Таинство крещения

Таинство крещения

Самое первое Таинство, с которым человек встречается, обратившись в православную веру, это – Крещение. После участия в нем, человека можно считать православным. Это – как бы грань, отделяющая нас от греховной жизни в безверии и обращающая к новой жизни во Христе.

Что такое крещение

В Священном Писании несколько раз упоминается о крещении. В Евангелии описано крещение Господа нашего Иисуса Христа в реке Иордан, а в Деяниях апостолов – о том, как крестили разных людей апостолы.

До пришествия Христа было крещение Иоанново. Что это такое? Святой Иоанн Креститель, называемый также «Предтечей», был предшественником Христа и апостолов. Он первым ввел крещение в реке. На Иордан к нему люди шли толпами. Предварялось оно проповедью святого о покаянии.

Это крещение выглядело таким образом. На реку Иордан приходили люди, желающие принять крещение. Они вслух называли свои грехи перед всеми, каялись. Затем только святой Иоанн окунал их в реку, что символизировало очищение души от грехов. Выходили люди из воды уже чистые и телом, и душой.

Это было не христианское крещение, но оно нужно было для того, чтобы явился миру Христос. Святой Иоанн Креститель несколько раз говорил, что он крестит водой, а вслед за ним придет Некто, Кому он будет недостоин даже развязать ремень обуви, т.е. совершить даже рабскую работу. И Он будет крестить «Духом Святым и огнем», т.е. Благодатью Святого Духа. Отсюда и пошло имя святого – Предтеча, что значит предыдущий.

В Евангелии рассказывается, как пришел ко Иоанну на реку Христос, требуя совершить над ним крещение. Это было Ему и не нужно, ведь у него не было грехов. Об этом Ему и сказал святой Иоанн, но получил ответ, что таким образом «надо исполнить всякую правду», т.е. выполнить то, что должно было произойти.

Когда Христос вошел в воду, то произошло необычайное явление: на голову Иисуса сошел белый голубь. Это был Святой Дух в телесном виде. А с неба прозвучал голос Отца Небесного о том, что перед ними – Сын Божий. Таким образом, была явлена Святая Троица – Бог Отец (голосом), Бог Сын (Христос) и Святой Дух в виде голубя.

Этим Христос показал нам пример послушания и дал новое Таинство – крещение во оставление грехов и начала новой жизни.

Суть Таинства крещения

Таинство крещения нужно проходить для того, чтобы стать православным. Некрещеному человеку нельзя приступать к другим Таинствам Церкви, а значит, и получить Божественную Благодать практически невозможно.

Во время Таинства крещения человеку дается Благодать на отвращение от прежней греховной жизни и обращение к Богу. Человек как бы заново рождается в купели (Иоанн,3;5).

Во время Таинства крещения человеку дается Благодать на отвращение от прежней греховной жизни и обращение к Богу. Человек как бы заново рождается в купели (Иоанн,3;5).

При этом человек произносит слова отречения от диавола, его дел, а затем высказывает свое вероисповедание и желание служить Богу. Чин рассчитан на взрослого человека, пришедшего креститься осознанно. Но на Руси (и в других православных странах) принято крестить человека в младенческом возрасте. Это обычно делается из-за опасения, что человек может не дожить до осознанного возраста, а значит, умереть непросвещенным Благодатью.

Поскольку ребенок не может сам говорить и понимать, за него произносят слова отречения от диавола и соединения со Христом взрослые люди. Они называются «крестными родителями». Они вступают в духовное родство со своим крестником и его родителями. Обязанность крестных заключается не только в произношении слов на Таинстве, но и последующая забота о духовном воспитании крестника и пожизненная молитва за него. А в случае смерти земных родителей, крестные иногда усыновляют крестника.

Если Таинство проходит взрослый человек, то крестные ему не нужны. Он сам произносит слова отречения и читает Символ веры.

Суть Таинства крещения – разорвать путы души человека с диаволом и ввести его в чин православных людей, имеющих задачу – угождение Богу. В купели происходит омовение тела человека, что символизирует очищение души его от прежних грехов.

Как происходит Таинство крещения

В самом начале оглашенный или крестные родители (если крещение будет принимать ребенок) встают рядом со священником, который читает молитвы о просвещении человека, собирающегося принять крещение, и сохранении его от зла. Потом он поворачивает их лицом на запад и предлагает отречься от диавола, всех его злых дел. После этого надо дунуть и плюнуть на диавола. Этот жест символизирует ненависть к злым делам, грехам.

Затем человек вместе с батюшкой поворачивается лицом на восток и произносит слова веры во Христа. Священник трижды вопрошает оглашенного, отрекся ли он от сатаны и его злых дел. На этот вопрос надо трижды ответить положительно. Потом священник спрашивает о том, верит ли человек во Христа и сочетается ли с Ним. На это тоже трижды надо ответить положительно.

После этого оглашенный или крестный читает Символ веры. Затем священник читает молитву на освящение воды. Он рукой благословляет воду с троекратным пением «Аллилуйя», затем опускает туда освященное масло. Этим маслом батюшка помазает и крещающегося.

Основная часть Таинства

Затем начинается основная часть – троекратное погружение человека в купель со словами: «крещается раб (раба) Божия (имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь».

Вынув ребенка из купели, священник отдает его крестным, которые держат наготове полотенце. Они вытирают его и надевают на него крестильную рубаху. Священник в это время читает особую молитву на освящение крещальной одежды.

После этого на шею человека надевается крест, который он не должен снимать до самой смерти. Дальше происходит Таинство миропомазания. После этого крестный с крестником на руках (или сам крещающийся) идут вслед за батюшкой вокруг купели с пением «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал.3-27). Этот шествие повторяется трижды в знак того, что человек готов идти по жизни вслед за Христом и подражать Ему в земной жизни.

Потом читается отрывок из Апостола и Евангелие. Затем следуют ектении, а потом происходит сострижение волос крещающегося в знак посвящения души и тела Богу. Остриженные волосы наматываются священником на свечу и опускаются в купель. (На этот счет имеются народные поверья о том, как поведет себя свеча в купели, потонет или нет. Это, конечно, является предрассудком, и никакого отношения к вере не имеет).

Чин воцерковления новокрещенного

После этого начинается чин воцерковления новокрещенного. Читается особая молитва, лица мужского пола вводятся в алтарь с поклонами, а женщин подводят к амвону. Потом обычно священник читает матери крещающегося ребенка молитву об очищении после родов.

В ближайшее время после Таинства крещения следует принести малыша в храм для принятия Святых Таин.

Как надо готовиться к Таинству крещения: правила

Взрослый человек, собирающийся принять крещение, (или крестные) должен знать основы православной веры. Для этого проводятся специальные беседы накануне крещения. Также человек должен уметь прочесть Символ веры наизусть (Верую во Единого…)

С собой на Таинство крещения надо иметь:

  • нательный крестик,
  • крещальную рубаху белого цвета (этот цвет символизирует Божественную Благодать и чистоту души),
  • большое полотенце.

Обычно принято, что крестные дарят икону святого.

Имя оглашенного должно соответствовать святцам, никаких «Анжел», «Альбертов» и т.д. быть не должно. Иногда младенцу выбирают имя святого, который празднуется в день его рождения.

Нельзя подходить к Таинству крещения:

  • в состоянии алкогольного опьянения;
  • в плотской нечистоте;
  • женщинам – с ярким макияжем;
  • в безверии (просто потому что все крестятся, и мне надо).

Крестные должны быть:

  • православными верующими;
  • трезвыми;
  • в плотской чистоте.

К выбору крестных надо подойти со всей серьезностью, это должны быть верующие, надежные люди, а не первые встречные.

Профессор А.И. Осипов о Таинстве крещения

Мы работаем на добровольных началах, поэтому будем рады, если вы поддержите проект лайком и репостом в социальных сетях. Храни Господь!

Что происходит с человеком после крещения и почему оно необходимо?

В мире насчитывается более 2,3 млрд христиан, в том числе: католиков около 1,2 млрд, протестантов около 800 млн, православных около 225 млн, христиан древневосточных церквей около 75 млн.

Однако все эти цифры не совсем корректно отображают действительность, так как свою принадлежность к церкви многие люди определяют лишь фактом принятия крещения в детстве, а не убеждениями. Но делает ли крещение ребёнка в младенчестве христианином на всю жизнь, если, повзрослев, он не ходит в церковь, не читает Библию, не знает и не исполняет религиозных правил? В Библии христианами называют учеников Христа. Является ли такой человек учеником Христа?

Задайте себе вопрос: может ли маленький ребёнок покаяться в своих грехах, пообещать Богу добрую совесть или веровать? Конечно, нет!

То, что в первоапостольской церкви крестили исключительно взрослых людей, подтверждает самый ранний документ (конца I в. н. э.) церковного права «Учение Господа народам чрез 12 апостолов» (Дидахе): «Крестите так: преподав наперёд всё это вышесказанное (наставления о необходимости соблюдения морально-нравственных заповедей — прим. автора), крестите во имя Отца и Сына и Святого Духа в… воде… А пред крещением пусть постятся крещающий и крещаемый». Разве младенца можно научить заповедям или просить поститься? Такое обращение возможно только к взрослым.

Однако спустя время после жизни апостолов в христианство начала входить практика крещения малышей, а затем данное учение стало неотъемлемой частью большинства церквей. Объясняется это тем, что крещению начали придавать элемент сакральности, а позднее стали называть таинством. Многие христиане начали верить, что крещение даёт некое Божье покровительство. И уж если это покровительство может получить взрослый, то как можно лишать такого блага ребёнка? Крещение обросло элементами суеверия. Считалось, к примеру, чтобы ребёнок не болел, его нужно крестить… Но неужели все крещённые являются здоровыми и честными людьми? Достаточно вспомнить, что Наполеон, Гитлер и Сталин тоже были крещены в детстве.

Согласно Библии, крещение — это завет (договор) между человеком и Богом. Верующий перед крещением должен покаяться в своих грехах. Он даёт обещание Богу жить по-новому. А Господь, в рамках этого завета, прощает человеку прежние ошибки, обещает в помощь Святого Духа в борьбе с грехами. В момент крещения верующий как бы умирает для своей прошлой жизни — погружается в водную могилу — и восстает из неё для новой жизни.

Крещение, или завет с Господом, помогает человеку лучше осознать переломный момент в его жизни. Полное погружение даёт прочувствовать омытие прежних грехов, оставление их в воде и предстоящее обновление жизни. Конечно, человек не теряет автоматически всех своих греховных пристрастий, но если он верен в своей решимости жить с Богом, то Господь чудным образом очищает его от всего дурного, что в нём имеется.

Итак, если человек был крещён в несознательном возрасте, то он может принять крещение повторно: на сей раз осознанно заключить завет с Богом. Сей важный обряд оставил нам Господь Иисус Христос: «Ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Матфея 3:15).

Валерий Татаркин
Использованы отрывки из книги «Возвращаясь к истокам
христианского вероучения», www.apologetica.ru

Слово Божье о крещении

«Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деяния 2:38).

«Крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести» (1 Петра 3:21).

«Кто будет веровать и креститься, спасён будет» (Марка 16:16).

«Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Иоанна 3:5).

«Один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Ефесянам 4:5, 6).

Крещение в Библии

В Библии слово «крещение» представлено греческим словом «баптизо», имеющим перевод «окунать», «погружать». Иоанн Креститель в Евангелиях в оригинале на греческом языке именуется Иоанном Баптистом. В Библии слово «крещение» нужно понимать как погружение. Так, Иисус Христос был крещён полным погружением в воду. Полным погружением крестили христиан в первые несколько столетий после Христа.

Ранее и русская православная церковь практиковала крещение полным погружением в воду. Об этом было издано много церковных постановлений (например, Правила святых апостолов IV в., п. 50; Владимирский собор 1274 г., п. 2; Стоглавый собор 1551 г., 17 гл.).

В Библии слово «крещение» также употребляется в образном смысле. Апостол Павел пишет об израильтянах: «Отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; все крестились в Моисея в облаке и в море» (1 Коринфянам 10:1 ,2). Креститься в Моисея — значит отождествить себя с ним. После выхода из Египетского рабства израильтян сопровождали чудеса Божьи: во время зноя в пустыне люди находились внутри прохладного облака, а в момент перехода через море их окружали стены вод. То есть Павел приводит некую параллель, указывая, что израильтяне тоже по-своему были крещены (погружены) в облако и в море. Через Моисея они вошли в Божье присутствие.

В Библии мы также читаем о крещении Духом Святым и огнём (Матфея 3:11). Крещение Святым Духом — это внутреннее изменение человека после «погружения» в Духа Святого. Крещение же огнём можно понять как испытание. Иисус говорил: «Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!» (Луки 12:50). Иисус Христос имел в виду не повторное крещение в воде, а страдания на Голгофе, в которые Ему предстояло полностью «окунуться».

Читайте больше о крещении на сайтах proekt7d.ru и sokrsokr.net:

Для чего нужно крещение?

Как крещение повлияло на вашу жизнь?

Крещение Иисуса Христа

Сколько раз человек может креститься водным крещением?

Газета «Сокрытое Сокровище» № 07 (255) июль 2018 г.

О наших крещальных обетах

«Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света…» (Еф. 5:8), – говорит нам сегодня апостол Павел. Святитель Феофан Затворник, толкуя это место, пишет, что выражения «свет в Господе» и «чада света» относятся к крещеным и миропомазанным людям.

Вспомним, братья и сестры, что в древности Крещение называли «Праздник светов», а также «Просвещение». Крещеный становится носителем евангельского света. После Таинства человека обычно одевали в белые одежды, символизирующие нравственную чистоту и святость. Символика света всегда была характерна для Таинства Просвещения.

Павел напоминает ефесянам об их Крещении, чтобы они жили свято – согласно обетам, данным в Таинстве. «Вы ведь крещеные люди – не творите же греха!» – как бы обращается к христианам апостол. Подобно и у нас в народе иногда могут в сердцах сказать распоясавшемуся гуляке: «Ты нехристь, что ли? Креста на тебе нет! Побойся Бога, ведь ты христианин!»

Апостол призывает всех нас жить согласно обетам Крещения. А знаем ли мы их? В большинстве своем мы были крещены в детстве, когда за нас обеты произнесли крестные родители. И получается, что далеко не каждый христианин сегодня помнит, что он обещал (лично или через крестных) Господу в тот день. Но как можно исполнять то, о чем не знаешь? Давайте, братья и сестры, вспомним свои крещальные обеты.

В чине Таинства священник спрашивает крещаемого: «Отрекаешься ли сатаны, и всех дел его, и всех ангелов его, и всего служения ему, и всей гордыни его?» Тот отвечает: «Отрекаюсь». Это обет первый.

Конечно же, данное обетование включает в себя многие стороны веры и жизни. Отречься «от сатаны и всех дел его» значит объявить о своем неповиновении диаволу – о том, что отныне у меня нет ничего общего с ним. Разумеется, сюда входит отказ от греховной жизни. Но разве мы не грешим, будучи христианами? Грешим, но по немощи, не желая этого. Как писал апостол Павел: «Что ненавижу, то делаю» (Рим. 7:15). Совсем иное дело – грешить с удовольствием, с твердым осознанием того, что творишь. От такого греха мы отрекаемся раз и навсегда. По сути, в первом обетовании мы объявляем войну греху и его источнику – диаволу.

«И всех ангелов его, и всего служения ему». Служить сатане и иметь связь с ангелами его – значит общаться с ними в колдовстве, магии, спиритических сеансах, при хождении к знахаркам и бабкам, в оккультных практиках, в увлечении астрологией и гороскопами. Также человек втайне остается слугой диавола, если боится его больше, чем Бога, и говорит о нем больше, чем о Боге. Кураев как-то рассказывал, что на вопрос «О Христе будем беседовать или об антихристе?» многие аудитории отвечают: «Об антихристе!» Действительно, у некоторых христиан ум больше занят антихристом и всякими чипами и карточками, чем Христом. Это уже некое мысленное служение падшим духам – когда постоянно думаешь о них и боишься их.

Каким должно быть наше отношение к диаволу и его слугам, показывает далее последование Крещения. «Дунь и плюнь на него», – говорит священник крещаемому. Тот символически дует и плюет на диавола, выражая тем самым крайнее презрение к нему. Сатана не простит нам этого плевка, но нам не следует бояться его. «Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (1 Ин. 4:4), – говорит Иоанн Богослов. Христос, Которому мы поклонились, лишил силы «имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр. 2:14), – пишет апостол Павел. Сатана повержен Христом и скован, и способен вредить нам ровно настолько, насколько мы сами поверим ему и убоимся его вместо Бога; насколько мы дадим ему место в себе своими грехами и непослушанием Христу. Если же мы возлагаем все упование на Господа и по мере сил стараемся исполнять Его святые заповеди, бесы и их начальник ничем не могут угрожать нам.

«И всей гордыни его». Гордость, тщеславие, высокомерие, самолюбование, эгоизм – это те качества, которые превратили светоносного Ангела в падшего духа. Отрекаясь от «всей гордыни его», мы отказываемся от гордого духа жизни, от бесовского превозношения над людьми и главным качеством духовной жизни полагаем смирение.

«Сочетаешься ли Христу?» – спрашивает далее священник. «Сочетаюсь!» – отвечает крещаемый. Это второй обет Крещения.

Когда люди вступают в брак, мы также говорим, что они «сочетались браком». «Сочетание» есть соединение любящих. «Сочетаться Христу» означает любить Его, служить Ему, пребывать в Церкви – Теле Христовом; иметь «те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2:5), приобрести «ум Христов» (1 Кор. 2:16). «Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» (1 Ин. 2:6), – пишет Иоанн Богослов. «Сочетаться Христу» значит стать богом по благодати.

Затем священник спрашивает: «И веруешь ли Ему?» Приходящий ко Крещению отвечает: «Верую Ему как Царю и Богу!» Таково третье наше обетование.

Что значит веровать Христу как Царю и Богу? Верить в Него как в Бога и Спасителя, а также в Божие Откровение, данное нам во Христе, полагать Его Волю как Закон своей жизни, считать Христа своим Господином.

Согласно Катехизису, под верой можно понимать три вещи: психологическую уверенность в истинности каких-то положений, онтологическую связь между человеком и Богом и образ жизни. Все это вмещается в одно слово: «Верую!» Мы веруем в бытие Божие, Христа как Сына Божия, веруем в то, что через веру мы имеем связь с Ним, и стараемся жить согласно вере, т. е. по заповедям Божиим.

Далее крещаемый читает Символ Веры, что является знаком его осознанной веры и публичным исповеданием им христианства. Если крестят младенца, за него произносят Символ Веры крестные родители.

Таковы наши обетования Крещения. Что означают эти обеты? Это условия нашего вступления в Завет с Богом. Завет всегда подразумевает обязательства двух сторон. Христос устанавливает Новый Завет через пролитие за нас Своей Крови и обещает нам Царствие Божие. Мы же, со своей стороны, вступаем в Завет через Таинство Крещения, принося определенные обеты – те, которые мы с вами сегодня рассмотрели.

Дай нам Бог исполнять наши крещенские обещания и быть новозаветными христианами во всем – в вере, мыслях, делах, словах. Тогда и Господь исполнит Свои обетования – дарует Царствие Небесное, уготованное нам от создания мира (см. Мф. 25:34).