Таинства в православной церкви

ТАЙНЫ ХРИСТИАНСКОЙ РЕЛИГИИ. Христос и Антихрист — вечная борьба, рождающая смысл Жизни

Н.А. Бердяев указывал на парадоксальность политического сознания и поведения русских людей, непостижимую для иностранцев: анархизм и чинопочитание, свободолюбие и рабское послушание, самостоятельность и надежда на «доброго царя» и т.д. Наличие в народе личностей с разными качествами – это нормальное явление.
Разнонаправленные качества в одном индивидууме – ПСИХИАТРИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ. Если большей части нации можно поставить диагноз – РАЗДВОЕНИЕ ЛИЧНОСТИ, то необходимо искать причины хронического заболевания.
В 90-е гг. Россия вернула старый государственный герб – двуглавого орла. По официальной версии, эта эмблема была заимствована у Ви- зантийской империи после женитьбы Ивана III на Софье Палеолог. Современные исследования опровергают это. Например, историк Н.П. Лихачев считает, что Византия ни общегосударственной печати, ни тем более герба не имела. На известных науке личных печатях византийских императоров двуглавого орла также НЕТ. А поскольку никогда не было, то и заимствовать было нечего. Зато он максимально точно передает истинное лицо нашей страны в нынешней концепции истории – ДВУЛИКОГО ЯНУСА.
Общественное мировоззрение формируется двумя основными путями: через наследование определенного генотипа (география) и через сложившуюся на территории проживания культуру. Исторические корни влияют и на формирование генетических признаков, и на создание устойчивых национальных традиций. Поэтому истоки устойчивого «раздвоения личности» российского общества также необходимо искать, начиная с проверки отсутствия «заболевания» в его исторической памяти, и не только в новейшей истории. Это позволит нам понять причины формирования значительной части нынешних политико-экономических проблем, а значит, и встать на путь их решения.
В начатом нами совместном расследовании мистификаций и искажений исторических источников и артефактов, в том числе истории религии, мы вышли на исторический аналог Иисуса Христа (И.Х.) — реальную историческую фигуру византийского императора АндроНика Комнина. Главным барьером, который мешает соединить эти две фигуры в одну, является время, поскольку И.Х. помещён историками на 11,5 века ранее АндроНика. Когда родился Христос Нынешняя историческая хронология была внедрена Тридентским собором (1545-1563 гг.) для сокрытия роли нашей страны в мировом развитии. Для этого пришлось уничтожить много книг, в том числе из святого Писания, признанных апокрифическими и не вошедших в библейский канон. На самом деле уничтожались все следы, которые противоречили НОВОЙ ИСКАЖЁННОЙ ИСТОРИИ.
В русской истории подобный процесс прошёл на столетие позже. В основу нынешней хронологии Скалигера-Петавиуса (XVII в. ос- нователи, авт.) было положено ТОЛКОВАНИЕ числовых сведений, собранных в Библии, и календарно-астрономические вычисления. Ошибки подобных вычислений были огромными — в сотни и тысячи лет. Например, существовало около 200 (!) различных версий «дат сотворения мира» (от Адама). ЭТА ДАТА РАЗЛИЧНА ДАЖЕ В ПЕЧАТНЫХ МОСКОВСКИХ БИБЛИЯХ 1663 и 1751 годов! Расхождения между крайними шкалами составляет 2100 лет. Но были ещё хронологии «от потопа» (Ноя). Версий этих хронологий столь же много, как от Адама. Кроме христианских версий, были и другие: мусульманские, буддийские, иудейские и пр. Даже в странах и регионах существовали СОБСТВЕННЫЕ столь же многочисленные хронологии. Поэтому определить, какой хронологии придерживался автор древних текстов, практически невозможно. Историки могли лишь ДОГОВАРИВАТЬСЯ о том, к какому времени относить те или иные события. СПОРЫ О БИБЛЕЙСКОЙ ДАТЕ СОТВОРЕНИЯ МИРА НЕ ПРЕКРАЩАЛИСЬ ДО СЕРЕДИНЫ ВОСЕМНАДЦАТОГО ВЕКА.

Все сложности с хронологией сохраняются и с точкой отсчёта от «новой эры» — Рождества Христова (РХ). Не все исторические источники были уничтожены в Реформацию. Сохранившиеся показывают СТОЙКУЮ средневековую традицию, относившую эпоху жизни Христа к XI веку, например, известный хронолог XIV-XV веков Матфей Властарь. В исследованиях наших соотече- ственников, применивших математические методы для изучения истории, – академика РАН, доктора физико- математических наук А.Т.Фоменко и его партнёра Г.В.Носовского, которые получили обобщённое название Новая Хронология (НХ), была получена датировка РХ и евангельских событий. Она получена ими с помощью нескольких, НЕЗАВИСИМЫХ ДРУГ ОТ ДРУГА, естественно-научных методов.
Согласно РАСЧЁТАМ, И.Х. родился в 1152 г. по нынешней хронологической шкале. Это позволяет переосмыслить место русского православия в христианстве. Известно, что русское православие, вплоть до XVII века, сохраняло в себе многие архаичные черты, ПРИСУЩИЕ ТОЛЬКО ЕМУ. По мнению РОМАНОВСКИХ реформаторов XVII века, отличие между русским и греческим православием объяснялось тем, что русские, заимствовав веру у греков, не смогли сохранить ее во всей чистоте, и со временем в русской церкви накопились, дескать, ошибки. Противники же реформ заявляли, что на Руси — своя традиция, «не хуже греческой». Исследования создателей НХ позволяют считать, что ПОДЛИННАЯ КАРТИНА БЫЛА ДРУГОЙ. ДРЕВНЕРУССКАЯ (СЛАВЯНСКАЯ) РЕЛИГИОЗНАЯ КУЛЬТУРА ЛЕЖИТ В ОСНОВЕ ВСЕХ СОВРЕМЕННЫХ РЕЛИГИЙ. Этот вывод настолько ломает существующие исторические стереотипы, что требует более подробного описания методов их получения. Датировка Рождества Христова Евангельские даты приведены в старинной русской Палее из Румянцевского фонда Государственной Библиотеки. Это старая церковная книга, до XVII века заменявшая собой библейский Ветхий Завет для русских.
Выписка из старинной Палеи ф.256.297 (Румянцевский фонд), сделанная Г.В.Носовским в Отделе рукописей Го- сударственной Библиотеки (г. Москва) в 1992 году. Лист 255, оборот. Все предложение написано киноварью
Это был не просто вариант Библии, а совершенно самостоятельная книга, освещающая те же события, что и современная каноническая Библия. В ней даны сразу три даты, относящиеся к Христу: РОЖДЕСТВА, КРЕЩЕНИЯ и РАСПЯТИЯ. Читаем: «В лето 5500 РОДИСЯ плотию предвечный царь Господь Бог наш Исус Христос декабря в 25 день. Круг Солнцу тогда бе 13, Луна же 10, индикта 15- го, в день недельный в 7-ой час дни». 5500 – это прямая дата по византийской эре от Адама. Далее сложнее, в старых летописях широко применялся индиктовый способ записи дат, впоследствии полностью вышедший из употребления. Год указывался не одним, а тремя числами, каждое из которых менялось в ограниченной СФЕРЕ. Числа эти имели собственные названия: «индикт», «круг Солнцу»,»круг Луне». Каждое из них ежегодно увеличивалось на единицу, но как только достигало положенного ему предела, сбрасывалось до единицы. А потом снова каждый год возрастало на единицу. И так далее. Это был астрономический способ записи дат, без привязки, как ныне, к «нулевой точке», за которую ныне принято РХ, УСТАНОВЛЕННОЕ СУБЪЕКТИВНО Скалигером.

В древности вместо одного в принципе бесконечного счетчика лет, используемого сегодня, в индиктовом способе применялось три конечных циклических счетчика. Они задавали год тройкой небольших чисел, каждое из которых не могло выйти из предписанных ему границ. Столь сложная для гуманитариев, которые и фальсифицировали исто- рию, запись дат была ими пропущена, поскольку они уже не могли в ней разобраться. Что уж говорить, авто- ру, имеющему диплом геофизика с базовым физико-математическим образованием и усвоенным курсом мореходной астрономии, пришлось затратить немало усилий и времени, чтобы разобраться в приведённых авторами НХ расчётах. Прямые даты по византийской эре, как показали дальнейшие исследования, НЕ СОГЛАСУЮТСЯ со стоя- щими тут же соответствующими индиктовыми датами. Они вставлялись переписчиками в добавление к «архаичным» и не понятным для фальсификаторов записям. К счастью, исходные индиктовые даты переписчики сохранили. Хотя уже не понимали их смысл, а потому, бывало, и портили. Например, путали «круг Луне» и возраст Луны.
Это и случилось с записями КРЕЩЕНИЯ и РАСПЯТИЯ, что потребовало от авторов НХ целой научной работы для отработки и учёта СЛУЧАЙНЫХ И СИСТЕМНЫХ ОШИБОК ПЕРЕПИСЧИКОВ, которая усложнялась тем, что в записях частично использовался другой СПОСОБ СЧЕТА КРУГОВ СОЛНЦУ — ПО ВРУЦЕЛЕТАМ НА ПЕРСТАХ РУКИ ДАМАСКИНОВОЙ. Была написана специальная компьютерная программа, позволяющая выполнить необходимые вычисления. В получившейся таблице есть только три даты РХ, которые можно считать осмысленными: 87, 867 и 1152 г.н.э. Остальные — либо глубокая древность, либо современность. Среди этих дат только одна ИДЕАЛЬНО соответствует полученной другими нижеизложенными независимыми методами датировке РХ — середина XII века. В основе определения даты рождения И.Х. авторами НХ были и работы по вспышке сверхновой звезды, которую в Библии называют Вифлеемской. Это фундаментальные труды астрономов: И.С. Шкловского, C.O. Lampland, J.C. Dunkan, W. Baade, W. Trimbl. Остатками этой вспышки является современная Крабовидная туманность в созвездии Тельца. Время вспышки датируется астрономическими методами, причём с большой точностью. Вифлеемскую звезду описывали, на тему Рождества, ещё и как движущуюся, т.е. как комету, а на многих средневековых картинах и гравюрах изображают два небесных объекта одновременно. Один – как шаровую вспышку, а другой – вытянутое (с хвостом) светило, внутри которого часто изображали ангела (А.Альтдорфер, А.Дюрер и др.).
«Рождество». Альбрехт Дюрер. Алтарь Паумгартнеров (цер- ковь св. Екатерины в Нюрнберге, Германия). Якобы 1500-1502 годы. Изображены ДВА НЕБЕСНЫХ СВЕТИЛА, ознаменовавшие Рождество. Слева вверху — огромная вспышка Вифлеемской звезды, а чуть ниже и правее — вытянутое светило с летящим на его фоне ангелом. Вероятно, это – комета Галлея
Есть и постоянная комета Галлея, которая появляется каждые 76 лет. Её появление одновременно с вспышкой сверхновой – 1150 г. Исследования 3-х независимых центров Туринской Плащаницы, которую считают артефактом, связанным с погребальным покровом Христа, определяют её возраст в пределах XI-XIV вв. Таким образом, её радиоуглеродная датировка не соответствует времени библейских событий, но не противоречит приведённой авторами НХ дате РХ. Исследованы и празднования средневековых христианских юбилеев, установленных Ватиканом (1299-1550 гг.) в память о Христе, по «Лютеранскому Хронографу» XVII в., описывающему всемирную историю от сотворения мира до 1680 г. В получившемся ряду нет того нулевого года, куда поместили фальсификаторы РХ. В 1390 году «Ювилей по веце Христове» был назначен папой Урбаном IV как ТРИДЦАТИЛЕТНИЙ. Потом он стал десятилетним, а с 1450 года (папа Николай VI) — ПЯТИДЕСЯТИЛЕТНИМ. Если юбилей от РХ 1390 г. отме- чался как кратный 30 годам, а в 1450 году — 50 годам, то путем простых вычислений мы приходим к полному перечню возможных дат РХ: 1300, 1150, 1000, 850, 700, 550, 400, 250, 100 годы н.э. и так далее с шагом 150 лет в прошлое (150 — наименьшее общее кратное для чисел 30 и 50). В получившемся списке опять нет «нулевого» года н.э., куда историки помещают РХ сегодня.
Среди указанных дат, расположенных достаточно редко, мы опять видим дату, в точности попадающую в середину XII века. Это 1150 год, что опять ИДЕАЛЬНО СОГЛАСУЕТСЯ С АСТРОНОМИЧЕСКОЙ ДАТИРОВКОЙ ВИФЛЕЕМСКОЙ ЗВЕЗДЫ 1140- М ГОДОМ + — 20 лет. Только определившись с тем, что установленная дата – 1152 г. — действительно может быть датой рождения И.Х., авторы НХ занялись определением реальных исторических фигур, которые могли быть им. Из известных историкам персонажей, 5 родились в этот год, но только один — византийского императора АндроНика Комнина (1152-1185 гг.) — идеально схож с библейской историей о Христе. Особенно показательно сходство биографии АндроНика с евангельской об Иисусе в раскрытии давней библейской загадки.
«Число Зверя»
Одно из самых знаменитых мест Апокалипсиса — это «число зверя» 666. Сегодня считается, что это – «число Антихриста». Такое представление возникло еще в XVII веке благодаря многочисленным толкованиям об Антихристе, напечатанным при первых Романовых. Вычисленный год рождения Христа — 1152 н.э. — в старых летописях, использующих обычное и широко распространенное византийско-русское летосчисление «от Адама», записывается как: 5508+1152=6660 год. Но в старой записи «ноль» не писался. Дата записывалась с помощью ТРЕХ БУКВ!
Византийский историк Никита Хониат императора АндроНика-Христа напрямую называет ЗВЕРЕМ. Та же «зверская» сущность прочно закрепилась за ним и на страницах многих других ЕВРОПЕЙСКИХ хроник, например, у Робера де Клари. Подобным образом характеризуют его и некоторые другие западноевропейские историки, например, Ф.Грегоровиус: «Преисполненный злодеяний, купающийся в крови тиран Андроник». Это вовсе не удивляет. Жители Царьграда воспринимали его правление как ЗОЛОТОЙ ВЕК. А для этого он жестоко истребил взяточничество. Поэтому родственники взяточников имели все основания считать его ЗВЕРЕМ.
В русской истории ВСЕ известные реформаторы: Грозный, Пётр I, Сталин,- многими считаются «кровавыми диктаторами» и «антихристами». Альберт Швейцер, удостоенный за свою гуманитарную деятельность Нобелевской премии мира в 1952 г., имел такое мнение о Христе: «Он или помешан — наравне с чело- веком, считающим себя яйцом, — или же он дьявол из ада». Главное обвинение ИХ – нравственное: «развращает народ наш», — подобные Швейцеру «интеллектуалы» трактуют его как несомненный гомосексуализм, за что он и был, мол, распят. Старинная истина гласит – какой ты сам, такой мир и вокруг тебя. Все мы наблюдаем вокруг себя лишь отражение своих мыслей и души. АндроНик правил ровно три года, столько длилось и «общественное служение», как теперь понимаем, ЦАРСТВОВАНИЕ Христа, согласно церковному преданию.
Народная память имеет иное суждение об этом «служении народу», и его, как показывает история, невозможно переломить. Никита Хониат писал: «О смерти Андроника и в книгах встречается, и народом распевается, кроме других пророческих, ямбических стихов, еще и эти: «Внезапно поднимается с места, богатого напитками, муж багровый… и, вторгшись, будет жать людей, как солому… КТО НОСИТ МЕЧ, ТОТ НЕ ИЗБЕЖИТ МЕЧА». Хониат фактически приводит евангельское изречение: «ВСЕ ВЗЯВШИЕ МЕЧ, МЕЧОМ ПОГИБНУТ» (Матфей 26:52). Обращают на себя внимание слова Апокалипсиса, относящиеся к «зверю, число которого 666». Говорится следующее: «И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет НАЧЕРТАНИЕ НА ПРАВУЮ РУКУ ИЛИ НА ЧЕЛО ИХ…». Эти слова можно понимать по-разному, но они удивительно напоминают обычное христианское крестное знаменье, то есть обычай креститься. Из всего сказанного понятно, что Христос и Антихрист – образ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ЛИЦА, но с разных мировоззренческих точек зрения на его общественную деятельность.

Всё изложенное в материале яв ляется упрощённым и сильно сокращённым вариантом изложенного в книге авторов НХ «Царь Славян». Но без этого невозможно позитивное восприятие информации, которая будет в следующих публикациях. В следующей статье будет показано, что библейские Ангелы и Дьявол — вовсе не сказки, а исторические персонажи средневековья.
Сергей ОЧКИВСКИЙ,
эксперт Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Государственной Думы РФ.

Таинства Церкви

Посылая учеников на проповедь, Иисус Христос сказал им: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19-20). Речь тут, как учит Св. Церковь, о Таинствах, установленных Господом. Таинством называется священное действие, в котором через какой-нибудь внешний знак таинственно и незримо подается нам благодать Святаго Духа, спасительная сила Божия — подается непременно. В этом отличие Таинств от других молитвенных действий. На молебнах или панихидах мы тоже просим помощи Божией, но получим ли, чего просим, или нам дана будем другая милость — все во власти Божией. Но в Таинствах обетованная благодать дается нам всенепременно, лишь бы Таинство было совершено правильно. Возможно, дар этот будет нам в суд или в осуждение, но милость Божия преподается нам!

Господу угодно было учредить семь Таинств: крещение, миропомазание, покаяние, причащение, брак, священство, елеосвящение.

Крещение

Крещение является как бы дверью в Церковь Христову, только принявший его может пользоваться другими Таинствами. Это такое священное действие, в котором верующий во Христа, через троекратное погружение тела в воду, с призыванием имени Святой Троицы — Отца и Сына и Святаго Духа, омывается от первородного греха, а также от всех грехов, совершенных им самим до Крещения, возрождается благодатью Духа Святаго в новую, духовную жизнь.

Таинство Крещения установил Сам Иисус Христос и освятил его, крестившись у Иоанна. И вот, как Господь во утробе Св. Девы облекся в человеческое естество (исключая грех), так крещающийся в купели делается причастником божественного естества: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3, 27). Соответственно и сатана утрачивает власть над человеком: если прежде он властвовал над ним как над своим рабом, то после Крещения может действовать только извне — обманом.

Для принятия Крещения от взрослого человека требуется сознательное желание стать христианином, опирающееся на крепкую веру и сердечное покаяние. Младенцев Православная Церковь крестит по вере родителей и восприемников. Для того и нужны крестные отцы и матери, чтобы поручиться за веру крещаемого. Когда он подрастет, восприемники обязаны научить ребенка и позаботиться о том, чтобы крестник стал истинным христианином, Если они пренебрегут этим священным долгом, то тяжко согрешат. Так что приготовить к этому дню красивый крестик и белую рубашку, принести с собой полотенце и домашние тапочки — — еще не значит приготовиться к Таинству Крещения, даже если крестить собираются несмышленного младенца. Он все равно должен иметь верующих восприемников, знающих основы христианского вероучения и отличающихся благочестием, Если же к купели приступает взрослый человек, пусть сначала прочитает Новый Завет, Катехизис и примет учение Христа всем сердцем и разумом.

Миропомазание

В Таинстве миропомазания верующему подаются дары Святаго Духа, которые отныне будут укреплять его в христианской жизни. Первоначально апостолы Христовы призы-Святой Дух сойти на обратившихся к Богу через возложение рук. Но уже в конце I Таинство стало совершаться через помазание миром, так как апостолы просто не имели возможности возлагать руки на всех присоединившихся к Церкви в разных, часто отдаленных местах.

Св. миром называется особым образом приготовленный и освященный состав из елея и благовонных веществ. Освящали его апостолы и их преемники — епископы. И теперь освящать миро могут только архиереи. Но само Таинство могут совершать священники.

Обычно миропомазание следует непосредственно за Крещением. Со словами: «Печать дара Духа Святаго. Аминь» — священник крестообразно помазует верующему чело — для освящения мыслей его, очи — чтобы мы шли по стезе спасения под лучами благодатного света, уши — да будет человек чутким к слышанию слова Божия, уста — дабы оказались способными к вещанию Божественной истины, руки — для освящения на дела, угодные Богу, ноги — для хождения по стопам заповедей Господних, грудь — чтобы, облекшись во всеоружие Духа Святаго, мы все могли о укрепляющем нас Иисусе Христе. Так, через помазывание разных частей тела, освящается весь человек — плоть его и душа.

Покаяние (исповедь)

Покаяние есть Таинство, в котором верующий исповедует свои грехи Богу в присутствии священника и получает через священника прощение грехов своих от Самого Господа Иисуса Христа. Спаситель дал св. апостолам, а через них и священникам, власть разрешать грехи: «При-имитеДуха Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 22-23).

Для получения прощения грехов от исповедующегося требуется: примирение со всеми ближними, искреннее сокрушение о грехах и истинное исповедание их, твердое намерение исправить свою жизнь, вера в Господа Иисуса Христа и надежда на его милосердие. Как важно последнее, видно из примера Иуды. Он раскаялся в страшном грехе — предательстве Господа, но в отчаянии удавился, так как не имел веры и надежды. А ведь Христос взял на Себя все наши грехи и уничтожил их Своей крестной Смертью!

Причащение (Евхаристия)

В Таинстве причащения православный христианин под видом хлеба и вина вкушает Самое Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинственно соединяется с Ним, делаясь причастником вечной жизни.

Таинство Св. Причащения установил Сам Христос во время Тайной Вечери, накануне Своих страданий и смерти: взяв хлеб и благодарив (Бога Отца — за все Его милости), преломил и подал ученикам, говоря: приимите и ядите, сие есть Тело Мое, которое за вас предается. Также взяв чашу и благодарив, подал им, говоря: пейте из нее все, ибо сие Кровь Моя, за вас и за Многих изливаво оставление грехов (Мф. 26, 26-28; Мк. 14,- 22-24; Лк. 22, 19-24; Кор. И, 23-25). Установив Таинство Причащения, Иисус Христос заповедал ученикам совершать его всегда: «Сие творите в Мое поминание».

Незадолго до того, в беседе с народом, Спаситель говорил: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Кровь Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6, 53-56).

Таинство Причащения будет совершаться в Церкви Христовой до скончания века за Богослужением, называемым Литургией, во время которой хлеб и вино, силой и действием Святого Духа, пресуществляются в истинное Тело и в истинную Кровь Христовы. По-гречески это Таинство называется «евхаристией», что значит «благодарение». Первые христиане причащались каждый воскресный день, но ныне не все имеют такую чистоту жизни. Однако Св. Церковь заповедует причащаться каждый пост и никак не реже одного раза в год.

Как готовиться к Св. Причащению

К Таинству Св. Причащения необходимо себя подготовить говением — молитвой, постом, смирением и покаянием. Без исповеди никто не может быть допущен к Причастию, кроме случаев смертной опасности.

Желающий достойно причаститься должен, по крайней мере, за неделю начать готовиться к этому: больше и усерднее молиться дома, регулярно посещать Церковь. В любом случае надо быть на вечернем Богослужении накануне дня причащения. С молитвой соединяется пост — воздержание от скоромной пищи — мяса, молока, масла, яиц и вообще умеренность в еде и питье.

Готовящийся к Св. Причащению должен проникнуться сознанием своей греховности и беречь себя от злобы, осуждения и непотребных мыслей и разговоров, отказаться от посещения увеселительных мест. Лучше всего проводить время в чтении духовных книг. Перед исповедью нужно непременно примириться как с обидчиками, так и с обиженными, смиренно испросив у всех прощения. Желающий причаститься должен прийти к священнику, совершающему исповедь у аналоя, на котором лежат Крест и Евангелие, и принести искреннее раскаяние в содеянных грехах, не утаивая ни одного из них. Видя чистосердечное раскаяние, священник возлагает конец епитрахили на преклоненную голову исповедника и читает разрешительную молитву, прощая ему грехи от имени Самого Иисуса Христа. Правильнее исповедаться накануне с вечера, чтобы утро посвятить молитвенной подготовке к Св. Причащению. В крайнем случае, можно исповедаться и утром, но — до начала Божественной Литургии.

Исповедавшись, необходимо принять твердое решение не повторять прежних грехов. Есть добрый обычай — после исповеди и до Св. Причащения не есть, не пить и не курить. Безусловно запрещается это после полуночи. К воздержанию от пищи и питья надо приучать и детей, с самого раннего возраста.

После пения «Отче наш» нужно приблизиться к ступенькам алтаря и ожидать выноса Св. Даров. При этом пропустите вперед детей, которые причащаются первыми. Подходя к Чаше, надо заблаговременно сделать земной поклон, крестообразно сложить руки на груди и перед самой Чашей не креститься, дабы нечаянно не толкнуть ее. Внятно произнести свое христианское имя, широко открыть рот, благоговейно принять Тело и Кровь Христову и тотчас проглотить. Приняв Св. Тайны, не крестясь, поцеловать низ Чаши и тотчас же отойти к столику с теплотой, чтобы запить Причастие. До окончания Богослужения из церкви не уходить, непременно выслушать благодарственные молитвы.

В день причащения не плевать, не есть слишком много, не упиваться спиртными и вообще вести себя благопристойно, дабы «честно соблюсти в себе Христа приятого». Все это обязательно и для детей с 7 лет. Для молитвенной подготовки к Св. Причащению существует особое правило в более полных молитвословах. Оно состоит из чтения накануне с вечера трех канонов — Покаянного Господу Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю и молитв на сон грядущим, а утром — молитв утренних, канона и особых молитв ко Св. Причащению.

Брак

Брак есть Таинство, в котором при свободном (пред священником и церковью) обещании женихом и невестой взаимной верности друг другу благословляется их супружеский союз и испрашивается благодать Божия для взаимной помощи и благословенного рождения и христианского воспитания детей.

Брак установлен Самим Богом еще в раю. По сотворении Адама и Евы он благословил их и сказал: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1, 28). Иисус Христос освятил Таинство своим присутствием на браке в Кане Галилейской и подтвердил его божественное установление: «Сотворивший в начале мужчину и женщину… сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 4-6).

«Мужья, — говорит ап. Павел, — любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Ефес. 5, 22-23, 25). Таинство брака необязательно для всех, но остающиеся безбрачными обязаны проводить девственную жизнь, которая, по учению Христову, выше брачной — один из величайших подвигов.

Что еще нужно знать желающим венчаться в Церкви?

Что Таинство брака не совершается во время постов: Великого (48 дней перед Пасхой), Успенского (14-28 августа), Рождественского (28 ноября — 7 января), Петровского (от воскресенья после Троицы, до 12 июля), на Святках (между Рождеством Христовым и Крещением — от 7 до 19 января) и на Светлой (Пасхальной) седмице, а также во вторник, четверг и субботу и еще в некоторые дни года.

Что браковенчание — великое Таинство, а не только красивый обряд, потому и относиться к нему следует со страхом Божиим, дабы разводом не поругать святыню. Что в нашем государстве главным признается гражданский брак, почему для совершения церковного Таинства желательно брачное свидетельство, выданное ЗАГСом. Что одна из частей Таинства — обручение жениха и невесты, для чего у них обязательно должны быть обручальные кольца.

Священство

В Таинстве священства правильно избранный человек через архиерейское рукоположение (по-гречески — хиротонию) получает благодать Святаго Духа для освященного служения Церкви Христовой.

Степеней священства три: диакон, пресвитер (священник) и епископ (архиерей). Есть и названия, обозначающие не новую степень, а только высшую честь: например, епископ может возводиться в архиепископа, митрополита и патриарха, иерей (священник) — в протоиерея, диакон — в протодиакона.

Посвящаемый во диакона получает благодать служить при совершении Таинств, посвящаемый во священника — совершать Таинства, посвящаемый во епископа — не только совершать Таинства, но и посвящать других для совершения Таинств.

Таинство священства — установление божественное. Св. апостол Павел свидетельствует, что Сам Господь Иисус Христос «поставил… иных пастырями и учителями, к совершению святых на дело служения, для созидания Тела Христова» (Ефес. 4, 1- 12). Апостолы, совершая это Таинство, через возложение рук возводили в диаконы, пресвитеры и епископы. В свою очередь, поставленные ими епископы хиротонисали предназначенных к священному служению людей. Так, словно огонь от свечи к свече, дошла до нас от апостольских времен чреда правильно рукоположенных священнослужителей.

Для недавно вошедших в Церковь людей целая проблема — как называть их? Священнослужителей в степени диакона и пресвитера обычно величают «отцами» — по имени: отец Александр, отец Владимир — или по должности: отец протодиакон, отец эконом (в монастыре). Существует в русском языке и особое, ласковое обращения: батюшка. Соответственно и супругу называют «матушкой». К архиерею принято обращаться следующим образом: «Владыко!» или «Ваше Высокопреосвященство!». Патриарха же называют «Ваше Святейшество!». Ну, а церковнослужители, работницы храма простые прихожане? К ним принято обращаться так: «брат», «сестра». Впрочем, если перед вами человек много старше вас, не будет грехом сказать ему: «отец» или «матушка», так же адресуются и к монашествующим.

Елеосвящение (соборование)

Таинство елеосвящения, в котором при помазании больного освященным елеем (маслом), призывается на него благодать Божия для исцеления от телесных и душевных болезней и отпущения ему забытых без злого умысла грехов.

Таинство елеосвящения еще называется соборованием, потому что для совершения его собираются семь священников, хотя при необходимости может совершить его и один иерей. Соборование берёт свое начало от Св. апостолов. Получив от Господа Иисуса Христа власть исцелять всякую болезнь, они больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6, 13), Подробно говорит об этом Таинстве ап. Иаков: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва исцелит болящего, и возставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14 — 15). Младенцев не соборуют, т. к. у них не может быть сознательно совершенных грехов.

Раньше елеосвящение совершалось у постели болящего, теперь — чаще — в церкви, сразу для многих людей. В блюдо с пшеницей (или другим зерном) помещают небольшой сосуд с маслом, как знаком милости Божией, к которому, в подражание евангельскому милосердному самарянину и в напоминание о пролитой Христом Крови, добавляют красное вино. Вокруг сосуда ставятся в пшеницу семь свечей и семь палочек с ватой на конце. Все присутствующие держат в руках зажженные свечи. После особых молитв читается семь избранных мест из посланий апостольских и семь евангельских повествований. После каждого из них, с произнесением молитвы ко Господу — Врачу душ и телес наших, священник крестообразно помазует у больных чело, щеки, грудь, руки. После седьмого чтения он возлагает раскрытое Евангелие, словно исцеляющую руку Самого Спасителя, на голову болящих и молит Бога о прощении всех их грехов.

Благодать в любом случае действует через освященный елей, но действие это обнаруживается, по смотрению Божию, неодинаково: одни совершенно исцеляются, другие получают облегчение, в третьих пробуждаются силы для благодушного перенесения болезни. Прощение грехов, забытых или неосознанных, даруется соборующемуся.

ЕВХАРИСТИЯ

Причащение апостолов, икона 1422-1428 гг. Надвратная сень Благовещенской церкви села Благовещенского близ Сергиева Посада. Икона школы Андрея Рублева

Евхари́стия (греч. ευχαριστια — благодарение) есть таинство, в котором хлеб и вино предложения прелагаются Духом Святым в истинное Тело и истинную Кровь Господа Иисуса Христа, и затем верующие приобщаются их для теснейшего соединения со Христом и жизни вечной. Это таинство состоит, таким образом, из двух отдельных моментов:

  • преложения, или пресуществления, хлеба и вина в Тело и Кровь Господни
  • причащения этих Святых Даров.

Оно имеет названия: Евхаристия; Вечеря Господня; Трапеза Господня; Таинство Тела и Крови Христовых. Тело и Кровь Христовы в этом таинстве называются Хлебом небесным и Чашей жизни, или Чашей спасения; святыми Тайнами; бескровной Жертвой. Евхаристия есть величайшее таинство христианское.

Предустановление таинства.

До первого совершения этого таинства на Тайной Вечери Христос обетовал его в Своей беседе о хлебе животном по случаю насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами. Господь учил: Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира (Ин. 6, 51). Иудеи, очевидно, поняли слова Христа буквально. Они стали говорить между собой: как Он может дать нам есть Плоть Свою? И Господь не сказал иудеям, что они поняли Его неправильно, а только еще с большей силой и ясностью продолжал речь в том же смысле: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6, 53—56). Далее Христос прибавляет: Дух животворит, плоть не пользует нимало: слова, которые Я сказал вам, суть дух и жизнь. Этим замечанием Христос не требует понимания Его беседы о хлебе животном в «переносном» смысле. «Есть из вас некоторые неверующие», — тут же прибавляет Он. Этими словами Спаситель Сам указывает, что слова Его трудны для веры: как это верующие будут есть Его Тело и пить Его Кровь? Но Он подтверждает, что говорит о Своем действительном Теле. Его слова о Своих Теле и Крови суть «дух и жизнь»: они свидетельствуют, что а) приобщающийся их будет иметь жизнь вечную и будет воскрешен для Царства Славы в последний день и б) что приобщающийся их входит в теснейшее общение со Христом. Его слова говорят не о жизни по плоти, но о жизни по духу. «Хлеб Небесный и Чашу жизни вкусите и видите, яко благ Господь», — слышим мы на Литургии Преждеосвященных Даров. Приобщение это важно не для утоления физического голода, как было при питании манной в пустыне, при насыщении пяти тысяч, — а важно для жизни вечной.

Установление Таинства и совершение его в апостольское время.— Тогда как предуказание Спасителя на будущее установление Таинства Евхаристии дано в Евангелии от Иоанна, — само установление таинства излагается у трех евангелистов — синоптиков Матфея, Марка и Луки, а затем повторено апостолом Павлом. В Евангелии от Матфея в двадцать шестой главе сказано: И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 26—28). То же в Евангелии от Марка, в четырнадцатой главе.

В Евангелии от Луки в двадцать второй главе: И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается (Лк. 22, 19—20). То же, что у евангелиста Луки, читаем у апостола Павла: я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание (1 Кор. 11, 23—25).

Эта жертва должна совершаться доколе Он придет (1 Кор. 11, 26), как наставляет апостол Павел, то есть до Второго Пришествия Господня. И действительно, Евхаристия принята Церковью от первых дней, как величайшее таинство, установление ее сохраняется с величайшим тщанием и благоволением, она совершается и будет совершаться до скончания мира.

В Святых Тайнах Христос присутствует всецело

«Веруем, что в каждой части до малейшей частицы преложенного хлеба и вина находится не какая-либо отдельная часть Тела и Крови Господней, но Тело Христово, всегда целое и во всех частях единое, и Господь Христос присутствует по Существу Своему, то есть с Душой и Божеством, как совершенный Бог и совершенный человек. Потому хотя в одно и то же время бывает много священнодействий во вселенной, но не много Тел Христовых, а один и тот же Христос присутствует истинно и действительно, одно Тело Его и одна Кровь во всех отдельных церквах верных. И это не потому, что Тело Господа, находящееся на Небесах, нисходит на жертвенники, но потому, что хлеб предложения, приготовляемый порознь во всех церквах и по освящении претворяемый и прелагаемый, делается одним и тем же с Телом, сущим на Небесах. Ибо всегда у Господа одно Тело, а не многие во многих местах. Потому-то Таинство это, по общему мнению, есть самое чудесное, постигаемое одной верой, а не умствованиями человеческой мудрости, суетность и безумие изысканий которой о Божественном отвергает эта Святая и свыше определенная за нас Жертва» .

Евхаристия не есть повторение Крестной Жертвы, а принесение жертвенных Тела и Крови, однажды вознесенных Искупителем на Крест, «всегда ядомых и николиже иждиваемых». Поэтому Голгофская Жертва и Евхаристия нераздельны между собой и собственно составляют одну Жертву, но тем не менее, и различаются. Евхаристия — жертва хваления и благодарения. Священнослужитель, совершающий бескровную жертву, по чину Литургии святого Василия Великого и святого Иоанна Златоуста, перед освящением даров вспоминает в тайной молитве своей великие дела Божий, прославляет и благодарит Бога в Святой Троице за воззвание человека из небытия, за многоразличное попечение о нем после падения и за домостроительство спасения его чрез Господа Иисуса Христа. Равным образом и все присутствующие в храме христиане в эти святые моменты, славя Бога, взывают к Нему: Тебе поем, Тебя благословим, Тебя благодарим, Господи…

Евхаристия есть также жертва умилостивительная за всех членов Церкви. Преподавая ученикам Тело Свое, Господь сказал о нем: еже за вы ломимое и, преподавая Свою Кровь, прибавил: еже за вы и за многие изливаема во оставление грехов. Поэтому-то от начала христианства бескровная жертва была приносима о памяти и оставлении грехов как живущих, так и умерших. Это видно из чинопоследований всех Литургий, начиная с Литургии святого апостола Иакова, и сама эта жертва нередко прямо называется в них жертвою умилостивления.

Евхаристия есть жертва, теснейшим образом соединяющая всех верных во едино тело во Христе. Поэтому по пресуществлении Святых Даров, как и раньше на проскомидии, священнослужитель поминает Пресвятую Владычицу Богородицу и всех святых, присовокупляя: их же молитвами посети нас, Боже, а затем переходит к поминанию живых и умерших (вся Церковь Христова). Евхаристия есть и жертва просительная:о мире церквей, о благостоянии мира, о властях, о находящихся в немощах и трудах, о всех требующих помощи — и от всех и за вся.

В Таинстве Евхаристии хлеб и вино прелагаются в истинные Тело и Кровь Христа

В Таинстве Евхаристии — в то самое время, когда священнослужитель, призывая Святого Духа на предложенные дары, благословляет их с молитвой к Богу Отцу, — хлеб и вино действительно прелагаются в Тело и Кровь наитием Духа Святого. После этого момента, хотя наши глаза видят хлеб и вино на святой трапезе, но в самом существе, невидимо для чувственных очей, это — истинное Тело и истинная Кровь Господа Иисуса, только под «видами» хлеба и вина.

Эта истина выражена в «Послании восточных патриархов» в следующих словах: «Веруем, что в сем священнодействии предлежит Господь наш Иисус Христос, не символически, не образно, не преизбытком благодати, как в прочих таинствах, не одним наитием, как это некоторые Отцы говорили о крещении, и не чрез «проницание» хлеба, так, чтобы божество Слова «входило» в предложенный для Евхаристии хлеб существенно, как последователи Лютера довольно неискусно и недостойно изъясняют: но истинно и действительно, так что по освящении хлеба и вина, хлеб прилагается, пресуществляется, претворяется, преобразуется в самое истинное Тело Господа, которое родилось в Вифлееме от Приснодевы, крестилось во Иордане, пострадало, погребено, воскресло, вознеслось, седит одесную Бога Отца, имеет явиться на облаках небесных; а вино претворяется и пресуществляется в самую истинную Кровь Господа, которая, во время страдания Его на кресте, излилась за жизнь мира. Еще веруем, что по освящении хлеба и вина остаются уже не самый хлеб и вино, но самое Тело и Кровь Господа, под видом и образом хлеба и вина».

Необходимость и спасительность причащения Святых Тайн.

Причащаться Тела и Крови Господних есть существенная, необходимая, спасительная и утешительная обязанность каждого христианина. Это видно из слов Спасителя, которые Он изрек еще при обетовании о Таинстве Евхаристии: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 53—54).

Святые отцы о Евхаристии

Свт. Иоанн Златоуст:

Когда я слышу упоминание о Теле Христовом, я понимаю сказанное в одном смысле, а неверующий — в другом

См. также

  • Евхаристическое преложение

Использованные материалы

  • — Архимандрит Киприан (Керн) «Евхаристия»
  • — О Евхаристии по Святоотеческому учению
  • — прот. Александр Шмеман «Введение в литургическое богословие»

«Послание Восточных патриархов»

Св. Иоанн Златоуст. Беседа на 1 Кор. 7, 1. PG LXI, 55.

В православной церкви таинства – специальные священные действия, через которые незримым образом совершается передача даров Святого Духа. На всех принимающих участие в службах, в этот момент снисходит божественная благодать. Всего существует 7 таинств православной церкви.

Таинства для верующих символизируют духовное перерождение. Некоторые из них совершаются либо один раз в жизни, либо достаточно редко. Это крещение, миропомазание и соборование (или елеосвящение).

Каждому верующему необходимо принимать участие в обрядах покаяния и причащения . Через таинство венчания проходят желающие соединить себя узами брака. Посредством таинства священства рукополагают избранных к церковному служению.

В чем заключаются семь таинств православной церкви

В каждом ритуале есть своя особая сила. У всех – божественное происхождение. Любое из семи таинств имеет физическую, видимую сторону, заключающуюся в проведении особого богослужения и сторону, скрытую от глаз человека.

Крещение и Миропомазание – первоначальные из семи таинств православной церкви

Крещение – первый христианский обряд, принимаемый верующим. Это его второе, духовное рождение. Оно берет начало с крещения Христа, принявшего его от Иоанна Крестителя. В Евангелии говорится о том, что при появлении на свет человек несет в себе первородный грех. Пройдя через Крещение, люди выходят из-под власти Сатаны и соединяются с Христом.

Во время обряда человека трижды погружают в купель с водой, при этом читают определенные молитвы. До того, как принять крещение, взрослому человеку необходимо время, чтобы подготовиться: почитать тексты Священного Писания, молиться и поститься. Маленького ребенка крестят восприемники, их задача – укрепить крестника в духе православия.

После купели крещающийся переходит к таинству миропомазания. Ритуал заключается в следующем: на части тела православного наносят специальное благовонное масло – миро. В его составе более сорока ингредиентов. Изготавливается оно руками епископов или архиереев.

Как после рождения младенец хочет кушать, так и ново крещённый жаждет духовной пищи. Миро придает сил для новой жизни.

Исповедь и причащение – православные таинства для повседневной жизни

Пройдя крещение, некоторые люди заканчивают на этом участие в православных таинствах. Так как мы грешим ежечасно, наша душа нуждается в очищении. Для того, чтобы Господь простил нам наши грехи, мы должны хотя бы время от времени ходить на исповедь. В процессе покаяния христианин признается в совершении греха, и его духовный отец дает ему прощение.

Принимать причастие желательно каждый пост. Главное – признать все свои грехи и иметь большое желание очиститься от прежней жизни. Во время причастия верующий принимает вино, как символ крови Христа, и просфору – специально приготовленный хлеб, символизирующий тело Господа.

Евхаристия, как еще называют причастие – память о той вечере, когда сам Христос заповедовал апостолам совершать Таинства.

Причащаются христиане во время Литургии. Перед богослужением необходимо исповедаться.

Православное таинство венчания

В наше время многие живут без печати в паспорте. Что и говорить о людях, не принявших благодать венчания в церкви. После совершения обряда за разрыв отношений придется отвечать и перед людьми, и перед Богом.

Венчание в церкви – благословение Богом союза для благочестивой жизни. При совершении венчания происходит обет верности друг другу, а священник испрашивает благодати для венчающихся.

Совершается обряд в определенные дни, во время отсутствия поста.

Таинство священства

У каждого христианина есть свой наставник. Каждый из них имеет принадлежность к определенной ступени священничества. Всего их три: высший чин – епископ, пресвитер, диакон. Избранные получают возможность служить людям и Богу через обряд рукоположения, или хиротонии.

Посвящать в сан имеет право только епископ. Во время таинства священства епископ возлагает на избранного руки и читает над ним определенные молитвы.

Таинство соборования – последнее из семи таинств

К таинству елеосвящения прибегают в самые тяжелые минуты жизни христианина – когда человек стоит на пороге смерти. Приходящий священник испрашивает у Господа милости для ослабления страданий больного или немощного человека. Раньше для проведения соборования собиралось семь духовных лиц.