Уроки жизни беседы с детьми

Это имя на слуху у многих, отец Артемий Владимиров уже на протяжении нескольких десятилетий активно выступает по телевидению, радио. В церковных лавках имеются диски с записями его проповедей и бесед, книги, которые он написал. В чем же причина такой популярности, чем он отличается от остальных священнослужителей?

Кто такой Артемий Владимиров

Кто хоть раз видел доброе улыбчивое лицо батюшки, его умные, полные сочувствия, глаза, согласится с тем, что таких священнослужителей довольно редко можно сейчас встретить. Он с первого взгляда располагает к себе харизмой, доброжелательностью, обаянием.

Словно пришедший в наш нелегкий суматошный век из девятнадцатого столетия, когда в моде было благочестие, неспешность, степенность, этот священник имеет уважение к каждому человеку. Он не торопясь, участливо выслушивает любого, обратившегося к нему, давая ему совет с любовью и долей доброго юмора.

Кстати, отменное чувство юмора — отличительная черта отца Артемия, кроме того, у него имеется прекрасная эрудиция, он начитан, хорошо образован. Манеру его разговора можно назвать дворянской, такую вежливость и осмотрительность в наши дни вряд ли встретишь.

Речь батюшки — мягкая и успокаивающая, даже если он говорит о довольно важных вещах. Многие говорили, что после беседы с ним ощущается умиротворение, радость, поднимается настроение. Именно поэтому протоиерей Артемий Владимиров пользуется такой популярностью у народа. Многим было бы интересно побольше узнать о его жизни, образовании.

Рождение и детство

Священник Артемий Владимиров родился в Москве, его биография началась в 1961 г., фамилия его при рождении была Гайдук (фамилию «Владимиров» он взял после вступления в брак). Интересно, что его дед Павел Барто был известным детским поэтом (первым мужем Агнии Барто).

Мальчик рос умным, способным ко многим наукам, особенно к филологии. Его отдали в английскую спецшколу, что находится в Чертольском переулке. В детстве он был не особо верующим. Бабушка его (глубоко верующий человек) безуспешно пыталась привить внуку любовь к Богу и храму. Но все ее попытки привести Артема на церковную службу оказывались напрасными. Мальчик был довольно шустрым, не готовым к серьезным истинам.

Но всему приходит свое время, и после смерти бабушки шестнадцатилетнего юношу вдруг потянуло в храм. Он зашел в храм Илии Пророка и услышал пение «Блаженн». Непонятно почему, пение обыкновенных старушек на клиросе привело его в необычайное умиление, из глаз вдруг хлынули слезы. Позже батюшка вспоминал, что это был первый его молитвенный опыт. Он понял, что Бог рядом и внимательно на него смотрит и слушает.

Видя, как прихожане подходят со скрещенными на груди руками к Чаше, Артем тоже решил подойти. Но священник ласково спросил его, исповедовался ли он. Юноша еще не разбирался в Таинствах, поэтому отошел в слезах. Он тогда не готов был к исповеди.

Получение образования

Вероятно, любовь к литературе передалась Артему по наследству от деда. После окончания средней школы юноша решил поступить на филологический факультет МГУ. Сначала он учился на романо-германском отделении, но потом перешел на русское.

Во время учебы в ВУЗе Артему попалась брошюрка о построении исповеди. Он тщательно изучил ее и скрупулезно подготовился к Таинству Исповеди. С этого момента молодой человек стал постоянным прихожанином храма.

Батюшка сейчас вспоминает, что в этом есть заслуга также его преподавателя, доктора филологических наук, профессора, лингвиста Николая Ильича Толстого. Беседы с ним помогли Артему утвердиться в православной вере.

Работа преподавателем

В 1983 году Артем окончил университет и устроился учителем русского языка и литературы в школу-интернат. Однако там поработать ему пришлось недолго: молодого преподавателя уволили за беседы с учениками на православные темы.

В те тяжелые советские времена подобные выходки не прощались, любая попытка обратить кого-то в веру строго наказывалась. А если начальство узнавало, что подчиненный посещает храм и даже окрестил своего ребенка, избежать увольнения было невозможно.

Тогда Артемий решает поступить в Духовную семинарию. Еще работая учителем, молодой человек каждое воскресенье посещал московский храм Илии Обыденного, где присматривался к труду священнослужителей. Там он познакомился с иереем Димитрием Смирновым, о. Аркадием Шатовым (ныне владыка Пантелеимон). Это были священники, полностью отдавшие себя своему предназначению — служению ближним. Они с раннего утра до вечера находились в храме, принимали исповедь, служили Литургию, беседовали с прихожанами.

Артемию очень захотелось быть таким, как они, отдать свою жизнь служению людям. И он принял решение — стать священнослужителем.

Принятие сана иерея

Это произошло в 1988 году. После принятия сана он служил в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Одновременно батюшка преподавал в Московской Духовной академии. Позже он служил в храме св. Митрофана Воронежского.

В 1991 году о. Артемий был назначен настоятелем прихода Всех Святых, который находится в Красном Селе.

Многие знают, что в этом храме находится список чудотворной иконы Божией Матери «Всецарица», которая помогает при онкологических заболеваниях.

Со всех концов страны приезжали сюда люди, прося заступления у Пречистой и исцеления от тяжкого недуга. Батюшке приходилось в день служить по несколько молебнов, поминая о здравии сотни тяжко больных людей. Также он получал по почте и интернету просьбы помолиться перед Чудотворным Образом о раковых больных.

Церковная служба

О. Артемий после 30-летнего служения стал, в конце концов, тем, кем он стремился стать — настоящим служителем Божиим, молитвенником и пастырем заблудших. Множество людей привел он к вере в Бога, стал хорошим добрым наставником. Несмотря на свою колоссальную занятость, батюшка никому не отказывает в исповеди, духовном совете. Каждого прихожанина он внимательно выслушивает и ласково утешает.

В 1997 г. батюшка возведен в сан протоиерея. В декабре 2011 г. о. Артемий вошел в состав Патриаршего совета по вопросам семьи и защиты материнства.

Он имеет следующие награды:

  • Орден пр.Сергия Радонежского;
  • Орден св. царя Николая;
  • Орден св. благоверного князя Даниила Московского;
  • Орден св. Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского.

Многих интересует, где служит он сейчас. В настоящее время он является настоятелем и духовником Алексеевского женского монастыря.

О. Артемий пользуется популярностью у прихожан, многие стремятся попасть к нему на исповедь. Батюшка исповедовал Народную артистку Валентину Толкунову перед ее смертью, посещал находящегося в реанимации Николая Караченцева.

О.Артемий является духовником известной актрисы и автора-исполнительницы песен-притчей Светланы Копыловой. Они — большие друзья, ча сто путешествуют вместе, дают концерты. Многие ошибочно думают, что она — и есть его матушка. Светлана написала трогательную песню о своем духовнике «Спаси и помилуй, Господи, отца моего духовного».

Личная жизнь

Батюшка в беседах часто говорит о сути христианской семьи, и, в частности, семьи священника.

Матушка, по его мнению, является:

  • ангелом-хранителем мужа-священника;
  • помощницей;
  • боевой подругой.

Она со смирением несет свой нелегкий крест, ведь после того как ее муж принимает сан, он снимает со своей руки обручальное кольцо навсегда. Это значит, что он больше не принадлежит жене целиком. Сама хиротония — в каком-то смысле обручение с Церковью.

Священник почти никогда не бывает дома с семьей. Дети и матушка привыкают к этому, но нужно большое терпение. Жена священника — не только образ целомудрия и смирения, ей предстоит научиться мужественности. Ведь именно на ней лежат все домашние заботы, попечение о семейном очаге. Ведь, что греха таить, батюшке часто некогда даже лампочку в доме поменять и полку прибить. Об образовании и воспитании детей тоже заботится матушка.

Часто бывает, что жены священников не работают на производствах, а занимаются домашним хозяйством и обустройством храма, клиросным пением. Но матушка Елена Борисовна Владимирова (фамилию которой взял о. Артемий) работает в школе директором. Они уже больше тридцати лет живут вместе, что называется — душа в душу. Жаль только, что Господь не дал им пополнения.

Матушка Елена целиком посвятила себя педагогике. Она также помогает мужу в его служении. Например, ее стараниями была организована Приходская школа при Храме Всех Святых, где служит ее батюшка. Она же была ее директором до 2015 года. Матушка также трудится на клиросе псаломщицей. Благодаря ей, в храме звучит прекрасное пение. Она всегда приветлива, добра в обращении с прихожанами, всех деток знает в лицо и по имени. Словом, она — истинная матушка.

О. Артемий мало касается в разговорах своей личной жизни , про жену говорит нечасто. Но однажды он поделился радостью со всеми. Матушка недавно ему сказала: «О. Артемий, ты состоялся как священник». Батюшка сказал, что это был самый большой комплимент в его жизни.

Писательская деятельность

Протоиерей Артемий Владимиров прославился благодаря своему умению выступать, беседовать с публикой. Он сам говорил, что «надо слушать сердце аудитории и подстраиваться под ее дыхание». Батюшка обладает редким красноречием, некоторой артистичностью и обаянием. Благодаря этому он сделался любимцем православных слушателей и зрителей.

Кроме церковных служб батюшка продолжает преподавать в Духовной академии, а также в Елизаветинской гимназии при Марфо-Мариинской обители. О.Артемий очень любит детишек, он — прирожденный педагог, дети чувствуют его любовь и тянутся в нему. Он признавался, что прекрасно понимает нужды и интересы подрастающего поколения. Он — прекрасный рассказчик, дети слушают его с удовольствием.

Книги

Батюшка, несмотря на занятость, находит время заниматься творчеством. Выпущено множество написанных им книг. Это, прежде всего, богословские труды, затем — книги по педагогике, истории Церкви, психологии, семейной жизни. Также батюшка пишет стихи, недавно вышла его поэтическая книга. Он является членом Союза писателей России.

Наиболее популярна его книга, написанная совместно с Владимиром Крупиным, которая называется «Открытое сердце». Она выпущена в 2008 году Саввино-Сторожевским мужским монастырем. Текст написан простым и доступным языком. Книга повествует о жизнеописании святой княгини Елизаветы, которая явилась образом жертвенности и любви к ближним. Интересно, что иллюстрации к ней — детские рисунки с Всероссийского конкурса «Святые заступники Руси».

Другие популярные издания батюшки:

На личном сайте о. Артемия Владимирова можно найти его новые книги, а также узнать о других новостях его служения.

Вот некоторые из его новых изданий:

  1. «Государев венец» — о жизни святых Царственных мучеников, написана к столетию их убиения. К жизнеописанию автор добавил собственные стихи, посвященные каждому из членов святой семьи.
  2. «О высокой любви в стихах и прозе» — душеполезные рассказы и стихотворения о природе, молитве, семье, Божьем даре. Некоторые главы из книги можно найти в интернете в формате PDF.
  3. «Благодать священства» — заметки пастыря о служении, адресованные прежде всего к юношам, желающим принять сан. Книга будет интересна также широкой аудитории.
  4. «Открытый занавес» — размышления священника о «Маленьких трагедиях» Пушкина. Книга удостоена премии Союза писателей.
  5. «Тридцать три и один» — поэтический сборник. Книгу также можно прочитать в интернете.

Батюшка, как опытный педагог, не смог обойти свою любимую тему — воспитание детей. У него есть много книг по педагогике, о духовном воспитании детей, а также для детей.

Книги о детях и для детей:

  • «Учительство»;
  • «Уроки жизни»;
  • «Детская исповедь»;
  • «Скрытой камерой»;
  • «Путешествие в сказки Пушкина»;
  • «Словесный маяк для школьных ораторов» и др.

Мало кому известно, что о. Артемий написал Акафист иконе «Всецарица», той самой, у которой он служил несколько десятилетий.

Проповеди и лекции

Проповеди батюшки пользуются особой популярностью среди верующих. Речь о. Артемия завораживает, хоть он говорит очень простым языком. Подкупает его красноречие, искрометный юмор, эрудиция.

Еще в далеких девяностых «ходили по рукам» кассеты с его лекциями:

  • о рождении и воспитании детей;
  • об отношениях супругов;
  • рассказами о некоторых святых.

Особенно были популярны лекции, записанные в Духовной академии студентами. В них он раскрывал все нюансы священнического служения, поведения батюшек. Затрагивалась также щепетильная тема о правильном подборе матушки.

Многим также нравилась его лекция «О любви». Батюшка интересно рассказывает о том, что же такое «любовь», как она проявляется. Особенно важное место уделяется любви к Богу. О.Артемий сетует на то, что мало сейчас людей помнят о том, что необходимо открывать свое сердце Творцу и ближнему. А ведь это — основа христианской жизни.

Беседы с батюшкой

У батюшки есть еще одно послушание — вести Прямую линию на канале «Спас». Как и другие священники, он отвечает на вопросы телезрителей. Но по сравнению с другими выпусками, его эфиры наиболее интересные. Батюшка с терпением, юмором и любовью отвечает на бесконечные вопросы верующих. Можно почерпнуть очень много полезной информации из таких телепередач с его участием.

Новые интересные беседы с батюшкой, записанные в 2017 г., можно найти в интернете.

Некоторые считают о. Артемия прозорливым. Батюшка необычайно прост в общении, к нему может обратиться абсолютно любой христианин. Каждому он отвечает с любовью, терпением, участием. Никто не уходит от него без утешения.

Видео об отце Артемии

Ниже представлен клип, снятый на песню Светланы Копыловой «Спаси и помилуй Господи», посвященный ее духовнику — протоиерею Артемию Владимирову.

В этом видеоролике можно послушать известную проповедь батюшки «О любви».

Матушка

Ныне о матушках, супругах священников, появились целые книги и даже исследования. И понятно почему. Уж очень многотрудно и ответственно их служение. Догадываюсь, что семинарская братия, познакомившись с оглавлением книги, первым делом раскроет её в середине, чтобы прочитать про… матушку.
И вполне извинительно, ведь матушка – это судьба. Нет батюшки без матушки. Покуда не вступит молодой человек в законный венчанный брак, с ним никто (из церковного начальства) и разговаривать не будет о рукоположении.
Мы уже писали в главе о канонах и современном положении дел, что в идеале и он, и она должны подходить к венчанию «нецелованными», как когда-то говорили в старину добрые люди. Великое, воистину, дело: мужу и жене за всю жизнь никого не знать, кроме друг друга. В буквальном смысле, как Адаму и Еве… Праотцы подают пример всему последующему человеческому роду в супружеской верности и преданности. Что было когда-то, то должно быть и теперь. Спорить не приходится: гармония взаимоотношений, в том числе и плотских, единомыслие, здоровье собственное и потомства во многом зависят от моральной и физической чистоты брачующихся, от их верности евангельским заповедям. Остаётся только сетовать на эпоху, которая учит современных молодых людей всему, кроме… целомудрия. А оно, повторяем, является одной из главных предпосылок плодотворного пастырского служения. Хорошо говорит об этом святитель Григорий Двоеслов: «Подобает быть чистому самому, кто намерен очищать от скверны сердца других».
Но вернёмся к нашей интересной теме, столь обширной, что я вынужден ограничиваться лишь штрих-пунктиром своих наблюдений. В выборе невесты очень много значит степень её воцерковлённости. Вхождение в Церковь – это большая тайна, и мера воцерковлённости человеческой личности познаётся не выслугой лет и не богословским дипломом, и даже не церковными орденами, а исключительно духовными плодами. Если стяжала душа веру и верность, скромность и смирение, деликатность и человеколюбие, услужливость и жертвенность, чистоту мысли и жизни, кротость и мягкосердечие, бодрость и радость сердца – значит, воцерковлена! Если остаётся (при всех внешних достоинствах) заносчивой и горделивой, капризной и своевольной, развязной и развращённой, раздражительной и грубой, склонной к унынию и апатии, безмолитвенной и суетно любопытной, безответственной и лживой – значит, невоцерковлена!
Так что, друзья мои, внешняя миловидность – это «меньшая» половина дела, а может быть, и не половина вовсе!
Опыт показывает, что самый дурной и опасный симптом в избраннице – её скандально-истеричные отношения с родителями и со старшими сродниками. Семинарист просто не знает, с кем он связывается, привязываясь душой к подобной Эллочке-людоедке. Она, если ответит на его притязания согласием, может погубить незадачливого жениха в недалёком будущем и как пастыря, и как человека. Признаемся, далеко не всякий из нас способен проявить такие мудрость, мужество и терпение (и воспитательский талант), как супруг в бессмертной комедии Вильяма Шекспира «Укрощение строптивой», знаменитая экранизация которой очень полезна для просмотра в семинарии.
Оглядываясь на прожитое и вспоминая многое, отмечу, что сейчас немало молодёжи, охотно идущей к свету Божию и остающейся в Церкви. Зачастую юное поколение опережает своих родителей в делах веры и молитвы. Достаточно распространён следующий пример: молодая благочестивая пара становится на путь церковного служения, супруги превращаются в батюшку и матушку. При этом родители матушки совсем далеки от храма и его святынь. Проходят годы, и вдруг оказывается, что «перетягивает» не духовная чета в делах христианского просвещения, а «век минувший». Матушка (под воздействием своей семьи и царствующей в ней атмосферы), с позволения сказать, «расцерковляется», то есть скудеет стремлением к освящению жизни Таинствами Церкви. Можете себе представить, каково положение священника, потерявшего духовную опору в семье, когда супруга, хлебнув (в силу тех или иных обстоятельств) мирского духа, уже не несёт детям импульса благочестия?
Во всяком случае, скажем: драгоценный дар духовного единомыслия, поддерживаемого единым узлом супружеского жития-бытия, должно беречь как зеницу ока, зорко подмечая все отклонения от идеала и вовремя их предупреждая и вовремя выправляя молитвой и деятельной любовью.
Как правило, наши матушки – хлопотуньи и пчёлки, золушки, никогда не остающиеся в праздности. Семейная жизнь и родительское звание учат всему. Христианская русская культура не воспитывает ни белоручек, ни неженок. Хотелось бы в этой главе поразмышлять о том, как священник мог бы содействовать любимой супруге в облегчении жизненного креста. Очень назидательно в этом отношении познакомиться с письмами праведного Алексия Мечёва, московского старца-утешителя, к своей супруге, к сожалению, рано скончавшейся. Какой лаской и нежностью дышат эти письма, писанные рукой духоносного праведника! В них нет ничего от пресловутого «домостроя», как некоторые именуют деспотизм мужа в семье, не имея понятия об этом замечательном памятнике древнерусской письменности!
Не будем забывать, что современные христианки не могут замкнуться исключительно на домашнем хозяйстве и воспитании детей, хотя это, безусловно, является приоритетом для разумной супруги. Матушки – подлинные помощницы своим мужьям. Поэтому должно приветствовать их посильное участие в строении приходской жизни (от клироса до воскресной школы), но при одном условии. Матушке негоже превращаться во «владычицу морскую» и подменять священника в делах управления. Эта диспропорция всегда чревата дурными последствиями и говорит либо о слабоволии мужа, либо о недостатках характера и ограниченности самой матушки. Так как они люди не частные, но находящиеся в гуще народной жизни, то все их семейные нестроения по необходимости будут достоянием церковной общины и малосъедобной пищей для бесконечных досужих разговоров и сплетен.
Хочется сказать ещё вот о чём. Преданная мужу и деятельная матушка старается не оставлять его и в самом течении пастырских трудов. Особенно, если дети уже подросли и у супруги появляется больше времени вникать в дела мужа. Ведь священника на Руси часто приглашают на праздничные мероприятия, освящения, юбилеи, домашние торжества. Как хорошо матушке быть рядом! Не говорю о поездках, по крайней мере, тех, которые не исключают такой возможности – сопровождать своего супруга. Жизнь прожить – не поле перейти. Как ни остойчив пастырь, но в сопровождении матушки он – под тройной защитой: Божией благодати, собственной совести и её любящего, пытливого ока.
Семейные драмы в жизни священников – это не только их личная трагедия. Она рикошетом бьёт по значительному числу людей. И напротив, плотно спаянная дружная семья батюшки и матушки с их хорошо воспитанными, укоренёнными в вере и благочестии детьми, – это подлинно цитадель спасения, форпост в сражении с мировыми силами тьмы. Нет для прихожан большего утешения, чем такая священническая семья. Никогда она не будет оставлена помощью и материальной, и моральной в награду за ежедневный неброский подвиг служения Богу и людям доброго пастыря и его верной и вечной спутницы – матушки.
(Глава из книги «Благодать Священства»).

Три вопроса — три ответа. Диалог с детьми

Протоиерей Артемий Владимиров, фото Юлии Маковейчук

«Устами ребенка глаголет истина»… Эту народную мудрость часто подтверждает реальная жизнь. А еще иногда устами ребенка задаются истинно важные вопросы — вопросы о Боге, вере, святых, о добре и зле. Мы, взрослые, часто думаем, что знаем ответы. Но когда к нам приходит ребенок с вопросом, например, о вечности Бога — теряемся и не можем дать ясный ответ.
«Фома» решил собирать такие детские вопросы и задавать их священнослужителям. Сегодня с ребятами беседует духовник Алексеевской женской обители в Москве, члена Союза писателей России, протоиерей Артемий Владимиров.

Почему святые на иконах не улыбаются?

Если Вы будете всех любить и не будете никого огорчать, то тогда, войдя в храм, Вы увидите, что святые, изображенные на иконах, взирают на Вас с явным ободрением. В этом легко убедиться, посмотрев хотя бы на одну из иерусалимских икон Богородицы, именуемую «Вифлеемская».
Приезжайте к нам, в Алексеевскую обитель, что в Красном селе. Я отведу Вас в нижний храм во имя иконы Казанской Божьей Матери, и Вы увидите, что в иконостасе и Господь, и Богородица улыбаются!
На всякий случай, советую Вам в день приезда хорошенько почистить зубы, умыться, причесаться, надеть праздничный костюм и исполниться светлых, добрых помыслов — тогда Вы точно разглядите улыбку на наших иконах…

Если Бог живет повсюду, значит, Он и в этой комнате, и в моем кармане?

— Бог, действительно, везде и всюду присутствует Своею благодатью. Точно так же, как на светлой поляне везде и всюду — солнечные лучи; точно так же, как мы со всех сторон окружены воздухом, которым дышим.
Воздух — и в комнате, и в кармане, и даже внутри нас. Будем только помнить, что Бог — свят и Он скрывается от тех, кто мыслит, говорит или поступает противно Его закону правды и любви.
Итак, если у тебя в комнате не убрано, игрушки разбросаны, под кроватью лежат запыленные носки, Господь этого не любит… В захламленной комнате даже человеку находиться неприятно!
Если у кого-то в кармане лежит сворованный фломастер, Боженька отвращается от воришки.
Не будем обольщаться!
Когда у нас в мыслях появляется настойчивое желание кого-то обидеть, оскорбить худым словом, если мы не чисты на руку или в душе прячется обида,- свет Божий покидает человека…
Конечно, Бог все видит и «мысли наши знает наперед», но коли ты хочешь наслаждаться общением с Создателем, то необходимо сохранять совесть в чистоте,- чтобы никакие худые мысли и дурные желания не свивали в твоем сердце змеиного гнезда.
Будь светлым душой — тогда и все внешнее: одежда, карманы, воротнички, портфель и его содержимое — будет чистым и красивым, не без наших стараний, конечно.

На каком языке разговаривали между собой Адам и Ева в Раю?

До того, как наши праотцы нарушили данное Богу обещание и согрешили, вкусив запретный плод , до того как стали, подобно нам, грешными и немощными людьми,- у них всё было особенное: и внешность, и одежда, и слова, и речь…
Мы пользуемся сейчас одеждой домотканой или изготовленной на фабрике, а Адам и Ева имели одежду нерукотворную, которая состояла из золотистых, самосветящихся нитей Божественной благодати.
Эта чудная одежда не теснила и не мешала им, у праотцев не было ни мозолей ни ссадин от райских сандалий. Адаму и Еве не нужно было сдавать свои наряды в химчистку, благодатные одежды не нужно было стирать.
Ведь они были вечными, нетленными и очень-очень красивыми!
А что можно сказать о речи наших прародителей?
Адам и Ева обменивались друг с другом мыслями, им не нужно было произносить звуки «р» или «л», «щ» или «г»…
Праотцы не нуждались в том , чтобы с помощью зубов, губ и дыхания изводить воздушную струю из гортани и таким образом формировать звуки, из которых составляются ныне наши слова.
Адам и Ева не занимались чистописанием и каллиграфией, они не посылали друг другу смс-ок, да и вообще, в Раю не было, как вы догадываетесь, никаких мобильных телефонов.
Но праотцам достаточно было подумать о чем-то хорошем, как мысль, словно бабочка «махаон» или «павлиний глаз», летела и садилась на сердце собеседника, как на благоуханный цветок.
Предположим, Адам мог пожелать Еве: «Доброе утро, как я рад тебя видеть, дай Бог тебе здоровья»… И Ева тотчас слышала голос Адама в своем сердце и улыбалась.
Мысль ее летела в ответ беззвучным импульсом: «Адам, супруг мой, месяц ясный, солнышко мое, разреши мне погулять с тобою по райским тропинкам и посмотреть, как ты общаешься с животными, называя каждое соответствующим его свойствам именем…».
Так они и общались, не раскрывая уст.Но слыша голоса друг друга в недрах души гораздо яснее и явственнее, чем мы, когда берем телефонный аппарат и прикладываем его к уху… Нужно заметить, что и после грехопадения, у нас сохранились остатки подобной «связи».
К счастью, полностью мы не растеряли эту райскую способность.
Называется она любовью.
Когда мама с нежностью смотрит на своего малыша и бессловно обращается к нему,
улыбаясь и целуя его в лобик, то из ее глаз льются светлые лучи. Эти лучи касаются бессмертной души младенца — и дитя улыбается маме своей лучезарной беззубой улыбкой…
Любящие друг друга супруги могут час или два не произнести ни единого слова, но просто сидеть рядом на скамейке, наблюдая в тишине, как солнце опускается за горизонт…
В эти безмятежные минуты дарят супругам мирное счастье…
А потом они обменяются впечатлениями друг с другом, и каждый согласится, что им тогда было даровано особое, таинственное общение душ… Священник, принимая исповедь своего духовного чада (а я думаю, что тебе уже приходилось рассказывать о своих грехах батюшке) посмотрит внимательно в глаза школьника и спросит: «Ну, что там у нас на сердце?» Если пастырь увидит, что подросток смущается и не может вымолвить ни слова, батюшка обязательно ему что-то подскажет.
Опытные священники, как правило, в своих «подсказках» не ошибаются.
Какое этому существует объяснение?
Люди, любящие друг друга, как будто бы читают книгу в сердце ближнего, который с доверием раскрывает её пред дружеским взором.

Первая встреча состоялась. Ждём следующей…