Украшение икон цветами

Храмовая флористика

Цветочное оформление православных праздников

Остановимся подробно на некоторых отдельных элементах цветочного оформления, наиболее характерных для украшения православных праздников. На Рождество Христово храм убирается еловыми ветвями. Традиционные елочки можно заменить конусообразными композициями из цветов. Они выглядят очень красиво и торжественно, подчеркивая величие и значимость этого светлого и радостного праздника. В качестве основы для таких композиций применяют специальную конструкцию, состоящую из колец оазиса на металлическом стержне. В пропитанный водой оазис помещаются цветы таким образом, чтобы полностью скрыть конструкцию. В рождественском оформлении наиболее часто используется белый цвет — самый светлый, чистый, парадный и торжественный. Белые лилии, хризантемы и гипсофила с добавлением зелени — прекрасное сочетание для Рождества. В разных пропорциях они могут присутствовать в обрамлении царских врат, иконы праздника и других местах, выбранных для украшения праздника. Белый цвет — символ чистоты, поэтому он обычно выбирается в качестве основного тона оформления православного храма и на Крещение. Крещение Господне — один из великих и самых древних христианских праздников. Все убранство храма в этот день должно напоминать прихожанам об очищении, обновлении, возрождении. Гирлянды из белых лилий, роз, хризантем, гипсофилы и других растений размещают над царскими вратами, ими обрамляют икону праздника на аналое.

На Вербное воскресение церкви украшаются веточками пушистой вербы, заменяющими в средней полосе ветви финиковой пальмы. Из храма христиане несут освященную вербу домой и украшают ею иконы. Вербу можно поставить в воду и, когда веточки дадут корешки, высадить в почву. После Крестопоклонной недели в знак приближающихся Страстей Христовых в растительных композициях доминируют цветы красных оттенков — розы, гвоздики. В Страстную пятницу плащаницу Спасителя по традиции обычно убирают белоснежными цветами. Белые же цветы украшают храм и особенно икону праздника на Преображение Господне. Цветы светлых тонов сочетаются и с Богородичными иконами. На Богородичные праздники используются также растения, имеющие соцветия голубых и синих оттенков, на Благовещенье — белые лилии как символ этого праздника, их ставят и к праздничной иконе Архангела Гавриила, принесшего Благую Весть. Белые лилии как символ чистоты и непорочности украшают и плащаницу на Успение Богородицы. Вместе с гирляндой, украшающей икону праздника, можно выполнить напольную композицию из тех же цветов и установить ее таким образом, чтобы не затруднять подход к иконе.

Для пасхального оформления характерны яркие красно-оранжевые тона, отражающие ликование, наполняющее сердца православных христиан в этот день.
Светлое Воскресение Христово — важнейший из праздников православной церкви. Для пасхального оформления характерны яркие красно-оранжевые тона, отражающие ликование, наполняющее сердца православных христиан в этот день. Одним из основных элементов пасхальной символики служит яйцо. Композиции в виде яйца на Пасху могут располагаться симметрично по обеим сторонам царских врат, возле иконы праздника или у входа в алтарь. Яйцеобразную форму можно вырезать из куска оазиса и задекорировать цветами (о том, как это сделать, подробно рассказано чуть ниже) или сделать из папье-маше, а затем обклеить лепестками цветов. Последний вариант требует особого терпения и аккуратности. Крупные лепестки, роз, например, подбираются по размеру и затем наклеиваются на заранее подготовленную основу при помощи флористического клея (его тоже можно приобрести в специализированном магазине). Лепестки накладываются друг на друга в шахматном порядке, в результате получается красивая фактура, по структуре похожая на рыбью чешую. Кроме того, часто на Пасху приветствие «Христос Воскресе!» при входе в храм выкладывается из цветов, помещенных в оазис.

Троица — один из главных праздников православного христианского календаря. Флористическое оформление этого праздника может быть пышным и многоцветным. На Троицу все иконы в храме обрамляются зеленью, разнообразными цветами, в том числе и полевыми, иногда даже пол устилается скошенной луговой травой. Гирлянды, украшающие икону праздника на аналое, царские врата и алтарь, выполняются на оазисе и составляются из самых разных цветов и зелени. Традиционным элементом оформления этого праздника считаются ветки березы, которые еще в давние времена в этот день приносили в храм прихожане. Они не только радуют глаз нежной зеленью, но и распространяют в храме аромат свежести.

В честь особо значимых православных праздников или событий декорируют паникадило. В качестве элементов украшения могут использоваться гирлянды и цветочный шар, подвешенный по центру светильника. Для создания шара используется кусок оазиса соответствующей формы (его не обязательно вырезать самостоятельно, шарообразный оазис имеется в продаже). Наполненный влагой оазис с цветами достаточно тяжел, поэтому необходимо обеспечить надежное крепление. Оазис оборачивают тонкой полиэтиленовой пленкой и помещают в специальную флористическую сетку, которую впоследствии проволокой или бечевкой прикрепляют к центральному элементу паникадила. Цветы и зелень подрезаются на одинаковую длину (коротко, в некоторых случаях почти под самые головки), и ставятся в оазис очень плотно, чтобы получилась сплошная равномерная фактура. Чем короче стебли растений, тем проще получить ровную красивую поверхность. Подобным же образом можно создать цветочное пасхальное яйцо.

На храмовый, или престольный, праздник пространство храма должно оформляться особенно нарядно и торжественно.
Например, одним из основных украшений Троицкого собора Данилова монастыря к престольному празднику стало покрывало на подставку для ковчега с мощами. Покрывало было выполнено из веточек аспарагуса, пришитых на плотную ткань. Обрамление и рисунок на покрывале — из лепестков гвоздики и цветов хризантемы. Пришивание зелени и цветов на ткань — кропотливая, но не очень сложная работа, таким образом можно выполнить, например, праздничное покрывало под икону для аналоя.

В последнее время для праздничного украшения соборов и храмов столицы и крупных городов все чаще приглашаются специалисты — профессиональные флористы. Выполненное на высоком профессиональном уровне, флористическое оформление гармонирует со всеми элементами декора храма и подчеркивает торжественность события.

Для чего мы украшаем иконы?

Церковная жизнь разнообразна. Есть невидимая составляющая этой жизни. Она протекает внутри сердца человека, ее называют духовной. Насколько она духовна, можно увидеть по поступкам, которые являются видимым ее проявлением. Иногда человеку хочется ощутимо выразить восторг духовного состояния. А как это сделать, особенно в дни больших религиозных праздников? Богослужебные тексты распеваются праздничными распевами. В дни особых торжеств — Пасхи, двунадесятых, престольных праздников — во многих храмах украшают иконы. Вот о последнем и поговорим.

Знак благоговения

Само понятие «украсить» означает придать чему-либо красивый вид, сделать более нарядным. И людям свойственно украшать, то есть делать более привлекательным вид, например, помещений или предметов. Украсить зал к празднику гирляндами, нарядить новогоднюю елку… Но вот в отношении икон это следовало бы совершать с осторожностью. Во-первых, если сам образ исполнен вдохновенного мастерства иконописца, не будет ли с нашей стороны самонадеянностью добавлять украшение, приукрашивать и без того прекрасную икону? Во-вторых, зная о существующих традициях, нужно понимать, что в них усматривается, скорее, благоговение, нежели попытка украшения. Это можно сказать в отношении обрамления икон рушниками.

Сами по себе красивые, вышитые с любовью полотенца уже были произведением искусства и, покрывая иконы такими вышитыми тканями, верующие создавали для икон своеобразные киоты. Киот (от греч. kibotos — ящик) в православной традиции — застекленный ящик или шкафчик для икон (божница). Известно, что в знак благодарения многие люди специально заказывали для икон золотые, серебряные и украшенные самоцветами киоты. Здесь также присутствует мотив благодарности и почтения через образ к Первообразу.

В чем неправда

Об одной форме украшения икон следует сказать особо: при внешней безобидности она таит в себе неправду. А по отношению к предметам церковного, религиозного назначения неправды не должно быть.

И в православных храмах, и в домах верующих приходилось видеть иконы, украшенные искусственными цветами. Сегодня искусственные цветы, изготовленные при использовании новых технологий и современных материалов, почти невозможно отличить от настоящих. Порой даже воскликнешь в изумлении: «Надо же! Как живые!»

Вот тут-то и скрывается неправда. Неживое выдается за живое. Искусственные «цветы» заставляют нас думать, что они именно цветы. И такие удобные цветы, что достаточно их один раз приобрести, и на весь гарантийный срок мы обес­печены иллюзией красоты. И доходит, как это часто бывает, до абсурда, когда за обилием такого рода украшений не видно самого образа. Нет, не то чтобы его совсем не было видно, а его не видишь в силу того, что глаз невольно отвлекается на так называемые цветы и сама икона как бы теряется в них.

Икона — это неотъемлемая часть православного литургического служения. Ее размещение сообразуется с издавна принятыми в Православной Церкви правилами. В первом томе «Настольной книги священнослужителя» особо указывается на этот момент и говорится, что следует избегать украшений икон искусственными цветами, оскорбляющими честь святыни. «Они предосудительны в церковном обиходе — не потому, что они малоценны, но потому, что заключают в себе ложь», — говорил Святейший Патриарх Алексий I (Симанский).

«Живые цветы можно ставить или класть у икон, но в умеренном количестве», — добавляет «Настольная книга священнослужителя».

Случай на приходе

Вспоминается давняя уже история с мес­та, где мне довелось нести послушание. Назначение мое в это село случилось после Пасхи. Когда я впервые вошел в храм, то был неприятно удивлен изобилием «цветочных» гирлянд почти на всех иконах храма. На мое замечание никто не обратил внимания, более того, люди с восторгом рассказывали, как много усилий и денежных средств было потрачено на то, чтобы украсить храм к Светлому Христову Воскресению. Приняв это к сведению, я не стал сходу «наводить порядок». Пусть, думаю, попривыкнут к новому батюшке, а там видно будет.

Но не так все было просто. Несколько раз прибегал я к уговорам и объяснениям, тыкая пальцем в книгу перед лицом самых несговорчивых. Даже к правящему архиерею, владыке Николаю (Кутепову) поехал за советом — что делать? Не слушают: «Нашелся умник. Десять батюшек до тебя служили — всем нравилось…»

Ответ архиерея был жестким: «А для чего тебя туда поставили? Я, что ли, настоятель или ты? Если я, то я и разберусь, а если ты — ты и разбирайся. Молись и проси Господа о помощи». Приехал я домой, открыл «Настольную книгу священнослужителя» и стал читать. И тут как пронзило: «Сердце пастыря, когда он молится, …должно быть отдано молитве горячо и искренне доброжелательствовать тем, о ком возносится молитва. И чем большему числу людей испрашивает он благ у Господа, и чем выше эти блага, тем сильнее противодействует ему враг спасения. Бороться с искушениями пастырь должен терпеливым пребыванием в молитве, побеждая силою Божией бесплотного врага».

«Видно стало» все 1 августа, в день памяти преподобного Серафима Саровского. В момент, когда священнослужитель причащается в алтаре, стало слышно, как в храме начался переполох. Пришлось приложить усилие, чтобы спокойно совершить и закончить причащение и только потом выйти из алтаря для выяснения причины шума. А случилось вот что.

Лето, свечи от высокой температуры мягкие. По недогляду одной из стоящих за подсвечниками бабушки свеча у иконы святителя Николая Мирликийского согнулась. Пламя коснулось гирлянды из искусственных цветов, и все в одно мгновение вспыхнуло. Как гасили, я не видел, но слышал — быстро, без криков — только «охи». Скинули, затоптали, залили водой. Выйдя из алтаря, я не успел открыть рот, как бабушки в один голос: «Все, батюшка, убираем!»

К вечеру, когда все «украшения» были удалены, мы стояли у Казанской иконы Божией Матери. Закатное солнце через открытую входную дверь своими лучами проникало в полумрак храма и высвечивало престольный образ. «Икона-то как играет, словно радуется», — вздохнула одна из женщин. «А то!» — поддержала другая. А я подумал, вернее, вспомнил, что где-то читал: мертвое Живому не приносится.

Протоиерей Сергий Муратов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.

Флорист Галина Кондратьева: «Цветы привели меня к Богу»

В современном храме флорист – не совсем профессия, а скорее, пример служения, помноженного на талант. Эти люди досконально знают названия и характеристики цветов, умеют подобрать цветовую гамму. Галина Кондратьева – флорист со стажем. Она обладает вкусом, любит цветы и, действуя с благословения настоятеля, благоукрашает церковь к праздникам.

Миссионеры с лепестками

Одиннадцать лет назад Галина Кондратьева была удостоена национальной премии в области флористики «Цветок успеха» за проекты по праздничному оформлению православных храмов. Ее приглашают украшать монастыри и церкви Москвы, Подмосковья, а также других городов, где флорист не только руководит «цветочными работами», но и постоянно проводит семинары и мастер-классы. «Цветы привели меня к Богу», – признается Галина Кондратьева.

Новый поворот в профессии произошел четырнадцать лет назад. Журналу «Цветы», где Галина работает и сегодня, потребовалось отснять флористическое убранство храмов. Выполняя редакционное задание, она оказалась в Даниловом монастыре, где познакомилась с ризничным иеромонахом Зосимой (Давыдовым), впоследствии епископом Якутским и Ленским; † 2010). Вскоре он благословил ее украсить на Крещение Троицкий собор монастыря. Отец Зосима сам учился в Московском художественном училище и справедливо полагал, что храм соединяет в себе многие искусства, поэтому цветы в нем воспринимаются совершенно естественно. «Цветы – это миссионеры, – говорил он. – Они напоминают о Боге».

В русской литературе мы встречаем немало рассказов, как на Руси люди сами несли в церковь на праздник живые цветы и зелень. Например, у Ивана Шмелева в «Лете Господнем» читаем: «Мы идем все с цветами. У меня ландышки и в середке большой пион. Ограда у Казанской зеленая, в березках. Ступеньки завалены травой так густо, что путаются ноги».

Оазис творчества

Святой праведный Иоанн Кронштадтский называл цветы остатками Рая на земле. Со времен «всероссийского пастыря» отношение в народе к этим красочным растениям, конечно, не поменялось. А вот арсенал подручных средств обновляется стремительно. Если в конце 1990-х в книгах советовали приспосабливать под емкость для воды бутылочки из-под клея или декорировать вазу бумагой, теперь у флористов в руках современные разработки. Например, оазис – синтетический пеноматериал, который поглощает и удерживает влагу, выпускается в разных размерах и формах. Он помогает цветам ­сохранять свою свежесть. Основные же рабочие инстру­менты флориста видоизменяются мало: это секатор и нож.
Чаще всего цветы в православных храмах ставят справа и слева от Царских врат. Кроме того, ими украшаются праздничные и особо почитаемые храмовые иконы, выносной крест, плащаница, подсвечники, орлец, хорос, паникадило.

При украшении конкретного храма обычно исходят из бюджета, времени и пожеланий настоятеля. «Если средств немного, лучше украсить к празднику аналойную икону, – советует Галина Кондратьева, – цветы вокруг нее – это все мы, молитвенники. И как мы выражаем свои чувства, так и цветы своим расположением выражают отношение к иконе. В цветочной композиции не может быть «равнодушных», в ней должна быть жизнь».

Главное правило: цвет облачений

Церковные каноны об украшении православных храмов цветами умалчивают, поэтому здесь уместен полет творческой фантазии.

«Жестких ограничений нет, но флористы ничего не делают в храме без благословения настоятеля», – уточняет собеседница.

Прежде всего, флористы ориентируются на цвет облачения священнослужителей. Иногда, правда, из этого основного правила приходится делать исключения. «Однажды мы украшали храм к празднику преподобного Серафима Саровского. Священнические облачения зеленые. Но храм был небольшой, светлый, и ничего кроме желтого цвета туда ставить не хотелось. Так и сделали, и получилось хорошо».

Кроме того, у каждого праздника есть свой образ. Для богородичных дней это, например, лилия. Цветы стараются обычно покупать у крупных поставщиков. Правда, не все из них работают с частными лицами. В Москве наиболее доступный по ценам и приемлемый по качеству – Рижский рынок.

Зоя Барышева

Справка: Где научиться церковной флористике
Украшающие храмы цветами специалисты активно общаются на интернет-форумах (например, на florist.ru в разделе «Церковная флористика»). А вот собственно курсов по церковной флористике не так уж и много. При Никольском храме в Измайловском Кремле шестой год работает Школа церковной флористики. Это молодежная площадка для желающих научиться украшать храм. Набирают туда ежегодно в июле, а учеба длится с сентября по май.

Опубликовано: №1 (614) январь, 2017 г.

Церковная флористика

Для начала давайте разберёмся с понятиями во флористике, кто такой флорист, что такое флористика и какие бывают виды флористики?

Флорист – это человек, который собирает букеты и композиции своими руками, оформляет помещение.
Флорист может собирать букеты из искусственных цветов, делать букеты из чая и кофе, букеты из носков, букеты из игрушек и конфет. Фантазии флориста из чего сделать букет или композицию нет предела.

Флористика – это создание букетов, панно, композиций из разнообразных материалов, цветов (искусственных, живых или сухоцветов).

Флористика имеет разные направления, например новогодняя флористика, когда украшают всё вокруг в тему нового года. Во всех офисах, магазинах, торговых центрах, салонах ставят ёлку – это обязательный атрибут нового года.

Новогодняя флористика

В основном для новогоднего оформления используются шишки, орехи, еловые ветки, новогодние ёлочные игрушки, фигурки снеговика, дед мороза, снегурочки, снежинки. В основном в этот период делают ёлки, венки и композиции со свечами. В декоре преобладает красный и золотистый цвет.

Новогодний венок

Многие в новогодние дни покупают себе цветок в горшке под названием пуансеттия или рождественская звезда – это королева новогодних праздников.

Пуансеттия – королева новогодних праздников

Свадебная флористика – это когда делается всё в утончённых, романтических цветах, в основном белый и нежно розовый цвет.

Собирается букет невесты или венок на голову, украшается арка возле которой молодожёны обмениваются кольцами и клятвами, оформляется цветами машина, делаются композиции на столы для гостей или молодых. Для жениха делается бутоньерка, которая крепится рядом с карманом.

Традиционная свадебная флористика

Бизнес – флористика – составление композиций для официальных мероприятий, например в переговорную комнату, а также для презентации.

Бизнес флористика

Детская флористика. Сейчас многие родители не празднуют день рождение дома в семейном кругу, они хотят что-то особенное для своих детей. Поэтому заказывают столики в кафе, ресторанах, оформляют красиво и ярко стол для детей. Разноцветные стаканчики, трубочки, сладости, мягкие игрушки, колпачки на голову, маски, воздушные шарики. Флористы готовы предоставить огромный выбор, зависит он только от бюджета заказчика.

Флористика для детского дня рождения

Событийная флористика. Юбилей, годовщина, рождение ребёнка, день рождение, корпоратив, фотосессия, праздники 14 февраля, 8 марта, 9 мая – всё это относится к событийной флористике. Делается оформление, букет или композиция под определённое событие в жизни человека.

Событийная флористика

Toy – флористика или плюшевая флористика. Toy – в переводе с английского означает игрушка. Букеты делают из небольших мягких игрушек. В основном пользуются спросом зайки, мишки и киски kitty. Такие букеты очень радуют детей, подростков, как девочек так и мальчиков.

Плюшевая флористика

Раньше букеты из цветов кидали на лёд фигуристам, теперь кидают букеты из игрушек, т.к они не деформируются. Ещё такие букеты дарят звёздам, актерам театра, танцорам, будущим мамам и женщинам у кого родился малыш.

Букет из плюшевых игрушек

Игрушки не приклеиваются к каркасу, а крепятся на проволоку, а значит такие игрушки можно снять, потом играть в них, шить на них одежду или вязать, повесить над люлькой, на коляску или украсить ими витрину.

Sock – флористика. Недавно появилось такое понятие – букеты из носков. Что это? Как это? Для такого вида флористики нужны носки, каркас, фетр и проволока. Носки скручивается определённым образом вместе с проволокой – выглядит это как текстильные цветы. Можно сделать букет из носков для мужчины, а можно сделать букет из носков для женщины или ребёнка.

Оригинальный букет из носков

Такой подарок популярен на 23 февраля и 8 марта. Букеты из носков любят практичные люди.

Food – флористика.

Наибольшую популярность сейчас набирают букеты из еды. Например из фруктов. Крепятся фрукты на шпажки для шашлыка. Букет можно подарить человеку и тут же вынуть все фрукты, помыть и положить на стол. Часто комбинируют и добавляют цветы. Для женщин распространён букет из клубники и роз.

Фруктовый букет

Также делают букеты из овощей или с добавлением макарони – это французский десерт (пироженое).

Букет из овощей

Свитфлоритика. В переводе с английского слово sweet – означает сладкий. Флористы делают букеты, композиции, цифры, топиарии, корабли из конфет. Оформляют шоколад или коробку конфет. Стоят такие композиции долго, а ещё их можно кушать.

Свитфлоритика

Многие флористы добавляют в букеты маленькие рамочки для фото, бусы, мягкие игрушки и таким образом подарок получается полезным – это достойная альтернатива цветам.

Траурная флористика.
Рано или поздно человек покидает этот мир. И провожают его в последний путь тоже с цветами. Есть отдельная ветвь флористики под названием траурная. В данном виде флористики не используются цвета радужных оттенков, используются цветы с темными цветами, а также белый и красный. Букеты собираются не пышными, а плоские с одной стороны, делается так, чтобы его было удобно класть на плоскую поверхность.
Если покупаются цветы, например розы, то только чётное количество и часто перевязываются чёрной лентой. Часто делаются венки или крест из цветов.

Церковная флористика.
В России не так развита церковная флористика как в других странах. Тем не менее в году бывает много церковных праздников, которые отмечают много людей. В этот день они ходят в церковь.
Цветами украшаются колонны, арки, люстра, выкладываются цветы вокруг икон, собирается цветочная гирлянда. В основном украшаются цветами и веточками сосны. Иногда дополнением служат атласные ленты.

Пример церковной флористики

Чтобы приступить к оформлению церкви нужно вначале получить разрешение батюшки и согласовать цветовую гамму, потому что не каждый цвет подходит для оформления в церкви.

Церковная флористика требует много времени. Потому что иконы в церкви достигают огромных размеров, люстры в них тоже огромные.

Какие цветы лучше использовать для оформления?
В церковной флористике используются только живые цветы, хотя из-за того, что цветы любят холод, а в церкви очень жарко цветы не будут радовать долгое время своим оформлением.
Чаще всего используют цветы лилии, хризантемы, розы, гвоздики, астры, гипсофилы и разная зелень. Иногда допустимо украшение яблоками.

Цветочная композиция из хризантем

Чаще всего оформление икон к праздникам. Поэтому делается специальный каркас под размеры, внутрь вставляется флористическая губка и туда внутрь вставляются цветы. Губка влажная, поэтому цветы питают оттуда воду и поэтому стоять будут несколько дней.

Флористическая губка продлит срок цветочной композиции

Какой цвет чаще используется?

Чаще всего используется в оформлении храма белый цвет. Белый цвет цветов означает нежность, уважение, чистоту. Белый цвет будет уместен везде, он сочетаются с любым другим цветом.

Церковный декор в белой цветовой гамме

Где можно научится искусству церковной флористики?

В России не так много курсов, которые обучают искусству составления букетов для храмов, но есть места, где этому искусству обучают. Есть книги на эту тему и видео ролики.

Самое распространённое оформление в праздничные дни – это оформление икон цветами.

С чего начинается цветочное оформление иконы?

Оформление начинается с того, что люди, которые будут украшать церковь цветами едут на цветочную базу или рынок. Выбирают цветы и покупают, например розы, хризантемы и зелень, чаще всего для работы используется папоротник. Оформлением занимаются не только флористы, но и служители церкви без флористического образования.

Затем все цветы помещаются в машину и довозятся до храма. Затем коробки вынимаются, заносятся в помещение и цветы сортируются по видам. Затем нижний срез стебля обновляется и цветы ставятся в разные вазы с холодной водой.

На рабочую поверхность лучше всего покрыть скатерть, чтобы не испачкать стол. Затем раскладываются рабочие инструменты: секатор, ножницы. Для защиты рук можно одеть специальные перчатки. Цветов для оформления используется много, поэтому чем больше рук будет задействовано в творческом процессе, тем быстрее будет идти работа.

Процесс изготовления украшения для иконы

Затем выбирается предмет для оформления, например икона. Измеряется её длина, высота , глубина. Чтобы не забыть параметры лучше записать на бумажке.

Оазис – флористическая губка ставится в ёмкость с водой. Губка пропитывается водой и опускается на дно – теперь её можно доставать. Оборачивается она в пищевую плёнку или ставится на специальную подставку с бортиками, чтобы остатки лишней воды с неё не стекали. Также можно использовать ёмкость (лоток) из под конфет и сладостей.

Для составления композиций используйте флористическую губку

Конструкция собирается под размер иконы, например в виде буквы «П», с каждой стороны делается отступ на 2 см, чтобы икону можно было свободно вставить и вытащить. Затем по боковым частям вставляется зелень. Цветы и зелень срезаются под углом. На верхней части вставляются розы на расстоянии, а затем между ними хризантемы. Заполняем все пустоты цветами.
Затем эта конструкция ставится вокруг иконы.

Готовая композиция вокруг иконы

На следующий день и в другие нужно долить немного воды в композицию, лучше делать это с помощью лейки с тонким носиком.

Флористика имеет много направлений, она разнообразная и с каждым годом появляется что-то новое.
В социальных сетях можно следить за новинками в мире флористики, читать форумы, смотреть фотографии в на просторах интернета.

Можно смотреть фотографии по церковной флористике других мастеров, делится своими работами, спрашивать совета.

Михаил Бонд