительное землетрясение 1927 года и вовсе едва не лишило мир главной христианской святыни.

По местам Крестного пути в Иерусалиме

С него начался крестный путь Спасителя, — Преторий принято также считать святым. Здесь, в резиденции прокуратора, Иисус выслушал произнесенный ему приговор, был увенчан терниями и получил крест, на котором впоследствии и был распят. В частности, в монастыре Сестер Си сохранилась трехдверная аспида Ekke Homo.

Как отправная точка в случае с Крестным путем, имеет крайне важное значение. Ведь благодаря многочисленным историческим и теологическим исследованиям современные христиане смогли в точности восстановить всех хронологические и топографические вехи в периоде, относящемся к Страстям Христовым — от ареста до снятия с креста и церемонии погребения.

Изначально Крестный путь определяли от Гефсиманского сада, где был произведен арест Иисуса. Но в современной традиции его считают именно от Претория. А на протяжении крестного хода паломники делают в пути 14 остановок, каждая из которых символизирует один из этапов Страстей Христа.

Гора Сион и Тайная вечеря

Православный христианин, как и его братья во Христе, исповедующие другие течения этой религии, знает, какое значение имела Тайная вечеря для зарождения традиций получения причастия среди первых апологетов церкви. Именно причастие, данное Иисусом своим ученикам, положило начало традиции причастия, которую сегодня проходят все верующие.

Еще одним знаковым для этого событием является нисхождение на апостолов Духа. Об этом событии также подробно повествует Священное Писание. А вот о проведения Тайной вечери и схождения на землю Бога Отца известно немногим. А меж тем, именно так в христианстве принято именовать холм в западной части города.

Сегодня в Иерусалиме расположена Часовня Тайной вечери и Нисхождения Святого Духа. Этот памятник христианской архитектуры причисляют к одним из древнейших (он возведен во втором столетии от Рождества Христова). И несмотря на то, что в современной истории на территории Сионского холма располагаются по большей части мусульманские молельные комплексы, часовня остается свободна для посещения и молитв.

Священные места Масличной горы

Гора Елеон или Масличная гора — для всех без исключения христиан. На её склонах расположены многочисленные храмы и монастыри, объединяющие в служении Господу представителей самых разных христианских конфессий. Так, на западном склоне расположен монастырь Кающейся Магдалины Русской православной церкви.

Северный склон венчает Греческая церковь Галилейских Паломников, возведенная на месте встречи Иисуса с учениками после воскрешения. Здесь же отведены для монастыря с православным храмом в честь Иоанна Крестителя. А на территории, отданной представителям ислама, располагается Вознесения Господня — одна из главных христианских святынь.

Планируя посетить Святую Землю с паломнической поездкой, не стоит полагаться на случайную удачу. Обратившись за организацией тура в паломническую службу «ТОВИЯ», вы сможете подобрать тур с учетом своих финансовых возможностей и интересов и будете приятно удивлены высоким уровнем сервиса и демократичными ценами на путевки. Обращайтесь, и мы будем рады организовать для вас индивидуальные или групповые поездки по христианских в любое удобное время.

На главную

Святая земля — Эрец Исраэль

Наш наследный удел — Тяга к земле. К Святой земле.

Даже самые простые будничные дела приобретают важный смысл благодаря особой атмосфере святости. Поэтому жители Эрец Исраэль должны очень серьезно и ответственно относиться к каждому своему поступку.

Предыстория

«О Сионе скажут: этот человек и тот человек родились там…» (Теилим 87:5). «Этот человек» относится к уроженцам Израиля, а «тот человек» к тому, кто стремится увидеть свое святое отечество. Он получает такое же благословение, как и те, кто родился там.

Независимо от того, является ли ишув аарец обязательной заповедью для еврея или нет (этот вопрос будет рассмотрен ниже), само пребывание в Эрец Исраэль приносит большую радость. Но вместе с тем оно накладывает на человека определенные обязанности и требует определенных жертв. Святость Земли оказывает на людей глубокое воздействие, придавая дополнительное значение каждой мысли, каждому поступку. Даже самые простые будничные дела приобретают важный смысл благодаря особой атмосфере святости. Поэтому жители Эрец Исраэль должны очень серьезно и ответственно относиться к каждому своему поступку, к какой бы сфере он ни относился — светской или религиозной. В конечном счете, Святая Земля — это сад Всевышнего, а Иерусалим — Его крепость. А от подданных, которые живут во дворце, царь требует безупречного поведения и особой преданности.

Заповедь ишув аарец уникальна во всех отношениях: тот, кто исполняет эту мицву, целиком погружается в нее. Когда еврей приезжает в Израиль, его тело, душа, все его имущество, религиозные и светские обязанности, мысли и действия, мечты и реальность — все это сразу становится частью мицвы. При погружении в микву мы чувствуем, как воды омывают тело, давая духовное очищение всему организму и душе. Такое же действие на человека оказывает пребывание в Израиле. И даже больше: в микву погружаются лишь на несколько мгновений, в то время как живущий в Израиле постоянно испытывает на себе его влияние… даже во сне… и даже после смерти.

Хроника 250-летней давности

Одно из самых печальных последствий нашего двухтысячелетнего изгнания состоит в утрате связи с нашей древней родиной и в отсутствии стремления к возвращению. Еще в начале восемнадцатого века рабби Яаков Эмден писал:

«Мы почти забыли Святую Землю — источник постоянной надежды в нашем тягостном и горестном скитании по чужим краям. Перенесенные потери и страдания не могут не сказываться на нашем поведении. Мы так заняты борьбой за существование, что забываем о необходимости вернуться в Эрец Исраэль. Сегодня мы с трудом найдем из тысячи евреев хотя бы одного, который захотел бы переехать в Святую Землю. А может, их еще меньше? Один — в целом государстве, двое — в поколении?.. Никто не жаждет увидеть Землю и прикоснуться к ней. Устроив себе тихое и безопасное гнездышко за пределами Земли, мы забываем, что это лишь временная наша обитель. Или того хуже: воображаем, будто обрели для себя “свою” Эрец Исраэль, “свой” Иерусалим. Именно поэтому несчастья не покидают нас. Мы селимся в чужих землях, к нам поначалу хорошо относятся, и самодовольство одолевает нас. Нам бы тосковать по Эрец Исраэль, а мы высокомерно и бездумно отвергаем ее. Но вот политические тенденции меняются, и снова нас изгоняют, и снова мы рассеяны по всему свету. Так случается всякий раз, когда мы перестаем слышать зов Земли нашего наследия, колыбели еврейского народа, святого места, где покоятся наши великие праотцы и праматери».

Начало возвращения

И все же на протяжении долгих веков изгнания истинные евреи по одиночке и небольшими группами приезжали в Святую Землю, чтобы выполнить мицву ишув аарец и соблюдать заповеди, связанные с пребыванием в Эрец Исраэль. Среди них были известные раввины и простые люди, выходцы из самых разных стран. Все они услышали зов родной земли и пошли на этот зов, не побоявшись тягот пути и трудностей вживания в новую среду. Среди ранних переселенцев было много выдающихся людей:

Триста Баалей Тосефот — талмудистов из средневековой Франции и Германии во главе с рабби Ионатаном Акоэном, прибывших в Эрец Исраэль в 1210 г.; Рабби Иштори Апархи (ок. 1300 г.) — автор первого топографического исследования Святой Земли, ставшего классическим — Кафтор веФерах; Рабби Овадия из Бартеноры, автор до сих пор пользующегося популярностью комментария на Мишну; Рабби Иосеф Каро, составитель и кодификатор Шулхан Аруха и ряда других алахических комментариев; Рабби Ицхак Лурия, святой каббалист, известный также под именем Аризаль, Рав Моше Альших; Рав Моше Хаим Луцатто, автор классических трудов по еврейскому мировоззрению Месилат Ешарим и Дэрех Ашем.

В восемнадцатом веке началось переселение хасидов и учеников Виленского Гаона, положившее начало первым волнам репатриации, которые продолжают нарастать вплоть до наших дней.

Благодаря этим отважным людям, их убежденности и готовности к самопожертвованию, еврейское присутствие в Эрец Исраэль никогда не прекращалось. Этот факт очень важен по целому ряду причин.

Во-первых, право евреев на Землю Израиля как на законную родину в большой степени обосновано именно тем, что они практически никогда не уступали эту землю целиком другим народам.

Во-вторых, еврейский календарь и другие установленные раввинами мицвот остаются обязательными для евреев, живущих в хуц лаарец , лишь до тех пор, пока в самом Израиле есть еврейское население. И, наконец, мицвот, которые исполняют религиозные евреи, служат залогом существования не только всего еврейского народа, но и всех остальных народов мира. Но поскольку некоторые мицвот могут исполняться только в Израиле, там обязательно должна присутствовать хотя бы горстка евреев, соблюдающих законы Торы; иначе может пострадать весь мир.

Почему мы стремимся к Эрец Исраэль

Присущее каждому еврею стремление к Израилю — часть наследия, полученного от Авраама. Б-г повелел ему пройти по Эрец Исраэль, а затем вернуться в Месопотамию и ждать там разрешения на возвращение в Землю Обетованную. Все эти годы вынужденного изгнания Авраам тосковал по Израилю и молил Всевышнего, чтобы Он позволил ему вернуться и поселиться там. «Кто даст мне крылья, как у голубя! Улетел бы я и успокоился» (Теилим 55:7). И вот долгожданный момент настал. «И пошел Авраам, как сказал ему Ашем» (Берешит 12:4). Мудрецы говорят, что он, горя нетерпением исполнить мицву, отправился в путь в тот же день, когда получил разрешение, и не успел даже как следует подготовиться к путешествию.

Жизнь Ицхака сложилась необычно. Когда в Эрец Исраэль установилась долгая засуха и условия жизни резко ухудшились, Ицхак собрался в Египет. Он хотел последовать примеру своего отца, который при схожих обстоятельствах прожил там некоторое время. Но Всевышний остановил Ицхака, лишь только тот дошел до Герара. «Живи в этой земле, — сказал ему Б-г, — и не выходи из нее. Отдав тебя Мне в жертву, Авраам освятил тебя, и теперь тебе нельзя покидать пределы Святой Земли, ибо нечистота идолопоклонников осквернит тебя, даже если душа твоя сохранит Мне верность. Поэтому останься здесь.» Так Ицхак провел всю жизнь в Эрец Исраэль, не покидая ее ни на один день; он преданно любил эту землю и верно служил Б-гу.

Яаков продолжил традицию отца и деда. Когда он вернулся в Эрец Исраэль из Арама, где скрывался от своего брата Эсава, в его жизни начался новый этап, отмеченный еще более тесной связью с Б-гом. Сказал ему Ашем: «Возвратись в землю отцов твоих и на родину твою, и буду Я с тобой» (Берешит 31:3). В этой фразе содержится одновременно и приказ, и обещание. Яаков долго размышлял над ее смыслом. Почему во все годы, проведенные в Арам Наараим, я ни разу не удостоился Б-жественного Присутствия? Наверное, потому, что жил в хуц лаарец. Теперь, когда Б-г велит мне вернуться в Святую Землю, обещая сопровождать меня, я смогу вновь приблизиться к Нему.

Теперь Яаков понял, какая прочная связь существует между пребыванием в Эрец Исраэль и близостью к Б-гу. Но когда он вместе со всей семьей и имуществом собирался перейти границу Святой Земли, перед ними во главе большого войска возник жаждавший мести Эсав. Яаков не на шутку испугался. Здесь некоторые комментаторы задают вопрос: не проявил ли Яаков неверие в силу Творца, испугавшись Эсава? Ведь брат его был обыкновенным смертным из плоти и крови. Одно из объяснений состоит в том, что Яаков боялся не самого Эсава, а его заслуг, накопленных им за годы жизни в Эрец Исраэль. У самого Яакова таких заслуг перед Б-гом не было, поэтому он всерьез опасался, что месть Эсава приобретет такую духовную силу, которая превзойдет его физические силы. Опасения Яакова подтвердились той же ночью, когда ему пришлось вступить в схватку с ангелом Эсава. Следовательно, страх Яакова был совсем не беспочвенным.

Но ничьи чувства нельзя сравнить со страстной любовью к Эрец Исраэль, которая переполняла душу Моше Рабейну. Он просил Ашема разрешить ему хотя бы «перейти и посмотреть на эту землю» (если уж он не заслужил поселиться на ней — Дварим 3:25). Им овладела такая сильная тоска, что, по словам мидраша, он «истаял, как моль» (Теилим 39:12). Почему Моше так жаждал войти в Израиль? Потому что он прекрасно понимал: именно там Б-жественное Присутствие проявляется наиболее полно и ощутимо, и ему, преданно любившему Б-га, очень хотелось испытать Его близость. Кроме того, он стремился исполнять заповеди, относящиеся к Эрец Исраэль.

«Пребывающий в Эрец Исраэль как будто обрел Б-га», — учит нас Талмуд. Это на первый взгляд чересчур категоричное суждение основано на стихе из книги Ваикра: «Я дам вам землю Ханаанскую, чтобы быть вам Б-гом» (25:38). Отсюда мудрецы делают вывод: еврею предпочтительнее жить в Эрец Исраэль в окружении неевреев, чем в хуц лаарец среди евреев.

Иерусалим является одним из древнейших городов на земле. Историки утверждают, что ему более 3000 лет. Столицу Израиля ежегодно посещают тысячи туристов и верующих. Это священный центр трех религий: христианства, мусульманства и иудаизма.

В этом древнем городе расположено множество интересных достопримечательностей, среди которых религиозные сооружения, музеи, парки и уникальные современные постройки. Итак, далее в статье перечислены главные достопримечательности Иерусалима.

Что посмотреть в Иерусалиме?

Главные и самые интересные места города с фото и описанием.

1. Гора Сион

Гора Сион — это важная святыня для верующих всего мира. Она представляет собой холм на юго-западе Иерусалима. По Священным писаниям именно в этом месте была возведена первая церковь. Здесь же происходило Успение Девы Марии, Тайная вечеря, допрос Иисуса Христа и схождение Святого Духа.

Гора Сион почитаема не только у иудеев, но и у мусульман и христиан. На вершине холма расположено сооружение, которое объединяет крупнейшие религии мира. Там расположена горница Тайной Вечери и гробница царя Давида. Крыша здания состоит из остатков от древней мечети.

В древности на возвышенности располагался город. Для того чтобы уберечь его от незваных гостей, город по всем границам оградили огромными каменными стенами. Их южная часть находилась на самом пике горы. На данный момент это здание является небольшим музеем. В наши дни экскурсии к этой исторической достопримечательности Иерусалима пользуются большим спросом у туристов.

2. Город Давида

Следующая достопримечательность Иерусалима, которую будет интересно посетить – город Давида. Сейчас на его территории находится национальный парк, где можно увидеть руины города Иевиус, который со временем стал Иерусалимом. Иевиус находится с южной стороны Храмовой горы. Город располагался на границе двух государств. Со временем он помог объединить отделенные регионы.

Самой интересной достопримечательностью древнего города является уникальный подземный мир. Здесь присутствуют места археологических раскопок. На окраине Евиуса расположен Гихонский ключ. Легенды гласят, что именно в этом месте был помазан царь Соломон. Во время экскурсии каждый желающий может посетить туннель, с помощью которого был завоеван город. Со временем столица страны была перенесена в Евиус.

3. Золотые ворота

Если Вы не знаете куда стоит сходить в Иерусалиме, постарайтесь не пропустить Золотые ворота. Это одна из главных достопримечательностей города. Согласно святым писаниям именно через Золотые ворота пророк вошел в город. Они являются одними из древнейших в Иерусалиме. У Золотых ворот есть 2 входа. Один из них символизирует покаяние, а второй милосердие.

Их строительство происходило во времена первой римско-иудейской войны. В конце XII века было принято решение открывать ворота 2 раза в год: в день светлой Пасхи и день Входа Христа в город.

После захвата Иерусалима турецкие завоеватели заложили ворота камнями. Такие меры были предприняты султаном для того, чтобы препятствовать возвращению мессии. Кроме того, внутри оборонительного сооружения были построены церкви, а снаружи разместили кладбище. Как известно, коэнам нельзя через него проходить. Все эти действия были направлены на то, чтобы пророк не смог войти в город через ворота и известить всех о приходе Мессии. На данный момент Золотые ворота Иерусалима так и остаются закрытыми.

4. Львиные ворота

История этой достопримечательности Иерусалима началась во времена правления султана Сулеймана. Существует множество легенд, которые рассказывают историю появления Львиных ворот. По одной из них султан требовал высокие налоги с жителей города и однажды ему приснился страшный сон. В нем к Сулейману пришли два тигра и хотели его растерзать. Когда он проснулся, то пошел к толкователю снов. Тот у него спросил, о чем думал султан перед сном. Он ответил, что думал, как поступить с жителями города, которые отказываются платить налоги. Мудрец подумал и ответил, что Бог на него злится, поскольку он неправильно поступает. Сулейман принял решение возвести ворота, для того чтобы защитить город от непрошенных гостей. После установки ворот возле конки установили 4 фигуры леопардов. Из-за незнания люди стали называть ворота Львиными

5. Мечеть Аль-Акса

Мечеть Аль-Акса относится к крупнейшим святыням мусульман. Ее построили на Храмовой горе. Мечеть способна вмещать до пяти тысяч прихожан.

Изначально мечеть представляла собой небольшое помещение для молитв, которое построил Умар. Вскоре Абдул-Маликон ибн Мерван издал указ об увеличении площади помещения. В 746 году мечеть была разрушена землетрясением. Спустя 34 года достопримечательность вновь отстроили. Однако 1033 году произошло очередное землетрясение, а через 2 года мечеть стали вновь отстраивать по приказу Али аз-Зихира. Этот храм и по сегодняшний день принимает прихожан.

6. Мечеть Купол Скалы

Одной из самых красивых архитектурных достопримечательностей Иерусалима является мечеть Купол Скалы, расположенная на Храмовой горе рядом с мечетью Аль-Акса. Сооружение является визитной карточкой города. С любого места столицы Израиля можно увидеть золотистый купол, диаметр которого составляет 20 метров. На данный момент мечеть не принимает людей. Она является памятником архитектуры. Священное сооружение оберегает гору, с которой пророк вознесся на небеса.

7. Храм Гроба Господня

Побывав в Иерусалиме обязательно нужно посетить Храм Гроба Господня. По Святым писаниям он был построен на том месте, где распяли Иисуса Христа. Здесь ежегодно в день светлой Пасхи проводят церемонию схождения огня.

Эта святыня обладает уникальной архитектурой, которая состоит из: Голгофы, Кувукии, соборной святыни города, церкви Обретения Животворящего Креста и храма Елены. Следует отметить, что Храм Гроба Господня между собой разделяют 6 конфессий христианской церкви. Каждая из них может молится в установленное время. Из-за постоянного деления конфликты между верующими происходят очень часто. Именно по этой причине ключи от святыни всегда находятся в одной семье, а право на открытие дверей храма принадлежит другой.

8. Акелдама

Согласно Святым писаниям Акелдама – это участок земли, куплен за деньги, заплаченные Иуде за предательство Христа. Еще с того времени и вплоть до начала XIX века здесь безвозмездно предавали земле странников. На данный момент на территории Акелдамы расположен храм Великого Онуфрия.

Этот участок земли находится в юго-восточной части Иерусалима, а храм Онуфрия Великого расположен в скале. Там располагались специальные похоронные ниши. На данный момент усыпальница христианских паломников разрушена и находится с западной стороны от ворот монастыря. Посетить в Иерусалиме это место будет очень интересно.

9. Гефсиманский сад

Еще одной интересной достопримечательностью Иерусалима является Гефсиманский сад. Верующие почитают его как место, где Иисус Христос провел последнюю ночь перед арестом. Гефсиманский сад расположен в долине Кедрон, которая находится у подножья Елеонской горы.

На данный момент ширина сада составляет 47 метров, а длина 50 метров. В нем растет много старых и экзотических деревьев. Здесь можно увидеть 8 очень древних олив. Исследователи утверждают, что это одни древнейших деревьев на планете. Ученым удалось установить, что самое старое дерево было высажено в 1092 году.

Следует отметить, что существуют несколько легенд, которые рассказывают об абсолютно разных местах пребывания Иисуса в последнюю ночь перед арестом. Некоторые источники утверждают, что события происходили возле Гробницы Богородицы, другие — рядом с церковью Марии Магдалины. Некоторые источники утверждают, что все события происходили в восточной части.

10. Стена Плача

Стена плача в Иерусалиме – это одно из самых священных мест иудаизма. Она расположена на склоне Храмовой горы. Протяженность стены оставляет более 480 метров. Ее большая часть скрыта за постройками. Основная часть, известная как Западная Стена, имеет длину 55 метров. Высота этого участка составляет 30 метров. Защитное сооружение состоит из более чем 4 десятков слоев каменных пород, при чем 17 из них находится под землей. Вес каждого камня составляет от 2 до 6 тонн, а некоторые из них намного больше. Самым большим является Западный камень. Его длина равна 13 метрам, а вес более 500 тонн.

Возле Стены плача всегда можно увидеть молящихся. Одной из традиций является помещение бумажных записок с просьбами в расщелины стены. Она появилась более 300 лет назад.

11. Дамасские ворота

Эти ворота — одни из самых красивых в мире. Они находятся в северо-восточной части города Иерусалима. Самую первую версию Дамасских ворот возвели в I веке до н.э. Современная версия ворот была построена по приказу султана Сулеймана на месте ворот Адриана.

Дамасские ворота находятся между башнями с навесными бойницами. Они позволяют войти в мусульманский квартал. Совершенно недавно для удобства были построены ступени, которые ведут к воротам по направлению вниз.

12. Библейский зоопарк

Также в число лучших достопримечательностей Иерусалима входит Библейский зоопарк. Находится он в западной части города, в районе Малха. Зоопарк основали в 1940 году. На его территории проживают животные, о которых говорится в Святом Писании. Благодаря разведению вымирающих видов зоопарк прославился на весь мир.

Экспозиция зоопарка насчитывает порядка 250 видов животных. На данный момент его площадь составляет 25 гектаров, которую в будущем планируется увеличить до 400 гектаров.

Иерусалимский библейский зоопарк состоит из 2 основных уровней: верхнего и нижнего. По нему можно путешествовать на специальном поезде. Следует заметить, что на всех указателях, которые содержат информацию о животных, написано на английском, арабском и иврите.

13. Израильский музей

Израильский музей представляет собой комплекс музейных сооружений. Располагается эта достопримечательность Иерусалима в квартале Гиват-Рам. Открыли музей в 1965 году. Общая площадь строений составляет порядка 80 000 кв. м. В музее можно увидеть более 500 000 экспонатов. Некоторые из них расположены под открытым небом.

Большую часть Израильского музея занимает крыло, посвященное изобразительному искусству. В нем собраны уникальные экспонаты со всего мира. Здесь можно найти рисунки Пикассо, Шагалла и многих других талантливых художников.

Израильский музей является одним из самых больших музеев в мире. Его вклад в развитие мировой культуры бесценный. Коллекцию музея очень часто показывают на выставках в других государствах.

Территория Палестины по обеим берегам реки Иордан и Синайский полуостров для христианского мира представляются Святой Землей, которая является свидетельницей всех религиозных и исторических событий, описанных в Старом Завете. Здесь принял человеческое обличие Сын и был дан Закон Божий, была основана первая Церковь. На этой Земле получил развитие Иудаизм и зародилось Христианство; также жили, проповедовали пророки, Патриархи, помазанники Божии.

События Богоявления, описанные в Священной Библии связаны с географическими наиманованиями: названиями рек, гор, равнин и с отдельными особо значимыми местами. Земля изобилует живымии свидетельствами первых жестоких для становления христианства веков, а также его узаконивания как официальной религии Византийского государства.

В ту эпоху император Константин Великий приказывает, обеспечивая финансово, возвести первые значительные и великолепные храмы на Святой Земле: на Голгофе, на месте Пресвятого Гроба Господня, на месте Вознесения на Елеонской Горе, над пещерой Рождества Христова в Вифлееме, а также в Хевроне. Открытие и освящение этих храмов под началом Константина Великого дало возможность открыть, а затем и признать многие другие события, зафиксированные Святым Писанием.

На протяжении IV, V и VI веков императоры Византии, Патриархи и епископы, простые монахи и верующие посещают Палестину дабы прикоснуться к святыням и унести с собой их частичку в сердце. Их целью было посещение всех Святых Мест, описанных в Ветхом Завете, а также всех мест, где ступал сам Христос и Его ученики. Везде строились церкви и монастыри, сразу же превращаясь в паломнические центры.

В эпоху расцвета Византийской империи (325-640) Палестина изобиловала храмами и центрами паломничества. Нападения персов превратили в руины многие храмы, сожгли церкви и святыни. Арабское завоевание в последующем помешало бурному развитию и, конечно, уменьшило количество паломников. В результате христиан на территории Палестины осталось очень мало, монашество почти исчезло за исключением только некоторых монастырей.

К концу X века действовало наименьшее количесво монастырей, сохраняемых немногочисленными монахами-христианами. Позднее вмешательство Византийской империи, а также крестовые походы во многом улучшили состояние монашества и в целом Святых Мест.

Следующие 700 лет после прекращения крестовых походов по XVIII век характеризуются как самые тяжелая и темная эпоха в истории паломничества в Святую Землю. Мамлюки, затем оттоманы-турки изменяли вид и содержание Святых Мест, превращая их в «продукт для продажи» и запрашивая по возможности самую высокую цену. Такое положение продолжало иметь место до середины XIX столетия. В 1857 году были подписаны «Условия паломничества». Это соглашение определяет права каждой Общины, регулируя связи между ними. Ныне Святые Места – это Земля содружества и бескорыстной христианской любви.