Церковь

ЦЕРКОВЬ

Значения в других словарях

  1. Церковь — орф. Церковь (город) Орфографический словарь Лопатина
  2. ЦЕРКОВЬ — Особый тип религ. орг-ции, объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа. Гл. отличительные признаки Ц.: 1) наличие более или менее разработанной догматич. и культовой системы; 2) иерархич. Советская историческая энциклопедия
  3. церковь — Ц’ЕРКОВЬ (церква ·обл.), церкви, мн. церкви, церквей, церквам (церквям ·прост.), ·жен. 1. Здание, в котором происходит богослужение. Каменная церковь. Деревянная церковь. Пятиглавая церковь. Шатровая церковь. Отвести церковь под клуб. Толковый словарь Ушакова
  4. Церковь — Можно рассматривать 1) по этимологическому значению слова, 2) как предмет учения веры, религиозных воззрений и науки, 3) как факт в истории и в современной жизни и 4) как общество и учреждение в области права. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  5. церковь — Готское – kiriko, kirko (церковь). В русском языке это слово стали широко употреблять после принятия христианства – в конце X в. Словом «церковь» первоначально называли организацию духовенства и верующих какого-либо религиозного течения… Этимологический словарь Семёнова
  6. ЦЕРКОВЬ — ЦЕРКОВЬ (от греч. kyriake (oikia) — Божий дом) — англ. church; нем. Kirche. 1. Тип религиозной организации, соц. институт, осуществляющий религиозную деятельность и характеризующийся: авторитарным централизованным иерархическим правлением… Социологический словарь
  7. церковь — це́рковь ж., род. п. це́ркви, народн. це́рква, укр. це́рква, блр. це́рква, др.-русск. цьркы, род. п. -ъве, ст.-слав. црькы, род. п. -ъве ἐκκλησία, ναός (Остром., Клоц., Мар., Рs. Sin., Супр.), болг. цръ́ква, че́рква, сербохорв. цр̑ква, словен. Этимологический словарь Макса Фасмера
  8. церковь — 1. церковь I ж. Религиозная организация духовенства и верующих со сложной иерархической системой, осуществляющая сохранение и передачу основ вероучения, богослужения, совершения таинств; Божий дом. II… Толковый словарь Ефремовой
  9. церковь — сущ., ж., употр. часто (нет) чего? церкви, чему? церкви, (вижу) что? церковь, чем? церковью, о чём? о церкви; мн. что? церкви, (нет) чего? церквей, чему? церквям и церквам, (вижу) что? церкви, чем? церквями и церквами, о чём? о церквях и о церквах… Толковый словарь Дмитриева
  10. Церковь — Ц’ерковь (греч. «экклезия» — собрание, общество созванных) — творение и духовное тело Христа (Мат.16:18 ; Еф.1:23 ; Кол.1:24). Церковь не есть новая религия, или особая религиозная (благотворительная) организация… Библейский словарь Вихлянцева
  11. Церковь — , 1) особый тип религиозной организации, объединение последователей того или иного религиозного направления на основе общности вероучения и культа; главные отличительные признаки… Большая советская энциклопедия
  12. Церковь — Церковь, храм – здание, предназначенное для богослужений. Иногда «храмом» может называться и часть гражданского здания, используемая для богослужений. Католическая энциклопедия
  13. Церковь — 1. В общем смысле (и только в русском языке) организация последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа. Краткий религиозный словарь
  14. церковь — Восходит к греческому kyrikon (в значении «господнее») от kyros – «господь». То же греческое слово легло в основу и заимствованного нами из немецкого существительного кирка (немецкое Kirche). Этимологический словарь Крылова
  15. Церковь — Есть установленное от Бога общество людей, соединенных Православною верою, законом Божиим, священноначалием и таинствами. Из этого понятия о Церкви нужно видеть, что к ней принадлежат не только живущие православные христиане… Библейская энциклопедия архим. Никифора
  16. церковь — Це́рковь/. Морфемно-орфографический словарь
  17. церковь — Церковь, церкви, церкви, церквей, церкви, церквам, церквям, церковь, церкви, церковью, церквами, церквями, церкви, церквах, церквях Грамматический словарь Зализняка
  18. церковь — ЦЕРКОВЬ м. церква, южн. зап. новг. место, здание для христианского богослужения, храм, Божий храм. У нас церковь отличается от молитвенного дома освященьем престола, заменяемого в походной, переносной церкви антиминсом. Церковь не в бревнах, а в ребрах. Толковый словарь Даля
  19. ЦЕРКОВЬ — ЦЕРКОВЬ (греч. — kyriakon — дом Господний) — специфический тип самодеятельной и самоуправляемой религиозной организации, объединяющей единоверцев и противопоставляющей их иноверцам на основании особых вероучения и культа. Новейший философский словарь
  20. церковь — орф. церковь, -кви, тв. -ковью, мн. -кви, -квей, -квам и -квям (религиозная организация; храм) и Церковь, -кви, тв. -ковью (Божественное учреждение, богосл.; вместо Русская православная церковь); Белая Церковь (город) Орфографический словарь Лопатина
  21. церковь — -кви, род. мн. -квей, дат. -квам, ж. 1. Религиозная организация духовенства и верующих, объединенная общностью верований и обрядности. Православная церковь. Католическая церковь. Отделение церкви от государства. Малый академический словарь
  22. церковь — ЦЕРКОВЬ -кви; мн. церкви, церквей, церквам и церквям; ж. 1. Религиозная организация духовенства и верующих, объединённая общностью верований и обрядности; религия, проповедуемая такой организацией. Православная ц. Католическая… Толковый словарь Кузнецова
  23. Церковь — См. Храм. Архитектурный словарь
  24. Церковь — (греч. kyriake, букв. – божий дом) 1) особый тип религиозной организации, объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа. Словарь по культурологии
  25. Церковь — (от греч. kyriake (oikнa), буквально — божий дом), то же, что Храм. Художественная энциклопедия
  26. ЦЕРКОВЬ — ЦЕРКОВЬ ( от греч. kyriake (oikia) — букв. — божий дом) — . Большой энциклопедический словарь
  27. церковь — ЦЕРКОВЬ, кви, мн. и, ей, ам, ж. 1. Объединение последователей той или иной религии, организация, ведающая религиозной жизнью и соответствующим культом; религиозная община. Православная ц. Католическая ц. Протестантские церкви (напр. Толковый словарь Ожегова
  28. церковь — Общеслав. Заимств. из герм. яз., где *kirkō (ср. нем. Kirche «церковь») < греч. kyriakos (domos) «господний (дом)». Праслав. *kьrky > церковь в результате изменения k > ц, прояснения редуцированного ь в е и подравнивая им. Этимологический словарь Шанского
  29. церковь — 1) общество людей истинно верующих в Господа Иисуса Христа; 2) здание, посвященное Богу; храм. Краткий церковнославянский словарь
  30. церковь — см. >> храм Словарь синонимов Абрамова
  31. церковь — сущ., кол-во синонимов… Словарь синонимов русского языка

храм

В Википедии есть страница «храм».
В Викиданных есть лексема храм (L177626).
падеж ед. ч. мн. ч.
Им. хра́м хра́мы
Р. хра́ма хра́мов
Д. хра́му хра́мам
В. хра́м хра́мы
Тв. хра́мом хра́мами
Пр. хра́ме хра́мах

храм

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -храм- .

  • МФА: ед. ч. (файл)

    мн. ч.

Храм

  1. религ. здание, предназначенное для проведения богослужений и религиозных обрядов ◆ Не в силах воспитать сироту на свои средства, они тайно передали его в буддийский храм Кофукудзи, а настоятель храма китайский монах Ниедзе с готовностью принял мальчика. А. В. Геласимов, «Степные боги», 2008 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Перекрестившись, я оглядываюсь назад ― над вершинами леса, на фоне темно-зеленой хвои и голубого небосклона, ярко выделяются купола храмов, сияя золотистыми крестами. А. С. Новиков-Прибой, «Судьба», 1920 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Она вошла в храм, усердно помолилась и, выходя на площадь, приметила подле себя вышедшего вместе с нею из церкви молодого человека. К. П. Масальский, «Черный ящик», 1833 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. перен. место, где происходит служение чему-то высокому ◆ Театр обожали и дети, и взрослые, это был настоящий храм искусства. Татьяна Ковальская, «Действующие лица и исполнители», 1998 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Из пансиона скоро вышел он, // Наскуча всё твердить азы да буки, // И, наконец, в студенты посвящен, // Вступил надменно в светлый храм науки. М. Ю. Лермонтов, «Сашка», 1839 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  3. перен. область, сфера высоких духовных ценностей ◆ С юга пешком привела его страсть // В дальнюю нашу столицу ― // Думал бедняга в храм славы попасть ― // Рад, что попал и в больницу! Н. А. Некрасов, «В больнице», 1855 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ По истине часы искушения и физических опасностей суть настоящее ангелы хранители нашей жизни: они вводит нас в храм веры и исцеляют от эгоизма, самолюбия и убийственного самомнения, от высокомерия и жестокосердая, отравляющих душу нашу. Ф. П. Врангель, «Путевые записки», 1830 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

  1. святилище
  1. здание, сооружение
  1. церковь, собор, костёл, мечеть, синагога

Ближайшее родство

  • уменьш.-ласк. формы: храмик
  • пр. существительные: храмовник, храмина
  • прилагательные: храмовый

    перен.

    • Английскийen: temple
    • Немецкийde: Tempel м. -s, =
    • Шведскийsv: tempel

    • храм // Мультимедийный лингвострановедческий словарь «Россия». — М. : Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2014—2017.
    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)

    Болгарский

    Ед. храм
    Ед. об. храма
    Ед. суб. храмът
    Мн. храмове
    Мн. сов. храмовете
    Числ. храма
    Зв.

    храм

    Существительное, мужской род, склонение 1.

    Корень: -храм-.

  1. религ. (также перен.) храм (аналогично русскому слову) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  1. църква, обител, катедрала, светилище, олтар, светиня

Ближайшее родство

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить транскрипцию в секцию «Произношение» с помощью {{transcriptions}}
      • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
      • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»

      Сербский

      храм
      (hram)

      Существительное, мужской род.

      Корень: -храм-.

      • МФА:
  1. религ. (также перен.) храм (аналогично русскому слову) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Ближайшее родство

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
      • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»

      Украинский

      В укр. Википедии есть страница «храм».

      храм

      Существительное, неодушевлённое, мужской род, тип склонения 1a.

      Корень: -храм-.

      • МФА: ед. ч. (файл)

        мн. ч.

  1. религ. (также перен.) храм (аналогично русскому слову) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  1. святиня

Ближайшее родство

  • уменьш.-ласк. формы: храмик
  • пр. существительные: храмина, храмник, храмобудівник, храмобудівництво, храмобудування, храмовник, храмування
  • прилагательные: храмовий, храмобудівний
  • глаголы: храмувати

  • гнати крамарів з храму
  • храм Феміди
    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
    • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»

    Церковь

    См. раздел ЦЕРКОВЬ – ПРАКТИКА ВЕРЫ

    • Церковь Христова Богословско-литургический словарь
    • О Церкви как орудии, через которое Господь совершает наше спасение иерей Олег Давыденков
    • Вступление в Церковь прот. Николай Афанасьев
    • Церковь Яннарас Христос
    • Богословские статьи. О церкви прот. Георгий Флоровский
    • Книга о Церкви
    • Православная Церковь митр. Каллист (Уэр)
    • Собрание в Церковь прот. В. Дмитриев
    • Кто учитель в Церкви прот. Михаил Дронов
    • Церковь и современность игумен Петр (Мещеринов)
    • О границах Церкви
    • Что есть Церковь
    • Церковь

    1) В самом полном смысле понятие Це́рковь Христова подразумевает собрание, возглавляемое Господом Иисусом Христом, включающее светлых ангелов, ветхозаветных праведников, выведенных Спасителем из ада в Царство Небесное, всех православных христиан, живущих и умерших (Лк.20:38), соединенных между собою верою и любовью во Христе.

    Церковь условно разделяется на Небесную (Пресвятая Богородица, Ангельские силы, все святые и спасшиеся христиане), называемую также Торжествующей, и Земную, которая называется Воинствующей Церковью, ибо ведет на земле брань с диаволом и его слугами.

    Церковь является Телом Христовым, к которому принадлежат все живые и усопшие христиане, истинно верующие во Христа и соединившиеся с Ним в таинствах Крещения и Евхаристии через Его благодать. Церковь есть Тело Христово, а верующие – члены этого Тела. Богочеловеческий организм – это и есть Церковь. Церковь – единство Духа, обитающего в людях, пытающихся жить по Евангелию.
    Символ веры определяет Церковь как Единую Святую, Соборную, Апостольскую.
    В историческом контексте Церковь можно подразделить на Ангельскую, Райскую, Патриархальную, Ветхозаветную и Новозаветную.

    2) Церковью называется также сообщество людей, верующих во Христа, имеющее свою иерархическую и организационную структуру.

    3) В самом узком и буквальном смысле церковью называется храм Божий (в этом случае слово «церковь» принято писать с маленькой буквы).

    Согласно объяснению прот. Георгия Флоровского, св. Отцы не утруждали себя определением Церкви по той причине, что они непосредственно созерцали ее реальность. «Недостаток формального определения не означает, однако, ни путаницы понятий, ни смутности представлений… Самоочевидность не нуждается в определениях».

    ***

    Церковь заключается в епископе, клире и всех стоящих в вере.
    Сщмч. Киприан Карфагенский

    ***

    Одним из образов, которые хорошо объясняют, что такое Церковь, является Голгофа. Голгофа обычно воспринимается как образ страданий. Это, конечно, так. Но посмотрите, что из себя представляло это место во время распятия Христова. На Голгофе были собраны вместе самые разные люди: и разбойники, и воины, и фарисеи… И могло показаться, что Христа там нет. Даже ученики Христовы тогда испугались, засомневались, убежали. Они подумали: «Как же может быть, чтобы Христос умер, чтобы Он был распят?», и усомнились. Они еще по-настоящему не знали, Кто такой Христос. Думаю, что это был самый трудный момент в их жизни.
    Но именно здесь, в этом самом страшном месте и был Христос. Христос распятый, поруганный, замученный. И именно здесь, на этом месте позорной казни были Силы Небесные. Здесь были Божия Матерь, апостол Иоанн Богослов, жены-мироносицы. Но понять, узнать это присутствие Божие было очень трудно. И проходившие мимо Голгофы хулили Христа, говоря: «Сойди с креста, спаси Себя Сам».
    Вот и сегодня, приходя в Церковь, не нужно искать в ней сектантскую организованность и порядок. Прийти к Богу – дело нелегкое и не очень-то быстрое. Для этого нужно очень серьезно за себя взяться. Нужен подвиг, а не только энтузиазм, характерный для новых, молодых организаций.
    В нашей жизни сейчас чего только нет! И все это уже давно ворвалось в земную жизнь Церкви: и коммерческие интересы, и человеческое хамство, и грубость, и отсутствие любви, и тщеславие, и властолюбие, и карьеризм.
    Увидеть за всем этим Христа – очень нелегко. Задача священника и современного миссионера заключается прежде всего в том, чтобы помочь вошедшим в храм увидеть там Христа, т.е. за всей обычной человеческой суетой, в контексте труднопонимаемых для вновь пришедшего человека языка многовековых традиций и обрядов, услышать слово Христово, ощутить любовь Христову, почувствовать таинственное веяние благодати Божией.
    Ректор ПСТБИ протоиерей Владимир Воробьев

    ***

    Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.
    Евангелие по Иоанну (Ин. 15:4-6)

    ***

    Церковь есть общество верующих в Господа Иисуса Христа, Сына Божия людей, возрожденных Им и Духом Святым, соединенных в любви и под непрекращающимся воздействием Святого Духа, достигающих совершенства.
    святитель Иларион (Троицкий)

    ***

    Церковь есть живой организм, объединенный взаимной любовью, составляющий абсолютное единство во Христе живых и мертвых.
    священник Александр Ельчанинов

    ***

    Церковь не доктрина, не система и не учреждение. Церковь есть живой организм истины и любви или, точнее, истина и любовь как организм.
    Единство Церкви вытекает из единства Божьего, ибо Церковь не есть множество лиц в их личной отдельности, но единство Божьей благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати.
    Хомяков Алексей Степанович

    ***

    Церковь на земле выполняет исключительно одну, единственную задачу: Церковь спасает людей, соединяет их со Христом. Больше ничем Церковь не является.
    Первичностью Церкви объясняется то, что в Писании не содержится систематического плана, так сказать, проекта Церкви… Писание указывает на Церковь и частности ее жизни, но не определяет ее строй из самого себя.
    игумен Петр (Мещеринов)

    ***

    Церковь – это место общения с Богом, но часто можно услышать от людей «внешних», что им не нужны «посредники». Зачем нужна Церковь, если с Богом можно общаться и самостоятельно?
    – Христос сказал: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:20). Церковь подразумевает как вертикальное общение, так и горизонтальное, причем первое не бывает без второго. Так устроен мир, что для того чтобы встретить Бога, людям нужно сперва встретить друг-друга. Природа богообщения подразумевает соучастие. Иначе человек может оказаться во власти иллюзий, его мистический опыт может оказаться фантазией, будучи принципиально субъективным. Кому-то это может показаться неубедительным, но есть вопросы, которые остаются предметом веры. Веру вообще невозможно доказать. Ее можно только принять, познать, пережить на собственном опыте.
    архимандрит Кирилл (Говорун)

    ***

    Церковь – не административный институт и даже не просто собрание единоверцев. Это двухтысячелетняя духовная традиция, построенная на реальном опыте духовно-нравственной жизни.
    священник Даниил (Сысоев)

    ***

    Старое критическое представление о том, что изначально «духовная» церковь позже закоснела и превратилась в церковь авторитарную, иерархическую, будет легко опровергнуто при более глубоком исследовании. Есть все основания согласиться с утверждением, что церковь была некоей организацией с самого начала. Настойчивое утверждение, которое встречается во многих текстах по всему Новому Завету, что те, чье положение высоко, должны служить смиренно, является ярким свидетельством в пользу предположения, что идея церкви, лишенной человеческой власти, была чужда всем эпохам новозаветной экклезиологии. Некоторые могут настаивать, что христианская община — это стадо, единственным пастырем которого является Христос. Тем не менее, такие разнородные источники, как Евангелие от Иоанна (Ин.21:15-17), Первое послание Петра (1Пет.5:2-11) и Деяния (Деян.20:28), ясно свидетельствуют о том, что в ранней церкви пастырские полномочия Иисуса были доверены людям. Этим правом в новозаветный период обладали двенадцать апостолов, а также вообще все апостолы, которые упоминаются в других книгах помимо Деяний. Когда Павла вынуждают защищать свои полномочия, он апеллирует к своему статусу посланника воскресшего Иисуса (Гал.1:16). Он говорит коринфянам (1Кор.12:28), что в христианской общине Бог поставил первыми апостолов. Послание к Ефесянам (Еф.2:20) упоминает, что апостолы заложили фундамент Божьего дома.
    Рэймонд Э. Браун

    ***

    Что оставил Христос после Себя? Протестанты говорят, что Христос оставил сборник воспоминаний о Себе; католики – что Своим заместителем Он оставил папу. Православные утверждают, что Он просто Сам остался с нами «во все дни до скончания века».
    диакон Андрей

    ***

    Вера в Бога – по христианскому переживанию – это то же самое, что и любовь к Богу. Разве можно любить, не проявляя своей любви во внешних действиях?
    Хорошо сказал когда-то по этому поводу отец Александр Мень, который на вопрос, можно ли считать христианином человека, не посещающего церковь, ответил так: «Можно, конечно. Как может называться филантропом человек, любящий все человечество, но не сделавший ни одного доброго дела».

    ***

    Церковь – это не собрание совершенных и беспорочных людей, а духовная лечебница, о которой Господь Иисус Христос сказал: Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9:13). Чем же грешники, находящиеся в ограде Церкви, отличаются тогда от тех, кто вне её? Тем, что первые бегают от греха, проходят курс лечения от своих греховных болезней, а вторые часто даже и не знают, что больны.
    Ю. Максимов

    Символическое значение христианского храма

    Из Ветхозаветной истории известно, что когда было закончено строительство Иерусалимского храма, Бог сказал царю Соломону: «Я освятил храм сей, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои там во все дни» (3 Цар. 9: 3).

    Итак, храм – это дом Божий, место особого таинственного присутствия Господня, место пламенных молитв, творимых теми, кто собирается вместе для прославления Господа. Сам Бог устами пророка Исайи свидетельствует: «… дом Мой назовётся домом молитвы для всех народов» (Ис. 56: 7).

    Каково же его истинное символическое значение?

    Христианский храм не просто архитектурное сооружение, являющееся предметом эстетического любования, но свого рода модель или лучше сказать – икона всего мироздания, образ «небесного» и «земного». Как бы не были внешне привлекательны его художественно-архитектурные формы, основное их предназначение состоит в том, чтобы возвышать человеческий ум к постижению тайны Бога и сотворённого Им универсума, состоящего из двух миров – духовного, «умопостигаемого» (мир небесной иерархии, по Ареопагиту), и здешнего, чувственного и плотского.

    Согласно Дионисию Ареопагиту, человеческий разум способен посредством анагогических символов, образов и знаков постигать стоящую за ними высшую реальность. Если внимательно всматриваться в строение вселенной и человека, в поток явлений природы, то «под грубым покровом вещества» раскрываются вечные прообразы этого мира, которые вещают нам о Самом Создателе. «Для обладающих (духовным) зрением, – по слову преподобного Максима Исповедника, – весь умопостигаемый мир представляется таинственно отпечатлённым во всём чувственном мире посредством символических образов. А весь чувственный мир при духовном умозрении представляется содержащимся во всём умопостигаемом мире, познаваясь (там) благодаря своим логосам». Весь видимый мир, таким образом, является как бы криптограммой духовного («умопостигаемого») мира, то есть сложным сплетением символов и системой его «материальных» отпечатков. Поэтому через созерцание видимого тварного мира человеческое сознание в определённой мере способно приоткрывать завесу потустороннего бытия.

    Благодаря трудам св. Дионисия Ареопагита и преподобного Максима Исповедника в христианском богословии детально разработана теория религиозного символа. Важно заметить, что между современным и святоотеческим пониманием символа существует колоссальная разница. Теперь символ есть изображение или знак чего-то другого, чего при этом в самом знаке реально нет (как нет, например, воды в её химическом символе). Исконное же назначение символа не в том, чтобы изображать (что предполагает отсутствие изображаемого), а в том, чтобы являть другою реальность. В богословском осмыслении символ (от греческого symboleo: соединяю, держу вместе) не равнозначен изображаемому; он может быть лишён внешнего сходства с тем, что он символизирует. Его важнейшая функция заключается в том, чтобы, возводя человека в духовную сферу, приобщать его к божественной реальности настолько, насколько это может вместить тварная человеческая природа.

    В церковной письменности существует немало достойных внимания истолкований символики христианского храма. Преподобному Максиму Исповеднику принадлежит, пожалуй, наиболее полное символико-аллегорическое описание всей церкви – Церкви как Тела Христова, объединяющего верующих в Господа Иисуса Христа, и церкви как храма, рассматриваемого «с точки зрения зодчества». В своей «Мистагогии» («Тайноводстве») он даёт не меньше пяти богословских толкований символического значения церкви.

    Во-первых, Церковь – та, что строится не из камня, а состоит из душ человеческих – есть образ Самого Бога, «поскольку Она, подобно Богу, осуществляет единение среди верующих», не взирая на то, что они «разнятся и сильно отличаются друг от друга … национальностью и языком, образом жизни и возрастом, … знаниями и положением (в обществе), а также судьбами, характерами и душевными свойствами». Церковь посредством Святого Духа дарует всем новое рождение и возможность носить славное имя христианское. В ней сердца и души неисчислимого числа «мужей, жён и детей» сливаются в одно сердце и одну душу (Деян. 4: 32); «все срастаются и соединяются друг с другом одной простой и нераздельной благодатью и силой веры». Подобное единство существует и во всём мироздании. Бог, являясь единственной Причиной и Творцом духовного и материально-чувственного бытия, промыслительно соединяет «одно с другим и с Самим Собою». Он «силой Своей Благости всё заключает в Себе, подобно тому, как центр (круга) соединяет в себе прямые линии»; Он не позволяет сущим «рассыпаться по периферии» и таким образом превращать «само бытие свое, отделяющееся от Бога, в небытие».

    Церковь, но уже рукотворная, та, которая выстроенная из камня, – это образ всего мироздания, который состоит из «сущностей видимых и невидимых» (т.е. из ангелов и всего того, что относится к здешнему видимому миру). «Ведь если рассматривать церковь с точки зрения зодчества, то она, являясь единым зданием», делится на две части: алтарь и храм. «Но с другой стороны, она остаётся единой по ипостаси, не допуская разделения своих частей …». «Подобным образом и весь мир сущих» делится на мир видимый и невидимый. Имея различную природу, эти два мира образуют единый универсум, «как части образовывают единство». И ещё, церковный алтарь, предназначенный для священнослужителей, есть образ невидимого духовного мира, а храм, предназначенный для народа – образ видимого материального мира.

    Кроме того, церковь есть также символ одного только материально-чувственного мира, взятого самого по себе. «Ибо божественный алтарь в ней подобен небу, а благолепие храма – земле». И наоборот, мир есть церковь: «небо здесь подобно алтарю», а земля – храму.

    Символизирует церковь и самого человека, являясь его образом и подобием; «алтарь в ней представляет душу, божественный жертвенник (престол) – ум, а храм – тело». В свою очередь «человек есть в таинственном смысле Церковь». Ведя добродетельную жизнь, он «телом своим словно храмом, …украшает деятельную способность души»; душой при посредстве разума, как алтарём, он приносит Богу очищенное духом от материи созерцание логосов (идей и смыслов) чувственных вещей; «умом же, словно жертвенником» он в безмолвии проникает в мистические глубины Богопознания.

    И, наконец, церковь «может быть образом не только всего человека, но и одной души, рассматриваемой самой в себе». Алтарь представляет собою человеческий ум, который есть ничто иное как чистейшая созерцательная способность души, приближающая человека к познанию истины; храм представляет собою разум, который, будучи деятельной (нравственно-практической) способностью души, через упражнение в добродетельной жизни приводит человека к высшему благу. Совместный же плод созерцательной и деятельной жизни – это достижение обожения человека, то есть единения его с Богом. В итоге вся созерцательная и нравственно-практическая жизнь человека сводится церковью воедино в таинстве Евхаристии, совершаемом на божественном жертвеннике (престоле).

    Итак, церковь рукотворная есть символ сошествия Бога к человеку и символ стремления человека к Богу. Она есть икона (образ) всего мироздания, вещей видимых и невидимых; она – икона души человеческой. Пожалуй, ради спасения каждой человеческой души и дарована нам Богом церковь, которая «премудро служит образцом нашего пути к лучшему» .