Церковь серафима саровского Курск

Русская Православная Церковь Московский Патриархат http://www.курская-епархия.рф/index.php/khramy-i-monastyri/khramy/item/40-храм-прп-серафима-саровского ☦ ХРАМ Св. Прп. СЕРАФИМА САРОВСКОГО Адрес: 305019, г. Курск, ул. Полевая, 17-б Телефон: (4712) 50-18-73 Настоятель: прот. Георгий (Анненков) Клирики: прот. Владимир (Давыдов), прот. Димитрий (Потапов), иерей Георгий, иерей Игорь, дьякон Александр ( Поляков) Богослужения совершаются ЕЖЕДНЕВНО : утром — 7.30 вечером — 17.00 В Воскресные дни: утром — 8.30 вечером — 17.00 ЕЖЕДНЕВНО : после БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ : — совершаются ТРЕБЫ, Молебен с Водоосвящением и Панихида по усопших 1. Понедельник: после ЛИТУРГИИ — прот. Георгий (Анненков) Молебен с чтением Акафиста — Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всецарица». 2. Среда: после ЛИТУРГИИ — прот. Владимир (Давыдов) Молебен с чтением Акафиста — святителю Иоасафу, епископу Белгородского. 3. Суббота: после ЛИТУРГИИ — прот. Георгий (Анненков) Молебен с чтением Акафиста — Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Неупиваемая Чаша». 4. Воскресенье: перед ЛИТУРГИЕЙ — прот. Георгий (Анненков) Параклисис ( Молебен Пресвятой Богородице). 5. Воскресенье: после ЛИТУРГИИ — прот. Георгий (Анненков) Молебен с Водоосвящением. 6. Воскресенье: Вечерние Богослужение – прот. Георгий (Анненков), и Все Священники Храма. с чтением Акафиста — Святому преподобному Серафиму Саровскому ЕЖЕДНЕВНО : после ЛИТУРГИИ : — совершаются ТРЕБЫ, Молебен с Водоосвящением и Панихида по усопших Доп. информация: ПРИ ХРАМЕ ДЕЙСТВУЕТ ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА. Православный молодёжный клуб Серафим https://vk.com/kurskserafim ИСТОРИЯ ХРАМА СВЯТОГО ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО: В 1905 году на совместные средства города и купца И.В. Пузанова, пожертвовавшего городу 10 тысяч рублей, на Цыганском Бугре была построена двух комплексная школа и храм при ней во имя преподобного Серафима Саровского, который был освящен епископом Курским Питиримом. Со времени своего открытия храм постоянно привлекал многочисленных богомольцев не только этого района, но и других районов города и местностей, прибегавших к молитвенной помощи преподобного Серафима Саровского Чудотворца. Храм этот не был приходским (то есть к нему не были приписаны рядом проживавшие жители Цыганского Бугра, которые, соответственно, не могли полностью реализовать свои духовные и религиозные потребности), не имел собственного причта (священства), а службы в нем проводил приезжий священник кафедрального собора. Преобразование данной церкви-школы в приходской храм было продиктовано действительно острой нуждой местного населения, которое частью было приписано к храму Успения Божией Матери, что в Очаково (ныне «Старообрядческая церковь» ул. Антокольского 12), часть же только переселялась из других районов города Курска по распоряжению Городской Управы – «Производитель заселения жителей города на свободных городских местах». Прошение о передаче храма и находящегося в нем училища в ведение Духовной Консистории стал подавать епископ Курский Питирим в Городскую Управу с 1908 года от лица жителей Цыганского Бугра, а затем — архиепископ Курский и Обоянский Тихон. В представлении Правительства Синоду архиепископ Тихон среди оснований для открытия прихода указывает количество домов и населения, желающих выделиться в отдельный приход. Таковых насчитывалась 208 домов с населением 1316 душ обоего пола. На запрос Городской Управы об условиях, при которых возможно открытие самостоятельного прихода при Серафимовской церкви, Духовная Консистория 24 февраля 1911 года за №4766 сообщала, что 1) Здание Серафимовской церкви-школы должно быть передано в ведение Епархиального начальства; 2) Площадь земли, находящейся под церковью на расстоянии согласно строительному уставу, должна перейти в собственность храма. Позже это решение было дополнено тем, что школьное помещение, находящееся в храме, должно быть оставлено под нужды училища (это помещение является достаточно обширным по площади, очень хорошо отличается от общей архитектуры храма, и в 1913 году здесь устроен придел во имя святителя Иоасафа Белгородского). В дальнейшем планировалось здесь открытие церковно-приходского училища имени инженера Конопатого. После улаживания всех юридических и хозяйственных вопросов Духовная Консистория испросила Высочайшее разрешение на принятие Серафимовской церкви-школы в качестве дара от Городской Управы. На что 16 августа 1915 года был получен указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского Николая II, который закрепил передачу Серафимовской церкви-школы в ведение духовного начальства и, соответственно, преобразование её в приходской храм. Школа же при храме получила название «Пузановская», в честь купца Ивана Васильевича Пузанова, чьими стараниями и были построены школа и храм. Приход просуществовал до 30-х годов ХХ столетия, после чего помещение храма использовалось под спортивный зал и мастерские рядом находящейся школой №12. В настоящее время архитектурный вид храма несколько иной, чем в годы его сооружения: в западной части с северной стороны здания возведена колокольня высотой 16,5 м. 15 января 2006 года архиепископом Курским и Рыльским Германом был освящен храм и главный престол в честь преподобного Серафима Саровского.

Для меня этот путь начался с одного ДТП. Правда – не случившегося. Чудом избежав лобового столкновения, я вернулась домой. И долго горько плакала – спустя годы пришло осознание жизни, её заблуждений и утрат. И тогда в мыслях возник образ батюшки Серафима, как будто он стоял предо мной, и мысль о Дивееве. Казалось, душа сама просилась в Серафимо-Дивеевский монастырь!

Как это далеко и как туда добраться – вопросов было больше, чем ответов. Но – всего несколько дней. До сообщения о поездке в монастырь православного молодёжного клуба «Серафим». Думаю, на моём пути это стало первым чудом… А их у каждого из нашей группы в 48 человек было ещё множество.

Уезжали мы с трудом. Одного за другим по дороге «выбивало» наших «бойцов». Стояли у самой границы области. И не сдвинулись с места, пока не начали читать акафист Серафиму Саровскому. Это была самая долгожданная встреча! Долгие месяцы ожидания, почти 1000 километров расстояния от Курска и почти 17 часов пути.

«Мы с моим молодым человеком давно задумывались о свадьбе, хотелось укрепить искреннюю и чистую любовь, сделать, как велит Господь. Но многие вопросы так и не находили своего ответа. И тогда мы решили: попросим Богородицу, батюшку Серафима, и, если Богу угоден наш брак, Они обязательно пошлют нам знак. Так и получилось. Произошло чудо! – говорит Маша Венедиктова.

– Перед тем, как подойти к святым мощам батюшки, купила нам чётки, чтобы приложить и пойти на Канавку. Мои мне очень понравились – из розовых бусин, по-детски весёлые. Но вдруг они рассыпались в руках!

Я расстроилась, а Женя подошёл и обвязал мою руку своими чётками. И тут я поняла, что ответ на мой вопрос получен, и нас связал сам батюшка Серафим. Беззаботное детство прошло. А чётки были надёжные, с дубовыми бусинками. Так мы и проходили с ними одними всю Канавку… Господь дал знак. После этого чуда сомнений не осталось. Но счастье любит тишину. А дальше, как Богу угодно».

Ещё одним чудом для Марии стало послушание. И то, что случилось во время него. Вместе с Катей Рязанцевой они не успели взять благословение ехать с частью группы в скит, чтобы там помогать, и рано утром пошли на Канавку, чтобы получить его у Самой Богородицы. На обратном пути встретили матушку Силуану, которая внесла коррективы в их планы, сказав, что и в храме тоже надо помогать, и отправила молиться за Литургией на втором этаже Троицкого храма, где они после службы и трудились. В тот день девочки успели всё – и даже приложились к открытым святым мощам и вещам Саровского чудотворца.

Такая благодать выпала и автору этой статьи. При первой «встрече» с батюшкой у его мощей показалось, что кто-то очень тепло, по-отечески обнял (только тогда я поняла, что меня ждали). И как же велико было отчаяние, когда, готовясь к Причастию, была не допущена… Смирившись, отправилась на послушание, приготовленное для нашей группы в Троицком храме. И радости не было предела, когда вдруг дали инструменты и велели отскребать пол от воска – ведь это то, что я когда-то так и не сделала в своём храме преподобного Серафима Саровского в Курске, отчего долгое время терзалась угрызениями совести. И когда усердно выполняли спасительную работу, нас окликнули и предложили подойти к открытой раке батюшки.

И это оказалось не всё. Накануне дня памяти блаженной Матроны Московской храм украшали цветами. По Промыслу Божьему делали это тоже куряночки, из другой паломнической группы. Убирая, я заметила одну оставленную розу. «Она не понадобится. Можете оставить себе на память от батюшки Серафима», – сказала землячка, унося букет. Надо ли говорить, что из храма я буквально вылетела на крыльях… А после, разделив послушание с одной из наших девушек и чудесным образом исповедовавшись вечером того же дня, причастилась на праздник Матронушки, моей заступницы и помощницы (допустил батюшка).

Для каждого из нас послушание оказалось долгожданным и целительным.

Один из парней, увидев, что Канавка на ремонте, очень захотел помочь рабочим. Но ему отказали. Тогда он, сильно расстроившись, пошёл вдоль святой Канавки, прося Божию Матерь. И мастер, заметив пытливого юношу, спросил: «Кто тут хочет помочь?». В конечном итоге, уже на следующий день в ремонте на Канавке помогали восемь наших мужчин.
Не меньше наших ребят и девчат уехало в скит перебирать картошку: восемь закромов высотой во весь рост. Но работа спорилась. И откуда брались силы?! На следующий день многие причастились Святых Христовых Таин – стало понятно напутствие духовника нашего клуба – «причащаться, по возможности, два дня, кто хочет».

«Как только вступила на Канавку, ноги стали гореть огнём, окутало жаром – так было только в храме Гроба Господня в Иерусалиме, – вспоминает Ангелина Лазарева. – Пять дней после купания в источнике Серафима Саровского не прекращалась ноющая боль в груди. Сделала кардиограмму – от старой доброй тахикардии не осталось и следа!»

Таких чудес – больших и малых, явных и тайных – было у нашей группы ещё очень и очень много… И у многих они продолжаются и поныне.

Екатерина Давидова, православный молодёжный клуб «Серафим», г. Курск

Газета «Благовест»

После грехопадения человечества лишь одна ниточка соединяет нас с небесами. Это наши святые, такие как Серафим Саровский. Родился преподобный в городе Курске. Здесь на Цыганском бугре стоит старейший в этой местности храм, выстроенный горожанами в честь преп. Серафима в годы его общецерковного прославления.

История

В городе Курске и близлежащей области есть много мест, связанных с жизнью Прохора Мошнина, впоследствии прославившегося как старец Серафим Саровский. Здесь, в центре соловьиного края, жили его предки, родился (1754 г.), провел часть жизни, и он сам. Поэтому город и его окрестности привлекают множество туристов, паломников, желающих посетить места, хранящие память и немые свидетельства о преподобном.

Икона преподобного Серафима Саровского

Храм, выстроенный в честь знаменитого горожанина, находится он на улице Полевая 17. По легенде он стоит на том самом месте, где когда-то селились цыгане. Бродяг не пускали в город и они, спасаясь от весенних паводков, сооружали свои шатры на бугре. Цыгане были разного характера профессий. Одни занимались перекупкой лошадей, скота, другие — коновалы, песенники. Отсюда и пошло название этой местности.

Каменное кирпичное здание двухкомплексной духовной школы и церкви Серафима Саровского при ней возведено в 1905 году стараниями купца И. В. Пузанова, который пожертвовал десять тысяч рублей в городской бюджет для этих целей. Это последняя каменная церковь, построенная до Октябрьской революции. Освящен храм был епископом Питиримом, правящим в то время архиереем Курской губернии.

С первых дней храм стал привлекать к себе толпы богомольцев, ищущих помощи и заступничества святого Серафима. Сюда съезжались верующие со всех концов города. В то время храм еще не был приходским. Богослужения в нем проводились приезжим священнослужителем из кафедрального собора (Знаменского).

Иван Васильевич Пузанов в своем духовном завещании нечетко прописал статус храма, который он пожелал устроить. Он написал, что это будет церковь при школе. Но возник вопрос, как понимать эти слова? То ли он хотел сделать домовый храм городскому училищу, то ли хотел показать местонахождение, что недалеко от школы находится. И вот в течение 10 лет после постройки храм по документам значился как церковь-школа.

Храм преподобного Серафима Саровского в Курске

По настойчивым прошениям, подаваемым в городскую управу епископом Питиримом, а затем и Курским архиепископом Тихоном, храм и находящееся при нем училище лишь в 1915 году были переданы в ведение епархиального начальства. Церковь стала приходской, а отделившуюся школу стали называть «пузановской» в честь купца-мецената.

Община верующих здесь просуществовала до тридцатых годов прошлого века. В советское время церковь использовалась не по назначению. Помещение было отдано соседствующей поблизости общеобразовательной школе № 12. Здесь проходили праздники и линейки, спортивные занятия, На территории храма разместились мастерские, спортзал, учебные классы. Подобная участь постигла многие храмы России в то нелегкое время.

Современное состояние

Жизнь храма возобновилась нескоро, через несколько десятков лет, лишь в 1994 году. После официального возвращения в собственность РПЦ здание церкви было отреставрировано. Главный престол в честь святого Серафима повторно освящен 15 января 2006 года местным архиереем, — Курским и Рыльским архиепископом Германом.

Немного позже в западной части церкви была выстроена колокольня, высота которой насчитывает 16,5 метров. Из-за этого вход в храм пришлось перенести и теперь он теснится между двумя окнами в другом месте, с западной стороны. Ранее колокол также был в храмовом комплексе, но он крепился на деревянной балке, встроенной в церковную ограду.

Храм отделан в стиле, характерном для многих построек конца 19-го века, называется он «кирпичным». Ему присуща простота убранства, некоторая грубоватость. Вместо белоснежной лепнины для внешней облицовки используется фасадный кирпич красного цвета, заменяющий штукатурку и другие отделочные элементы.

Икона святого Серафима Саровского на фасаде храма

Сам храм небольших размеров. Его центральная часть выстроена в виде четверика, сверху который венчает полукупол со шпилем и маковкой. С одной стороны (восточной) к ней примыкает пятиугольная апсида с замурованным центральным окном. С другой — находится прямоугольной формы трапезная, а за ней и придел, к которому впоследствии (2001 г.) и была пристроена колокольня.

Внутреннее пространство церкви устроено очень гармонично. Росписи стен в виде растительных орнаментов дополняют резные рамы, обрамляющие иконы. Иконостас в храме трехъярусный, с элементами позолоты, занимает всю алтарную стену. Главный престол освящен в честь преподобного Серафима Саровского, придел — Иоасафа Белгородского.

Деятельность прихода

При храме действует воскресная школа. В ней детям преподают основы православной веры, истории церкви, знакомят с церковнославянским языком, помогают найти друзей в среде верующих. Постепенно знакомят с ходом богослужений, чтобы маленьким прихожанам было понятно все происходящее в храме, и они могли осознанно присутствовать в нем, молиться вместе со всеми.

Интересно! Наряду с воскресной школой при церкви действует молодежный православный клуб «Серафим». Его открытие состоялось 13 декабря 2017 года. Основателями клуба выступили протоиерей Георгий Анненков, настоятель храма, и диакон Александр Поляков, который взял на себя обязанности руководителя, а также православные молодые люди.

Встречи участников клуба проходят по средам на 19-00 в помещении воскресной школы. На них молодые люди более глубоко знакомятся с православной верой, ближе знакомятся и общаются, поднимают интересные темы для обсуждения, планируют паломнические поездки и прочее.

Престольные праздники

Почитаемый православными верующими еще при жизни, преподобный Серафим Саровский стал одним из самых любимых святых русского народа. Вскоре после его кончины было составлено первое житие преподобного, на его могиле совершались чудеса исцеления.

Богослужение в храме Серафима Саровского

В 1903 году Серафим Саровский был торжественно канонизирован. Именно это событие вспоминается 1-го августа и является престольным праздником храма в Курске на Цыганском бугре.

С почитанием Серафима Саровского связана и другая торжественная дата, отмечаемая в храме — 15 января (преставление святого). В этот день проводит архиерейское богослужение архиепископ Курский и Рыльский Герман, а накануне он же совершает всенощное бдение в Сергиево-Казанском соборе, возведенном трудами родителей преподобного Серафима.

17 января — проходит почитание памяти Иосафа Белгородского, придел в честь которого был приделан к церкви в год канонизации этого святого (1911 г.)

Внимание! Службы в храме совершаются ежедневно. Литургия начинается в 7-30 утра, в воскресные и праздничные дни чуть позже — 8-30. Вечерня проходит, как правило, начиная с 17-00. Рядом с церковью находится остановка «Школа № 12». Сюда можно добраться троллейбусом № 3.

Курск расположен в 540 км от Москвы. Добраться сюда совсем несложно, так как через город проходят маршруты разных транспортных средств. Здесь проложены автомобильные, железнодорожные, воздушные пути. Путешествовать можно как на личном автотранспорте, так и на комфортабельных автобусах, самолетах, поездах.

Достопримечательности

В Курске есть и много других храмов, связанных с жизнью Прохора Мошнина. Сергиево-Казанский кафедральный собор был построен его родителями, Исидором Ивановичем и Агафьей Фотиевной Мошниными. На этом месте произошло первое чудо в жизни святого мальчика. Семилетний отрок чудесным образом спасся от верной гибели, упав с высокой колокольни собора.

Сергиево-Казанский кафедральный собор в Курске

Воскресенско-Ильинский храм был в свое время приходской церковью для семейства. Исидор и Агафья в нем венчались, крестили всех своих чад, в том числе и младенца Прохора. Здесь же отпевали отца семейства, Исидора Ивановича, а также его мать Феодосию Наумовну.

Во многих Курских храмах хранятся иконы с мощами преподобного Серафима Саровского. В городе и области есть несколько святых источников, а также установленных памятников преподобному. Часто проходят различные праздники и торжества, посвященные св. Серафиму или названные в его честь, действуют различные просветительские организации. широко развит религиозный туризм. По городу совершаются многочисленные паломнические экскурсии, цель которых познакомить с земной родиной Серафима Саровского.

История храма во имя прп. Серафима Саровского