Татуировки это грех у православных

Что сказано в Библии о татуировках: грех ли делать нательные рисунки

Библия о татуировках гласит: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь» (Лев. 19: 28). Трактовка изречения на первый взгляд очевидна: православному человеку нельзя делать татуировку. Почему подобный поступок осуждается в христианской религии, и грех ли это?

Что говорит Библия

Нательные рисунки были отличительным знаком язычников и варварских племен. Татуировки имели для них сакральное значение, служили амулетом, тотемом и защитным оберегом от злых духов. Практически ни один кровавый ритуал или обряд жертвоприношения не проходил без прилюдного нанесения рисунка. Что говорит об этом Библия?

В Библии есть описание жизни последователей языческого божества – пророка Ваала. Они пытались войти в транс, прокалывая тела копьями и иглами для того, чтобы связаться с Ваалом и попросить его стать могущественнее Господа.

Бог завещал иудеям совсем иную систему ценностей и хотел вывести народ совсем на иной уровень сознания. Заповеди Моисея были призваны отделить Израиль от жестокой языческой культуры. Божий закон также запрещал заниматься оккультизмом, идолопоклонством и членовредительством. Общение с умершими, состояние транса, бесноватость и одержимость считались «мерзостью».

Почему татуировка – это грех?

Если вам интересно, почему татуировка – это грех, обратитесь к Ветхому Завету – одной из составных частей Библии. Здесь много написано по поводу нательных рисунков, но прочтение людьми Священного Писания не всегда трактуется правильно. Почему же считается неприемлемым наносить татуировки?

  • В Послании к Коринфянам сказано, что тело является храмом Святого Духа, и никому не позволено его осквернять. У православных не запрещено носить красивые украшения или одежду, но изменять тело – это бросать вызов Господу, который сотворил людей по Своему образу и подобию. За самоусовершенствованием скрывается кризис личности, неуверенность и неприятие себя. Создается иллюзия того, что татуировки помогут человеку добиться общественного признания и уважения окружающих, самоутвердиться и преуспеть в жизни. В действительности этот поступок говорит о том, что обладателю нательного рисунка нечего демонстрировать обществу. Кроме экстравагантного внешнего вида у него часто нет никаких достоинств, умений и достижений.
  • Библия призывает славить и чтить Господа духом и телом. Об этом не раз говорится в Священном писании. Татуировки с крестами и ликами святых выглядят кощунством и никак не влияют на веру и соблюдение заповедей. Кроме того, нательные рисунки никак не соответствуют скромному и целомудренному образу, которого следует придерживаться. Наоборот, они выглядят порочно и вызывающе, привлекая внимание окружающих.
  • Следуя модным тенденциям, люди по своему незнанию и глупости даже не задумываются о последствиях нанесения татуировок. Сами того не подозревая, они привлекают в свою жизнь демонов, делая сатанинские рисунки (змеи, черепа, кости, драконы, ведьмы). Надо помнить, что любая наколка имеет оккультные и идолопоклоннические корни.
  • Сделать татуировку значит выразить причастность к асоциальным слоям общества: заключенным, проституткам, преступникам, убийцам. Раньше таким образом людей клеймили, и это считалось постыдным. Желание выделиться из толпы и выглядеть стильно и модно может привести к возникновению нелепой ситуации, когда в вас могут узнать «своего».
  • Нанесение татуировки – это небезопасный процесс, когда здоровье человека подвергается опасности. СПИД, гепатит и другие вирусные болезни легко передаются через иглы и чернила. Господь даровал жизнь, она у человека одна – и ею надо дорожить.

В то же время татуировки могут наноситься в качестве свидетельства веры. Так, копты-христиане, живущие среди мусульман, наносят на руку тату в виде креста (это так называемый коптский крест).
Таким образом, отношение Библии к татуировкам нельзя назвать однозначным. Но если вы православный христианин, вам лучше воздержаться от нанесения на тело перманентного изображения. Атеисты же вольны поступать здесь так, как им хочется.

Смотрите видео по теме:

Значение тату распятие

В материале попробуем разобрать значение тату распятие, возможные варианты рисунка, их толкование, смысл и историю. Тем, кто сделал выбор именно в пользу этого рисунка, рекомендуем поискать основу для своей татуировки тут:

  • Фото тату распятие
  • Эскизы тату распятие

Значение тату распятие – примеры вариантов готовых татуировок на фото – рисунки

Интересное про значение тату распятие

Татуировка распятия как символ веры в Бога.

Самой распространенной религией современного мира считается христианство. Оно основывается на вере в одного Бога. Главной книгой христианской веры является Священное Писание – Библия, которая хранит знания об истории Древнего Израиля и о пришедшем на землю Мессии, его жизни, учениях и смерти. Почитаемыми священными реликвиями в христианстве являются предметы, которые использовали при распятии Иисуса Христа на кресте.

Традиционно верующие носят распятие в качестве нательного украшения как знак единства с Господом.

Немного истории религиозных тату.

Первые такие татуировки появились еще в древнем мире, как символ первых религий в Палестине. Позднее, рисунки в виде креста, на теле делали рыцари в крестовых походах. Это был знак того, что он побывал на Святой земле. Они были выполнены не аккуратно, остаточно грубо. А том начали, появляется тату с изображением святых ликов. Истории известны факты, когда мусульмане совершали набеги на территорию современной Боснии, оставляли отметки на телах женщин, таким образом, пытаясь подчеркнуть их религиозную принадлежность.

Примеры фото:

Что символизирует татуировка распятия.

Люди хотят быть ближе к Богу, поэтому сейчас одними из самых популярных татуировок являются тату религиозной тематики. Образы святых, крестов, распятий – символы просвещенности, святости.

Распятие является символом веры в высшие силы. Людей, сделавших такую татуировку, можно охарактеризовать как добрых, преданных, имеющих чистые помыслы. Им присуще самопожертвование во имя добра, стремление обрести гармонию с Богом, желанием уйти от повседневной суеты.

Татуировки с распятием и изображением Иисуса Христа может означать знак покаяния, раскаяния в своих поступках и грехах. Нередко может являться своего рода оберегом, защитой от зла и неприятностей.

Значение татуировки распятия в тюрьме.

Тюремные татуировки это своеобразное искусство, которое может многое рассказать об уголовнике. Его положение в тюремной иерархии, причину заключения, предпочтения и многое другое.

Тату крест с распятием наносят только криминальным авторитетам. Это считается знаком, что заключенный считает себя похожим на Иисуса Христа и их жизненные истории очень схожи. Еще одна версия, что заключенный пытается очиститься от грехов, быть ближе к Богу.

Религиозные татуировки в тюрьме делают особо:

  1. Для туши обычно берут чернила из шариковых ручек, используют сажу, реже встречаться китайская тушь.
  2. Татуировку с изображением распятия самому делать нельзя. Его наносит умелый художник, который на зоне пользуется уважением и привилегиями.
  3. Иглу для наколки делают из скрепок, доставших из книг и тетрадей. Или же берут спичку, к ней крепят несколько иголок, таким образом, получается нужный инструмент.
  4. Изображение распятия наносят только на грудь, а на спину набивают купола, означающие количество раз заключенный сидел.

Смотреть видео:

В тюрьме очень серьезно относятся к значениям татуировок. Так молодой человек по неосведомленности сделает себе тату и, попав в места не столь отдаленные, может сильно от этого пострадать. Вывод один, делая татуировку, серьезно обдумайте этот шаг, узнайте их значения, а также посоветуйтесь хорошими мастерами своего дела.

Вы можете посмотреть: ЭСКИЗ ТАТУ РАСПЯТИЕ ФОТО ТАТУ РАСПЯТИЕ

Подготовлено: evgeesha (Шамардина Евгения Михайловна)

Современная культура очень часто выражает себя вызовом и провокацией общепринятым нормам. И многие традиции, которые еще недавно были недопустимы в обществе, сегодня становятся почти нормой и не вызывают резкой критики.

С другой стороны, православие — ортодоксальная религия, основные догматы которой не менялись на протяжении всех двух тысячелетий существования христианства. Поговорим сегодня, о таком модном веянии современности, как тату. Каково же отношение православной церкви к татуировкам? Допустимо ли православному человеку их делать?

Что Библия говорит о татуировках

Главное обоснование запрета наносить изображение на себя мы видим в Ветхозаветной Книге Левит «Не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен». В Новом Завете в Откровении Иоанна Богослова есть предостережение не наносить на себя знаков зверя, что тоже очень часто сопоставляют с татуировками.

Библия о татуировках

Суть библейского запрета изображений на человеке — благоговейное отношение к физическому телу, как сосуду бессмертной души. В послании апостола Павла к Коринфянам можно увидеть, что человеческое тело называется храмом Божиим. Такое высокое сравнение исключает пренебрежительное отношение ко всему физическому, не позволяя его осквернять.

По словам того же апостола, каждый верующий человек — живой храм Божий. И как нельзя осквернять храмы по своей прихоти, также нельзя и менять что-либо, данное Богом, по желанию человека. Это вовсе не означает, что тело не требует заботы, даже наоборот — забота как о сосуде души должна быть. Но излишне украшаться, менять свой первозданный вид или особенности — это грех для христианина.

Историко-культурные аспекты тату

В дохристианские и раннехристианские времена татуировки были частью языческих и оккультных обрядов. Они наносились или в знак умерших, или для вхождения в транс и другие состояния, изменяющие сознание.

Интересно! С появлением христианства татуировки использовались в основном как клеймо. Ими «метили», к примеру, преступников, женщин легкого поведения, карточных мошенников.

Традиция татуированного клейма сохранялась по всему миру много веков. Многие, наверно, помнят, сколько неприятностей приносила лилия на плече леди Винтер, героине романа А. Дюма «Три мушкетера». По сей день в местах лишения свободы существует целая сложная система тюремных татуировок, которые на всю жизнь запечатлевают на человеке историю его преступлений и отбываний наказаний.

Цивилизованный мир о татуировках, как украшении, узнал примерно в XVIII веке, когда путешественник Д. Кук открыл туземные поселения островов Таити. Именно там на местных жителях он увидел изображения, которые носили чисто декоративных характер и делались только лишь ради красоты.

Как Православная церковь относится к татуировкам

Однако мода так украшать тело не встретила большого одобрения у общества. Не так давно, уже в XIX веке, авторитетный итальянский доктор Ч. Ламброзо рассматривал нанесение тату на как расстройство, присущее людям, склонным к преступлениям.

Только лишь в середине ХХ века татуировка становится модным атрибутом молодежи. Люди начинают разрисовывать себя по собственному усмотрению, далеко не всегда вкладывая глубокий смысл в изображения. Появляются массовые молодежные субкультуры, активно использующие тату.

Как видим, даже без учета духовного влияния тату, просто в историческом и смысловом значении изображения на теле с давних времен не несли ничего хорошего. Самое безобидное — дань моде — говорит о том, что человек просто не понимает глубинного смысла и влияния татуировок на свою жизнь.

Духовный вред татуировок

Чем же так опасна простая картинка на теле для христианина? Прежде всего, осквернение себя, как сосуда Божия, является грехом. В жизни человека и так множество греховных поступков, избежать которые зачастую не удается. Так зачем же еще больше портить свою душу тем, без чего можно спокойно обойтись?

О грехах:

  • Грех сребролюбия
  • Грех тщеславия
  • Грех лихоимства

Человек — существо духовно-телесное. Невозможно рассматривать отдельно жизнь физическую от жизни души, и наоборот. Поэтому любые изменения на физическом уровне обязательно будут сказываться на духовной жизни, и наоборот. И нанесение изображений — не исключение.

Священники, которые ежедневно сталкиваются с человеческими судьбами и слушают исповеди, часто отмечают, что люди каются в том, что делали тату. У многих из них с началом ношения «простой картинки» начинались сложности и проблемы в жизни, появлялось ощущение оставленности Богом, уныние. Это действие греха, которого человек сам впускает в свою жизнь.

Важно! Наносимые на тело знаки и символы несут с собой определенную духовную нагрузку, о которой человек может даже не знать.

Так, неоязычники и оккультисты часто используют руны, скрытые пентаграммы и прочие сатанинские символы для наколок. Внешне непосвященному человеку такое тату может показаться просто красивым графическим рисунком, не несущим никакой информации. Но на самом деле, накладывая его на себя, человек позволяет войти в свою жизнь тем силам, которые обозначены в символике. Конечно, для православного христианина это недопустимо.

Даже если не колоть какие-либо мистические или магические знаки, татуировка «для красоты» несовместима с верой Христовой. Погоня за модой, излишнее украшение тела (не только изображениями, но и слишком вычурной одеждой, ярким макияжем и т.д.) — это все отвлекает человека от Христа и занимает его мысли земным. Господь должен всегда быть на первом месте в жизни христианина, а забота о физическом и внешнем должна оставаться в разумных пределах.

Отношение церкви к татуировкам

Что делать, если тату было сделано давно

Поскольку многие современные христиане обрели веру уже во взрослом возрасте, в церковь мы приходим с большим багажом прежних грехов. И нередка ситуация, когда к вере приходит человек, образ жизни которого раньше был очень отдаленным от нравственных норм. И если в нравственных грехах человек кается внутренне, изменения внешние остаются видимыми иногда на всю жизнь.

Конечно, если человек осознал, что в свое время оступился и сделал наколку зря, он должен обязательно покаяться об этом на исповеди. Если есть техническая возможность, желательно татуировку вывести, особенно если это агрессивные или злобные изображения.

Покаяние подразумевает обязательный отказ от повторения греха. Заядлые татуировщики очень часто впадают в определенного рода зависимость от нанесения новых и новых изображений на свое тело. Надо понимать, что если человек идет к Богу и кается, он должен на всю оставшуюся жизнь отказаться от новых наколок.

Об отношении православия к другим аспектам жизни:

  • Красная нить на запястье
  • Православная церковь о Деде Морозе
  • О либерализме

Некоторые священники, которые строго соблюдают церковные каноны, могут на некоторое время не допускать человека с татуировками к причастию. Такое решение священника может быть вызвано не только наколкам, но и другими тяжкими грехами.

Совет! В таком случае, важно обязательно смириться под таким решением священника. Он может назначить какую-либо епитимью — покаянное правило, которое обязательно надо выполнить. Это может быть чтение каких-либо молитв, помощь страждущим, работа в храме.

Если кающийся принимает такой труд как из рук Божих, он почувствует большую духовную помощь. По выполнению положенного труда священник прочтет разрешительную молитву, и человек сможет приступить к Таинствам.

Таким образом, нанесение татуировок на человека никогда не поощрялось ни в культурном, ни в духовном аспекте. Господь создал человека по образу и подобию Своему, и мы не в праве этот образ видоизменять. Тело должно поддерживаться в порядке, здравии и аккуратности, а излишнее его украшение не идет на пользу христианину.

Можно ли делать татуировки – ответ священника

Тату Иисус

Тату Иисуса Христа в первую очередь, безусловно, говорит о принадлежности человека к христианской религии. Она занимает особое место среди религиозных татуировок. Значение тату Иисуса Христа может незначительно различаться в зависимости от того, как именно он изображен:

  • изначально изображение Христа было символом принадлежности к христианской религии. Тату Иисус на запястье наносили христиане, проживающие в Палестине. Это был знак того, что человека следует похоронить согласно христианской традиции;
  • тату Иисус несет крест – символ смирение со своей долей. Христиане считают, что каждому человеку дается ноша по плечам. Такая тату может означать, что человек понял своё жизненное предназначение и согласен с волей Творца;
  • тату Иисус и голубь – символ чистоты и мира. Это светлая татуировка, которая несет в себе любовь в Богу и окружающему миру;
  • тату Иисус на кресте – знак страданий и испытаний, выпавших на долю Божьего сына. Это очень глубокая и эффектная татуировка. Она отлично смотрится в крупном размере на спине. Однако наносить тату распятие Иисуса рекомендуют только невпечатлительным и не суеверным людям. Иначе считается, что вместе с татуировкой можно забрать и часть страданий и тягот, которые пережил Иисус.

Тату распятого Иисуса получило широкое распространение и в уголовной среде. Её значение – несправедливое обвинение, человек чист перед законом и не совершал преступления.

Другая разновидность тюремных татуировок – тату лик Иисуса. Ее можно толковать как непокорность власти и законам, человек с такой татуировкой считает, что он должен отвечать только перед Богом, А вот Иисус в терновом венке означает, что человек имеет статью за хулиганство.

Любые другие изображения Иисуса на теле заключенных означают обращение к религии, заполнение внутренней духовной пустоты новыми знаниями.

Значение тату Иисус для девушек – способность жертвовать своими интересами ради близких людей, приверженность христианским ценностям – честность, богобоязненность, умение стойко переносить любые испытания. Считается, что такая девушка обладает сильной верой, она религиозна, придерживается заповедей и может стать верной женой и хорошей матерью.

Тату с изображением Иисуса Христа для мужчин – это символ мужественности, справедливости, борьбы за истину. Такой мужчина способен простить причиненное ему зло, он помогает людям и уделяет внимание духовной составляющей своей жизни. Мужские татуировки зачастую более брутальны и реалистичны, чем женские – на них видна кровь под терновым венком и в местах вбивания гвоздей на распятье.

Общее значение – приверженность религии, вера, самоотверженность, раскаяние в прошлых грехах и готовность вести праведный образ жизни. Что касается стилей татуировки Иисуса Христа, то на протяжении долгого времени были популярны реалистичные монохромные изображения. Сейчас ситуация постепенно меняется и всё чаще можно увидеть татуировки в современных стилях – лайнворк, сюрреализм и даже треш полька. Выглядят такие эксперименты ярко и необычно. И хоть их и можно расценивать, как отступление от канонов, всё же эти тату Иисуса полностью сохраняют своё значение.

Записаться на консультацию

В наши дни на улицах городов можно часто встретить людей с татуировками на теле. В некоторых музыкальных субкультурах они получили популярность, сопоставимую с модой на сами рок-группы, одежду и прически. Татуировки становятся распространенными и среди обычных людей. Летом нетрудно встретить девушек с татуировками на крестце или щиколотках. Как к этому относиться, хорошо это или плохо, может ли быть христианином человек с татуировками? Об этом явлении рассуждает иерей Иоанн Курбацкий (РПсЦ, г. Калуга).

***

«Модное» поветрие

С каждым годом, особенно летом, мы замечаем, как много людей, прежде всего молодежь, имеет на своих телах модные «аксессуары» в виде наколок. Число салонов тату в городах становится сопоставимым с числом кафе. Люди дарят друг другу сертификаты на посещение этих салонов. Большинство посетителей там, безусловно, составляет молодежь. Если раньше наколки были элементом тюремной или, реже, армейской субкультуры, то сегодня это стало модным и привычным явлением. Бывает, что сами родители приводят своих подростков в салоны татуировок. Хотя в целом трудно представить себе родителей, желающих таким образом «украсить» своих деток. В Испании запомнился рекламный стенд салона тату. Изображен грудной младенец в памперсе, с ног до головы изрисованный. А вверху надпись: «Мам, прости!» Старшее поколение с недоумением и ужасом смотрит на растущую популярность татуировок. Многие ещё помнят, что наколки наносились насильственно в немецких концлагерях. Но находятся и такие папы и мамы, которые хотят идти в ногу со временем. Известен случай, когда пенсионер в свои 65 лет впервые нанёс себе тату на тело.

Проникает это явление и в церковную среду. Либо люди приходят к Богу, уже имея наколки, либо христиане по незнанию, поддаваясь духу времени, наносят изображения и надписи себе на тело. На курортах работает целая тату индустрия. Причем рассчитанная и на детей тоже: им наносят рисунки хной, они смываемые. Но в сознание подспудно закладывается посыл, что «тату — это круто и стильно, когда вырастишь, ты сделаешь все по-взрослому». Особую распространенность тату получили в Европе. Видимо, массовость этого явления на Западе побудила старообрядческую митрополию в Румынии в 2018 году обсудить эту тему и принять особое соборное решение. Напомним его:

«Считать татуирование тела грехом, не возбраняющим к крещению. Призвать чад Церкви и особенно молодое поколение воздержаться от этого порока» (п. 4 «О возможности принятия в лоно Христовой Церкви людей, имеющих списанное тело (татуировки)»).

Это, кстати, единственное официальное мнение Церкви по этому поводу. Насколько мне известно, ни одна из поместных церквей свою позицию по этому вопросу не высказывала. Мотивировочной части решения Белокриницкой митрополии мы не знаем, поэтому постараемся самостоятельно разобраться, что послужило основанием для такого вывода.

Есть ли в Библии сведения о татуировках?

Если обратиться к Священному Писанию, мы увидим, что татуировки прямо запрещены в Библии. В книге Левит сказано:

«Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь » (Лев. 19:28).

Очевидно, что данный запрет направлен на то, чтобы отделить богоизбранный народ от язычников. Нельзя сказать, что эта ветхозаветная норма утратила свое значение в Новом Завете. Нередко и нынешние «письмена» носят языческий смысл. Это либо особые тексты с функцией оберега или талисмана, якобы приносящего удачу, либо изображения черепов, змей, пауков и т.п. Для христиан эти символы слишком ясны и не требуют расшифровки. Но главное в том, что язычники не имеют истинного представления об отношениях человека с Богом, о месте человека в мире и сопутствующих вопросах. Соответственно, надо понимать, что запрет на тату исходит из правильного отношения к человеческому телу и потому не только не теряет силы, но получает больший смысл после воплощения и вознесения Христова. «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17). Остановимся на этом подробнее.

Зачем люди делают «наколки»?

Прежде всего, попробуем понять, что вообще заставляет людей делать татуировки. Кто-то, очевидно, делает тату осознанно, кто-то просто из подражания сверстникам или «звездам», из позерства. В постмодернистском обществе утрачено понимание того, что такое хорошо и что такое плохо. Поэтому распространенность подобных явлений неудивительна. Нет твердой нравственной опоры, в сознании нет ее критерия, нет никакой цели и смысла, нет рефлексии. Тело воспринимается лишь как внешняя оболочка, с которой можно делать все что угодно. Оно моя собственность, значит, что хочу, то и делаю с ним. Наверное, ход рассуждений таков: «Это модно, это считается стильным, это сделал тот или иной популярный персонаж. Почему бы и мне не сделать?» У молодых людей не хватает зрелости понять, что если наколки нанесены ради моды, то это просто неразумно: сегодня мода одна, завтра другая, а татуировка осталась. При этом тело дряхлеет, и к старости все рисунки на теле будут также безобразно смотреться, как намалеванный труп.

Другая категория — это те, кто сознательно делает тату. Причин для этого может быть множество. Это и желание закрепить таким образом свою принадлежность к определенной группе, музыкальному направлению, и самоутверждение, признание в каких-то кругах, где это принято, и стремление закрепить какой-то этап в жизни и т.п. В нашей стране наколки всегда ассоциировались с тюремной субкультурой, вызывали неприятие обществом. Наличие таких наколок характеризует человека без лишних слов. В качестве примера можно привести строчку из песни Бориса Гребенщикова «Губернатор», в которой даётся негативная оценка черни у власти, вырвавшейся из грязи в князи:

«Под рубашкой от Brioni,
Наколки на груди,
А убитых журналистов
Без тебя хоть пруд пруди».

Не будем останавливаться на тюремной субкультуре. Отметим только, что у заключенных наколки имеют особый смысл и язык, понимаемый однозначно в их мире. Использование наколок в уголовной среде в крайней степени регламентировано, неточности здесь могут привести к серьезным конфликтам.

Декоративные тату не несут в себе этой смысловой нагрузки. Тем не менее наличие подобных «аксессуаров» влияет на сознание их носителей, создает психологический настрой, определяют модель поведения. Люди с тату, с которыми довелось общаться, признавались, что после нанесения надписей и рисунков «внутренне происходит что-то, что-то меняется». Иначе не может быть. Вспомним философский принцип диалектического единства формы и содержания: нет ни одной материальной системы, у которой не было бы содержания и формы.

Татуировка и внутренний духовной мир

Форма содержательна, а содержание оформлено. Не только татуировки, но даже одежда может определять поведение. Так, например, в России и многих других странах мира обязательно облачение судьи в мантию. Это передает ощущение торжественности и достоинства происходящего, его испытывают как сами судьи, так и присутствующие лица. То же можно сказать и о священниках в облачении, и о полицейских и т.п.

Рассуждая далее о форме и содержании в этом контексте, становится понятно, что нанесение тату на тело — это всякий раз переход от внутренней работы над собой к внешнему украшательству, своеобразно понимаемому. Нередко это служит признаком внутренней слабости: у человека нет других средств, чтобы поднять свою значимость. Бог дал человеку возможность творчества. Это потребность, но в данном случае она принимает искаженные формы. Если приглядеться, то у всех татуированных людей в глазах наблюдается невыразимая тоска по небесному и вечному, неуверенность в себе, душевная пустота. Это очень тонко уловил Михаил Круг в одной из своих песен, вложив в уста заключенного такие слова:

«Кольщик, наколи мне купола,
Рядом — чудотворный крест с иконами,
Чтоб играли там колокола
С переливами и перезвонами».

В связи с этим вспоминаются и наши оскверненные в советское время храмы, с рисунками и надписями, тоже выражающими некую форму молитвы. Убогую, греховную, но все же неосознанно направленную на связь с Вечным.

Мне довелось как-то пообщаться с человеком, имеющим свой салон тату в Москве. Он сказал, что нередко выступает в роли психолога, когда к нему приходят люди, не нашедшие себя, не знающие, что им надо, даже не определившиеся, какой рисунок себе нанести. Некоторых он даже отговаривал. Например, подростков, желающих нанести наколки на лицо, назло всем. «Вам не нравится, каков я, посмотрим, каково будет видеть меня таким!»

Очевидно, что в такой ситуации недостаточно просто объявить тату грехом, нужно обоснование. Надо подать руку помощи, а для этого важно дать нечто большее взамен.

Прежде всего, укажем, что человек — творение Божие. Бог сотворил все «весьма хорошо» (Быт. 1:31). Следовательно, внесение изменений в тело, в том числе наколки, — бунт против Бога. В житии святого Петра Галатийского есть такой эпизод. К нему за исцелением приходит женщина, украшенная румянами и белилами.

— Что сказала бы ты, — сказал ей старец, — если бы увидела живописца, который портит создание великого художника: станет белить лик, начертанный по его вдохновению, лить краски, чернить брови и ресницы?

Женщина упала на колени и со слезами стала просить прощения.

— Помни, дочь моя, — продолжал он, — что если для художника оскорбительны такие поправки, то тем более для Премудрого Творца, так чудно украсившего человека, «умалившего его малым чем от ангелов» (Пс. 8:6), для Великого Художника, Который дал тебе твою красоту.

Объективным критерием нравственности для христианина служит Священное Писание — откровение Божие человеку. Если обратиться к нему, то мы обнаружим, что в нем осуждаются не только татуировки, но даже нескромная одежда и чрезмерное употребление косметики. Бог устами пророка Исаии угрожает следующими наказаниями за эти грехи:

«И будет: вместо благовония — смрад, и вместо пояса — веревкой опояшешься, и вместо золотого украшения на голове будешь иметь плешь за дела свои, вместо багряной одежды вретище наденешь. И прекраснейший сын твой, которого ты любишь, падет от меча…» (Ис. 3:23-24).

Так было еще в ветхозаветные времена. А христиан за такие грехи ожидает еще большее осуждение. «Если же и тогда, прежде благодати и такого любомудрия, это было осуждаемо, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — то какое оправдание могут иметь нынешние жены, которые призваны на небо и к подвигам большим, которые обязываются соревноваться ангелам».

Церковь считает тело человека святыней и храмом Святого Духа. Апостол Павел говорит:

«Не знаете ли, что телa ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 19-20).

Подчеркнем здесь два принципиальных момента. Первое. Мы не свои, мы — Божии, наше тело в полном смысле нам не принадлежит, мы не можем делать с ним все, что хотим. Второе, мы можем и должны прославлять Бога не только в душах, но и в телах тоже. Мы знаем, что Бог прославляет тела Своих избранных угодников нетлением мощей и чудесами, проистекающими от них. И эти явления служат неким предначертанием, образом и символом божественной и небесной славы святых, которая откроется после всеобщего воскресения. Отсюда следует, что христианин должен заботиться о своем теле и относиться к нему с благоговением. «Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее» (Еф. 5:29).

Далее, тело человека освящается в Церкви в Таинствах крещения, миропомазания, причащения, соборования. Христианин в крещении «облекается во Христа» (Гал. 3:27) и во всем должен стремиться следовать «стопам Его» (1 Пет. 2:21). И подобно тому, как мы не можем нанести неподобающие надписи на священных сосудах, так недопустимо это делать на наших телах. Это освящение плоти человеческой основано на великом таинстве Божественного воплощения, смерти, воскресения и вознесения Христова. Господь принял плоть, сделал Своей собственной и обожил ее, по слову Евангелия: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1:14). С воспринятой плотью Христос вознесся на небеса «и воссел одесную Бога» (Мк. 16:19). И поскольку Господь наш Исус Христос соделался совершенным человеком по душе и по телу, подобным нам по всему, кроме греха, то и нам, которые веруем в Него, подает Он от Своего Божества и делает нас сродными Себе по естеству и существу Божества Своего. И нам ли, христианам, имеющим такие дары и обетования, чающим воскресения мертвых, осквернять свою плоть надписями и изображениями?

Что делать с татуировками, если они уже есть?

Что же делать, если татуировки нанесены? Для людей, вступающих в Церковь через крещение, это не является препятствием. Упомянутый выше собор Белокриницкой митрополии подчеркнул это в своем решении. Видимо, на практике были случаи, когда священники не знали, как поступить, и требовали свести наколки. Но это очень дорого и не всегда возможно, хотя желательно. Если же человек после крещения осквернил свое тело татуировками, он должен раскаяться в содеянном и нести определенную епитимью. Полагаем, что правильно поступают те духовники, которые обязывают татуированных в качестве покаяния всегда носить одежду, скрывающую надписи и рисунки. Работавшие в этой индустрии должны оставить ее как греховную.

Остаётся ещё вопрос, пока ещё гипотетический: может ли стать священником носитель наколок? Выскажем свое частное мнение, требующее соборного рассмотрения. Думаем, здесь может идти речь о препятствии к рукоположению физического характера, связанном с телесными недостатками ставленника. Подобно тому, как не поставляются в клир скопцы (согласно 1 правилу I Вселенского Собора «Аще же, будучи здрав, сам себе оскопил, такового, хотя бы и к клиру причислен был, надлежит исключити»), так и татуированные. Особенно если эти наколки нельзя скрыть. Как может литургисать человек с тату на руках? Да и кто подойдёт к нему под благословение?

Таково наше рассуждение по затронутой теме. А закончить хотелось бы призывом уклоняться от описанного зла словами великого апостола Павла:

«Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель. Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2 Кор. 7:1).