Центр православного христианства

Кто кого главнее? Иерархия Православной Церкви

структура православной церкви,.com

Православие – религиозное направление в Христианстве. Образовалась вера в первом тысячелетии от Рождения Христа в Константинополе. Считается, что на Русь Христианство принесла княгиня Ольга. Случилось религиозное событие в 957 году, когда правительница приехала с визитом в Византию и приняла верование. Но официально Киевская Русь стала религиозной в 988 году, в период правления Владимира Великого.

Данному верованию служит 300 миллионов человек со всего мира, оно является третьим по численности после Протестантизма и Католицизма. Но люди интересуются, как же Константинопольский патриарх может быть основной, если в Стамбуле живет 80% мусульман, а паства отсутствует? Задаваясь вопросом, как вообще устроена наша иерархия Православной Церкви и кто в ней главный?

На эти и другие вопросы мы дадим ответ в сегодняшней статье. Также, вы узнаете:

  • Иерархия, структура православия.
  • Какие есть православные церкви?
  • Кто самый главный в церкви?
  • Кому подчиняется русская православная церковь?
  • 15 православных церквей мира, список.

Интересный факт: Самый большой колокол церкви был создан Александром Григорьевым в 1655 году, его вес составлял 128 тонн. Повешен на звонницу в Кремле в 1668 году, но во время пожара в 1701 году – упал и разбился, к сожалению, восстановить масштабное изделие никому не удалось.

Структура православной церкви в мире, и что такое иерархия?

Хотите воспринимать информацию легче? – разберитесь с терминами. Поэтому предлагаем узнать, что такое православная иерархия и, как она влияет на положение церковных деятелей.

Церковная иерархия – должности и чины снизу вверх в порядке подчиненности. Насчитывается всего 17 церковных должностей, начиная от самых низов: люди служат при церкви и выполняют поручения, религиозные обязанности, читают молитвы и носят жезлы отцов. Заканчивая главным назначением: Патриарх – старший отец всей религии, который имеет полную власть в своей епархии. Всего в мире 15 Московских патриархов православия, они отвечают за различные церкви во всех мировых точках. 1 московский патриарх находится в Америке.

На самом деле не все так просто, как кажется, ведь церковная иерархия – имеет 3 священных степени со священнослужителями, которые подразделяются на звания. Так, например: у Епископа есть несколько званий:

  1. Архиепископ – главный служитель.
  2. Митрополит – епископ центрального города страны или области.
  3. Викарий – помощник епископа.
  4. Патриарх – глава Православной Церкви.

Список православных церквей

В мире насчитывается 15 основных православных церквей. До 2018 года считалось, что центром православной церкви считается Константинополь, но на момент 2020 года Константинополь потерял этот статус вследствие конфликта, вызванного трениями между украинским верованием и российским. А так же военной ситуацией на Украине и предпологаемой причастностью России — патриарх константинопольского Варфоломея за богослужением, приостановил сослужение с Константинополем. Он указал, что Россия больше не может принимать участие в Епископских собраниях. Таким образом, московский патриархат остался практически сам по себе, но церкви продолжают работу.

15 православных церквей:

  1. Константинопольская. В 1054 году произошел раскол христианства на православное и католическое верование. Но именно константинопольская церковь до сих пор носит статус №1, а по-современному называется Патриарх Нового Рима и Вселенский.
  2. Александрийская. Основана святым апостолом Марком, она была построена сразу после константинопольской в Африке, а уже в 3 веке в ней появились первое монашество.
  3. Антиохийская. Третья церковь по старшинству. Основатели Петр и Павел. Совокупности церквей находятся в Сирии, Ливане, ОАЭ, Омане, Ираке, Кувейте, Бахрейне, а также в Европе, Африке, Австралии и Южной Америке.
  4. Иерусалимская. Четвертая автокефальная церковь, на ее территории происходили все священные события, которые описываются в Новом Завете, первый апостол – Иаков.
  5. Русская. Занимает 5 место в автокефальных религиозных зданиях, она имеет самое большое влияние и считается самой крупной в мире.
  6. Грецкая. Одна из древнейших, по приданию является апостольским жребием Божией Матери.
  7. Сербская. Массово сербы приняли православие в 610-641 годах, точный период не установлен из-за войн в эти даты.
  8. Румынская. Находится на территории Румынии, а жалованье ей выплачивает государство.
  9. Болгарская. Практически за 100 лет до крещения Руси, болгары так же приняли веру, и в 865 году князь Борис окрестил свой народ.
  10. Кипрская. Основана апостолом Варнавой в 47 году, входит в список самых древних поместных церквей Востока. В 965 году сумела освободиться от влияния арабского ига.
  11. Элладская. Входит в юрисдикции Константинопольской православной церкви и имеет государственный статус.
  12. Албанская. Паства албанской церкви проживает в южных районах Албании, поскольку в центральных районах преобладает ислам. Сейчас имеет независимый статус от Константинополя, с 1937 года.
  13. Польская. Современный статут приобрела в 1940-х годах, после чего поляки приняли верование, а до этого 80% верующих составляли украинцы, белорусы, русины.
  14. Чешская и Словацкая. Была основана на стыке двух государств Кириллом и Мефодием.
  15. Американская. Создана в 1794 году и до сих пор не принята ни одной церковью.

Каждая церковь находится на землях государства, от которого походит ее название. Таким способом православие становится масштабной религией, именно поэтому и занимает 3 позицию среди религиозных верований.

Патриархи православной церкви в мире, список

Вся иерархия начинается с церковных служителей, а заканчивается патриархами. Например: Духовенство Русской Православной церкви распределяется на белое и черное. К белому относятся священники, которые имеют право на брак, а к черному – монахи, давшие три обета. Патриарх может начать свою «карьерную лестницу» с простого священника, отучиться в богословском учреждении. Их имена возносятся во время богослужений, другими словами они считаются председателями Церкви. Уточним, что их титул пожизненный. Но помимо окончания специализированных учебных заведений, чтобы возглавить церковь надо:

  • Иметь возраст старше 40 лет.
  • Титул архиерея.
  • Уметь управлять и иметь опыт епархиального ведения церкви.

В их обязанности входит большой спектр действий, которые влияют на развитие главной церкви.
Они награждают высшими церковными наградами, регулируют исполнение постановлений Соборов и Священного синода, назначают руководителей малых церквей, школ.

Каждая церковь из всех вышеперечисленных имеет своего патриарха. Кто возглавляет главную церковь в мире – тот, кто является патриархом константинопольской церкви – Варфоломей 1.

К ознакомлению список патриархов еще 14 церковных заведений всего мира:

  1. Федор 2 управляет Александровской церковью.
  2. Иоанн 10 – Антиохийская.
  3. Феофил 3 – Иерусалимская.
  4. Кирилл – Русская.
  5. Илия 2 – Грецкая.
  6. Ириней – Сербская.
  7. Даниил – Румынская.
  8. Неофит – Болгарская.
  9. Хризостом – Кипрская.
  10. Иероним 2 – Элладская.
  11. Анастасий – Албанская.
  12. Савва – Польская.
  13. Ростислав – Чешская и Словацкая.
  14. Тихон – Американская.
  15. Епифаний – украинская церковь.

Структура Православной Церкви — схема:

Церковная власть разделяется на 3 подразделения, но все 3 являются главными в своей компетенции. Именно поэтому без одного не может существовать другой, рассмотрим:

  1. Священный Синод – несет ответственность перед Архиерейским собором. Он состоит из главного председателя, 9 постоянных и 5 временных членов церкви. Созывается и принимает церковные решения 1 раз в 4 года. Если состав покидает главный патриарх, синод созывает собрание и избирает из постоянных членов местолюбителя, до назначения нового патриарха.
  2. Поместный Собор – отвечает за высшую функцию законодательной и судебной церковной власти. Созыв происходит 1 раза в 5 лет. Именно это подразделение выбирает главного Патриарха, канонизирует святых и проводит учения Православной Церкви. Так же отвечает за канонические, богослужебные, пастырские процессы.
  3. Архиерейский собор – глава иерархии Православия. Он может судить Патриарха и отправлять на покой.

Есть еще один не менее важный процесс и термин в богослужении и православии – приход.

Приход – основа Русского Православия, а главным в нем является настоятель любого православного храма. Он состоит из мирян и священников, которые подчиняются настоятелю.

Что касаемо положения Московского Патриархата – эксперты и патриархи считают, что все достаточно плохо, и выход будет один. Рассчитывают на повторное судебное рассмотрение наивысшим православным органом – Вселенским Собором, но он существует только теоретически. Так же, патриархи оговаривают, что действия Константинопольского Патриархата должны быть отвергнуты, иначе произойдет разрыв канонического общения, а религия и политические разборки – не могут соприкасаться и вредить Церкви и Православию в целом.

Поддержите нас — единственный источник разума в это непростое время

Оставайтесь с нами. Добавьте нас в Ваши источники и подпишитесь на наши соцсети.

Мой отпуск

Кстати, петь по нотам не самое просто занятие: ноты записываются слева направо, а слова – наоборот.
Вообще поразительно, с какой скоростью меняется иудаизм. Считается, что если евреи делают что-то в течение трех поколений, то это становится традицией. Несколько раз сталкивался с такой метафорой: учение – это дерево, ствол которого неизменен, а ветки растут в разные стороны новые.
Религиозные евреи подсматривают за женской половиной у Стены Плача.
Благоглупостей в иудаизме не меньше чем в любой другой религии. Каббала оперирует с миром нечистоты, с чертями и бесами. В Талмуде есть не только запрет проходить между двумя пальмами. В нем есть ещё сведения о том, что послед белой ослицы излечивает различные заболевания, а также что беременность змеи составляет три с половиной года, река Иордан впадает в Средиземное море, а время прохождения Солнца сквозь толщу небесного свода — 72 минуты. Указывается, что мыши рождаются из земли и что под водостоками нельзя ходить, а то бесу на ухо наступишь. Рав (Бава мециа 107б) утверждал, что 99% умерших умирают от сглаза. В утренней мужской молитве есть слова: «Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, не сотворивший меня женщиной»
Но есть и здравые идеи. Например, все грехи делятся на две категории – грехи перед Богом и грехи перед человеком. При этом грех перед человеком считается более тяжелым, чем грех перед Богом. Для искупления греха перед Богом достаточно искреннего раскаяния, а чтобы искупить грех перед человеком одного раскаяния мало. Нужно полностью возместить нанесённый ущерб, и получить прощение того человека.
По внешнему виду ортодоксов можно сказать о них все. Среди всего разнообразия шапок, шляп, сюртуков и поясов можно выделить два безусловно обязательных для еврея атрибута одежды: ермолку (или кипу) и талит катан. Слово «ермолка» происходит не от русского имени Ермолай, а от слов йерэ малка — то есть «боящийся Владыки».
Полки магазинов с ермолками разделены на десятки мелких ячеек, в которых по размерам, материалу форме разложены ермолки. Вязаные, гладкие черные, шелковые черные, бархатные, маленькие на большую голову и большие — на маленькую, остроконечные и плоские, шести-, четырех — и восьмиклинные. Свою ермолку религиозный еврей видит издалека, подходит прямо к полке с тем фасоном, который носят в его общине, и выбирает нужный размер. Хасид, например, никогда не купит бархатную или расшитую ермолку, не говоря уже о вязаной.
Поверх ярмолки еврей почти всегда надевает шляпу или шапку. Это может быть и кепка старого европейского покроя, такую носят обычно, старые хасиды из России и Польши. Она свидетельствует об особо ревностном отношении ее хозяина к сохранению того фасона одежды, которого придерживались его дед и отец.
В будние дни большинство традиционных евреев носят черную шляпу. По ее форме и фактуре часто можно узнать о хозяине куда больше, чем из его удостоверения личности. Существует (по словам торговцев шляпами) 34 основных типа этого головного убора, каждый из которых свидетельствует о происхождении, общинной принадлежности и даже социальном статусе хозяина.
О степени консерватизма общины и отдельно взятого хасида можно судить по лацканам: если они закруглены — значит перед нами ревнитель старой моды. Если лацканы заострены — перед нами вольнодумец (вольнодумец в терминах первой половины прошлого века).
Короткие брюки носят венгерские хасиды, они завязыват штанину шнурком под коленом и надевают на нижнюю часть ноги черные гольфы до колена. Некоторые (например, Вижницкие) в Шаббат сменят черные гольфы на белые. Другие (например, Белзские) надевают белые гольфы только по праздникам. Многие хасидим носят туфли без шнурков, с тупым носком и низким подъемом. Некоторые хасидим, например Чернобыльские и Сквирские одевают на Шаббат большие кожаные сапоги.
Золотой семисвечник – менора. Кошка положена рядом для масштаба. Изготовлен в 1998 году на средства президента Всеукраинского Еврейского Конгресса и Объединенной Еврейской общины Украины Вадима Рабиновича.
Гранат – один из символов Израиля. Мидраш утверждает, что число семечек граната равно 613-ти, что соответствует количеству Заповедей. Обязательно пересчитаю на досуге.
Меня поразила история про цитрусовый плод этрог (цитрон). Он является одним из четырех растений, с которыми нужно встречать Праздник Кущей. Цена обычного плода совсем невелика и праздник можно встречать с любым, но очень красивый этрог может стоить несколько тысяч долларов. А после окончание праздника опять не стоить ничего.

В Библии очень много скотоводческих метафор. Пастырь, заблудшая овца и пр. Иисус говорил: «Истинно вам говорю, что Я и есть те ворота для овец… Я — добрый пастух. Я знаю Своих овец, и Мои овцы знают Меня». Царей избирали из лучших пастухов. На снимке писатель Марта Кетро уговаривает овец и коз идти в правильном направлении. Обычно все стадо идет за самой опытной козой. При это Бог уподобляется пастуху, ведущему свое стадо правильной дорогой, а передовая коза – пророку.
Самый главный туристический маршрут в Иерусалиме – это Крестный Путь. Паломники могут нести на себе крест, чтобы лучше прочувствовать страдания Христа. Крест не очень тяжелый и выдается напрокат. Есть и большие кресты с маленьким колесиком внизу. При желании можно надеть и терновый венец. Продается здесь же. Странно, что никто еще не догадался открыть пункт проката белых ослиц. Мне кажется, что это пользовалось бы большой популярностью.
Напомню, что Иисус въехал в город на ослице через Золотые ворота. Через них же по преданию должен войти и следующий мессия. На всякий случай османский султан Сулейман Великолепный приказал в 1541 году замуровать эти ворота. Мало ли что.
На маршруте паломников есть шестая остановка. Это место, где Святая Вероника вытерла лицо Христа своим шёлковым покрывалом. На ткани осталось «истинное изображение» (icona vera) лица Иисуса. Недавно Вероника стала покровительницей всех фотографов. 12 июля можно праздновать День Фотографа.
Виа Долороса правильнее было бы назвать ДОЛЛАРоса. Здесь продается все – иконки, крестики, хумус, майки, халва, ладан, свечи, елей, святая земля, магнитики и пр. Точно таких же маленьких пластмассовых Иисусов я видел и в Ватикане. Но там они были еще и разноцветные.
Некоторые святыни существует в нескольких вариантах. Например – Гроб Господень. Один находится внутри Старого города в Храме Воскресения Христова (в нем же находится и легендарный «пуп Земли»). А другой Гроб Господень есть за стенами Старого города. Его нашли в XIX веке англичане и сделали своей святыней. Это, конечно, не 11 указательных пальцев Иоанна Крестителя, но тоже неплохо.
Вот эти кресты в Храме Воскресения Христова – автографы крестоносцев. Тогда достаточно было поставить крест при двух свидетелях – и этот крест считался нотариально заверенной подписью. Потом постановка крестов в документах стала считаться профанацией и люди перешли на автографы.
Посадил маленький дуб в заповеднике библейской природы
И о нескольких классических заблуждениях, связанных с Израилем:

Религиозные центры православия в России и странах СНГ

Лекция 6. Религиозные паломнические центры в православии.

Тема 2. Религиозный туризм в православии.

План:

1. Религиозные центры православия в России и странах СНГ.

2. Православные центры, монастыри и храмы в ряде стран дальнего зарубежья.

Литература:

Основная литература:

История международного и отечественного туризма. Москва; ВШТГ, НОУ «ЛУЧ», 1999.

Криндаг А.Д. География религиозных объединений РФ// Изв. АН СССР. Сер. Географ. М., 1996, №2

Сафронов С.Г. Географические аспекты изучения религиозной сферы в России. М., 1998

Тардже Д. Мир паломничества. М., 1998.

Христов Т.Т Религиозный туризм М.2003., 260 С.

Дополнительная литература.

Биржаков М.Б. Введение в туризм. СПб., «Невский Фонд» 2000, 2001.

Галазны П.Н. «История государства зарубежных стран»., М., Юрид. лит-ра, 1980.

Даринский А.В. Туристские районы РФ и ближнего зарубежья. СПб 1994

Малерб М. Религии человечества. -М.-СПб., 1997.

Подугольников В. М.. «Страны мира: Краткий справочник», М.: Республика. 2001, с. 148.

Поляков Н. А. Страны мира: Краткий справочник. – М.: Политиздат, 2000, с. 153.

Соколова М.В. История туризма. М., 2002

Туризм Подмосковья в канун XXI века. Сборник докладов г. Сходня Московской области. М., 2000

На территориях современных России, Украины, Белоруссии с первых веков существования христианства возникали монастыри и храмы как центры религиозной жизни населения. Многие из них сохранились до наших дней в практически первоначальном или видоизмененном состоянии. Некоторые, например Храм Христа Спасителя в Москве были восстановлены. В годы советской власти церковь подвергалась гонениям, большинство храмов и монастырей Русской Православной Церкви оказались закрыты. Некоторые из них были разрушены. В уцелевших храмах и монастырях размещались различные хозяйственные объекты – склады, гаражи; или музеи. Кое-где были организованы приюты для больных, детей-сирот, психиатрические больницы, места содержания заключенных. Например, на территории Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря в сталинские годы были организованы Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН) и Соловецкая тюрьма особого назначения. В первые десятилетия советской власти духовенство подвергалось преследованиям, многие священники и монахи были репрессированы.

С конца 1980-х гг. наблюдается возрождение православия в России. Указом президента России Ельцина Б.Н. церковное имущество стало возвращаться РПЦ. Были переданы церкви многие монастыри и храмы, в которых начались ремонтно-восстановительные и реставрационные работы. Во многих монастырях возрастает число монахов и монахинь, послушников и послушниц.

К сожалению, при передаче церкви культовых сооружений возникли конфликты между церковью и музеями, находящимися на территории монастырей и храмов. Имеются различные прецеденты решения конфликтов, связанных с вопросами принадлежности зданий и другого имущества (богослужебные книги и т.д.). Проблемы разрешаются в пользу церкви или достигаются компромиссы. Так, например музей-заповедник, находившийся на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (Московская обл.) был выведен за территорию монастыря. В Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре сотрудники музея не имеют права водить экскурсии по отдельным храмовым зданиям. В Иосифо-Волоцком монастыре исторический музей, посвященный этому самому монастырю, был ликвидирован. На основании приведенных примеров можно сказать, что при возрождении монастырской жизни светская культура России в лице музейного дела понесла ощутимые потери.

Однако есть примеры мирного сосуществования монастырей и музеев на их территории. Так Бородинский музей-заповедник и Спасо-Бородинский женский монастырь совместно владеют постройками монастыря, решают вопросы его посещения и т.д.

На сегодняшний момент достаточно полное представление о действующих монастырях РПЦ на территории России, стран СНГ и дальнего зарубежья может дать справочник-путеводитель «Монастыри Русской Православной Церкви». Справочник включает краткие описания почти всех ныне действующих монастырей. Рассказывается об истории, святынях, современной жизни монастырей, праздниках, именах настоятелей, даются адреса монастырей и указания как до них добраться.

В соответствии с данными справочника в России находится 313 монастырей и 26 пустыней Русской Православной Церкви. В странах СНГ насчитывается 183 монастыря РПЦ, из них на Украине 111 (и 6 пустыней), в Белоруссии – 15, Казахстане – 7, Латвии – 3, Литве – 2, Молдавии – 33, Узбекистане – 5, Эстонии – 1. В дальнем зарубежье находится 13 монастырей .

В России имеются восемь мест упокоения святых угодников, являющихся наиболее известными и наиболее посещаемыми. Это:

-Серафимо-Дивеевский монастырь (прп. Серафим Саровский), Нижегородская обл.

-Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь (св. игумен Александр) Лодейнопольского района Ленинградской обл.

-Задонский Богородицкий монастырь (свт. Тихон Задонский), Задонск, Липецкая обл.

-Часовня Блаженной Ксении (св. Ксения Петербургская), Смоленское кладбище Санкт-Петербурга.

-Троице-Сергиева лавра (прп. Сергий Радонежский), Сергиев Посад, Московская обл.

-Оптина пустынь (прп. Амвросий Оптинский), Козельск, Калужская обл.

-Покровский кафедральный собор (свт. Митрофан), Воронеж.

-Иоанновский монастырь (св. Иоанн Кронштадский), Санкт-Петербург .

Перед специалистами, изучающими вопросы религиозной жизни, в том числе религиозного туризма возникает вопрос классификации существующих объектов РПЦ, в первую очередь монастырей и храмов. В зависимости от классификационных признаков возникают совершенно разные классификации. Объекты, находящиеся в одной группе по одной классификации, окажутся в совершенно разных, даже противоположных группах по другой классификации. Однако различные классификации культовых объектов как центров привлечения туристов-экскурсантов и паломников помогут сотрудникам турфирм в создании и продвижении своего продукта. Можно предложить следующие классификации монастырей РПЦ: 1) по страновой принадлежности, 2) по удобству местонахождения с точки зрения транспортной доступности, 3) по составу несущих монашеские обеты, 4) по возрасту монастыря в контексте исторической эпохи.

По страновой принадлежности можно выделить монастыри и храмы, находящиеся:

На территории России.

На территории республик СНГ. Как и на территории России здесь существуют епархии РПЦ, например Киевская, Одесская, Харьковская, Черниговская и др. (Украина), Минская, Гомельская, Брестская и др. (Белоруссия), Алмаатинская, Уральская (Казахстан), Ташкентская (Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан).

На территории стран дальнего зарубежья. Монастыри и храмы находятся на территориях Корсунской епархии (Франция, Италия, Швейцария), Таллинской епархии (Эстония) и ряда других.

На двух территориях, играющих особую роль в жизни верующих-православных – Святой Земле (Русская духовная миссия) и Афоне.

По удобству местонахождения с точки зрения транспортной доступности для туристов можно обозначить:

Объекты, находящиеся в крупнейших городах России и других стран (Москва, С.-Петербург, Н.Новгород, Киев) и их ближайших окрестностях. Например, это Свято-Троицкая Сергиева Лавра Ставропигиальный мужской монастырь (г. Сергиев Посад в Московской обл.), Свято-Успенская Киево-Печерская лавра Ставропигиальный мужской монастырь (Киев) и многие другие. Они обычно посещаются большим количеством людей и к ним легко добраться различными видами транспорта: самолетом или поездом (в случае прибытия туриста из другого города или страны), пригородным поездом, на автобусе, метро или пешком. Следует отметить, что в силу их местонахождения в крупных городах (или вблизи их) эти объекты являются элементом обычной среды для значительного числа посетителей-жителей этих городов и их окрестностей. Например, в Новодевичем Смоленской Иконы Пречистой Богородицы женском монастыре (Москва) регулярно совершаются богослужения, в том числе литургии, отмечаются религиозные праздники. На эти мероприятия собирается большое число прихожан, в основном москвичей, которых явно нельзя отнести к туристам. Одновременно эти культовые объекты привлекают православных паломников из других городов, а также туристов-экскурсантов.

Монастыри, находящиеся в областных, краевых, республиканских центрах России и стран СНГ, в районных центрах, ряде других городов и их ближайших окрестностях; относительно легкодоступные в транспортном отношении. Среди очень большого количества таких объектов можно, к примеру, назвать Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь, расположенный в 5 км от Вологды, Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь (Кострома), Свято-Боголюбский мужской монастырь (в окрестностях Владимира). Эти объекты также посещает большое количество прихожан, одновременно сюда устраиваются экскурсии и паломнические поездки. Ежегодное число туристов может колебаться в зависимости от экскурсионной популярности и религиозного значения храма, монастыря, скита, раки со святыми мощами, чудотворных икон и т.д. На это также влияет то, насколько далеко находится этот объект от основных поставщиков туристов (крупных городов России и в гораздо меньшей степени иностранных государств). Следует отметить, что и поездки иностранцев во многих случаях акцентируются на посещение объектов в Москве, С.-Петербурге, Киеве или начинаются и заканчиваются в этих городах.

Монастыри, расположенные в стороне от основных транспортных путей, часто в относительно малонаселенных местах, но в силу их особого значения как паломнических центров привлекающие достаточно большое число посетителей. По мнению автора, типичными примерами таких объектов являются Спасо-Преображенский Валаамский Ставропигиальный мужской монастырь и Спасо-Преображенский Соловецкий Ставропигиальный мужской монастырь (Соловецкие о-ва в Белом море). В тех случаях, когда эти религиозные центры находятся в малонаселенных районах, они имеют ограниченное количество посетителей из числа местных жителей и большинство приезжающих являются паломниками или туристами-экскурсантами. Два вышеназванные монастыря служат примером этому.

Монастыри РПЦ, находящиеся в труднодоступных и обычно малонаселенных районах. Примером может служить Кожеезерский Богоявленский мужской монастырь, расположенный в Онежском районе Архангельской области. Населенных пунктов вблизи монастыря нет, дороги отсутствуют. Добраться до монастыря можно на вездеходе или вертолетом.

По составу несущих монашеские обеты монастыри разделяются на мужские и женские. К примеру, в Московской епархии мужскими являются: Свято-Данилов Ставропигиальный монастырь (Москва), Донской Ставропигиальный монастырь (Москва), Высокопетровский монастырь (Москва), Саввино-Сторожевский Ставропигиальный монастырь (Московская обл.) и многие другие.

К женским монастырям также в Московской Епархии относятся: Зачатьевский Ставропигиальный монастырь (Москва), Покровский Ставропигиальный монастырь (Москва), Александровский монастырь (Московская обл.) и многие другие. В женских монастырях службу в храме осуществляют священники – мужчины, поскольку, по канонам православия женщины не могут вести службу и входить в алтарь храма. Настоятелем женских монастырей является женщина.

По возрасту монастыря в контексте исторической эпохи. С одной стороны, многие из ныне действующих монастырей были основаны в дореволюционные годы. Большинство из них были закрыты в годы советской власти. Значительная часть была возрождена в последние 10-15 лет. С другой стороны, в наши дни создаются новые монастыри. Например, в Свердловской области, в урочище Межная в 1995 г. был основан мужской монастырь Во имя новомучеников российских. Сейчас он строится. В центре г. Иваново в 1991 г. основан Ивановский Свято-Введенский женский монастырь на базе существовавшего Введенского храма.

Можно выделить ряд особенностей приема, размещения паломников и их обязанностей перед монастырем. Существуют:

Монастыри, принимающие паломников по предварительной договоренности или благословению настоятеля. В Троице-Сергиевой лавре паломникам необходимо иметь при себе паспорт, и они могут прибыть в монастырь по предварительной договоренности с паломническим центром. Так в Соловецком монастыре за благословением на проживание следует обратиться к наместнику или благочинному монастыря. Приезжающим следует иметь при себе паспорт. О приезде больших групп паломников следует договориться заблаговременно. В Рождества Богородицы Свято-Пафнутиев Боровском мужском монастыре (Калужская обл.) прием организованных групп должен быть заранее согласован с начальством монастыря. Прибывающим необходимо иметь при себе паспорт. В Валаамском монастыре паломников принимают только по благословению игумена и только через собственную паломническую службу. Свято-Иоанновский ставропигиальный женский монастырь (Петербург) предлагает паломникам заблаговременно договориться о проживании в обители. Мужской монастырь Свято-Николо-Тихонова пустынь принимает паломников в ограниченном количестве.

Монастыри, а) принимающие паломников на ограниченный срок, б) специально не обговаривающие сроки пребывания. Пафнутьев-Боровский монастырь, мужской монастырь Калужская Свято-Успенская Тихонова Пустынь (Калужская обл.) принимают паломников на срок до семи дней, Троице-Сергиева Лавра – на сутки. Свято-Екатерининский мужской монастырь (Московская обл.) принимает однодневные паломнические группы. Им проводится экскурсия и предоставляется монастырская трапеза. В Свято-Николаевском женском монастыре (Донецкая обл. Украины) могут молиться и трудиться в стенах обители три дня, больший срок – по благословению настоятельницы или эконома. В Рождество-Богородицкий Южно-Уссурийский женский монастырь (Приморский край) приезжают группы паломников, живущих на территории приморской епархии. Часто паломники остаются в монастыре на длительный срок.

Монастыри, а) предоставляющие возможности проживания и (или) питания, б) не предоставляющие таких услуг. Киево-Печерская лавра, Свято-Боголюбский монастырь предоставляют богомольцам гостиницу и питание. В Троице-Сергиевой лавре для паломников устраиваются бесплатные завтрак, обед и ужин в паломнической трапезной. Талоны на питание выдаются ежедневно в мужском странноприимном доме по предъявлении паспорта. Паломники без талонов обслуживаются в последнюю очередь. Даже при таком крупном монастыре как Троице-Сергиева лавра гостиницы – женский и мужской странноприимные дома не могут вместить всех желающих. Приволжский Свято-Никольский женский монастырь (Ивановская обл.) принимает паломников, трудников обеспечивает жильем и питанием. Макариево-Унженский женский монастырь предоставляет гостиницу для паломников. Некоторые монастыри имеют ограниченные возможности размещения паломников и поэтому принимают их на непродолжительное время, например, Артемиево-Веркольский мужской монастырь (Архангельская обл.).

Кирилло-Белозерский мужской монастырь, известный паломнический центр русского севера (Вологодская обл.) не имеет мест для приема и размещения большого количества паломников. Но они могут разместиться либо в городской гостинице райцентра Кириллов, либо на находящейся рядом турбазе «Сиверская».

Монастыри, принимающие а) только мужчин, б) паломников как мужского, так и женского пола. Только мужчин принимают Афонский Свято-Пантелеимонов мужской монастырь (монашеская республика Афон, Греция), Пафнутьев-Боровский монастырь.

Паломников обоих полов принимают многие монастыри России, например Троице-Сергиева лавра, Валаамский монастырь. В Богородицком Высоцком мужском монастыре имеются мужская и женская гостиничные кельи на 20 мест каждая для паломников, прибывающих на несколько дней при наличии паспорта. Паломникам, прибывающим на несколько дней и больше в монастыре настоятельно рекомендуются послушания. К примеру, в Калужской Свято-Успенской Тихоновой пустыни паломники заняты строительными работами.

Монастыри а) взимают, б) не взимают плату за пребывание на их территории и питание. Практически все монастыри РПЦ не берут денег с паломников, предоставляя им бесплатное проживание и питание. Как мы только что видели, в монастырях от паломников требуется выполнение работ или послушание. Выполнение определенных работ (строительных, уборка территории и др.) – подвижничество, служение, действия во славу Божью.

Но известны случаи взимания денег за проживание и питание на территории монастыря. Так Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне с 2001 г. установил следующие расценки (табл. 5).

Стоимость проживания и питания паломников на территории Свято-Пантелеимонова монастыря ( в долл. США).

Пребывание\ Категория посетителей До 3 дней (2 ночи) пребывания До 1 недели пребывания До 2 недель пребывания
Священнослужители и миряне
Монахи и дети до 12 лет

Монастыри, а) предоставляющие транспорт паломникам, б) не предоставляющие транспорт. Монастыри могут предоставлять транспорт в определенные дни недели или времена года. Это касается некоторых из отдаленных монастырей, до которых приходится добираться «на перекладных». При этом уже сложилась традиция посещения этих монастырей паломниками. Виды транспорта, предоставляемые монастырями, могут быть различными. Например, Артемиево-Веркольский монастырь в летнее время в воскресные дни организует переправу паломников через реку Пинега. Более распространено предоставление монастырями автобусов, которые берутся в аренду. Так каждую субботу в 8.00 утра от подворья Свято-Введенской Оптиной пустыни (Калужская обл.) в Москве отправляется автобус с паломниками. Они едут в двухдневную поездку в этот монастырь с посещением женского монастыря – Казанской Амвросиевской Шамординской пустыни (Калужская обл.). Монастырский автобус Свято-Успенской Тихоновой пустыни несколько дней в неделю утром забирает паломников из Калуги, а вечером привозит обратно.

Монастыри, располагающие на своей территории а)музеи при монастырях и библиотеки духовной литературы, б) государственные музеи, в) не располагающие таковыми.

В качестве примера монастырей, имеющих на своей территории православные музеи и библиотеки, возьмем Свято-Николаевский Верхотурский мужской монастырь (Свердловская обл.). В монастыре создан церковно-православный музей и имеется библиотека более чем на 3 тыс. томов. В Свято-Даниловом монастыре также действует музей, экспозиция которого рассказывает об истории обители, о новомучениках и исповедниках Российских, о традициях старчества в РПЦ. В Новодевичем монастыре в Москве с 1934 г. по настоящее время находится филиал Государственного исторического музея.

Монастыри, организующие в своих стенах или под своим покровительством а) православные гимназии, епархиальные училища, общеобразовательные школы, б) детские приюты и богадельни, в) одновременно учреждения обеих категорий. В настоящее время происходит усиление влияния РПЦ на жизнь в российском обществе. Возрастает число вышеназванных заведений в рамках образовательной и благотворительной деятельности церкви. Поэтому все большее число монастырей открывает такие заведения или активно участвует в их работе.

В Свято-Успенском женском монастыре (Ивановская обл.) 30 девочек – сирот в возрасте 6-16 лет воспитываются в монастырском приюте. Они учатся в монастырской православной женской гимназии, имеющей государственную лицензию. В Приволжском Свято-Никольском женском монастыре (Ивановская обл.) имеются приют и общеобразовательная школа для девочек – сирот из неблагополучных семей. Школа имеет государственную лицензию. В Казанском Девичем женском монастыре (Калуга)* в здании бывшего Духовного училища находятся православная гимназия и женское епархиальное училище. Свято-Николаевский монастырь открыл православный приют «Отрада», для детей, родители которых страдают алкоголизмом и наркоманией. При Свято-Духовом мужском монастыре (Волгоград) действует Царицынский православный университет прп. Сергия Радонежского. В Свято-Троицком Ново-Голутвином женском монастыре (Московская обл.) действует православный благотворительный медицинский центр, в котором сестры монастыря, являющиеся дипломированными специалистами, оказывают безвозмездную помощь населению. За год удается принять до 3 тыс. пациентов.

В выходные и праздничные дни может быть больше мероприятий, чем в обычные. Так в некоторых монастырях в эти дни проходит всенощное бдение и могут быть, например, две литургии вместо одной в будни. В каждом монастыре отмечаются свои праздники местночтимого святого, чудотворной иконы. Почти во всех монастырях РПЦ культовые действия совершаются каждый день. Но есть и исключения. Так в женском монастыре Николо-Одринская пустынь (Брянская обл.) богослужения не проводятся в понедельник. В уже известном нам Казанском монастыре богослужения проводятся только по субботам, воскресеньям и праздникам. Также в одних храмах службы могут проводиться только летом, а в других – круглый год.

Все эти особенности следует учитывать сотрудникам туристских фирм, планирующих поездки по монастырям. Если какая-нибудь группа хочет посетить ряд монастырей для молитвенного общения следует очень внимательно разрабатывать маршрут, учитывая особенности каждого монастыря в отдельности, соотнося монастырское расписание служб со временем пребывания в пути, питания, отдыха и т.д. Если этого не делать, то могут возникать накладки. Скажем, туристы прибыли в храм (тем более, если это зима), а он будет открыт только через час, или, наоборот, служба уже заканчивается или ее вообще не должно быть по расписанию в этот день. Важной для паломников особенностью ряда монастырей является то, что службы там проводятся по полному суточному кругу богослужения. Примером этому может служить Рождество-Богородичный Снетогорский женский монастырь. Известны случаи, когда один монастырь совершает богослужения по образцу другого монастыря, пользующегося известностью и авторитетом. Так Пафнутиев-Боровский монастырь придерживается образца богослужения, практикуемого в Троице-Сергиевой лавре. А в Ново-Тихвинском женском монастыре (Екатеринбург) службы поются знаменным распевом по византийскому образцу.

Многие туристы, посещающие монастыри и храмы России постоянно проживают в крупных городах. Как мы знаем, для крупных городов характерен быстрый ритм жизни. Часто люди крупных городов страдают от хронической усталости, их утомляют городская спешка, суета, большое количество дел и времени, затрачиваемого на транспорт. Кроме того, очень специфическим является сознание горожан. Поэтому для туристов, посещающих монастыри, находящиеся в сельской местности, малых городах России очень интересно наблюдать особенности жизни и быта монахов, послушников, трудников монастырей. Особенности жизни и быта монашествующей братии могут быть откровением для туристов, особенно экскурсантов, которые могли впервые отправиться в поездку по религиозным местам, находящимся за пределами их обычной среды. Эти особенности следует учитывать специалистам, разрабатывающим турпродукт, в политике его продвижения, а также при сегментировании рынка. Через акцентирование внимания на какой-либо изюминке жизни в монастыре, нетипичной для жизни светских горожан, можно повысить туристскую привлекательность посещаемых мест.

Но особенно интересно видеть специфические особенности жизни монастыря (гораздо более оригинальные, чем просто возделывание собственного огорода в сельских монастырях), быть свидетелем особенных форм подачи материала при экскурсиях. Так в Александровском женском монастыре (Московская обл.) реализуется цель просветительской деятельности – знакомство посетителей с жизнью православной церкви. Экскурсии проходят с проведением молебнов, демонстрацией духовных спектаклей и видеофильмов на православные темы. В Ново-Голутвином монастыре имеется детский клуб любителей животных, так как здесь живут верблюд, пони и собаки. Сестры монастыря в своем собственном питомнике разводят среднеазиатских и кавказских овчарок.