Так победим откуда

Сим победиши!

Герб Российского государства при А. В. Колчаке (проект Г. А. Ильина)Монета 1721 года, на реверсе которой изображён крест ордена Христа и помещён девиз португальских монархов In hoc signo vinces

Сим победи́ши! (ст.-слав. Си́мъ побѣди́ши) — старославянский перевод (неточный) фразы, которую, по преданию, римский император Константин I Великий увидел в небе рядом с крестом перед победоносной битвой с тогдашним правителем Италии Максентием. В православной христианской традиции лозунг утверждает всепобеждающую веру в Христа. Первое упоминание этой фразы дошло до нас в сочинении Евсевия Кесарийского «О жизни Константина», написанном на греческом языке — «ἐν τούτῳ νίκα» (ст.-слав. Си́мъ побѣжда́й, рус. Этим побеждай). Латинский вариант этой фразы — In hoc signo vinces (рус. Под этим знаком ты победишь) — стал крылатым выражением и девизом, широко используемым в западной культуре.

История возникновения

После того как престарелый император Диоклетиан отрёкся от престола и удалился в свой родной город Салоны, в государстве началась жестокая борьба за власть между его соправителями, победителем в которой стал сын одного из них Константин. Согласно церковному преданию (Евсевий, «Жизнь Константина», I, 28), накануне решающей битвы со своим соперником Максенцием у Мильвиева моста недалеко от Рима в 312 году н. э. Константин увидел знак. Вот как император описал его, в передаче Евсевия: «Однажды, в полуденные часы дня, когда солнце начало уже склоняться к западу, — говорил василевс, — я собственными очами видел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение креста, с надписью: ΤΟΥΤΟ ΝΙΚΑ». Он приказал изобразить крест на щитах своих солдат и, несмотря на преимущество противника в численности, одержал победу. Впоследствии эти слова были вышиты на его знамени, Константин запретил гонения на христиан и на смертном одре принял христианство.

Впоследствии получила распространение христограмма (анаграмма) «IHS», которая одновременно является сокращением латинизированно-греческой формы имени Иисус — IHSOVS (из Ιησούς) и аббревиатурой первых трёх слов латинского перевода фразы «IN HOC SIGNO». Позднее буквы IHS были помещены на эмблеме ордена иезуитов.

Распространение

В русской культуре

На гербе правительства адмирала А.В. Колчака надпись «Симъ побѣдиши» на лазоревой андреевской ленте венчала весь государственный символ и отсылала к видению перед битвой символа Креста с этими словами царю Константину.

В западной культуре

Эмблема иезуитов

Латинский перевод этой фразы — In hoc signo vinces — широко используется в западной культуре. В частности, он является:

  • девизом португальских монархов;
  • девизом рода Собеских после Яна Собеского;
  • эмблемой масонской ложи «Knights Templar»;
  • девизом студенческого братства «Sigma Chi»;
  • девизом на гербе мальтийского города Биркиркара;
  • девизом множества военных подразделений, вооружённых формирований, школ, спортивных сообществ и др.

Кроме того, эта фраза помещена на пачке сигарет Pall Mall.

Употребление в художественной литературе

Обители севера строгого,
Накрытые небом, как крышей!
На вас, захолустные логова,
Написано: сим победиши.

Борис Пастернак

Этим знаком , — сказал он, — вы можете сдвинуть землю; этим знаком вы будете разрушать, этим знаком вы будете создавать: in hoc signo vinces!

  • Название пьесы М. Шатрова «Так победим!», очевидно, восходит к этому же выражению.

Примечания

Константинов крест «Сим победиши» значение перевод

«Inhoc signo vinces» – «Сим знаменем победишь» («Сим победиши»)

В начале IV века нашей эры в Риме правил жестокий император Максенций. И однажды горожане обратились к другому императору — Константину (неудивительно то, что оба назывались императорами — система власти в тогдашнем Риме эта позволяла), чтобы он избавил их от тирана. Войско Константина было в несколько раз меньше, чем войско Максенция, но, тем не менее, каждый из императоров, помолившись своим языческим богам, стал готовиться к сражению.

Явление креста Константину

Накануне битвы Константину и его свите явился крест — он висел в небе, прямо над солнцем. На кресте была надпись: «Inhoc signo vinces» – «Сим знаменем победишь» («Сим победиши»). Более того, ночью полководцу приснилось, что Христос велит ему начертать крест на своих знаменах, и с ними идти в бой. Константин исполнил, что ему было велено, особо не веря в свою победу.

Пока шло сражение, сам Максенций находился на представлении в честь своего дня рождения, и вдруг услышал, как люди на трибунах заговорили о победе Константина. При этом сенаторы уверяли: все пророческие книги твердят о том, что «враг» римлян будет разбит. Максенций решил лично отправиться на поле боя. Он добрался туда уже к концу сражения. Его собственные бегущие войска в неразберихе сбросили его в Тибр, тяжелые доспехи утянули Максенция на дно, где он и погиб.

«Сим победиши» — символ воина-христианина

Войдя в Рим, Константин одним из первых своих указов велел освободить всех христиан, ведь крест даровал ему победу. С тех пор крест и надпись «In hoc vinces» («Сим победиши») являются символом воина-христианина.

А позже Константин отправит свою мать Елену в Иерусалим на поиски христианских святынь, с чем Елена успешно справится. Заслугой Елены также станет всемирный христианский праздник Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.

«Сим победиши…»

«Россия мятется, страдает и мучится от… внутренней борьбы, от неурожая и голода, от страшной во всем дороговизны, от безбожия, безначалия и крайнего упадка нравов. Судьба печальная, наводящая на мрачные думы… Если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царства и города, стёртые правосудием Божиим с лица земли за свое безбожие и за свои беззакония»…

Не напоминают ли эти слова, сказанные святым праведным Иоанном Кронштадтским более 100 лет назад, нашу нынешнюю действительность? Не приблизились ли к моменту, когда правосудие Божие вот-вот разразится над Россией, мы, заставшие XX век с его потрясениями и шагнувшие в век XXI? А может быть, оно уже вершится над нами?

Приснопамятный митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев), пастырь добрый, богослов, историк, видный церковный и общественный деятель неоднократно подчеркивал: «Сознавая себя благодатной хранительницей истин веры, религиозно-нравственных ценностей, Россия неизбежно стала средоточием, узловым пунктом вселенской борьбы добра и зла, притязающего на бессмертную душу человека». Поэтому охотников идти на Русь с мечом или же с тайными губительными замыслами никогда не убавлялось. Владыка пишет, что целью и конечным результатом походов и войн, мятежей и революций, смен династий и свержений престолов, экономических кризисов и политических интриг всегда было одно — разгром национальной государственности и попрание христианских святынь.

Почти тридцать лет тому назад наш народ вновь оказался на обломках своей Великой Державы и хлынули на Русь — идеология звериных рыночных отношений, безсердечность «общества потребления», безпредельный цинизм и разнузданное безстыдство хваленого «свободного мира», мутная волна западных антиценностей и беззакония «нового мирового порядка». Владыка Иоанн тогда произнес: «Мы утратили духовную наполненность жизни… Мы позволили низвести себя до уровня мыслящих животных». В одном из своих слов он сказал: «Мы живем в тяжкое, смутное время измен, предательств, крушения государственности и невиданного разгула безнравственности и аморализма». В другом — «По многим признакам можно судить, что сегодня эта многовековая брань близка к кульминации». А в интервью газете «День» он заметил: «Мое мировоззрение апокалиптично. Приближается кончина века, весь ход событий в мире свидетельствует о приближении “человека греха”, “сына погибели”, “противящегося и превозносящегося выше всякой святыни”, по словам апостола Павла, то есть, приближается тот, кого мы, христиане, называем антихристом».

И в то же время какой верой в духовную силу Русского народа и в богохранимость нашего земного Отечества дышат все его проповеди, речи, статьи, книги!

«Верен Бог — доколе мы стоим в Православии, доколе блюдется у нас полнота и чистота Истины — при всех недостатках и нестроениях наших “Господь посреди нас”, и Он, Премилосердный, не попустит окончательной погибели верных…» А в своем интервью газете «Народная правда» он восклицает: «Что же касается гибели России, то пророчества русских святых говорят не о ней, а о грядущем воскресении Святой Руси во всей своей силе и славе!»

Воистину — пророчества русских святых наполнены не только горечью о страданиях земного Отечества, когда оно отступает от веры и страждет, но и верою в милость Божию и в силу русского духа. Как актуальны эти пророчества и сегодня! В этих пророчествах — путь многовековой нашей истории, истории Русского народа, особенной чертой которого всегда было умение принести покаяние в своих грехах и падениях и, очистившись страданием и молитвой, востать для продолжения своего пути. А путь наш русский, как и указывают все святые — путь на Небо. Не путь мнимого «прогресса» и меркантильных запросов, но путь правды, совести, веры. И в этом — надежда.

Недаром же святой преподобный Серафим Саровский писал: «Не до конца прогневается Господь и не попустит до конца разрушиться Земле Русской. Ибо в ней сохраняется еще Православие и остатки благочестия христианского».

С какою надеждою на воскресение Руси звучат слова исповедников Православия в минуты страшных революционных потрясений начала XX века, когда и Россия, и народ Русский и Церковь Православная стояли на краю гибели.

«Кто это тут говорит, что пропала Россия? Что погибла?, нет, нет, она не пропала, не погибла и не погибнет, — не пропадет — но надо значит через великие испытания очиститься от греха Русскому народу. Надо молиться, каяться горячо. Но Россия не пропадет и не погибла она», — сказал старец Алексей Зосимовский при выборах Патриарха на Всероссийском Поместном Соборе, проходившем под обстрелом большевиков в 1918 году в Чудовом монастыре.

Такие же слова надежды и утешения мы слышим и из уст преподобного Аристоклия Афонского и Московского в том же 1918 году: «Сейчас мы переживаем предантихристово время. Начался суд Божий над живыми и не останется ни одной страны на земле, ни одного человека, которого это не коснётся… А Россия будет спасена. Много страдания, много мучения. Надо много и много перестрадать и глубоко каяться всем. Только покаяние через страдание спасёт Россию. Вся Россия сделается тюрьмой, и надо много умолять Господа о прощении. Каяться в грехах и бояться творить и малейшие грехи, а стараться творить добро, хотя бы самое малое. Ведь и крыло мухи имеет вес, а у Бога весы точные. И когда малейшее на чаше добра перевесит, тогда явит Бог милость Свою над Россией…»

А старец Анатолий Оптинский говорил в феврале 1917 года: «Будет шторм. И русский корабль будет разбит. Но ведь и на обломках люди спасаются. И всё же не все погибнут. Надо молиться, надо всем каяться и молиться горячо. А что после шторма бывает?: После шторма бывает штиль. Но уже корабля того нет, разбит, погиб, погибло всё!.. Не так. Явлено будет чудо Божие, да… И все щепки и обломки, волею Божией и силой Его, соберутся, соединятся и возсоздастся корабль в своей красе и пойдет своим путем, Богом предназначенным. Так и будет явное всем чудо».

Пророческие слова праведников начала XX столетия в полной мере относятся и к нам, и к переживаемому нами сегодня моменту. Ибо после очередного слома государственной машины Российской Державы, преобразованной революционерами в Страну Советов, по причине утраты веры и жестокого богоборчества, в начале 90-х годов страна рухнула как колосс на глиняных ногах, не прожив и века. «Русский корабль разбит», и мы спасаемся на обломках. «Словно в насмешку, мы живем сегодня ценой крушения величайшей державы мира — не нами созданной — проедая и пропивая остатки исторического наследия, оставленного народу Русскому его славными предками», — с печалью писал митрополит Иоанн (Снычев).

А тогда Россия действительно стала тюрьмой и сонмы исповедников и новомучеников Церкви Русской своим жертвенным подвигом стояния во Христе даже до смерти спасли народ Русский от полной погибели. Рассеялся тогда цвет Русской нации по всему свету. Кто-то оказался вдали от Родины, кто-то переносил пожизненно гонения за веру и лишения, кто-то отлетел в иную, горнюю даль. Народ же, которому дали новую идеологию — без веры и без Бога — таинственным образом хранил в своей глубине, не отдавая себе отчета, свойства народного характера, основанные на евангельских ценностях. Не угасала надежда на возрождение Святой Руси.

Епископ Иоанн (Шанхайский) в своем докладе Архиерейскому Собору Зарубежья, в 1938 году произнес слова, полные веры в духовные силы Русского народа: «Отряхните сон уныния и лености, сыны России! Воззрите на славу её страданий и очиститесь, омойтесь от грехов ваших! Укрепитесь в вере Православной, чтобы стать достойными обитать в жилище Господнем и вселиться во святую гору Его! Воспряни, воспряни, востань Русь, ты, которая из руки Господней выпила чашу ярости Его! Когда окончатся страдания твои, правда твоя пойдет с тобою и слава Господня будет сопровождать тебя. Придут народы к свету Твоему и цари по восходящему над тобою сиянию. Тогда возведи окрест очи твои и виждь: се бо придут к тебе от запада, и севера, и востока чада твои, в тебе благословящие Христа во веки».

А известный подвижник Православия иеромонах Серафим Роуз писал: «Воскресение Руси зависит от усилия каждой отдельной души, оно не может произойти без участия православных людей — то есть нашего общего покаяния и нашего подвига. Оно вовлекает в свою сферу не только людей в самой России, но и всех в разсеянии сущих».

Многие из оказавшихся в изгнании и разсеянии жили всю жизнь с чувством ожидания, что вот-вот их призовет Отечество. И сегодня русские люди, оказавшиеся за пределами России, и все, кто жаждет возрождения великой Державы, Святой Руси, живут этим ожиданием и этой надеждой.

В пророчествах святых Божиих угодников слышатся не только ноты утешения, но и грозные предупреждения, увещевания, указание путей выхода из тупика.

Всероссийский молитвенник святой Иоанн Кронштадтский писал в 1905 году: «Россия, если отпадешь от своей веры, как отпали от неё многие интеллигенты, то не будешь уже Россией или Русью Святой. И если не будет покаяния у Русского народа — конец мира близок».

А Владыка Иоанн (Снычев) обращается к нам: «Покайтесь, пока не поздно! Невиновных нет — “все развратишися, непотребни быша”. Покаемся же — и теплой, сердечной молитвой испросим у Господа сил для стояния во Истине и беззаветного служения Ей. Знает Сердцеведец Бог, сколь тяжел Русский Крест, сколь коварен враг, сколь лют и несносен дух уныния…»

Как же перекликаются эти слова подвижника Божиего — нашего современника — со словами святого праведного Иоанна Кронштадтского, сказанными почти сто лет назад: «Возвратись, Россия, к святой, непорочной, спасительной, победоносной вере своей и к Святой Церкви — матери своей — и будешь победоносна и славна, как и в старое время. Полно надеяться на свой кичливый, омраченный разум. Борись со всяким злом — данным тебе от Бога оружием святой, Божественной мудрости и правды, молитвою, благочестием, крестом, мужеством, преданностью и верностью твоих сынов».

Не об этом ли говорит нам и святой первых веков христианства, Иоанн Лествичник: «Покаяние — есть возвращение».

О том, что нужно делать для того, чтобы процветало земное Отечество неоднократно говорил и святитель Феофан Затворник Вышенский: «Вот чем мы можем удержать за собой милость Божию, чем продлить и упрочить благосостояние Отечества! Это, во-первых, благодарным исповеданием милостей Господних… Во-вторых, всецелою преданностью святой и премудрой воле Божией… В третьих, исполнением заповедей Божиих… Мудрому, ищущему прочного счастья народу всё упование свое возложить должно на Бога, и всецело предать себя в его святую и премудрую волю… Там вся сила, где благословение Божие».

В другом своём высказывании святитель Феофан подчеркнул: «Если чье служение Отечеству не восходит к Богу и не превращается в служение Ему: тот, верно, не так служит, как должно, не те имеет цели, не с тем расположением ходит в сем служении… Не оттого ли нет порядка, спокойствия и благоденствия там, где служат обществу для самого общества?»

А святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Начало бедствий заключается в непозволительном и гордом презрении велений Святого Духа, в заменении их своими уставами. Вот где причина падения христианства, падения нравов, всегда предшествующего расстройству гражданскому, предвещающему это расстройство».

Владыка Иоанн (Снычев) неоднократно напоминал: «Патриоты, клянущиеся в любви к России-матушке и одновременно отвергающие Православие — любят какую-то другую страну, которую они себе выдумали… Вопросы русского возрождения — это вопросы религиозные… Потому-то все силы зла, вся, бездна ада, горя безумной ненавистью к Богу и завистью к спасаемому человечеству, — прилагает неимоверные усилия, дабы уничтожить ненавистное Православие, исказить, обессилить его, развратить православный народ и сокрушить национальную государственность, являющуюся “оградой церковной“».

Владыка говорил, что Русскому народу Господь даровал «возможность начать возвращение из трущоб “цивилизованного” духовного варварства на свободу благодатных просторов Святой Руси».

Но что же нужно, чтобы чудо Божие, о котором упоминают подвижники Православия в своих пророчествах, совершилось над нами, над Россией?

Святой праведный Иоанн Кронштадтский отвечает: «Судьбы Божии праведные совершаются над Россией, как они совершались в предшествующие века её существования при князьях и царях наших. Россию куют беды и напасти. Не напрасно Тот, Кто правит всеми народами, искусно, премудро, метко кладет на Свою наковальню всех, подвергаемых Его сильному молоту. Крепись, Россия! Но и кайся, молись, плачь горькими слезами пред твоим Небесным Отцом, которого ты безмерно прогневала!»

«Но для того, чтобы случилось чудо — нужна сила веры», — говорит митрополит Иоанн (Снычев).

Не просто вера нужна, но — сила веры. Хватит ли нам сегодня силы веры? Как тут не вспомнить евангельскую притчу о сеятеле. Сеятель — Сам Господь, как и говорит он в этой притче своим ученикам. Семя — есть Слово Божие. А земля, в которую упадет семя — сердце человеческое и душа человеческая. Почва, на которую упало семя — и дорога, и камения, и терние, и добрая земля. Дорога, камни и сорняки, получив семя, не могут его удержать, усвоить. При дороге — семя лежит, открытое для всех проходящих, для птиц и ветра. На камени — семя лежит на поверхности, не может пустить корни вглубь, начнись буря — и ростки будут вырваны.Семя попавшее на неухоженное поле с сорняками — терниями — может быть заглушено ими и засохнуть. И только добрая почва, чистая, подготовленная может усвоить семя истины и сохранить его в себе и — вырастить достойный плод. В каком же сегодня состоянии почва наших сердец? Почему сегодня мы вновь видим уже неприкрытое гонение на Божественного Сеятеля, гонения на храмы Божии, гонения на Закон Божий для учащихся? Почему нравственную атмосферу общества стали всё чаще засорять открытые кощунства, насмешки, оскорбление чувств православных верующих? И не в Гефсиманском ли саду находится сегодня Православная Россия?

Вот, что говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Господь вверил нам, Русским, великий спасительный талант Православной веры, через которую спаслось множество верных в предшествовавшие нам века, да и в наше время.

Спрошу вас и себя: умножаем ли мы вверенный нам талант веры Православной? Стараемся ли жить по вере? Стараемся ли оправдать добрыми делами свое христианское звание? Творим ли плоды покаяния? Стараемся ли украсить себя христианской добродетелью? Всё дремлет и спит. “Вздремашася вся и спаху” (Мф. 25: 5). Нужно ли говорить, напоминать, что творится у нас в обществе, в высших учебных заведениях, в законодательных учреждениях и так далее. Востань же, русский человек, “воскресни от мертвых и освятит тя Христос” (Ефес. 5: 14). Аминь».

Говоря о нынешних временах, Владыка Иоанн (Снычев) подчеркивал: «Знайте все: Русь идет своим исповедническим, мученическим, жертвенным путем, предначертанным ей всемогущим Промыслом Божиим. От нашего произволения зависит, станет ли этот путь дорогой к преображению России и Русскому Воскресению, или приведёт к мрачной пропасти духовной и физической погибели»…

Есть ли пророчества современных нам подвижников Православной веры, затрагивающие духовные проблемы сегодняшнего дня? Есть ли слова угодников Божиих о том, как вести себя христианам перед лицом новых, невиданных угроз и соблазнов? Это и ускоренное строительство силами мирового зла нового Вавилона, стремящегося уничтожить государства и границы, национальности, половую принадлежность человека и семейные ценности. Это и стремление идеологов так называемого «нового века» создать «единую мировую религию» путем нивелирования разных религий. Это и повсеместное введение технических новшеств, вплоть до искусственного интеллекта, готовящих полное расчеловечение человека. Это и вынуждение человека к принятию цифровых имен вместо имени христианского. Конечно, и сегодня, как во все времена земной Церкви, воинствующей против зла, эти подвижники есть. Может быть — незаметные, может быть, скрытые от людей — молитвенники, праведники, исповедники. Иначе как бы стояла Русская Земля?

Хотелось бы вспомнить слова, сказанные иереем Олегом Ступичкиным, настоятелем храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла Екатеринбургской епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата в Алапаевском районе Свердловской области. Батюшка последовал за Христом до конца и остался Ему верным до смерти. Отец Олег был человеком редкого внутреннего горения, духовником и наставником, вытаскивающим из греховного дна простых людей русской глубинки.

Оренбуржец, художник-мастер, резчик по дереву, поэт, он был священником по призванию. Имел твердые убеждения по многим актуальным вопросам современной жизни и запечатлел их своею мученической кровью. Отец Олег принял мученическую кончину от рук богоборцев накануне Рождества Христова 2006 года. В интервью «Ключ к Вечности» газете «Благовест» он еще в 2000 году сказал следующие слова: «Трудно выбирать Крест. Да ведь в том и заключается спасительная сила Креста, что он имеет силу!.. Безплодны все надежды, кроме надежды на Бога… Преподобный Серафим Саровский говорил, что Бог все отнимет у русских людей, чтобы только на Него они и надеялись…

Земля перестанет родить, начнутся разные бедствия. И поклонившиеся диаволу будут предоставлены самому диаволу — начнутся губительные разрушительные процессы. И не прокормят их так вдохновлявшие поначалу реформы. Верных же благодать Божия прокормит…

Все мы сейчас делаем вечный выбор. И надо выстрадать и потерпеть, но не иметь части с греховной цивилизацией».

На вопрос о будущем России отец Олег, твердо следовавший на деле своим убеждениям и много претерпевший за них ответил: «Должно пройти время. Оно все расставит по своим местам. Господь действует во времени. За то, что Россия в массе своей примет “номера”, на неё падут скорби. Благость Божия частично отнимется. И когда мир подвергнется губительным стихиям диавола, многие обратятся к покаянию. О “номерах” же просто забудут. И останется только покаяться и начать жить с нуля».

А вот стихотворение иерея Божия отца Олега Ступичкина:

Душа изнывает от раны,

Гнетущие язвы в груди —

Не нужно сдаваться во брани,

Господь на Кресте — победи!

Ах, это тревожное время

И эти пустые мечты —

Отбросим греховное бремя,

Поднимем на плечи Кресты!..

В заключение хочется привести слова приснопамятного митрополита Иоанна (Снычева), которые по сути являются молитвой: «Пошли нам, Господи, разум истинный, просвети наши очи внутренние благодатию Духа Твоего Святого. Даруй всепобеждающее смирение — что есть не безвольное подчинение злу, но сила сохранять мир и покой осмысленного бытия перед лицом мятежей и волнений суетного мира сего! Не остави нас, да не посрамится Имя Твое пред лицем сопротивных Твоих, да возвеселятся верные, болезнующие о множестве зла! Сие и буди, буди! Аминь».

Лариса Пахомьевна Кудряшова, русский православный поэт и публицист

Сим победиши

Крест — символ христианства

Крест — основной символ христианства. В прежние времена ребенка с раннего детства учили складывать пальцы и креститься… Теперь многим из нас приходится учиться этому движению в зрелом возрасте. О крестном знамении, таком простом и так много значащем движении руки, рассказывает священник из Петербурга отец Геннадий.

— Скептики говорят: ну что вы креститесь, что вам это дает, просто машете перед собой рукой…

— Действительно, для неверующего это действо, может быть, ничего и не значит. Не так для православного. Во-первых, крест — это наша защита. Ведь человек пребывает в мире не только физическом, но и духовном. В этом духовном мире мы находимся между двумя полюсами. С одной стороны — сила Божественной любви, с другой — злоба, противодействующая ей, говоря современно-наукообразно, темная отрицательная энергия, в народе же ее называют проще — бесы, нечистая сила. И крест — наша защита от нее.

— Это было «во-первых». А «во-вторых»?

— Во-вторых, а если быть точным, то прежде всего: мы, когда крестимся, ИСПОВЕДУЕМ СВОЮ ВЕРУ. Крестное знамение — это самый краткий символ веры, бессловесный и абсолютно всем доступный. Вот мы складываем три первых пальца «щепотью», вместе, — это в знак того, что мы верим в Бога-Троицу: Отца, Сына и Святого Духа.

Безымянный палец и мизинец твердо прикладываем к ладони, как бы утверждая, что одно из лиц Троицы — Христос, Сын Божий — сходит на землю, чтобы быть нашим Спасителем. Почему именно два пальца? Потому, что Иисус Христос — Бог и человек одновременно.

Далее. Три перста прикладываем ко лбу, затем кладем на живот, на правое и на левое плечо. И в это время говорим «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь», призывая Бога-Троицу.

Наше чело как бы символизирует небеса, чрево — землю, а поперечная перекладина — то, что Святой Дух охватывает все, от края и до края. Бывают и другие объяснения — ведь перед нами ТАЙНА, и познать, вычерпать глубину ее смысла человек никогда не сможет.

— А как складывали пальцы в Древней Руси? Что это означало?

— Обозначало то же самое, что и сейчас, только крестились двумя перстами — указательным и средним — а остальные три складывались вместе. А в первые века христианства крестились и одним пальцем, выражая этим веру в единого Бога среди окружающего языческого многобожия.

— Тем не менее, старообрядцы придавали большое значение тому, как складывать пальцы. Это, действительно, так принципиально?

— Было бы принципиально, если бы искажался смысл, а ведь смысл один и тот же… Обе эти практики достаточно древние. В Древней Руси, до патриарха Никона, перстосложение было двоеперстное. Но в Византии и у православных во всем мире примерно с 13 века укрепилось троеперстие. И, когда в 17 веке встал вопрос о единстве христиан, патриарх Никон пожертвовал формой в пользу всеправославного единства. Сейчас, решением Собора Православной церкви 1972 года, оба перстосложения признаны «равночестными», то есть каждый человек вправе выбрать такое, какое ему нравится.

— Вернемся к вопросу о смысле и роли крестного знамения. Скажем, наши предки — когда и зачем крестились?

— И раньше, и теперь — верующий человек всегда начинал свой день с крестного знамения и, отходя вечером ко сну, тоже осенял себя крестом. С креста начиналось всякое дело, дорога, например. Раньше мать не выпускала ребенка из дому, не перекрестив его. Крестом знаменовали «яствие и питие», то есть еду и питье, которые стояли на столе. Мы сейчас заботимся о гигиене, об экологической чистоте пищи, но забываем, что она должна быть не только чистой, но и благословенной!

Вообще все значимое в жизни должно начинаться с креста. У наших предков это иногда распространялось даже на подпись: она начиналась с креста или заменялась им. И вовсе необязательно по неграмотности — так еще в древности писали даже очень грамотные византийцы. В Византии был обычай: в особо важных документах ставить вместо имени три креста. Поставить такую подпись было более ответственно, чем написать свое имя. Это значило поручиться крестной силой, именем Божиим.

— Надо ли перекреститься, входя в храм?

— Не только входя в храм, но и проходя мимо него — иначе мы выкажем неуважение к храму. Войдя туда, как говорится, по уставу, нужно перекреститься и поклониться три раза, а уходя, повернуться и тоже перекреститься на алтарь.

— А некрещеным?

— От них этого не требуется, но и не запрещается.

— Себя мы крестим справа налево. А другого человека как?

— Тогда крест кладется слева направо. Мы как бы обращаем его от себя.

— Обязательно ли православному носить нательный крест?

— А обязательно ли документу иметь печать? Без печати он недействителен. Так и христианин без креста «недействителен». В древности, например, свидетельств о крещении не выдавали — единственным свидетельством был крест. Это знак нашей веры, та крестная сила, которая с нами. Как же не носить его?

Кстати, НАТЕЛЬНЫЙ крест потому так и называется, что его носят на теле, под одеждой, никогда не выставляя наружу (снаружи крест носят только священники).

Раньше в России крест, данный при крещении, хранили всю жизнь, и с ним человека клали в могилу. Так и говорили: «Прожить жизнь от креста до креста» — от крестильного до могильного. Нательный крест не должно снимать никогда.

— Даже в бане?

— Даже в бане. Между прочим, в старину в России были особые банные кресты. Они висели в предбаннике. Человек, входя, надевал деревянный крест и только тогда снимал металлический.

— Зачем же так сложно?

— А вдруг в это самое мгновение он умрет?! Самое страшное для русского человека было умереть без креста!

— Кстати, о крестах на храмах. Одни из них четырехконечные, но есть и иной формы, со скошенной перекладинкой внизу. Что они означают?

— Это традиционный православный восьмиконечный крест — вертикаль с тремя перекладинами. Две из них горизонтальные, а третья, нижняя, скошена. Верхняя линия изображает ту надпись, которая была прибита на Голгофском кресте — имя распятого и его вина. Там было написано: «Иисус Назарет, Царь Иудейский». Но на кресте устраивалось еще подножие — потому что человеческие руки неспособны выдержать тяжесть тела. Распятый не висел, а как бы стоял на кресте. Скошенная палочка и означает это подножие.

— Почему она скошена?

— Вместе с Христом были распяты два разбойника. Они оказались по разные стороны от него и в прямом, и в духовном смысле. Один из них хулил Христа, а другой поверил в Него и покаялся, прямо там, на кресте. И Христос сказал раскаявшемуся разбойнику: «Ныне же будешь со мной в раю.»

Гак что тот, кого распяли справа от Спасителя, восшел с ним в обители райские, а тот распятый, что слева, нераскаянный, — ниспал в бездну ада. Потому и перекладина скошена — выбирай, с КЕМ ты, КУДА идешь?..

Для любого из нас крест — это распутье. Тут мы останавливаемся перед выбором. Возможны два пути: вверх или вниз. И только от самого человека зависит, каким путем ему двигаться…

Обители севера строгого,
Накрытые небом, как крышей!
На вас, захолустные логова,
Написано: сим победиши.

Борис Пастернак

Этим знаком , — сказал он, — вы можете сдвинуть землю; этим знаком вы будете разрушать, этим знаком вы будете создавать: in hoc signo vinces!

Раньше на старом стяге было написано: «Сим победиши!» Теперь, вместо Сима, пришла пора другого Ноева сына… На русском стяге красуется по новому правописанию: «Хам победиши!»

Аркадий Аверченко. «Аристократ Сысой Закорюкин», из сборника «Кипящий Котёл», 1922 г.

Битве у Мульвийского моста посвящён роман В. Крыжановской-Рочестер «Сим победиши! (In hoc signo vinces!)» (1893). Название пьесы М. Шатрова «Так победим!», вероятно, восходит к этому же выражению.

Надпись на пачке сигарет Pall Mall — In hog signo vinces — упоминается в романе Стивена Кинга «Роза Марена».