Церковь воскресенье

слыть

Русский

Морфологические и синтаксические свойства

наст. прош. повелит.
Я слыву́ слы́л
слыла́
Ты слывёшь слы́л
слыла́
слыви́
Он
Она
Оно
слывёт слы́л
слыла́
слы́ло́
Мы слывём слы́ли
Вы слывёте слы́ли слыви́те
Они слыву́т слы́ли
Пр. действ. наст. слыву́щий
Пр. действ. прош. слы́вший
Деепр. наст. слывя́
Деепр. прош. слы́в, слы́вши
Будущее буду/будешь… слы́ть

слыть

Глагол, несовершенный вид, непереходный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 16b/c. Соответствующий глагол совершенного вида — прослыть.

Корень: -слы-; глагольное окончание: -ть .

Произношение

  • МФА:

Семантические свойства

Значение

  1. быть известным в качестве кого-либо, чего-либо, считаться кем-либо, чем-либо ◆ Лучше молчать и слыть дураком, чем заговорить и развеять все сомнения. ◆ Грушницкий слывёт отличным храбрецом. М. Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени», 1839–1841 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Покойный дядя его жил в этом же доме и слыл в нашем уезде чернокнижником В. Ф. Одоевский, «Сильфида», 1837 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Синонимы

  1. считаться, числиться

Антонимы

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • глаголы: прослыть

Этимология

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • уж лучше грешным быть, чем грешным слыть

Перевод

Список переводов

  • Английскийen: have a reputation (for); be said to be smb; be reputed to be smb, pass for
  • Испанскийes: cobrar fama (de); tener fama (de), pasar por
  • Итальянскийit: passare per; avere la riputazione di; essere creduto
  • Немецкийde: gelten als + N; den Ruf haben
  • Французскийfr: passer pour, avoir la réputation de
  • Чешскийcs: být pověstný

Метаграммы

  • плыть
  • сбыть, свыть, смыть, сныть, срыть, стыть
  • слать, слить
  • слышь
Статья нуждается в доработке.

Это незаконченная статья. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.

(См. Общепринятые правила).

Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение слову́щее) (335)

26 сентября – Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение Словущее). Престольный праздник сегодня отмечается в храмах нескольких сел Нижегородской области: Воскресенское, Водоватово (Арзамасский район), Юрьево (Гагинский район) — и кафедральном соборе города Арзамаса.

В этот день вспоминается торжество по случаю освящения храма Воскресения Христова в Иерусалиме, сооруженного равноапостольным Константином Великим и его матерью равноапостольной царицей Еленой.

Этот праздник в народе называется Воскресением Словущим и означает, что он, в отличие от самого праздника Светлого Христова Воскресения (Пасхи), слывет (т. е. считается) Воскресением и относится именно к освящению храма в честь Воскресения Христова.

Интересна история сооружения этого храма. После крестной смерти Спасителя священное место Его страданий долго попиралось язычниками. Когда римский император Тит в 70 году завоевал Иерусалим, он разорил город и разрушил храм Соломона на горе Мориа, не оставив камня на камне, как это предсказал еще Господь Иисус Христос в беседе с учениками (Мк.13:1-2). Позднее ревностный язычник император Адриан (117–138) построил на месте разоренного Титом Иерусалима новый город, который назвал своим именем – Елий-Адриан и запретил называть город прежним именем.

Святой Гроб Господень он приказал засыпать землей и камнями и на том месте поставил идола, а на Голгофе, где был распят Спаситель, в 119 году возвел храм, посвященный Венере. Перед ее статуей приносились жертвы и совершались языческие обряды, сопровождавшиеся блудодеянием.

В Вифлееме, на месте, где родился Спаситель от Пречистой Девы, нечестивый царь поставил идола Адониса. Все это он делал намеренно, чтобы люди совершенно забыли о Христе и никогда более не вспоминали мест, где Он жил, учил, пострадал и воскрес во славе.

Когда на царство вступил равноапостольный Константин Великий (306–337), первый из римских императоров, признавший христианскую религию, он вместе со своей благочестивой матерью царицей Еленой решил обновить Иерусалим и на месте страдания и Воскресения Господа Иисуса Христа воздвигнуть новый храм, очистить от скверных языческих культов места, связанные с памятью Спасителя и вновь все их освятить.

Благоверная царица Елена отправилась в Иерусалим с большим количеством золота, а равноапостольный Константин Великий написал письмо Патриарху Макарию I (313–323), в котором просил его содействовать святому делу обновления христианских святынь.

Прибыв в Иерусалим, святая царица Елена уничтожила все идольские капища, очистила город от языческих идолов и освятила осквернявшиеся места.

Она горела желанием отыскать Крест Господа нашего Иисуса Христа и приказала раскопать место, где стоял храм Венеры. Там был обнаружен засыпанный Гроб Господень и Лобное место, неподалеку от которого были найдены три креста и гвозди.

Чтобы определить, который из трех крестов принадлежал Спасителю, Патриарх Макарий повелел возлагать кресты по очереди на усопшего, которого несли мимо к месту погребения. Как только Крест Христов коснулся умершего, он тотчас ожил. В величайшей радости благоверная царица Елена и Патриарх Макарий высоко подняли Животворящий Крест и показали его стоявшему народу.

Святая царица приказала немедленно начать строить большой храм, который включал бы в свои стены место распятия Спасителя – Голгофу и Гроб Господень, находившиеся на небольшом расстоянии друг от друга, как об этом пишет святой апостол и евангелист Иоанн Богослов: «На том месте, где Он был распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен; там положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что гроб был близко» (Ин.19:41-42).

Храм Воскресения строился 10 лет, и святая царица Елена не дожила до завершения строительства. Возвратившись в Константинополь, она преставилась в 327 году.

За время своего пребывания в Иерусалиме благоверная царица построила храмы в Вифлееме, на горе Елеонской, в Гефсимании и во многих других местах, связанных с жизнью Спасителя и событиями Ветхого Завета.

Окончание сооружения Новозаветного храма Воскресения Христова, названного «Мартирион» в память крестных страданий Спасителя, совпало с прохождением I Тирского собора и 30-летием царствования равноапостольного императора Константина Великого. Поэтому состоявшееся 13 сентября 335 года освящение храма Воскресения было особенно торжественным. В нем участвовали иерархи христианской Церкви из многих стран: Вифинии, Фракии, Киликии, Каппадокии, Сирии, Месопотамии, Финикии, Аравии, Палестины, Египта.

На торжество обновления были приглашены отцы только что закончившегося Тирского собора. В тот же день был освящен весь город Иерусалим. Память этого знаменательного события отцы Церкви установили 26 (13) сентября.

ВОСКРЕСЕНИЕ СЛОВУЩЕЕ

Воспоминание обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме или Воскресение слову́щее (греч. Ανάμνηση των Εγκαινίων του Ιερού Ναού της Αναστάσεως), церковный праздник

Празднуется 13 сентября

Установлен в память торжественного освящения в 335 году храма построенного святым равноапостольным царем Константином Великим и матерью его равноапостольной царицей Еленой на горе Голгофа в память преславного Воскресения Христова.

История празднования

Народное название праздника — «Воскресение словущее» — указывает на то, что он лишь слывет, называется, Воскресением, в отличие от собственно Праздника Светлого Христова Воскресения — Пасхи .

Посвящение в честь Воскресения Словущего — традиционное для кладбищенских храмов. В храмах Воскресения Словущего в престольный праздник совершается Пасхальное Бого­служение .

Молитвы

Тропарь, глас 4

Якоже вышния тверди благолепие, / и нижнюю споказал еси красоту святаго селения славы Твоея, Господи, утверди сие во век века / и приими наша в нем непрестанно приносимая тебе моления Богородицею, / всех Животе и Воскресение.

Кондак, глас тойже

Небо многосветлое Церковь показася, / вся просвещающая верныя, в нейже стояще зовем: / сей дом утверди, Господи.

Ин кондак, глас 2

Обновление духа в сердцах / и просвещение внутренним даруй, / верою совершающим священная обновления храма дому Твоего, / емуже благоволил еси создатися / в Твое Божественное имя, / Едине во святых прославляемый.

Использованные материалы

Т.е. «так называемое». От глагола «слыть».

Так по данным . Существуют другие, менее вероятные версии. Так, согласно одной, название обусловлено тем, что в народе этот праздник слывет, считается за воскресенье (т.е. отмечается как воскресный день), хотя может таковым и не являться. По другой, словущим именуется засвидетельствованное церковным преданием чудо воскрешения умершего по благодатному действию Животворящего Креста Господня. По этой версии совершившееся чудо стало широко известным, слывущим

Последнее замечание — по «Хроникам епархиальной жизни 1997-2001гг,» страница сайта Корсаковского Покровского монастыря,

Воскресение Словущее

Галина Храбрая
Воскресение Словущее –
Смяло племя проклятущее,
Удалило, истребило
То, что Господа клеймило!
Знают все – Христос один,
И Великий Константин
Совесть дал нам обрести,
Ты нас, Господи, прости…
Неразумные мы дети,
Но счастливей нет на свете
Нас – запутанных людей,
Нам бы всем Твоих Плетей…
МЫ БЫ ЗНАЛИ, ЧТО, ПОЧЁМ,
Только Вера не бичом,
И не розгами даётся –
Вера сердцем признаётся!!!
«Воскресение словущее» – по смыслу определяет Православный Праздник,
приходящийся на 26.09 (13.09 до 1917года). Установлен Праздник в 335 году,
когда состоялось освящение Храма Гроба Господня, возведённого на месте казни
Иисуса Христа в граде Иерусалиме.
Официальное название праздника – обновление храма.
Воскресение Словущее — Праздник в честь освящения храма,
построенного св. равноапостольным Константином Великим на горе Голгофа
в память Преславного Воскресения Христова. Событие это было 13 сентября 335г.
То есть, Праздник Воскресения Словущего — это день, называемый в народе
Воскресением, но это не сам Праздник Пасхи – Воскресения Христова.
Полное название праздника — память обновления (освящения) Храма
в честь Воскресения Христова.
ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА «ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО»
26 сентября Православная Церковь вспоминает Торжество по случаю обновления
и освящения храма Воскресения Христова, сооружённого святыми равноапостольными
царём Константином Великим и матерью его царицей Еленой.
История храма возводит нас к временам вольных страданий, крестной смерти
и воскресению Господа нашего Иисуса Христа.
Эти места, освящённые земной жизнью Иисуса Христа, нарочито попирались
язычниками. В 70 году Иерусалим был завоёван и разрушен римским императором
Титом.
Позднее римский император Адриан (117 – 138), ревностный язычник, построил
на месте разорённого Титом Иерусалима новый город, назвав его в честь
триады богов (Юпитера, Юноны и Минервы).
Местное население было уничтожено или рассеяно, иудеям было запрещено его
посещать (кроме, как один раз в год), а планировка практически разрушенного
города сильно изменилась.
Андриан уровнял лощину между Голгофой и Гробом Господним. Над последним
он насыпал земляную платформу, на которой поставил святилище Юпитера
Капитолийского. А на Голгофе был построен храм Афродиты-Венеры.
Иерусалим превратился в один из центров языческого культа. Нечестивый царь
всё делал для того, чтобы люди забыли о Христе Спасителе и никогда не вспоминали
о тех местах, где Он жил, учил, пострадал и со славою воскрес.
Прошло около 200-х лет после этих событий, и на царство вступил Константин
Великий (306 – 337), первый из римских императоров, признавших христианскую
религию.
В 313 году он прекратил гонения на христиан, им даровалась полная свобода
вероисповедания. Кроме того, Миланский эдикт предусматривал возвращение
конфискованного у них имущества – церквей, кладбищ и другой недвижимости.
Константин Великий вместе со своей благочестивой матерью царицей Еленой
решил обновить город Иерусалим, очистив все связанные с памятью Спасителя
места от скверных языческих культов и все их освятить.
Царица Елена отправилась в Иерусалим с большим количеством золота,
а Константин Великий написал письмо патриарху Макарию I (313 – 323), в котором
просил всячески содействовать святому делу обновления христианских святынь.
Иерусалимский епископ Макарий, человек весьма энергичный, поставил себе целью
истребление языческих культов. Идея поиска гроба Господня на месте,
где в его время стоял храм Венеры, принадлежала именно ему.
В 325 году на Никейском соборе он добивается от императора разрешения
на уничтожение языческих храмов ради поиска гробницы.
Снеся языческий храм, рабочие Макария обнаружили под его фундаментом
еврейское кладбище – ряд вырубленных в камне склепов с закрывавшимся
каменными плитами входом. Оставалось только установить, которая из них
была местом погребения Иисуса?
Их выбор остановился на одном склепе с круглой откатывающейся плитой,
остальные закрывались обыкновенными квадратными плитами. В I веке такая плита
была редким новшеством, её могла себе позволить только очень богатая семья.
В Евангелии от Матфея сказано: «И положил его в новом своем гробе, который высек
он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился» (Мф. 27:60).
Глагол ;;;;;;;;; имеет значение «прикатывать, приваливать». Вероятно, что именно
употребление этого глагола в Евангелии определило выбор археологов IV века.
Святая царица Елена горела желанием отыскать Крест Господень. Рядом с засыпанным
Гробом Господним обнаружили лобное место на Голгофе, как об этом свидетельствует
святой апостол и евангелист Иоанн Богослов:
«На том месте, где Он был распят, был сад и в саду гроб новый, в котором никто
ещё не был положен; там положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что гроб
был близко» (Ин. 19: 41-42).
Вблизи было найдено три креста и гвозди. Чтобы определить, который именно из трёх
крестов принадлежал Спасителю, патриарх Макарий повелел по очереди возлагать
найденные кресты на мертвеца, которого проносили мимо на место погребения.
Как только крест Христов коснулся мертвеца, он тотчас ожил. Царица, с радостью
приняв Честный Крест, поклонилась ему и облобызала его, также и все,
бывшие с нею начальники, и вельможи воинские и гражданские.
Некоторые в то время, по причине тесноты, не имели возможности увидеть
и облобызать Святой Крест, и просили чтобы, по крайней мере, издали показали бы
его им. Тогда Макарий, патриарх Иерусалимский, став на возвышеннейшем месте,
воздвигая Крест, показывал его народу. А народ восклицал: «Господи помилуй!»
Отсюда и получил своё начало Праздник Воздвижения Честного Креста Господня.
По исследованиям агиологов, это было приблизительно в конце мая 326 года.
Обретение Честного Креста и Гвоздей святой царицею Еленой в Иерусалиме
Православная Церковь празднует 6 марта по старому стилю.
На месте обретения святынь очень быстро было возведено три величественных храма.
Главным сооружением являлся возведённый на месте Святого Гроба Господня
Храм Воскресения или «Анастасис».
Особой красотой отличалась, находившаяся внутри храма, часовня-кувуклия
из белого мрамора, украшенная двенадцатью колоннами с серебряной капителью.
Чтобы погребальная пещера могла войти под своды храма, Елена принуждена была
отсечь её от скалы и выступающего из неё притвора. Внутренность пещеры царица
оставила без изменений, но снаружи выровняла отсеченные стены, кверху свела их
в виде заострённой пирамиды и обложила её дорогим мрамором, золотом
и драгоценными камнями.
На вершине Голгофы был возведён обнесённый балюстрадой цикличный храм,
посредине которого возвышался Крест. Посетители Святых Мест называли этот храм
«Крестом», но в истории он сохранился под названием «Лобный».
Невдалеке от храма Воскресения, с восточной стороны возвышался и третий
из возведённых святым Константином храмов – базилика «Свидетельства»,
позже названная базиликой «Святого Константина». Храм был украшен
большим количеством обрамлённых золотом мраморных колонн.
Здание храма Воскресения строилось 10 лет, и святая царица Елена, так и
не увидела его оконченным. Возвратившись к сыну, она скончалась в 327 году.
Когда Храм Воскресения Христова был вполне закончен, царь Константин Великий
повелел собраться епископам всех стран в Иерусалим.
Святители прибыли из Вифании, Фракии, Киликии, Каппадокии, Сирии, Месопотамии,
Финикии, Аравии, Палестины, Египта, из стран Африки и Персии.
При большом стечении народа храм был с великим торжеством освящён
26 сентября 335 года, и весь город Иерусалим обновлён и освящён.
Собравшиеся святые отцы постановили на все последующие времена праздновать
день обновления и освящения Великой Иерусалимской Церкви, воздвигнутой
на свящённых местах страдания, крестной смерти и славного Воскресения Спасителя,
Господа нашего Иисуса Христа.
Ибо, как в Ветхом Завете Иуда Маккавей, очистивши величайшее святилище –
Святое Святых от осквернения Сирийским идолослужением, узаконил на все времена
праздновать его обновление (1 Макк. 4: 36-59), о чём в Евангелии упоминается:
«Быша же тогда, – сказал Господь, – обновления во Иерусалимех» (Ин. 10:22);
так и в Новом Завете равноапостольный царь Константин, построив, как бы второе
Святое Святых, установил со святыми отцами, чтобы по всей вселенной празднуемо
было Обновление Великой Церкви Иерусалимской, которая есть Матерь всех Церквей.
От первоначальной постройки Храма Гроба Господня в настоящее время,
мало что сохранилось. То, что можно видеть сейчас, – в основном
сооружение эпохи крестовых походов.
Впоследствии эти здания разрушались и перестраивались, и теперь это всё
одно здание, и нынешний храм Воскресения Христова в Иерусалиме был построен
в XI веке на деньги византийских императоров, хотя эта территория была тогда
под властью арабов, и там находятся сразу и храм Воскресения, и место
на Голгофе, где нашли Крест Христов.
Но суть в том, что это один и тот же храм, где празднуется и само
Воскресение Господне, и Крест Христов, найденный на Голгофе.
С 335 года, когда было освящение храма Воскресения Христова 26 сентября,
положено было праздновать Воздвижение Креста Господня на другой день,
27-го сентября. И первоначально праздник обновления был первым и главным днём
общего празднования в честь Креста и Воскресения.
Так было в Иерусалиме. Но по мере того, как иерусалимские традиции стали
забываться, этот праздник стал понемногу угасать, а Праздник Воздвижения Креста
становился всё более и более значительным.В России праздник обновления храма
в Иерусалиме, почему-то назывался Воскресение Словущее.
Название не вполне объяснённое. Московский митрополит Филарет (Дроздов) полагал,
что это не церковное, а народное название праздника. А «словущий» означает,
«так называемый», то есть, не настоящее воскресение, а слывущее за таковое.
В «Словаре русского языка XI-XVII веков» и в словаре В. И. Даля «словущий»
означает «прославленный, знаменитый, славный». При таком словоупотреблении
«Воскресение Словущее», может относиться только к Воскресению Христа.
И так, ХРАМ ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО в Иерусалиме был создан во имя обновления
КРЕСТНОГО ПОДВИГА СПАСИТЕЛЯ, как святое напоминание и дань священной памяти
всех времён и народов о Христе.
День освящения Иерусалимского Храма стал Праздником.
Отмечается он накануне «Крестовоздвижения». Не забывайте об этом, господа!