Церковь Покрова на нерли 1165

Содержание

Церковь Покрова на Нерли. Самый совершенный храм, созданный на Руси

Церковь Покрова на Нерли

Попроси любого соотечественника назвать несколько православных храмов, что он ответит? Наверное, самым распространенным будет ответ – храм Христа Спасителя, собор Василия Блаженного и церковь Покрова на Нерли. Чем примечательны первые два храма, понятно. А вот почему такую всемирную известность и любовь снискала скромная и простая церковь Покрова на Нерли?

Храм Покрова на Нерли

Церковь Покрова на Нерли — произведение искусства

Когда пишут и говорят об этом храме, обычно приводят слова Игоря Грабаря: «Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства». Что же сделало этот храм таким знаменитым – его история? Или, может быть его удивительный гармоничный облик?

Церковь Покрова на Нерли — памятник становления и расцвета Владимирского княжества при Андрее Боголюбском. Этот удивительный человек задался целью создать новую столицу Руси, подобную Киеву, и не только Киеву, но и Константинополю и Иерусалиму. Всего за 7 лет было выстроено множество прекрасных храмов во Владимире, построено Боголюбово и, как венец всему, храм Покрова на Нерли. Он был построен на расстоянии версты от Боголюбовского замка, при слиянии двух рек – Нерли и Клязьмы. Устье Нерли – это своеобразные речные ворота Владимирской земли на оживленном торговом пути Нерль-Клязьма-Ока-Волга. Церковь Покрова возвышается над берегом старицы Клязьмы на округлом, поросшем травой и деревьями холме. Она будто вырастает из этого холма, и невольно восхищаешься, как удачно выбрано место для постройки храма. Но это только на первый взгляд кажется, что все так просто. На самом деле, храм хранит множество секретов, и строительных и исторических.

Церковь Покрова на Нерли. История

Что, собственно, известно об этом знаменитом памятнике зодчества? Скупые летописные сведения о храме не сообщают ни даты, ни даже названия церкви: «И потом приде от Киева Андрей Юрьевич и створи Боголюбный град…и постави церкви две камены». Правда, еще в одной летописи упоминается все-таки то, что храм на Нерли в честь Покрова. Некоторые сведения о ней есть в «Житии Андрея Боголюбского». Из него следует, что храм связан с победоносным походом Владимирцев на болгар и с гибелью от ран княжича Изяслава Андреевича (сына Андрея Боголюбского) в 1165 году. Удивительны и сроки строительства храма. Обычно церковь строили за 3-4 сезона, но «оную церковь единым летом соверши и обитель монашествующим при ней содела «, т. е храм был возведен за один год.

Читайте также — Монастырь без секретов

Само посвящение храма Покрову Пресвятой Богородицы очень необычно. Ведь праздник этот зародился именно на Руси, в Византии его не было. Но наиболее ранние из дошедших до нас икон Покрова относятся к XIV-XV векам. Да и Покровских церквей, построенных на Руси ранее этого времени, не известно. Непосредственно с именем князя Андрея Боголюбского связывается установление праздника Покрова, считается, что он был учрежден на Руси в 60-е годы XII века. Важнейшим аргументом в пользу этого предположения, стало как раз посвящение церкви, построенной в княжеской резиденции. С литературным творчеством самого Андрея Боголюбского исследователи связывают и тексты на праздник Покрова, дошедшие до нас в более поздних списках – «Проложное сказание», «Слово» и «Служба».

Фото: www.photorow.ru

Правда, есть мнение, что посвящение храма, построенного князем Андреем, могло быть связано и с другим праздником, установленным им после чуда, случившегося 1 августа 1164 года, когда во время похода на волжских болгар от образов Спаса, Владимирской Богоматери и креста, находившихся в русском войске, начали исходить огненные лучи. Именно с этим победоносным походом, успех которого обеспечила икона Владимирской Божией Матери, «Житие Андрея Боголюбского» связывает строительство церкви Покрова. Впоследствии, храм, возможно первоначально посвященный Спасу и Богородице, стал Покровским, вероятно, даже без специального переименования.

Немало секретов хранит и сама конструкция храма. Его современный облик так прекрасен и совершен, так вписывается в окружающий ландшафт, что кажется, так и он был задуман изначально. Однако, благодаря археологическим исследованиям, мы знаем, что во времена своей «молодости» храм выглядел иначе. А великолепный холм-пьедестал, оказывается, является делом рук человеческих. Изначально храм был обнесен открытыми галереями с перекрытиями, на которых устроены «гульбища». Высота галереи составляла 5,5 м ., а в юго-западном углу аркада превращалась в толстую стену с внутренней лестницей, откуда был вход на хоры.

Секрет холма

При археологическом исследовании открылся и удивительный секрет холма. На низменном пойменном берегу полая вода поднималась при разливе более чем на три метра. Потому-то и строительство здесь велось совершенно особенным образом. Сначала был заложен фундамент из булыжника на известковом растворе глубиной 1,60 м , до слоя материковой глины. На фундаменте в два приема возвели основание стен из тщательно тесанного, плотно пригнанного камня, высотой 3,70 м . Снаружи и внутри эти стены засыпали глинистым супесчаным грунтом и плотно утрамбовали. Подземная часть храма составляет, таким образом, 5,30 м . Вот так в устье Нерли вырос искусственный холм, ставший пьедесталом для церкви Покрова и предохраняющий ее от коварных весенних вод. Холм был покрыт панцирем из белокаменных плит с водосточными желобами и лестницами, сбегающими к пристани.

Получается, современный облик храма, такой цельный и законченный, — лишь

основное ядро. Когда-то это выглядело совершенно по-иному – над водой поднимались белокаменные ярусы – широкий холм, внушительный пояс аркад-галерей, затем сам храм и, наконец, цилиндрическая башенка барабана с главкой и крестом. Кстати, главка изначально тоже была иная – не луковичная, а шлемовидная, покрытая деревянными «чешуйками».

Пропорции храма необыкновенно изящны и красивы. Часто этот храм сравнивают с образом красной девицы (в отличие от Дмитриевского собора во Владимире – воина-богатыря). И, хотя, тип храма совершенно обычен для этого времени (крестово-купольный, одноглавый, четырехстолпный, трехапсидный, с тремя продольными и тремя поперечными нефами), он неуловимо отличается от множества других церквей. Здесь все направлено на достижение эффекта максимальной стройности и высоты. Множество деталей, еле уловимых, очень деликатных, подчеркивают вертикальную ось сооружения. Например, средняя апсида чуть приподнята над боковыми, несколько поднято и среднее окно. Барабан храма высокий и тонкий с узкими окнами, поднятый на пьедестал-постамент усиливает впечатление устремленности вверх. И внутреннее пространство церкви Покрова воспринимается как некий воздушный столп с убегающими ввысь пучками вертикалей.

Монастыри Москвы

Храм украшен прекрасной белокаменной резьбой, присущей владимиро-суздальскому зодчеству. Здесь есть и излюбленный образ царя Давида в окружении животных, настоящих и фантастических, и богатые орнаменты и удивительный ряд рельефов девичьих ликов, которые опоясывают все три фасада храма. Это один из самых загадочных мотивов в скульптурном декоре церкви. В настоящее время сохранилось девятнадцать таких рельефов, представляющих целую галерею скульптурных портретов. Исполнение этой прекрасной белокаменной резьбы требовало немалого времени и большого технического мастерства. Даже простая обработка каменного блока предполагала более тысячи ударов мастера по инструменту. А на теску фасонного камня и резьбу рельефов церкви Покрова на Нерли по расчетам исследователей должно было потребоваться около трех с половиной тысяч человеко-дней.

После гибели князя, во время княжеских усобиц, а затем в годы татарского разорения храм получил первые разрушения. И только во второй половине XVII века были проведены серьезные ремонтные работы. В это время здание получило четырехскатную деревянную кровлю; ветхие галереи были отломаны. Храм иногда затоплялся во время разливов, вода подступала к самому фундаменту, льдины бились о цокольные камни. В 1784 году храм чуть было не исчез навсегда – настоятель Боголюбова монастыря просил разрешения разобрать Покровскую церковь на камень для строительства новых святых врат в своем монастыре. К счастью разрушение храма не состоялось, причем по вполне прозаической причине – не сошлись в цене с подрядчиком. Храм пострадал и от невежества. В 1877 году монастырские власти самовольно, без ведома архитектора предприняли ремонт: без всякой нужды обвязали храм железными стяжками, сбили остатки фресок в барабане и куполе, заменили гипсовыми утраченные белокаменные рельефы… Боголюбов монастырь вместе с Покровским были закрыты в 1923 году, а еще ранее, с 1919 года древние белокаменные памятники, в том числе церковь Покрова, приняты под охрану Владимирской губернской коллегии по делам музеев. В начале 1990-х годов храм по настоянию Церкви был передан вновь открытому Боголюбову монастырю, а затем местному приходу Иоакима и Анны, с подчинением архиерею. В конце 1992 года широко известный памятник был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Церковь Покрова на Нерли белым маяком возвышается на рукотворном холме над заливным лугом, будто указывает путь странникам. Благодаря своей уникальной ландшафтно-архитектурной композиции, творение русских зодчих известно далеко за пределами Владимирской области. С 1992 г. церковь Покрова на Нерли внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а луг, где находится боголюбский храм, входит в состав историко-ландшафтного комплекса, который имеет региональное значение.

Загадки возникновения церкви Покрова на Нерли

История создания церкви Покрова на Нерли полна неточностей и домыслов. Достоверно известно лишь одно – при каком князе был возведен храм. Этот белокаменный шедевр был возведен во времена князя Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукого.

Точный год постройки назвать сложно. Большинство историков связывают постройку храма с кончиной княжича Изяслава, как стремление князя Андрея увековечить память о своем сыне. Тогда датой основания церкви можно считать 1165 г. Однако в исторических сводках говорится, что церковь была возведена «летом единым», а княжич умер осенью. Так, справедливее говорить о 1166 г. как о дате строительства храма и «лете едином», упоминаемом в жизнеописании князя Андрея.

Альтернативным является мнение, что церковь Покрова на Нерли была возведена одновременно с постройкой монастырского ансамбля в Боголюбово на рубеже 1150-1160 гг. и не имеет никакого отношения к смерти княжича. Согласно данной версии, возведение храма – благодарность Пресвятой Богородице за покровительство владимирцам в битвах с булгарами.

С булгарами связывают и легенду о том, что впечатляющий своей белизной камень доставлен из Булгарского царства, покоренного Андреем Боголюбским. Однако последующие исследования полностью опровергают подобное предположение: камень в завоеванной части Булгарии имеет коричнево-серый оттенок и значительно отличается от известняка, который применяли при строительстве.

Андрей Боголюбский очень трепетно относился к празднику Покрова Пресвятой Богородицы. По его настоянию новую церковь освятили в честь Богородичного праздника. С того момента и пошло широкое почитание этого праздника и сейчас практически в каждом городе можно встретить покровский храм.

Секрет зодчих

Церковь Покрова на Нерли по праву считают памятником архитектуры не только национального, но и мирового масштаба. При всей лаконичности форм она является ярчайшим образцом русского стиля архитектуры и послужила каноническим образцом при проектировании других храмов.

Место для постройки выбрано не случайное – в старину здесь было пересечение оживленных речных и сухопутных торговых путей, но довольно необычное, ведь храм построен на заливном лугу в месте, где Нерль впадает в Клязьму.

Уникальное место потребовало и нестандартного подхода к строительству. Чтобы постройка простояла века, зодчие использовали при ее возведении нестандартный прием: сперва был сделан ленточный фундамент (1,5–1,6 м), продолжением которого стали стены высотой почти 4 м. Затем это сооружение было засыпано грунтом, получившийся холм и стал фундаментом для возведения церкви. Благодаря этим хитростям, церковь уже какой век успешно противостоит ежегодному наступлению воды.

Интересен тот факт, что, если верить некоторым картинкам из летописей монастыря, первоначальный образ сооружения значительно отличался от современного. Это подтверждают и раскопки, проведенные в 1858 г. епархиальным зодчим Артлебеном Н. А. и в 1950-х годах Ворониным Н. Н., крупным специалистом в области традиционной древнерусской архитектуры. Согласно их находкам, церковь была окружена сводчатыми галереями, придававших ее убранству сходство с торжественностью и пышностью русских теремов.

К сожалению, имена тех, кто построил шедевр русского зодчества, не дошли до наших времен. Историками установлено только то, что наряду с русскими мастерами и архитекторами, трудились и специалисты из Венгрии и Малопольши – на это указывают характерные романские черты декора, искусно наложенные на традиционную византийскую основу.

Внутреннее убранство поражает своей изысканностью. Первоначальная роспись не сохранилась, большая часть их была утрачена во время «варварского» ремонта в 1877 г., который, не согласовав с епархиальным зодчим, затеяли монастырские власти. Отреставрированные и новые элементы дизайна настолько органично сочетаются между собой, что создают впечатление единого целого.

Есть у храма и свои архитектурные особенности: несмотря на то, что стены возведены строго вертикально, создается впечатление, что они немного наклонены внутрь. Особенно это заметно на фото, сделанных внутри церкви. Подобная иллюзия создается благодаря особым пропорциям и столпам, которые сужаются к верху.

Еще одна нетипичная особенность декора церкви – резные рельефы, изображающие царя Давида. Его фигура является центральной на всех трех фасадах. Помимо Давида, изображенного с псалтирью, на рельефах представлены парные фигуры львов и голубей.

Вехи истории

Судьба церкви Покрова на Нерли полна печальных событий. После того, как в 1174 г. погиб покровитель храма, князь Андрей Боголюбский, церковь полностью перешла на попечение братии монастыря. Финансирование прекратилось, в связи с этим так и не была воздвигнута колокольня, которая изначально была запланирована как часть архитектурного ансамбля.

Следующим бедствием стало монголо-татарское разорение. Когда в XII веке татары взяли Владимир, они не обошли вниманием и церковь. Видимо, их прельстила утварь и другие драгоценные элементы убранства, на которые не скупился князь.

Но наиболее губительным для храма чуть не стал 1784 г., когда он относился к Боголюбской обители. Настоятель монастыря вознамерился разрушить белокаменный храм и использовать его в качестве стройматериалов для монастырских построек, на что даже получил разрешение во Владимирской епархии. К счастью, он так и не смог договориться с подрядчиком, иначе уникальный памятник архитектуры был бы утрачен навсегда.

Относительно «безоблачная» жизнь началась у храма только в 1919 г., когда он поступил в попечительство к Владимирской губернской коллегии по делам музеев, уже в статусе памятника древнерусского зодчества.

В 1923 г. богослужения в храме закончились и от разрушений и осквернения в годы советской власти его спасло только географическое положение (никому не был интересен участок среди луга, постоянно затапливаемый водой) и статус музея.

Рекомендуем посмотреть на храм Спаса на Крови.

Начиная с 1960 г. популярность церкви возрастала из года в год, привлекая все больше туристов и паломников. В 1980 г. реставраторы возвратили церкви облик, максимально приближенный к исходному, однако богослужения возобновились лишь в 1990-х.

Как доехать

Церковь Покрова на Нерли находится в поселке Боголюбово под Владимиром. Добраться до храма можно несколькими способами:

  • выбрать одну из многочисленных экскурсий, которые в изобилии предлагают туристические агентства Владимира, Москвы и других крупных городов;
  • воспользоваться общественным транспортом. Из Владимира до Боголюбова идут автобусы №18 или №152.
  • самостоятельно на авто, GPS-координаты церкви: 56.19625.40.56135. Из Владимира следует ехать в направлении Нижнего Новгорода (трасса М7). Миновав Боголюбский монастырь, свернуть налево, до ж/д станции, где можно оставить машину.

Какой бы вариант не выбрали, будьте готовы, что нужно еще порядка 1,5 км пройти пешком. Подъезда к святыне нет. Во время весеннего разлива вода поднимается на несколько метров и добраться можно только на лодке, за небольшую плату подобную услугу предлагают местные предприимчивые лодочники.

Однако, сколько бы усилий вы не потратили на поездку, один лишь взгляд на нарядный белоснежный храм, буквально парящий над речной гладью, наполнит душу умиротворением и восполнит силы. Более детальное описание маршрута и расписание богослужений можно найти на сайте Владимиро-Суздальской епархии, к которой храм относится в настоящее время.

Сейчас это не только место паломничества верующих, живописный край очень полюбился художникам и фотографам. Во время паводков церковь окружена водой со всех сторон, отчего она выглядит буквально возведенной посреди реки. Особенно эффектно выглядят снимки, сделанные на рассвете, когда туман над рекой создает дополнительный ореол таинственности.

Есть во Владимирской области сооружение одновременно древнее, романтичное, сказочное и религиозное. Древнее – потому что ему уже «стукнуло» 850 лет, религиозное – потому что здесь отправляют службы, да и предназначение у него такое. А вот почему романтичное и сказочное? Потому что дорога к храму Покрова Богородицы на реке Нерль напоминает сказочную дорогу в Изумрудный город в окружении живописных лугов.

Где находится храм Покрова на Нерли

Направляться к церкви Покрова на Нерли нужно во Владимирскую область, а конкретно, в поселок Боголюбово Суздальского района. Само название «церковь Покрова на Нерли» объясняет, где она находится, – на берегу реки Нерль.
Как доехать до церкви Покрова на Нерли? Придется попотеть, чтобы добраться к этому объекту.

  1. Во-первых, предстоит прибыть в областной центр Владимир.
  2. Во-вторых, определиться, чем доехать до Боголюбово: электричкой, автобусом или своим авто. Здесь свою машину придется оставить.
  3. В-третьих, найти ж/д станцию, от которой путь к храму Покрова Богородицы на Нерли лежит через луг по вымощенной дороге. Кто-то предпочитает пройти путь в 1,5 км пешком, а желающие вкусить русской старины могут взять арендовать либо лодку весной (когда разливается Нерль), либо лошадей летом, либо сани зимой.

Посещение церкви Покрова на Нерли

  • Удобно, что попасть в храм можно каждый день в любое время года.
  • Открываются его двери в 10:00 и закрываются в 18:00 (зимой в 16:00).
  • Если хочется не просто поглазеть на интерьер княжеской церкви, за церковными атрибутами придется идти в церковную лавку, которая расположилась рядом.

Расписание богослужений

Церковь Покрова Богородицы на Нерли считается действующим храмом, правда, поприсутствовать на службах или обрядах в нем удастся только в летний период, да и, скорее всего, по выходным.

С расписанием богослужений нужно сверяться на сайте епархии. Если ехать к церкви Покрова на Нерли зимой, тоже можно попасть на богослужение, но уже в стоящем на ее территории маленьком храме Трех Святителей.

Где рядом можно остановиться

Если хочется приехать посмотреть на храм Покрова на Нерли в вечернее время, предупреждаю: остановиться в Боголюбово можно только в двух местах:

  1. в самом Боголюбском монастыре (придется поработать на благо обители)
  2. или в небольшой гостинице «Мархал» рядом с монастырем.

Больше выбора в плане комфортного ночлега предоставляют Владимир и Суздаль.

История создания церкви Покрова на Нерли

  1. Возраст церкви довольно почтенный: по мнению историков, год ее основания точно не известен – в летописях упоминается то 1158 г., то 1165 г. И несмотря на то, что храм носит имя религиозного праздника (Покров Богородицы), создан он был в качестве мемориала погибшему в бою с волжскими булгарами Изяславу, сыну князя Андрея Боголюбского.
  2. Место князь выбрал за версту от своего имения у слияния рек Нерль и Клязьма. Поскольку река Нерль разливалась, пришлось насыпать холм и углубить фундамент на 5 м. Так что церковь возвышается над рекой, практически целиком в ней отражаясь, и не поддается наплывам стихии.
  3. Не соответствовал храм проведению в нем богослужений зимой, поэтому в 1761 г. вблизи вырос зимний храм Трех Святителей.
  4. В конце XVIII в. храм чуть было не разобрали по частям. Возведенному позже Боголюбскому монастырю не хватало колокольни, да и средств на нее, и решено было использовать для ее строительства белый камень княжеского храма. И читали бы мы историю создания храма Покрова на Нерли только в летописях монастыря, если бы не жадность рабочих: их не устроила сумма, предложенная игуменом обители, и храм остался на своем месте.
  5. Советская власть «перекрыла воздух» как монастырю, так и храму на Нерли в 1923 г., но не разрушила, а передала Владимирскому музею. До сих пор музей имеет право пользования церковью, впрочем как и православные священники: с 2015 г. в храме Покрова на Нерли вновь совершаются литургии и обряды, как и прежде, в летнее время.

Архитектурные и культурные достопримечательности

Если составить краткое описание церкви Покрова на Нерли, прозвучит оно так: одноглавый белокаменный трехапсидный храм с узкими оконными проемами, фасады которого украшены резными барельефами. Правда, первоначального шика храма сейчас не увидишь: окружала его крытая галерея высотой до 5,5 м. О том, что она существовала, говорят данные археологических раскопок и дверь высоко в стене (с правой стороны храма). Тут из галереи спускалась лестница, предназначенная для княжеской семьи.

Снаружи на трех фасадах можно насчитать 19 рельефных изображений с необычными и символичными сюжетами: среди них женские портреты с косами, царь Давид, львы, грифоны, голуби и барс. Понятно, почему в барельефах используется лев – он не только распространенным символом, но и означал самого основателя, князя Боголюбского. Это личный символ князья Владимирского края передавали веками (сегодня он помещен на герб Владимира). Голуби отсылают нас к Святому Духу, а вот множество женских голов вполне может означать Божью Матерь, имя которой храм и носит. Есть на фасаде даже несущий лань грифон: то ли это знак Христа, то ли еще чего, непонятно. Барельефы едва сохранились, да и невозможно объяснить, почему на храме зодчие изобразили некоторые сюжеты.

Святыни

Судя по краткому описанию интерьера храма Покрова на Нерли, сохранившемуся в исторических очерках, он намного превосходил внешнюю строгость. Под куполом в окружении многокрылых ангелов сиял Христос, стены были сплошь усеяны яркими фресками, которые дополняла майолика на полу. Эта красота и старина были варварски уничтожены в 1877 г., когда реставрацию власти соседней обители поручили не тем рукам. Теперь от святынь храма не осталось ничего, внутри встречают пара одиноких икон и белые каменные вертикали.

Интересные факты о храме Покрова на Нерли

  • Это первый храм на Руси, посвященный покровительству Богородицы (ввел его именно Андрей Боголюбский после сражения с болгарами, когда увидел лучи от образа Богоматери).
  • Храм Покрова Богородицы на Нерли зачислен в охраняемый список ЮНЕСКО среди прочих сооружений Владимирско-Суздальского края в 1992 г.
  • Время постройки церкви Покрова на Нерли удивительно короткое – один год. Есть сведения, что бригаду опытных мастеров прислал князю Андрею Фридрих Барбаросса, ведь артелей такого уровня на Руси тогда просто не существовало.
  • Раскопали у храма и фигуры львов. Но до сих пор неясно, где они стояли: у входа или на самой пристани у реки Нерль, откуда вымощенная дорога вела к храму Покрова.
  • Школьная программа содержит задание – написать сочинение по картине «Храм Покрова на Нерли». Предлагаются версии двух пейзажистов – С. Баулина и С. Герасимова.

Фото церкви Покрова на Нерли

Весной воды подступают к самим стенам храма, а со стороны кажется, что он стоит на крохотном клочке суши.
Резные барельефы опоясывают три фасада храма, напоминая о титанической работе мастеров.
Как видно на фото храма Покрова на Нерли, белые вертикали стен и вентилируемый купол не украшает ни одна фреска.

Церковь Покрова на Нерли — видео

Жалость вперемешку с восторгом – наверно, эти чувства испытываешь, посещая храм в Боголюбово. Жалко, что не осталось пристани, галереи, фресок, но восторгаешься тихими местами, работой зодчих и флёром загадок вокруг истории храма.

Церковь Покрова на Нерли на полотнах русских художников

На рукотворном холме в излучине реки Нерль, что близ города Владимир, расположился удивительный памятник древнерусского зодчества – белокаменный храм, воздвигнутый в XII веке князем Андреем Боголюбским в честь празднования Покрова Божией Матери. Место для строительства на пересечении водных путей было выбрано не случайно: здесь часто бывали иностранные купцы, политические и религиозные деятели.

Церковь расположена на Боголюбском лугу в низине, где когда-то река Нерль впадала в Клязьму. В наши дни белокаменный храм вместе с храмовым комплексом и самим лугом внесен в перечень охраняемых исторических памятников.

Архитектура

Четырехстолпный трехапсидный храм из белого камня стал шедевром и вершиной зодческого искусства владимиро-суздальской архитектурной школы. В отличие от романской архитектуры того же периода, историки отмечают поразительную легкость, праздничность и изящность строений, воздвигнутых русскими мастерами.

Длина церкви почти равна ее высоте, строение несколько вытянуто по западно-восточной оси. Интересно, что прежде чем начать строительство храма, мастера воздвигли четырёхметровые стены, которые изнутри засыпали землей, сформировав искусственную насыпь, чтобы церковь встала на пьедестал.

Купол одноглавой церкви выполнен в виде луковицы, а не византийской полусферы, что характерно для русской традиции. Он символизирует пламя свечи и молитвенное устремление человека к горнему миру.

Снаружи на белых стенах отчетливо видны рельефы с сюжетами из ветхого завета. Царь Давид, поющий псалмы, изображен в окружении льва и голубя, символизирующих княжескую власть и одухотворенную кротость. К сожалению, внутренние росписи храма были утеряны во второй половине XIX века.

История и легенды

Согласно житию князя Андрея Боголюбского, предавшись великой скорби после кончины своего сына Изяслава на войне с булгарами, князь решил поусердствовать в богоугодных делах и воздвигнуть церковь в честь Пресвятой Богородицы, чье почитание он учредил согласно одной из легенд.

Об этом также упоминается в Новгородской первой летописи и в Кратком Владимирском летописце. Исходя из года кончины Изяслава Андреевича, историки сходятся во мнении, что памятник воздвигнут не ранее 1166 года. Согласно легенде, князь Андрей приказал вывести белые камни из земли завоеванных булгар, однако это не соответствует действительности: белые камни для строительства привозили из окрестностей Москвы, где была обнаружена известняковая жила, протянувшаяся от притоков реки Клязьмы до Оки.

Стройные пропорции и белокаменные рельефы, а также сложность строения говорят о небывалом прорыве национального духа в домонгольский период и формировании собственной зодческой школы с ее особым подчерком.

До 1764 года здесь располагался монастырь, а в 1804 году у храма появилась характерная для русской храмовой архитектуры «луковичная глава». Купол в форме луковицы покрыли железом. В таком виде конструкция сохранилась и доныне.

Церковь Покрова на Нерли: картина Герасимова

Описание картины Герасимова хочется предварить некоторым контекстом: в 50-60 годы прошлого века, в особенности после 20 съезда КПСС 1956 года, художники начинают отходить от «гражданского пафоса» и партийно-этических сюжетов. Расширяются границы восприятия: появляются традиционные народные мотивы, заметно возвращение к знаковым местам и событиям истории.

Воодушевление строительством нового общества давно сменилось апатией и пустотой. В поиске света, добра и вдохновения художники обращались не к выверенной коммунистической морали, а к духовному наследию прошлых веков. Безусловно, многие живописцы черпали вдохновение в таких местах как Боголюбский луг совершенно интуитивно, чувствуя некое особое единение плывущего православного храма и русской равнины.

На картине советского художника мы наблюдаем яркие краски летнего дня, с которыми поразительным образом гармонирует нежное и возвышенное белокаменное строение. Сочная зелень, лазурь и ультрамарин словно подчеркивают идею выдающихся зодчих: неунывающую надежду человеческой души и радость о жизни в будущем веке.

Утонченность, собранность и некая неприкасаемая чистота строения не противоречат ярким краскам расцветшей природы: напротив, поразительным образом русская природа усиливает, раскрывает для зрителя гениальную простоту и легкость, подвластную только Величайшему Зодчему.

Картина рассказывает о радости: но не о той радости, которая изображена на первомайской открытке. Глядя на передний план картины, мы можем найти некое сходство с так называемой «первомайской» живописью, но затем, картина углубляется и образ храма уже рисуется не земными, а небесными красками.

Небо, с его нежной лазурью и белыми легкими перьями облаков, кажется нераздельным с храмом. Белые мазки, которые использовал художник для изображения облаков, продолжают и развивают утонченные линии строения.

История повествует о Боголюбском как о месте паломничества художников и деятелей искусства для поиска вдохновения. Чем еще, как не вдохновением, объяснить это поразительное соединение приземленного, почти фотографического изображения, которое мы видим на переднем плане картины и возвышенного дальнего плана.

Сегодня картина Герасимова представлена в экспозиции Третяковской галереи и является гимном единения природы и традиционного древнерусского зодчества.

Сочинение по картине Баулина покрова на Нерли

Леонид Баулин – живописец советского периода, наибольшего успеха и признания достиг именно в пейзаже с элементами архитектурного жанра. На его полотнах запечатлены выдающиеся строения, в том числе храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли. В отличие от известной картины его современника Герасимова, произведение Баулина раскрывает изображаемый предмет с совершенно другой стороны.

С выбранного ракурса хорошо просматривается рукотворная насыпь или холм, предусмотренный строителями на случай разлива реки в весеннюю пору.

Дерево, расположенное на переднем плане, с его тонкими вертикальными ветвями, подчеркивает утонченность внешнего облика церкви. Насыщенная темная зелень дерева на среднем плане слева уравновешивает композицию и словно усиливает белоснежную чистоту строения. Благодаря этому приему, даже на фоне темного неба, церковь кажется светящейся каким-то внутренним светом, несмотря на первые признаки осени.

Тонкие, хорошо прорисованные травинки переднего плана и отражение в водах реки усиливают эффект легкости и утонченности. Благодаря мастерским приемам, уместным и прочувствованным, художник раскрывает перед нами неземную красоту рукотворного строения.

Свечение тихим внутренним светом напоминает высочайшие образцы мастеров древнерусской иконописи, когда фигуры святых сами собой источали свет и не отбрасывали тени. Мягкий свет купола и отблеск от золотого креста, увенчивающего маковку собора, позволяют зрителю ассоциировать собор с зажженной свечей.

Сравнительный анализ картин Герасимова и Баулина

В сочинениях на тему этого пейзажа можно встретить мнение «о мрачной церкви на Нерли». Пасмурный летний пейзаж, оголенное дерево на переднем плане, тени на поверхности белого камня – все эти приемы, казалось бы, должны приводить в меланхолию и уныние, но этого не происходит, напротив: восприятие зрителя утончается, становятся различимыми плавные изгибы и декоративные элементы белокаменных стен.

Картина Баулина представляет собой принципиально иное восприятие живописцем архитектурного памятника и его живого обрамления. В отличие от картины Герасимова, где храм искусно вписывается в живую природу, дополняя и возвышая ее, в произведении Баулина церковь становится главным действующим лицом, а все прочие элементы, в том числе выбранный ракурс, время года и сама погода – призваны подчеркнуть и рассказать зрителю о том, что становится заметным только при определенном эмоциональном состоянии.

Будет неуместной попытка сравнить две картины и уподобить их циклу произведений Клода Моне «Руанский собор» — они остаются двумя принципиально разными произведениями, раскрывающими многогранность сложной темы духовного поиска, любви русского сердца к суровой северной природе, стремлению человека к чистоте горнего мира.