Тында область

Тында

Не следует путать с селом Тыгда той же области. У этого термина существуют и другие значения, см. Тында (значения).

Город Тында

Флаг Герб
Страна Россия
Субъект федерации Амурская область
Городской округ Тындинский
Координаты
Глава временно Евгений Черенков
Основан
Прежние названия до 1937 — поселение Тындинское
до 1974 — посёлок Тындинский
Город с
Площадь 124 км²
Население ▲37 000 человек (2011)
Плотность 305 чел./км²
Национальный состав русские, украинцы, белорусы
Этнохороним тындинец, тындинцы; бамовец, бамовцы
Часовой пояс
Телефонный код +7 41656
Почтовый индекс 676282
Автомобильный код 28
Код ОКАТО
Официальный сайт

Тында на Викискладе

Ты́нда — город (с 1907 посёлок Тындинский, статус города с ноября 1975) в России, административный центр Тындинского района Амурской области, «столица БАМа».

История

Российская империя

По одной из версий, название восходит к эвенкийскому «тэнда», корень которого «тэн» переводится как «ровный перевал», «лес на ровном водоразделе», «берег террасовый», а производное «тэнди» означает «береговой», «тэндэ» — место, где пасут оленей.

В 1850-х годах горный инженер Павел Аносов открыл первые месторождения золота в реках, протекающих близ нынешнего города Тынды. По архивным данным, в 1907-1908 годах на месте Тынды был образован переселенческий участок Тындинский. Участок был спроектирован в целях освоения Дальнего Востока и был рассчитан на 108 переселенцев мужского пола. Под застройку было отдано 6058 десятин. Однако участок тогда так и не был заселён.

В 1917 году Тында стала перевалочным пунктом золотодобытчиков, в этом же году было первое упоминание о нём.

Посёлок Тындинский во времена СССР

Становление Советского государства (1920-е—1950-е годы)

Стиль этого раздела неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Следует исправить раздел согласно стилистическим правилам Википедии.

По переписи 1924 года, в посёлке проживало 180 человек. В 1931 году, в Тындинский были отправлены жители из европейских и приграничных районов Дальнего Востока. Большинство жителей осталось в посёлке.

Про поселение вспомнили уже в 1937 году, когда для освоения Дальнего Востока потребовалась железнодорожная магистраль. Уже 1 ноября этого же года по ветке Бам-Тында отправился первый паровоз. Вскоре поселение приобретает статус посёлка и становится одним их крупнейших населенных пунктов на севере Амурской области — согласно переписи населения, проведённой в 1939 году, там проживало около четырёх тысяч человек. Для дальневосточной глубинки сталинских лет это очень много.

Разрабатывался план по усовершенствованию посёлка, по плану в 1943 году посёлок должен был стать городом, а к 1951 году город должен был стать областным центром. Великая Отечественная война поменяла планы развития БАМа. Война не дала посёлку Тындинскому стать городом и столицей Амурской области. Рельсы магистрали были сняты и отправлены на фронт. Продовольствие в посёлок поступало редко и только из Благовещенска.

После отделения Амурской области от Хабаровского края, в 1948 году Тындинский (тогда ещё Джелтулакский) район, который входил в состав Читинской области, вошёл в состав Амурской.

Эпоха застоя, Перестройка (1960-е—1990-е)

Впервые за многие годы о посёлке вспомнили уже в середине 60-х, когда БАМ вновь стал нужен. Уже после того, как магистраль стала подходить к посёлку, посёлок был переименован и получил статус города. С 15 ноября 1975 года посёлок стал городом Тындой. Строители БАМа из различных республик СССР обосновывались в новом городе, определённой «столицей» БАМа. Наблюдался большой приток населения. К концу 90-х, по неофициальным данным население города должно было достигнуть более ста тысяч человек. Строительство БАМа шло быстрыми темпами и уже в 1979 году первый поезд из Тынды отправился в Москву, а в 1984 году по маршруту Тында — Москва отправился скорый пассажирский поезд. В 1984 году в городе состоялся слет Всесоюзных ударных комсомольских отрядов (СВУКО), была начата застройка нового микрорайона девятиэтажными домами, а в 1986 году в эксплуатацию были сданы четыре шестнадцатиэтажных жилых дома, до недавнего времени бывшие самыми высокими зданиями в области.

В 1985 году был заложен фундамент будущей обувной фабрики, которая так и осталась фундаментом, а также открыт новый мясо-молочный комбинат. В 1986 году поставка продовольствия и сырья городу была значительно урезана. Городу буквально перекрыли воздух. По БАМу в десятки раз снизилась перевозка грузов. Но несмотря на это город развивался: по переписи 1989 в городе проживало 62,3 тысячи человек. Численность населения достигла своего пика в январе 1991 года, по данным переписи, в городе проживало 65 тысяч человек. Но уже к концу 1990-х в городе насчитывалось около 47 тысячи человек. Начался резкий отток населения. Город был объявлен бесперспективным, количество рабочих мест сокращалось. Строительство жилых домов по всему городу было прекращено. Правительство объявило магистраль убыточной.

Современный город (2000 — наст. время)

Вид на город с правого берега Вид на сопку. Июнь 2010 год

В постсоветские годы в городе наблюдался больший отток населения: по переписи 2002 года — 40,28 тыс. человек, в 2009 году — 37,8 тысяч человек, по итогам переписи 2010 года около 35,5 тыс. человек, в 2011 году было зарегистрировано 37 тысяч человек.

В 1997 году БАМ была расформирована, её западный участок был присоединён к Восточно-Сибирской железной дороге, а восточный в составе Тындинского и Ургальского отделений к Дальневосточной. Почти на пятнадцать лет в городе начинается «эпоха застоя».

До 2010 года в Тынде не планировали массовой застройки местности. Весной 2010 года в целях переселения граждан из ветхого и аварийного жилья появился план микрорайона «Северный», который будет застраиваться новыми двух-трёхэтажными домами. В течение 2013—2014 годов микрорайон «Северный» должен быть застроен домами из быстровозводимых материалов. Для этого было решено построить завод, по производству быстровозводимых домов, но ввиду высоких затрат, было решено закупать материалы в другом городе. В скором времени планируется возвести и сдать в постоянную эксплуатацию завод по переработке отходов. Появление завода приведёт к введению новых специальностей в учебных заведениях города и возможно к притоку населения. В декабре 2011 года также было сдано в эксплуатацию новое здание большого Торгового комплекса «Апельсин».

В 2012 году началась реконструкция главного городского стадиона «БАМ», которая окончательно завершится к лету 2013 года .

В конце 2012 году будет сдан Торгово-развлекательный центр возле городской мэрии. 18 сентября 2012 года, впервые за несколько лет в городе, был сдан в эксплуатацию многоквартирный жилой дом, строительство которого началось ещё в начале 00-х, но приостановлено. В 2011 году стройка вновь возобновилась и уже через год 55 семей получили квартиры .

14 декабря 2012 года скончался мэр города Марк Шульц, который являлся старейшим главой города в России .

География

Город расположен на реке Тында (бассейн Амура), в 839 км от Благовещенска, до Москвы — по железной дороге около 6,7 тыс. км, воздушным путём — около 5,1 тыс. километров. Расположен в восточной части, в месте впадения Геткана в реку Тында, на высоте более 500 м над уровнем моря. Крупный транспортный узел на северо-западе Амурской области, в котором пересекаются линии Тайшет-Ургал и Бамовская-Беркакит. Умеренный географический пояс. В городе растут: ива, берёза, хвойные, тополь, рябина, черёмуха. Основную часть растительности составляет тайга.

Население

По итогам переписи 2010 года население города составляет около 35,5 тыс. человек, что ставит Тынду на четвёртое место по количеству горожан после Благовещенска, Белогорска и Свободного. Площадь города 124 км², плотность населения 305 человек на км².

  • 1924 — 180
  • 1939 — 4 000
  • 1959 — 3 100
  • 1970 — 3 400
  • 1979 — 41 700
  • 1989 — 62 000
  • 1991 — 65 000
  • 1998 — 47 000
  • 2002 — 40 100
  • 2008 — 38 500
  • 2009 — 37 900
  • 2010 — 35 574
  • 2011 — 37 000

Климат

В Тынде резко континентальный климат с муссонными чертами. Лето короткое, но тёплое, зима морозная и сухая.

Снег в Тынде 3 мая 2010 года

  • Самые ранние заморозки в городе были отмечены 10 августа 1984 года.
  • Самая ранняя гроза за всю историю города прошла 20 апреля 2012 года, до этого дата первой грозы была 10 мая 2005 года.
  • 3 мая 2010 года в Тынде и Тындинском районе выпала месячная норма осадков, впервые в мае в виде снега.
  • 14 октября 2011 года в Тынде произошло самое сильное землетрясение за всю историю города, магнитудой 5,9 баллов.

Руководители города

  • с 1992 года — 2004 год — Марк Борисович Шульц;
  • с 2004 года — 2008 год — Виктор Анатольевич Зубоваткин;
  • с 7 мая 2008 года — 14 декабря 2012 год — Марк Борисович Шульц;
  • с 15 декабря 2012 года — н.в. — заместитель мэра Евгений Черенков.

Экономика

Вид на железнодорожную станцию города Промышленность

  • ОАО «Бамстроймеханизация» — крупнейшая на Дальнем Востоке компания, специализирующаяся на строительстве железных и автомобильных дорог. Годовой оборот более 10 миллиардов рублей. Основной спонсор многих проектов.
  • ЛПК Тында-лес — крупнейший лесопромышленный комплекс в России.
  • В городе много предприятий железнодорожного транспорта: Тындинское отделение Дальневосточной железной дороги (планируется расформирование с 1 июля 2010 года в связи с переходом на безотделенческую структуру), локомотивное и вагонное депо, линейные предприятия.
  • Мостострой — 10 — крупнейшее предприятие специализирующееся на постройке железнодорожных веток и мостов.
  • Работают мерзлотная и гидрометеорологическая станции. Недалеко от города расположена Тындинская геолого-поисковая экспедиция.

Закрывшиеся предприятия

  • Завод по производству безалкогольных напитков «Росинка» — закрыт в связи с банкротством.
  • Мясомолочный комбинат — закрылся из-за отсутствия сырья в Тынде.
  • Тындинский завод по производству хлеба, в 2008 году хлебозавод закрылся и хлеб выпекают два десятка более мелких предприятий.

Связь в городе

  • В Тынде действует пятизначная телефонная нумерация, код города — 41656. Основные операторы фиксированной связи — ОАО «Транссвязьтелеком», номера начинаются с «5» и «9», ОАО «Ростелеком» (ранее «Дальсвязь»), номера начинаются с «3» и «4» и ОАО «РЖД», номера начинаются с «7». Интернет-провайдеры — ОАО «Транссвязьтелеком», ОАО «Ростелеком» (ранее «Дальсвязь») и ЗАО «КРУГ». До 2006 года все номера телефонов начинались с «2» и «3».
  • Сотовую связь обеспечивают три общероссийских GSM-оператора: МТС, «Билайн» и «МегаФон».

Транспорт

  • Общественный транспорт города представлен автобусами, маршрутными такси и такси.
  • Транспортный узел — здесь пересекаются федеральная автотрасса М56 «Лена» и железнодорожные линии БАМ и АЯМ. От станции Тында до Благовещенска курсирует единственный в Амурской области фирменный поезд «Гилюй».

Средства массовой информации

Газеты и журналы

  • Газета «Север-Телепорт». Издаётся с августа 2001 года. Спутник благовещенской газеты «Альфа-Телепорт».
  • Газета «БАМ». Издаётся с апреля 1998 года. Независимое издание.
  • Газета «Авангард». Издаётся с июня 1937 года. Муниципальное издание.
  • Газета «Квин» (приложение к газете «Авангард»). Издаётся с октября 1993 года. Муниципальное издание.
  • Ежегодный адресно-телефонный справочник «Жёлтые страницы. Тында и Тындинский район». Издаётся с января 2009 года.

Радиовещание

Проводное радиовещание в Тынде было прекращено с 1 августа 2007 года владельцем сети ОАО Дальсвязь в связи с нерентабельностью.

  • 209 Маяк
  • 66,80 Маяк
  • 70,64 Радио России / ГТРК Амур
  • 102,7 Авторадио
  • 103,2 Русское радио

Телевещание

Впервые телевидение в городе появилось в 1975 году. Эфирное телевещание представлено 4-мя центральными каналами: Первый канал, Россия, Рен-ТВ и ТНТ, также в городе имеется своя телекомпания — Тында-ТВ. В городе множество различных компаний, которые устанавливают кабельное телевидение: «Новый взгляд», «Дон» и т. д. Кабельное телевидение «Новый взгляд» один из первых операторов, запустивший в своей кабельной сети цифровой пакет вещания

  • 3 ТНТ (Возможно перепрограммирование канала)
  • 8 Рен ТВ / Тында ТВ
  • 29 Первый мультиплекс
  • 30 ПЛАН Второй мультиплекс

Культура города

В городе есть Городской парк, кинотеатр «Гилюй» (в кинотеатре установлено новое оборудование и сделан ремонт) , Музей истории БАМа (один из лучших в области), городской дворец культуры «Русь».

Ежегодно проводится конкурс по облагораживанию города (май — август), имеется «Центр Детского Творчества», где дети занимаются дополнительно в различных кружках, в городе есть музыкальная и художественная школы, клубы и Городская библиотека. Недалеко от Тынды есть лечебно-оздоровительный лагерь «Надежда».

Памятники

Вид на Тындинский собор Святой Троицы

В городе установлено множество памятников, большинство из них посвящены строительству БАМа.

  1. Памятник В. И. Ленину. Посвящён 40-й годовщине Октябрьской революции, не раз переносился;
  2. Памятник-монумент землякам-тындинцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Изначально был сделан из частей разобранного моста через р. Тында, затем достроен, к 65-й годовщине победы части моста сняли их место заняла плита из чёрного гранита;
  3. Бюст Героя Советского Союза Виктора Петровича Мирошниченко. Изначально стоял у Сельсовета, затем перевезён к Тындинскому ж/д вокзалу;
  4. Паровоз-памятник Еа−3246. На вокзале в честь 30-летия БАМа;
  5. Монумент «Памяти тындинцев, погибших в локальных войнах». Расположен на аллее «Шестнадцатиэтажек»;
  6. «Камень с первого километра восточного участка БАМа». Находится на «Площади 25-летия БАМа» имеет надпись «Даёшь БАМ!». На первых километрах прокладки БАМа камень застрял в ковше экскаватора так, что сдвинуть ковш не получалось, тогда и решили, что именно этот камень будет памятником;
  7. Памятник мостостроителю. Мужчина с кувалдой, установлен организайцией Мостострой-10.
  8. Мемориальная доска в честь воинов железнодорожных войск БАМа
  9. Памятник «За верность долгу», посвещенный сотрудникам отдела внутренних дел, погибшим при исполнении служебных обязанностей.
  • Ныне не существующие памятники:
  1. Женщина с ребёнком. Был установлен напротив Арбата, название неизвестно;
  2. Памятник в честь строителей БАМа, находился на центральной площади г. Тында. Представлял собой четыре вертикальных рельса разной высоты, символически отражающие ответвления БАМа, на лицевой грани постамента была надпись — «Комсомольск — Тайшет — Тында — Беркакит». Автор проекта — архитектор Капилов. До наших дней стела не сохранилась. Она была демонтирована в связи со строительством жилых домов в районе улицы Спортивной.
  3. «Монумент шоферам-первопроходцам АЯМа в честь первого дня автомобилистов»
  • Планирующиеся:
  1. Памятник в виде 5 моделей самолетов СУ-27. Планируется установить возле городского муниципалитета в честь трагически погибшего лётчика И. В. Ткаченко).

Образование

  • Самая первая школа № 1 теперь № 7 в Тынде находилась по ул. 2-я Пятилетка на этом месте находится сейчас школа № 2 ныне ул. Спортивная. После слияния некоторых образовательных учреждений: Гимназия № 2 слилась с школой № 1 и № 5 в городе осталось 4 школы и частная гимназия № 1, которая признана самой богатой и самой дорогой гимназией в области.
  • В Тынде находятся техникум железнодорожного транспорта и филиал Дальневосточного государственного университета путей сообщения (ДВГУПС), объединённые в 2007 году в Байкало-Амурский институт — филиал ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения» в г. Тынде. Так же в городе имеются филиалы других учебных заведений.

Здравоохранение

  • НУЗ «Отделенческая больница на станции Тында»
  • МУЗ Тындинская ЦРБ (центральная районная больница)
  • Детская консультационная больница
  • В конце августа открылся первый в городе коммерческий медицинский центр «Родник здоровья».
  • Детская студия «АБВГДЕйка»

Спорт

Каждый год в городе проводятся спартакиады школ города и предприятий. В городе имеются различные спортивные учреждения:

  • ДЮСШ № 1 развиваемый вид спорта — хоккей — лучшая в области хоккейная команда «Авангард».
  • ДЮСШ № 2 «Локомотив» — баскетбол, вольная борьба, легкая атлетика, самбо, настольный теннис, тяжёлая атлетика — лучшая в области баскетбольная команда.
  • ДЮСШ № 3 — лыжные гонки, горнолыжный спорт
  • ДЮСШ № 4 «Олимп» — плавание, футбол, настольный теннис, баскетбол, волейбол, большой теннис.
  • Горнолыжный спуск «Усть корал» — единственный в области.

Известные горожане

  • Ткаченко Игорь Валентинович — (26 июля 1964 — 16 августа 2009) — российский военный лётчик, командир группы «Русские витязи», начальник 237-го гвардейского Центра показа авиационной техники ВВС России, заслуженный военный лётчик Российской Федерации, военный лётчик-снайпер, гвардии полковник — жил и учился в городе.

Вольнов Валерий Павлович, он же РАК, начальник ОБХСС «всего БАМа», ветеран МВД и подполковник в отставке. Ныне проживает в г.Кимовск

Факты

Паровоз-памятник Еа−3246

  • Тында находится на той же широте, что и Москва.
  • В Тынде находится частная школа Гимназия № 1, которая является самой дорогой школой в Амурской области (9000 руб/мес)
  • В городе, построенном московскими строителями, много московских названий: главная улица названа Красной Пресней, на ней есть кафе «Арбат», один из временных посёлков города, на правом берегу реки Тында за стадионом «БАМ», застроенный бараками, прозван жителями «Сокольниками», есть улицы Московских строителей, Московский бульвар. Также в городе немало домов серии «П-44», которые тындинцы называют «Новыми московскими сериями», а также серии «1-515/9ш» — «Старыми московскими сериями». Все эти дома строились и на родине строивших Тынду.
  • Проект тындинского вокзала, в форме взлетающей птицы, стал победителем на Международном конкурсе архитектурных ансамблей, проходившем в Софии.
  • Тында — самый северный и самый молодой город Приамурья.
  • В начале января 2010 года Тында вошла в список моногородов России из-за одного градообразующего предприятия — железной дороги.
  • У Тынды есть город-побратим в США Уэнэтчи (Wenatchee).
  • В 1980 году Тынду посетила а делегация Союза свободной немецкой молодёжи ГДР.
  • Жизни тындинской молодежи первой половины 90-х годов XX века посвящена повесть А. Н. Вдовина «Хроника одной переписки».
  • В 2004 году Тынду, в ходе своего кругосветного путешествия на мотоциклах, посещали британские актёры Юэн Макгрегор и Чарли Бурман с итальянским оператором Клаудио фон Планта и «группой поддержки». О пребывании в одном из баров города («Дизель») упоминается в их книге «Земля. Долгий путь вокруг» (существует одноимённый мини-сериал).

Галерея

  • Железнодорожная станция Тында

  • Вид на сопку. Октябрь 2009 год

  • Река Тында

  • Вид на 16-этажные дома

  • Вокзал Тынды

  • Тында летом

  • Тында 28 мая 2010 года

  • Тында. Возле здания «Ростелеком». Февраль 2010 года

  • Железнодорожный Вокзал в Тынде (2007 год)

Ссылки

Тында на Викискладе

  • Официальный сайт администрации города Тында
  • Информация о Тынде на сайте Амурской области

Примечания

Амурская область

Административный центр: Благовещенск
Города: Белогорск | Завитинск | Зея | Райчихинск | Свободный | Сковородино | Тында | Шимановск

Административно-территориальное деление:

Городские округа: Белогорский | Благовещенский | Зейский | Райчихинский | Свободный | Тындинский | Шимановский | Углегорский
Районы: Архаринский | Белогорский | Благовещенский | Бурейский | Завитинский | Зейский | Ивановский | Константиновский | Магдагачинский | Мазановский | Михайловский | Октябрьский | Ромненский | Свободненский | Селемджинский | Серышевский | Сковородинский | Тамбовский | Тындинский | Шимановский

Статьи: География | Герб | Гимн | История | Население | Административно-территориальное деление | Флаг

Danchik-1 ›
Блог ›
Тында.Современный город (с 2000 по настоящее время).5 часть.продолжение.

Всем привет!Продолжу повествование про город Тынду с богатой историей.
Тында находится на той же широте, что и Москва.
В Тынде находится частная гимназия № 1, которая является самой дорогой школой в Амурской области (oколо 9000 руб/мес).

В городе, построенном московскими строителями, много московских названий: главная улица названа Красной Пресней, на ней есть кафе «Арбат», один из временных посёлков города, на правом берегу реки Тында за стадионом БАМ, застроенный бараками, прозван жителями «Сокольниками», есть улицы Московских строителей, Московский бульвар.

Также в городе немало домов серии П-44, которые тындинцы называют «Новыми московскими сериями», а также серии 1-515/9ш — «Старыми московскими сериями». Все эти дома строились и на родине, строивших Тынду.

вид с балкона 16 этажа.

школа №7.

Я еще подробно опишу в рубрике БАМ продолжается.Есть пару старых фото тех дней.
Тында — самый северный и самый молодой город Приамурья.

В начале января 2010 года Тында вошла в список моногородов России из-за одного градообразующего предприятия — железной дороги.

У Тынды есть город-побратим в США Уэнэтчи (Wenatchee).
В 1980 году Тынду посетила а делегация Союза свободной немецкой молодёжи ГДР.
Жизни тындинской молодежи первой половины 90-х годов XX века посвящена повесть А. Н. Вдовина «Хроника одной переписки».

В 2004 году Тынду, в ходе своего кругосветного путешествия на мотоциклах, посещали британские актёры Юэн Макгрегор и Чарли Бурман с итальянским оператором Клаудио фон Планта и группой поддержки. О пребывании в баре «Дизель» упоминается в их книге «Земля. Долгий путь вокруг» (существует одноимённый мини-сериал).Я смотрел по телевизору на канале Дискавери, вроде.

Одуванчиковое поле.С этим фото я участвовал на фотовыставке в г.Тында и занял почетное место.Правый берег реки Тында, вдали старый дом паромщика.Он еще там живет, старенький дедушка.А парома нет, стоит капитальный мост.

В городе установлено множество памятников, большинство из них посвящены строительству БАМа.
Памятник В. И. Ленину. Устаневлен к 40-й годовщине Октябрьской революции, не раз переносился;

Памятник-монумент землякам-тындинцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Изначально был сделан из частей разобранного моста через р. Тынду. К 65-й годовщине Победы части моста сняли, их место заняла плита из чёрного гранита;
Бюст Героя Советского Союза Виктора Петровича Мирошниченко. Изначально стоял у сельсовета, затем перенесен к тындинскому железнодорожному вокзалу;

Паровоз-памятник Еа−3246

Паровоз-памятник Еа−3246. Установлен возле вокзала в честь 30-летия БАМа;

Монумент памяти тындинцев, погибших в локальных войнах. Расположен на «аллее Шестнадцатиэтажек»;

Камень с первого километра восточного участка БАМа. Находится на площади 25-летия БАМа, имеет надпись «Даёшь БАМ!». На первых километрах прокладки БАМа камень застрял в ковше экскаватора так, что сдвинуть ковш не получалось, тогда и решили, что именно этот камень будет памятником;

Памятник мостостроителю. Мужчина с кувалдой, установлен организацией «Мостострой-10».

памятник молекуле титана.

Мемориальная доска в честь воинов железнодорожных войск БАМа
Памятник «За верность долгу», посвященный сотрудникам отдела внутренних дел, погибшим при исполнении служебных обязанностей.
Ныне не существующие памятники:

Все называли так:ГДЕ ПАПА?ОН В АРБАТЕ!Рукой женщина указывала на ресторан в комплексе АРБАТА.Классный памятник был.Бронзовый.

Женщина с ребёнком. Был установлен напротив Арбата, название неизвестно;

Сперли.Это рук дело нашей администрации.Якобы трещены у женщины в районе пяток пошли, бред полный.

Памятник в честь строителей БАМа, находился на центральной площади г. Тынды. Представлял собой четыре вертикальных рельса разной высоты, символически отражающие ответвления БАМа, на лицевой грани постамента была надпись: «Комсомольск — Тайшет — Тында — Беркакит». Автор проекта архитектор Капилов. До наших дней стела не сохранилась. Она была демонтирована в связи со строительством жилых домов в районе улицы Спортивной.
Монумент шоферам-первопроходцам АЯМа в честь первого дня автомобилистов
Планирующиеся:
Памятник в виде 5 моделей самолётов СУ-27. Планируется установить возле городского муниципалитета в честь трагически погибшего лётчика И. В. Ткаченко).
Известные горожане
Ткаченко Игорь Валентинович — (26 июля 1964 — 16 августа 2009) — российский военный лётчик, командир группы «Русские витязи», начальник 237-го гвардейского Центра показа авиационной техники ВВС России, заслуженный военный лётчик Российской Федерации, военный лётчик-снайпер, гвардии полковник, жил и учился в городе.
Ну я конечно еще продолжу свой рассказ и фото-показ.До встреч и спасибо Вам за интерес к моему блогу.

История города Тында

1. Великое движение на восток

«Российское могущество прирастать будет Сибирью» — эти слова принадлежат великому Ломоносову.

Неудержимо было движение русского народа на восток. От седого Урала до Тихого океана пролег гигантский путь землепроходцев и мореходов. Их сменили научные экспедиции и предприимчивые люди. Сибирь и Дальний Восток на всем огромном протяжении осваивались русскими людьми. Отважные сыны России ставили остроги, пахали целину, промышляли пушного и морского зверя, искали и разрабатывали полезные ископаемые, возводили города — медленно, но прочно заселяли и осваивали этот регион.

Пришло время, когда центральные районы России связали с Тихим океаном Транссибирской железнодорожной магистралью — событие почти вековой давности. Но вслед за этим наступило и такое время, когда эта единственная магистраль не могла удовлетворить быстро развивающиеся Сибирские просторы. Возникла мысль о сооружении второй Транссибирской магистрали со вторым выходом к Тихому океану. Появились самые разнообразные проекты, велись изыскательные работы по разным направлениям ещё в Царской России. В них участвовали самые различные организации: от ведомственных до Академии наук.

В течение долгих столетий по долине реки Тында кочевали эвенкийские роды. Кроме них в этот далекий суровый край никто не добирался. Одна из легенд коренных жителей здешнего края рассказывает о возникновении имени реки, названной Тындой:

«Давно это было, жила на берегу реки княжеская дочь, и звали её Тындэ. Жила она одна, так как была шибко большой, неряшливой и не очень умной, и люди боялись её. Как-то раз по реке кочевал молодой и красивый парень. Тындэ полюбила его, но парень испугался Тындэ и убежал от неё. Долго Тындэ ждала его и, наконец, поняла, что парень никогда к ней не вернётся. Горю не было конца, и тогда Тындэ бросилась в реку и там утонула. С тех пор люди зовут реку Тындой и посёлок, а впоследствии, город — Тындой».

Языковеды же связывают имя молодого таёжного города, вставшего на перекрёстке «малого» и «большого» БАМа с несколькими значениями перевода с эвенкийского языка. Первое: Тында — «гнилая яма», второе — «место, где распрягают оленей», третье — от глагола «тынден — отпускаю».

Долго дремала суровая тайга, и лишь с приходом советской власти край пробуждается. Ещё в 1865 году горным инженером Н.П.Аносовым была обнаружена золотоносность речек Джалинда и Янкан. А с 1868 года началась интенсивная разработка месторождений драгоценного металла на территории, относящейся к нынешнему Тындинскому, а тогда Джелтулакскому, району. На золотоносные места хлынула масса переселенцев, старателей, золотодобытчиков.

2. Амуро-Якутская магистраль

Первоначальные сведения о Тынде, как о населенном пункте, относятся ещё к дореволюционному периоду, когда она стала перевалочной базой для перевозки грузов в Якутию, где были обнаружены запасы золота. В Тынде в этот период было оборудовано несколько жилых помещений для обслуживающего персонала.

Письменная история Тынды начинается с упоминания в архивных документах зимовья охотника Шкарубы. Появилось оно на берегу реки Тында осенью 1918 года. Возле зимовья проходил путь от Большого Невера к ближайшим золотоносным приискам. Зимой он представлял собою санно-нартовую дорогу, летом пешеходно-конную тропу. Жилище Шкарубы находилось в удобном для остановки на ночлег месте.

Транспорт для передвижения людей, поставляли эвенки-оленеводы, кочующие по тайге. Вместо существующей сейчас трассы Амуро-Якутской магистрали (АЯМ) в Якутию шла тропа, заросшая деревьями и кустарниками. Вот по этой тропе на оленях и лошадях перевозили грузы. Неспокойные 20-е годы, холодный климат, отсутствие жилья — все это не способствовало тому, чтобы здесь оставались на постоянное жительство люди.

Только в 1925 году, после выхода в свет постановления ВЦИК «Об открытии планового переселения в районы Сибири и Дальнего Востока», сюда пошли люди. И сразу возникла необходимость строительства дороги, которая бы соединила станцию Большой Невер, стоящую на Транссибе, с Якутском. Строительство дороги началось еще в 1913 году, но велось слабо, так как не было никаких машин и механизмов.

Возрождение строительства дороги вызвало необходимость создания на месте нынешнего города перевалочной базы, превратившейся впоследствии в постоянный поселок. Это был первый участок на строящейся трассе АЯМа — пункт Тында.

Местность была удобной для строительства, начало которого приходится на 1926 год.

Строительство АЯМа тем временем продолжалось, и в следующем десятилетии облик Тынды формировала эта магистраль. Для руководства стройкой прибыли опытные инженеры. В 1929 году на трассе появились первые машины новой, только что созданной организации «АЯМ-транс».

А пункт Тындинский продолжал расти. Люди прибывали с каждым днём. Одни останавливались в посёлке, другие проезжали дальше, на Алдан. Рабочие руки были нужны везде. С прибытием людей появилась потребность в магазинах, столовых, нужна была почта. Приблизительно в 1936 году появилась торгующая организация — торговый пункт Алданского продснаба. Далее была построена столовая, которая работала круглые сутки. Вскоре открыли два магазина, один из них назывался «дежурным» и работал круглосуточно. Такой распорядок работы в то время был необходим: машины шли круглые сутки.

В 1935 году поднимается вопрос о переносе районного центра из пункта Джелтулак в посёлок Тындинский. А ещё через год Тындинский сельсовет ходатайствует перед райисполкомом об отнесении посёлка из категории пункта в категорию рабочего посёлка, так как «он имеет возросшее экономическое значение, быстро строится и превращается в большой посёлок с общей численностью жителей 689 человек и с перспективой промышленного и культурного развития».

В 1936 году уже работали кожзавод, сапожная мастерская, цех мясопродукции, бондарный, мебельно-санный, пошивочные цеха.

В 1937 году принимается решение о телефонизации районного центра, проведении радио. В этом же году появляется своя районная газета «Авангард». По переписи 1939 года в посёлке было 1115 женщин и 3226 мужчин, из которых неграмотных — 290 человек.

Амуро-Якутская магистраль была единственной приличной дорогой в районе. По остальным на машинах нельзя было проехать, и поэтому ездили на оленях, лошадях и даже верблюдах. Верблюды появились в здешних краях ещё в середине 20-х годов. Их использовали на строительстве АЯМа. Эта дорога прошла по следу оленьих нард и копыт лошадей. Она оказала затем неоценимую помощь в строительстве БАМа, способствовала досрочному приходу рельсов. Эта артерия северных земель давала толчки к развитию промышленности, формированию населения. Именно при прокладке АЯМа был обнаружен первый уголь в южной Якутии.

3. БАМ 30-х – стройка века

Важным годом для будущего развития посёлка был год 1932, в апреле которого вышло постановление о начале проектно-изыскательских работ на БАМе. Нужно было провести изыскания и составить проект постройки железной дороги Уруша-Пермское. Село Пермское в этом же году переименовали в город Комсомольск-на-Амуре. Новая магистраль должна была открыть кратчайший путь из Сибири к Тихому океану. Выбрано место примыкания будущей магистрали к Транссибу. И вот 3 января 1933 года со станции БАМ началось сооружение железнодорожной ветки БАМ-Тында длиной в 180 километров, которую строили заключенные, или как их называли местные жители — «бамовцы». Эта ветка строилась вначале лишь как вспомогательная, но затем она пошла дальше к Беркакиту, к угольным сокровищам Нерюнгринского месторождения.

Тогда же БАМ назвали стройкой века и объявили всенародной.

И вот 7 ноября 1937 года жители посёлка Тындинский отмечали двойной праздник — 20-летие Октября и свой юбилей. Берег таежной реки и тихий посёлок, которому от роду не было ещё десяти лет, впервые огласились паровозным гудком. Первый паровоз, который потом стал перевозить стройматериалы, прибыл на станцию «Южная» по только что уложенному пути.

Но Тынде не пришлось тогда стать узловой станцией— началась война.

4. Всё для фронта, всё для победы

Впервые дни войны из Тынды ушло на фронт более 1000 человек. Тыловики отправляли валенки, фуфайки, одеяла, меховые рукавицы и шапки, папиросы, сахар, деньги. Жители района внесли достойный вклад в постройку эскадрильи «Комсомолец Забайкалья», вносили средства на постройку танковой колонны. Главным лозунгом стал лозунг «Всё для фронта, всё для победы!» Понадобились и рельсы. В 1942 году по решению комитета обороны рельсы со скреплениями и мостовые фермы были сняты с уже построенных участков БАМа Ургал-Известковая и БАМ-Тында и направлены частями в Алтайские степи и под Сталинград, где нужно было в кротчайший срок построить рокадную железнодорожную линию вдоль правого берега Волги. Волжская рокадная дорога открыла возможность широкого манёвра переброски войск и сыграла огромную роль в исходе Сталинградской битвы. Сооружали из рельсов БАМа и противотанковые «ежи».

В истории магистрали, как и всей нашей страны, трагическое очень тесно переплелось с героическим. «Первый» БАМ строился руками заключенных. И кровь так называемых «врагов народа» на рельсах рокады смешалась с кровью защитников Отечества. Именно заключённые БАМЛАГа проложили вторые пути там, где их не было, увеличив пропускную способность дороги. Лагеря в районе Тынды располагались через 8-10 километров, в каждом из них находилось по 700-800 человек. Эти цифры были постоянными, так как умерших заменяли вновь поступавшие. Начиная с 1932 года через БАМЛАГ прошло 886 тысяч заключенных, из которых 115 тысяч были расстреляны или умерли. Однако лозунги «Построим БАМ и все по домам», «День за три» внушали надежды на будущее. До сих пор в районе Тынды можно наткнуться на остатки колючей проволоки, предметы быта заключённых.

5. Здравствуй, БАМ!

После победы над фашизмом жизнь постепенно входит в спокойную колею. Колонпосёлок становится рабочим посёлком дорожных строителей. Принимается ряд постановлений о благоустройстве посёлка и расширении его границ. Намечаются изыскательские работы по строительству повой железной дороги, по этого не произошло. В начале 50-х годов строительно-изыскательские работы по БАМу были свернуты и законсервированы.

Но людям понравилось это красивое место. Они ехали из Якутии, южных районов верхнего Приамурья. Появилось много переселенцев из европейской части страны, особенно украинцев. В посёлке строятся новые дома, появляются новые улицы. Примерно к 60 годам посёлок приобретает законченный вид.

С середины 60-х годов вопрос о строительстве БАМа вновь встаёт на повестку дня. Были развёрнуты изыскания и проектирования на новой технической основе, но с учётом того, что было. Генеральное направление БАМа осталось примерно таким, каким его выбрали первопроходцы.

Январь 1972 года. На восточной окраине посёлка появились первые строители из только что сформированного управления «Бамстройпуть». Они положили тогда начало будущей столице БАМа. Темпы строительства посёлка особенно заметно возросли со второй половины 1974 года, после выхода в свет постановления «О строительстве Байкало-Амурской магистрали». Во второй раз БАМ был объявлен всенародной ударной стройкой.

Так в истории города открылась новая и, пожалуй, главная страница. Посёлок начал расширяться и хорошеть, па восточной окраине появились первые сборно-щитовые дома и общежития.

8 мая 1975 года в честь 30-летия победы в Великой Отечественной войне в Тынде было уложено серебряное звено. Посёлок вновь услышал гудок тепловоза: на Тындинский вокзал пришёл первый пассажирский поезд.

Летом 1975 года сюда прибыли посланцы шефствующих организаций Москвы и стали воплощать в жизнь архитектурно-проектные решения по застройке столицы БАМа. Были смонтированы два первых девятиэтажных дома, началось строительство города.

А 14 ноября 1975 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР поселок Тындинский Джелтулакского района Амурской области был преобразован в город областного подчинения (т.е. получил статус Города). Сегодня Тынду принято называть не только столицей БАМа, но и северной столицей Приамурья.