Тихвинской иконы божией матери

Одной из самых почитаемых чудотворных икон в православной церкви считается Тихвинская икона Божьей Матери, которая по преданию, она явилась людям в 1383 году недалеко от города Тихвин. В 1560 году на берегу реки Тихвинки был заложен первый камень Тихвинского монастыря.

История иконы

Считается, что Тихвинскую икону Божьей Матери писал известный евангелист Лука. Икону он преподнес в дар Феофилу Антиохскому, дополнив подарок текстом Евангелия. Через некоторое время чудотворная икона оказалась в Византии. В Константинополе для нее возвели Влахернскую церковь, которая поражает своим великолепием. Эта церковь является одной из самых значимых в истории восточных христиан.

В 1383 году Тихвинская икона Пресвятой Богородицы явила себя людям в Святой Руси. По преданию, святой образ несли ангелы на руках. Так икона по воздуху перенеслась из Византии. Первыми чудо увидели рыбаки, когда икона плыла над Ладогой. Как говорит легенда о появлении Тихвинской иконы Божьей матери, верующие со священником вышли на берег реки для того, чтобы с молитвой обратиться к святому образу. За грехи икона покинула византийский народ, но появилась на территории Святой Руси в православной церкви.

На месте, которое выбрала сама Богородица, вскоре возвели деревянную церковь Успения. Через некоторое время ее заменили каменной, а сейчас там действует Тихвинский Богородичный Успенский монастырь, как не трудно понять в городе Тихвине находится икона, где верующие могут поклоняться этому образу. Во время Второй мировой войны, икона оказалась в рижском храме. Оккупанты Тихвинского монастыря сначала отправили ее в Псков, а затем доставили в Ригу. На российскую землю, в город Тихвин, она была возвращена в 2004 году. В связи с этим церковь установила празднование возвращения иконы Тихвинской Божьей матери в православном календаре.

В чем помогает Тихвинская икона Божией Матери

Тихвинская икона Божьей Матери считается покровительницей младенцев. К ней обращаются матери, чьи дети болеют, капризничают и плохо спят.

Именно поэтому Тихвинская икона Божией матери также называется Чадоподательница, то есть оберегающая детей, а также дающая здоровых детишек.

Считается, что она оберегает детей школьного возраста от дурного влияния, Тихвинская икона помогает им найти свой путь в жизни, помогает сделать правильный выбор. Икона укрепляет духовную связь между родителями и детьми. У нее просят помощи люди, которые хотят найти ответ на мучающий их вопрос. Икона Божьей Матери защищает человека от обмана и наговоров. Поэтому, если возникают трудности с другими людьми, многие духовники советуют взять образ Тихвинской Божьей матери и помолиться перед ним для того, чтобы прояснить ситуацию и понять, как действительно обстоят дела.

Тихвинская икона Божьей Матери обладает чудотворной силой. Она всегда появлялась в малообжитых землях, где не было распространено христианство.

Она защищала и оберегала людей от бедствий, войн и пожаров.

Именно поэтому так велико значение святого образа Тихвинской иконы в Православии.

Чудесные списки иконы

Наиболее интересным является список Тихвинской иконы Божией матери в Москве, который был привезен в Успенский собор в далеком 17 веке. В самом начале этого века на Новгород пришли шведы, которые хотели завоевать город и люди предполагали бежать из монастыря, где была икона. Как только они хотели передвинуть образ, он будто приковался к земле и сдвинуть, казалось бы, не сверхтяжелую икону оказалось недоступным для обитателей монастыря. Люди поняли намек на маловерие и остались в городе, в частности в монастыре.

Шведы продолжали атаковать стены монастыря, а Тихвинская икона помогала защитникам и наводила на шведов различные образы. Они видели, как приближается войско со стороны Москвы и также видели Небесное воинство, которое становилось над монастырем. Ничего не удалось захватчикам, а со временем из Москвы прибыли послы, которые сделали список святого образа, который и отправили в столицу, а также благодаря этому образу заключили перемирие со шведами. Помимо этого, во многих городах есть церковь Тихвинской иконы: Брянске, Суздале и многих других городах.

Днем почитания иконы является 9 июля.

Молитва перед Тихвинской иконой

Благодарим Тя, о Преблагая и Пречистая, Преблагословенная Дево, Владычице, Мати Христа Бога нашего, о всех благодеяниих Твоих, яже показала еси роду человеческому, наипаче же нам, христоименитым людем российским, о нихже ниже самый ангельский язык к похвалению доволен будет. Благодарим Тя, якоже и ныне удивила еси неизреченную Твою милость на нас, недостойных рабех Твоих, преестественным самопришествием Пречистыя Твоея иконы, ею же всю просветила еси Российскую страну. Темже и мы, грешнии, со страхом и радостию покланяющеся, вопием Ти: о Пресвятая Дево, Царице и Богородице, спаси и помилуй люди Твоя, и подаждь им победы на вся враги их, и сохрани царствующия грады, и вся грады и страны христианския, и сей святый храм от всякаго навета вражия избави, и всем вся на пользу даруй, ныне пришедшим с верою и молящимся рабом Твоим, и поклоняющимся Пресвятому образу Твоему, яко благословенна еси с рождшимся от Тебе Сыном и Богом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тихвинская икона Божией Матери

Тихвинская икона Божией Матери, пожалуй, одна из самых «странствующих» икон в истории христианства.

Явление иконы на Руси

В 1383 году Тихвинский образ появился в новгородских землях -«ангелами невидимо носимый» над водами Ладожского озера. Остановилась икона на берегах реки Тихвинки, в окрестностях города Тихвина, отсюда и получила свое название. На месте явления иконы возвели деревянную церковь в честь Успения Богородицы.

Храм этот несколько раз сгорал дотла, но чудесную икону пламя словно обходило стороной… Великий князь Владимирский и Московский Василий III приказал построить каменный храм на месте деревянного, а в 1560 году Иван Грозный — основать мужской монастырь, где чудотворный образ хранился до революции 1917 года.

История образа Тихвинской Богоматери

Согласно преданию, Тихвинская икона Божией Матери была написана апостолом Лукой. В V веке императрица Евдокия привезла ее в Константинополь, где специально для этого легендарного образа построили Влахернский храм. В эпоху иконоборчества его прятали в обители Пантократора, а позже, по миновании опасности, вернули во Влахернскую церковь. В 1383 году икона непонятным образом из храма исчезла и явилась, как мы знаем, в новгородских землях.

Спустя недолгое время в Константинополе побывали новгородские «торговые люди». Предание указывает, что их принял Патриарх Константинопольский и, беседуя с ними, спросил, не слышно ли что-нибудь на Руси о чудотворной иконе Божией Матери, покинувшей Влахернскую церковь. Купцы поведали ему о необычайном явлении некоей иконы Пресвятой Богородицы сначала над Ладожским озером, а затем у берегов Тихвины, и рассказали о том, как она выглядит, после чего Патриарх подтвердил, что это именно та икона, которая находилась прежде в Константинополе. Он же показал русским купцам и место в церкви, где она стояла, — у первого столпа, справа от входа. Впоследствии в Успенском соборе Тихвинского монастыря образ Божией Матери поставили точно так же.

Сугубое его почитание в России укрепилось вслед за присоединением земель Новгорода к Москве. В начале XVI века для чудотворной иконы возвели каменную церковь, в 1560 году ставшую главным храмом основанного здесь монастыря.

Еще более возросло почитание Тихвинской иконы после событий начала XVII века, когда она помогла отразить атаки шведского войска на обитель. Известно, что Михаил Федорович, первый царь из династии Романовых, как особый дар преподнес костромскому Ипатьевскому монастырю (где, собственно, и получил благословение на царство) копию Тихвинского образа.

В 1714 году икона Божией Матери украсилась серебряной ризой с жемчугами. В 1836 году эта риза сменилась еще более богатой. Новая риза была сделана из чистого золота и весила около девяти килограммов. Тысячи драгоценных камней — бриллиантов, жемчужин, изумрудов, рубинов — размещалось на ней. Целое состояние стоили те каменья, которые вложила в Успенский монастырь для украшения чудотворного образа императорская фамилия.

Риза с чудотворной иконы снималась лишь единожды в году, в четверг Страстной седмицы, когда происходил древний обряд омовения образа, пришедший в Россию из Византии. При совершении этого обряда икону три раза омывали святой водой. Затем эта вода (считалось, что она обладает особой целебной силой) раздавалась верующим.

С небывалой торжественностью праздновали в Тихвине пятисотлетие явления иконы Божией Матери, отмечавшееся в 1883 году. Еще за несколько дней до праздника (26 июня по старому стилю) в город стали приходить и приезжать богомольцы из ближних и дальних селений и городов. В самый день торжества, после литургии в Успенском соборе монастыря, состоялся многотысячный крестный ход с чудотворной иконой.

На протяжении тех веков, что икона находилась в родной обители, ее несколько раз поновляли. К началу XX века образу потребовалась серьезная реставрация. В отчете Комитета попечительства о русской иконописи за 1901 год говорится, что икона «покрыта толстым слоем копоти от восковых свечей, скипевшей олифы и пыли». В 1910 году иконописец и реставратор Г. Чириков предпринял расчистку иконы от позднейших записей. Мастеру пришлось снять три красочных слоя, пока, наконец его взору не открылась поразительная по красоте древняя живопись.

По странному недосмотру большевистских властей Тихвинская икона находилась в Успенском соборе вплоть до 1941 года (хотя золотую ризу с нее сняли гораздо раньше). В 1924 году обсуждался вопрос о передаче образа музею, но общественность тому воспротивилась, и, как утверждает молва, поэтому его не тронули. Тоже, между прочим, странно: когда это протесты общественности мешали советской власти изымать из церквей святыни?! Как бы там ни было, вынесли образ из Успенского собора фашисты. Причем сделали они это еще во время боев за Тихвин, будучи хорошо осведомлены о художественной и исторической ценности Тихвинской иконы. В начале 1942 года ее, вместе с другими сокровищами, награбленными немцами в Новгороде и пригородах Ленинграда, отправили в Псков.

По воскресеньям и большим церковным праздникам икону к началу литургии привозили в Троицкий кафедральный собор, а вечером возвращали «под замок». Немецкие эксперты видели, что перемещения в храм и обратно пагубно отражаются на состоянии иконы (перепады температуры и влажности способствовали разрушению красочного слоя), однако от заведенного обычая не отказывались, считая, что он необходим «с точки зрения пропаганды среди местного населения».

Весной 1944 года началась эвакуация ценностей из Пскова. Так Тихвинская икона оказалась в Риге, где ее торжественно встретил епископ Рижский Иоанн (Гарклавс). В сентябре, в связи с наступлением советских войск, владыка выехал из Латвии вместе со своей матерью и приемным сыном Сергеем. С ними покинула Латвию и чудотворная икона. Есть сведения, что в 1945 году епископ обращался к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I с просьбой посодействовать возвращению образа Божией Матери в СССР, но ответа на свое послание не получил.

С конца 1940-х годов, пройдя вместе с Гарклавсами все тернистые беженские пути, Тихвинская икона оказалась в США. С 1950-х годов она пребывала в Свято-Троицком соборе Чикаго, где служил владыка Иоанн (с 1955 года — в сане архиепископа). В 1982 году он скончался, и хранителем иконы стал его приемный сын, протоиерей Сергий Гарклавс. В 2003 году он побывал в Тихвинском монастыре. Тогда и была определена дата возвращения Тихвинской иконы Божией Матери в Россию — июль 2004 года. Торжества, связанные с этим, ознаменовали дни великой радости для тихвинцев и всего русского православного народа.

Как изображают Богородицу на иконе

На иконе Пресвятая Богородица держит Младенца на левой руке, ноги Младенца согнуты в коленях и Его правую ступню накрывает левая. В одной руке Он держит свиток, а другой благословляет.

От чего помогает Тихвинская икона Божией Матери

Чудотворный лик помогает людям излечиться от душевных недугов и заболеваний суставов, к ней прикладываются перед принятием важного решения, образ считается покровителем для малышей, за что в народе его прозвали «детским». Многие считают, что Святое изображение способно наладить отношения между детьми и родителями, укрепить их взаимоотношения. Женщинам же защитница помогает при бесплодии, в период беременности и в облегчении родов.

День памяти Тихвинской иконы Божией Матери — 9 июля.

Иконы России.

Полезная информация

Ти́хвинская ико́на Бо́жией Ма́тери

Почитание

Тихвинская икона, хранившаяся до 1941 г. в Тихвине, была и остается важнейшей святыней Новгородской земли (сейчас эта местность относится к Ленинградской области) и всего Русского государства.

Ныне чудотворная икона находится в Успенском соборе Тихвинского Богородичного Успенского монастыря. Празднование иконе совершается 26 июня (9 июля).

Исследование Тихвинской иконы относит написание иконы к концу XIV– началу XV века.

Иконография

Относится к иконографическому типу икон Богородицы, носящему название Одигитрия, характерной особенностью которого является общение Пресвятой Девы с Младенцем Христом, их обращённость друг к другу. Изображение Богоматери поясное, Младенец сидит на левой руке Матери.

Ноги Младенца согнуты в коленях и Его правая стопа находится под левой. В левой руке Он держит свиток, правой благословляет. Изображение Богоматери на Тихвинской иконе практически идентично Смоленской иконе Божией Матери, главное отличие в наклоне головы.

Чудотворения и происшествия

Предание говорит о многих чудесах, связанных с Тихвинской иконой Богоматери. С одним из них полагают связанным освобождение Тихвинского Богородице-Успенского монастыря от нашествия шведов в 1613 г., возглавляемых генералом Делагарди. Послушнику Мартиниану явилась Богоматерь, ведомая Варлаамом Хутынским, Зосимой Соловецким и Николаем Угодником. «Скажи воеводам и всем людям», — сказал Чудотворец, — «Пресвятая Богородица, общая молебница о роде христианском умолила Сына Своего, Христа Бога нашего, избавить вас от врагов, и вы узрите милость Божию и победу». Духовное затмение поразило шведов, обратившихся в бегство после того, как им показалось, что их окружает несметное войско.

Список чудотворной иконы Тихвинской иконы Божией Матери был привезен в г. Каракол в 1897 году преосвященным Аркадием епископом Туркестанским. Сей список он получил от Афонского монастыря в дар. Первоначально икона находилась в Свято-Троицком монастыре на берегу озера Иссык-Куль (Светлый мыс — сегодня), но после разграбления и разрушения монастыря икона была перенесена в Свято-Троицкий храм Каракола, где и прибывает доныне. Местно чтится как чудотворная. На самой иконе имеются следы от выстрелов. (В икону в упор стреляли, но пули отскакивали от доски, оставив только следы).

В 2012 году со дня перенесения на киргизскую землю чудотворного списка Тихвинской иконы исполнилось 115 лет.

Православный историк Сергей Фомин в статье «Война, Церковь, Сталин и митрополит Илия» сообщает историю, согласно которой в 1941 году чудотворный список Тихвинской иконы из московского храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском спас Москву от немцев: «изрядно смутившийся Сталин призвал к себе в Кремль духовенство для молебна о даровании победы; тогда же, продолжает легенда, чудотворная Тихвинская икона Богоматери из Тихвинской в Алексеевском церкви была на самолете обнесена кругом Москвы и Москву от врага спасла. А 9 декабря после первого успешного контрнаступления, предшествовавшего московскому, был освобожден г. Тихвин». Впрочем, по словам историка Русской православной церкви Михаила Шкаровского, эта легенда плохо согласуется с реальными историческими событиями.

Список Тихвинской иконы Божьей матери в Кресто-Воздвиженском храме в городе Зилупе (Латвия), подаренный ее последним хранителем отцом Сергием Гарклавсом, считается чудотворным и помогает в рождении детей. На 2018 год зафиксировано 17 случаев чудесного исцеления от бесплодия благодаря молитве у этой иконы.

Молитвы

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Тихвинской

глас 4

Днесь, яко солнце пресветлое,/ возсия нам на воздусе всечестная икона Твоя, Владычице,/ лучами милости мир просвещающи,/ юже великая Россия,/ яко некий дар Божественный свыше благоговейне восприемши,/ прославляет Тя, Богомати, всех Владычицу,/ и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего величает радостно./ Емуже молися, о Госпоже Царице Богородице,/ да сохранит вся грады и страны христианския/ невредимы от всех навет вражиих/ и спасет верою покланяющихся Его Божественному/ и Твоему пречистому образу,// Дево Неискусобрачная.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Тихвинской

глас 8

Притецем, людие, к Девей Богородице Царице,/ благодаряще Христа Бога,/ и, к Тоя чудотворней иконе, умильно взирающи, припадем и возопием Ей:/ о Владычице Марие,/ присетивше страну сию Твоего честнаго образа явлением чудесно,/ спасай в мире и благовременстве отечество наше и вся христианы,/ наследники показующи Небесныя жизни,/ Тебе бо верно зовем:// радуйся, Дево, мира спасение.

Икона Божией Матери Тихвинская

Согласно многим свидетельствам Тихвинский образ Богоматери является ровесником Пречистой Девы Марии, потому как эта икона была написана евангелистом Лукой. Тихвинская икона бессчетное количество раз являла людям чудодейственные явления, играющие судьбоносную роль в жизни всего человечества.
Тихвинская икона Богородицы относится к «Одигрийскому» виду образов Пречистой Девы Марии: На этой иконе Дева изображена в момент беседы со своим отроком Христом, при этом он изображается, держащий в правой руке Евангелие, а левой рукой совершает благословение.

В данной статье Вы узнаете: в каких случаях помогает святой образ, ее роль, день почитания Божественного изображения, и в каких храмах она хранится.


В каких храмах хранится
Божественное изображение, написанное византийским монахом Лукой, является одной из самых главных реликвий Тихвинского храма, которая находится в Белокаменной. Как гласит легенда: в военные года, когда фашисты подходили к Москве, служители церкви отдали эту икону летчикам, чтобы они облетели с ней вокруг города. И случилось чудо, фашисты были разбиты.
Копии чудодейственной Тихвинской иконы Божьей Матери находится также в Успенской церкви Московского Кремля.
Кроме всего прочего, этот святой облик находится и нескольких столичных церквях, таких как:
• Троицкая церковь;
• Собор Девы Марии в Сущеве;
• Женская Новодевичья обитель;
• Собор Покрова Пречистой Девы Марии, который расположенный на Лыщинсковой горе;
• В городе Зюзине есть собор Православных правителей Глеба и Бориса;
• Также в Богородском, икона хранится в соборе Спаса Преображения.
Чудеса, явленные Тихвинской иконой Богородицы
Избавление от бесплодия
Больше двадцати лет семейная пара Елены и Владимира тщетно пытались завести ребенка. Елена и Владимир прошли через многое, чтобы в их доме наконец зазвучал детский смех. Семейная пара даже испробовали и ЭКО, но к сожалению, два раза, закончились неудачно, а медицинское заключение врача стал приговором для пары.
Тогда Елена и решилась обратиться к Пресвятой Богородицы с помощью прочтения акафиста перед Тихвинской иконой и через некоторое время жена Владимира почувствовала, что ее мечта сбылась. Но безумно тревожась за еще не рождённого ребенка Елена день и ночь читала молитвы. И Богородица услышала все ее просьбы и в срок, в семье Елены и Владимира родился наследник Михаил.
Защита от несчастий
Марина много раз слышала о чудодейственных свойствах Тихвинской иконы Божьей Матери и то, что этот лик особенно помогает деткам, но сама никогда не молилась перед чудотворным ликом о помощи. Но однажды в ее семье случилась беда. Валентину, дочку Марины укусил клещ, ей сразу сделали укол, но через некоторое время Вали стало очень плохо, у нее начался сильный жар.
Врачи стали опасаться, что это признаки энцефалита, и Марина пошла в храм и начала читать молитву перед Тихвинской иконой Богородицы, чтобы она помогла защитить ее дочь от несчастья. И Богородица услышала молитву Марины, и через день Валечка поправилась и болезнь отступила.


В чем помогает
Прочитанная мольба перед данной иконой Пречистой Богородицы может явить чудотворное влияние:
• Оказывает помощь больным в исцелении психологических травм и больных суставов;
• Если вам предстоит принять важное судьбоносное решение советуют помолиться перед Тихвинской иконой, потому что, согласно многим источникам, которые свидетельствуют, что этот лик оберегает от происков и каверз недругов, а еще уберегает от нечестных сделок;
• Эта икона является защитницей детей, поэтому ее иногда называют детской. Святой облик Богородицы помогает обрести душевный покой бунтарской души, и к тому же защищает детей от болезней;
• Тихвинская икона помогает избавится от паралича, эпилепсии и может помочь людям обрести зрение;
• Большинство верующих верят, что Тихвинский образ может помочь в отношениях между родственниками и в укреплении родственных связей;
• Девушкам Богородицы может помочь в зачатии ребенка, а также облегчить роды;
• Эта святыня способна защитить детей от неблагоприятного влияния улиц, ровесников и помогает обрести настоящих товарищей.


Предназначение Тихвинского образа Пречистой Богородицы
Эта икона представляет собой один из чудодейственных святых образов Девы Марии, который явил людям огромное количество чудесных событий. С помощью этого образа по велению Всевышнего Богородица помогает христианскому народу на протяжении шести столетий.

Своей иконой Богоматерь показало место будущего монастыря и собора. Спустя немного времени деревянная церковь три раза загоралась, что было знаком, того что Пречистая Дева Мария говорила построить обитель Тихвинской иконы Богородицы необходимо из камня возвести, так как скоро в Новгородскую землю придут тяжелые испытания.
И согласно указу русского княжича Василия Ивановича и за его счет в середине пятнадцатого века был построен каменный Успенский храм.


Еще одним знамением стало, то что в период Великой Отечественной Войны Тихвинская икона Божьей Матери пропала. Это знамение смогли понять протоиерей Сергий, его сын, и архиепископ Иоанн Рижский. Именно они защищали эту иконы, а потому и отправили ее на сохранение в Чикаго в Свято-Троицкую церковь.
Но уже после войны практически все вывезенные святыни были снова возвращены на Русскую Землю и вернулись в свои обители, среди которых и была Тихвинская икона Божьей Матери.
Все это свидетельствует о том, что это святой образ не обычные слои краски с грунтовкой, которые нанесли на деревянную дощечку, а на самом деле чудодейственный образ, хранящий в себе живой образ и открывающий дорогу в мир, где Ангелы смотрят и защищают всех, кто на самом деле верит, кому и в правду нужна помощь, те кто просят о благословении и помощи.
День почитания Тихвинской иконы
Божественный лик Пречистой Девы Марии был найден в конце тринадцатого века и с того времени каждый год двадцать девятого июня (девятого июля) считается днем памяти Тихвинского образа.
Мольба перед Тихвинским ликом Богородицы оказывает всякому православному, который с чистыми помыслами и с добрым сердцем обращается к Богородицы за помощью. Вот как звучит молитва к Тихвинской Божьей Матери:
«О Пресвятая и Пречистая из всех людей Владычица Небесная, Спасителя нашего, Всевышнего Иисуса Матерь, Преблагая Путеводница Мария! Не презри моления наших, Рабов твоих греховных и смиренных в это время просящих и поклоняющихся к Твоей Святому лику с плачем и трепетно произносящим: избавь нас нечистых эмоций, Царица Небесная, исцели нас от различного горя и несчастий, защити от всякой болезни и злого языка, и от несправедливого и страшного наклёпа недружественного. Можешь потому, как ты Милосердна Матерь наша от различных бед защитить верующих твоих и разными благами наградить и сберечь; кому если не Тебе всякой Покровительницы в несчастиях и в печалях, и милостивая Просительница о нас, недостойных, и грешных. Упроси, Владычица Небесная, Отрока Своего Иисуса Спасителя нашего, пусть откроет нам двери Рая Небесного; ради этого постоянно восхваляем Тебя, как Помощницу нашу в спасении нас недостойных, и возносим пречистое и пресвятое имя Бога Отца и Сына Божьего и Святого Духа, в живительной Троице прославляемого и почитаемого Всевышнего ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

Главная святыня Тихвинского Богородичного Успенского монастыря — чудотворная икона Пресвятой Богородицы — во многом определила ту важнейшую роль, что играла эта знаменитая обитель на протяжении шести с лишним веков в истории России.
Шел третий год с тех пор, как отгремела славная для русского оружия Куликовская битва, когда рать великого князя Дмитрия Донского наголову разгромила Мамаевы полчища. Русь вставала с колен, осознавала себя как национальное целое, собиралась с силами, всерьез задумывалась о своем будущем. Именно в этот момент в тогдашних новгородских землях произошло событие, эхо которого звучит в нашей стране по сей день. Основание спустя без малого двести лет Тихвинского Богородичного Успенского монастыря стало прямым его следствием.
Летом 1383 года рыбаки, занимавшиеся своим промыслом на Ладожском озере, были поражены неожиданным явлением иконы Божьей Матери. Некоторое время икона, окруженная ослепительным сиянием, парила над озерными водами, а потом исчезла из виду. Вскоре после этого она еще четыре раза показывалась людям в этих краях, пока 26 июня не обнаружилась на правом (высоком) берегу реки Тихвинки — там, где сейчас находится церковь Всех святых (Полковая).
Собрался народ во главе со священниками, все рыдали и истово молились. И случилось чудо — явленная икона спустилась на руки присутствующим. Тут же решено было рубить на этом месте храм; к вечеру сложили три венца и заготовили материал для работы, которую намеревались продолжить наследующий день, а пока у иконы оставили нескольких человек для ночного бдения. Но те к утру задремали — утром же рядом с ними не было ни иконы, ни венцов, ни заготовленного леса. Народ горевал.
Правда, горевал недолго — на противоположном (низком) берегу Тихвинки увидели ослепительный свет. Бросившись туда, нашли и начатый сруб, и материал, и — самое радостное! — икону Богородицы.
Менее чем через два месяца первый храм во имя Успения Богоматери был готов, и новый «дом» чудотворной освятили. Так Русь обрела одну из главнейших своих святынь — Тихвинскую икону Пресвятой Богородицы, писанную, по преданию, самим евангелистом Лукой и исчезнувшую незадолго до этого из Константинополя, которому через семьдесят лет суждено было пасть под ударами турок и навсегда потерять статус хранителя Православия. (О «древней» истории Тихвинской иконы Богородицы подробнее рассказано в разделе «Святыни»).
Деревянный Успенский храм регулярно горел. Первый пожар уничтожил церковь уже в 1390 году, второй — в 1395 году, третий — в 1500 году. Но чудотворная икона при этом оставалась невредимой: дважды ее находили неподалеку в можжевельнике, в последний раз образ вовремя вынес священник.
В 1510 году великий князь Василий 111 велел строить на том месте каменный собор, изначально задуманный как место хранения Тихвинской иконы Божией Матери. Руководить строительством он прислал «нарядчика» (то есть, как сказали бы сейчас, прораба) Дмитрия Сыркова и мастера Фрязина — последний, судя по прозвищу, был итальянцем; его настоящего имени летопись не сохранила.
В 1515 году работы были закончены, а спустя восемь лет сюда пожаловал и сам великий князь, заложив тем самым многовековую традицию государевых богомолий к чудотворной Тихвинской иконе. Князю было о чем просить Богородицу. Незадолго до этого он развелся со своей первой женой Соломонией Сабуровой, которая оказалась бездетна, и женился на Елене Глинской. Теперь он молился о даровании наследника. Горячая молитва князя была услышана — в 1530 году у него родился сын Иван (в будущем царь Иоанн Грозный).
С именем Ивана Грозного связано рождение Тихвинского Богородичного Успенского монастыря. Царь в 1558 году начал Ливонскую войну, надеясь завладеть удобными гаванями на Балтике. Новгородские земли после этого превратились в «прифронтовую» полосу. Их следовало укрепить.
Таким образом, решение основать хорошо защищенную обитель на северо-западе Руси было, помимо всего прочего, вызвано и задачами оборонительного характера. Соответствующее повеление царя появилось в 1560 году. На левом берегу реки, где стоял Успенский собор, был основан Богородичный Успенский (или Большой Тихвинский) монастырь, а на ее правом берегу — меньший размерами Введенский женский.
Уже 11 февраля 1560 года архиепископ Новгородский Пимен освятил Успенский монастырь и сделал соответствующие назначения. Прибывший из Москвы Федор Сырков, сын строителя Успенского собора, довольно быстро возвел необходимые здания и ограду с башнями.
Качество его работы было испытано спустя полвека, в Смутное время. Стенам монастыря и его мужественным защитникам в эти годы пришлось неоднократно отражать атаки шведских «гостей». Дело в том, что когда в 1608 году Лжедмитрий II, поддержанный поляками, двинул свои войска на Москву, царь Василий Шуйский был вынужден позвать на помощь шведов (в обмен на некоторые северные территории). Но шведы повели себя на Руси как оккупанты. Отряд шведского военачальника (француза по происхождению)
Якоба Делагарди в 1610 году захватил Тихвинский монастырь, а также прилегающий к нему Тихвинский посад, и разграбил их. В мае 1613 года терпению русских пришел конец — они подняли восстание и уничтожили шведский гарнизон. Разъяренный Делагарди в ответ взял обитель в осаду. Она продолжалась более трех месяцев. Потеряв голову, Делагарди грозился сровнять монастырь с землей, а саму чудотворную икону рассечь мечом.
Тем временем в Москве венчался на царство Михаил Федорович Романов. Надежды на помощь из Москвы возрастали, но помощь медлила, а натиск шведов становился все ожесточеннее. В самый критический момент, 15 сентября, случилось чудо — Тихвинская икона Божией Матери защитила свой «дом». Немногие шведы, оставшиеся в живых, потом рассказывали, что им привиделось, будто со стороны Москвы идет огромное русское войско. Началась паника, шведы бежали, давя друг друга, их гнали, «секуще аки стеблие», брали в плен, сидевших во рвах засыпали землей.
В 1617 году неподалеку от Тихвина был заключен со шведами Столбовский мирный договор, причем порукой со стороны русских стал специально выполненный для этого список с чудотворного образа Тихвинской Богородицы. «Милостию Ея мирное земли устроение и христианству от тяготы облегчение даровася…» — говорил глава русского посольства Даниил Мезец-кий. Этот список (тоже чудотворный) впоследствии перенесли в Софийский собор Новгорода, где он находится по сей день.
«Мирное земли устроение» в Тихвинском монастыре продолжалось на протяжении всего XVII века. Обитель облекалась в камень — по сути, все (за малым исключением) ныне существующие каменные постройки появились в ней во второй половине этого столетия. Рос и богател Тихвинский посад, оказавшийся на скрещении торговых путей.
Сохранившийся городской план 1678 года показывает монастырь, окруженный обильными садами, несколько десятков жилых домов, гостиный двор, таможню, торговые ряды, Преображенскую церковь. Русские цари и императоры, а вслед за ними и представители аристократии и купечества, щедро жертвовали на нужды обители, присылали украшения для иконы, сами нередко приезжали в монастырь на богомолье.
После реформирования церковного землевладения (а в сущности — «экспроприации» монастырских владений), устроенного Екатериной Великой в 1764 году, Тихвинский Богородичный монастырь почти на сто лет попал в разряд второклассных обителей. Вышедший из зависимости от него Тихвинский посад спустя девять лет получил городские права и стал собственно уездным городом Тихвином.
Выгоревший дотла в 1770 году, он был заново отстроен по регулярному плану, созданному «прапорщиком от архитектуры» Василием Поливановым. С открытием в 1811 году Тихвинской водной системы, соединившей Балтику и Каспий, значение города еще более возросло. Но ненадолго. Уже во второй половине века он стал приходить в упадок. Главные железные дороги город обошли, а Тихвинской водной системе предпочли Мариинскую.
И лишь к Богородичному Успенскому монастырю никогда не иссякал поток паломников. Множились чудеса, связанные с Тихвинской иконой Богородицы. И не только с самой иконой, но и с ее списками. Некоторые из них становились знамениты на всю Россию.
Так, в грозную пору 1812 года монастырь благословил тихвинское ополчение списком, получившим название «Ополченной иконы». В 1854-55 годах, когда шла Крымская война, «Ополченная» находилась в осажденном Севастополе.
1917 год лег резкой границей в истории Богородичного Успенского монастыря (как, впрочем, и всех православных обителей в России). На Церковь открылись гонения богоборцев, монастыри разорялись, монахи изгонялись из них. В 1924 году был закрыт и Тихвинский монастырь.
Его помещения поочередно передавались тюрьме, продовольственному складу, госпиталю, производству Всесоюзного общества слепых и, наконец, музею. По поразительному недосмотру властей чудотворную икону не тронули, она по-прежнему находилась в Успенском соборе, до 1931 года исполнявшем роль приходского храма, а потом тоже закрытом.
Немцы захватили город в ноябре 1941 года. Хозяйничали они в Тихвине всего месяц, но, тем не менее, успели вывезти «предметы искусства». В их числе оказалась и икона Тихвинской Богородицы. Образ побывал в Пскове, потом в Риге, где чудесным образом попал в руки епископа Рижского Иоанна (Гарклавса), который и спас его в сумятице 1945 года.
Вместе с архиереем икона в 1949 году перебралась в США. Владыка Иоанн, возведенный в сан архиепископа Чикагского и Миннеаполисского, завещал своему приемному сыну протоиерею Сергию Гарклавсу вернуть чудотворную икону в Тихвинскую обитель, когда в России падет богоборческая власть.
В 1995 году иноческая жизнь в Тихвинском Богородичном Успенском монастыре возобновилась, а летом 2004 года произошло знаменательное событие — Тихвинская икона Богородицы вернулась на родину и заняла свое привычное место в Успенском соборе — в киоте у первого столпа по правую руку от входа.
Тихвинский монастырь представляет собой как бы искусную, любовно изготовленную оправу для одной из величайших святынь России — Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы.
Постройка каменного собора в честь Успения Божией Матери была предпринята в 1510-15 годах. До этого на месте Успенского собора находилась деревянная церковь. Собор возводился усердием великого князя Василия III, деньги на строительство шли из его собственной казны.
Для сооружения храма в Тихвин прибыли мастера из Москвы. Когда он уже был почти окончен, вдруг случилось невероятное: новая паперть обрушилась и погребла под собой двадцать рабочих. Расчищать завалы пришлось три дня, так они были велики. Надежда на то, что хоть кто-то из людей остался в живых под обломками паперти, медленно таяла — ведь они находились в «каменном мешке» без пищи и почти без воздуха.
Тем больше было удивление народа, когда всех рабочих извлекли из развалин не только живыми, но и невредимыми. Чудо это приписали заступничеству Божией Матери, и память о нем сохранилась в Тихвине по сей день. Сама же новая церковь, находившаяся тогда не в монастыре, а в центре посада, восхищала современников своей красотой: «Поставиша церковь Пречистыя на Тихвине на старом месте кирпичную с камением чудну вельми и велику, и паперти нарядиша».
Исследователи называют Успенский собор Тихвинского монастыря одним из самых значительных памятников русского зодчества начала XVI века. Впрочем, в последующие века он претерпел существенные переустройства. Например, позакомарное покрытие было заменено четырехскатной крышей, а шлемовидные главы — луковичными.
Успенский собор сооружался «под икону» — и это определило особенности его устроения. Перед западными столпами оставили довольно много свободного пространства — чтобы люди, пришедшие помолиться перед чудотворным образом Богородицы, могли, не толпясь, осуществить свое благочестивое намерение.
Интересно был решен вопрос и с освящением — западные барабаны сделали «световыми»; таким образом, в пространстве храма выделялось то место, где находилась Тихвинская икона.
В советскую эпоху Успенский собор оставался действующим до 1931 года. В 1936-38 годах в нем находился продовольственный склад, в январе-феврале 1941 года — военный госпиталь, а в 1946-47 годах — цеха Всесоюзного общества святых. После возвращения Тихвинского монастыря Церкви (в 1995 году) в соборе была проведена масштабная реставрация. В частности, отреставрировали уникальный иконостас начала XVII века — один из старейших на территории России.
Памятуя о героическом прошлом Тихвинского монастыря, о тех осадах, которые пришлось ему выдержать в начале XVII столетия, посетители обители с восхищением взирают на его мощные стены. Они действительно достойны уважения — но вовсе не за «боевые заслуги».
Дело в том, что вплоть до 1670-х годов стены монастыря оставались деревянными. Возведение их началось в 1560 году, а к 1608 году деревянные укрепления с «тарасами» (бревенчатыми срубами, наполненными землей) были готовы. Завершение строительства явилось чрезвычайно своевременным: через несколько лет стенам Тихвинской обители пришлось выдержать несколько жестоких приступов шведских войск.
В деревянной ограде Тихвинского монастыря было девять башен. Сохранилось письменное свидетельство середины XVII века, где они перечислены «поименно»: Омутная, Тайпичная, Озерная, Раскатная, Столбовая (они стояли в центре оборонительных прясел), Мельницкая и Федоровская (угловые), Введенская и Никольская (воротные). Все башни соединялись крытыми переходами поверх стен.
В 1669 году начались работы по возведению каменных стен. К 1700 году были отстроены в камне участки ограды, примыкающие к Никольской и Введенской башням (и сами башни также). На дальнейшее строительство средств тогда не хватило, и работы продолжились лишь в 1788 году.
Большую денежную помощь оказал монастырю император Павел 1, побывавший в Тихвине в 1798 году вместе с императрицей Марией Федоровной и сыновьями Александром (будущим императором Александром I) и Константином. Тогда император самолично перенес главную святыню обители — чудотворную икону Божией Матери — в отремонтированный Успенский собор. О вкладе, сделанном Павлом I на строительство стен, напоминает его вензель, расположенный на средней башне южной стены.
Нарядная, с круглыми амбразурами, пробитыми поверху, каменная ограда Тихвинского монастыря строилась уже скорее не в оборонительных, а в декоративных целях. По внутренней стороне ее была проложена деревянная галерея, имевшая в основании кирпичные аркады нижнего яруса. Галерея эта использовалась для крестных ходов вокруг обители. Башни, в прежние времена выполнявшие функцию военных и продовольственных складов на случай осады, пустовали.
Примечательны и некоторые более поздние «вкрапления» в монастырскую ограду — например, ворота, «подаренные» в 1805 году обители Александром I. Сегодня, к сожалению, от них осталась только арка. Сами же чугунные створки ворот, привезенные в Тихвин из Аничкова дворца, бесследно исчезли. Сохранились лишь несколько небольших фрагментов этого кованого чуда.
Город Тихвин своим появлением обязан именно чудотворной Тихвинской иконе Пресвятой Богородицы и Богородичному Успенскому монастырю. Ныне монастырь вернул себе градообразующую роль. Ведь ехать в Тихвин — значит ехать к Тихвинской.
Тихвинская обитель находилась в запустении до начала 1990-х годов. Богослужебная жизнь теплилась лишь в крошечной церкви «Крылечко». И больше во всем Тихвине и его окрестностях не было ни одного действующего храма. Все было разорено, закрыто, порушено.
В апреле 1995 года тихвинцы обратились к Святейшему Патриарху Алексию II с открытым письмом, в котором содержалась просьба благословить открытие Богородичного монастыря. Уже через месяц обитель была зарегистрирована, а через некоторое время в нее въехали первые насельники и принялись за восстановление одного из величайших монастырей Русского Севера. В трудах иноков поддерживала надежда па возвращение чудотворной иконы Пресвятой Богородицы.
Первый постриг, первое архиерейское богослужение в Тихвинском монастыре — все это было так недавно, прошло лишь немногим более десяти лет. Но как разительно все переменилось за эти годы! Обитель вновь превратилась в украшение и гордость Тихвина. А главное, в 2004 году сюда вернулась, наконец, из-за океана Тихвинская икона Божией Матери. И опять потянулись в Тихвин паломники — поклониться так долго отсутствовавшему на родной земле чудотворному образу.
Гостям города, приезжающим в Тихвин на краткий срок, трудно понять, насколько изменилась здешняя жизнь с возрождением монастыря и возвращением Тихвинской иконы. Но местные жители хорошо видят это. И многие из них твердо уверены, что и обитель, и сам город находятся под особым покровительством Пречистой Девы.
Ежедневно к Тихвинской иконе приходит множество людей. Паломники едут из Санкт-Петербурга, Новгорода, Москвы и многих других русских городов, из-за границы. Часто бывает так, что после приезда очередного автобуса с паломниками очередь к чудотворному образу Владычицы выстраивается до дверей храма.
Поток желающих прикоснуться к святыне не иссякает ни зимой, ни летом, но пик «паломнической активности» приходится, естественно, на теплое время года, особенно — на начало июля, когда совершается празднование в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Поэтому, планируя поездку в Тихвин на это время, ее организацией следует озаботиться заранее.
В обители радушно встречают всех. А большим паломническим группам (от сорока человек) даже предлагают весьма насыщенные экскурсионные программы. Например, посещение Антониево-Дымского монастыря и дома-музея Римского-Корсакова. Но, конечно, предварительно надо позвонить в монастырь.
proof