Терпение или терпенье?

Терпение

  • Терпение Библейская энциклопедия
  • Терпение Библейский словарь
  • Терпение Энциклопедия изречений
  • Терпение исполняет человека Божественной Благодатью * Терпение в боли прп. Паисий Святогорец
  • О терпении архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий)
  • Книга о благе терпения священномученик Киприан Карфагенский
  • О терпении прп. Ефрем Сирин
  • Слово в день памяти преподобнаго Сергия митр. Филарет Московский
  • Терпение схиархим. Иоанн (Маслов)
  • О терпении Тертуллиан
  • Как научиться терпеть недостатки ближних
  • Молитва о даровании терпения
  • Христианская добродетель терпения Г.И. Шиманский

Терпе́ние — 1) способность безропотно, стойко переносить страдания и бедствия; 2) способность упорно и продолжительно действовать в направлении поставленной цели для достижения желаемого результата; 3) христианская добродетель, характеризуемая осознанным, смиренным, безропотным, благодушным отношением к скорбям и испытаниям, ниспосылаемым или попускаемым Богом, а также перенесением этих испытаний и скорбей.

Чем христианское терпение отличается от терпения вообще?

Терпение, в той или иной мере, свойственно всем без исключения людям. Без естественной для человека способности терпеть невозможно было бы ни преодолевание длительных трудностей, ни воспитание и самовоспитание личности.

В отличие от естественной способности терпеть христианское терпение является не просто человеческим свойством, но одной из важнейших христианских добродетелей. Терпение как таковое в нравственном отношении не может быть оценено ни как доброе качество, ни как дурное.

Многое зависит от того, на что оно направляется в том или ином конкретном случае. Кто-то терпит по необходимости, кто-то — из чувства страха, кто-то — из угождения, например, ради карьеры. Но ведь встречаются и другие варианты терпения. Например, мать, воспитывая малыша, терпит бессонные ночи; активный общественник — усталость от дополнительной работы, а иногда и упрёки.

Внешне терпение как добродетель имеет много общего с терпением вообще. И это не удивительно, ведь в его основании лежит естественная для человека способность терпеть. Но не только. В отличие от человека неверующего христианин знает: что, почему, ради чего и во имя чего он призывается терпеть.

Как известно, главная цель христианина — богопознание и вечное богообщение в Царстве Небесном. Для того, чтобы унаследовать Царство Небесное, необходимо быть удостоенным этой высокой награды, а удостоиться может лишь тот, кто захочет и, главное, будет способен жить по тем правилам, по которым живут Божьи святые. Эта способность вырабатывается человеком на протяжении его земной жизни, она связана с искоренением личной греховности, обретением и взращиванием личных добродетелей.

Путь этот долгий и трудный. С одной стороны, он подразумевает борьбу с искушениями, в том числе леностью, праздностью, дурными привычками, страстями, пороками. С другой стороны, это связано с активным противодействием христианину как со стороны окружающих его, неверующих людей, так и со стороны падших духов. Здесь-то и необходимо терпение. Без терпения этот путь непреодолим: «терпением вашим спасайте души ваши» (Лк.21:19); «претерпевший же до конца спасется» (Мф.24:13). Терпение подразумевает здесь и стойкость, и безропотное, доверительное отношение к Богу.

При всей справедливости вышесказанного, необходимо иметь в виду, что наличие в человеке христианского терпения не означает, что он должен сносить и терпеть всё. Скажем, пророки, терпение которых апостол ставил в пример (Иак.5:10-11), не мирились (не готовы были терпеть) с творившимся беззаконием: нравственной распущенностью, идолопоклонством, обманом и притеснением ближних. Однако же самым ярчайшим примером терпения и долготерпения для нас является Господь.

Нередко под маской христианского терпения скрывается банальное угодничество, равнодушие и безразличие, чёрствость сердец. Такое терпение не только не является христианской добродетелью, но и не вписывалось в рамки лучших языческих умов (отсюда — популярность басен Эзопа, языческих философов, поэтов и драматургов, высмеивавших в своих современниках подобные черты) (см. подробнее: Христианское и псевдо-христианское смирение).

***

Архимандрит Пантелеимон (Шатов):
Некоторые терпят со злостью, отчаянием – просто потому, что выбора нет, а другие терпят с надеждой и спокойствием. Это христианское терпение – осмысленное, добровольное, ради чего-то, ради кого-то…
Терпение может быть очень активным действием. Можно терпеть свою работу и делать её, как бы ни было тяжело. Можно терпеливо строить что-то, терпеливо заниматься творчеством. Можно терпеливо подниматься каждый раз после ударов судьбы и снова идти. Терпение не означает проигрыш. В нём не должно быть пассивности. Не нужно терпеть и свой грех, свою привязанность к каким-то греховным удовольствиям, зло в своей душе.

***

Поговорка: «Терпел Моисей, Терпел Елисей, Терпел Илия, потерплю и я».

***

Протоиерей Александр Мень:
Терпение — это вовсе не состояние скота, который всё терпит. Это не унижение человека — совсем нет. Это не компромисс со злом — ни в коем случае. Терпение — это есть умение сохранять невозмутимость духа в тех обстоятельствах, которые этой невозмутимости препятствуют. Терпение — это есть умение идти к цели, когда встречаются на пути различные преграды. Терпение — это умение сохранять радостный дух, когда слишком много печали. Терпение есть победа и преодоление, терпение есть форма мужества — вот что такое настоящее терпение.

терпение

См. также терпенье.
В Википедии есть страница «терпение».

Русский

В Викиданных есть лексема терпение (L169863).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. терпе́ние терпе́ния
Р. терпе́ния терпе́ний
Д. терпе́нию терпе́ниям
В. терпе́ние терпе́ния
Тв. терпе́нием терпе́ниями
Пр. терпе́нии терпе́ниях

тер-пе́-ни-е

Существительное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение (тип склонения 7a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -терп-; суффикс: -ениj; окончание: -е .

Произношение

  • МФА: ед. ч. (файл)

    мн. ч.

Семантические свойства

Значение

  1. действие или состояние по значению гл. терпеть; способность не противодействуя, не жалуясь, безропотно переносить, сносить что-либо бедственное, тяжёлое, неприятное; способность терпеть, сила, напряжение, с которыми кто-либо терпит что-либо ◆ Всякое терпение потерять можно. ◆ Моё терпение лопнуло. ◆ Враг испытывает наше терпение. ◆ Мера терпения переполнена.
  2. состояние по значению гл. терпеть; смирение с чем-либо без противодействия, в ожидании перемены, каких-либо результатов ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  3. настойчивость, упорство в каком-либо деле в ожидании результатов, перемены ◆ Запастись терпением.

Синонимы

  1. терпенье, терпеливость, выдержка, разг.: терпёж, частичн.: постоянство
  2. терпенье, настойчивость, упорство
  3. терпенье

Антонимы

Гиперонимы

  1. способность
  2. состояние
  3. черта характера

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: терпеливость, терпенье, нетерпение, нетерпенье
  • прилагательные: терпеливый, терпимый
  • глаголы: терпеть, натерпеться, претерпеть, притерпеться, вытерпеть, стерпеть, стерпеться, претерпевать, дотерпеться, обтерпеться, оттерпеться
  • наречия: терпеливо

Этимология

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • выйти из терпения
    • выходить из терпения
  • потерять терпение
    • терять терпение
  • никакого терпения нет (нельзя вытерпеть)
  • терпение лопнуло

Пословицы и поговорки

  • на хотение есть терпение
  • терпение и труд всё перетрут
  • китаец терпением берёт
  • всякому терпению мера
  • за терпение даёт Бог спасение
  • терпению — спасение
  • без терпения нет спасения
  • терпение лучше спасения
  • терпение даёт умение

Перевод

Список переводов

  • Азербайджанскийaz: dözüm, səbr
  • Английскийen: patience, endurance
  • Испанскийes: paciencia, resistencia
  • Итальянскийit: pazienza, tolleranza, tenacia
  • Казахскийkk: шыдам
  • Немецкийde: Geduld, Langmut, Ausdauer
  • Украинскийuk: терпіння, терпець, терплячка
  • Французскийfr: patience
  • Шведскийsv: tålamod (sv) ср.

Библиография

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить примеры словоупотребления для всех значений с помощью {{пример}}
  • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

Терпение – одна из основных добродетелей

Agionoros.ru публикует продолжение беседы с игуменом монастыря Каракал, учеником старца Ефрема Филофейского архимандритом Филофеем.

Терпение – одна из основных добродетелей. Терпением и настойчивостью достигается спасение.

***

Рассуждение. Святые отцы ставили очень высоко эту добродетель. Это драгоценный дар Бога человеку. Рассуждение помогает в любви, помогает в посте. Помогает человеку избежать крайностей. Не делать вещей безрассудных, опрометчивых и способных ранить наших ближних. Рассуждение – это руль, которым мы должны управлять нашу жизнь.

***

Запрет для женщин на посещение Афона (Аватон) был установлен Самой Пресвятой Богородицей. Это произошло не из-за якобы женоненавистничества монахов (как утверждают некоторые). Сама Богородица решила закрыть Афон для женщин.

Мария (Маро), мать Мехмеда Завоевателя была христианкой, дочерью царя Сербии. В 1453 году, после покорения Константинополя, она спасла многие Святые мощи и сосуды от осквернения османами. Среди них были и Дары волхвов, которые благочестивая женщина решила отвезти на Святую Гору Афон.

Она вышла на пристань обители Святого Павла и начала подниматься к монастырю. Но едва сделав первые шаги, Маро услышала голос Пресвятой Богородицы: «Я благодарю тебя за то что ты сделала. Но оставь Дары волхвов здесь и возвращайся назад. Здесь я царица».

Расскажу ещё один случай, о котором мне поведал старец Гавриил Диониситатский. Несколько десятилетий назад французская журналистка написала книгу «Месяц с монахами на Афоне». Неприятно даже говорить о том, что там было написано… Не можете себе представить, сколь клеветнической она была.

И что в результате? С этой журналисткой случился тяжёлый нервный срыв. Испытание обрушивалось на неё за испытанием, страдание за страданием, болезнь за болезнью. Однажды в больницу к ней пришёл один известный врач, проживавший в Париже, который услышал об её истории. Он спросил журналистку: «То, что ты написала о Святой Горе, правда?». «Ах», — отвечала она ему голосом полным раскаяния: «всё это я просто придумала. Хотела добиться успеха у читателей. Всё было ложью, поэтому теперь я так страдаю». Врач выслушал её и решительно сказал: «Теперь, когда ты осознала свою ошибку, напиши ещё одну книгу, где опровергнешь утверждения, высказанные в первом издании». И журналистка, действительно, написала такую книгу, где честно призналась в подлоге первого издания.

Видите как всё обернулось? Эта история – урок для всех, кто распространяет небылицы и клевещет на Святую Гору Афон и Православную Церковь.

***

О старце Паисии Святогорце. Мне не довелось тесно общаться со старцем Паисием. Но я расскажу вам один случай. За месяц до блаженной кончины старца, я оказался в городе Салоники. Отец Паисий был очень слаб и истощён вследствие тяжёлой болезни. По этой причине я не решался посетить старца в монастыре Суроти, хотя сопровождавший меня человек на этом настаивал. В конце концов я не устоял перед его просьбами, и мы поехали в обитель. Там мы попросили монахинь разрешить нам повидаться со старцем и взять его благословение. Вежливо, но непреклонно, нам в этом было отказано, так как здоровье старца уже не позволяло допускать к нему посетителей. Наконец, одна из монахинь сжалилась над нами и пошла известить старца о нашем приезде. Я не заслуживал этого, но по милости Божией встретился со старцем. Это была великая, величайшая радость! Только мы вошли в келью, почувствовали благоухание как от мощей Святых угодников1. Аромат ещё больше усилился после того как я взял у него благословение. Он благоухал весь, от ног до головы! С добротой и интересом он расспросил меня о монастыре, о некоторых монахах, которых он сам прислал ко мне в обитель2. Наконец, он заговорил об одном юноше, который незадолго до этого поступил в Каракал послушником: «Он может и не хочет стать монахом». И, действительно, как старец сказал – так и произошло (юноша впоследствии ушёл из монастыря).

Впрочем, что говорить о многочисленных дарованиях старца. Достаточно вспомнить о благоухании, которое я почувствовал. Оно было осязаемым, явным, благодатным. Как от мощей Святых угодников Божиих.

***

Братство старца Иосифа Исихаста

– Расскажите про старца Ефрема Катунакского.

– Я посещал его несколько раз. Впервые в 1971 году. Все его разговоры были так или иначе связаны с темой послушания…

Да что говорить… Для нас общение со старцем Ефремом было настоящим подарком от Бога!

Однажды в 1993 году мы (группа монахов из Каракала) отправились в Катунакья. Старец Ефрем вместе со своими послушниками трудились рядом со своей келью. Они поправляли у неё фундамент. Едва завидев нас старец возликовал и радостно воскликнул: «Добро пожаловать, племянники! Добро пожаловать!». Он называл нас племянниками, потому что мы состояли в духовном родстве: наш старец, Ефрем Филофейский, как и отец Ефрем Катунакский были учениками Иосифа Исихаста. Старец подошёл ко мне, заключил меня в свои огромные объятия и стал непрерывно благословлять!

Мы поговорили на разные темы. Его беседы всегда были настоящим духовным пиром. Рядом с отцом Ефремом я чувствовал такую благодать, что мне казалось, что я нахожусь в Раю! Общение с Катунакским старцем было поистине милостью Божией.

***

Отец Ефрем (Филофейский) был совершенным послушником. Он приносил своему старцу Иосифу беспрекословное слепое послушание. За это он получил от Бога богатые дары Благодати и сам стал старцем и духовником. Отец Ефрем и другие послушники Иосифа Исихаста – образцовые монахи. Они достойны подражания.

Блаженный отец Харалампий Диониситатский, благословенный старец Иосиф Ватопедский, блаженный отец Ефрем Катунакский, мой старец Ефрем Филофейский и другие члены братства Иосифа Исихаста преуспели в послушании. Именно за это Господь даровал им Свою Благодать.