Троица

КРАТКОЕ МОЛИТВЕННОЕ ПРАВИЛО ДЛЯ МИРЯН

«У каждого христианина должно быть

правило» (Св. Иоанн Злат.) «Если сотворишь

правило без лености, то великую награду от

Бога получишь и грехов отпущение».

(Св. Иннокентий Иркутский)

I. ПОКЛОНЫ НАЧАЛЬНЫЕ

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Аминь

].

Постой мало, молча и затем молись неспешно со страхом Божиим, если возможно, то и со слезами, крепко веруя, что «Дух Святый подкрепляет нас в немощах наших: ибо мы не знаем, о чем молиться, и как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим. 8: 26)

Молитва мытаря

Боже, милостив буди мне грешному.

Боже, очисти грехи моя и помилуй мя

Создавый мя Господи, помилуй мя

Без числа согреших, Господи, прости мя

Владычице моя, Пресвятая Богородица, спаси мя грешнаго.

Ангеле, хранителю мой святый, от всякого зла сохрани мя.

Святый (имя твоего святого), моли Бога о мне.

II. МОЛИТВЫ НАЧАЛЬНЫЕ

Молитва предначинательная

Молитвами Святых Отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь .

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе

Молитва Святому Духу

1) дух 2) который 3) везде существующий и все исполняющий 4) источник всякого добра 5) добрый

Трисвятое

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный; помилуй нас (трижды, с поясным поклоном) .

Примечание. Во время от Святой Пасхи до Пятидесятницы молитва Св. Духу — «Царю Небесный» не читается. В неделю Св. Пасхи не читается все трисвятое, а заменяется тропарем «Христос воскресе…» трижды. Также до отдания Пасхи вместо «Достойно есть, яко воистину» читается или поется: «Светися, светися, новый Иерусалиме: слава бо Господня на Тебе возсия; ликуй ныне и веселися, Сионе, ты же Чистая красуйся Богородице, о востании Рождества Твоего».

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва ко Пресвятой Троице

Пресвятая Троице, помилуй нас: Господи, очисти грехи наша; Владыко прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша имени Твоего ради.

Господи, помилуй (Трижды)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь .

Молитва Господня.

Отче наш, иже еси на небесех! да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко(1) на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь (2) нам днесь (3); и остави нам долги (4) наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого.

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу .

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему .

Псалом 50

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих, очисти беззаконие мое. Наипаче (5) омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя. Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну(6). Тебе единому согреших, и лукавое пред Тобою сотворих; яко да(7) оправдишися во словесех Твоих, и победиши, внегда судити Ти(8). Се бо(9) в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости(10) Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопо(11), и очищуся; омыеши мя, и паче(12) снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя(13). Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь мир радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей (1), Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей, Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще (2) бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, всесожжения (3) не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен(4), сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (5). Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая: тогда возложат на олтарь Твой тельцы .

Символ веры

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым (6). И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единароднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рождена, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша (7). Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася (8). Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате (9), и страдавша, и погребена. И воскресшаго в третий день по Писанием (10). И возшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца; и паки (11) грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго(12), Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима(13), глаголавшаго пророки (14). Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю(15) воскресения мертвых; И жизни будущаго века. Аминь

1)от преступлений 2) если 3) ветхозавет. жертвы 4) нищета духовная 5) не презрит 6) св. Ангелы 7) все произошло 8) ставшего человеком 9) Понтийский Пилат был правителем области 10) согласно пророчеств в Ветх. Завете (в писаниях) 11) снова 12) подающего жизнь (духовную) 13) достойного одинакового поклонения и славы 14) говорившего через Пророков 15) ожидаю.

МОЛИТВА УТРЕННЯЯ

Св. Макария Великого

(читай только утром)

К Тебе, Владыко Человеколюбче, от сна востав, прибегаю (1) и на дела Твоя подвизаюся (2) милосердием Твоим; и молюся Тебе: помози ми на всякое время, во всякой вещи, и избави мя от всякия мирския злыя вещи и диавольского поспешения(3), и спаси мя и введи в Царство Твое вечное. Ты бое си мой Сотворитель, и всякому благу Промысленник и Податель, о Тебе же все упование (4) мое, и Тебе славу возсылаю, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. .

МОЛИТВА ВЕЧЕРНЯЯ

того же святого

(читай только вечером)

Господи Боже наш, еже (5) согреших во дни сем словом, делом и помышлением, яко Благ (6) и Человеколюбец, прости ми. Мирен сон и безмятежен даруй ми; Ангела Твоего хранителя посли, покрывающа и соблюдающа (7) мя от всякаго зла; яко Ты еси хранитель душам и телесем нашим и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. .

Песнь Пресвятой Богородице

Молитва

Ослаби, остави, прости, Боже, прегрешения наша, вольная и невольная, яже в слове и в деле, яже в ведении и не в ведении, яже в дни и в нощи, яже во уме и в помышлении: вся нам прости, яко Благ и Человеколюбец

Молитва

Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи Человеколюбче. Благотворящим благосотвори. Братиям и сродником нашим даруй яже ко спасению прошения и жизнь вечную: в немощех сущия посети, и исцеление даруй. Иже на мори управи. Путешествующим спутешествуй. Императору споборствуй. Служащим и милующим нас грехов оставление даруй. Заповедавших нам недостойным молиться о них помилуй по велице Твоей милости. Помяни, Господи, прежде усопших отец и братий наших, и упокой их, идеже присещает свет лица Твоего. Помяни, Господи, братий наших плененных, и избави я от всякого обстояния. Помяни, Господи, плодоносящих и доброделающих во святых Твоих церквах, и даждь им яже ко спасению прошения и жизнь вечную. Помяни, Господи, и нас смиренных и грешных и недостойных раб Твоих, и просвети наш ум светом разума Твоего, и настави нас на стезю заповедей Твоих молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, и всех Твоих Святых, яко благословен еси во веки веков, аминь .

ПОМЯННИК О ЖИВЫХ

Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовного (имя его), и святыми его молитвами прости моя согрешения .

Спаси, Господи, и помилуй ненавидящия и обидящия мене и творящия ми напасти (2), и не остави их погибнути меня ради грешнаго .

Ускори, Господи, просветить неведущих Тя (язычников) светом Евангелия Твоего, и погибельными ересьми и расколом ослепленная вразуми и присоедини ко Святей Твоей Апостольской и Соборной Церкви .

О УСОПШИХ

Помяни, Господи, души усопших рабов Твоих родителей моих (имена их) и всех сродников по плоти; и прости их вся согрешения вольная и невольная, даруя им Царствие и причастие (3) вечных Твоих благих и Твоея безконечныя и блаженныя жизни наслаждение .

Подаждь, Господи, оставление грехов всем прежде отшедшим в вере и надежди воскресения отцем, братиям и сестрам нашим и сотвори им вечную память (трижды) .

ОКОНЧАНИЕ МОЛИТВ

Преславная Приснодево, Мати Христа Бога, принеси нашу молитву Сыну Твоему и Богу нашему, да спасет Тобою души наша.

Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый! Троице Святая, слава Тебе .

Достойно есть яко воистину (4) блажити (5) Тя, Богородицу, Присноблаженную(6) и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без нетления (7) Бога Слова (8) рождшую, сущую Богородицу Тя величаем .

Слово Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь .

Господи помилуй (трижды).

Благослови .

ОТПУСТ

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матерее, преподобных и богоносных отец наших и святаго (помяни Святаго настоящего дня) и всех святых, помилуй нас. Аминь (три поклона).

Примечание 1-е. Утром, не совершивши молитвы, не приступай ни к пище, ни к питью, ни к какому делу. Перед началом всякого дела молись так: «Господи, благослови! Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». По окончании дела произнеси: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

Перед вкушением пищи читай: «Отче наш»… до конца, затем крестом благослови пищу и питье. (В семье благословляет старший в доме). По окончании трапезы читай «Достойно есть яко воистину…» до конца, ибо Пресвятая Дева Мария через рождение Сына Божия даровала всему миру «истинную пищу и истинное питие» (Иоанн. 6:55), т.е. Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. В течение всего дня держи в сердце своем самую краткую, но самую спасительную молитву: «Господи, помилуй!»…

Примечание 2-е. Если тебе предстоит спешное дело и ты очень занят работой, или же находишься в немощи, то никогда не читай наскоро правила без должного внимания, не гневи Бога, и не умножай своих грехов: лучше прочитать одну молитву неспешно, благоговейно, чем несколько молитв наспех, торопливо. Поэтому сильно занятом человеку следует, по благословению преподобномученика Макария Каневского, прочитать одну молитву — «Отче наш…» Если же имеешь времени несколько больше, то, по благословению преп. Серафима Саровского чуд. — прочитай «Отче наш» три раза, «Богородице Дево, радуйся» три раза и «Верую» — один раз.

Примечание 3-е. Если же ты, наоборот, имеешь немало свободного времени, то отнюдь не проводи его праздно, потому что праздность есть мать пороков, но хотя бы ты был уже не способен к труду по болезни, или старости, — заполняй время подвигом молитвенным, да обретешь великую милость у Господа Бога. Всем малозанятым людям и ревнующим о стяжании (приобретении) духа молитвы усердно советуем выполнять Оптинское правило Пятисотницы — нижепомещенное.

ПРАВИЛО ПЯТИСОТНИЦЫ

Ставши на молитву, положи сначала «поклоны начальные», затем читай «молитвы начальные» (см. выше) и после «Отче наш», «Помилуй мя, Боже» (50 Пс) и «Верую» — произнеси неспешно сто молитв Иисусовых: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божей, помилуй мя грешнаго», из них: 10 молитв с земными поклонами, 20 молитв с поясными поклонами и 70 без поклонов, стоя прямо.

По окончании 1-й сотницы, поклонись в землю и читай:

Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смиреннаго и окаяннаго раба Твоего, уныние, забвение, неразумение, нерадение и вся скверная, лукавая, и хульная помышления от окаяннаго моего сердца, и от помраченнаго ума моего; погаси пламень страстей моих, яко нищ есмь и окаянен; и избави мя от многих и лютых воспоминаний и предприятий, и от всех действ злых свободи мя; яко благословенна еси от всех родов, и славится пречестное имя Твое во веки веков. Аминь.

Вставши начинай тем же порядком вторую и третию сотницу молитв Иисусовых, кончая их земным поклоном и тою же молитвою: «Пресвятая Владычице моя Богородице»…

Таким же порядком читай и четвертую сотню, но вместо молитвы Иисусовой твори молитвы пресвятой Богородице: «Владычице моя Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго».

Пятую сотню раздели на две части, а именно: 50 молитв Ангелу хранителю: «Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне грешнем», из них: 5 молитв с земным поклоном, 10 с поясным и 35 без поклонов поклонов, в конце с земным поклоном молитву: «Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами…» Таким же порядком, как св. Ангелу Хранителю, произнеси остальные 50 молитв всем Святым: «Вси святи, молите Бога о мне грешнем». (5 земных покл., 10 поясных, 35 стоя) и опять молитва: «Пресвятая Владычице моя Богородице…» с земным поклоном.

ОКОНЧАНИЕ ПЯТИСОТНИЦЫ

«Достойно есть яко воистину…» до конца. Слава Отцу и Сыну и Св. Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь .

Господи помилуй . (трижды)

Благослови .

Отпуст. Господи Иисусе Христе Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матерее и святаго Ангела хранителя, и всех Святых, помилуй и спаси мя грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь

Пятисотницу можешь совершать во всякое время, когда свободен: польза от нее великая, ибо через нее христианин приобретает горячую молитву и может стяжать непрестанную молитву к Богу. Ревнующим о благочестии особенно советуем молиться ночью, как то делал и св. Пророк Давид, встававший в полночь на славословие (Псал. 118: 62). Господь же наш Иисус Христос целые ночи проводил в молитве ко Отцу (Лук. 6: 12), что делали и все святые угодники. Св. Иоанн Златоуст увещает нас: «не на то дана ночь, чтобы мы всю ее спали… Церковь Божия встает в полночь, встань и ты. Тогда душа бывает чище… Стань на колена, вздыхай, моли Бога, чтобы Он был к тебе милостив». И в храме об этом поется: «Нощь несветла неверным, Христе, верным же просвещение в сладости словес Твоих»… (5 ирмос, 7 гл. воскр. Сл.) За ночную молитву даруется особая милость Божия, ибо св. Церковь за всякой утренней службой молится особо о ночных молитвенниках: «помяни, Господи, и в нощи к Тебе вопиющия, услыши я (их) и помилуй, и сокруши под нозе их невидимыя и борительная враги». Впрочем, молясь ночной молитвой, не думай, что совершаешь необыкновенный подвиг: многие целые ночи проводят за картами, за плясками и т.п., и не жалуются на усталость…

Примечание 4-е. В семействе утренняя и вечерняя молитва должна совершаться всеми членами семьи по возможности вместе в присутствии главы семейства, так как семья есть «домашняя церковь» (Кол. 4: 15) и в ней молитву нужно творить поэтому едиными устами, благообразно и чинно как в храме (1 Кор. 14: 40). Если глава семьи грамотный, то молитву читает он, а если нет, то поручает кому либо из грамотных. По окончании молитв, дети и все младшие члены семьи приветствуют старших, а затем и друг друга с добрым утром, или желают покойной ночи.

ЧТЕНИЕ СЛОВА БОЖИЯ

«Слова, которые говорю Я вам, суть дух и

жизнь» (Иоан. 1: 63)

Каждый христианин не только должен часто молиться, но помимо этого читать, или слушать слово Божие, потому что, как молитва, так и слово Божие в обыденной жизни человека служат самыми могущественными средствами для освящения, просветления, назидания и вообще для дела спасения. Потому и Господь заповедал исследовать, изучая Святое Писание (Иоанн. 5: 39) и назвал блаженными тех, кои слушают слово Божие и соблюдают его (Лук. 11: 28).

Почему же так важно чтение слова Божия? Потому что через него мы узнаем себя, все свои недостатки и пороки: — слово Божие есть зеркало души (Иак. 1: 23), оно есть затем «меч духовный», проникающий до разделения души и духа… и «судит чувствования и помышления сердечныя» (Евр. 4: 12) и наконец, оно есть пища и питье для души, почему св. Пророк Давид уподобил поучающегося закону Божию прекрасному дереву, насажденному у источника, которое приносит плод свой во время свое (Псал. 1). Все же это от того, что все Св. Писание богодухновенно, каждое слово в нем внушено и согрето Духом Божиим и полезно для научения, для исправления, для обличения, для наставления в праведности (2 Тим. 3: 16).

В особенности же полезно для нас из Нового Завета — чтение Евангелия, а из Ветхого — Псалтири. Читать слово Божие следует непосредственно после молитвы таким порядком: ежедневно одну главу из Евангелия, начиная от еванг. Матфея и 2 главы из Апостола, начиная с Деяния св. апостолов, и затем 1 кафизму из псалтити. Но если ты времени достаточно не имеешь, то тогда прочти сколько можешь стихов, — хотя бы в то время, когда будешь свободен. Только читать слово Божие нужно со смирением, со страхом Божиим и не спешно. Беря книгу св. Писания перекрестись, поцелуй и сотвори молитву прор. Давида: «открый очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле, не скрывай от меня заповедей Твоих (Псал. 118: 18, 19).

Напрасно некоторые легкомысленные люди думают, что если они несколько раз прочитали слово Божие, то все им уже известно и нет нужды снова поучаться. Блажен муж — который в законе Господнем поучается день и ночь (Псал. 1). Слово Божие — «книга безконечная» по своей мудрости и глубине: чем больше читаешь со смирением и усердием, тем больше открываются тебе чудеса Божии, как в звездном небе: чем дольше смотришь на небо, тем больше видишь звезд…

В семье, как и молитву, слово Божие потребно читать вслух, а по окончании чтения опять перекреститься, поцеловать и положить к св. иконам, где бы св. книга не пылилась.

Коротко о празднике: Пятидесятница

В нашей рубрике «Коротко о празднике» мы будем рассказывать о двунадесятых праздниках Русской Православной Церкви.

Что мы знаем о празднике

Дата (в 2019 году): 16 июня

Статус: двунадесятый праздник

Событие: один из важнейших христианских праздников.

В этот день мы вспоминаем, как на пятидесятый день после Воскресения Христова на апостолов сошел Святой Дух.

На пятидесятый день после Воскресения Христова Богородица и апостолы собрались в Сионской горнице, чтобы отпраздновать иудейский праздник Пятидесятницы. В этот день евреи вспоминали, как на пятидесятый день после Исхода из Египта на горе Синай Бог даровал Моисею Десять заповедей.

Внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян 2:2–4). Господь исполнил Свое обещание: И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет (Ин 14:16–17).

Сионская горница. Фото с сайта bibleland.ru

Случившееся привлекло огромную толпу людей. Многие из них не были евреями и прибыли в Иерусалим на праздник. Каково же было всеобщее изумление, когда собравшиеся поняли, что апостолы, вышедшие из Сионской горницы, говорят с ними на самых разных языках и диалектах: И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились (Деян 2:7–8). В тот день около 3000 человек уверовали во Христа и приняли Крещение (Деян 2:41).

В том, что апостолы стали говорить на разных языках, раскрывается особый смысл Пятидесятницы. В Церкви Христовой, которая «родилась» в этот день через Сошествие Святого Духа на общину апостолов, соединяются все народы. В Церкви восстанавливается утраченная людьми после грехопадения связь с Богом и друг с другом.

Праздник Пятидесятницы называют также Днем Святой Троицы, потому что в этот день всему человечеству открылась тайна, что Бог Один, но в Трех Лицах — Отец, Сын и Святой Дух. Поклонение и исповедание Пресвятой Троицы как Триединого Бога является основополагающим догматом христианской веры.

Икона праздника

Христианское богословие запрещает изображение Бога Отца и Бога Духа Святого. Образы Бога Отца в виде старца и Бога Духа Святого в виде голубя являются неканоничными. В современной Церкви считается, что глубже всего тайну Пресвятой Троицы сумел символически выразить преподобный Андрей Рублев. Его «Троица» является каноническим изображением христианской веры в Триединого Бога.

В центре иконы — двенадцать апостолов. Центральное пустующее место между апостолами оставлено для Христа, Который телесно уже вознесся на Небо и потому не присутствует на этой «новой Тайной Вечере».

Они находятся в Сионской горнице, на что указывает велум — ткань поверх колонн здания, обозначающая, что действие происходит внутри помещения.

Двенадцать лучиков, которые тянутся с верхнего полукруга, на кончиках которых изображены языки пламени, символизируют само Сошествие Святого Духа на апостолов и иллюстрируют библейский рассказ: И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них (Деян 2:3).

Среди учеников — апостол Павел, который на тот момент еще не был христианином и в Сионской горнице не присутствовал. Церковь подчеркивает, что Святой Дух нисходит на всех, кто принимает Христа и стремится преобразить свою жизнь.

«Царь-Космос» — символизирует всю сотворенную Богом Вселенную, которая через Церковь освящается Святым Духом. В руках он держит растянутое покрывало, на котором выложено двенадцать свитков — символ двенадцати апостолов.

Интересные факты о празднике:

На Троицу внутреннее пространство православных храмов обычно украшают ветками березы, а пол застилают травой. Эта традиция связана с тем, что во время Сошествия Святого Духа иудеи вспоминали дарование Закона на горе Синай. В этот день все украшается свежей зеленью, а в жертву Богу приносят первые фрукты, овощи и пшеницу нового урожая.

Фото свящ. Сергия Клинцова

2

После литургии в храмах совершается великая вечерня, на которой поются стихиры, прославляющие Святого Духа, а в конце священник читает три коленопреклоненные молитвы: о Церкви, о спасении всех молящихся и об упокоении душ всех усопших, в том числе и «во аде держимых». Во время чтения этих молитв священник и все верующие стоят на коленях. Таким образом, этой вечерней завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не полагается совершать земные поклоны и вставать на колени.

3

Во многих странах сложились свои традиции празднования Дня Святой Троицы. Так, например, в Италии в память о Схождении Святого Духа принято разбрасывать лепестки роз из-под куполов храма. Во Франции во время богослужения звучат трубы в память о сильном ветре, который поднялся в Сионской горнице. А в Англии проходят шествия в сопровождении духовых оркестров и хоров.

4

На всенощном бдении впервые после пасхального периода поется знаменитая стихира шестого гласа «Царю Небесный». С этого дня и в течение всего года с этой стихиры начинаются все богослужения и домашние молитвы.

Троица: история и суть праздника

День Святой Троицы — один из важнейших для каждого православного верующего праздников. Он наполнен глубоким сакральным смыслом: события евангельской истории, вспоминаемые в этот день, сыграли важную роль в становлении христианской религии.

Троица является переходящим праздником: ежегодно ее отмечают на пятидесятый день после Светлого Христова Воскресения, из-за чего это событие называют также Пятидесятницей. В это время исполнилось пророчество Христа, которое тот дал своим ученикам перед Вознесением на небеса.

История и смысл праздника Святой Троицы

Согласно Новому Завету, перед восшествием на Небеса Христос неоднократно являлся апостолам, наставляя их, дабы подготовить к сошествию на них Святого Духа. Это и произошло спустя десять дней после Вознесения. Апостолы, находящиеся в комнате, где проходила их последняя трапеза со Спасителем — Тайная Вечеря — внезапно услышали необъяснимый шум с небес, подобный шуму ветра. Звук заполнил всю комнату, а после им был явлен огонь: он разделился на отдельные языки пламени, и каждый из апостолов воспринял его. С этого момента ученики Спасителя получили возможность говорить на всех языках мира, дабы нести свет христианского учения всем народам. По этой причине день Святой Троицы почитается также как день основания церкви.

В честь сошествия Святого Духа праздник и получил такое название: это событие обозначило триединство Бога. Три ипостаси Святой Троицы — Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух — существуют в единстве, творя мир и освящая его Божественной благодатью.

Праздник был установлен в конце четвертого века после принятия догмата о Божественном триединстве. На Руси празднование было утверждено спустя три столетия после Крещения. Со временем День Святой Троицы стал одним из самых любимых и почитаемых в народе праздников: помимо церковных установлений, появилось множество народных традиций и обычаев, которые стали неотъемлемой частью этого дня.

Празднование Троицы

В день Святой Троицы в храмах проходит торжественное праздничное богослужение, отличающееся необычайной пышностью и красотой. Согласно канону, священники проводят службу в одеждах зеленого цвета: этот оттенок символизирует животворящую, созидающую силу Святой Троицы. По этой же причине одним из главных символов праздника считаются березовые ветви — ими по традиции украшают храмы и дома — и свежескошенная трава, которой выстилают пол в церквях. Бытовало поверье, что пучок ветвей, использовавшихся в качестве церковного убранства, может стать прекрасным оберегом и защитить дом от невзгод, поэтому их часто забирали с собой и хранили в течение всего года.

Считалось, что травы в день Святой Троицы наделяются особой силой, поэтому собирательством целебных растений занимались именно в это время. Существовал даже обычай ронять слезы на пучок травы, ставя свечу в честь праздника — чтобы лето не принесло засухи, а почва была плодородной и радовала своими дарами.

В день Святой Троицы принято молиться о прощении грехов, а также о спасении душ всех усопших — в том числе умерших неестественной смертью. Молитвы читаются во время церковной службы, и верующие сопровождают их земными поклонами, которые вновь разрешаются после завершения череды пасхальных богослужений. Если нет возможности посетить храм, помолиться можно дома перед иконой: в день Святой Троицы любые искренние слова непременно будут услышаны.

Правильно встретив этот важный для всех христиан праздник, можно изменить свою жизнь в лучшую сторону. Пусть каждый ваш день будет наполнен радостью. Мы желаем вам благополучия и крепкой веры, и не забывайте нажимать на кнопки и

LiveInternetLiveInternet

Троица — Зелёные Святки

Троицын день с незапамятных времен является одним из любимейших праздников русского народа. С ним связано и до сих пор много народных обычаев и обрядов, справляемых помимо церковного торжества. В стародавнюю пору, когда еще свежа была на Руси память языческого прошлого, с Троицею, или «Семицкою», неделею было связано столько самобытных проявлений народного суеверия — как ни с одним из других праздников, кроме Святок. Эта неделя, посвященная богине весны, победившей демонов зимы, издавна чествовалась шумными общенародными игрищами. Конец мая и начало июня, — на которые приходится-падает Троицын день, — особенно подходили к чествованию весеннего возрождения земли, покрывавшейся к этому времени наиболее пышной растительностью, еще не успевшею утратить своей обаятельной свежести. Языческий месяцеслов наших отдаленных предков, совпавший в этом случае с христианскими праздниками, дал повод к объединению их с собою. Мало-помалу древнее почитание богини весны — светлокудрой Лады — было забыто, а сопровождавшие его обычаи слились с новыми обрядами, создав вокруг первого летнего праздника необычайно яркую обстановку. С течением времени языческий дух этой последней растворился в мировоззрении просветленной стремлением к горним вершинам добра новой веры славян; но пережившие многовековое прошлое стародавние обычаи и теперь все еще показывают, насколько прочны кровные связи народа-пахаря с окружавшей быт его пращуров и доселе отовсюду обступающей его жизнь природою.

«Семицкая» — седьмая по Пасхе — неделя, заканчивающаяся Троицыным днем, еще и до сих пор в некоторых местностях (например, в Рыбинском уезде Ярославской губ.) носит название «Зеленых Святок». В старые же годы она величалась этим прозвищем повсюду в народной Руси, именовавшей ее также «русальною», «зеленою», «клечальною», «задушными поминками», «разгарою» и другими подходящими именами, — каждое из которых находит свое объяснение в пережитках славяно-русского язычества. По простонародному прибаутку — «Честная Масленица в гости Семик звала»… и, — добавляют краснословы деревенские, — «Честь ей за то и хвала!» Семик, это собственно — четверг на последней неделе пред Пятидесятницею. В этот четверг, посвященный древним язычником-славянином верховному богу Перуну-громовнику, совершались главнейшие приготовления к празднованию Троицына дня.

Все было так же, как в захолустной глуши, где этот четверг и теперь является желанным гостем непритязательной сельской молодежи, по преданию — выплачивающей весеннюю дань памятным пережиткам прошлого. В Тульской губернии семицкая березка до сих пор даже и не называется иначе, как «кумою», а слово «кумиться» еще в 40-х и начале 50-х годов только и означало — целоваться при прохождении под этою самой березкою.
Семик — преимущественно (а в иных местностях исключительно) девичий праздник.

Максимов В.В. Сборы на гулянье

Алексей Корзухин Девичник

В Поволжье, верхнем и среднем, повсюду к этому дню идет в деревнях девичья складчина: собираются яйца, пекутся лепешки, закупаются лакомства. Девушки, целыми деревнями, отправляются в рощу, на берег речки — завивать березки, «играть песни» и пировать.

Елена Юркина Хоровод на Троицу

На березки вешаются венки, по которым красные загадывают о своей судьбе, бросая их на воду в самый Троицын день. Вслед за пирушкою — начинают водить хороводы, которые прекращаются с Троицы до Успенья.

Боскин Михаил Васильевич Хоровод

Семицкие хороводы сопровождаются особыми обрядами, посвященными «березке-березоньке», которой воздаются особые почести — вероятно, как живому олицетворению древней богини весны. Лет пятьдесят тому назад в Воронежской губернии приносили на семицкие пирушки куклу из соломы, разукрашенную березовыми ветками, — в чем, несомненно, был слышен явный отголосок стародавнего язычества. В некоторых местностях на Семик обвивают лентами какую-нибудь особенно кудреватую березку, растущую на берегу речки, и поют ей старинную песню: «Береза моя, березонька, береза моя белая, береза моя кудрявая!..» и т. д. В Вологодской губернии Семик более известен под именем «Поляны». Это является следствием того, что все приуроченные к нему обычаи справляются на полянках.

Семицкие обычаю были свойственны не одним славянам. Еще у древних греков и римлян существовали особые весенние празднества, посвященные цветам и деревьям. У германцев был так называемый «праздник венков», в котором еще более общего с нашим Семиком. По сравнительным данным языческого богословия, Семик является прообразом союза неба с землею.

Зелень и цветы и теперь составляют отличительные признаки празднования Троицына дня; повсюду на Руси церкви и дома украшаются в этот день ветками березок — как в деревнях, так и в городах. В старину же этому обычаю придавалось особое значение, связывавшее два мира — языческий с христианским. Игрища, устраивавшиеся в честь языческих божеств, в Польше существовали даже и по истечении пяти веков с принятия христианства; по словам польского историка Длугоша50) они назывались «Стадом». В Литве они существовали еще дольше. На Белой Руси до сих пор немало общего с древнепольско-литовским в народных обычаях вообще и связанных с празднованием Троицына дня наособицу.

Существует поверье, что славянские нимфы и наяды — русалки, живущие в омутах рек, в эту неделю выходят из воды. Накануне Троицына дня, по малорусскому поверью, убегают они в поля и заводят свои ночные игры. — «Бух! Бух! Соломенный дух!» — будто бы кричат они: — «Мене мати породила, некрещену положила!» Русалки, по народному представлению, — тоскующие души младенцев, родившихся мертвыми или умерших некрещеными. Они, начиная с «Зеленых Святок» до Петрова дня, живут в лесах, ауканьем и смехом зазывая к себе путников, которых защекочивают до смерти. На зеленой русальной неделе в Малороссии никто не купается — из опасения попасть к ним в руки; Семик слывет здесь «великим днем русалок». Предохранительным средством от русалочьих чар считается полынь и трава «заря». В Черниговской губернии существовал до последнего времени обычай «русалочьих провод», когда речных чаровниц изгоняли — целой деревнею — парни и девушки. В Спасском уезде Рязанской губернии следующее за Троицыным днем воскресенье слывет «русальным заговеньем», вслед за проводами русалок прекращаются здесь до следующей весны игры в «горелки» и «уточку».

В старину против поверья о русалках и соединенных с ним народных игрищ и гаданий особенно восставали проповедники, обличавшие народ в языческом суеверии. В противовес народному празднованию разгульного Семика было установлено совершать в этот четверг поминовение убогих, похороненных в так называемых «убогих домах» и «скудельницах». Но не затемнилось в народном обиходе веселое празднество: смех и песни быстро сменяли слезы и рыдания в тот же самый день.

Из стародавних обычаев, связанных с этим праздником, далеко не все дошли до рубежа наших дней. Многое исчезло, даже не будучи занесено на страницы народоведческих исследований. В Енисейской губ. (Минусинск, окр.) крестьянки, выбрав на Семик кудрявую березку и срубив ее, наряжают в свое лучшее платье и ставят в клеть до Троицы, а затем — с песнями — уносят ее к реке. В Казанской губ. (Чистопольск. у.) накануне Троицы совершается игрище в честь языческого бога Ярилы. В Пензенской и Симбирской губерниях на следующий за Троицыным день девушки, одевшись в худшие-затрапезные сарафаны, сходятся и, назвав одну из подруг «Костромою», кладут ее на доску и несут купать-хоронить к реке. Затем сами купаются и возвращаются домой, где переодеваются во все праздничное и водят хороводы до глубокой ночи. В Орловской губ. в Троицын день «молят коровай», испеченный из муки, принесенной всеми девушками деревни вскладчину: идут с этим караваем в рощу и поют над ним. В Псковской губ: во многих селах обметают могилы пучка-ми цветов, принесенных из церкви от троицкой обедни. Это называется — «глаза у родителей прочищать». Во многих местностях на Руси в старые годы в этот праздник происходили смотрины невест. Девушки собирались на лугу и, сойдясь в круг, медленно двигались с песнями. Вокруг стояли женихи и «высматривали» невест.

А.Грачев Семик или Гулянья в Марьиной роще

Многие из описанных обычаев уже исчезли, иные — видоизменились до неузнаваемости; но есть и немало таких, что еще доживают свой век с тем самым обликом, с каким были созданы народным воображением в стародавние дни. Троицын день во времена московских царей всея Руси сопровождался особой торжественностью в царском обиходе. Царь-государь в этот великий праздник «являлся народу». Царский выход был обставлен по особому уставу. Шел государь в наряде царском: на нем было «царское платно» (порфира), царский «становой кафтан», корона, бармы, наперсный хрест и перевязь; в руке — царский жезл; на ногах — башмаки, низанные жемчугом и каменьями. Венценосного богомольца поддерживали под руки двое стольников. Их окружала блестящая свита из бояр, разодетых в золотые ферязи. Во время следования царя к обедне свита царская шла рядом: люди меньших чинов — впереди, а бояре и окольничие — сзади государя. Постельничий со стряпчими нес «стряпню»: полотенце, стул «со зголовьем», подножье, «солношник» — от дождя и солнца и все прочее, что требовалось по обиходу.

Во всем блеске царского облачения входил государь в Успенский собор — в сопровождении бояр и всех людей ближних. Впереди всего шествия стольники несли на ковре пук цветов («веник») и «лист» (древесный, без стебельков). Царский выход возвещался гулким звоном с Ивана Великого «во все колокола с реутом»; звон прекращался, когда государь вступал на свое царское место. На ступенях этого «места», обитого атласом красного цвета с золотым галуном, ближние стольники поддерживали государя. Торжественно шла обедня. По окончании ее, перед троицкою вечернею, подходили к царю соборные ключари с подобающим метанием поклонов и подносили ему на ковре древесный лист, присланный патриархом. Смешав его с «государевым листом» и разными травами и цветами, они застилали им все царское место и окропляли его розовою водой. Взятым от государя листом они шли устилать места патриаршее и прочих властей духовных. Остаток раздавался боярам и другим богомольцам, по всему храму. Государь преклонял колена и — как говорилось в то время — «лежал на листу», благоговейно внимая словам молитвы. Когда кончалась Божественная служба, он выходил из собора прежним торжественным выходом, «являлся народу», приветствовавшему его радостными кликами, и — в предшествии одного из ближних стольников, несшего «веник» государев, возвращался во свои палаты царские. Колокольный звон не смолкал во все время его следования от собора до дворца.

На Троицкой зеленой неделе царевны с боярышнями увеселялись во дворце играми-хороводами, под наблюдением если не светлых очей самой государыни-царицы, то зоркого взгляда верховых боярынь и мамушек. Для игр и хороводов — как в царицыных, так и в царевниных хоромах были отведены особые обширные сени. Здесь находились и приставленные к царевнам «дурки-шутихи», бахари, домрачеи и загусельники со скоморохами, все — кто должен был доставлять «потеху» и «затеи веселыя». Царевен увеселяли сенные девушки, «игрицы», которыми — вероятно — «игрались» те же самые песни семицкие, что раздавались в это время под березками над водою по всей Руси, справлявшей свои стародавние игрища во славу «Семика честного» и Троицы — Зеленых Святок.

Журавлев Фирс Сергеевич Троицын день

Народные обычаи и приметы на Троицу

Троица — воскресенье, пятидесятый день после Пасхи, праздник в честь Отца и Сына и Святого Духа. Другие его названия — День святой Троицы, День сошествия Святого Духа, Пятидесятница.
По церковному календарю. День святой Троицы называется также днем сошествия Святого Духа на апостолов.
Пятидесятница — второй из трех великих праздников древних иудеев, установленный в память дарования народу Закона при горе Синае.

По преданию, в этот день совершилось сошествие Святого Духа на апостолов.
Ученики Иисуса собрались тогда все вместе. Внезапно раздался шум с неба, как бы от сильного ветра. Явились в этот момент языки и сошли на каждого из учеников.

И начали говорить они на разных языках. Многоязычие было ниспослано для того, чтобы они могли проповедовать христианское учение среди различных народов. Иудейский праздник Пятидесятницы перешел в христианскую церковь.

Неизвестный художник середины XIX века Троицын день в Красном селе близ Москвы 1840-е

По народному календарю. Троицын день можно с полным основанием назвать зелеными святками. В этот день прихожане выстаивали в церквах обедни с букетами луговых цветов или ветками деревьев, дома украшались березками. Полевые цветы, побывавшие в церкви, засушивали и хранили за иконами для разных надобностей: их клали под свежее сено и в житницу, чтобы не водились мыши, в норы на грядах от землероек и на чердак, чтобы устранить пожар.
Деревья возили на деревенские улицы целыми возами и украшали ими не только двери, но и косяки окон, а особенно церковь, пол которой усыпали свежей травой (всякий, выходя из церкви, старался захватить ее из-под ног, чтобы примешать к сену, вскипятить с водой и пить как целебную). Из листьев деревьев, стоявших в церкви, некоторые вили венки и клали их в горшки при выращивании рассады капусты.
Воскресенье проводили в лесу, вокруг березки.

В деревнях с утра пекся каравай и созывали гостей, для которых уже были сплетены венки из цветов и березы. А после обеда для молодежи начиналось самое веселье. Бабка-позыватка скликала девушек на гульбу в рощу, где расстилалась скатерть, на которую ставили украшенные цветами караваи. Девушки начинали водить хороводы, а парни высматривали себе в хороводах невест.

Суходольский Петр Александрович Троицын день

Троицкие каравай, скатерть и венки имели огромное значение для будущей брачной жизни. Скатертью тайно застилали стол под другой, верхней скатертью на смотринах (она должна была приковать суженого). Каравай засушивался в сухари и хранился до свадьбы. Сухари эти потом замешивали на счастье и любовь молодых в свадебный каравай, а венок некоторые девушки тайно передавали своим возлюбленным в качестве вестника брачного обета.

Виноградова Анна Германовна Плетение венков

С помощью венков осуществлялось и гаданье, которое в «зеленые святки» играло столь же важную роль, что и в зимние.

Виноградова Анна Германовна Гадание на венках

В Троицын день девушки развивали березки: развит венок — желаемое не сбудется, засох венок — жди перемен в жизни: замужества или (пронеси и помилуй!) смерти, если зелен венок — продолжение девичества, что в общем-то редко кого радовало. А вечером, когда веселье постепенно стихало, шли к реке и бросали венки в медленно темнеющую весеннюю воду.

Виноградова Анна Германовна

Если венок поплыл — это благоприятный знак, если завертелся на месте — расстроится свадьба или начнутся нелады в семье, утонет — к большому несчастью: к смерти родных или суженого. А если венок встанет на месте — то свадьбы в этом году не бывать. После гадания, радостные или опечаленные, расходились по домам. А на следующий день, в понедельник, выпадал новый праздник — День Святого Духа, или Духов День, с которого, по народным приметам, наступало настоящее теплое лето.

Береза
Береза стала символом праздника, вероятно, потому, что она одна из первых одевалась в яркую нарядную зелень. Не случайно существовало поверье, что именно береза обладает особой силой роста и что нужно эту силу использовать.

Березовыми ветками украшали окна, дома, дворы, ворота, на церковной службе стояли с березовыми ветками, веря, что они обладают целебной силой. В троицкое воскресенье березу уничтожали — «хоронили», топили в воде или выносили в хлебное поле, стараясь тем самым вымолить у высших сил плодородие земли.
Завить березку — обряд из далекой древности. Девушки верили, что свяжут крепко-накрепко думы свои с полюбившимся парнем.

Виноградова Анна Германовна на Троицу

Или, завивая ветки березы, желали своей матушке скорого выздоровления. Березовые ветки именно в эти дни наливались целительной силой. Целительным считался и настой из листьев березы. Ветки березы использовали наши предки и в качестве оберега от всяких нечистых духов. До сих пор в пазы углов дома в Вологодской области крестьяне втыкают ветки березы, чтобы чистота и целительный дух передались стенам.
После обедни девушки меняли свой наряд, на голову надевали свежие березовые венки, переплетенные цветами, и в таком уборе шли в лес развивать березку. Придя туда, они становились в круг около завитой березки, и кто-нибудь из них срубал ее и ставил посреди круга. Все девушки подходили к березке и украшали ее лентами и цветами. Потом открывалось триумфальное шествие: девушки шли попарно, впереди всех одна из них несла березку. Таким образом они обносили березку вокруг всей деревни. На одной из улиц они втыкали березку в землю и начинали водить вокруг нее хороводы. К ним присоединялись парни.

Боскин Михаил Васильевич Хоровод

К вечеру с деревца снимали ленты, отламывали по прутику, а потом вырывали дерево из земли и тащили к реке топить. «Топи, Семик, топи сердитых мужей!» — и несчастная березка плыла туда, куда несло ее течение воды (Владимирская губерния).
В этот день девушки расставались с венком, сплетенным в Семик. Бросали его на воду и наблюдали. Плохо было, если венок тонул: замуж нынче не выйдешь, а может быть, даже умрешь. Если венок приставал к другому берегу — любовь девичья привьется, пристанет к сердцу любого парня.
Молодежь Новгородчины совершала обряд, приноровленный именно к Троице, называемый «трясти порох». Во время гулянья на лугу, среди хороводов и игр в огарыши (горелки) кто-нибудь из мужчин срывал картуз с молодого супруга, тряс им над головой и громко кричал: «Порох на тубе, жена мужа не любит». На этот крик быстро откликалась молодица, становилась перед мужем, кланялась ему в пояс, снимала картуз, который клали ему на голову в момент ее появления, брала мужа за уши, трижды целовала и снова кланялась ему и во все четыре стороны. При этом вслух поселяне оценивали ее качества и пускали разные шутки в ее адрес. Молодицы обычно стеснялись и говорили: «Когда трясут порох, лучше бы провалиться сквозь землю».
В Троицу совершался обряд поминовения усопших. Только на Троицу устраивались похороны покойников, которые не были погребены в течение года. Так, во времена войны, чумы, голода мертвые обычно сваливались в общую яму. На троицко-семицкой неделе тела умерших зашивали в рогожу, делали гробы и хоронили.
Старушки в Троицын день шли на кладбище обметать букетами и березовыми ветками, которые держали в руках, могилы, «глазыньки родителям пречищать».

На Троицу собирали росу и использовали ее как сильнодействующее лекарство от недугов и для посева семян овощей.

Приметы
На Троицу дождь — много грибов, к теплой погоде.
Если поставленные на Троицу для украшения березки через три дня еще свежи, то ожидай мокрого сенокоса.
От Троицы до Успения хороводов не водят.
Если на Троицу посватаются, а на Покров поженятся, значит, жизнь у этих супругов будет долгой, счастливой, в любви и согласии.
На следующий за Троицей понедельник приходится Духов день. Говорили:»С Духова дня не с одного неба из-под земли тепло идет».
«Придет Свят Дух, будет на дворе, как на печке».

Детям о дне Святой Троицы

Великий праздник Святой Троицы, который называется еще Пятидесятницей или Сошествием Святого Духа на апостолов, является днем рождения Святой Церкви. Бог Отец положил ей основание в Ветхом Завете, Бог Сын по Слову Его создал Церковь через Свое земное воплощение, а Дух Святой царит в ней.

Некоторые считают, что Троица — это один праздник, а Пятидесятница — другой. На самом деле, это — один день, пятидесятый после Пасхи.

Когда Господь вознесся на Небо, апостолы возвратились в Иерусалим и стали ожидать исполнения слов Спасителя — сошествия на них Святого Духа, Который должен был дать им особую силу для великого дела — проповеди Евангелия (учения Христа) по всему миру.

На десятый день после Вознесения, в пятидесятый день после Воскресения Христова слова Спасителя исполнились. В этот день иудеи праздновали Пятидесятницу — один из великих иудейских праздников.

Божия Матерь и апостолы собрались, как обычно, в горнице для молитвы. В девятом часу утра послышался шум, похожий на шум сильного ветра, который наполнил собой весь дом. Вслед за шумом над головами апостолов и Божией Матери появились огненные языки чудесного пламени, которые светились, но не жгли, — это был видимый знак того, что на них нисходит Дух Святой. Так совершилось крещение апостолов Святым Духом и огнем.

Необычный шум привлек всеобщее внимание, и скоро у дома собралась толпа паломников, прибывших на праздник в Иерусалим из многих стран. Апостолы вышли к ним и вдруг… начали говорить на разных языках. Каждый из пришедших услышал обращенные к нему слова на своем родном языке. Все удивлялись и изумлялись: «Разве эти люди родом не из Галилеи?» Ведь ни для кого не было секретом, что ученики Иисуса Христа были простыми, неучеными людьми. И вдруг все они стали говорить на разных языках, которым никогда прежде не учились и до этого дня не понимали! Тут было чему удивиться…

Чудо пытались объяснить по-разному, пока апостол Петр неожиданно для самого себя не произнес первую в своей жизни проповедь. Он рассказал собравшимся об Иисусе Христе, Который проповедовал Свое Божественное учение, был распят и на третий день воскрес; о том, что сегодня Спаситель, как и обещал, послал с Неба Духа Святого, наделившего апостолов способностью говорить на разных языках.

Устами простого, неученого рыбака говорил Сам Дух Святой, поэтому слова Петра так глубоко проникали в сердца слушавших его людей. После его проповеди около трех тысяч человек уверовали в Иисуса Христа и в тот же день приняли Святое Крещение.

Так было положено начало Христовой Церкви — образу Царствия Божия на земле, а сам день Сошествия Святого Духа на апостолов принято считать днем Рождения Церкви!

После Сошествия Святого Духа апостолы стали совершенно другими людьми — они в буквальном смысле переродились. Вспомним тех учеников Господа, которые впали в отчаяние, когда узнали о крестной смерти и погребении своего Учителя; которые долго потом не верили в Его Воскресение, хотя об этом им не раз говорил Сам Иисус Христос… Теперь они были уже совсем иными — людьми крепкой веры, неутомимыми проповедниками Слова Божия.

От своего Божественного Учителя апостолы знали, что их жизнь будет полна насмешек, побоев, издевательств; что их будут заключать в темницы; что каждого из них ждет своя чаша страданий… В этих грядущих испытаниях необходимо было укрепить, поддержать и утешить апостолов, даровать им мужество и терпение. Поэтому-то вознесшийся Иисус Христос и послал Своим ученикам Святого Духа-Утешителя.

И теперь уже никто и ничто не могло остановить Божиих посланников в их святом и великом подвиге — распространении Божественного учения по всему миру. Распятые на крестах, сжигаемые на кострах, гибнущие под градом камней и на аренах цирков, апостолы были необыкновенно сильны духом.

Первые христиане жили очень хорошо, благочестиво. Каждый день молились и причащались. Они очень любили друг друга и старались во всем помогать друг другу.

Со дня Сошествия Святого Духа на апостолов христианская вера стала быстро распространяться по всему миру — число верующих в Господа нашего Иисуса Христа день ото дня увеличивалось. Сначала апостолы проповедовали христианское учение только в Палестине, а потому решили разойтись по всему миру. Они бросили жребий, кому в какую сторону идти, и вскоре разошлись по разным странам. Известно, что Российские земли посетил святой апостол Андрей Первозванный.

Троица – один из самых любимых народом православных праздников. Обратите внимание, как нарядна наша церковь в этот день: на полу рассыпана молодая травка, кругом свежие полевые цветы, веточки молоденьких березок с клейкими блестящими листочками. Белые березы стоят у алтаря; иконы украшены ветвями; люди приходят на службу с букетами, составленными из березовых веточек и цветов. Это знак обновления, цветения жизни во Христе.

Зеленый цвет облачений изображает животворящую и обновляющую силу Святого Духа.

Звоном колоколов, пряным ароматом трав, летом и солнцем наполнена Троица.

В день Святой Пятидесятницы впервые после Пасхи в церкви поют молитву «Царю Небесный», это молитва Святому Духу.
В день Пятидесятницы Церковь прославляет не только Божественного Учителя, но и всю Святую Троицу: Отца и Сына и Святого Духа, поэтому праздник и именуют днем Святой Троицы или Троицыным днем.

На Троицу читаются длинные коленопреклоненные молитвы. Начинается сплошная седмица перед Петровым постом.

Следующий за Троицей идет Духов день. Считается, что в этот день вся земля — именинница. Землю не пашут, не тревожат, дают отдохнуть. В Духов день Церковь вспоминает и прославляет Святого Духа — третье лицо Пресвятой Троицы, зажегшего огоньки над головами апостолов.

Дивное благоухание весеннего разнотравья особенно сильно чувствуется в этот день. Как маленькие солнышки, цветут купавки и куриная слепота, светятся рубиновые полянки полевых гвоздичек и моря белых ромашек, шуршат колокольчики и расцветают скромные васильки. Уже распустилась сирень, благоухают белые кружевные вишни и снежные черемухи, розовое море яблонь, золото акации — все цветет, все пронизано солнцем. Днем каждый цветочек навещают ангелы. А ночью соловьи не дают спать. Да и не хочется. И комары не страшны, так хорошо в Духов день быть на природе.

Следующее воскресение после Троицы — День всех святых, а второе воскресение — День русских святых. В этот день постарайся поставить свечку своему святому покровителю, имя которого ты носишь.

Текст составлен по книгам: Сегодня праздник. О.Глаголева, Е.Щеглова. Издание Валаамского Спасопреображенского монастыря, 2006; В.Крупин. Детский церковный календарь. М., 2002.

И.Бунин. Троица

Троица. Стихотворение для малышей