Тренер чайковская биография

Елена Чайковская: биография

Чайковская Елена Анатольевна – советский и российский тренер по фигурному катанию и танцам на льду. Хореограф-постановщик и создатель ледовых шоу и программ.

Детство и юность

Родилась 30 декабря 1939 года в Москве в семье актеров Анатолия Сергеевича Осипова и Татьяны Михайловны Гольман, служивших в Театре Моссовета.

Елена Чайковская в детстве

Жили они в полуподвальном помещении рядом с театром, находившемся тогда в саду «Эрмитаж». После спектаклей все артисты приходили к ним в гости. В этой творческой атмосфере, сопровождающей жизнь театральных артистов, и выросла девочка. Вторым родным домом актерского ребенка стал кинопавильон – Елена Осипова снялась в семи картинах.

После объявления Великой Отечественной войны мать Елены как этническую немку выслали в казахстанскую деревню. Она происходила из дворянского рода, потомкам которого до революции принадлежало в Москве много доходных домов.

Елена Чайковская в молодости

Как рассказывает Елена Анатольевна в интервью, вся недвижимость была реквизирована, осталось только спрятанное наследство – золотые николаевские червонцы. Они-то и помогли им не умереть с голоду, ведь на работу маму никто не принимал. В ссылке приходилось менять один червонец на кусок хлеба.

Выручали царские монеты и после возвращения в Москву в 1947 году. Чтобы купить продукты в послевоенной голодной столице, они обменивали их в Торгсине на рубли.

Фигуристка Елена Чайковская в молодости

Дворянское происхождение сказывалось и в воспитании девочки. Ее с юного возраста обучали музыке, правилам этикета, умению вести разговор. Ее окружали книги классиков и великие артисты. В детстве она познакомилась с Галиной Улановой, Фаиной Раневской, Николаем Крючковым, Михаилом Жаровым.

После переезда на новую квартиру родители отдали девочку заниматься в школу фигурного катания в расположенный поблизости дворец Юных пионеров. Причиной послужила рекомендация врачей о необходимости занятий спортом на свежем воздухе – у Елены обнаружили туберкулез. Ее первым тренером стала Т. А. Толмачева, заметившая в юном даровании рост профессионального мастерства.

Фигурное катание

Вскоре девушка начала побеждать на соревнованиях, а в 1957 году Чайковская стала чемпионкой СССР в одиночном катании. Как видно на ранних фото, рост и вес юной спортсменки позволяли эффектно выступать на льду. Но спортивная карьера фигуристки закончилась рано.

Тренер Елена Чайковская с учениками

Спортсменка понимала, что международной славы добиться не удастся, ведь школа одиночного фигурного катания в Советском Союзе была в те времена еще несовершенна. Даже если бы фигуристка приехала на чемпионат Европы, то могла бы рассчитывать только на одно из последних мест.

Поэтому после окончания школы она решила поступать в ГИТИС на факультет балетмейстеров. На это отделение зачисляли только выпускников хореографических училищ. Но талантливую спортсменку приняли в виде исключения благодаря ходатайству главного режиссера театра Моссовета Завадского.

Чайковская попала к талантливым преподавателям на курс Р. Захарова. Многие из его выпускников стали впоследствии главными балетмейстерами в ведущих театрах разных стран.

Елена Чайковская с Людмилой Пахомовой и Александром Горшковым

После окончания ГИТИСа в 1964 году Чайковская становится профессиональным тренером. Сочетание спортивных навыков и хореографической подготовки дали ей хорошую базу для того, чтобы стать первым балетмейстером ледовых выступлений.

Импульсом к активной тренерской работе послужили амбиции талантливой спортсменки, не получившей мирового признания. Чайковская мечтала воплотить несбывшиеся мечты в своих воспитанниках. Первой ее ученицей становится Татьяна Тарасова, которая уже через год побеждает на всемирной Универсиаде.

Залог успеха учеников Чайковской профессионалы видели в использовании в танцах элементов образности, составляющих единую жанровую композицию. Потом этим приемом стали пользоваться многие фигуристы. Технику катания Елены Чайковской назвали русским стилем, что привлекло к выступлениям подопечных тренера международный интерес.

Елена Чайковская с Натальей Линичук и Геннадием Карпоносовым

Чайковская воспитала плеяду именитых учеников. Среди них призеры европейских и мировых первенств, олимпийские чемпионы в парном катании Людмила Пахомова, Александр Горшков и Наталья Линичук, Геннадий Карпоносов. В одиночном катании отличились ученики Чайковской Владимир Ковалев, Владимир Котин и Мария Бутырская. Ее воспитанники завоевывали победу на мировых первенствах 15 раз.

С 1987 года в течение трех лет Чайковская занимала должность главного тренера общества «Динамо» по фигурному катанию. С 1993 по 1997 годы была председателем тренерского совета российской сборной по фигурному катанию. На рубеже 80-х и 90-х годов Чайковская ставила шоу для профессиональных фигуристов.

Елена Чайковская с Людмилой Пахомовой и Александром Горшковым

Благодаря ее усилиям в 2001 году открыта московская школа «Конек Чайковской», где она лично тренирует современных спортсменов. Среди них – члены национальной российской сборной Юлия Солдатова, Кристина Обласова. Есть в ледовом центре и бесплатная группа, где обучаются дети-инвалиды.

Поклонников восхищает энергия и многогранные таланты этой удивительной женщины. Елена занимает место председателя жюри телевизионного ледового шоу «Танцы со звездами», участвует в политической и общественной жизни страны.

Принципиальность тренера по фигурному катанию сказывается во всем. В ноябре 2012 года она волевым решением сняла с проекта «Танцы со звездами» участника Павла Прилучного вместе с партнершей, мотивируя это тем, что он плохо готовится к программе. Актер, комментируя этот случай, сказал, что у него не было свободного времени на тренировки, так как, помимо проекта, он был занят еще в трех сериалах.

Елена Чайковская и Павел Прилучный на «Танцах со звездами»

Журналисты часто проводят параллели и говорят о сложных отношениях между двумя звездными тренерами, связывая это с борьбой за лучших учеников и интересами спортивных коалиций. Однако, судя по заявлению Чайковской, она не придает значения сплетням и поддерживает с Тарасовой хорошие отношения.

Ведь она хоть и непродолжительное время, но была ее первой ученицей. Несмотря на то, что пути разошлись, теплые чувства к Тарасовой Чайковская сохранила на всю жизнь. Судя по фото, между двумя талантливыми женщинами сохраняются дружеские отношения.

Елена Чайковская и Татьяна Тарасова

В 1990 году у Елены Чайковской обнаружили новообразование в области груди. К сожалению, неутешительный диагноз подтвердился – рак. Обратившись к знаменитому онкологу Николаю Трапезникову, она услышала: «Срочно оперироваться».

Однако Чайковской не хотелось пропускать первенство Европы, которое должно было состояться через пять дней. Знаменитый доктор сумел объяснить всю важность предстоящей операции, и Елена согласилась. Последующие сеансы облучения дались спортсменке тяжело, после больницы она чувствовала себя плохо.

Елена Чайковская

Выйти из сложной жизненной ситуации помогли спортивная закалка и немецкая кровь. По словам Чайковской, она заставила себя встать с кровати и с головой уйти в работу. Через три месяца она уехала ставить танцы в Америку. Моральное переключение на работу помогло избавиться от тяжелых мыслей. Болезнь отступила, но заставила изменить образ жизни – сейчас Елена Анатольевна старается не переутомляться и избегать нервных ситуаций.

В 2013 году вышел документальный фильм «Ее ледовое Величество. Елена Чайковская» на телеканале «Россия». В этом же году на канале «Культура» тренер дала интервью в программе «Линия жизни». Чайковская рассказала, что ежедневные тренировки, которые начинались в семь утра и заканчивались поздним вечером, стали причиной многих разводов в тренерской среде.

Личная жизнь

Елена Чайковская не любит афишировать личную жизнь. Общественности известно немного. Первый раз она вышла замуж во время учебы в институте за Андрея Новикова. В 21 год родила сына Игоря Новикова. Позднее молодой человек окончил МГИМО, стал дипломатом, занялся политикой.

Елена Чайковская с мужем

В начале 2000-х годов с именем сына Елены Чайковской был связан лоббистский скандал. Коллега Игоря Новикова – Денис Вороненков – требовал с владельца компании «Сибфорпост» деньги за знакомство с руководителями фракции «Единство» Борисом Грызловым и Францем Клинцевичем. После получения от предпринимателя меченых денег Игорь и Денис были задержаны. Их обвиняли в вымогательстве, но позднее дело закрылось по причине отсутствия состава преступления. Полученные деньги были списаны прокуратурой на взыскание долга с предпринимателя.

Елена Чайковская с внуками

Со вторым мужем Елена познакомилась на соревнованиях, Анатолий Чайковский был спортивным корреспондентом из Киева. Супругами они стали в 1965 году. Анатолий перебрался в Москву, стал сотрудником «Советского спорта». В соавторстве с ним тренер написала ряд книг о профессиональной биографии, воспитании учеников и истории захватывающего вида спорта, фигурного катания.

У Елены Чайковской есть внуки. В семье Игоря Новикова воспитывались двое детей – сын Игорь, который уже окончил вуз и увлекся пиаром, и дочь Виктория, подающая надежды теннисистка, студентка факультета международной журналистики. Сейчас Елена Чайковская вместе с родными проводит время в загородном доме, который построила на месте бывшего родового поместья.

Елена Чайковская сейчас

Елена Чайковская с интересом наблюдала за проведением Олимпиады-2018 и выступлением российских фигуристов. Тренера возмутила высокая оценка номера Алины Загитовой и заниженная Евгении Медведевой. По мнению Чайковской, система оценки выступлений должна быть пересмотрена, так как каждый раз остаются неучтенными артистизм и экспрессия исполнения. Технически безупречное выступление Алины Загитовой помогло девушке опередить коллегу, которая представила на льду более цельный и яркий образ.

Елена Чайковская

Также Елена Чайковская отрицательно отозвалась о номере Евгении Тарасовой и Владимира Морозова. Программа спортсменов на фоне конкурентов из Китая, Германии и Канады выглядела бледно из-за недостаточного количества драматических связок и артистических элементов, а провалив техническую сторону выступления, российские фигуристы окончательно потеряли надежду на призерский подиум.

Елена Чайковская: дети (сын). Есть ли внуки

Заслуженный деятель искусств РФ Елена Анатольевна Чайковская является также Заслуженным тренером страны по фигурному катанию, хореографом, автором программ по ФК. Дети и внуки Елены Чайковской не стали фигуристами, но гордятся своей мамой и бабушкой. 30.12.2019, в день, когда ей исполнилось 80 лет, Елена Анатольевна была награждена Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

Кавалер ордена Трудового Красного Знамени, обладательница ордена Великого князя Литовского Гедиминаса, Елена Анатольевна Чайковская является тренером Людмилы Пахомовой и Александра Горшкова, ставших в 1976 первыми чемпионами мира в истории советского ФК, а также тренером первого советского ЧЕ Владимира Ковалева (1975) и 1-й российской чемпионки мира в одиночном катании Марии Бутырской (1999). Её ученики завоевали две золотых награды ОИ, 12 золотых наград ЧМ и столько же — ЧЕ.

Заслуженный тренер по фигурному катанию Елена Чайковская

Дети Елены Чайковской

У Елены Чайковской в студенческие годы родился сын Игорь Новиков. Сейчас он окончил МГИМО, работает на дипломатической службе, занимается политикой. В начале 2000-х Игорь Новиков был вовлечен в лоббистский скандал Вороненкова — Новикова, в котором принимала косвенное участие и сама знаменитая фигуристка, его мама, Елена Анатольевна Чайковская.

Ни сын Елены Чайковской, ни его дети не стали продолжателями спортивной династии.

«Они не желают заниматься ФК, — сожалеет заслуженный тренер РФ. — Думаю, это связано с тем, что фигурного катания в нашей жизни было очень много. Сын хорошо катался на коньках, но принципиально брал в куки клюшку, показывая что его занятия к ФК отношения не имеют». «Все мои ученики — это мои дети» — замечает Елена Анатольевна.

Первым «спортивным ребенком» Елены Анатольевны стала Татьяна Тарасова, ныне Заслуженный тренер по ФК.

Внуки Елены Чайковской

Внуков у Елены Анатольевны двое — Игорь и Виктория, которая планирует стать журналистом-международником. Они очень близки с бабушкой. «Моему старшему внуку, Игорю уже 30. Он — выпускник столичного гуманитарного университета, — с гордостью рассказывает Елена Анатольевна о своем внуке, который занимается пиаром. — Сейчас он работает у меня пресс-секретарем. А еще одна моя гордость — внучка Вика поступила в МГИМО, она подает большие надежды как спортсменка, только в большом теннисе. В роду у нас две линии — спортсмены и журналисты».

На фото: Елена Чайковская с внуками

Биография Елены Чайковской

Елена Чайковская (Осипова) — коренная москвичка. Ее мать и отец были артистами театра Моссовета: Татьяна Гольдман и Анатолий Осипов. Предки девочки по матери имели немецкие корни и владели мануфактурой «Барулин». В 1941 Татьяну Гольдман с полуторагодовалой дочкой выслали в Казахстан, и только в 1946 они возвратились в Москву.

Елена Чайковская в детстве

У маленькой Лены обнаружили туберкулез и рекомендовали больше времени проводить на свежем воздухе, поэтому родители отвели девочку на стадион, который находился рядом с домом. Так Чайковская с юных лет стала заниматься фигурным катанием. Ее тренером была Татьяна Александровна Толмачева. Тренировки благоприятно сказались на здоровье Елены, и через год девочка была здорова.

Елена Чайковская в молодости

В 14 лет Елена начала выступать за СО «Динамо», а откуда попала в сборную СССР. В 16-летнем возрасте она оказалась за границей, на показательном турнире по ФК в Чехословакии, а в 1957 — завоевала титул чемпионки страны в одиночном фигурном катании. Тогда же она увидела выступление американских фигуристов — «Холидей он Айс». На льду выступали известные фигуристы США, оставившие любительский спорт. Это шоу произвело неизгладимое впечатление на молодую фигуристку.

Спустя несколько лет, она окончила балетмейстерский факультет ГИТИСа, чтобы совместить спорт и искусство — два своих любимых занятия, и создать балет на льду. В 1964, преодолев все сложности обучения хореографии, Елена окончила ГИТИС, поставив со своими учениками несколько танцевальных номеров по ФК. Это оказало большое влияние на ее творческую биографию. Её артистизм проявился еще в раннем детстве: она снималась в таких кинолентах как «Машина 22-12», «Счастливый рейс» и др., и в эпизодической роли в «Бранденбургских воротах».

Елена Анатольевна со своими ученицами Людмилой Пахомовой и Татьяной Тарасовой. 1966 год

Став тренером, Елена Анатольевна начала работать со спортивной парой Татьяна Тарасова — Георгий Проскурин и танцевальным дуэтом Людмила Пахомова — Виктор Рыжкин. «О своем тренере я могу говорить бесконечно, — делится своими впечатлениями Татьяна Анатольевна Тарасова. — Встретились мы на небольшом катке СО «Динамо», я там тренировалась в паре с Жорой Проскуриным. Мне было 16, тренером нашим был Рыжкин Виктор Иванович, а хореографом — студентка ГИТИСа, будущий балетмейстер, Лена Новикова (Чайковская), которой тогда исполнился 21 год.

В то время у нее родился сын. Однако молодой хореограф занималась с нами терпеливо и весьма настойчиво, на льду и на паркете, уделяя большое внимание хореографии. Она набрала группу фигуристов, и сама составляла все программы, став и нашим тренером. Это было возможно в период становления ФК в СССР. Я с Жорой тоже перешла к Елене Анатольевне. Она тогда создавала программы для Пахомовой и Горшкова, выступление которых позволило всему миру восхищаться советской школой фигурного катания.

Елена Чайковская с Людмилой Пахомовой и Александром Горшковым

Новый тренер изменила роль музыки в ФК, ввела такое понятие как музыкальный образ, и на его основе строила танцевальные композиции. Были приглашены звукорежиссеры, создававшие совершенно новую танцевальную основу. Такая музыкальная реформа позволила изменить и методику тренировок. Программа для фигуристов строилась на конкретной музыке, кроме того, Елена Анатольевна усложнила и включила в танцевальную стилистику связки между элементами. С 1987 по 1990 Чайковская работала главным тренером по ФК в СО «Динамо», а в 1993-1997 — возглавила тренерский совет сборной РФ по ФК.

Елена Чайковская с Натальей Линичук и Геннадием Карпоносовым

Болезнь Елены Чайковской

В 1990 у Елены Анатольевны обнаружили рак груди. Уплотнение возникло гораздо раньше, однако она не придавала этому значения. После консультации с руководителем онкоцентра на Каширке Николаем Трапезниковым, на следующий день была сделана операция. Чайковскую не надломил страшный диагноз.

Она не замкнулась в себе, а приняла решение — бороться с болезнью! Других вариантов для нее не существовало. Сегодня Елена Анатольевна здорова и живет полноценной жизнью.

Личная жизнь Елены Чайковской

«Я всегда старалась сохранять семью, так как ею очень дорожу. Многие тренеры разводились, ведь приходится трудиться с семи утра до десяти вечера — дома практически не бываешь», — вспоминает Елена Чайковская. Первый ее муж — Андрей Борисович Новиков, спортивный журналист, с которым они познакомились и поженились в студенческие годы. В этом браке у них родился сын Игорь. Второй муж — Анатолий Чайковский, спортивный журналист, с которым они вместе уже более 50 лет.

Елена Чайковская с мужем

Личная жизнь тренера была всегда связана со спортом. Сейчас Елене Анатольевне 80 лет, а ее мужу и того больше — 88. Анатолий Чайковский вдохновил жену на писательское творчество. Она является автором 10 книг о фигурном катании и спортивных достижениях своих учеников. Своим сверстникам Чайковская рекомендует не думать о возрасте, заниматься любимым делом, читать, проявляя любопытство, и не ждать, что кто-нибудь поможет увидеть новый, и такой прекрасный мир.

Елена Чайковская сегодня

Сегодня Елена Анатольевна Чайковская по-прежнему является востребованным тренером по ФК. Она имеет восемь государственных наград. О Елене Чайковской был снят телевизионный документальный фильм «Конек Чайковской», где рассказывается о талантливой фигуристке, тренере, поднявшей спортивные танцы на льду на уровень искусства. Сейчас школа фигурного катания «Конек Чайковской» известна в нашей стране и далеко за ее пределам. Сейчас Елена Чайковская основала в ГИТИСе факультет «Хореографы ФК», возглавляет Спортивно-технический комитет Федерации, и школу «Конек Чайковской», является вице-президентом ФФК столицы.

Сегодня свой юбилей празднует Елена Анатольевна Осипова (в замужестве Чайковская), родившаяся в Москве 30 декабря 1939 года.

Леночка с отцом . Лето 1941 года (Фото из книги Елены Чайковской «Конек Чайковской)

Она происходила из семьи актеров: ее отец, Анатолий Осипов и мать,Татьяна Гольман служили в московском Театре им. Моссовета. По линии матери среди ее предков, имеющих немецкие корни, были носители баронского титула, а также владелец фарфоровой мануфактуры Барулин. Однако об этой стороне своей родословной Елена узнала лишь много лет спустя. А с началом войны ее мать была выслана вместе с дочерью в Казахстан, в город Чимкент, где им пришлось полной мерой познать нужду и голод. Когда Театр им. Моссовета в конце войны приехал на гастроли в Алма-Ату, Татьяна Гольман смогла добиться разрешения приехать к мужу вместе с маленькой Леной, и их жизнь слегка изменилась к лучшему. Лишь в 1946 г. матери с дочерью удалось вернуться в Москву, но вскоре после этого их ждал новый удар — у девочки обнаружилась открытая форма туберкулеза.

На руках у матери. Лето 1941 года (Фото из книги Елены Чайковской «Конек Чайковской)

Врачи порекомендовали ей занятия спортом на свежем воздухе, и отец отвел Лену на СЮП, находящийся поблизости от ее дома, где она начала заниматься фигурным катанием у тренера Татьяны Александровны Толмачевой. Юная фигуристка с самого начала своих занятий спортом проявляла особую тягу к хореографии, была пластична, музыкальна и артистична.

В начале 1950-х гг. Толмачева повезла группу своих учениц, в числе которых находилась и Лена Осипова, в Ленинград, на просмотр к первому русскому олимпийскому чемпиону Николаю Александровичу Панину-Коломенкину. Вот что вспоминала об этом впоследствии Елена Анатольевна: «Помню маленький каток, огражденный решеткой. Помню мороз, ветер, даже легкую метель. Помню, что нам все-таки было очень жарко. И мы очень нервничали, потому что не слишком ясно представляли себе, для чего нас привезли сюда.

Но вот двери раздевалки открылись, и несколько спортсменов выкатили на улицу кресло. В нем сидел закутанный в плед очень немолодой человек — по моим тогдашним понятиям — глубочайший старик. Он сидел спокойно, и только глаза его поблескивали. «Ну, показывайте, показывайте» — сказал он тихо. Для нас эти слова были сигналом к действию. Трудно сейчас вспомнить, что мы выполняли тогда перед Николаем Паниным. Но нам хотелось показать все, что мы можем. И было очень страшно ему не понравиться. И от этого даже ноги как будто начинали неметь. «Молодцы, девочки, молодцы», — говорил Панин после того, как одна из нас заканчивала свою программу. И девчонки уходили со льда счастливые» (Л. Доброва, Е. Чайковская, «В рамке катка», М., изд-во «Советская Россия», 1970).

Артистические способности Лены проявлялись не только в спорте: в детстве она снялась в нескольких фильмах, в том числе в завоевавших популярность у зрителей послевоенных лет картинах «Машина 22-12» и «Счастливый рейс», а также выходила на сцену в эпизоде спектакля «Бранденбургские ворота» в театре сада «Эрмитаж».

Лена Осипова (слева) и Света Немоляева в фильме «Близнецы». 1945 год

Занятия на свежем воздухе оказали свое благотворное воздействие на организм юной фигуристки — уже через год после их начала она забыла о своей болезни. А интенсивные тренировки привели к тому, что в 14-летнем возрасте Лену пригласили выступать за спортивное общество «Динамо», откуда она попала в сборную СССР. В ее составе она в 16 лет впервые выехала на показательное турне по Чехословакии, и эта первая зарубежная поездка оказалась для нее настоящим культурным шоком — до того увиденное ею не вписывалось в рамки того, что она привыкла видеть дома, где они с мамой (отец к тому времени ушел от них в новую семью) жили более чем скромно.

С Ириной Фелициной. 1956 год (Фото из книги Елены Чайковской «Конек Чайковской)

В 1957 г. Осипова стала чемпионкой СССР в одиночном катании. И вновь дадим слово Елене Анатольевне: «Шел последний день чемпионата страны. Как всегда, программу завершали женщины-одиночницы. Я была одной из последних. Конечно, наши композиции тех времен сейчас показались бы скучноватыми, лишенными остроты, выполняемых в чисто мужском стиле сложных высоких прыжков и огромных скоростей. Но, поверьте, нам они доставляли удовольствие ничуть не меньшее, чем теперешним исполнительницам их сверхнасыщенные программы. Свою произвольную программу я показывала под музыку И. Штрауса. Мелодия эта и поныне будит во мне какие-то неясные чувства, туманные ассоциации, и не хочешь даже разбираться, что это за чувства, а только становится на душе чуть грустно и удивительно легко.

Все мне удавалось в тот вечер. И я стремительно перечерчивала ледяной прямоугольник катка. Коньки были острыми. А зрение притупленным. Я ничего не видела вокруг. Были только лед, музыка и скорость. Теперь я понимаю, что находилась в той прекрасной форме, когда уже не думаешь, как сделать шаг или прыжок. Они получаются как бы сами собой. Они естественны. Они зарождаются в глубинах тела, и их надо только регулировать и иногда сдерживать, чтобы волна энергии и страсти не перехлестнула через край.

1957 год

Четыре минуты, отведенные на произвольную программу, пролетели мгновенно. Я раскланялась. Поехала к бортику. Потом натянула чехлы на коньки и остановилась в проходе между трибунами, где обычно толпятся тренеры, спортсмены и фотокорреспонденты. Судьи готовили свои оценки. А публика, еще не слишком хорошо знакомая с правилами соревнований, кричала «бис». Оценки были показаны. Голос диктора прорвался через аплодисменты. Очередная спортсменка готовилась выйти на лед. А я в каком-то оцепенении все стояла, опершись о стенку. Совершенно машинально я стала расшнуровывать ботинки. Болельщики не унимались. Один даже наклонился с трибун и кричал мне вниз: «Выходи же на лед! Станцуй еще!» Соревнования приостановились. Меня подталкивали: «Ну, выйди и раскланяйся еще разок!» Но я уже не могла выйти, потому что сняла ботинки и стояла прямо на полу в одних носках. Ах, как мне хотелось заплакать от обиды: что ж это за дурочка я такая, зачем сняла ботинки? И, сразу ощутив усталость, пошла в раздевалку, держа коньки в руках и автоматически счищая кусочки льда, прилипшие к ранту ботинок. Я и сейчас помню, как холодили они мне ладони». (Л. Доброва, Е. Чайковская, «В рамке катка», М., изд-во «Советская Россия», 1970).

Елена Осипова (в центре) с Татьяной Лихаревой и Евгенией Богдановой. Середина 1950-х гг.

В том же 1957 г. в Москву на гастроли приехало знаменитое ледовое ревю из США «Холидей он Айс», в составе которого выступали лучшие фигуристы планеты, покинувшие любительский спорт. Феерическое зрелище, доселе никогда не виданное советскими зрителями, потрясло воображение Лены. Получив летом 1957 г. аттестат зрелости, она поступила на балетмейстерское отделение ГИТИСа — событие, представляющее собой случай из ряда вон выходящий, поскольку в этот вуз могли поступать лишь абитуриенты, закончившие хореографическое училище. Осипову взяли туда в порядке исключения, в надежде, что она станет первым в стране специалистом по постановке балетов на льду. Преодолев все трудности учебы, она успешно окончила ГИТИС в 1964 г. После этого она поставила несколько номеров для балета на льду и… стала тренером.

Конец 1950-х — начало 1960-х гг.

Среди первых ее учеников были спортивная пара Татьяна Тарасова — Георгий Проскурин и танцевальный дуэт Людмила Пахомова — Виктор Рыжкин. Вот что пишет в своих воспоминаниях о Чайковской Татьяна Анатольевна Тарасова: «Про Елену Анатольевну я могу рассказывать очень долго. Но прежде чем вспоминать, когда и при каких обстоятельствах мы с ней встретились, я должна предупредить, что Чайковская мой товарищ, мой педагог, с которым у меня складывались разные отношения, от самых близких до тяжелых, когда мы превратились в двух тренеров-соперников.Познакомилась я с ней на Петровке, 26, на маленьком динамовском катке, популярном у москвичей и зимой, и летом…

На тренировке с Татьяной Тарасовой и Георгием Проскуриным. 1964 год (Фото из книги Елены Чайковской «Конек Чайковской)

Я каталась в паре с Жорой Проскуриным, нам было по шестнадцать лет, тренировал нас Виктор Иванович Рыжкин, а хореографом к нам пришла 21-летняя студентка балетмейстерского факультета ГИТИСа Лена Чайковская, тогда Новикова. Пришла она в валенках и тулупе, в большом мохеровом платке, модном в те годы. Забот у нее дома, пожалуй, было больше, чем на работе,— родился сын. Сейчас Игорь закончил институт международных отношений, а тогда это был четырехмесячный Игоряша, постоянно требующий внимания и заботы. Новый хореограф сразу же произвела на нас сильное впечатление: красивая, стройная, с загадочными глазами. Не заметить Чайковскую в толпе прохожих было невозможно. Мы знали, что Лена была чемпионкой Советского Союза и тренировалась у Татьяны Александровны Гранаткиной (Толмачевой). Теперь она пришла работать на каток «Динамо». Занимались мы с Чайковской не только на льду, но и на полу. Тогда не катались так много, как сейчас, и урокам хореографии отводилось немало времени.

На тренировке с Татьяной Тарасовой и Георгием Проскуриным. 1965 год

(…) Дробить, то есть отбивать чечетку, нам хотелось с утра и до ночи. Не говоря уже о том, что мы сразу же привязались к новому хореографу — человек она открытый и добрый, стали пропадать у нее дома, нянчить ее ребенка. Она вошла во вкус тренерской работы, набрала себе группу, тем более что Рыжкин, оставив нас, начал кататься в паре с Милой Пахомовой, и теперь уже Чайковская нам придумывала программу. Короче, события менялись со страшной быстротой. Рыжкин из тренера превратился в ученика, Чайковская из хореографа сделалась тренером Рыжкина. Такое было возможно лишь в те годы становления фигурного катания в нашей стране. В итоге мы с Жорой попросились учениками к Елене Анатольевне.

Елена Анатольевна со своими ученицами Людмилой Пахомовой и Татьяной Тарасовой. 1966 год

Своего тренера мы полюбили до самозабвения. Ужасно боялись ее в чем-то подвести, не дай бог, расстроить. Так получилось, что мы с Жорой стали ее основной парой. И на своем первом чемпионате Европы — для нас, кстати, тоже первом международном старте, который в 1965 году проходил в Москве, — Елена Чайковская выводила на лед Тарасову и Проскурина. Позже у нее выросли сильные спортсмены, такие, как одиночница Елена Котова, но мне кажется, мы с Жорой тогда были для нее дороже всех. Чайковская творчески подходила к тренировкам, каждый день проводя их по-разному, и создавала по тем временам необычные программы. Нам первым в нашей стране она поставила танец под песню. Взяли песню Бабаджаняна «Не спеши» в исполнении Муслима Магомаева, и под нее мы с упоением катались с Проскуриным, публика нас вызывала по многу раз.

Я ходила за Леной, как тень, забыв про свой родной дом. Бегала в молочную и булочную, химчистку и прачечную, сидела днем с Игорем и стала просто членом ее семьи. Все ее друзья стали моими. Не было такой тайны, какой бы я не могла рассказать ей. Мы были очень близкими подругами. Впрочем, и сейчас в тяжелые дни мы всегда вместе. Мы ездили вместе отдыхать, и я не переставала удивляться, что даже летом на восстановительном сборе, по сути дела, на отдыхе, Лена постоянно в работе, придумывает что-нибудь новое. Как-то она попросила велогонщика Толкунова помочь нам подобрать упражнения для общефизической подготовки. Заметив, что не все его упражнения подходят к нашей специфике, она переделала их, что дало нам немало. На следующий год мы катались с Жорой очень уверенно.

Середина 1960-х гг.

(…) Она была для меня образцом во всем. Одевалась Лена тогда совсем не так, как сейчас мы видим ее по телевизору, жили они материально не очень легко, но она всегда выглядела ослепительной женщиной, источающей тонкий аромат французских духов. Чайковская купила по дешевке (за десятку) для тренировок валенки сорок пятого размера, но, надевая на каток тулуп и валенки, она умудрялась сохранять изысканность и элегантность. Когда она шла, все оглядывались. А летом! Высокая, красивая, стройная.

1969 год

(…) Потом дружить нам стало очень трудно, У нее росли свои пары, у меня — свои, наши ученики почти все время противостояли друг другу, следовательно, противостояли и мы. Я внимательно следила за ее работами. Ведь долгое время она ставила программы лучшим в мире танцорам, Пахомовой и Горшкову. Помню, как на одном из традиционных соревнований «Московские новости» в обязательные танцы входила румба. Я приехала с соревнований в таком восторге от танца Пахомовой и Горшкова, что не смогла себя сдержать и в двенадцать часов ночи позвонила Чайковской, сказав, что она гениальный тренер, что ничего подобного я в своей жизни не видела и что танцевали ее ученики блестяще. Я говорила, что преклоняюсь перед ней только за то, что она дала мне возможность увидеть такой неподражаемый танец.

С Людмилой Пахомовой и Александром Горшковым. ЧЕ 1970 года (Фото из книги Елены Чайковской «Конек Чайковской)

В 1976 году на зимней Олимпиаде в Инсбруке мы жили в одном номере. (…) Поддерживали мы друг друга как могли. Бегали по очереди в шесть утра за соком. Сама издерганная ничуть не меньше меня, Чайковская, когда мне становилось совсем плохо, садилась рядом успокаивать меня и могла так просидеть всю ночь. А на следующую ночь я просиживала с ней. И наше общее тренерское дело, которое развело нас, в эти нелегкие дни вдруг объединило. В Инсбруке я поняла: никто и никогда из тренеров не был и не будет мне ближе, чем Чайковская. Никого я так не понимаю, как ее. Мне может в ней что-то не нравиться, и что-то ей не нравится во мне, но это не мешает нашей дружбе. И даже соперничество наших танцевальных пар не поколебало ее. Какое это имеет значение для моей привязанности к Елене Анатольевне? Чайковская — мой тренер, благодаря ей я стала тренером, а может быть назло ей, но все равно примером служила Чайковская.

1975 год

(…) Она очень разная — нетерпеливая, добрая, злая, великодушная, как любой неординарный человек. И говорить о ней однозначно нельзя. Тем не менее я могу выразить свое к ней отношение одной фразой: Лена Чайковская — дорогой и близкий для меня человек. И в трудные минуты откровения она мне говорит: «Люблю тебя, Тарас!» (Т.А.Тарасова, «Четыре времени года», М., 1985).

1976 год

После того, как Татьяна Тарасова получила травму, несовместимую со спортивной карьерой, Чайковская нашла для Георгия Проскурина новую партнершу — Галину Карелину и довела эту пару до «бронзы» на ЧЕ 1971 г. Однако больше со спортивными парами Елена Анатольевна не работала, разве что консультировала иногда, полностью сосредоточившись на танцах на льду и мужском, а позже и женском одиночном катании. Именно к ней, расставшись по своей инициативе после сезона 1966 г. с Виктором Рыжкиным, пришла со своим новым партнером Александром Горшковым чемпионка СССР в танцах на льду Людмила Пахомова.

На тренировке с Людмилой Пахомовой и Александром Горшковым. Начало 1970-х гг.

Вместе с Людмилой Пахомовой и Александром Горшковым Елена Анатольевна совершила подлинную революцию в танцах на льду, поставив во главу угла невероятную сложность вкупе с музыкальностью и одухотворенностью — то, что так присуще было изначально русскому танцу, русскому балету. Наверное, не случайно, что оценить в полной мере новаторство этого трио и глубоко проанализировать его истоки смогла специалист в области балета, обозреватель журнала «Балет» Людмила Тажирова: » Реформа Чайковской коснулась прежде всего изменения места и роли музыки в фигурном катании. Примитивное отношение к музыке рождало в этом виде спорта унизительный для нее термин — «музыкальное сопровождение». Чайковская убирает сопроводительную функцию музыки. (…) Впервые вводится понятие музыкального образа программы, на основе которого и создается вся композиция. Она привлекает профессиональных звукорежиссеров, которые грамотно создают новую музыкальную ткань программы.

Конец 1960-х гг.

Ее музыкальная реформа кардинально поменяла сам метод тренировочной работы. Программа не составляется из готовых комбинаций, а сочиняется на основе конкретной музыки. (…) Она обращается к таким приемам, как контраст, контрапункт. Поиск интересного ракурса ведет к разнообразию пластических оттенков, где большую роль приобретают руки фигуристов. Закон цельности и неделимости композиции достигается ею при помощи изменения роли так называемых связок. Она усложняет связки между элементами и включает их в общую стилистику танца.

Елена Анатольевна с Татьяной Александровной Толмачевой, Владимиром Ковалевым и музыкальным редактором Александром Гольдштейном. Середина 1970-х гг. (Фото из книги Елены Чайковской «Конек Чайковской)

(…) Композиционная реформа Чайковской имела в своей основе четкую драматургическую линию. Продуманный режиссерский замысел, предшествующий ее композициям, выстраивал логику драматургического развития не только в показательном номере, но и в спортивной программе. Чайковской удалось, развивая технику фигурного катания и соблюдая правила ИСУ, превратить композицию в средство художественной выразительности» (Елена Чайковская, «Конек Чайковской. Обратная сторона медалей», М., изд-во «Э», 2017).

С Мариной Зуевой, Андреем Витманом и хореографом Валерией Кохановской. Конец 1970-х гг. (Фото из книги Елены Чайковской «Конек Чайковской)

Трио Чайковская -Пахомова — Горшков заставило весь мир заговорить о русской, советской школе танцев на льду, и не только заговорить, но и учиться у этих выдающихся мастеров. А душой этого трио, его направляющей силой всегда была Елена Анатольевна. Дадим слово Александру Горшкову: «Елена Анатольевна Чайковская, наша Лена… Мы внутри всегда обращались друг к другу на «ты», мы были почти ровесниками, опыт международных выступлений у нас был почти одинаков. Лена начала свой большой тренерский путь в спорте практически одновременно с нами, и все-таки между тренером и учениками оставалась невидимая граница, которую мы никогда, несмотря на наши самые дружеские отношения, не переступали. Это всегда были и уважительные, и доверительные, и, если требовалось, строгие без всяких скидок взаимоотношения людей, безусловно всегда и во всем доверяющих друг другу, всегда готовых прийти на помощь, подстраховать, выручить, если потребуется.

С Людмилой Пахомовой и Александром Горшковым. ЧЕ 1970 года

Лена была для нас старшей сестрой. Старшей сестрой и тренером. И это налагало и на нее, и на нас двойную ответственность. В особенности тяжело было тогда, когда мы оказались как бы пасынками фигурного катания, были непристроенными, «бездомными» (в том смысле, что мы временно оказались вне какой-либо тренерской группы, вне спортивного общества, и на лед нас из сочувствия пускали поочередно разные общества и тренеры), танцорами без особых видов на будущее.

С Людмилой Пахомовой. Начало 1970-х гг.

Мила знала Лену достаточно хорошо до того, как мы пришли к ней с просьбой взять к себе. Лена участвовала в постановке танца на русские темы, который в исполнении Милы и Рыжкина получил хорошую прессу за рубежом. Она многое сделала, чтобы Мила переступила порог ГИТИСа, у них уже был внутренний контакт. Я же Лену открывал для себя впервые и не знаю уж почему, но поверил в нее раз и навсегда. Это было как любовь с первого взгляда.

1973 год

(…) Мы начали работать вместе с Леной в 1966 году. Далекие годы… Для нынешнего спортивного поколения — другой век. В чем-то даже непонятный, поскольку сегодняшним молодым фигуристам не объяснишь многие проблемы, с которыми нам пришлось столкнуться (в особенности при экипировке). …В 1966, 1967, 1968 годах в одной группе работали, тренировались, искали свое место под спортивным солнцем Чайковская, Пахомова, Тарасова, Горшков, Проскурин. И никто не сомневался в том, что в конце концов каждому улыбнется счастье. Да и как же оно могло не улыбнуться, если мы были молоды, если верили в себя и тренера (а тренер — в нас), если были готовы — интеллектуально, физически — впитывать новые и новые знания. Надо было только эти знания точно определить, найти и еще — переложить на понятный нам язык. Чайковская в полной мере обладала этим «языковым» талантом, самые сложные вещи она могла разложить по полочкам и, не торопясь (но и не замедляя движения), вложить в нас. Как ей это удавалось? Я думаю над этим часто и прихожу к одному единственно верному, по-моему, выводу: ключ к успеху, к удивительной интеллектуальной и эмоциональной восприимчивости лежал в том климате доверия, который всегда был в группе Чайковской. Никогда до и никогда после окончания своей спортивной карьеры я ни с чем подобным не встречался.

1974 год

(…) Уже много лет спустя я спросил Лену, почему тогда она так решительно и безоговорочно вдруг поверила в нас, в то, что мы вместе сможем сделать немыслимое. Лена ответила, почти не задумываясь: «Я вас увидела…» Три слова — и сказано все! Умение Чайковской все видеть и все запоминать меня тогда потрясло. У нее была поистине фотографическая зрительная память. Она запоминает любое движение, любой танец, а когда потребность в нем исчерпана, «смывает» его. (…) А вот самое главное: Чайковская умеет создавать в своих глазах идеальный «ледовый образ» учеников (независимо от того, занимается этот ученик танцами или, скажем, одиночным катанием) за многие месяцы или даже годы до того, как он засверкает для всех на нашей сцене. Мы поверили в то, что Чайковская видит нас в своих танцах, после первой же постановки, после того, как была создана «Кумпарсита», прошедшая с нами затем через всю спортивную жизнь» (Людмила Пахомова, Александр Горшков, «И вечно музыка звучит…», М., из-во ФиС, 1989).

1974 год

А на одном льду с Пахомовой и Горшковым подрастали другие талантливые дуэты — Елена Жаркова и Геннадий Карпоносов, после ухода из спорта Жарковой — Наталья Линичук и Геннадий Карпоносов, позже среди учеников Елены Анатольевны появились Марина Зуева и Андрей Витман, Татьяна Кузьмина и Игорь Чиняев, Елена Скороходова и Алексей Бадайков, Ольга Воложинская и Александр Свинин, выступающие за Литву Маргарита Дробязко и Повилас Ванагас и др.

С Натальей Линичук и Геннадием Карпоносовым. 1979 год

Под ее руководством титулы чемпиона мира и Европы, серебряного призера ОИ 1976 года завоевал Владимир Ковалев, неоднократным серебряным призером ЧЕ был Владимир Котин. Она работала с чемпионкой мира среди юниоров Кристиной Обласовой, бронзовым призером ЧМ 1999 г. Юлией Солдатовой, бронзовым призером первенства России 2002 г. Людмилой Нелидиной, первой среди женщин чисто исполнившей на соревнованиях 3А. А еще довела до высшей ступени пьедестала почета ЧМ Марию Бутырскую, ставшую в 1999 г. первой российской чемпионкой мира. «Должна признаться: когда беру спортсмена, я всегда его люблю. А второе дыхание у меня открывается, когда я вижу, что способна достичь высокого результата с этими конкретными фигуристами. Я брала Бутырскую не для того, чтобы мне регулярно зарплату платили. Я брала эту девушку, чтобы сделать из нее чемпионку мира» — говорила Елена Анатольевна о своей работе с Марией (Елена Чайковская, «Конек Чайковской. Обратная сторона медалей», М., изд-во «Э», 2017).

Начало 2000-х гг.(?)

С 1987 по 1990 гг. Чайковская была главным тренером по ФК спортобщества «Динамо», с 1993 по 1997 гг. — председателем тренерского совета сборной России по ФК. Она — заслуженный тренер СССР и России, заслуженный деятель искусств России, награждена двумя орденами Трудового Красного Знамени и орденом Святого Гедиминаса правительством Литвы. Ныне она возглавляет школу ФК «Конек Чайковской» и является председателем Тренерского совета ФФКР.

2010-е гг.(?)

Елена Анатольевна счастлива в личной жизни: у нее есть муж, известный журналист Анатолий Чайковский, сын Игорь Новиков от первого брака и двое взрослых внуков — Игорь и Виктория.

С мужем Анатолием Чайковским. 2014 год (Фото из книги Елены Чайковской «Конек Чайковской)

Сама она по-прежнему, несмотря на солидный возраст, выглядит просто неотразимо и говорит, что «нашла мудрую гармонию внешнего и внутреннего». А на вопрос: «Как же культивировать в себе юность?» отвечает: «Для начала надо отпустить мысли о возрасте, а потом не лениться, не тратить зря драгоценное время, влезать во все, читать, проявлять любопытство, заниматься любимым делом, одним словом, жить интенсивно, не останавливаться, не ждать, что кто-то тебе покажет мир — только сама! И мир сейчас такой многогранный, и он открыт перед тобой!» Очень хочется пожелать Елене Анатольевне в день ее юбилея доброго здоровья, мира и света в душе и окружающем мире, любви и заботы близких людей!

Биография Чайковской Елены Анатольевны

Биография, история жизни Чайковской Елены Анатольевны

Чайковская (в девичестве Осипова) Елена Анатольевна – советский и российский тренер по фигурному катанию.
Ранние годы
Елена Осипова родилась в Москве 30 декабря 1939 года. Ее родители Анатолий Сергеевич Осипов и Татьяна Михайловна Гольман был люди творческими. Они служили актерами в Московском театре имени Моссовета. Иногда они снимались и в кино. Благодаря этому еще в детстве Лена сама мелькнула на экранах. В 1945 году она снялась в детском фильме «Слон и веревочка» и комедии «Близнецы». В 1949 году Лена появилась вместе со своим отцом в музыкальной комедии «Счастливый рейс».
Когда началась Великая Отечественная война, Лена вместе с семьей были высланы в Казахстан. Позднее, когда самое страшное осталось позади, они вернулись в Москву. Примерно тогда же врачи обнаружили у девочки потемнения в легких. Доктора настоятельно порекомендовали родителям дать дочери возможность заниматься каким-нибудь активным видом спорта на свежем воздухе. Немного поразмыслив, супруги решили остановиться на фигурном катании. Анатолий Сергеевич привел дочь на стадион Юных пионеров. Первым тренером Лены стала сама Татьяна Александровна Толмачева, основоположник советской школы фигурного катания.
Образование и карьера
У Лены Осиповой очень быстро обнаружилась невероятная склонность к искусству движений на льду. Скоро девушка начала выступать на соревнованиях разного масштаба, а в 1957 году она уже носила гордое звание чемпионки Советского Союза в одиночном катании.
После окончания средней школы Елена поступила в Государственный институт театрального искусства. В 1964 году Осипова окончила балетмейстерский факультет ВУЗа и стала первым балетмейстером для балета на льду. Важно отметить, что обычно на этот факультет зачисляли только тех, кто отучился в хореографическом училище. Елену приняли в ряды студентов в виде исключения. За нее очень просил главный режиссер Московского театра имени Моссовета.
Много позже в ГИТИСе был создан факультет для подготовки тренеров – бывших фигуристов. И профессор Елена Анатольевна Чайковская стала главой этого факультета.
В 1964 году, сразу же после ГИТИСа, Елена Анатольевна занялась тренерской деятельностью. В 1987-1990 годах Чайковская была главным тренером «Динамо» по фигурному катанию. В конце 1980-х – начале 1990-х годов Елена занималась постановками спектаклей на льду профессиональных трупп фигуристов. С 1993 по 1997 годы женщина занимала кресло председателя тренерского совета сборной России по фигурному катанию.
Некоторое время Елена Чайковская была тренером Георгия Проскурина и Татьяны Тарасовой. Также среди учеников Чайковской были Людмила Пахомова и Александр Горшков, Наталья Линичук и Геннадий Карпоносов, а также Мария Бутырская, Владимир Ковалев, Владимир Котин и другие именитые спортсмены. Многих своих воспитанников Елена Анатольевна тренировала в созданной ей же столичной школе фигуристов «Конек Чайковской». Школа появилась в 2001 году. В ее стенах функционирует и группа для бесплатных занятий, куда Чайковская принимает детей-инвалидов.
Политическая деятельность
В 1985 году Елена Чайковская стала членом Коммунистической партии Советского Союза.
Летом 2005 года тренер поставила свою подпись в «Письме в поддержку приговора бывшим руководителям »ЮКОСа»».
В начале 2012 года Елена Анатольевна зарегистрировалась как доверенное лицо кандидата в президенты Российской Федерации Владимира Владимировича Путина.
Личная жизнь
Первым мужем Елены был Андрей Новиков. Влюбленные поженились еще в институте. В 1960 году у пары родился сын Игорь. Вскоре после этого брак распался.
Вторым спутником жизни Елены стал спортивный журналист Анатолий Михайлович Чайковский (родился в Киеве 29 марта 1931 года). Пара узаконила свои отношения в 1965 году. Вместе супруги написали несколько книг об истории фигурного катания и воспитании нового поколения спортсменов.
Награды, премии и звания
В 1957 году Елена стала мастером спорта СССР. В 1970 году Чайковская стала заслуженным тренером СССР. Чуть позднее она стала заслуженным тренером России, а в 1994 году – заслуженным деятелем искусств России.
Спортсменку наградили двумя орденами Трудового Красного Знамени, а также орденом святого Гедиминаса. Последнюю она получила от правительства Литвы за успешную работу с литовскими фигуристами.
Здоровье
В 1990 году доктора диагностировали у Елены Чайковской рак груди. Опытный онколог Николай Трапезников настоятельно посоветовал своей звездной пациентке немедленно сделать операцию. Поначалу Чайковская хотела отказаться от хирургии – ей было страшно, к тому же она не хотела пропускать важные соревнования своих подопечных. Но врач убедил ее в крайней необходимости хирургического вмешательства.
После операции и нескольких сеансов облучения Елена Анатольевна чувствовала себя очень плохо. Ей потребовалась невероятная сила воли, чтобы заставить себя встать с кровати и вернуться к работе. Занимаясь любимым делом, Чайковская постепенно отвлеклась от хмурых мыслей. Болезнь отступила. После пережитого Елена Анатольевна начала стараться не переутомляться на работе и дома и по возможности избегать нервных ситуаций.