Церковь где венчался Пушкин

Пять веков российской истории: судьба легендарного храма, где венчался Пушкин

Загадка имени: почему Вознесение большое?

Храм Вознесения Господня в Сторожах, или Большое Вознесение, — один из самых известных в Москве. Именно там венчались Александр Пушкин и Наталья Гончарова. Слово «большое» в названии указывает на близкое соседство с другой церковью — храмом XVII века, расположенным напротив консерватории (Большая Никитская улица, дом 18), который называется Малое Вознесение. Не так давно там тоже завершилась реставрация.

Церковь Большое Вознесение (Большая Никитская улица, дом 36, строение 1) названа в честь Вознесения Господня. Праздник отсылает к описываемому в Евангелии событию — восшествию Христа на небо после воскресения.

Первая церковь на месте нынешнего Большого Вознесения появилась в середине XVI века. Тогда это было ближайшее Подмосковье — храм стоял за крепостной стеной Белого города. В XVII веке неподалеку располагался дворец Натальи Кирилловны Нарышкиной — жены царя Алексея Михайловича и матери Петра I. По ее приказу на месте деревянной церкви построили каменную — Вознесенский храм. Работы завершили в 1685 году.

Пять великих архитекторов: кто построил церковь?

Веком позже граф Григорий Александрович Потемкин решил возвести здесь полковую церковь (он был командиром в Преображенском полку). Новый храм строили рядом со старым.

Строительство началось в 1798 году, за год до рождения Пушкина, а завершилось в 1836 году, за год до его смерти. Но отделочные работы и внутренняя роспись храма продолжались еще 12 лет.

Первым архитектором проекта стал Василий Баженов. Чуть позже храмом занялся Матвей Казаков, который оставил большое архитектурное наследие в Москве. Среди его работ — Сенат Московского Кремля, дворец в Царицыне, Петровский путевой дворец и генерал-губернаторский дом на Тверской (сейчас в перестроенном здании расположена Мэрия Москвы).

От флигеля до усадьбы в стиле классицизма: истории московских реставраторов

При пожаре 1812 года храм сильно пострадал, и его пришлось строить заново. Проектом руководил Федор Шестаков, известный работами в стилях ампир и классицизм. Он, например, спроектировал и построил ограду Александровского сада Московского Кремля, трапезную храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, колокольню и трапезную храма Святителя Николая в Толмачах. После смерти Шестакова в 1836 году храмом занялся Евграф Тюрин. Он построил Богоявленский собор в Елохове, храм Мученицы Татианы при МГУ имени М.В. Ломоносова и восстановил Арсенал в Московском Кремле. Приложил руку к Большому Вознесению и Осип Бове — архитектор Манежа, Большого театра, Александровский сада и Триумфальных ворот.

Придел Николая Чудотворца: где венчался Пушкин?

К 1831 году старый храм разобрали, службы перешли в новый. Среди прихожан была жившая неподалеку семья Гончаровых. В недостроенном храме, в приделе Николая Чудотворца, 18 февраля 1831 года венчалась девица Наталья Гончарова с чиновником коллегии иностранных дел Александром Пушкиным. В Большом Вознесении Пушкина поминают ежегодно.

Спал в театре, проигрывал в карты, спорил с тещей: что еще Пушкин делал в Москве

После того как здание церкви было в 1836 году построено, колокольню, полагавшуюся храму по проекту, возводить не стали. От предыдущей церкви осталась шатровая колокольня, которая прослужила до 1937 года. 19 сентября 1848 года митрополит Московский Филарет освятил новый храм.

Советский период: пение Шаляпина и превращение в высоковольтную лабораторию

В XX веке храм стал свидетелем революционных событий. В октябре 1917 года в Москве шли уличные бои — в том числе на Тверском бульваре, Арбате и на площади Никитские Ворота. Утром 28 октября Кремль был занят юнкерами, но 2 ноября после артиллеристского обстрела они сдались революционным войскам и покинули Кремль. Именно в храме Большое Вознесение отпевали погибших студентов и юнкеров.

В 1920 году в церкви прошло венчание дочери Федора Шаляпина, знаменитый певец сам читал Апостол.

5 апреля 1925-го в храме отслужил свою последнюю литургию патриарх Тихон. Он был избран в 1917 году и стал первым с 1721-го патриархом в России. Через два дня после службы Тихон скончался.

В 1931 году храм закрыли, а в 1937-м снесли колокольню, но сама церковь уцелела. Сначала там был гараж, а 1960-х — лаборатория высоковольтных газовых разрядов и молниезащиты Энергетического института имени Г.М. Кржижановского. Пространство храма заполняла установка для искусственных молний, шары и спирали.

В 1987-м лаборатория съехала, а храм был передан Русской православной церкви. 23 сентября 1990 года патриарх Алексий II провел там первую службу. С этого момента началась новая глава в истории Большого Вознесения — реставрация.

Реставрация храма и пожертвования москвичей

Реставрацией живописи церкви более 10 лет занимался Алексей Артемьев. Признанный еще в советское время реставратор в 1990-е годы восстановил не один храм. За воссоздание росписи храма Христа Спасителя он награжден медалью Академии художеств.

20 мая 1999 года храм был освящен. В том году отмечали 200-летие со дня рождения Александра Пушкина, и церковь стала одной из площадок праздника.

В 2002–2004 годах была построена колокольня, очень удачно вписавшаяся в архитектурный облик храма. Автор проекта Олег Журин взял за основу эскизный проект Федора Шестакова. Журин также принимал участие в восстановлении Казанского собора на Красной площади и многих других памятников архитектуры. Средства на колокола, убранство и реставрацию церкви собрали москвичи.

Сегодня в Большом Вознесении можно услышать не только колокольный звон. В храме с прекрасной акустикой выступают хоровые коллективы, например во время Московского пасхального фестиваля.

Второе рождение: столичная программа помогла вернуть храм москвичам

Воссоздание уникального художественного облика церкви продолжилось и в 2010-е. Реставрация стала возможной благодаря принятой Правительством Москвы городской программе субсидий религиозным организациям на реставрационные работы объектов культурного наследия. Главное преимущество программы — деньги выделяются на восстановление памятников как федерального, так и регионального подчинения. Это позволяет быстро проводить необходимые работы. Программа одобрена Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и рекомендована другим регионам.

Храм Святителя Николая Чудотворца в Кленниках готовят к реставрацииМозаика с ангелом и белокаменные ступени: археологи нашли руины снесенного в начале XX века храма В стиле елизаветинского барокко: в Царицыне реставрируют храм с колокольней XVIII века

В рамках этой программы в церкви Большое Вознесение обустроили пандус и лестницу со стороны Малой Никитской улицы, укрепили кирпичную кладку сводов и стен трапезной и семь столбов ограды. В 2017–2018 годах в храме реставрировали живопись на стенах и сводах двух приделов, центрального алтаря и подкупольной части. Также специалисты восстанавливали искусственный мрамор и лепной декор церкви.

Всего в Москве насчитывается 432 объекта культурного наследия религиозного значения, которые относятся к Русской православной церкви. Многие из них отреставрированы в рамках городской программы субсидий или городской программы «Культура Москвы».

С 2011 года работы проводились на 85 объектах, причем 54 из них либо уже отреставрированы полностью, либо будут готовы к концу года.

Среди воссозданных храмов, где прошли или еще идут работы, такие известные достопримечательности, как Высоко-Петровский монастырь (улица Петровка, дом 28, строение 3), церковь Симеона Столпника (Поварская улица, дом 5, строение 1), ансамбль церкви Всех Скорбящих Радости (улица Большая Ордынка, дом 20), церковь Николы в Хамовниках (улица Тимура Фрунзе, дом 1/2, строение 1), церковь Ивана Предтечи под Бором (Пятницкая улица, дом 4/2, строение 8), церковь Флора и Лавра (Дубининская улица, дом 9/3, строение 1), ансамбль Рождественского монастыря (улица Рождественка, дом 20/8, строение 16), церковь Малое Вознесение (Большая Никитская улица, дом 18), ансамбль Ивановского монастыря (Малый Ивановский переулок, дом 2а, строение 1).

Храм, где венчался Пушкин, передан в собственность Церкви

Москва, 12 декабря 2018 г.

Фото: bolshoevoznesenie.ru

Издано распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 14 августа 2018 г. № 26723 о передаче в собственность Русской Православной Церкви объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Большое Вознесение, 1848 г., арх. А.Г. Григорьев», расположенного по адресу: г. Москва, ул. Большая Никитская, д. 36, сообщает пресс-служба Финансово-хозяйственного управления.

Местная религиозная организация: Православный приход храма Вознесения Господня («Большое Вознесение») у Никитских ворот гор. Москвы Московской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).

История

Первое упоминание

Деревянная церковь «Вознесения Господня, что в Сторожах» впервые упоминается в летописях XV века. Храм сгорел в 1629 году. Возможно, название «в сторожах» связано с деревянным укреплением на опасном западном направлении — с острогом.

Храм на Царицыной улице

В 1685—1689 годах царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной, чей двор находился неподалеку, на месте нынешнего Столового переулка, был построен каменный Вознесенский храм «о пяти каменных главах» с приделами иконы Божией Матери «Владимирская» и святителя Николая — чуть западнее ныне стоящего.

XVIII век

В XVIII веке участок перешел в собственность князя Г. А. Потемкина. Есть версия, что в Вознесенском храме в 1774 году состоялся тайный брак Г. А. Потемкина с Екатериной Великой. Во всяком случае именно он заказал в 1790 году, незадолго до своей смерти, строительство новой, более просторной каменной церкви.

Архитекторы

Кому принадлежал первоначальный эскиз основного здания, доподлинно неизвестно: называются имена В. И. Баженова, М. Ф. Казакова, И. Е. Старова. Строительство началось в 1798 году с трапезной по проекту М. Ф. Казакова.

Трапезная имеет примыкающую галерею и два придела, в которых ныне расположены престолы иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радости» и Николая Чудотворца.

Пожар и восстановление

Во время пожара 1812 года недостроенное здание выгорело. Общестроительные работы и работы по восстановлению и благоукрашению завершены в 1816 году. В этой трапезной 18 февраля (2 марта) 1831 года состоялось венчание Александра Сергеевича Пушкина с Натальей Николаевной Гончаровой.

Строительство центральной части храма

К 1831 году старая церковь была разобрана, за исключением колокольни. Строительство центральной части храма началось в 1827 году архитектором Ф. М. Шестаковым (1787—1836). В 1830 году О. И. Бове переработал проект, дополнив его ионическими портиками на северном и южном фасадах, которые усиливают элементы классицизма в здании.

Иконостасы

Иконостасы выполнены в 1840 году архитектором М. Д. Быковским. Окончательно строительство было закончено только в 1848 году А. Г. Григорьевым.

Стиль

Здание в целом выполнено в стиле ампир. Основой является монументальный прямоугольный объем (четверик), украшенный боковыми портиками, в которых находятся боковые престолы: Сретения иконы Божией Матери «Владимирская» и Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Четверик завершается цилиндрическим световым барабаном с полусферическим золоченым куполом.

Со стороны площади примыкает полукруглая апсида. Внутренняя часть церкви обладала прекрасной акустикой. Ныне здание является архитектурной доминантой площади.

Прихожане

Прихожанами были представители дворянства, купечества и интеллигенции, жившие рядом. В этом храме в 1863 году отпевали М. С. Щепкина, в 1928 году — М. Н. Ермолову.

13 ноября 1917 года в храме отпевали юнкеров и офицеров, погибших во время октябрьских боев в Москве.

Патриарх Тихон

5 апреля 1925 года в храме совершил свое последнее богослужение Патриарх Московский и всея Руси Тихон; за богослужением был поставлен во епископа Сергий (Никольский).

Период богоборчества

В 1931 году храм был закрыт. В 1937 году снесена колокольня XVII века. Хотя здание оставили как памятник пушкинской эпохи, убранство было утрачено. До 1987 года в храме размещались склад тары и лаборатория Научно-исследовательского института им. Кржижановского, планировалось открыть концертный зал. В 1987—1990 годах была проведена реставрация, открыта часть исторической живописи.

Возрождение

В 1990 году храм был передан Московской Патриархии. Богослужения возобновлены 23 сентября 1990 года; в 1999 году, на праздник Вознесения Господня, храм освятили архиерейским чином.

Новая колокольня

В 2002—2004 годах с западной стороны храма была заново отстроена колокольня. Архитектор-реставратор: Олег Игоревич Журин. 20 мая 2004 года колокольню освятил Патриарх Алексий II. Строительство колокольни — пример «воссоздания» никогда не существовавшего памятника: проект был разработан О. И. Журиным с использованием проектов архитекторов конца XVIII века и 30-х годов XIX века.

В 2007 году в храме отпевали историка и исследователя русской архитектуры А. И. Комеча.

Храм «Большое Вознесение» у Никитских Ворот

Адрес: Большая Никитская, 36.

Именно в этом просторном храме (тогда еще не достроенном)18 февраля 1831 года венчались Александр Сергеевич Пушкин и Наталья Гончарова. Об этом знают не только старые интеллигенты, но и безбашенные уличные художники – именно они украсили одно из ближайших зданий забавным граффити, на котором Пушкин и Гончарова делают свадебные селфи. С выбором храма великому поэту помог митрополит Филарет, который, как и сам Пушкин, был масоном.

Однако история храма связана не только с именем Пушкина. По одной из версий, еще в 1774 году там прошло тайное венчание самой императрицы Екатерины Второй и ее фаворита Григория Потемкина. Потемкин пожертвовал храму приличную сумму денег на перестройку, а также свадебные венцы со своим и императрицы портретами.

Здесь же в 1921 году Федор Шаляпин выдал замуж свою дочь Ирину. Великий певец не только вел дочь к алтарю, но и сам читал «Апостола» во время таинства.

Не обходят вниманием храм и современные звезды. Например, в 2008 году актер и шоумен Николай Фоменко выбрал его для тайного венчания с Натальей Кутобаевой.

  • 1685 г. – построен первый каменный храм.
  • 1848г. – храм приобретает нынешний вид.
  • 1931 г. – закрытие храма, 1990 – возвращение храма Церкви.

Храм «Большое Вознесение» у Никитских Ворот

Храм Илии Пророка Обыденного в Обыденском переулке

Адрес – 2-й Обыденский переулок, дом 6 (метро «Кропоткинская»).

Один из немногих храмов, не прекращавших деятельность на протяжении всего советского времени. Его пытались закрыть два раза – в 30-е и в 40-е годы, но в первый раз прихожанам самим удалось отстоять родную церковь, а во второй – из-за военных забот представители власти сами забыли об уже готовом приказе. В апреле 1973 года здесь обвенчался со своей второй женой Натальей Светловой Александр Солженицын, затем – крестил двоих сыновей. Уже через год после бракосочетания писатель и его семья были высланы из страны.

Храм привлекает москвичей поздним временем работы – он открыт до 22.00 (обычно православные храмы закрываются в районе семи часов вечера). Церковная лавка при входе поражает разнообразием и богатством товаров, так что если вам нужно выбрать хороший подарок для православных родных и друзей – лучшего места не найти. В храме хранятся важные святыни, в том числе перевезенные в советские годы из других, закрытых храмов: икона Божией Матери «Нечаянная радость» из Кремля, Владимирская Икона Божией Матери 17го века из Зачатьевского монастыря, Спас Нерукотворный, частица пояса Богородицы, частицы мощей преподобного Серафима Саровского.

  • Построен в 1702 году.

Храм Илии Пророка Обыденного в Обыденском переулке

Храм Симеона Столпника на Поварской

Адрес – Поварская улица, дом 5, строение 1.

Этот небольшой, но старинный храм, построенный в стиле русского узорочья, стал местом обмена клятв сразу для нескольких легендарных пар. В 1801 году здесь тайно обвенчались граф Шереметьев и крепостная актриса Прасковья Жемчугова, в 1816 году – писатель Сергей Аксаков и Ольга Заплатина, дочь суворовского генерала. Документы о венчании Аксакова до сих пор хранятся в церковном архиве. А в 1866 году состоялось венчание еще одного известного человека – обер-прокурора Синода Константина Победоносцева, с Елизаветой Энгельгардт. Прихожанами храма также были родители Софьи, жена Льва Толстого, граф А.П. Толстой и живший тогда в его доме Гоголь.

Еще одно яркое венчание успело случиться в храме уже после революции – в 1918 году здесь вышла замуж за Ю.М. Неелова Елена Сергеевна Нюренберг, будущая третья жена Михаила Булгакова. В советские годы церковь была закрыта, зато попала в кадр в одном из эпизодов фильма «Иван Васильевич меняет профессию». А уже в 2005 году древние стены встретили еще одну знаменитую пару – Николая Караченцева и его жену Людмилу Поргину. Супруги обвенчались в 30-ю годовщину свадьбы, уже после аварии, в которую попал актер.

  • Построен в 1679 г.
  • 1938г. – закрытие
  • 1965-1966 г. – реставрация
  • 1991 г. – возвращение храма Церкви.

Храм Симеона Столпника на Поварской

Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке

Адрес – 1-й переулок Тружеников, 8/1, метро “Киевская»

А теперь давай переместимся уже слегка за пределы Садового кольца, на задворки метро «Киевская». В начале двадцатого века это место считалось едва ли не окраиной, именно поэтому его и выбрал для тайного венчания Антон Павлович Чехов.

Чехов ужасно не хотел пышной церемонии, так что даже невеста, актриса Ольга Книппер узнала о венчании буквально за пару дней. А родственников и друзей писатель и вовсе решил перехитрить. Он выслал всем приглашение на званый обед. Пока гости сидели за столом и ждали хозяев, гадая о цели обеда, молодожены быстро обвенчались и сразу же уехали в Нижний Новгород. На Таинстве присутствовали только четверо свидетелей и церковные сторожа. Уже из поездки Антон Павлович отправил родным телеграмму с радостной вестью.

  • Год основания – 1658.
  • 1930г. – закрытие
  • 1993 – возвращение Церкви.

Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке

Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Перово

Адрес – Москва, улица Лазо, дом 5, метро «Перово», «Шоссе энтузиастов».

Здесь, по преданию, царица Елизавета Петровна тайно обвенчалась со своим фаворитом, графом Алексеем Разумовским. Правда, точного подтверждения этой информации нет. Известно только, что в 1744 году имение, на территории которого находилась церковь, было пожаловано Разумовскому, и тот потратил достаточно средств на ее украшение. Елизавета также одарила церковь роскошной утварью и даже сама вышила ризы для перовских священнослужителей. Говорят, что пару благословил на брак личный духовник императрицы – Федор Дубянский. Датой свадьбы разные источники называют то 1742, то 1744 год. В любом случае, в красивую легенду хочется верить, да и в архитектурном отношении церковь – интересный образец «голицынского барокко»

  • Год окончания строительства – 1705.

Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Перово Теги венчания храмы Москвы церкви

2 марта 1831 года, в Москве, в церкви Большого Вознесения на Большой Никитской, был совершен обряд венчания Александра Пушкина с Натальей Гончаровой. Об этом свидетельствует запись в церковной метрической книге, ныне хранящейся в Центральном историческом архиве Москвы. Пушкину — 31 год, Натали — 18. С этим историческим фактом связано немало легенд, слухов, да и просто баек. У Александра Сергеевича и его будущей тещи отношения изначально не сложились. Наталью Ивановну Гончарову многое смущало в женихе. И его бурное прошлое (сам Пушкин говорил, что Натали у него 113-я любовь). И весьма неровные отношения с властью. И, мягко говоря, неустойчивое финансовое положение. Она долго не давала согласие на этот брак, и когда Пушкин его, в конце концов, получил, он, грешным делом, подумал: а надо ли? Но на этом дело не кончилось. В день венчания мать невесты сообщила Александру Сергеевичу, что свадьбу придется отложить. Причина — нет денег на карету, чтобы доехать до храма. Пушкин, скрепя сердце, послал теще тысячу рублей… Когда Александр Сергеевич надумал жениться и сообщил о своем решении родителям, отец поэта Сергей Львович, подарил ему деревню Болдино. Пушкин заложил 200 душ крепостных крестьян, получив за них 30 тысяч рублей. 11 тысяч — пошло на свадьбу, а на остальные он рассчитывал спокойно пожить с женой. Вот из них-то и была послана теще та самая тысяча — на транспорт и непредвиденные расходы. Кстати, на себе Пушкин решил сэкономить и венчался во фраке, который занял у своего приятеля. Во время венчания Пушкина и Гончаровой в церковь старались не пускать посторонних. Для этого к церкви была даже прислана полиция. Само венчание тоже наделало много шуму. Согласно легенде, свершилось несколько плохих примет: жених, задев за аналой, уронил крест; во время службы, неожиданно погасла одна из свечей; шафер Пушкина, устав держать венец, передал его своему товарищу; и в завершение всего, при обмене колец, одно из них упало на пол. Пушкин изменился в лице и шепнул кому-то из друзей: «Все дурные предзнаменования». Из церкви Пушкин направился с женою в нанятую им квартиру в сохранившемся под номером 53 доме (сейчас там музей) на Арбате, где у них начался медовый месяц. Вероятно, это был самый счастливый период в их совместной жизни. В письме того времени Пушкин сказал: «Я — женат — и счастлив; одно желание моё, чтобы ничего в жизни моей не изменилось — лучшего не дождусь.» (художник Евгений Устинов, «Венчание»)

Во время венчания свеча погасла: История брака Александра Пушкина и Натальи Гончаровой

«Пушкин с женой перед зеркалом на придворном балу». Художник Н. Ульянов, 1936 г

Они венчались 2 марта 1831 г. в храме «Большое Вознесение» у Никитских Ворот. Оттуда молодые сразу поехали на Арбат, 53, где поэт снял 5-комнатную квартиру в доме Хитрово. Ему было 31, ей — 18.

Во время венчания то ли свеча погасла, то ли кольцо пушкинское упало: дурной знак! Так и вышло: с того дня, сделав выбор в семейной жизни, поэт сделал и первый шаг к своей гибели.
Любвеобильный пылкий «арап» (так он себя называл) сам признавался, что Гончарова была его 113-й любовью. Было до неё и сватовство — к дальней родственнице С. Ф. Пушкиной, но поэт получил отказ. И бурные чувства — к кн. Е. Голицыной, гр. Е. Воронцовой, к Амалии Ризнич (бывшей, по слухам, ранее любовницей Байрона!), к «гению чистой красоты» Анне Керн (о которой, правда, поэт писал позже, что «мимолётное виденье» он-таки «с помощью божьей у…»). Был и ребёночек на стороне — от крепостной девицы в Болдино, которую он «по нечаянности обрюхатил». Даже полюбив, женившись, остепенившись, поэт продолжал ухаживать за дамами. Есть свидетельства, что Пушкин был серьёзно влюблён в сестру жены девицу Александрину и что якобы в супружеской постели был найден её крестик. Кстати, Натали была весьма ревнива.

«Умру за неё»
Натали он звал «жена», «жёнка» — по-домашнему. Она была первостатейной красавицей Петербурга. Рост даже по нынешним меркам «модельный» — 177 см! Баснословно тонкая талия, роскошные грудь, плечи, огромные глаза… Правда, она была близорука и слегка косила, поэтому муж называл её «моя косоглазая мадонна», а Карл Брюллов даже будто бы отказался из-за этого писать по просьбе Пушкина её портрет. Но и известные портреты дают представление об абсолютной красоте Натальи Николаевны. Пушкин влюбился, увидев её, 16-летнюю, на балу, и два года добивался её руки. «Бог свидетель — я готов умереть за неё», — писал он, жених, будущей тёще. Словно напророчил.
«Ты ни в чём не виновата», — первое, что произнёс поэт, когда его, раненного, принесли домой. И после повторял непрестанно, умирая почти двое суток. И это Пушкин! Пушкин, доведённый до бешенства гнусными сплетнями и анонимными посланиями! С его-то бешеным темпераментом! Всё, происходившее в их семье в последние месяцы, напоминало трагедию Отелло и Дездемоны. Разница лишь в одном: Отелло немедленно поверил в измену любимой, Пушкин не верил ни секунды.

Натали многие считали холодной, безжизненной, «мраморной». А она была попросту очень молода. Застенчива, сдержанна, молчалива. Гораздо позже она признавалась, что только во время молитвы обретает «душевное спокойствие, которое часто раньше принимали за холодность, и меня в ней упрекали. Что поделаешь? У сердца есть своя стыдливость. Только Бог и немногие избранные имеют ключ от моего сердца». И не зря Пушкин писал: «А душу твою люблю ещё более твоего лица».
Сохранилось совсем немного писем Натальи Николаевны к Пушкину. А те, что можем прочесть, рисуют облик доброй, спокойной, простой, семейственной, а не простоватой и уж никак не глуповатой пустенькой женщины. За шесть лет брака она родила ему четверых детей. Пятого недоносила, был выкидыш по дороге с очередного бала. За это она была по-отечески строго отчитана в письме мужем; но и здесь на первом плане у него страх за её здоровье. Она вела хозяйство, что было весьма непросто при маленьком достатке и вечных долгах: «Мне очень не хочется беспокоить мужа всеми своими мелкими хозяйственными хлопотами — и без того вижу, как он печален, подавлен». Хотя к бедности Наташе Гончаровой было не привыкать — родом из полуразорившейся семьи, она с сёстрами, бывало, являлась на балы в старых перчатках и рваных ботинках.

У многих осталось ощущение искреннего супружеского счастья от их семейной жизни. Он — в креслах, она у ног его, голова на его коленях: такую картину застали гости их дома за три дня до трагедии. А уж после гибели Пушкина даже недоброжелатели этой пары переживали всерьёз, что «несчастную жену едва спасли от безумия». Нервные судороги её были такой силы, что во время припадков ноги касались головы, а ночами она кричала: «Пушкин!» Из-за крайней слабости не пошла даже на отпевание, не поехала и сопровождать тело мужа в Святогорье. Тем не менее для многих она стала женщиной, осиротившей Россию.
«Бес попутал»
У Пушкина это была 29-я дуэль. Он стрелялся даже с лицейским другом Кюхлей (В. Кюхельбекером). Правда, до кровопролития не дошло ни разу, дело чаще заканчивалось миром. Ведь многочисленные «вызовы» случались из-за горячности Пушкина, но он быстро остывал и легко переводил всё в курьёз, смех. История роковой дуэли с Дантесом обросла множеством версий, домыслов. Трагедия эта — в последнюю очередь любовная драма. Скорее политический детектив. Какую роль на самом деле сыграл красавец-кавалергард Жорж Дантес, усыновлённый голландским посланником бароном Луи Геккереном? Ходили слухи, что стареющий новоявленный «отец» был его любовником. Но как мог он тогда «организовывать» Жоржу женитьбу на сестре Гончаровой Катрин? Ведь люди подобной ориентации страшно ревнивы.

Увы, но Пушкин сам искал этой дуэли. Первый вызов был ещё в ноябре 1836-го, после получения им анонимного письма с посвящением в орден рогоносцев. Но тут Дантес внезапно сделал предложение Катрин Гончаровой, и оно было принято: бедной приживалке в семье Пушкина, безумно влюблённой в Жоржа, и не снилось такое «счастье». Однако ухаживания Дантеса за Натали, наглые, дерзкие, на грани приличий, продолжились и после свадьбы. Пушкин стал мишенью, посмешищем, он был издёрган, взбешён. И теперь уже после вызова Дантеса, спровоцированного поэтом, он был согласен на самые кровавые условия (к примеру, дуэль была бы возобновлена, если бы Пушкин выжил).
Камер-юнкер и титулярный советник Пушкин (оба «звания» были одинаково унизительны для 37-летнего «солнца русской поэзии») умер в страшных страданиях. Похоронили его без почестей, но со странными предосторожностями, ночью вынеся гроб на отпевание вместо Исаакиевского собора в Конюшенную церковь при огромном количестве жандармов. И затем, заперев гроб в ящик, завернули его в рогожу и на соломе в санях спешно и опять же с жандармом отправили тело в Святые Горы, где поэт, по его прижизненному желанию, покоится рядом с матерью и предками из рода Ганнибалов.

Дантес был депортирован из России, дожил до чинов и глубокой старости. А на вопрос, как он мог, отвечал: «Бес попутал».