Убийство младенцев

Избиение младенцев

В переносном значении фраза означает чрезмерную жестокость по отношению к беззащитным.

Евангельское повествование

Избиение младенцев описывается только в Евангелии от Матфея.

Согласно евангельскому рассказу, волхвы, пришедшие поклониться новорожденному Иисусу, не выполнили просьбу иудейского царя Ирода Великого и не сообщили ему местонахождение младенца.

При этом Иосиф Флавий утверждает, что Ирод умер, «процарствовав тридцать четыре года после умерщвления Антигона и тридцать семь лет после провозглашения своего царём со стороны римлян». Это может указывать на то, что дата его смерти — 2 год до н. э. или начало 1 года до н. э., то есть до Р. Х.

Далее евангелист сообщает, что избиение было предсказано пророком Иеремией (Иер.31:15).

Согласно евангельскому рассказу, Иисус спасся благодаря бегству в Египет, куда Иосифу Обручнику повелел отправиться явившийся во сне ангел.

Апокрифические истории

Об избиении младенцев повествуют так называемые апокрифические «евангелия детства»: «Протоевангелие Иакова» и «Евангелие Псевдо-Матфея».

Наиболее подробно этот эпизод описан в протоевангелии, написание которого относят ко второй половине II века. Кроме повторения рассказа евангелиста Матфея в апокрифе содержатся подробности о спасении Иоанна Крестителя его матерью праведной Елизаветой.

Далее апокриф рассказывает об убийстве отца Иоанна — священника Захарии, который отказался сообщить о местонахождении своего сына. Этот рассказ объясняет причины убийства Захарии, о котором сообщается в Мф.23:35.

Евангелие Псевдо-Матфея полностью повторяет рассказ канонического Евангелия, не добавляя к нему каких-либо подробностей.

Богословское толкование

Феофилакт Болгарский в своём толковании Евангелия от Матфея пишет, что избиение младенцев произошло по промыслу Божьему, о чём свидетельствует приводимое у Матфея пророчество Иеремии. По его мнению это было совершено «чтобы обнаружилась злоба Ирода». В отношении же самих жертв Феофилакт пишет:

Церковное предание указывает различное количество погибших младенцев; в византийской традиции принята цифра 14 тысяч, в сирийской — 64 тысячи, встречается и символическая цифра 144 тысячи (12 в квадрате, соответствует числу запечатлённых в Апокалипсисе, по 12 тысяч от каждого из 12 колен Израиля).

Богословы отмечают, что сам факт избиения младенцев упомянут только Матфеем, о нём не пишет Иосиф Флавий — всё это заставляет учёных ставить под сомнение данный факт. Но поскольку жестокость Ирода нашла отражение у историков, то часть из них соглашается, что убийство младенцев могло быть осуществлено по приказу царя, но число их было незначительным, а не 14 000 (или 144 000), как указано в богослужебных книгах.

О Вифлеемских младенцах и наследниках царя Ирода

Сегодня мы вспоминаем убиенных Вифлеемских младенцев и слышим из Евангелия от Матфея о страшных вещах: Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет (Мф. 3, 17–18).

Скептики могут усомниться в самом этом факте на том основании, что о нем не сообщает Иосиф Флавий — источник наиболее подробных сведений об Ироде Старшем. Однако почему он вообще должен был об этом говорить? На кровавом фоне правления Ирода, особенно конца этого правления, убийство каких-то младенцев для человека античности выглядело совершенно незаметным. Ирод истребил почти весь дом Хасмонеев, потомков законных правителей еврейского народа, и не остановился даже перед умерщвлением Мариамны, хотя она была самой любимой из его десяти жен. Конец его царствования ознаменовался невообразимыми ужасами, которые завершились убийством его собственного сына Антипатра. Ирод с легкостью отдавал приказы об уничтожении элиты Израиля — книжников и фарисеев. В день своей смерти он повелел казнить 70 самых знатных и уважаемых фарисеев, сказав: «Обо мне плакать не будут, пусть плачут хотя бы о них». Ему ничего не стоило приговорить знатных иудейских юношей к сожжению только за то, что они сбросили с иерусалимского храма римского орла. Император Август, друг и покровитель Ирода, зная иудейский обычай не есть свинины, мрачно шутил: «Лучше быть свиньей Ирода, чем его братом».

А с другой стороны, кем были дети для античного мира? Это благодаря многовековому христианскому воспитанию дети для нас — центр вселенной. Для античности они были практически ничем и никем. Вспомним слова св. апостола Павла: В детстве наследник ничем не отличается от раба (Гал. 4, 1). Жизнь его сама по себе не имела никакой цены. Согласно римскому праву, ребенок обретал право на жизнь, воспитание и наследство, только если родитель признавал его — брал его на руки пред очагом. В противном случае его запросто могли выкинуть на улицу — на съедение собакам.

Никакие моральные соображения не могли удержать Ирода от убийства, когда речь шла о власти

Следующая сторона вопроса: мы слишком привыкли к мифологеме античного рационализма. Стоит прочесть хотя бы классическую работу Э. Доддса «Греки и иррациональное», чтобы убедиться: античность была во много раз суевернее средневековья. Многие римские аристократы во времена Тиберия и позже окончили жизнь в петле или на плахе по обвинению в том, что они спрашивали астрологов о судьбе императора. А тут из Персии приходят три звездочета и спрашивают: Где родившийся царь Иудейский? (Мф. 2, 2). Если Ирод не казнил их сразу, то только для того, чтобы использовать их как приманку. И, естественно, никакие моральные соображения не могли удержать его от страшного убийства, когда речь шла о его власти.

Тем не менее современный Израиль все простил Ироду, и более того — возвеличил его по причине его организационных и строительных успехов. В Эйлате, например, красуется гостиница «Ирод Великий». В ней, к сожалению, нет картины «Избиение младенцев».

Сейчас аборт перестал быть не только преступлением, но и чрезвычайным происшествием

У Ирода оказалось множество наследников. И это не только монголы и турки, истреблявшие на своем пути всех, вплоть до грудных младенцев. И не только нацисты, расстреливавшие несовершеннолетних вместе со взрослыми и выкачивавшие из детей кровь для своих раненых солдат. Это — организаторы и исполнители абортов. Стоит вспомнить, что впервые аборты были законодательно разрешены во время Великой Французской революции. В нашей стране волна абортов началась благодаря ленинскому декрету 1920 г. Сталин ввел жесткие ограничения на аборты, которые, однако, отменил его жалкий эпигон Хрущев 60 лет назад, в 1955 году. И, к сожалению, сейчас аборт перестал быть не только преступлением, но и чрезвычайным происшествием. Он стал кровавой обыденностью и путем к «сладкой» жизни. Вот случайно услышанный разговор в поезде — одна женщина говорит другой: «Ну, сделала я аборт, ну и что? Нужен мне этот ребенок! Лучше я за границу съезжу». Комментарии излишни… Отметим только, что логика та же, что у Ирода: детоубийство как путь к комфорту. Только комфорта на крови не построишь: пример тому — судьба царя-детоубийцы, скончавшегося в страшных мучениях.

Неродившийся младенец есть человек, кто убивает его, тот убивает человека

Наследниками Ирода являются те, кто убивают младенцев во чреве и смеют нагло утверждать, что нерожденный младенец человеком не является. Это явная ложь, потому что о том, что у зачатого младенца есть душа и статус человека, властно свидетельствует Священное Писание: От чрева матери моей Ты — Бог мой (Пс.21,11). Это рассказ о взыгрании Иоанна Предтечи во чреве Елисаветы. Это свидетельство пророка Иеремии: Прежде, нежели ты был зачат, Я познал тебя (Иер. 1,4–5). Неродившийся младенец есть человек, кто убивает его, тот убивает человека. В настоящее время иродово дело поставлено на поток. По разным подсчетам, в России от абортов погибает от миллиона нерожденных младенцев. Известны случаи, когда тела коммерциализируются, идут либо в косметическую и парфюмерную промышленность, либо на стволовые клетки. Это кровавый, но выгодный бизнес. Мы, православные христиане, должны возвысить свой голос против этого беззакония, против циничного иродова убийства.

У некоторых христиан появляется вопрос: как же Вифлеемские младенцы явились мучениками, если они не исповедали Христа. Ответ Церкви ясен, понятен и определен. Поскольку они были убиты за Христа, мотивом их убийства было убийство Спасителя, то, вне зависимости от их волеизъявления, они стали мучениками за Христа.

Временами вопрос об исповедании, к сожалению, приобретает неадекватный характер. Когда Оптинских мучеников, убитых на Пасху сатанистом за то, что они являлись монахами, отказываются канонизировать, говоря, что их-де никто не спрашивал об их исповедании, это мнение, мягко говоря, является странным, потому что вся жизнь иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта являлась исповеданием Христа.

Свидетельством возможности канонизации мучеников без явно и словесно выраженного исповедания является как раз память Вифлеемских младенцев, которая является для нас явным и отчетливым прецедентом. Смерть младенцев есть некое таинство. С одной стороны, мы видим здесь наглое и циничное торжество зла. С другой стороны, видим невинную кровь, которая вопиет к Небу, которая обрушилась на голову Ирода и палачей. Ирод вскоре после этого умирает страшной и мучительной смертью. Мы видим здесь провозвестие Креста Христова, Его Голгофы, ибо невинная кровь младенцев вопиет громче, чем Авелева.

Временами возникал вопрос, а почему Христос не пострадал как младенец? На это четко ответил святитель Иоанн Златоуст. Кто бы тогда возвестил нам Слово спасения, оставил заповеди и указал нам путь к Небесам? Если бы Христос умер как младенец, то искупление мира также произошло бы, но оно осталось бы нами невостребованным и для нас неизвестным.

По неисповедимому Божественному Промыслу они оказались избранниками Израиля. Что бы произошло с Вифлеемскими младенцами, если бы они не погибли? Весьма вероятно, что если бы они выросли, то оказались бы в безумной толпе у претории Пилата и кричали бы: «Распни Его!» А на склоне своих лет увидели бы гибель Иудеи и Иерусалима.

Здесь есть ещё один таинственный момент, а именно — те слова, которые приводит евангелист Матфей: Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет (Мф.2, 17-18). Речь идет о том, что Рахиль умерла и была погребена на дороге в Вифлеем, где Иаков поставил надгробие, существующее до сего дня. Во времена пророка Иеремии это место было сбором для пленников, которых угоняли в землю Вавилонскую, где израильтяне стенали и плакали, потому что не надеялись вернуться из плена. Однако вспомним продолжение этого стиха у Иеремии: Так сказал Господь:“Удержи голос свой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть воздаяние за труд твой… возвратятся сыны в пределы свои” (Иер. 31,15). Действительно, через 50 лет часть израильтян вернулась из вавилонского плена. Здесь есть великий символизм. Вифлеемские младенцы предвозвещают всеобщее возвращение из плена, поскольку род человеческий будет искуплен Христом, и достойные будут возвращены из ада, из тьмы и вечного плена в Царствие Небесное.

Избиение младенцев: христианская легенда или исторический факт?

В христианской традиции

Избиение младенцев считается одним из самых скорбных дней в христианской культуре, младенцев почитают как святых и первых пострадавших ради Христа. Это событие получило широкое отражение в искусстве, особенно периода эпохи Возрождения. Свидетельством о произошедшей трагедии являются слова святого апостола и евангелиста Левия Матфея: «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов». Согласно преданию, волхвы пришли в Вифлеем поклониться «родившемуся Царю Иудейскому». Когда Ирод услышал об этом, он встревожился, но сам приказал волхвам разыскать младенца, чтобы и он мог прийти и поклониться ему. Волхвы принесли новорожденному Христу свои дары, но получили во сне откровение не возвращаться к Ироду и идти в родные земли другой дорогой. Обманутый и разгневанный царь Ирод приказал своим воинам убить всех младенцев в Вифлееме младше двух лет. Однако Иисус спасся благодаря бегству его семьи в Египет.

«Избиение младенцев». Фреска Джотто. Капелла Скровеньи. Около 1305 года

Евангелист сообщает, что избиение младенцев было предсказано пророком Иеремией: «глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет». Среди канонических христианских книг Евангелие от Матфея является единственным, где упомянут и приказ Ирода, и бегство святого семейства в Египет. Однако в апокрифических источниках, так называемых «евангелиях детства», не включенным в Библейский канон, также есть упоминания об избиении. Так в протоевангелии II века упоминается о спасении Иоанна Крестителя и его матери от солдат Ирода: «Елизавета, услышав, что ищут Иоанна (сына её), взяла его и пошла на гору. И искала места, где спрятать его, но не нашла. И воскликнула громким голосом, говоря: гора Бога, впусти мать с сыном, и гора раскрылась и впустила её». По преданию, в Вифлееме было убито множество младенцев: в византийской традиции принято говорить о 14 тысячах убиенных, в сирийской — о 64 тысячах.

Иудейский царь Ирод Великий

Историчность

Богословы объясняют, что избиение произошло по промыслу божьему, чтобы обнаружилась злоба Ирода. Однако упоминания об этом жестоком приказе иудейского царя отсутствуют в античных источниках и даже в трудах историка Иосифа Флавия. Именно его «Иудейские древности» являются главным свидетельством о событиях, происходивших во времена царствования Ирода. Там, среди описаний других безумств и зверств Ирода, ничего не сказано о резне детей в Вифлееме. Многие ученые полагают, что в действительности ничего подобного не происходило, а данный эпизод является просто примером творчества в жизнеописании святого. Некоторые специалисты считают, что избиение младенцев было придумано как исполнение более древнего пророчества, к которому отсылает Левий Матфей. Другие полагают, что в основу этого предания были положены исторические события, а именно приказ Ирода убить своих детей. Об этом поступке царя Иудеи писал Иосиф Флавий, упоминая, что его сыновья Александр и Аристобул были повешены в Самарии. А библеист Раймонд Браун утверждает, что основой для сюжета избиения младенцев стал рассказ о детстве Моисея и приказе египетского фараона убить первенцев евреев.

«Иудейские древности» Иосифа Флавия

Кроме того, немало споров и вокруг числа жертв избиения. В первую очередь, даже в христианской традиции эта цифра разнится. Специалисты говорят, что в те времена Вифлеем был небольшим городом и его население едва превышало 1000 человек. При рождаемости 30 детей в год, младенцев мужского пола до двух лет вряд ли нашлось бы более 20. Однако иные исследователи ссылаются на то, что в Евангелии упомянута перепись населения, из-за чего в Вифлеем стекалось большое количество народа. Город был настолько переполнен, что Мария и Иосиф смогли найти себе место только в хлеву. Но даже в этом случае цифра в 14 тысяч младенцев мужского пола кажется чрезмерно завышенной.

«Избиение младенцев». Гвидо Рени. 1611—1612. Национальная пинакотека Болоньи

Как бы то ни было, это христианское предание оказало значительное влияние на культуру и нашло отражение в искусстве, особенно в живописи. Убитые младенцы почитаются христианами как мученики: в православии их вспоминают 29 декабря, а католицизме 28 декабря.

analizator_sam

Оригинал: Избиение младенцев и наказание Ирода 11 января Русская Православная Церковь отмечает память 14 тысяч младенцев от Ирода в Вифлиеме убиенных… Поклонение волхвов имело зловещее последствие, последовавшее после их ухода и выразившееся в избиении Вифлеемских младенцев. Сам факт прихода волхвов на поклонение к новорожденному Царю Иудейскому в глазах Ирода поднял авторитет родившегося Мессии Христа и вызвал к Нему неприязнь. С этих пор Ирод в родившемся Младенце стал видеть законного престолонаследника, родившегося в царском роде царя Давида, Который представляет опасность для престола Ирода. Поэтому Ирод, после того как волхвы не явились к нему после поклонения Богомладенцу, отдает свой зверский приказ об избиении Вифлеемских младенцев. На вопрос о том, почему он приказал казнить всех младенцев «от двух лет и ниже», можно ответить так. Ирод знал от волхвов, что новорожденный Царь Иудейский был Младенец. Согласно древнееврейскому обычаю младенцем считается ребенок до двухлетнего возраста, и до двух лет его на востоке ещё кормят грудью.
Ирод был не единственным тираном древнего мира, совершившим такое жестокое преступление. Так, например жизнеописатель Светоний в описании биографии римского императора Августа, рассказанной вольноотпущенником Юлием Маратом, описывает такой случай. Незадолго до рождения императора Августа по Риму распространилось предсказание о том, что скоро родится человек, который низложит Римскую республику и станет диктатором. Тогда Римский сенат под предлогом того, чтобы спасти республику, издал приказ о том, чтобы все мальчики, рожденные в течении года, должны быть забраны правительством. Жены сенаторов, которые были беременны, прятали родившихся детей, потому что каждая из них, надеясь, что это предсказание о воцарении относится именно к её ребенку.
Евсевий, взяв предсказание еврея Егезиппа, рассказывает о том, что римский император Доминициан, встревоженный возрастающей известностью имени Иисуса Христа, решил истребить всех потомков дома Давидова. К тому времени два потомка этого рода остались в живых и были известны под именем Деспосиков. Их выдал императору некий назорейский еретик Иокат. Но когда император Доминициан увидел, что это простые люди и руки их покрыты мозолями от тяжелого труда и что они не могут претендовать на его престол, он их отпустил невредимыми.
Как видим, вышеприведенные примеры указывают на то, что языческие правители пытаясь защитить свое пребывание у власти, не брезговали массовыми расправами. Ирод, получивший воспитание в Риме, вобрал худшее из языческой культуры, жестокость и кровожадность. И проявил эти черты характера в своем решении об избиении младенцев. Многие комментаторы, ставя под сомнение факт избиения младенцев, ссылаются на то, что у известного писателя Иосифа Флавия об этом событии ничего не говорится. То обстоятельство, что Иосиф Флавий не упомянул об избиении младенцев, ещё не говорит о том, что такого факта не было. Не упомянуть он мог потому, что не счел нужным это сделать по какой-либо причине, нам не известной. Сохранились сведения, что акция избиения младенцев проводилась секретно, в условиях строжайшей тайны, что также способствовало скудному распространению слухов об этом событии. Однако сам факт избиения младенцев не противоречит жестокому характеру Ирода и его преступной жизни. Достоверно известно, что Ирод избивал первосвященников и знатных людей, устраивал казни членов синедриона. Так для собственного увеселения Ирод заставил на своих глазах утопить первосвященника, своего шурина, молодого и благородного Аристофула. Заставил задушить свою жену, асмонейскую княжну, Мариамну. Его сыновья Александр, Аристофул, дядя Иосиф, дядя жены его Антигон, теща Александра, родственник Тобан, друзья Досифей и Гадий, павшие от его гнева, являются немногими примерами его жестокости. Брат его Ферора и сын его Архелай чудом избежали казни. Иудейские послы в своем сообщении об Ироде императору Августу говорили: «Оставшиеся в живых при нем были несчастнее даже замученных». «Безжалостным чудовищем» назвал Ирода Иосиф Флавий.
Под конец жизни Ирод мучился не только от многочисленных болезней, но и от того, что его преследовали призраки задушенной жены и умертвленного сына. За пять дней до своей смерти Ирод казнил своего любимого сына, Антипатра, обвинив его в дворцовом заговоре. Сам Ирод мучился от нестерпимых болей. Он был сжигаемый неутолимой жаждой, голодом. Его палил медленный жар. А тело внутри и снаружи покрывали болезненные язвы. Его внутренности разлагались изнутри и испускали зловоние такое сильное, что рядом с ним невозможно было стоять. Его заживо пожирали могильные черви, которые выползали из его утробы и от которых он не мог избавиться. Жизнь его превратилась в сплошные страдания. Даже перед смертью он продолжал отдавать преступные кровожадные приказания. Зная, что он ненавидим и презираем народом, он приказал, чтобы знатные люди государства и начальники колен израильских прибыли в Иерихон. Собрав их всех в ипподроме, Ирод тайно приказал своей сестре Саломии казнить их в момент своей смерти, для того чтобы народ плача по достойным людям, как бы оплакал и его смерть. Однако этот последний зверский приказ Ирода не был выполнен. И день смерти Ирода стал всенародным праздником. Символично, что Ирод был погребен в склепе Иродии, находящемся недалеко от того места, где родился Иисус Христос. Завещание его оспаривалось, а царство его распалось. Сыновья его умерли в бесславии и ссылке. И несмотря на то, что он от своих десяти жен и многих наложниц имел девять сыновей и пять дочерей, в течение одного столетия его род, над которым тяготело проклятие Божее, погиб от болезней и насилия. И не осталось ни одного его потомка для того, чтобы носить его проклятое имя.
Из выше изложенных фактов видно, что Ирод более придерживался языческих традиций. Это подтверждается и перестройкой Иродом Иерусалимского храма с добавлением в него элементов языческого храма Юпитера. Из всего этого можно сделать вывод о том, что в решении Ирода об избиении младенцев сказалась не только врожденная жестокость, но и римское воспитание и варварские языческие традиции.

Зачем было убито много детей при выселении евреев из Египта?

Мир Вам, дорогие посетители православного островка «Семья и Вера»!

Десятая казнь для египтян была самой бедственной. Ангел Господень поразил всех первенцев египетских как среди людей, так и среди скота. Отсюда возникает следующий вопрос:

Неужели Бог не мог как-то иначе решить вопрос о выселении евреев из Египта? Зачем детей-то убивать? Бог и фараон выясняют отношения, но при чем тут другие — люди, вроде бы непричастные к этим «разборкам»?

Отвечает протоиерей Александр Лебедев:

«Прежде, чем ответить на этот вопрос, нужно пояснить, о чем идет речь. Когда Господь Бог «вспомнил» о бедствиях Своего народа, находящегося в египетском рабстве, Он избрал из этого народа пророка Моисея и поручил ему вместе с братом – Аароном — возглавить некую освободительную миссию.

Моисей передал фараону повеление Божие об освобождении еврейского народа, но фараон не хотел ему подчиниться. Тогда Моисей сначала угрожал фараону карами за непослушание, а затем, по прямому повелению Божию, эти кары осуществил. Точнее будет сказать, что Моисей лишь предупреждал фараона о карах и пытался уговорить его, а бедствия на фараона и всю землю египетскую (так называемые десять египетских казней) посылались Богом.

Последняя казнь, сломившая, наконец, сопротивление фараона, — это умерщвление первенцев египетских. После соответствующего предупреждения «…в полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота. И встал фараон ночью сам и все рабы его и весь Египет; и сделался великий вопль (по всей земле) Египетской, ибо не было дома, где не было бы мертвеца. И призвал (фараон) Моисея и Аарона ночью и сказал (им): встаньте, выйдите из среды народа моего, как вы, так и сыны Израилевы» (Исх.12, 29-31). Без преувеличения — душераздирающее повествование. Так неужели Бог не мог как-то иначе поступить?

Ответ очевиден, хотя его сложно понять и принять, — да, не мог. Бог избрал наименее болезненный вариант решения задачи из всех возможных. Но все же: почему такой кровавый? Попытаюсь хоть в какой-то степени пояснить.

Бог обращается через Моисея к фараону с повелением отпустить Его народ. Если мы к кому-либо обращаемся, то, чтобы нас поняли, нужно говорить на языке, понятном собеседнику, использовать знакомые ему категории мышления. Вот и Бог, говоря с фараоном, приспосабливается к его мировоззрению. Каково же было мировоззрение фараона? Очень своеобразное и категоричное: я — бог! Я все могу!

Да, в Древнем Египте обожествляли фараонов, которые, я подозреваю, сами охотно разделяли мнение своих подданных о своем божественном происхождении. Чтобы фараон, этот божок, поступил по воле Божией, его было необходимо убедить, что он имеет дело с более могущественным богом, чем он сам.

В те времена сознание людей было политеистично, в их представлении боги могли обладать разной степенью могущества. Степени эти выяснялись, как правило, в личной схватке. Вот и Бог Авраама, Исаака и Иакова вынужден был меряться силами с богом-фараоном. Конечно, для наибольшей убедительности, победа должна быть одержана на территории противника и тем оружием, которое противник выбирает. Наверное, поэтому и вынужден был Бог убеждать фараона теми способами, которые для него были более доходчивы.

Бог и фараон выясняют отношения, но при чем тут другие — люди, вроде бы непричастные к этим «разборкам»?

Как я уже говорил, отношение народа к фараону было религиозно: люди ощущали себя не отдельными индивидуумами, а частичками народа, всецело принадлежащего богу-фараону, который имел все права на их имущество и жизни. Эти люди вверяли свои жизни фараону — подобно тому, как мы это делаем по отношению к Богу: «Да будет воля Твоя».

Ну и кто виноват, что они поставили не на того? Их доверие было обмануто, подобно тому, как, например, могут обмануться незадачливые туристы, поверившие ложной карте местности и забредшие в болото. Кто в этом виноват? Можно говорить, что виноваты сами: куда смотрели, о чем думали? Пожалуй, можно назвать произошедшее роковой ошибкой, но сваливать всю вину на Бога, на мой взгляд, все же нельзя».

К ответу отца Александра хотим добавить, следующий веский аргумент, который, быть может, и породил десятую египетскую казнь.

За несколько десятков лет до наступления десятой казни по приказу фараона стали убивать всех новорожденных еврейских мальчиков. (Младенец-Моисей лишь чудом избежал умерщвления). Делалось это для того, чтобы численность еврейского народа не увеличивалась. Таким образом было убито великое множество безвинных младенцев, кровь которых легла на весь египетский народ. Посему десятая казнь была неким возвращением той жестокости, которую посеяли сами египтяне во главе со своим правителем — фараоном.

Пасха и исход евреев из Египта. Миша Романов

Существует ли Божественное предопределение?

<< На главную страницу Вопросы священнику >>