Цитаты чехов

В человеке всё должно быть прекрасно и лицо, и одежда, и душа, и

В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…
А. П. Чехов
«В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и
мысли…»,- так сказал когда-то великий классик. Но неужели молодой франт, зажатый в суровые тиски придворного этикета, одетый в роскошное платье, и днями и ночами мечтающий об очередной успешной охоте и победе над свирепым зверем есть тот, чей образ прекрасного человека пытался донести до нас Чехов? Так ли он его себе представлял? Казалось бы, прекрасное лицо, роскошная одежда, храброе сердце и смелые мысли – вот именно то, что и описывается в мудром изречении. Отнюдь нет. Чувствуется, что писатель хотел донести до нас нечто иное. Да, приятная внешность и достойный вид значат очень много. Да, мудрые мысли, и свежие идеи украшают человека, показывают его с выгодной стороны. Да, всё это очень важно. Но какие могут быть мудрые решения и чистые помыслы, если человек не счастлив. Если он испытывает на себе принуждение и давление со стороны других людей, он пытается освободиться от этого давления, во что бы то ни стало, порой идя на нарушения всех правил, обман и даже преступления. Какие уж тут благородные помыслы! С уверенностью могу сказать, что такой жизни никому не хочется. Никому не нравится быть униженным, задавленным и ненужным. Никто не захочет всегда всем подчиняться и повиноваться. Никому не понравится оскорбление своей личности и умаление собственного мнения. Любой человек хочет быть значимым, уважаемым, любимым, нужным кому-то, наконец. У большинства людей такое желание возникает НЕ из-за денег и почёта, которые даёт высокий статус. Они просто хотят почувствовать свою необходимость.
Никто из нас не любит и не хочет давления. Однако, очень часто влиятельные для нас люди, будь то правительство, учителя, коллеги, в конце концов, одноклассники незаметно, но очень настойчиво навязывают нам свою точку зрения.
Выборы — наглядный пример. Вроде бы мы сами выбираем себе власть, будущее, жизнь, но сами ли мы выбираем? Вряд ли. Ведь мы не можем привести своего самого дорогого, близкого, надёжного, на наш взгляд, человека со словами: «Вот это мой выбор. Это такой-то, пусть он будет нашим президентом». Этого никогда не было, нет и не будет. Где же «полная свобода выбора», если мы выбираем тех, кому доверяем лишь из предложенного и заверенного кем-то списка? Вот вам и навязывание чужого мнения. Мы не выбираем, а лишь поддерживаем выдвинутых депутатов. Это не наш выбор, ведь депутаты выдвигаются сами, либо вышестоящими законодательными органами. Мы, повторяюсь, лишь выбираем из данного состава.
Современная телевизионная реклама – также яркое тому доказательство. Почему я должна покупать «Новый Супер-Блендакс» “всего за 19,5 рублей”, если он мне не нравится? Может быть, мне надоели эти “экстракты мёда и лимона”? Может, я хочу купить наш, обыкновенный, ну, например «Новый Жемчуг». Я не виновата, что он, будучи российской пастой и не имея таких серьезных спонсоров, занимает меньше место в эфире. И мне всё равно, что «Новый Блендакс» “стал на 20% дешевле”, я его не куплю. Но давление это настолько сильное, что трудно ему сопротивляться. Пройдёт эта реклама за день раз тридцать, надоест всем, но все запомнят, что есть такой «Блендакс». И при ближайшем походе в магазин вспомнят, может, и неприятное, но очень сильное впечатление, произведённое на них этой рекламой. Так подумают пятьдесят или более процентов людей, те, кто видели эту рекламу, может, не хотели её смотреть, но, в ожидании любимого фильма узнали много нового про этот «Блендакс». И купили его. Производитель своего добился. У него высокий спрос. А «Новый Жемчуг» сегодня купят 100 человек, завтра 10, а послезавтра о нём все забудут. И это не показатель плохого качества или высокой цены, так как по качеству он совсем не уступает зарубежным аналогам, а стоит дешевле. Просто очень сильным оказалось давление вездесущей рекламы. Это навязывание чужого мнения? Без сомненья!
На нас оказывают давление? Да, и очень сильное. Но оно очень хорошо скрыто, замаскировано. Нам не говорят: “Купите Новый Блендакс!”, а лишь настойчиво о нём напоминают. Нам не говорят: “Голосуйте за него или за него “, но нам настойчиво рекламируют каждого кандидата, зачастую искажая информацию об его идеях и планах на будущее. И нам, разумеется, подают список, включающий его фамилию. Не правда ли, схожая ситуация? Мне кажется, очень. Но во втором случае давление происходит ещё более настойчиво. Ведь рекламы партий и кандидатов мы видим не только по телевидению, но и в прессе, на рекламных щитах, календарях и так далее.
Давление это очень ощутимо и заметно, однако всем хочется его избежать. Как избежать его? И как распознать, что нашим решением и выбором пытается управлять кто-то другой? И возможно ли это вообще? Да, возможно. Но непросто. Всем известно, что знания и информация – главные средства для решения любой проблемы. Это давно известный и доказанный многовековым человеческим опытом факт. Но, чтобы узнать или хотя бы найти нужную информацию для решения той или иной проблемы, нужно хорошо её понимать и уметь сформулировать. Как же сформулировать нашу проблему? Давайте, попробуем. Суть нашей проблемы в том, что нас лишают права свободного выбора. А такое право у нас, бесспорно, есть. Статья 32, пункт 2 Конституции Российской Федерации, гласит, что “Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными”. Это право четко прописано в законе. Да, мы прочитали, что у нас есть права и по закону никто не должен их нарушать, но это нас не успокаивает, так как точно представленное в законе право нарушается. А ведь мы рассматривали конкретную, маленькую, частную проблему. Но она в нашей стране далеко не одна. Как говорится в известной пословице, “Беда одна не ходит”. Если мы с довольно-таки большим трудом докопались до истины в таком маленьком деле, то заметить глобальные проблемы и раскрыть серьёзные правонарушения без какой-либо подготовки мы не сможем. А какая нужна подготовка? Ну, хотя бы самая малая. Нужно знать, например, начала права, общую характеристику и историю возникновения государства и законов. Это только начальные сведения, найти их можно даже в школьном учебнике, но это тоже немало. Однако бывают очень сложные и запутанные дела, которые на уровне школьного учебника нельзя не то что раскрыть, но даже понять. Для этого нужно специальное образование. Этим-то и занимаются юристы, адвокаты и следователи. Цель их профессий – убедить или даже заставить людей жить в мире без лжи и обмана, чтобы в каждом доме, дворе, городе, стране и во всем мире царили любовь, сострадание и взаимопонимание.
Радость, любовь, простое человеческое счастье – вот основные составляющие духовной и душевной красоты. А ведь именно она ценилась превыше всего лет 500 – 600 назад. Но времена меняются, меняются нравы, вкусы и идеалы. Сегодня фотомодель с идеальной фигурой и высоким ростом, в сверкающем платье, но, может быть, ничего не имеющая внутри, не обладающая большими знаниями в той или иной области, занятая мыслями исключительно о сохранении и коррекции фигуры, пользуется большим уважением и известностью, чем живущая где-нибудь в глубинке старушка-знахарка, хорошо разбирающаяся в загадках человеческой души и тела, стремящаяся всегда и во всём помогать людям и, возможно, спасшая уже многие человеческие жизни. Внешняя красота сегодня ценится гораздо выше, чем красота внутренняя, духовная. А иначе не было бы у нас великолепного произведения французского писателя Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». Эта книга рассказывает о страданиях и душевных муках бедного парижского звонаря Квазимоды, не просто очень бедного, но и со страшными уродствами: он был с рождения горбат и кос, позже ещё и оглох, однако в нём билось очень большое и открытое сердце. Он тоже не был лишён таких человеческих чувств, как любовь, ревность, страдание и отчаяние. Книга эта была написана в тёмные и мрачные, но очень благородные времена средневековья. Ни один современный писатель, мне кажется, не смог бы создать ничего подобного не только потому, что для этого нужен был невероятный дар и талант, но и потому, что это суждение и восприятие жизни слишком далеко от сегодняшнего. Лично меня это очень даже огорчает. Я согласна, встречают- то по одёжке, но провожают ведь всё-таки, по уму. Не лучше ли сразу обращать внимание на душевные качества человека и его внутреннее духовное богатство, нежели на внешний вид? Это может быть очень сложно, но для правильного понимания и восприятия человека это необходимо.
Недаром ведь написавший знаменитый роман «Война и мир» классик русской литературы Лев Николаевич Толстой сказал когда-то гениальную, на мой взгляд, фразу: «Влюбиться можно в красоту, но полюбить лишь только душу». Но я с ним отчасти не согласна. Действительно, душа – самое главное в человеке, внутренний мир – основа всей его личности, но в наше время внешний вид тоже немаловажен. Согласитесь, если человек неопрятен, неаккуратен, неряшлив, при всём его интеллекте, одарённости и душевной красоте, общаться с ним крайне неприятно. И соглашаться с ним, даже если он прав, часто не хочется. А человек, который опрятно одет и красиво причёсан, и при этом обладает незаурядными умственными способностями, талантами и душевными качествами – вот, если не идеальный, то очень приятный для самого себя и окружающих человек.
Как здесь не согласиться с Антоном Павловичем Чеховым и не закончить свою мысль теми же словами, с которых она начиналась: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

В человеке должно быть всё прекрасно…

«В человеке должно быть всё прекрасно…» Об одном высказывании А.П.Чехова.
Широко известно изречение, под которым стоит фамилия русского писателя А.П.Чехова:
«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
При каких обстоятельствах рождена эта фраза, ставшая крылатым выражением?
Может быть, это выдержка из чеховского дневника, или она родилась в пылу дискуссии с другом-современником, и тот поведал обществу об этом?
Ни то ни другое. Высказывание это принадлежит доктору Михаилу Львовичу Астрову из пьесы А.П.Чехова » Дядя Ваня» (1890), а прежде её произнёс тоже доктор, но под именем Михаил Львович Хрущёв, в чеховской комедии «Леший». Дело в том, что » Дядя Ваня» является переделкой пьесы » Леший», и ситуации, при которых прозвучали эти слова в обеих пьесах, несколько разные.
Чехову пришлось отказаться от пьесы «Леший» по причине того, что её не приняли в Петербурге для игры на сцене; » Дядя Ваня» писался уже для московских театров, его постановка держалась двадцать сезонов и шла с большим успехом не только в Москве, но и в провинциальных городах.
Согласимся, что не каждое мнение литературного героя отражает непосредственно взгляды автора произведения на определённый предмет.
Если вдуматься в данное высказывание в том укороченном варианте, в каком мы его привыкли видеть, невольно обратишь внимание на обобщающее слово «всё» . Почему «всё», говоря о человеке, — это только «лицо»,»одежда», «душа» и «мысли»?.. А фигура человека не должна быть прекрасной?.. А его поступки и его речь?.. Хотя, может быть, понятия «душа и мысли» и включают в себя предыдущие два — имея прекрасную душу, нельзя плохо поступить или плохо о ком-то или о чём-то высказаться.
Очевидна и относительность понятия » прекрасного». Одно и то же лицо одним человеком воспринимается как прекрасное, а другим нет. А какую одежду можно назвать «прекрасной»? Точно так же у каждого на это своё мнение.
Обратим внимание и на словосочетание » должно быть». Во времена Чехова ударение в слове «должно» ставилось на первый слог — «дОлжно», что видно из подобных конструкций в предложениях » Так не дОлжно поступать», «Вам дОлжно подумать о своём поведении», » ДОлжно слушать советы старших» и др.
Предикатив «дОлжно» при глаголе в неопределённой форме образует в безличном предложении сказуемое( «дОлжно быть», «не дОлжно поступать», » дОлжно подумать», «дОлжно слушать») и равен таким понятиям, как: » надо», «нужно», «следует», «необходимо».
Значит, в хрущёвско-астровском выражении » В человеке дОлжно быть всё прекрасно…» содержится не утверждение или призыв, а надежда на прекрасное в человеке, мечта об этом: «Надо ( нужно ), чтобы в человеке было всё прекрасным», » Необходимо, чтобы в человеке было всё прекрасным» и т.п.)
В Орфографическом словаре под редакцией профессора Лопатина так же, как и во многих других орфографических словарях, указано, что «дОлжно, в значении сказуемого», с ударением на первом слоге, означает понятие «следует», но приведены примеры областного и просторечного применения, когда слово » должнО», с ударением на последнем слоге, является вводным, то есть на письме выделяется с двух сторон запятыми, и словосочетание «должнО быть» — так же вводное.
У Чехова в его фразе нет значения вводности и выражение «должно быть» запятыми не выделяется.
Рассмотрение данной мысли именно под таким углом зрения меняет её тональность с жёстко- призывно-утвердительной ( как ещё советский читатель привык её воспринимать) на более мягкую, предположительную, ожидаемую.
Кроме того эту фразу нельзя рассматривать в отдельности от контекста, поскольку именно текст, в который она включена, должен окончательно прояснить её смысл и задачу. Для этого сравним две выписки из диалогов между Хрущёвым и Соней («Леший», 1890) и Астровым и Соней (» Дядя Ваня», 1897). И Михаил Львович Хрущёв, и Михаил Львович Астров ( Чехов изменил у героев только фамилии ) имеют медицинское образование, но занимаются, живя в деревне, в своём поместье, не только медицинской практикой, но и спасением лесов от варварской их вырубки.
Текст 1.
Из пьесы » Леший»:
Соня. Отчего же у вас такое сердитое лицо?
Хрущов. Оттого, что я сердит. Здесь никого нет, и можно говорить прямо. С каким удовольствием, Софья Александровна, я увез бы вас отсюда сию минуту. Не могу я дышать этим вашим воздухом, и мне кажется, что он отравляет вас. Ваш отец, который весь ушел в свою подагру и в книги и знать больше ничего не хочет, этот дядя Жорж, наконец ваша мачеха…
Соня. Что мачеха?
Хрущов. Нельзя обо всем говорить… нельзя! Великолепная моя, я многого не понимаю в людях. В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли… Часто я вижу прекрасное лицо и такую одежду, что кружится голова от восторга, но душа и мысли — боже мой! В красивой оболочке прячется иногда душа такая черная, что не затрешь ее никакими белилами… Простите мне, я волнуюсь… Ведь вы мне бесконечно дороги…
Соня (роняет нож). Уронила…
Хрущов (поднимает). Ничего…
Пауза.
Бывает, что идешь темной ночью по лесу, и если в это время светит вдали огонек, то на душе почему-то так хорошо, что не замечаешь ни утомления, ни потемок, ни колючих веток, которые бьют тебя прямо в лицо. Я работаю от утра до глубокой ночи, зиму и лето, не знаю покою, воюю с теми, кто меня не понимает, страдаю иногда невыносимо… но вот наконец я нашел свой огонек. Я не буду хвастать, что люблю вас больше всего на свете. Любовь у меня не все в жизни… она моя награда! Моя хорошая, славная, нет выше награды для того, кто работает, борется, страдает…
Комментарий к тексту 1.
Почему герои заговорили , помимо прочего, об одежде, от которой «кружится голова от восторга» ( в продолжении текста Соня говорит о том, что любит модно одеваться)? Не будем забывать, что Соня ( ей 20 лет ) и её мачеха, Елена Андреевна ( ей 27 лет), принадлежат к дворянскому аристократическому обществу, где » одеваться по моде» означало выписывать стоившие очень больших денег наряды из Парижа. Хрущёв же,»демократ», «народник», как окрестила его образованная институтка Соня, но при этом уже сам помещик, копает торф для топлива, тем самым спасая леса от вырубки, сажает деревья и, конечно, в своей вышитой, как у крестьянина, сорочке выглядит демократично.
Говоря о чёрной душе, при прекрасном лице и одежде, Хрущёв имеет в виду безнравственное поведение мачехи Сони, Елены Андреевны,, изменяющей своему старому мужу, профессору Серебрякову, с дядей Сони, помещиком Егором Ивановичем ( что на поверку оказывается ложью и сплетнями ).
Таким образом мысль о том, что в человеке должно быть всё прекрасно, нужна Хрущёву для того, чтобы, вскрыв грязные души и мысли у людей с прекрасными лицами и одеждой ( по его мнению, это Елена Андреевна и Егор Иванович), противопоставить им свои чистые помыслы, свою способность трудиться, для признания Соне в любви к ней, и спасти её, чистую и светлую, от дурного влияния близких, увезя из этой семьи.
Текст 2.
Из пьесы » Дядя Ваня»:
Астров. Я сегодня ничего не ел, только пил. У вашего отца тяжелый
характер. (Достает из буфета бутылку.) Можно? (Выпивает рюмку.) Здесь
никого нет, и можно говорить прямо. Знаете, мне кажется, что в вашем доме
я не выжил бы одного месяца, задохнулся бы в этом воздухе… Ваш отец,
который весь ушел в свою подагру и в книги, дядя Ваня со своею хандрой,
ваша бабушка, наконец, ваша мачеха…
Соня. Что мачеха?
Астров. В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и
душа, и мысли. Она прекрасна, спора нет, но… ведь она только ест, спит,
гуляет, чарует всех нас своею красотой — и больше ничего. У нее нет
никаких обязанностей, на нее работают другие… Ведь так? А праздная жизнь
не может быть чистою.
Пауза.
Впрочем, быть может, я отношусь слишком строго…
Комментарий к тексту 2.
Фраза о прекрасном в человеке понадобилась Астрову как вступление к рассуждению об образе жизни Елены Андреевны, молодой жены старого профессора.
Е.А.Серебрякова противопоставлена обозначенному Астровым идеалу прекрасного, так как, при обольстительной наружности, ведёт, с точки зрения Астрова, паразитический образ жизни, что противоречит его понятиям о прекрасном.
Надо помнить, что доктор отчасти влюблён в Елену Андреевну, не отвечающую ему взаимностью, и это резкое высказывание о её праздном образе жизни есть в присутствии влюблённой в него Сони ( которую он, видимо, так и не сможет полюбить) в какой-то степени срыв раздражения от обиды на профессоршу.
Итак очевидно, как через диалоги о прекрасном Чехов изменил концепцию понимания главных образов пьесы-комедии » Леший», переделав её в сцены из деревенской жизни русских помещиков, хотя мысль » В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», прозвучавшая в » Лешем», осталась в » Дяде Ване» без изменений.
Но фраза, вырвавшись из текста, всё же зажила своей крылатой жизнью. Она неотступно носилась в воздухе, поскольку пьеса » Дядя Ваня», по словам редактора «Русских ведомостей» В.М. Соболевского, продолжала «господствовать в репертуаре не только театра, но и вообще умственного обихода интеллигенции». На ней и других пьесах Чехова » упражняются, учатся думать, разбираться в жизни, искать выхода и т.д. Вот что значит затронуть самую суть и самые наболевшие струны».
К этому же времени относятся письма М.Горького к Чехову о » Дяде Ване». После постановки пьесы в Нижнем Новгороде Горький в ноябре 1898 г. писал Чехову: » На днях смотрел » Дядю Ваню», смотрел и плакал (…). Для меня — это страшная вещь. Ваш » Дядя Ваня» — это совершенно новый вид драматического искусства, молот, которым Вы бьёте по пустым башкам публики… В последнем акте «Вани» (…) я задрожал от восхищения пред Вашим талантом и от страха за людей, за нашу бесцветную, нищенскую жизнь…» И из другого письма Горького Чехову: » Слушая Вашу пьесу, думал я о (…) вторжении красоты в нищенскую жизнь людей…» .
29.03.12
( На иллюстрации: А. П. Чехов. «Дядя Ваня». Сцена из спектакля. МХТ. 1899.)

Какая проблема, поднятая автором и её актуальность. Цитата: «В человеке должно быть все прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли» Чехов

Ответ:

Авторство этого крылатого выражения принадлежит русскому писателю Антону Павловичу Чехову (1860-1904), который вложил его в уста доктора Астрова, одного из персонажей пьесы ‘Дядя Ваня’.

Несомненно, перед нами один из тех счастливых случаев, когда литературная цитата обрела крылатость благодаря глубочайшим запросам человеческой души, томящейся по идеалу. Люди ощутили в этом выражении ту высокую и благороднейшую цель, которую можно выразить следующим образом: возродить подлинную красоту, которая является отличительной чертой человечности.

«В человеке должно быть всё прекрасно…»

Именно это ‘должно быть’ с предельной ясностью указывает на то, что без красоты, в самом деле, нет человечности! И это заставляет о многом задуматься и пересмотреть многие ставшие привычными представления. К примеру, называя себя с гордостью людьми, не выдаём ли мы желаемое за действительное? Не должны ли мы ещё основательно поработать над собой, чтобы не на словах, а на деле стать людьми?

Если теперь мы под этим углом зрения посмотрим на своё окружение, а также заглянем внутрь себя, то, увидев много некрасивого и безобразного и оставаясь при этом честными перед самими собой, мы должны будем признать следующее: чтобы не только называться, но, прежде всего, быть людьми, нам ещё очень многого недостаёт! Нам недостаёт подлинной человечности, которая находит своё выражение в красоте души, мыслей, лица и одежды. Именно так, как сказано: ‘В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли’.

Давайте теперь более пристально присмотримся к этой фразе, к упомянутым в ней составляющим.

Начнём с души. Земной человек должен сделать свою душу прекрасной. Что же это значит?

Благодаря Посланию Граля нам известно, что дух является подлинным животворным ядром многопланового человеческого существа. Собственно, именно дух является в нас, земных людях, источником человечности, придавая нашей душе (тонко-вещественным оболочкам духа) и земному телу ту характерную человеческую форму, которая отличает нас от других созданий. И только благодаря духу, нашему животворному ядру, мы становимся людьми, при условии, конечно, что мы даём сущему в нас духу проявить себя. Таким образом, одухотворённость нашего существа — это единственный критерий нашей человечности! А это в свою очередь означает, что подлинная красота, которой мы должны дать проявиться, заключена в духе!

И мы обязательно сделаем свою душу прекрасной, если позволим духу проявить себя. Тогда это произойдёт самодвижущимся образом: вся наша душевная (внутренняя) жизнь — наши чувства, устремления, желания, будут нести на себе печать красоты, ибо будут опираться на излучения духа, который проявляет себя посредством глубинных ощущений. Также следует подчеркнуть, что активное проявление сущего в нас духа изнутри наружу, когда наши чувства опираются на ощущения духа, является естественным, то есть правильным с точки зрения Законов Творения. Такое распределение ролей между чувствами и ощущением не нарушает гармонии в Творении, утверждая в Творении красоту.

Теперь переходим к следующей составляющей: мысли.

Мысли — это самое внешнее проявление того, что обычно называют внутренней жизнью человека. Мысли возникают в рассудке, который является порождением большого (переднего) мозга земного человека.

Если земное тело состоит из плотной грубой вещественности, то рассудок, как продукт деятельности переднего мозга, и мысли, как порождение рассудка — состоят из более тонкой грубой вещественности. Они невидимы земными глазами, так как имеют более тонкую природу, относясь при этом всё к той же грубой вещественности, из которой состоит и земное тело.

Строгий контроль за своей мыслительной деятельностью очень важен для земного человека, который проникся устремлением к духовному возрождению и совершенству. Придать своим мыслям красоту — это означает, опять-таки, не что иное, как подчинить свой рассудок духу. Правда, для нынешнего земного человека добиться этого очень непросто, потому что с рассудочной деятельностью связано возникновение в человечестве первородного греха: гипертрофированно развитого переднего мозга. Человечество само добилось того, что рассудок стал неестественно активен, своей деятельностью заглушая и перекрывая идущие из глубины души духовные импульсы ощущения. Однако без чистоты помыслов и подчинения их ощущению никакое духовное восхождение невозможно.

Приложив все имеющиеся в его распоряжении силы, земной человек должен справиться и с этой задачей, если не хочет погибнуть духовной смертью. И он непременно справится с ней — при наличии поистине доброго воления, устремлённости ввысь к Свету и непрестанной работы над собой по искоренению своих недостатков.

Равнодушие это паралич души, преждевременная смерт

РАВНОДУШИЕ
А равнодушны ли Вы?
Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть
А. П. Чехов
Равнодушие как качество личности – это утрата способности что-то или кого-то любить.Равнодушная любовь – глупое несовместимое словосочетание, такое же абсурдное, как связка смертельное убийство или доброе Зло.
Равнодушный человек – это тот, кто потерял способность любить, человек с выгоревшим сердцем. Сергей Есенин описал такое состояние: «И ничто души не потревожит, И ничто ее не бросит в дрожь, – Кто любил, уж тот любить не может, Кто сгорел, того не подожжешь».Когда в человеке живет любовь к чему-то или кому-то, она переливается через край и изливается на окружающих, ее невозможно измерить и утаить.
Ущербность и пагубность равнодушия – в отсутствии любви. Черствый человек с огрубевшим сердцем может нежно любить себя, жену и детей, не показывая своих чувств и не проявляя эмоций. Между равнодушием и черствостью отсутствует знак равенства, это далеко не синонимы. В большинстве семей мужчины в той или иной степени проявляют черствость по отношению к близким, но обвинить их в отсутствии любви, значит, жестоко оскорбить. Их не научили в детстве, и они не умеют проявлять любовь, нежность и ласку. Если бы равнодушие к своим женам и детям совпадало бы с черствостью, у нас было бы поголовное безбрачие.
Встречает как-то Любовь на своем пути Влюбленность.
– Здравствуй, любовь! Как же я тобой восхищаюсь, ты самое сильное чувство!
– восклицает Влюбленность.
– Да, я сильнее тебя, – соглашается Любовь.
– Но знаешь ли ты, в чем заключается моя сила? – задумчиво спрашивает она.
– Потому что без тебя люди не могут быть счастливы, ты ведь соединяешь сердца
– уверенно отвечает Влюбленность.
– Нет, ни в этом моя сила, сильной меня делает мое умение прощать,
– не соглашается Любовь.
– А что ты можешь простить, если тебе больно уже от Предательства? – недоумевает Влюбленность.
– Да, я сильно страдаю от Предательства, – говорит Любовь,
– но простить Предательство я могу, так как этот поступок человек совершает не от злого умысла, а от незнания.
– Но простить Измену ты не сможешь!
– восклицает Влюбленность. – Да, простить Измену трудно,
– констатирует Любовь.
– Но Измену я тоже смогу простить, потому что, изменивший человек имеет возможность выбрать лучшее, сравнивая людей путем проб и ошибок.– Неужели, ты смогла бы простить и Ложь?
– спрашивает Влюбленность.
– Глупышка, ведь ложь
– это только слабость человеческая, она причиняет меньше зла, чем все остальные чувства. Часто люди лгут от нежелания делать больно или от осознания собственной безысходности, а это не так уж и плохо. – Значит, нормально, когда люди утаивают правду и лгут друг другу? – недоумевает Влюбленность.
– Конечно, люди могут говорить неправду, но не тогда, когда по-настоящему любят, – отвечает Любовь. Поэтому ложь ко мне не имеет никакого отношения, когда любят люди не врут. – Чего еще в твоих силах простить?
– интересуется Влюбленность.
– Простить я могу Злость, потому что она кратковременна и со временем проходит, Резкость, так как ее вызывает Огорчение, а огорчается человек не по собственной причине. Могу простить Обиду, она
– старшая сестра Огорчения, еще могу простить Разочарование, так как за ней часто приходит Страдание, – отвечает Любовь.
– Ах, Любовь, мне бы твои силы! – восхищенно восклицает Влюбленность.
— А я вот не такая, я гасну при первом же испытании. Как я завидую тебе!
– Ты не права, моя девочка! – не соглашается Любовь.
– Есть чувство, которое не могу простить даже я. Действительно, я могу прощать многое, но это страшное чувство способно причинить мне сильную боль, и нет на свете никакого лекарства, чтобы излечить ее. Это чувство отравляет меня и ранит сильнее Предательства и Измены, задевает хуже Зла, Лжи и Обиды.
Называется это чувство Равнодушие, оно самое страшное из всех существующих чувств. Отвращение, Ненависть и Презрение – тоже отрицательные чувства, но они выражают отношение к человеку. Они ничто, по сравнению с Равнодушием. Равнодушному человеку наплевать на чувства других и на происходящее в их жизни.
Именно равнодушие сильнее меня, оно разрушает Любовь.Б. Ясенский в «Заговоре равнодушных» писал: “Не бойтесь врагов – в худшем случае они могут убить. Не бойтесь друзей – в худшем случае они могут предать. Бойтесь равнодушных – они не убивают и не предают, но именно с их молчаливого согласия совершаются на земле предательства и убийства».
Равнодушный, то есть безучастный человек, – никакой, сновидящий, аморфный, пассивный или, как сказано в книге Откровений 3:15-16, «теплый»: «Знаю твои дела: ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих». «Горячий» или «холодный» человек каким-то образом выражен, имеет свое лицо, позицию, мнение. «Теплый», то есть равнодушный человек, не способен на активную духовную жизнь.Зачастую, корень равнодушия зарыт в далеком детстве. Для ребенка проявление эмоций – жизненно необходимая потребность. Если ее отвергнуть, она никуда не исчезнет, ибо служит проявлением сущности маленького человека.
Потребность останется нереализованной внутри и будет настойчиво искать другие косвенные формы проявления. К сожалению, потребности психики при реализации приобретают искаженный вид, как это бывает с равнодушием. Ребенку в грубой форме запретили проявлять свои эмоции. У него появился эмоциональный страх. Но от природы не убежишь, проявление чувств и эмоций – важная потребность человека. Чтобы реализовать потребность, он надевает маску равнодушия.
Подсознание прочно хранит детскую недолюбленность, недостаток тепла и ласки, отсутствие должного внимания и заботы со стороны родителей. Статистика утверждает, большинство равнодушных людей в детстве были обделены материнской любовью и заботой. В дальнейшей жизни осуществляется обыкновенный «перенос» отношений к себе в детстве на супруга, детей и остальных людей. Родителям равнодушие возвращается обратно бумерангом.Подросткам присуща определенная форма равнодушия, ошибочно принимаемая за возмужалость. Мальчишкам прививается убеждение, что настоящий мужчина должен быть не эмоциональным, жестким и предельно сдержанным, иначе сочтут за «слабака».
Поэтому молодые мужчины примеривают на себя маску равнодушия. Вдобавок к трудному, обделенному любовью детству, маска равнодушия постепенно вырабатывает у человека душевную лень, не давая возможности отозваться на чужие волнения и оказать действенную помощь в трудную минуту. Душевная лень разъедает душу, заставляя по-настоящему играть роль равнодушного человека – не вмешиваться, не обращать внимания, беречь свои нервы и силы. Постепенно в сознании созревают принципы равнодушия: «Моя хата с краю, ничего не знаю», «Своя рубашка ближе к телу», «После нас – хоть потоп», «Наше дело – сторона», «Хоть трава не расти».
Со временем равнодушие становится тяжким душевным недугом, дальнейшее развитие которого означает полную безучастность ко всему на свете, даже к самому себе. Как ржавчина поедает железо, равнодушие, без осознанных усилий со стороны человека, постепенно закабаляет и разрушает его душу. Человек безвозвратно уходит в себя, при этом отравляя жизнь членам семьи. Все обходят его стороной. Равнодушие убивает все чувства, по силе своего пагубного воздействия оно заметно превышает измену, обиду и ложь.Мне пришлось воочию увидеть вырост равнодушия на примере сына одного знакомого. Семья была неблагополучная: мать ненавидела отца, и свою ненависть и разочарование жизнью выплескивала на детей. Жесткость и черствость матери были избирательны – сын был болен, поэтому все доставалось девочке. Для воспитания равнодушия нужно обладать определенным «педагогическим мастерством».
Первое, что сделала Макаренко в женском лике, отучила сына о ком-то заботиться. Все в доме ходили на цыпочках, чтобы не потревожить больного. В мальчике начал расти эгоизм и жуткая несусветная лень. Он уже не болел, но привычка целыми днями лежать на диване и абсолютно ничем не интересоваться осталась. К совершеннолетию он вымахал под два метра, сажень в плечах, головой быка убьет. Если беспристрастно описать его проявленные качества: это лень, махровый эгоизм, лживость, лицемерие, цинизм, безответственность и невежество.
Ядовитый коктейль качеств личности уже тогда настораживал своим устойчивым отсутствием интереса к большинству сфер жизни. Но больше всего тревожила не способность кого-то или что-то любить. Женившись по расчету, он, спустя десять лет, бросил семью, оставив двоих детей. Больше он о них никогда не вспоминал. Алиментов не платил ни рубля. Вернулся к родителям и вот уже пятнадцать лет лежит на диване. Никаких чувств, никакой любви, полный паралич души – равнодушие.Равнодушие уводит человека в зазеркалье жизни. Когда его перестает интересовать собственная жизнь – это логичный финал взращивания равнодушия. Но это никак не безразличие. Между равнодушием и безразличием зияющая пропасть принципиальных отличий. Безразличие – это:
1. избирательное отсутствие в данный момент времени интереса к кому-то или чему-то;
2. установка разума на устранение избыточной важности кого-то или чего-то. Человек может быть безразличен к себе, например, после сильного потрясения. Нервная система «жмет на тормоза» в целях восстановить растраченную энергию. В других случаях у человека существует определенный интерес к чему-то или кому-то. Не испытывает интереса только труп. Так, жена может быть безразличной к футболу, но любить фигурное катание. Она может быть безразличной к аквариумным рыбкам и, в то же время, обожать своего пса. Иными словами, безразличие в отличие от равнодушия вполне уживается с избирательной любовью и интересом к кому-либо или чему-либо.Безразличие не придает особой важности кому-то или чему-то, не выделяет жирной чертой на шкале значимости какие-то объекты внешнего мира. Ей без разницы, где петь – в Кремлевском дворце или перед простыми крестьянами, где выступать – на олимпийских играх или на чемпионате общества «Урожай». Невзирая на лица, то есть безразлично, она будет повсюду одинаково излагать свою точку зрения.
Безразличие в отличие от бесплодного и отрешенного равнодушия не отрицает любви и интереса. Равнодушие парализует душу. Безразличие оперирует с категорией не души, а разума. Например, человек неравнодушен к никотину, но разум запрещает ему тянуться к пачке сигарет. Если разум силен, человек отодвинет душу в сторону и будет безразличен к курению.Зачастую, причина равнодушия кроется в желании человека защититься от обрушивающихся на него негативных эмоций. Так, в нише равнодушия удобно уберечься от сварливости начальника или жены. Когда на него ежедневно выливается поток упреков, он, желая «выжить», зачастую неосознанно играет роль равнодушия. Беда только в том, что эта роль со временем становится его естественным внутренним неизлечимым состоянием.
В рассказе А. П. Чехова «Тоска» блестяще выписано человеческое равнодушие. У извозчика Ионы Потапова умер единственный сын. Чтобы преодолеть тоску и острое чувство одиночества, он хочет кому-нибудь рассказать о своей беде, однако никто не желает его слушать, никому до него нет дела. «Он одевается и идет в конюшню, где стоит его лошадь. Думает он об овсе, сене, о погоде… Про сына, когда один, думать он не может… Поговорить с кем-нибудь о нем можно, но самому думать и рисовать себе его образ невыносимо жутко…
— Жуешь? — спрашивает Иона свою лошадь, видя ее блестящие глаза. — Ну, жуй, жуй… Коли на овес не выездили, сено есть будем… Да… Стар уж стал я ездить… Сыну бы ездить, а не мне… То настоящий извозчик был… Жить бы только… Иона молчит некоторое время и продолжает:
— Так-то, брат кобылочка… Нету Кузьмы Ионыча… Приказал долго жить… Взял и помер зря… Таперя, скажем, у тебя жеребеночек, и ты этому жеребеночку родная мать… И вдруг, скажем, этот самый жеребеночек приказал долго жить… Ведь жалко? Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина…Иона увлекается и рассказывает ей всё…»
© подсказки.инфо