Тарковский а

Великий русский режиссер, сын поэта Арсения Тарковского. Фильмы Андрея Тарковского стали классикой отечественного и мирового кинематографа. Его первый фильм «Иваново детство» (1962) получил премию «Золотой Лев» на Международном кинофестивале в Венеции. В 1969 году фильм «Андрей Рублев», показанный во внеконкурсной программе Каннского кинофестиваля, получил специальный приз. В 1971-72 годах Тарковский снял Фильм «Солярис» по мотивам одноименного романа польского фантаста Станислава Лема. Картина вызвала резкое неприятие со стороны советской кинокритики, а также протесты Станислава Лема, которому не понравилась трактовка его романа. В 1974 году вышел фильм «Зеркало», в 1980 — «Сталкер» — последний фильм Андрея Тарковского, снятый в нашей стране. В этом же году ему было присуждено звание народного артиста РСФСР, а также он стал лауреатом итальянской премии «Давид ди Донателло» в номинации «За вклад в киноискусство». Фильмы «Ностальгия», «Жертвоприношение» были сняты на «западе», где он решил остаться, чтобы иметь возможность закончить «Ностальгию» и стать независимым во всех отношениях от «капризов» советской номенклатуры… Всем, кому интересны фильмы Тарковского, его взгляды на кинематограф, очень рекомендую посмотреть документальный фильм «Путешествия с Тонино Гуэррой» о периоде подготовок к съемкам фильма «Ностальгия».
В театре А. Тарковский осуществил лишь две постановки: «Гамлет» в Театре «Ленком» в 1976 году и оперу Мусоргского «Борис Годунов» в театре «Ковент-Гарден» в Лондоне в 1983 году.

Умер 29 декабря 1986 года. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Д.

Андрей Тарковский

Краткая биография

Будущий мастер родился 4 апреля 1932 года в селе Завражье (Костромская область) в семье литератора Марии Вишняковой и известного поэта Арсения Тарковского. Андрею всегда не хватало отца. Он бросил сына, когда мальчику было всего три года, возложив воспитание двоих малышей на плечи бывшей жены. Великая Отечественная война застала маленького Андрея во втором классе столичной школы. Семье пришлось вернуться на Волгу, в Юрьевец, к родным матери. Впоследствии именно дом в Юрьевце станет для художника образом его отчего дома в фильме «Зеркало» (там же потом откроют дом-музей Тарковского). В 1943-м Тарковские возвращаются в столицу. Андрей учится в средней школе (весьма посредственно), занимается рисованием и играет на фортепиано. В 1951-м 19-летний Тарковский поступает на арабское отделение ближневосточного факультета Московского Института Востоковедения. Но уже через два года бросает учебу. «Я пережил трудный момент… попал в дурную компанию… Мать меня спасла очень странным образом — устроила меня в геологическую партию. Я работал там коллектором, почти рабочим, в тайге, в Сибири. И это осталось самым лучшим воспоминанием в моей жизни», — вспоминал Тарковский. По возвращении в Москву 22-летний Тарковский поступает во ВГИК в мастерскую режиссера Михаила Ромма (по его словам, «выбор был скорее случайным, чем осознанным»). В 24 года ставит первый курсовой короткометражный фильм «Убийцы». Его совместная с Андроном Кончаловским дипломная работа «Каток и скрипка», созданная под влиянием работы французского классика Альбера Ламориса «Красный шар», получает первую награду на фестивале студенческих фильмов в Нью-Йорке. «Главная правда — в фактуре, чтобы было видно, что все подлинное: камень, песок, пот, трещины в стене. Не должно быть грима, штукатурки», — вспоминает Кончаловский представления о кино, с которыми они выпустились из ВГИКа.

Уже первая полнометражная работа «Иваново детство» приносит 30-летнему начинающему советскому режиссеру Тарковскому мировую известность. В 1962-м картина получает «Золотого Льва» на Венецианском фестивале. В 1966-м году режиссер ставит историческую драму «Андрей Рублев», которая становится классикой мирового кинематографа. Последующие ленты Андрея Тарковского также являются одними из лучших фильмов за всю историю российского кинематографа – «Солярис», «Зеркало», «Сталкер». Но в Советском Союзе на него обрушивается град критики и ненависти. Творческая свобода Тарковского раздражает Госкино – режиссеру практически не дают снимать. А за рубежом Тарковским восхищаются легенды кино, такие как Федерико Феллини, Ингмар Бергман. Ленты советского режиссера удостаиваются престижных кинематографических премий: «Солярис» получает спецприз Каннского кинофестиваля, «Ностальгия», снятая режиссером в Италии, также награждается в Каннах.

В 1984-м 52-летний мастер, будучи в Италии, решает не возвращаться в СССР. Через год ему ставят страшный диагноз: рак легких. Тяжело больной, он снимает в Швеции свой последний фильм – притчу «Жертвоприношение». Лента получает гран-при Каннского кинофестиваля, премию Британской академии кино и телевизионных искусств. На пике профессионального триумфа, 29 декабря 1986 года 54-летний Андрей Тарковский умирает в Париже. Он похоронен на Русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в окрестностях Парижа.

Андрей Тарковский — биография

Андрей Тарковский стал не только легендой отечественного кинематографа, но и самым влиятельным европейским режиссером. Прославился своими картинами «Зеркало»,»Жертвоприношение», «Солярис». Его фильмы смотрели зрители в Европе и Америке, они вошли в классику мирового кино. Кино для Тарковского было не ремеслом или развлечением, и даже не источником дохода. Это был смысл его жизни, любовь навсегда. Он уважал искусство, преклонялся перед ним, поэтому его работы так не похожи на творчество других режиссеров.

Детство и юность

Родился Андрей Тарковский 4 апреля 1932 года в маленькой деревушке под названием Завражье под Иваново, куда мама приехала погостить к своим родственникам. Папа Арсений Тарковский – поэт, переводчик, родился в Елисаветграде, на Украине, переименованном в настоящее время в Кропивницкий. Мама Мария Вишнякова из старинного дворянского рода Дубасовых, училась в московском Литературном институте. Этот же вуз в свое время закончил и отец Андрея.

На фото Андрей Тарковский в детстве

В сентябре 1932-го мама с Андрюшей вернулись в столицу. В 1934-м семья Тарковских стала больше на одного человечка – родилась дочь Марина. Детские годы Андрея были не очень счастливыми. Ему было всего четыре года, а сестре два с половиной, когда от них ушел отец, влюбившись в другую женщину. Маме пришлось самой заботиться о детях, семья жила впроголодь. Андрей очень нуждался в твердой отцовской руке, да и сам Арсений старался не терять связи с детьми. В 1941-м он добровольно ушел на войну, был серьезно ранен, и остался без ноги.

В военные годы Тарковские уехали к родным в город Юрьевец, но через некоторое время вернулись в столицу. Мама нашла себе работу корректора в Первой образцовой типографии и работала там вплоть до самого выхода на пенсию. Кроме обычной школы, Андрей посещал и музыкальную по классу фортепиано.

Тарковский никогда не был примерным учеником, у него хромало не только поведение, но и оценки. Он не дружил ни с точными науками, ни с гуманитарными предметами. В старших классах он серьезно увлекся рисованием, и стал заниматься на художественных курсах, где ученикам давали уроки академического рисунка.

После получения школьного аттестата в 1951-м, Андрей Тарковский стал студентом арабского отделения Московского института востоковедения. После первого курса он ушел из института, причиной стало не только полученное на уроке физкультуры сотрясение мозга, но и осознание того, что выбор профессии был несколько поспешным.

Андрей Тарковский в молодости

Оказавшись на раздорожье, Андрей связался с дурной компанией, и неизвестно, чем бы это закончилось, если бы не вмешательство мамы. Женщина нашла простое решение, как вырвать сына из этой компании – отправила его в геологическую экспедицию в должности коллектора. В течении года он мотался по сибирской тайге, был практически вырван из цивилизованного мира, много рисовал. Это стало одним из лучших его воспоминаний на всю жизнь, и именно в этот период Тарковский понял, что хочет попробовать свои силы в режиссуре.

Фильмы

Вернувшись спустя год в столицу, Андрей пошел поступать во ВГИК, на режиссерский факультет. Он попал на курс к прославленному Михаилу Ромму, который любил всех без исключения своих учеников, старался не упустить искру таланта в каждом из них, в любых моментах шел на компромисс, даже если был абсолютно не согласен со своим учеником. Такое отношения было у него и к Тарковскому.

Андрея можно было считать везунчиком. Первой удачей молодого человека был сам факт учебы у прославленного мастера режиссуры, а второй удачный момент состоял в том, что к тому времени исполнился год со дня смерти вождя всех народов. Режим стал понемногу сдавать свои позиции, Союз уже начал потихоньку разрушать тот железный занавес, в котором находился долгие годы. Уже можно было увидеть западные фильмы и получить бесценный опыт общения с зарубежными кинематографистами. В стране начали снимать больше кино, причем немного отличавшего от картин сталинского режима, и Тарковский отлично вписался в эти новые веяния.

Андрей Тарковский на съемках

Режиссерская биография Тарковского началась в 1956-м, когда он выпустил свою первую короткометражку по произведению Хемингуэя. Тогда уже не только Ромм понял, что перед ними настоящий самородок, и у него отличные перспективы в кино. В том же году судьба свела Тарковского с Андреем Кончаловским, который только поступил во ВГИК. Впоследствии они вместе трудились над сценариями, и делились бесценным опытом.

Именно в студенческие годы сформировался стиль режиссера Тарковского – он никогда не отвечал на вопросы, затронутые в фильме, предоставляя возможность самому зрителю думать, анализировать и делать умозаключение. Важным аспектом кино он считал звук и свет, потому что зрители должны ощущать реальность происходящего.

Кадр из фильма Тарковского «Андрей Рублев»

Красный диплом ВГИКа Андрей Тарковский получил в 1960-м, и с головой окунулся в работу. Он хотел снять картину «Андрей Рублев», обратился за разрешением в худсовет СССР, но ему отказали из-за отсутствия опыта.

Режиссер отложил этот сценарий на потом, и взялся воплощать в жизнь ленту «Иваново детство», которая его и прославила. Перед Тарковским стояла очень сложная задача – снять картину при скудном бюджете и в короткий отрезок времени. И вчерашний студент справился с ней на отлично. Его картина была награждена двумя десятками премий, в число которых входил и «Золотой лев» кинофестиваля в Венеции.

После такого триумфа Тарковский уже без труда получил разрешение на съемки «Андрея Рублева». Оператором картины стал Вадим Юсов, музыкальное сопровождение ленты обеспечил композитор Вячеслав Овчинников. В этом же составе они работали над всеми последующими картинами Тарковского, вплоть до его смерти.

Соавторство сценария принадлежит Андрею Кончаловскому. Картина о монахе, искусно писавшем иконы, стала культовой в СССР. И опять многочисленные награды на отечественных и зарубежный кинофестивалях.

Фильмография Андрея Тарковского немного перевалила за десяток картин, некоторые из них документальные. Но даже такое незначительное количество работ смогло оказать большое влияние на формирование творчества многих советских и зарубежных режиссеров.

Личная жизнь

Личная жизнь режиссера была не очень насыщенной. Свою первую жену Ирму Рауш Андрей Тарковский встретил во ВГИКе. Роман был очень бурным и стремительным, и вскоре молодые люди поженились.

Андрей Тарковский и его жена Ирма Рауш

Она была первой, кто поддерживал его во всех начинаниях. В этом браке родился старший сын режиссера – Арсений. Супруги развелись после десяти лет брака – в 1970-м.

Андрей Тарковский с Ларисой Кизиловой и сыном Андреем

Второй женой Тарковского стала Лариса Кизилова, из-за которой собственно и рухнул его первый брак. У нее была дочь Ольга от первого брака, ее Андрей удочерил. Вскоре у них родился совместный ребенок – сын Андрей.

Смерть

В марте 1982-го Тарковский уехал в Италию, чтобы приступить к съемкам фильма «Ностальгия», который спустя год удостоился приза за режиссуру в Каннах. В 1983-м режиссер начал хлопотать о том, чтобы получить разрешение для жены, сына и тещи выехать к нему в Италию на 3 года. Ему отказали. В июле 1984-го в Милане он объявил, что остается на Западе, то есть попал в ряды невозвращенцев. Тут же в СССР запретили к показу его фильмы, и даже имя великого режиссера было под запретом, но лишить его гражданства все же не рискнули.

Могила Андрея Тарковского

В 1985-м Тарковский снял в Швеции свою картину «Жертвоприношение», которая стала его последним шедевром. В декабре 1985-го доктора обнаружили у него онкологию – рак легких. Только после этого с его имени в СССР были сняты все запреты, и сын Андрей получил разрешение на выезд.

Андрея Тарковского не стало спустя год – 29 декабря 1986 года. Он умер во Франции, в Париже, и похоронен на Сент-Женевьев-де-Буа, там, где покоятся все русские. В 1994-м на могиле установлен памятник по эскизу его жены – Ларисы Тарковской, с надписью: «Человеку, который увидел ангела».

Избранная фильмография

  • 1956 Убийцы
  • 1960 Каток и скрипка
  • 1962 Иваново детство
  • 1966 Андрей Рублёв
  • 1968 Один шанс из тысячи
  • 1972 Солярис
  • 1973 Терпкий виноград
  • 1974 Зеркало
  • 1979 Сталкер
  • 1979 Берегись! Змеи!
  • 1983 Ностальгия
  • 1986 Жертвоприношение

Ссылки

  • Сайт посвященный Андрю Тарковскому
  • Творческий архив Тарковского
  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.